Буква это то что мы видим и пишем
Консультация для родителей «Букву мы видим и пишем, звук – произносим и слышим».
Консультация для родителей
«Букву мы видим и пишем, звук – произносим и слышим».
Важнейшим показателем подготовленности детей к школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.
Самой первой задачей обучения грамоте является развитие фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков: твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, основные и йотированные гласные.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
· Предложения состоят из слов.
· Слова состоят из звуков.
· Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные.
· В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
· На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
· Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
· Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
· Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
· Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
· Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ѐ» «ю» «я»).
· Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
· Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
· Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
· Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Называйте согласные звуки без призвука Э – не МЭ, а чистый звук М, так ка он звучит в конце слов, например, ДОМ, СОМ, ДЫМ. Предложите ребенку закончить слова ДО-М,
СУ-П, МА –К, и он произнесет согласный звук без призвука. Такой звук легко слить с гласным А-А-А-М, М-М-М-О. научите ребенка длительно тянуть первый звук (без перерыва, без остановки), пока он не сольется со вторым звуком. Таким образом, ребенок поймет, как звуки сливаются в слоги. Он не будет читать слово СТОЛ как СЭТЭОЛЭ.
Игры для развития фонематического слуха.
· Игра «Слова и фишки». Ребенку предлагается выложить столько фишек, сколько слов произнесет взрослый. Взрослый произносит три-четыре слова с небольшими интервалами.
· Игра «Какое слово встречается несколько раз?». Взрослый произносит слова, например, медведь, рысь, слон, жираф, медведь, белка, лиса, медведь, заяц, лось, медведь… ребенок должен назвать слово, которое встречается несколько раз. Цепочки слов различны.
· Игра Цепочка слов». Взрослый предлагает ребенку повторять те слова, которые начинаются, например, со звука О: автобус, ослик, утка, обувь. Овощи, август, игла, обруч, эхо, аист, окунь…
· Игра «Рассмотри картинки». Предложить ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите назвать предметы, изображенные на ней и определить первый звук в названии этих предметов.
· Игра «Найди букву». Выучив с ребенком букву, предложите ему найти ее в коротком тексте и, например, зачеркнуть. Посоревнуйтесь, кто выполнит задание точнее или быстрее.
Игра – основное занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. Поддерживайте интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте свои слова – перевертыши, добавлялки. Ребенок легче освоит чтение и письмо. Учите его, играя, весело и радостно. Успехов Вам!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Один год до школы. Грамота 5.
На этом занятии мы повторим пройденный материал, познакомим с терминами «Буква» и «Звук». Выучим букву «А, а».
— Давай мы поиграем в новую игру.
Телевизор
Гитара
Дом
Приятель
Друг
Лук
Луковица.
3.
— Сегодня мы познакомимся с буквой «А, а» и звуком [а].
— Посмотри, что изображено на картинке. Есть ли в словах, обозначающих эти предметы звук [а]?
— В каком слове этого звука нет?
— Посмотри на в предметы в нашей комнате и назови слова со звуком [а].
—
4.
— Давай сосчитаем звуки в слове «Аист». Сколько их? Где находится звук [а] в слове «Аист»? Раскрась этот квадратик красным цветом.
— На что похожа буква А а?
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
(Е. Тарлапан)
— Раскрась букву красным цветом.
— Дорисуй букву.
— Напечатай букву в тетради.
— Составь предложение по картинке. Составь схему этого предложения. Прочитай, как плачет девочка.
— Составь предложение по картинке. Составь схему этого предложения. Прочитай, как девочка качает куклу.
Обратите внимание ребёнка на знаки препинания в конце предложений. Объясните, что восклицательный знак ставится тогда, когда прочитать нужно громко, эмоционально.
Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!
Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем .
Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.
Звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:
Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.
Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.
Согласные звуки бывают :
— твёрдые – произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;
— мягкие – произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.
Например: [п’]= (пь), [к’]= (кь), [д’]= (дь).
Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б’], [т] – [т’], [л] – [л’] и т.д.
Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:
— всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];
— всегда мягкие согласные – [ч’], [щ’], [й’];
— звонкие согласные – произносятся с участием голоса.
Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».
— глухие согласные – произносятся без участия голоса.
Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.
Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:
— всегда звонкие – [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’];
— всегда глухие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки и буквы»
алёна корнейчук
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки и буквы»
ЗВУКИ И БУКВЫ.
Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется?
Из чего состоит наша речь? (из слов)
А слова? (из звуков)
Звуки мы произносим и слышим.
А буквы мы видим, пишем и читаем.
Звуки бывают гласные и согласные.
Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных Голос зовет, голос поет. Звук получается гласный.
Гласные звуки всегда обозначаются красным цветом.
Игровое упражнение «Назови картинки»
(Карточка с картинками: утка, игла, очки, автобус)
Согласные звуки.
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки петь не умеют, не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).
Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Посмотрите, есть согласные звуки, у которых в наряде есть и синий и зеленый цвет. Что это значит, как вы думаете, ребята? (предположения детей).
Это значит, что звуков два: и, твердый, и мягкий. Таких звуков много, посмотрите (педагог показывает звуки на доске).
Но есть звуки, которые или только твердые и мягкой подружки у него нет. Или наоборот, только мягкий звук, а твердой подружки нет.
Посмотрите, у мягких звуков есть справа вверху вот такая запятая. Она указывает на то, что звук мягкий. Это запятая называется апостроф.
Игровое упражнение «Назови картинки» Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука?
(Карточки- картинки: рубашка, ремень, белка, барабан, лампочка, лист)
Педагог уточняет у детей, чем отличаются гласные звуки от согласных?
(когда мы произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, а согласные встречают на своем пути преграду).
Физкультминутка У детей карточки с буквами. Бегают врассыпную, по сигналу –разделиться на 3 команды: гласные, твердые согласные и мягкие согласные.Три домика: синий, зеленый, красный.
Напомнить, что гласные звуки обозначаем красным цветом, а согласные – синим или зеленым цветом.
(Карточки с картинками: топор, ручка, окно, полотенце, лук)
(Карточки с картинками:игла, мяч, утка, зонт)
Ребята, мы все можем услышать звук, а можно ли его увидеть?
Звуки обозначаются на письме буквой. И на следующем занятии мы с вами начнем знакомиться с буквами.
Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» — гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Закрепление звука [К]-[К’], буквы К. Работа над предложением» Цель: Закрепление звука К (КЬ, буквы К. Работа над предложением Образовательные задачи: 1. Продолжать учить дифференцировать твердый звук.
Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши» Тема: Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Цель: познакомить с твердым согласным звуком ш, с правописанием сочетания ши;.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з’] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

Сценарий НОД по обучению грамоте: «Звуки [к] — [к], буква «К»» в подготовительной группе. Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте: «Звуки [к] – [к], буква «К»» в подготовительной группе Цель:.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С» 1. Коррекционно-образовательные цели. Закреплять навыки различения и произношения звуков С, СЬ в слогах, словах, предложениях; упражнять.
Урок обучения грамоте «Согласные звуки [з’], [з]. Буквы З, з» Урок обучения грамоте по теме: Согласные звуки /з’/, /з/. Буквы З, з Цели урока: • создать условия для знакомства с новыми звуками /.
Знакомимся с буквой «Я»
Сегодня с нами буква Я.
Интересная аналогия: человек, который хочет выгородиться (поставить себя на первое место), как правило, налево и направо говорит: «Я сделал то-то…. Я такой-то… Я…Я…Я…».
А слушающие его с ухмылкой (ну, или с негодованием) отрезают: «Я — последняя буква в алфавите».
Что они хотят этим сказать?
А сказать хотят, чтобы не высовывался со своим вездесущим «Я», потому что скоромнее надо быть по жизни.
И решила Я познакомиться с «Я» поближе. Узнала о ней много интересного, поэтому решила и вас с ней познакомить.
История буквы Я
Буква Я — важный элемент в любом кириллическом славянском алфавите. Даже некоторые неславянские языки в своей кириллической письменности имеют Я, я.
В алфавитах разных языков различное количество букв. Буква Я последняя в алфавите русского языка.
Тридцатая — в болгарском, тридцать вторая — в белорусском.
В азбуке буква называется «я», однако в её составе в церковнославянской азбуке объединены две буквы — «юс малый» и «А йотированное».
Почему буква Я в алфавите последняя?
Когда-то давно в русском алфавите на последнем месте стояла другая буква — «Ижица». Она использовалась для обозначения «и» в редких словах греческого происхождения.
Перед ней, т.е. на предпоследнем месте алфавита, занимала место другая не менее странная буква, которая была в употреблении до конца XIX века. Называлась она «фита».
Когда началось удаление букв из алфавита?
В период советской власти было принято решение на последнее место переместить букву «Я», так как «ижица» к тому времени уже практически не использовалась.
Лишь в церковных текстах можно было увидеть её.
Интересно, что большевики не среагировали на удаление Ижицы из алфавита, тогда всем показалось, что власть решила просто отказаться от одного из таинств — миропомазания.
Ведь Ижица употреблялась в слове «миро». И отказавшись от буквы, входящей в состав данного слово, многим казалось, что и само подаяние даров Святого Духа было отменено как средство для укрепления его духовной жизни.
Удаление «ижицы» не было задокументировано, а вот ликвидация «фиты» стало окончательным назначением буквы Я в качестве завершающей русский алфавит.
Мнения людей об удалении букв
Учёные люди того времени почувствовали некую злонамеренность новых властей, пришедших в страну вместе с революцией.
Им казалось, что удаление из алфавита двух букв сделано намеренно для размещения в конце алфавита буквы, которая выражает человеческую индивидуальность.
Произношение и написание «Я»
Если мы вслушаемся в звучание буквы, при этом произносить будем продолжительно, то услышим следующие звуки [й-а-а-а-а-а-а].
Раз буква при звучании тянется, то это гласная.
Буква Я состоит из двух звуков согласного короткого звука [й] и гласного звука [а], и её можно пропеть. Эта звуковая особенность называется йотированием.
Я = [й′] [а] — так обозначаются звуки, входящие в букву Я в транскрипции.
Видим, что буква одна, а звуков в ней два, один из которых Йот — является согласным. На письме обозначается как Й, поэтому и называется йотированным.
В начале слова или после гласных букв и разделительных знаков мы слышим согласный Й, а затем гласный звук А.
После согласных Я часто смягчает их: ляпа. Здесь Л произносится мягко благодаря Я.
Но это только если «я» находится в позиции ударного слога.
В безударном положении «я» как бы повторяет звуки Е и И: поля — поле.
Если Я слышится после шипящих (ч, щ, ш, ж), гортанных (х, г, к), после ц, это не значит, что она после них пишется. Вовсе нет. Пишем в этих случаях «а».
Это правило не распространяется только на иноязычные слова, такие как: Шяуляй, Джяковица, Мкртчян и т.д. Здесь мы пишем «я» даже после шипящих.
Буква «Я» в слове бывает отдельным слогом, в предложении — самостоятельным словом. В некоторых случая буква Я выступает в качестве целого предложения, например:
— Кто пойдёт в музей на следующей неделе?
Стихи о букве Я
Буква эта ясная, яркая, прекраснаЯ.
Любит буковка моЯ
Все слова, где буква Я.
И в начале, и в конце:
И на Яхте, и в Яйце.
На полЯх — тут в середине.
Есть у Али, нет у Нины.
Посмотри внимательно —
Буква занимательна!
Буква Я жила в яйце.
В начале слова, не в конце.
А потом, такая краля,
Расплодилась в слове «ляля».
Выжила все гласные.
А рядышком согласные.
В «ляле» Я прижилась,
С согласной Л сдружилась.