Бум зум что это
Что такое Бум-зум?
Для выполнения соколиной атаки нужно набрать высоту, выбрать цель, спикировать на нее, атаковать, не ввязываясь в маневренный бой, и вновь уйти на высоту, включив форсаж. Главным законом при выполнении бум-зума можно назвать закон сохранения энергии, не растрачивайте энергию самолета на маневры, используйте скорость для ухода на высоту, а высоту используйте для набора скорости.
Как выполнять бум-зум?
Для того чтобы понять как выполнить прием бум-зум посмотрите отличное видео от Vlad Likhovidov:
Почему может не получаться прием бум-зум?
При выполнении бум-зума, пожалуй, самой распространенной ошибкой является ввязывание в маневренный бой, ведь цель уже дымится и кажется нужно еще чуть-чуть. Гоняться за недобитком в виражах не стоит, в этой погоне вы растеряете вся скорость, а значит и энергию и не сможете вернуться наверх, и оставшись внизу вы уже цель для другого бум-зумера.
Также стоит помнить, что не любой самолет пригоден для бум-зума. Для соколиной атаки нужен скоростной самолет, способный хорошо набирать скорость в пикировании, и позволяющий забраться выше чем многие конкуренты.
При выполнении бум-зума следует контролировать скорость, если вы будете подлетать к цели слишком медленно она может догнать вас, после атаки, а если лететь слишком быстро, то самолет может стать мало управляемым, а то и вовсе остаться без крыльев.
Видео об ошибках при выполнении бум-зума
Основные ошибки, с которыми сталкиваются пилоты при выполнении бум-зума, изобразил Vlad Likhovidov в видео ролике:
Бум зум что это
Один хороший вирпил сказал, что в идеале сбивать противника надо так, чтобы он вообще не понял, что произошло, и кто его сбил. Такого эффекта можно добиться, применяя тактику БУМ-ЗУМ.
Бум-зум можно перевести, как ударил-убежал. Любой уважающий себя пилот с большим удовольствием расскажет вам, как и что надо делать при бум-зуме, но правильно и эффективно умеют это делать считанные единицы.
Эта тактика достойная особого внимания, потому как использовалась многими немецкими и русскими асами. Суть её в следующем. Имея громадное приемущество в высоте по сравнению с обнаруженным противником (разница может составлять от 1000 до 4000 метров) пикируем на него сзади и разогнавшись до предела, атакуем с задней полусферы. Противник нас, как правило, не видит вследствии нашего большого превышения и быстрой атаки на него. Он летит прямо и не маневрирует. Скорость его от 250 (в наборе высоты) до 450 (если он в горизонтальном полёте). Наша скорость на пикировании (в зависимости от самолёта) доходит до 650-850. Целимся в неманеврирующего противника (он же нас не видит), стреляем. После атаки, имея запас скорости, плавно уходим вверх под углом градусов 30-35. Дальше просто выходим из зоны видимости противника плавным климбом в свою сторону или в сторону солнца. И сваливаем подальше от этого места. Мы не вступаем с ним в бой, а убегаем от противника, независимо от результата стрельбы по нему. Вот как описывает классический бум-зум Хартман: “Я никогда не придавал большого значения воздушному бою. Я старался не ввязываться в воздушные бои с русскими. Моей тактикой была внезапность. Подняться выше, если это возможно, зайти со стороны солнца. девяносто процентов моих атак были внезапными. Если я сбивал один самолет, я выходил из боя, делал перерыв и вновь наблюдал за ситуацией. Поиск противника зависел от того, где шла борьба на земле, и от визуального обнаружения целей. Наземные станции сообщали нам по радио о позиции противника, давая координаты по карте. Поэтому мы могли искать в нужном направлении и выбирать наилучшую высоту для атаки. Если я патрулировал, то предпочитал атаку на полной скорости со стороны солнца снизу, потому что вы можете заметить противника очень далеко на фоне покрытого облаками неба. Тот пилот, который увидит другого первым, уже наполовину одержал победу”
Вот примерный трек классической БУМ-ЗУМной атаки:
Разбор трека:
Мои ошибки: на какой-то момент я потерял жертву из вида на пёстром фоне ландшафта. Это была единственная моя ошибка.
Ошибки противника: тут всё ясно, взлетел и почесал себе по прямой, а что там за спиной ему пофигу. Результат – могила.
Именно такой тактикой Хартман настрелял за войну просто чудовищное количество самолётов и это количество не даёт покоя до сегодняшних дней многим историкам. Самый важный момент после атаки убегаем и смотрим по сторонам. Я особо выделил этот этап боя, потому что большинство вирпилов ошибочно считают продолжение боя с поврежденным противником дальнейшим Бум-Зумом. А это в моей терминологии уже не бум-зум, а бой на вертикали. Да, конечно можно вступить и в такой бой, если достоверно известно, что в радиусе как минимум 30 км нет товарищей того, кого мы атакуем. То есть если на сервере из противников только он и всё. Или ещё кто-то, но совсем в другом районе. Но в большинстве случаев при достаточном количестве игроков мы не знаем где они находятся, и это будет уже не БУМ-ЗУМ. Противник может быть совсем рядом и уже целится в вас. А повреждённый противник, как правило, сразу же направляется к своему аэродрому со снижением. Естетственно, снижаться нам резона нет никакого. Мы должны летать высоко, что-бы был шанс остаться в живых. Вот, кстати пример трека, как мне на шесть чуть не сел ЛаГГ-3, а всё из-за того, что я начал заниматься добиванием.
Разбор трека:
Мои ошибки: я уже разобрал – в обоих случаях мои действия были рискованы, так как это был не чистый бум-зум а бум-зумная атака с добиванием. Показательно то, что Бумзумить на мессе не так то просто. Вооружение не то.
Ошибки противников: Як молодец, потому что заметил меня. Он мог спастись, если бы не вставал в тупой вираж, а делал бы вертикально-горизонтальные манёвры уклонения, использую близкую облачность, а так я просто задрал прицел на упреждение и крыла у Яка не стало. А вот Лагг немолодец. Неувидел меня и после первой же атаки не мог маневрировать. Скорее всего я выбил у него рули высоты, а может и всё вместе и рули высоты и элероны. Это было видно по тому, что он летел чисто по прямой, но в конце всётаки пошёл на горку.
Кому-то бум-зум может показаться скучным занятием и даже неинтересным. Лично я в бум-зуме нахожу прелесть в схожести с охотой. Я охотник и ищу жертву. У неё есть два пути: либо погибнуть, либо ей повезёт и она останется жива и доползёт до филда (возможность промаха, конечно, имеется, но всёже в 90% случаев противник падает). В иных случаях тактика бум-зума рассматривается мной как единственно-возможная. Например, как-то раз на сервере за синих остался только я. Против меня играло человек 5-6 красных. Половина из них пошла штурмовать наземку, а вторая половина стала искать меня. Я забрался на 9000 и сбил таки одного зазевавшего противника, потом естетственно нужно было убегать подальше, потому, как все остальные истребители тут же устремились в квадрат падения красного самолёта. При открытом бое у меня шансов небыло бы вообще. Либо они меня бы сбили, либо я в лучшем случае, в конце концов, так бы и сбежал.
Бум-зум также хорош, когда происходит одна большая свалка у земли между противоборствующими филдами и если эти филды находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Это классическая свалка. Самолёты взлетают с двух сторон и не успев набрать высоту сразу оказываются в гуще событий. В такой свалке выживают единицы. Но всё же кто-то не хочет сразу идти в свалку, а набирает высоту уходя сначало в сторону от свалки. Вот эти ребята как раз и есть клиенты для бум-зумера. Ну, вобщем бум-зум тоже интересен, но интересен по своему. При выборе такой тактики должна быть сто процентная выдержка. Вы можете отлетать полчаса и никого не найти. Но если вы переборете желание скорейшего драйва, то в конце концов будете вознаграждены – опыт бум-зумных полётов сделает своё дело и “рыбные” места вы будете просто чуствовать спинным мозгом.
Для тактики бумзума нужен специальный самолёт, у которого имеется две бум-зумные характеристики.
Первая это возможность удрать после атаки. Например, если мы возьмём И-16 и спикируем, развив скорость 600 (больше-развалится) например на Мессер Фридрих (BF-109 F4), то в случае неудачной атаки у нас просто не будет шансов убежать. Нам придётся вступить в бой, где нас возможно собьют. Поэтому такой самолёт для бум-зума не годится. Самолёт должен быть быстрее, чем у противника или скороподъемнее, что в конечном итоге позволит убежать пускай не в горизонтальном полёте, так хоть в климбе. Например, Г-2 против Ла-5ФН подойдёт вполне.
Лучше всего для такой тактики подходит FW-190. Он просто создан для бум-зума. 4 пушки по 20 мм и плюс 2 пулемёта по 7 мм это сила. Вот коротенький трек, который показывает, как мой FW-190 A6 в щепки разносит Ла-5Ф с первого залпа.
Из трека видно. что первые снаряды пошли мимо, но, наведя трассы на цель, Лавка взорвалась в воздухе. Фока хороша не только вооружением. Большим преимуществом фок является большая скорость на пикировании. В основной своей массе фоки легко выдерживают 820-840 км в час. Кроме того, в отличие от тех же мессеров и всех Советских самолётов Фоки имеют очень хорошую управляемость на больших скоростях. Сядте на Мессер и разгонитесь до 650-700 и управление на нём становится вялым, он становится неманёвренным. На фоке же чем выше скорость, тем лучше доворачиваемость. Но здесь кроется одна опасность. На скоростях близких к флаттеру фока, как и все самолёты может развалится и до предела скорости если совершать активные манёвры элеронами или рулями высоты. Так что для меня существует правило: чем ближе скорость моей фоки к 800 км в час, тем меньше надо дёргать ручкой. Способность разгоняться до большой скорости при БУМ-ЗУМе очень важная черта самолёта. Чем большую скорость мы наберём перед атакой, тем больше у нас будет разница в энергиях в сравнении с жертвой, и тем выше и дальше мы уйдём после атаки. А высота это безопасность.
Хорошими бумзумерами являются не только фоки. Р-47, Р-51, Р-40, Та-152, Ла-7, Як-9У, Р-39, Р-38, BF-109 K-4, G-10, G-14, G-6 всё это самолёты, которые можно взять для бум-зума.
Ещё раз повторю – достаточно сильное вооружение и способность оторваться от противника, а не вступать с ним в бой это главные характеристики при выборе самолёта для бум-зума.
На карте 43 год. В противниках у нас Як-9, Ла-5ФН, Ла-5Ф, Лагг-3 66 серии. Ил-2 не противник, а потенциальная жертва. Наибольшую опасность из списка противников представляет Ла-5ФН. Потому что скорость у этого самолёта сравнима с нашей. Пикирует хорошо (до 750). Отличное вооружение – 2 пушки ШВАК. Остальных противников я не рассматриваю как серьёзных, потому что их скорости на порядок ниже, и мы можем от них в любой момент оторваться простым пикированием. Главное не прозевать их сзади и не дать им подойти незамеченным на дистанцию выстрела.
Для того, что бы вступить в бой с Ла-5 ФН нужно на первых порах знать методы отрыва от противника. Отрыв, выход из боя, бегство – это самое главное при бум-зуме. Методы отрыва определяются характеристиками кравтов.
Из собственных измерений Ла-5ФН имеет у земли скорость порядка 560 км в час с закрытым радиатором и на полном форсаже (Фока А-6 только 550). Но вот в таком режиме Лавка лететь долго не сможет, вскорости она перегреется и ей надо будет переходить на режим долгой погони. Этот режим означает максимальную скорость без перегрева двигателя. На таком режиме Ла-5ФН имеет скорость 510 км в час. Фока же имеет скорость погони 530 км в час. Таким образом, Ла-5ФН имеет небольшое приемущество только в начале погони, дальше Фока уходит в горизонте у земли. Это говорит о том, что Ла-5 ФН нельзя подпускать близко к себе ( не более 1000 метров), и если она ближе, то надо сразу резко пикировать и отрываться, иначе могут достать. Отрываться надо только по прямой. Никаких резких манйвров. При пикировании и необходимости развить максимальную скорость необходимо всегда закрывать радиатор и триммировать самолёт. Дело в том, что закрытие радиатора и правильное тримирование увеличивают скорость. И чем больше скорость, тем больше влияние этих самых радиатора и триммеров на скорость. Если нужно развернуться или довернуть в сторону, то только плавно. Помните, любой манёвр – сжирает скорость. Правильное тримирование на фоке иногда спасает от погони и помогает ровнее наводиться на цель при атаке. Выбрать уровень тримиров очень просто самолёт должен лететь всегда прямо при отпущенной ручке. Если его немного ведёт вверх или вниз, значит самолёт неоттримирован. Радиатор же использовать надо по следующей схеме. Всегда и везде, даже в бою нужно держать радиатор открытым, для того чтобы наш двигатель был холодным. Закрывать радиатор нужно и можно только в экстренной ситуации при бегстве от противника пикированием на максимальных скоростях.
Самое противное в уходе от погони это то, что ты постоянно в прицеле у противника, а сам его не видишь. Тебе всё время кажется, что противник тебя догоняет. Ты оборачиваешься назад и тем самым делаешь манёвры, теряя скорость. И именно в этот момент противник и в самом деле начинает тебя догонять. Не повернулся бы, то, скорее всего он бы тебя не догнал. Но контролировать противника надо обязательно. Это можно делать и без потери скорости. Вот трек, показывающий как надо следить за противником не теряя скорости на фоке:
Разбор трека:
Что примечательного – Я находился в паре с новичком. Только что мы сбили одну лавку и теперь мы набирали высоту. Но на горизонте повстречали одинокий кон. Я начал сближаться и…
0-03 при сближении я увидел, что это противник. Причём с энергией побольше моей.
0-05 я довернул на него в надежде пройтись в лобовой. Но противник, чуствуя своё превышение в энергии не стал рисковать, а ушёл от лобовой атаки вверх. Я сразу понял что имею дело с опытным пилотом.
0-30 Лавка зависнув в верхней точке, развернулась и начала пикировать за мной. Но я к этому моменту уже отлетел на приличное расстояние.
0-40 Сзади выше видно Лавку, а у самого горизонта виден мой напарник. Он также как и я проигрывает лавке в высоте. Лучшим решением в данной ситуации будет отойти подальше вглубь своей территории с набором высоты. Возможно лавка погонится за мной и спустится.
0-45 несводя глаз с лавки я начинаю делать плавную восходящую спираль для набора высоты и привлечения лавки, что бы та села мне на хвост.
1-27 Лавка спикировала на моего напарника и ушла вверх. Я иду на неё. Чтобы удостовериться в том, что наверх ушла действительно Лавка я дал запрос напарнику на АНО. Он зажёг лампы.
1-45 В момент, когда я летел на Лавку у меня было немного времени, чтобы осмотреть горизонт на предмет других противников. Что я и сделал.
2-00 я замечаю справо от противника ещё один контакт. Его необходимо проверить. А лавка, оказывается сделала разворот не на меня, а от меня. Я ошибся в направлении её разворота.
2-03 я разворачиваюсь на второй контакт с целью проверки.
2-17 Как только я увидел, что это кобра, да ещё с большей энергией, то сразу решил атаковать её в лоб. Пара противников противн нашей пары это черевато. Нужно идти ва-банк. Но лобовую я решил провести по всем правилам.
2-28 После лобовой осматриваюсь и вижу, что на меня сзади уже заходит Лавка.
2-33 Она так близко, что может выстрелить и попасть. Поэтому я принимаю решение отрываться от неё в нисходящей спирали с пикированием.
2-39 Я включил дымы и АНО чтобы напарник имел представление о моём местоположении и о том, что я нахожусь под атакой.
2-45 Лавка, очевидно увидев мою илюминацию не пошла за мной, а стала забирать наверх. Но в этот момент я увидел, что сзади на меня ещё делает заход и кобра.
3-00 Положение уже угрожающее. Оба противника настроены меня догнать. Я опускаю нос к земле и набираю скорость в пикировании, постоянно оглядываясь назад.
3-11 Закрыв радиатор, я оглянулся назад и увидел кобры и ещё пару конов сзади кобры.
3-25 Кобра постепенно отстаёт. Мой отрыв удался. И я начинаю плавно климбиться.
3-53 Здесь наглядно видно как нужно следить за противником. Нужно плавно забирать вбок, немного наклонив самолёт. В этом положении он виден очень хорошо. Если же противник близко к вам и прячется за вашей бронеспинкой, то периодически можно подруливать рулями направления как бы убирая хвост, чтобы разглядеть противника.
4-15 Мой напарник атакует кобру. Кобра ушла живой из того боя, а вот лавку мы потом сбили. У нас потерь небыло.
Из трека видно, что для осмотра назад я немного наклоняю самолёт на крыло и делаю ну просто очень плавный вираж. При этом противник выходит из мёртвой зоны, и я имею возможность определить расстояние до него. Определение безопасно расстояние или нет, приходит с опытом и является признаком мастерства пилота. Но на таких серверах как Г1, имеются маркеры, показывающее не расстояние а тип самолёта. Маркеры начинают проявляться при расстоянии в 1000 метрах до противника. Только что появившийся маркер своего рода сигнал – противник уже близко.
При подобном отрыве нужно тянуть к своим ближайшим зениткам и звать товарищей на помощь через чат или лучше через Тим-Спик. У меня было очень много случаев, когда висящая на хвосте лавка летела за мной 60-80 км и в конце концов после таскания её над моими зенами ей пробивали крылья, пускали бензин и она раненая поворачивала домой. Тут уж я её не отпускал. Я считаю верхом тупизма идти за фокой вглубь её территории, видя при этом, что ты её не догоняешь.
Но есть ещё один способ отрыва от противника кроме как пикированием к земле. Дело в том, что фока имеет одно важное приемущество по сравнению со всеми красными кравтами. Если высота фоки больше 2500 и если скорости преследователя и ваша примерно равны, то в плавном наборе высоты вас не догонят никогда. Плавный набор высоты, при котором скорость по спидбару равняется 350-400. Попробуйте засечь секундомером за сколько Ла-5ФН наберёт высоту с 3000 до 5000, если лететь на скорости 400 км в час. Лавка будет заметно медленнее набирать высоту. В итоге мы будем отрываться и вверхх и в даль. В идеале отрываться нужно в сторону солнца, так как на ярком солнечном диске прицеливание крайне затруднено.
Некоторые умные красные применяют такой приём. Видя, что их Лавка меня не догоняет они немного пикируют – разгоняются, затем набрав скорость взмывают вверх и пытаются вас догнать. И действительно расстояние немного сокращается. Но сокращается на короткое время. Дальше лавка быстро теряет скорость до 250-220, а мы её держим постоянной и в итоге Лавка отстаёт еще больше. В таком случае дёргаться не надо, в особенности, если расстояние до Ла было приличным. Вот если расстояние было уже на пределе и Лавка решила сделать финишный рывок, вот здесь в момент её горки нужно также сделать горку и уйти точно также от неё вверх. Наша скорость при этом достигнет значения в 300-280 км в час. Ниже опускать скорость опасно. Как правило, после таких манёвров лавка безнадёжно отстаёт и бросает преследование.
С отрывом разобрались. Пути отхода определили. Заранее выяснили, где у нас большое скопление зениток, что бы в случае чего туда отступить. Зенитки, как правило, на филдах, в местах нахождения наземки, а также кораблей. Корабли вообще представляют просто ужас для истребителей противника. Итак, взлёт.
Взлёт и набор высоты – это самая опасная стадия полёта. Потому что внизу у земли без скорости фока наиболее уязвима. Если вам в этот момент сядут на шесть, то, скорее всего вас собьют. Поэтому перед тем как запустить мотор, вслушайтесь в вой сирен на филде. Сирены начинают выть, если противник находится в пределах 10 км от аэродрома, независимо от его высоты. Но существует и так называемый сиренный баг. Когда, появившись на филде, сирены начинают громко-кромко выть. Воют 2-3 секунды, а потом враз перестают. Это не что иное как баг и означает он, что когда-то над филдом пролетал вражеский самолёт, но сейчас его, скорее всего нет. Для меня взлёт невозможен, если на филде стреляют зенитки. Оставим экстремальные взлёты под вулчем для драйволюбов – экстремалов. Напомню, что филды чаще всего защищают высотные (бьют до 10 км вверх) и скорострельные невысотные зены (бьют до 3200). Если зенитки стреляют, значит вас уже пасут и ваш взлёт закончится падением от руки скорее всего такого же как вы охотника.
Но сирены в нашем вылете не воют, зены не стреляют, и мы запускаем мотор и выруливаем на взлёт. Взлетаем и на максимальных оборотах на форсаже с открытым радиатором лезем вверх, вверх и еще раз вверх. Потому что только на высоте 4000-6000 фока чуствует себя как рыба в воде. Наилучшие результаты набора высоты на фоках достигаются при скорости климба по спидбару в пределах 280-300 км в час. У мессера и Ла-5 эта скорость 220-230 км в час.
При наборе высоты можно перейти на ручной шаг винта и выставить 100%. При этом скорость набора немного возрастёт. Набор высоты лучше всего производить не к линии фронта, если она близко (20-30 км), а вдоль неё или от неё. В любом случае надо расчитать так, что бы безопасную высоту в 4000-5000 метров мы набрали бы ещё до того места, где может произойти первый контакт с противником.
Ну, в общем, в нашем случае я взял 100%. Но при каждой возможности горючку надо экономить. И вот идём мы на высоте 5000 метров с плавным набором в сторону вероятных боестолкновений. Тягу держим 80-85%. Смотрим по стронам. Осмотр – приоритетная вещь на данном этапе. А это первый этап боя. Увидев противника первыми мы можем безболезненно выйти из боя, если увидим его выше нас и атаковать его, если увидим его ниже нас. Обзор у фоки хороший за одним исключением. Вперёд обзор плоховат. Особенно вперёд вниз. Но для того что бы осмотреть что твориться впереди-внизу достаточно идти плавной змейкой или сделать переворот – бочку и посмотреть что твориться под нами впереди. В любом случае обзор в стороны и назад просто замечательный.
Подходить к предпологаемому месту дислокации противника лучше всего со стороны солнца – то есть с юга. Дело в том, что находясь выше противника да ещё и на солнце мы будем ему не видны с большой долей вероятности. На мой взгляд, самым лучшим местом в поиске противника являются районы, прилегающие к вражеским аэродромам. Я часто просто вишу над филдами на высоте 5500-6000 (если там нет высотных зениток) и отслеживаю противника ещё с момента появления на стоянке. Вижу, как он разбегается и взлетает, потом вижу, как он набирает высоту и разворачивается в сторону противника.
Здесь надо затронуть, а вернее повторить ещё раз такой очень важный момент в БУМ-ЗУМе как видимость противника на фоне земли. Как правило, видимость зависит от времени года, времени суток и настроек игры. Зимой хорошо видно практически на любых настройках. Самолёты представляются в виде чёрных точек на белом фоне. Проблему представляют самолёты, которые на 3000- 5000 ниже вас на фоне лесов или полей на летних картах. Тут в обязательном порядке должен быть установлен идеальный режим графики в опции освещение ландшафта. Он имеет колосальное отличие в яркости фона перед более низкой настройкой данной опции. Для примера, на идеальном режиме я вижу самолёты противника идущие на высоте 500 метров на фоне полей с высоты 8000 метров. В других режимах при прочих равных условиях эти же самолёты я не вижу уже с 3000 метров. Так что идеальный режим освещения ландшафта при бум-зуме должен присутствовать обязательно. Достигается он за счёт использования видеоакселираторов последних поколений. Например, у меня Энвидиа – 6600GT.
Вернёмся к нашему полёту. Вися над филдом противника, и видя как самолёт противника взлетает, я нахожуь просто в идеальных условиях для атаки. Я нахожусь сзади и гораздо выше него. Вообще уже на стадии взлёта можно определить мастерство взлетающего пилота. Если он появился на филде, а взлетать не спешит, возможно слушает сирены, осматривает небо, то скорее всего ваша атака будет неудачной. В случае обнаружения атаки противник просто уйдёт в сторону от бум-зума. Но и даже опытные пилоты зачастую попадаются на удочку бум-зумщика. Если пилот неопытный, то как правило он появившись на филде, сразу даёт полный газ и чешет поперёк полос на взлёт. Быстрее, а то опоздает поучаствовать в свалке. Вот это наш клиент.
После того как противник оторвался и начал набирать высоту здесь наступает самый главный и ответственный момент – момент решения атаки. То есть я должен решить для себя точно – атаковать мне его или нет. Подвох заключается в том, что зачастую новички летают на очень малых высотах. Порядка 1000 метров. И что бы его атаковать я должен снизиться до этих 1000 метров. При этом, конечно я разгонюсь до 800 км в час и после атаки моя скорость позволит мне уйти на 3000, но…. Уже на 740 км в час самолёт начинает трясти. Целиться в таких условиях очень сложно. Поэтому, как правило, новичков, идущих на 1000 или ниже я не трогаю. Не трогаю идущих низко ещё и по другой причине. Дело в том, что самолёт набирающий высоту имеет скорость не выше 250-290 км в час. А самолет, взлетевший и идущий низко по прямой будет иметь скорость 450-500. Наши скорости будут не сильно отличаться. Я могу просто очень долго его догонять и с каждой секундой наши скорости будут выравниваться (моя то будет уменьшаться). Тут вспоминается случай, когда я еле остался жив.
Лечу на фоке А-4, вижу, взлетел самолёт. Пошёл на 500-1000 метрах, а я на 4000 был. Я решил его атаковать. Но когда я начал пикировать он уже достаточно далеко отлетел от филда. Я пикирую на него, снижаюсь, а он чешет себе по прямой под 520 км в час (как оказалось это была Ла-5Ф). Вот я уже снизился до его высоты и скорость у меня под 650, а догнать быстро не могу. Вернее медленно догоняю. И с каждой секундой моя скорость теряется. Я то уже по прямой иду. Короче догнал я его уже на скорости 550, а у него 510-520 была. Тут он меня естественно услышал и пошёл в вираж. Я даже выстрелить не успел. Еле-еле ушёл от него плавным климбом.
А ошибка моя была в угле атаки. Я неправильно расчитал угол пикирования на противника, который бы позволил атаковать его на нужной скорости. Я не нарастил скорость до максимального значения и поэтому слишком долго догонял противника. Это сделало нашу разницу в энергии минимальной и предоставило больше шансов противнику увидеть меня сзади. Угол должен быть таким, что б вы контролировали свою скорость. Если он будет очень большим, то вы просто не понизите скорость и проскочите его, или ещё хуже развалитесь. Если будет маленьким, то не догоните как в описанной ситуации. Чуство угла атаки приходит с опытом.
Описанные действия подходят целиком и полностью для одиночного боя и для боя в паре. БУМ-ЗУМ в паре в два раза безопасней, потому что если случится так, что за вами погнались, то напарник всегда сможет снять с хвоста, как, например на этом треке.
Но и результативность таких вылетов тоже снизится вдвое, так как с напарником нужно будет делиться обнаруженными жертвами. Как правило, при полётах парой, напарники договариваются атаковать противников по очереди. Тот, кто не атакует остаётся на тойже высоте (4000-5000) и следит за развитием событий. Мне лично в напарники обычно попадались менее опытные пилоты, и сценарий бум-зума проходил так:
Я, заметив противника внизу, говорю напарнику, чтоб оставался на высоте и следил за мной. Атакую. Противник сбит первой очередью. Ухожу на высоту. Проходит минута-две. Мы отошли от этого района, перешли в другой. Видим ещё одного противника. Я предлагаю напарнику провести атаку. Он атакует, но из-за малого опыта не сбивает противника, а слегка повреждает. В противниках оказывается не слишком опытный пилот, который начинает тянуться за моим напарником. В этот момент уже я захожу на противника точно также и сбиваю его. Дальше мы уходим на высоту.
Пара даёт колосальное приемущество перед одиночными противниками. В определённых случаях парой после бум-зумного захода можно легко вступать в бой на вертикалях без какого либо риска для себя.
Бум-зум в паре как и в одиночку невозможен, если вам доподлинно известно о наличии охотников в вашем районе. Охотники противника охотятся на вас. Ниже представлен трек, где наша пара подошла к филду противника и уже наметила жертву, как был замечен противник с превышением. Он охотился на охотников, то есть на нас. После того как он был убит мы свалили из этого района в другой, так как только что сбитый охотник снова придёт туда, а он для бум-зума не нужен.
Разбор трека:
Что примечательного – мы направляемся к вражескому филду. На сервере приемущество красных, но не сильное. На филде, куда мы направляемся, базируется 4 человека.
0-30 На скорости 300 км в час мы набираем высоту и идём к вражескому филду. Под нами наша наземка и я высматриваю внизу самолёты противника. Время на карте уже ближе к вечеру, поэтому видимость отвратительная. Самолёты противника с большой высоты невидно.
2-40 мы уже вплотную подошли к месту нашей охоты. Теперь надо осмотреть горизонт, на предмет вражеских охотников. Они обычно летают на высоте 5500-6000. Но никого вродебы не видно.
3-49 Я уже вижу филд противников. На горизонте всё чисто
6-06 Вижу, что самолёт на филде двинулся к полосе. Продолжаю следить за пространством вокруг себя и за противником. Где то сзади меня летит напарник. Он постоянно говорит мне, что у меня на хвосте.
6-13 Противника на филде не видно. Очевидно он едет к полосе. Это всё из-за вечернего времени на карте. Нифига не видно.
6-22 иногда видимость улучшается, если не приближать взгляд, а наоборот удалять его. Пытаюсь в различных комбинациях взгляда обнаружить противника, но пока это неудаётся.
7-04 Видно как мой самолёт раскачивается из стороны ы сторону. Это я пытаюсь рулями направления немного повернуть самолёт направо, чтобы он не валился на крыло влево.
7-24 А вот и противник появился уже на полосе разбега.
7-35 в приближении пытаюсь определить что это за тип самолёта. Судя по размерам это Ил-2. Ну что ж мы в паре, можно и по Илу пройтись.
7-42 Случайно увидел точку выше горизонта. На высоте примерно нашей. Но необратил на неё внимания, потому что подумал, что это мой напарник оторвался так далеко.
8-00 слежу за противником и запрашиваю напарника – где он сейчас находится.
8-04 Напарник мне отвечает, что он сзади меня в километре. А я вижу точку прямо перед собой или чуть левее, значит это может быть противник, тем более, что он идёт со стороны красных.
8-12 Противник на филде стал разгоняться. Ай не вовремя этот высотный кон подошёл. Но рисковать нельзя. Надо сначало проверить высотного.
8-50 Вижу как предполагаемый противник идёт с нами на сближение. Начинаю потихоньку набирать высоту, предварительно включив форсаж.
9-00 Противник пошёл чуть левее меня, очевидно он пошёл на моего напарника. Я осматриваюсь, может ещё кто также подошёл на высоте.
9-18 Вижу как мой напарник (он слева) пошёл в лобовую на противника. У противника небольшое превышение. Я говорю товарищу, чтобы в лоб не ходил и если сядут ему на хвост, то пикировал к себе, а я его догоню и сниму с хвоста.
9-27 Противник видит напарника, но в лоб не пошёл. Значит пилот опытный. Он держит высоту и хочет зайти сзади сверху. Я начал резкий разворот в сторону обоих конов.
9-37 Противник стал пикировать вниз. Непонятно зачем.
9-46 Вот теперь понятно. Он сделал размазанную бочку или что-то в этом роде и пытается сесть на хвост моему напарнику.
9-50 Мой напарник пошёл вниз и скрылся у меня под капотом. Очевидно противник пойдёт за ним (не зря же он несколько размазанных бочек делал) я не смогу сделать сплит и выйти на хвост противнику. Скорее всего здесь поможет верхний Йо-Йо. Начинаю его выполнять.
9-54 напарник проскакивает подо мной и уходит влево от меня. За ним идёт противник, я начинаю доворот на противника. Одновременно я командую напарнику, чтобы тот шёл по прямой по возможности.
9-58 А вот здесь была ошибка моего товарища, которая вдальнейшем непозволила мне сбить противника в первом заходе. Напарник пошёл вверх, а надо было идти по прямой в горизонте. Уйдя вверх я очень долго и криво целился.
10-05 вот она цена ошибки. Напарник в вираже, за ним противник уже стреляет, а я немогу довернуть.
10-15 Кричу напарнику, чтоб он шёл по прямой, и что я в таких манёврах не могу выйти на хорошую позицию. Напарник мне в ответ кричит, что лавка его сейчас собьёт. Тогда я сказал что просто постреляю в спину, чтобы лавка испугалась.
10-22 Наконец я вышел на позицию атаки. Теперь надо прицелиться и выстрелить.
10-28 Но напарник в этот момент опять за свои виражи и крутилки. Кричу ему, чтоб по прямой летел или с плавным виражём.
10-40 После первых же выстрелов Лавка испугалась и пошла вниз Мои очереди непопали или попали но не фатально.
10-44 После того как Лавка ушла вниз я пошёл наверх, чтобы занять лучшую позицию.
10-48 Лавка оказалась сзади снизу.
10-50 Начинаю разворачиваться на неё, пока есть такая возможность. Но позиция явно неудачная, потому что лавка идёт противоходом.
11-03 Лавка делает сплит и похоже вновь пытается сесть на хвост моему товарищу.
11-12 Разворачиваюсь на Лавку в который раз и опять говорю своему товарищу, чтобы шёл по прямой. Но оказывается, что он в следующую секунду атаковал лавку.
11-21. Лавка развернулась за напарником. Расстояние между ними приличное. Чуствую, что сейчас моя атака получится.
11-33 Классический пример атаки на параллельно-пересекающихся курсах. Лавка получила от кончика и до кончика. Теперь она точно подранена и возможно уже и готова.
11-36 точно. Пилот убит, а самолёт горит и без крыла. Фоке лучше в прицел не попадаться.
11-46 Я осматриваюсь и после переговоров с товарищем мы сваливаем из этого района в другой. После он и я сбили по Илу и ещё повредили пару Лавок. Чутьё на охотника меня не подвело. Прямо как знал.
Разбор трека:
Что примечательного – зайдя на сервер, я обнаружил там около 15 противников и 5-6 своих. Преимущество было явно не в нашу пользу. Напарников небыло и я решил при таком раскладе сделать вылет на чистый БУМ-ЗУМ. Тактику решил применить стандартную. Висеть над филдом противника и выискивать жертвы с момента взлёта. По карте я обнаружил, что основная масса противников базируется на южном филде. Чтобы не попасть под вулч я взлетел на северном филде на Та-152 и устремился к северному филду красных. Там базировалось 3 человека.
050 – Взлёт. Я осмотрелся по сторонам с целью определить в какую сторону взлетать. Слева от меня полоса оказаласт длиннее.
1-20 – Набор высоты. Оптимальная скорость при наборе высоты для Та-152 это 320-300 км в час. При этом я держу курс на север, а противник где то на востоке.
2-40 Постоянно осматриваю горизонт с целью первым увидеть противника.
Прзеваю-смерть.
3-40 высота уже близится к 3000 метрам. Уже относительно безопасно. Я развернул самолёт курсом на северовосток и начинаю поиск противника. Который возможно ниже меня. При этом хочу обратить внимание на периодические наклоны самолёта вправо-влево. Этот приём позволяет осматривать пространство внизу-сбоку и внизу-спереди.
8-50 Высота уже значительная и достаточно безопасная для Та-152. При этом я периодически делаю резкий поворот и взгляд перевожу назад, пытаясь увидеть что у меня твориться за бронеспинкой. Очень полезная штука.
9-50 Я над территорией противника. Внизу виднеется аэродром, на котором базируются 3 красных. Начинаю осмотр прилегающих территорий.
10-56 делаю разорот (опять боевой) назад к вражескому филду.
11-52 Замечаю как от вражеского филда отходит кон на низкой высоте. Наверное только что взлетел. Удача.
12-05 я не спешу пикировать, потому что он достаточно далеко. Надо на высоте подойти поближе к нему. Тем более, что он может развернуться, так как в данный момент он летит в глубь своей территории.
12-23 точно, он развернулся и я начинаю на него пикировать.
12-33 Он меняет курс и получается так, что я захожу на него сбоку. Для идеальной атаки нужен заход сзади. Доворачива ему за спину.
12-45 Я почти в идеальной позиции. Противник набирает высоту и оказался уже выше облаков, в которых он может спрятаться.
12-47 это Як. Нужно зайти немного снизу, так как он климбится вверх, а я должен атаковать строго сзади, то есть я толжен идти вслед за ним снизу вверх.
12-53 оказываюсь ниже него и начинаю прицеливание.
12-54 Он меня увидел или услышал. Он начинает резкие манёвры. Но видно от неожиданности перетянул ручку на себя и размазанная бочка у него превратилась в какоето подобие штопора. Я пустил очередь и Як взорвался.
13-06 Сразу после атаки осматриваюсь по сторонам. Нет ли здесь где противников.
13-34 высота упала с 5500 до 3500 поэтому я плавно набираю высоту и отхожу на свою территорию. На сервере к этому моменту обстановка такая, что красных около 20 человек, а синих 4-5. Это означает, что синие нарасхват. И сорее всего Як написал своим в чате, что в таком-то квадрате бум-зумит фока. Короче в этом квадрате ловить больше нечего.
15-30 Ко мне в ТС зашел один из пилотов, с которым я иногда летаю в паре. Он сообщил мне, что пара красных вулчат тот филд, с которого я взлетел. Я направляюсь туда. Он тоже.
17-27 Я на подходе к квадрату где вулчит противник. Мой напарник уже вступил с ними в бой и одного сбил. Я начинаю снижение, чтобы увеличить скорость. По словам напарника противник находится на высоте 0.
18-37 Я вижу пару конов внизу у земли, один дымит. Я спускаюсь, чтобы помочь напарнику. Делаю переворот на спину – доворот на коны и выравнивание.
18-52 вижу, что второй противник уже тоже горит.
19-01 спустившись очень низко я делаю отвесную горку, чтобы превратить мою нехилую после пикирования скорость (720 км в час) в высоту. При этом я осматриваю место боя на предмет неубитых или свежих противников.
20-29 замечаю кон правее и ниже себя. Я даю запрос напарнику и он подсвечивает себя АНО. Это он.
21-47 Напарник мне сообщил, что сзади справа на нашей высоте кон. Он также сообщил мне, что за 5 минут до боя он видел в том же районе мессер и скорее всего это наш. Он полетел его проверять, а я пошёл дальше к филду.
22-28 Кон оказался мессером и напарник развернулся на меня.
24-20 Так как я уже засветился над вражеским филдом, поэтому там на высоте уже могли дежурить противники. Я решил подойти к филду опять, но на большой высоте. 7000 это то что нужно.
24-40 Я вижу как с филда стреляют зенитки. А на полощадке генерации стоит кон. Это значит, что один синий атакует стоящего на аэродроме красного.
25-31 На филде опять появился кон. Судя по размеру это Ил-2. А вот атаковавший его самолёт улетел. Ил-2 это не очень хорошая мишень для бум-зума, так как пойдёт низко.
26-00 Я жду взлёта противника, попутно осматривая горизонт.
26-08 Противник начал взлетать.
26-33 это точно Ил-2 так как только у него видна тень с большой высоты.
28-05 Я в раздумьях. Атаковать его или нет? Я решился на атаку и попросил напарника оставаться на высоте для прикрытия. Тем более, что Ил уже далеко отлетел от своего филда. Напарник следит в это время за обстановкой и сообщает что всё чисто.
28-34 Я пикирую на Ила. Он направляется к нашей наземке, которая расположена тут недалеко.
28-58 Я спустился почти до земли. Скорость предельная. Я поднырнул под Ила и оказался ниже него. Именно так я всегда атакую Ил-2, чтобы стрелок не смог по мне попасть и не выдал моего скрытного подхода. Но скорость слишком большая для поражения с одной очереди.
29-06 после моей неудачной очереди Ил летит дальше, а я ушол наверх, чтобы сделать очередной проход.
29-17 Я делаю размазанную бочку и вновь захожу на ила.
29-32 Я начал климбится вверх и подальше убираться из этого района. В этот момент напарник сообщил, что на него летит кон на высоте 5000м. Ему помочь я не могу никак. У меня высота 1000 метров. Он говорит, что сойдётся с ним, а потом в худшем случае спикирует к аэродрому. Мы договорились, что я буду идти к этому аэродрому в климбе и если что окажусь выше них. Через минуту миссия закончилась.
Самый ответственный момент в БУМ-ЗУМе, который даёт результативность это атака. Стрельбу надо чуствовать и отрабатывать до автоматизма. Эта стадия не даётся многим пилотам. Я, когда захожу на цель
Тренировки можно проводить в сложном редакторе. Для этого я ставлю в противники Ла-5 на высоте 1500 метров со скорость 250. Вторую точку Лавке задаю в 20-30 км на высоте 5000. Своему самолёту я задаю высоту 4500-5000 прямо над противником. Так что лавка будет имитировать набор высоты. Имитировать нашу незаметность (боты видят во все стороны и незаметно к ним не подберёшся) можно путём выбора для лавки той же команды, что и ваша. Тогда она не будет от вас уворачиваться, вы ведь свой. Примерный трек тренировки представлен здесь: buumzuum.ntrk (размер 159 Кb)
А вот здесь лежит тренировочная миссия для отработки бумзума. Фока должна атаковать Лавку, которая её не видит и которая находится слева и гораздо ниже.
Этот файл нужно поместить в каталог Missions, находящийся в корне игры. Затем открыть полный редактор и можно начинать тренировки.
Не могу не остановиться на моментах стрельбы, в случае если противник вас заметил. Вы пикируете на противника и готовитесь к стрельбе. Но вдруг вы чуствуете, что противник вас заметил. Это будет видно по тому, что он начинает маневрировать. Обычным манёвром является переворот вниз или бочка. Бочку, как правило, выполняют более опытные пилоты. Потому что она позволяет не терять энергии, резко изменив направление полёта. После бочки противник будет доворачивать на вас и пока вы не удалились от него на своей бешенной скорости будет по вам вести огонь. В этом случае после проскока противника нельзя идти по прямой. Имея запас скорости, нужно идти вверх и в сторону как бы по спирали, но плавно. Тогда в первые секунды проскока противник на вас не сможет точно довернуть и прицелиться.
Частенько пилоты, заметив сзади атакующего бум-зумера старются уйти крутым виражём вверх или в сторону. Здесь я всегда выполняю стрельбу заградительной очередью с выносом прицела по предпологаемой траектории противника. Очередь в этом случае должна быть длинной, и закончится в тот момент, когда противник покажется из-под капота.
Теперь о моменте, когда атаку нужно прекратить ещё до стрельбы. Отдельные опытные пилоты, часто заметив бум-зумщика, начинают затягивать его в вираж с той целью, чтоб бумзумщик довернул на него и потерял скорость в вираже. Такой приём сразу не заметишь. Противник ещё далеко, но постепенно начинает идти в сторону или в сторону и вверх. Его манёвр сначало плавный. Он как бы не видит вас и просто разворачивается. Вы идёте за ним. По мере приближения он забирает всё круче и круче. Вы уже практически на дистанции выстрела и вот-вот откроете стрельбу. Но противник чуствует это и его вираж становится максимально крутым. Вы чуствуете, что не достаёте его в вираже и идёте по прямой. В этот момент он обратным виражём доворачивает на вас и пытается вас догнать. Дело в том, что при атаке, если вовремя не остановиться и уйти в плавно-затяжной вираж за противником, то ваша скорость упадёт настолько, что сравняется со скоростью противника. Противник запросто воспользуется этим и имея, как правило, лучшую манёвренность своего самолёта просто сядет к вам на шесть. Поэтому, если вы чуствуете, что противник заметил вашу атаку и втягивает вас в вираж, то надо уходить вверх и в противоположную от виража сторону и отрываться.
Но какой приём применять в случае, если всёже вы прозевали подход противника и увидели его только в самом конце? Делать надо что-то и очень быстро. Для себя я решил примерно следующее: самое неудобное для бумзумера, когда цель толкает ручку от себя и идёт вниз. Но только не вираж и не переворот. Просто толкнуть ручку до упора с выворачиванием триммеров до максимума и можно дать какую-либо педаль, что бы уйти ещё и скольжением.
После этого, как правило, противник мажет и проскакивает вас. В нашем положении на данном этапе нужно оценить уровень противника, его энергию. Если энергия сравнима с вашей, то можно попытаться довернуть на противника, пока он ушёл от вас недалеко (стрелять в этом случае надо не жалея патронов, поскольку возможно больше пострелять вам не дадут) и дальше вступить с ним в бой на вертикалях или виражах. Если энергия у противника большая, то другого выхода как уход со снижением в сторону своего филда я не знаю. Превышение в энергии это обстоятельтсво, которое не обойдёшь никакими уловками. И постоянно следить за противником, который, впрочем, окажется не простым бум-зумщиком, а бумзумщиком-добивателем. Таких, кстати, большинство. Они не хотят отпускать жертву до самого последнего момента. Тут выход один чесать к своим зениткам и снизиться до высоты 1000-1500 метров. Облака – лучший спаситель от бум-зумеров вообще и бум-зумеров добивальщиков в частности. Идя в облаках или ниже кромки облаков можно не бояться бум-зумеров вовсе. Одновременно с бегством просто необходимо звать на помощь, указывая точные координаты и высоту боестолкновения.
Итак, подведу итог по бум-зуму и повторю ещё раз основные правила для применения этой тактики: