Бумажные салфетки что это
Бумажные салфетки что это
Это стало настолько привычным, что мы даже не задумываемся о том, что не так давно в обиходе были только салфетки из ткани, а еще раньше большинство населения земного шара для вытирания рта после еды использовало ладонь! Да, теперь времена изменились, и без бумажных салфеток невозможно представить нашу повседневную жизнь.
Популярность бумажных салфеток обусловлена их удобством. Они, в отличие от тканевых салфеток, не требуют стирки и глажки. А ведь далеко не всегда удается отстирать пятна от жира, вина или соуса. Об этом хорошо осведомлена каждая хозяйка, которой приходится стирать скатерти после приема гостей.
С бумажными салфетками все гораздо проще и легче! К тому же они гораздо гигиеничней, чем их тканевые собратья.
Бумажные салфетки одноразовые, а это значит, что после использования их сразу же выбрасывают, что не дает времени развиться в них болезнетворным микробам.
Сегодня без бумажных салфеток не обходится ни один дом, ни одна кухня и ни одно предприятие общественного питания. Они бывают разных размеров и расцветок, что позволяет не только пользоваться ими в целях гигиены, но и украшать при помощи них интерьер. Бумажные салфетки выпускаются в очень большой цветовой гамме, что позволяет подобрать их в тон к любой скатерти. Красиво сложенные бумажные салфетки способны украсить праздничное застолье, романтический ужин в ресторане или встречу с друзьями за столиком в кафе.
На рынке представлен большой выбор бумажных салфеток от разных производителей. Они бывают разнообразных цветов, с рисунком и без, разной формы, мягкие и многослойные. Как же правильно выбрать бумажные салфетки, которые будут высокого качества? И как определяется качество бумажных салфеток?
Прежде всего, качественные бумажные салфетки мягкие, приятны на ощупь, они хорошо впитывают в себя влагу, удаляют загрязнения, не окрашивают лицо и губы при использовании, не рассыпаются в прах, как только до них дотронешься. Они должны быть изготовлены не из вторичного сырья, а из качественной целлюлозы. Это и будет гарантией того, что ваше лицо не окрасится в тот же цвет, что и салфетка.
Бумажные салфетки
Бумажные салфетки относятся к санитарно-гигиеническим видам бумаги, которые находятся в топе наиболее быстро растущих производств видов бумаги наряду с упаковочными и печатными видами.
Обычай вытирать бумагой руки и рот, скорее всего, возник в Китае в VI веке. Как утверждает величайший из великих синологов Джозеф Нидэм, к XIV веку в одной из китайских провинций уже изготавливали десять миллионов упаковок туалетной бумаги в год. Остальной мир в этом смысле от китайцев долго отставал.
Хорошо известна серьзная роль бумаги в истории медицины и гигиены. Бумажные хирургические халаты, маски (в том числе защищающие от вирусов Соvid-19), шапочки, бинты, мембраны для разделения водных сред и многое другое стало привычным в нашей жизни. Но ещё в начале XVII века в Европе не подозревали даже о существовании носовых платков.
В 1613 году японский военачальник даймё Датэ Масамунэ отправил в Европу посольство во главе с самураем Хасэкурой Ценэнагой.
Японцы произвели на европейцев глубокое впечатление и тем, среди прочего, что у них была при себе ханагами,“цветочная” или “носовая” бумага. В неё они сморкались, ею вытирали лицо и руки, после чего небрежным жестом выкидывали.
Маркиза Сен-Тропе вспоминает, какой эффект эта их манера произвела во Франции:
Когда кто-то из японцев, воспользовавшись бумажным носовым платком, кидал его на мостовую, люди бросались поднимать его. Бывало, в борьбе за драгоценный сувенир затевались настоящие драки. [В качестве источника информации использована книга Иэн Сэнсом “Бумага. О самом хрупком и вечном материале”, изд. АСТ, Москва, 2015].
Салфетки в Европе
В Европе и у нас в России, судя по интернету, за день рождения бумажной салфетки принимают 9 июля 1867 года. Европейцы часто так поступают, игнорируя исторические факты. Мы почему-то считаем, к примеру, что процесс печати изобрёл Гутенберг, хотя за несколько веков до него он был изобретен в Китае. Так и с рождением бумажной салфетки.
9 июля 1867 года владелец бумажной фабрики англичанин Джон Дикинсон представил на каком-то застолье своим коллегам бумажным фабрикантам бумажные салфетки. Этот день и принят за день их рождения.
Джон Дикенсон известен в мире бумажников как изобретатель одной из особенных бумагоделательных машин – цилиндровой (о первых машинах: История бумаги. Эпохи развития; Первая в России бумагоделательная машина). Патент был получен в 1809 году. Считается, что он на своей фабрике произвёл первую тонкую бумагу для библии (1812 г). Так что к салфетке он пришёл в конце своей жизни за два года до кончины.
История простых вещей. Бумажные салфетки. Часть первая.
В средневековой Европе наличие или отсутствие моды на салфетки было тесно связано с модой на усы и бороду. Пышную растительность конечно требовалось очищать от остатков еды, а чисто выбритые бриты довольствовались краем скатерти.
Итальянцы первыми закрепили правило использования столовой салфетки во время приема пищи. А в эпоху Возрождения салфетка вместе с прочими достижениями науки и искусства распространилась далее по Европе. Для этого обязательного атрибута застолий использовали дорогие прочные ткани, их расшивали тесьмой и золотом. Каждая страна стремилась создать свой стиль в оформлении застолий, где салфеткам отводилась не последняя роль.
На Руси вместо салфеток всегда пользовались рукавами одежд или полами скатерти. И продолжалось так почти до XVIII века, пока Петр I не прорубил «окно в Европу». Свои указом он ввел столовые салфетки в обязательный повседневный обиход русской знати. В 1729 году в книге по этикету было дано указание, как и для чего, следует использовать столовые салфетки: «Для вытирания губ, рта и пальцев, если они испачканы жиром, для вытирания ножа перед разрезанием хлеба, для очистки ложки и вилки после использования. Если пальцы слишком грязные, для начала вытрите их об хлеб, чтоб не использовать много салфеток».
Еще в начале века тканевые столовые салфетки было принято вешать за воротник, а сегодня в изысканном обществе это сочтут верхом неприличия. Современную тканевую салфетку можно лишь расстелить на коленях, чтобы защитить одежду от капель и крошек. А для всего вышеописанного правильно использовать бумажную.
Во второй части будет экскурсия в ХХ век и современное производство столь необходимой для нашей цивилизации бумажной салфетки.
ну нинай. я лицо не вытираю, ложкой ем.
Девушка? Женщина? Старушка? Об отношении к возрасту до революции
Представления о том, в каком возрасте человек юн, а в каком уже не очень, год от года менялись. К тому же современного читателя могут сбить с толку цитаты из литературных произведений вроде «в комнате сидела старушка лет сорока», или «старик лет пятидесяти», упоминания о совсем юных невестах. Можно сделать вывод, что и взрослели, и старели раньше, но не все так однозначно.
Девушек в качестве потенциальных невест рассматривали после появления месячных, а на половую зрелость часто указывало использование красного цвета в одежде. В 1774 году брачный возраст составил для невесты 13 лет, для жениха 15, с 1830-го 16 и 18 соответственно. Однако иметь права не значит ими пользоваться. В крестьянской среде мужчин стремились женить раньше, потому что молодая жена воспринималась как дополнительные рабочие руки, и по этой же причине семьи и не стремились как можно раньше выдавать дочерей замуж. Чаще действовал принцип, найдется подходящий жених – тогда и свадьба. Аристократы 18 и начала 19 века часто выдавали дочерей замуж в юном возрасте в том числе из желания просто сбыть их с рук и не нести больше за них ответственность. Мало ли какую глупость может натворить романтичная барышня, поэтому приходилось контролировать всю ее жизнь, начиная с читаемых ею книг и разговоров при ней прислуги. Если семья была небогатая, то тем более хотелось, чтобы дочь была пристроена и ни в чем не нуждалась. Мужчины жениться не спешили, часто предпочитая делать карьеру. Невесты старше 20 были не редкостью. Характерный пример можно увидеть в мемуарах Дмитрия Благово «Рассказы бабушки». Рассказчица в начале 19 века «своих девочек не любила таскать по театрам и не хотела их везти до 15 лет, года за два перед тем, как их вывезут в свет. В мое время прежде 18 лет на балы не езжали, потому что вывези рано – сочтут невестой, а это девушек старит». Сама она вышла в замуж в 1793 году в возрасте 25 лет, жениху было 34.
Сейчас иногда бывает сложно сразу решить, как вежливее обратиться к незнакомке. Слово «женщина» многим режет ухо и раздражает, а называть девушкой, например, уже зрелую даму как-то странно. Хотя бы в этом нашим предкам было проще. Долгое время слово «девушка» соотносилось с целомудрием, а не с возрастом. Так как патриархальное общество осуждало интимные отношения до брака, их и не афишировали, поэтому по умолчанию девушками называли незамужних, если не было абсолютно достоверно известно про их добрачные связи. Брак считался важнейшим событием в жизни и мог серьезно поднять социальный статус. Поэтому за «гордое звание» девушки, исходя из возраста, никто не цеплялся. Наоборот, назвать девушкой замужнюю даму было очень сомнительным комплиментом. Слово «баба» по отношению к замужней крестьянке грубым не являлось. Семейное положение могли определить по одежде, украшениям и многим другим нюансам во внешности и поведении.
Еще интереснее отношение к старости, потому что для нее четкого возраста тоже не было. Характерный пример можно увидеть в мемуарах Филиппа Вигеля. Когда вдовствующая императрица Мария Федоровна, жена Павла I, приехала в Тверь, ее карету сразу обступили горожане. «В первый раз еще видел я мужиков, ямщиков, млеющих, трепещущих от восторга. Бабы приговаривали: «Матушка, государыня, старушка». Не знаю, доходили ли слова сии до неё; по крайней мере не казалась ими оскорбленною эта старушка, красивая и которой пятьдесят лет едва ли тогда исполнилось. Напротив того, по достижении тридцати лет, крестьяне и крестьянки спешили выдавать себя за стариков и старух, чтобы скорее пользоваться правами на уважение молодых. Названия: дядя, тетка, говоря с пожилыми людьми, хотя посторонними, всегда произносились с нежностью; старичок и старушка еще более». Восприятие возраста зависело и от местных традиций, и от социального статуса, и от физической формы.
Как было принято ходить в гости в России 19 века
Нанесение визитов — важная часть жизни воспитанного человека 19 века. Именно так поддерживались социальные связи и уровень жизни. В мемуарной литературе тех лет о визитах постоянно рассказывается.
Почему же так важно было нанести визит?
Фаддей Булгарин описывал, как совершали визиты в Петербурге и Москве. В столице империи люди были занятые и праздно проводить время не любили. Посещать знакомых следовало только в отведенное время раз в неделю и не засиживаясь надолго. В Москве же, наоборот, специальный день для приемов казался нелепостью и привычными были ежедневные визиты. Визиты можно разделить на дружеские и обязательные. К последним относились посещения больных. Нужно было обязательно поинтересоваться здоровьем больного человека. Обязательны были ответные визиты. И. А. Арсеньев описывал, как батюшка послал его с братом навестить больного друга, и тот, выздоровев, через две недели нанес ответный визит.
Причем сделал это церемонно, со словами: «Я раб приличий и советую вам тоже придерживаться правил». В обязательном порядке посещали тех, у кого случились приятные события — необходимо поздравить; печальные происшествия — нужно посочувствовать; если пригласили на обед, или к тем, кто оказал услугу.
«За чайным столом», 1851 г. А. Волосков
В воспоминаниях Н. Г. Левшина мы читаем, что его родитель терпеть не мог наносить визиты, но, по обычаю, тот, кто приезжал на житье в Москву, первым должен был посетить всех родных и знакомых.
Обязательно посещали друзей на Рождество, Пасху, именины, дни рождения и другие праздники. Впрочем, никто не запрещал ходить в гости просто так.
Кто мог наносить визиты
Визиты могли наносить друг другу все, но для женщин все же были исключения. Как правило, они первыми ходили в гости только в исключительных случаях. Если мужчина оказал важную услугу, и нужно было совершить визит вежливости, если мужчина был старым другом. Девушкам в одиночку ходить по гостям было не разрешено. Только в присутствии матери или какой-нибудь пожилой родственницы.
«В передней», 1884 г. В. Маковский
Когда наносить визит
Утром ходить в гости неприлично: можно помешать хозяевам. Даже если в литературе попадались упоминания об утреннем визите, то, как правило, это происходило не раньше трех часов дня.
Обычай принимать визитеров также был подвержен моде. Например, во времена Екатерины II считалось особым шиком принимать гостей во время одевания. В 19 веке этой традиции придерживались пожилые дворянки. Но иногда и молодые поступали таким же образом.
Книгоиздатель Пушкина А. Ф. Смирдин описывал, как однажды пришел к поэту за рукописью и принес деньги. Тот ответил, что супруга поставила условие принимать оплату только золотом и других денег в руки не брать. Александр Сергеевич пояснил, что рукопись у него забрала жена, и нужно идти к ней. После поэт проводил Смирдина к покоям Натальи Николаевны, постучал и удалился. Она пригласила входить, но издатель смущенно остановился у порога. Наталья Николаевна стояла у трюмо, а горничная зашнуровывала корсет. «Входите, — пригласила жена поэта, — я спешу одеваться. Я пригласила вас за тем, чтобы сказать, что Александр Сергеевич слишком дешево продает вам свои стихи. Я отдам вам рукопись, когда вы принесете сто золотых вместо пятидесяти».
«Визит», ок. 1860 г. Мориц фон Швинд
Сколько времени сидеть в гостях
Визиты могли быть долгими или короткими. Все зависело от цели. Если это был визит вежливости, то задерживаться надолго не имело смысла. Если одновременно приходил еще один визитер, то следовало вежливо удалиться. Гость должен был хорошо чувствовать, когда посещение становилось в тягость. Впрочем, хозяин не должен был ничем показывать это.
Так было принято в 19 веке, где строгие правила регламентировали большинство сфер жизни человека: поведение в обществе, за столом, и даже подарки выбирали не просто так, а со смыслом.
Правила бального этикета XIX века.
Общие правила поведения на балу
Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.
При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).
На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев.
Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.
Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.
Приглашение на танец (ангажемент)
Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: «Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]». Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: «Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами». Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.
Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором.
Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.
На балу-маскараде маска имеет право приглашать незнакомых, остальные могут приглашать только знакомых.
Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.
Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.
Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: «с удовольствием», «хорошо», в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: «сожалею, я уже обещала», или: «я уже танцую». Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.
Приглашение на танец можно отклонить, если:
Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.
Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества.
В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.
Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать.
Правила поведения во время танца
Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.
В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий.
Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.
Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.
Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала – дурной тон.
В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них.
Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца.
По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре.
Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер.
Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы.
Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.
С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр. На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее «важными» приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж. После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов. »







