Булгаков собачье сердце в чем ошибка профессора преображенского
Урок – исследование с использованием ЦОР «В чем ошибка профессора Преображенского?» (по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
Урок – исследование с использованием ЦОР
«В чем ошибка профессора Преображенского?»
(по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
— Повесть «Собачье сердце» была написана в1925 году, но писатель не увидел ее напечатанной. В России произведение было опубликовано лишь в 1987 году.
Ответы учащихся (чаще всего ответы учащихся сводятся к эксперименту профессора Преображенского)
Учитель задает проблемный вопрос: «А что понял в финале повести профессор Преображенский? В чем заключается его ошибка?»
Разные мнения учащихся приводят к проблемной ситуации, в ходе решения которой ученики придут к более глубокому осмыслению произведения.
Сообщение ученика об истории создания повести «Собачье сердце» (предварительное домашнее задание)
В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными (не исключающими насилия) методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека писатель относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.
— «Сатира создается тогда, когда появится писатель, который сочтет несовершенной текущую жизнь, и, негодуя, приступит к художественному обличению ее. Полагаю, что путь такого художника будет весьма и весьма труден». (М.А.Булгаков)
Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? ( Сатира – вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни).
Традиции каких русских сатириков продолжил М.Булгаков? ( М.Е.Салтыкова-Шедрина, Н.В. Гоголя).
Аналитическое групповое исследование :
Каким предстает перед нами профессор Преображенский? Случаен ли выбор фамилии профессора? Как автор относится к своему герою в первой части повести? Что можно сказать об образе жизни и взглядах профессора?
Каковы его нравственные принципы? В чем суть отношения профессора к новому строю?
С какой целью профессор подобрал бездомного пса? Зачем он проводит экспериментальную операцию?
6 слайд (просмотр кинофрагмента)
Какое будущее предсказал Булгаков Швондеру устами профессора Преображенского? Сбылось ли это предсказание?
Сравните теории воспитания профессора и доктора Борменталя. Какая и почему оказалась результативнее? Как повлияли результаты эксперимента на профессора и его ассистента? Меняется ли авторское отношение к профессору на протяжении повести? С чем связаны эти изменения?
Что понял профессор Преображенский к концу повести? В чем его ошибка? О чем предупреждает автор своего читателя? (Профессор Преображенский приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.
Булгаков считает, что строительство социализма – это тоже эксперимент. Новое общество создаётся путём насилия, к чему автор относится отрицательно. Для него это нарушение естественного хода событий, которое окажется плачевным для всех.
В отличие от благополучного финала гениальной книги Михаила Булгакова, в реальной истории все сложилось иначе. После революции 1917 года к власти в СССР пришли многочисленные шариковы во главе со швондерами. Гордящиеся своим пролетарским происхождением, бесконечно далекие от знания законов истории и экономики, подменившие подлинную культуру и образованность неумеренными «вокальными порывами», эти маргиналы с «разрухой в головах» довели свою страну до неслыханной в мировой истории социальной катастрофы. Мы до сих пор залечиваем раны кровавой исторической «операции» 1917 года.
«Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни. Платить и в переносном и в буквальном смысле слова.
Платить за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрьских, за самостийных изменников, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег… за все!
И только тогда, когда будет уже очень поздно, мы вновь начнем кой-что созидать, чтобы стать полноправными, чтобы нас впустили опять в версальские залы.
Кто увидит эти светлые дни?
О нет! Наши дети, быть может, а быть может, и внуки, ибо размах истории широк, и десятилетия она так же легко «читает», как и отдельные годы.
И мы, представители неудачливого поколения, умирая еще в чине жалких банкротов, вынуждены будем сказать нашим детям:
– Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!»
Ответьте письменно на вопрос: в чем смысл финала повести?
При подготовке к уроку были использованы материалы:
Страшная ошибка профессора Преображенского. Новый взгляд на “Собачье сердце”
Вместе с маститым художником Богорадом продолжаем социальный проект – напоминаем народу, какие книжки он когда-то читал, но забыл, про что там написано. Сейчас объясним про «Собачье сердце» – не все там просто.
Сюжет такой. 1920-е годы. Советская власть. Москва. Крайне симпатичный профессор Филипп Филиппович Преображенский живет и в семикомнатной квартире и там же практикует – омолаживая пациентов, пересаживая им то одно, то другое от животных. Пересадил женщине яичники обезьяны – сразу не женщина, а конфетка. А потом проводит эксперимент наоборот – собаке Шарику пересаживает гипофиз вора и балалаечника Чугункина. Собака превращается в человека – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Шариков оказывается хамом и пьяницей, попадает под коммунистическую пропаганду Швондера, считает себя пролетарием. В итоге профессор делает Шарикову обратную операцию – он опять превращается в собаку.
Тут стоит заметить, что кроме медицинской практики и наблюдений за странностями советской жизни профессор Преображенской на протяжении всей книги ведет борьбу за квартиру: то его пытаются уплотнить, то Шариков требует себе жилплощадь. Некоторые из этого делают вывод, что профессором вообще двигают меркантильные жилищные интересы. Но мы эти инсинуации отвергаем, потому что нам с Богорадом профессор нравится.
Другое дело – изготовление из собаки человека. По сюжету это получилось у профессора случайно, но с другой стороны – в точно отмеренный час. Новый человек Шариков появляется на свет в ночь с 6-го на 7 января – на православное Рождество. То есть налицо попытка создать нового Христа. Но попытка, признанная самим создателем неудачной.
Художник Богорад говорит, что если посмотреть на историю с собакой Шариком с точки зрения собаки Шарика – то это вообще кошмар. И налицо жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ – до трех лет лишения свободы).
Не споря с большим художником, мы заметим, что профессор Преображенский на самом деле сделал только одну ошибку – не у того взял гипофиз. Если бы он воспользовался гипофизом не рецидивиста, алкоголика и балалаечника Клима Григорьевича Чугункина, а какого-нибудь нежного, интеллигентного человека, то и история пошла бы совсем по-другому.
Всегда надо думать, из какого тела гипофиз вынимать.
Сочинение на тему: Почему ошибся профессор Преображенский (повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Почему ошибся профессор Преображенский (повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»)
Главный герой повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессор Филипп Филиппович Преображенский — потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик, вынужденный заниматься своими научными опытами в послереволюционной Москве 20-х годов, где власть принадлежит по преимуществу людям невежественным, самоуверенным и наглым. Он мечтает превратить собаку в человека. Однако эксперимент завершается полной неудачей. Милый и добрый пес Шарик воспринял только худшие черты своего человеческого донора — пьяницы и хулигана пролетария Клима Чугункина. В финале он, подстрекаемый председателем домкома Швондером, даже пишет донос на своего создателя и благодетеля, чтобы завладеть его жилплощадью и профессору Преображенскому не остается ничего другого как вернуть новоявленного агрессивного члена общества Полиграфа Полиграфовича Шарикова в первобытное собачье состояние Филипп Филиппович предвидит, что может натворить Шариков если его вовремя не остановить: «…Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки». Булгаков словно предвидел волну репрессий второй половины 30-х годов, которая обрушилась уже на самих коммунистов. Тогда шариковы действительно расправились со швондерами. Профессор Преображенский думает, что можно вложить в душу Шарикова доброе начало, воспитать его в соответствии с собственными, Филиппа Филипповича, представлениями о нравственности. Он наивно думает, что достаточно заставить всех следовать установленному порядку, обеспечивающему всем благоприятные условия труда и заинтересованность в результатах своей деятельности, чтобы исчезли швондеры и каждый смог заниматься своим делом. Преображенский разъясняет, что такое разруха: «Это — мираж, дым, фикция. Что такое эта ваша «разруха»? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах». Профессор точно подметил, что советская пропаганда делала из разрухи неуловимую мифическую злодейку, стараясь скрыть, что первопричина — в проводившейся большевиками политике военного коммунизма, из-за которой люди отвыкли честно и добросовестно работать, утратили стимулы к производительному труду, нравственно деградировали. Разрухе Филипп Филиппович противопоставляет порядок: «Городовой! Это и только это! И совершенно неважно — будет ли он с бляхой или же в красном кепи. Поставить городового рядом с каждым человеком и заставить этого городового умерить вокальные порывы наших граждан. Я вам скажу… что ничто не изменится к лучшему в нашем доме, да и во всяком другом доме, до тех пор, пока не усмирите этих певцов! Лишь только они прекратят свои концерты, положение само собой изменится к лучшему!» Однако оказалось, что даже появление на улицах Москвы большого числа милиционеров в красивых красных кепи само по себе не способно изменить положение к лучшему. Только на горьком опыте с Шариковым Преображенский убеждается, что одних внешних условий для изменения человеческой природы и создания цивилизованного общества явно недостаточно. Своему ассистенту доктору Ивану Арнольдовичу Борменталю он признается: «Я хотел проделать маленький опыт… И вместо этого что ж получилось. Боже ты мой. Доктор, передо мной — тупая безнадежность, я, клянусь, потерялся. Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, и поймите, что коты — это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно челов еческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе». Единственный способ обуздать новоявленного монстра — это провести операцию по восстановлению его собачьего облика и сущности. Такую операцию Преображенский и Борменталь успешно проводят в финале повести. Зловещий Полиграф Поли-графович, пьяница, дебошир и доносчик, успевший уже вписаться в советское общество и сделавший блестящую карьеру в подотделе очистки Москвы от бродячих животных Москоммунхоза, вновь становится симпатичным и добросердечным псом Шариком.- В жизни, однако, шариковы очень скоро одолели Преображенских и борменталей.
Булгаков в «Собачьем сердце» пародировал усилия большевиков создать «нового человека», путем тотальной пропаганды создать идеальный тип строителя социалистического общества, человека, который не был бы обременен грузом прежней, дореволюционной культуры и нравственности. Полиграф Полиграфович Шариков девственен в культурном отношении и освобожден от такой химеры, как совесть. В этом его огромное преимущество перед Филиппом Филипповичем Преображенским и секрет его идеальной приспособленности к жизни в социалистическом обществе. Данное обстоятельство и не учел гениальный, но политически наивный профессор.
.
Опыт и ошибки в повести «Собачье сердце»
Автор: Guru · 17.03.2017
Все мы совершаем ошибки, ведь если их не совершать, мы не сможем приобрести жизненный опыт. Ошибаться не стыдно, это необходимо для развития человека. Однако каждый из нас должен помнить, что он, именно он несет ответственность за все свои поступки: правильные и неправильные. К сожалению, не все готовы ее нести, поэтому свои ошибки исправляет далеко не каждый.
Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу примеры из литературы. В антиутопии Булгакова «Собачье сердце» Филипп Филиппович совершает прорыв в науке: превращает собаку в человека. Этот рискованный эксперимент оборачивается для профессора небывалым успехом, однако появились и плохие последствия: новый человек перенял повадки уличного хама, генетический материал которого лег в основу Шарикова. Таким образом, ученый воскресил погибшего человека, но перевоспитать его не смог. Тогда он понял, что наука не может выходить за рамки этически и естественно дозволенного. Филипп Филиппович исправил свою ошибку: он уничтожил свое творение и все вернул на свои места. Вот, что значит нести ответственность за свои поступки. Ученый поставил ее выше признания и своих амбиций.
Другой пример из того же произведения – это сам Шариков. Сколько бы он не ошибался, его все равно тянуло сделать это вновь. Он ничего не в состоянии был исправить, так как не чувствовал за собой вины и был глух к нуждам общества. Этот человек приставал к горничной Филиппа Филипповича, воровал еду, портил мебель и часто хамил своему создателю. Он научился только «качать права», но игнорировал все свои обязанности по отношению к людям. Именно это было его главной ошибкой, которую он исправлять не хотел. Поэтому профессор был вынужден отнять дарованную им жизнь: кто-то же должен нести ответственность за свои поступки, иначе мир погрузится в хаос.
Таким образом, я пришел к выводу, что человеку можно и нужно ошибаться, но при этом он должен нести ответственность за свои деяния. В противном случае общество от него отвернется, и судьба его будет незавидна.
Ошибка профессора Преображенского
Почему повесть Булгакова до сих пор так актуальна в России
Высокий, статный, эффектный брюнет – профессор Преображенский. Но где же убеленный сединами мэтр? А вот этот здоровяк – Шариков? Где плюгавенький человечишко? А нету. Спектакль «Собачье сердце» (16+), премьера которого состоится 11 и 12 июня в Приморском академическом театре имени Горького, оставляет стереотипы по поводу великого произведения Булгакова за бортом и ищет истину. Вместе со зрителями.
Альтернативная реальность, очень знакомая
Режиссер спектакля Сергей Руденок, уже поставивший на сцене театра спектакль «Ковбой. Король. Великолепный» (16+), говорит, что много лет знал, про что будет делать «Собачье сердце», если предложат осуществить такую постановку. И вот…
– Главный режиссер театра имени Горького Ефим Звеняцкий очень серьезно относится к выбору репертуара, – рассказывает Сергей Руденок. – Мы долго искали с ним пьесу, просмотрели немало вариантов, но все было не то. А однажды Ефим Семенович вдруг сказал: «Собачье сердце» бы поставить, такой актуальный материал». Я вздрогнул: у меня в голове давно уже живет мысль о Булгакове, я всегда знал, про что и как поставлю «Собачье сердце», если получится. Так вот все и совпало.
Мы с Ефимом Семеновичем сразу же решили уйти от привычных штампов и реалий: кожаные куртки, красные косыночки, 20-е годы, историческая реконструкция… Это уже было сделано, и замечательно сделано, великим Бортко в сериале с Евстигнеевым. И не надо пытаться с ним соревноваться. Еще во время первых обсуждений будущего спектакля мы с Ефимом Семеновичем сошлись во мнении, что материал надо осмыслять через день сегодняшний, это была главная задача. Сейчас нужны другие смыслы. На эту задачу работал и художник-постановщик спектакля Андрей Климов, и музыка под нее подбиралась, и костюмы придумывали.
Да, я долго искал ту точку, которая выстроит всю структуру спектакля, искал решение. Пока не пришла мысль: ведь мы, по сути, сегодня живем внутри ток-шоу. Вот ведущие, вот публика, вот ассистент стоит с табличками за кадром и показывает, что нужно изобразить: вот мы все дружно сочувствуем, вот мы все разгневаны, а вот поднимается табличка «аплодисменты». Так и нашлось решение.
Я дал спектаклю подзаголовок «Альтернативная реальность». Но думаю, что можно было дать и такое определение: «Ошибка профессора Преображенского». Глобальная ошибка. Ошибка в ответе на вопрос: эволюцией или революцией должно двигаться человеческое общество? Где та грань, за которой уже невозможно дожидаться эволюционного финала? Повесть Булгакова «Собачье сердце», как и все его произведения, полна загадок. В ней многое зашифровано, ведь творил писатель в сложные времена…
Заданные в повести вопросы были актуальны вчера, актуальны они сегодня и не потеряют своей остроты завтра. Особенно в России, которая постоянно живет в состоянии социального эксперимента. Да и в мире тоже, вы только посмотрите, что творится… Вот и задумаешься, почему в который раз люди берутся, образно говоря, за скальпель и начинают кромсать – пациентов или страну – в попытке преобразовать все исключительно из лучших побуждений. И в итоге натыкаются на то, что получается монстр, который начинает пожирать своих создателей и все вокруг.
Кстати, вы же помните, что профессор Преображенский вовсе не стремился создать искусственного человека, превратить пса в хомо сапиенс. Он занимался «улучшением человеческой породы», евгеникой, а эксперимент с Шариком и Климом Чугункиным просто завершился не так, как предполагал Преображенский. И он очень быстро понял свою ошибку. Не зря его слова о милейшем псе, который превратился в чудовище, звучат так горько. Доброе, честное, чистое собачье сердце Шарика не допустило бы того, на что оказался способен Клим Чугункин…
Шариковым впору малиновые пиджаки
Сергей Руденок многое повернул в «Собачьем сердце» не так, как мы привыкли или ожидаем. Актер Андрей Касницкий – красивый молодой мужчина – играет профессора Преображенского. Шарикова – большой, крупный Денис Неделько. А доктора Борменталя, которого мы традиционно представляем как юного ученика, глядящего в рот умудренному жизнью корифею, играет Сергей Гончаров. В версии режиссера он военный врач, побывавший на войне и много повидавший. Что тоже не противоречит, кстати, Булгакову, ведь стоит только вспомнить, в какое время происходит действие пьесы. 20-е годы, еще не отгремели крестьянские бунты, только-только завершилась Гражданская война. Разве не мог прийти на кафедру к гениальному профессору именно молодой малоопытный врач?
– Никакого образа убеленного сединами мэтра – Преображенского! – говорит режиссер. – Я глубоко убежден, что можно быть мудрым, понимать жизнь и при этом не быть старым. Разве гении обязательно старики?
И Денис Неделько потому выбран на роль Шарикова. Мелкая, гадкая душонка необязательно должна жить в маленьком, тщедушном теле. Сколько угодно примеров тому, как подлая сущность прорывается в эффектных, статных людях высокого роста… Да вы вспомните лихие 90-е. Разве тогда не всплыли на поверхность сотни и тысячи спортивно сложенных, крупных мужчин, которые по сути были Шариковыми? Здоровенные детины в «Адидасах» и малиновых пиджаках…
Профессор Преображенский в моем понимании – рыцарь. Он чувствует свою ответственность за Дарью Петровну, за Зину, за своих пациентов. Именно поэтому, осознавая нарастающее давление на свой мир, он все равно не уезжает, хотя его готовы принять в любой стране. Он понимает, что совершил ошибку, и пытается ее исправить. И ему вроде бы даже удается…
Сергей Руденок уверен, что зритель вместе с автором, с Михаилом Булгаковым, будет искать ответ на вопрос «эволюция или революция?» и найдет его в спектакле.
– Знаете, автор и режиссер всегда находятся в некоем диалоге во время работы над спектаклем, и режиссер всегда несет ответственность лично перед автором, – говорит Сергей. – Ни перед кем отчитываться, уверен, он не обязан – только своим сердцем перед автором. Если режиссер чувствует, что не погубил, не исковеркал произведение, то все складывается правильно. С «Собачьим сердцем» все именно так.
Кстати
С постановкой «Собачьего сердца» связана почти мистическая история. 15 мая режиссер и актеры, исполняющие главные роли, поехали в один из городских питомников для животных, чтобы снять видеоролик для рекламы спектакля.
– И там в вольере мы увидели самого настоящего Шарика, – говорит Сергей Руденок. – Вот один в один. И глаза такие же. Тоскливые, измученные. Оказалось, что это молодая бездомная собака, которую в питомник привезли, чтобы провести стерилизацию и потом снова выпустить – в никуда… Пока мы снимали ролик, она так на нас смотрела – сердце сжималось. Когда мы уезжали, то написали в соцсети пост о ней в надежде, что найдутся добрые руки, которые заберут собаку, что она найдет дом. А потом вспомнили, что именно 15 мая – 130-летие Михаила Булгакова. Ну как тут не поверить в мистические совпадения.