Буллпап что это такое
История тульского булл-папа
Пионеры советского булл-папа
По мере изучения советской оружейной истории исследователи сначала называли автором первого советского булл-папа Г.А. Коробова, участвовавшего в конкурсе на разработку автомата 1946 года. Затем появилась информация о чуть более раннем образце конструкции С.А. Коровина, появившемся в том же 1946 году. А сегодня известно, что ещё раньше, в 1944-1945 годах, соперником автомата А.И. Судаева АС-44 был булл-пап автомат С.А. Прилуцкого. Вероятно, последнему из них и можно было бы отдать пальму первенства за право быть пионером советского булл-пап автомата, если бы не одно «но». Последние исследования указывают на то, что авторство автомата Прилуцкого на самом деле принадлежит К.А. Барышеву, а изготовлен образец на несколько лет позднее.
Тем не менее, такой подход Коровину не помог, а его проект комиссия отклонила на начальном этапе. Причины такого решения всё ещё скрыты в архивных документах, однако известно при довольно компактных габаритах автомат Коровина по массе почти на килограмм превышал тактико-технические требования. Узнать, как могла бы сложиться судьба дальнейших работ Коровина (в том числе и над экспериментами с булл-папами), нам не суждено — конструктор ушёл из жизни в апреле 1946 года. К тому же фактически получается, что конструкция Коровина комиссией рассматривалась в июле 1946 года, то есть уже после смерти автора.
«Вселенная» Коробова
В заветную десятку проектов, отобранных для участия в конкурсе 1946 года, попал ещё один туляк — Г.А. Коробов, представлявший ЦКБ-14. Конструкция Коробова, как и Коровина, имела компоновку булл-пап и приемлемые весовые характеристики. Более того, проект Коробова удостоился присуждения третьей премии, уступив лишь разработке Н.В. Рукавишникова (первую премию не заслужил ни один из проектов). Автоматы Коробова ТКБ-408, как и другие пять участников, проходили полигонные испытания сначала в декабре 1946 года, а затем в июне-августе 1947 года. Шестым должен был стать вышеупомянутый образец К.А. Барышева, который до этих испытаний по какой-то причине не добрался.
Ещё одной особенностью можно назвать рукоятку перезаряжания, неподвижную при стрельбе. Фиксация магазина происходила с помощью защёлки на конце рукоятки. Впрочем, все эти особенности не помогли Коробову в конкурсной борьбе. Более того, ТКБ-408 выбыл из борьбы раньше срока по причине частых и трудно устранимых задержек. А такие особенности, как совмещение шомпола и направляющего стрежня возвратной пружины, в этом случае не помогли, а наоборот помешали. При этом специалисты отметили перспективность «схемы Коробова» и желательность дальнейших исследований такой компоновки.
Работы Афанасьева
Ещё одним новатором отхода от классической компоновки автоматы был представитель тульского ЦКИБ СОО Н.М. Афанасьев. В 1955 году появился его первый подобный образец. Произошло это в самый разгар работ над лёгким автоматом, которым позже станет АКМ. Схема булл-пап в то время (после вполне удачного коробовского ТКБ-408) активно рассматривалась в качестве альтернативы классике, которая позволяла инженерам значительно уменьшить вес и габариты системы. А ведь согласно новым ТТТ 1955 года автомат должен был весить на целый килограмм меньше не так давно облегчённого АК. При этом сам Коробов участвовал в конкурсе с автоматом стандартной компоновки.
Наиболее поздний вариант ТКБ-011-2М имеет деревянные детали и магазин повышенной ёмкости. Изменения коснулись и элементов автоматики. Рукоятка затвора получила не прямолинейный, а дугообразный путь движения. Окно выброса гильз перенесли в место снизу приклада возле окна магазина. Как видно, технические решения Афанасьева также были довольно оригинальны, как и у его земляка Коробова. Дальнейшее продолжение линейки своих автоматов ТКБ-011, начиная с 1966 года, было выполнено уже в классической компоновке.
