Бунин косцы чему учит произведение

Рассказ «Косцы» Бунина: краткое содержание, анализ и характеристика героев

Бунин косцы чему учит произведение

Великим мастером создания небольших прозаических произведений был Иван Алексеевич Бунин. Читателей впечатляют главные мотивы его рассказов, их редкая художественная тонкость, своеобразные приемы. Одним из замечательных шедевров является рассказ Бунина «Косцы». Анализ произведения, приведенный в данном материале, демонстрирует талант главного писателя русского зарубежья. Ведь Ивану Алексеевичу пришлось жить вдалеке от своей Родины.

Находясь в эмиграции, писатель посвящал свои книги России, русскому народу. Это касается и рассказа Бунина «Косцы». С кратким содержанием этого маленького произведения мы предлагаем ознакомиться в нашей статье. После прочтения рассказа вы поймете, почему за воссоздание в прозе русского характера Ивану Алексеевичу вручили Нобелевскую премию.

Иван Алексеевич длительное время до эмиграции жил в Орловской губернии и был верным сыном России. Когда ему вручали премию, то он отметил, что ее достоин весь русский народ.

Бунин косцы чему учит произведение

Бунин. «Косцы». Содержание в кратком изложении

Итак, попробуем кратко пересказать небольшой шедевр Ивана Алексеевича. Пересказ «Косцов» Бунина начнем с того, что на краю леса, где растут молодые березки, автор и его спутник видят работающих косцов. Писатель подмечает их благородный вид, опрятность и трудолюбие. Они наслаждаются своим занятием. Эта дружная компания кажется совершено беззаботной.

Приблизился вечер, и автору опять хочется встречи с косарями. Он видит их за трапезой. Они наслаждаются блюдом из мухоморов, которое им кажется сладковатым и напоминает курятину. Труженики отдохнули и решили спеть. Казалось, что их звонкие голоса заполняли лесной воздух особым очарованием, дивной прелестью.

Песня казалась грустной, но исполняли они ее с особой удалью. В этот момент автор понял, что в жизни нет безнадежности. Огромная Русь может всякому помочь и любого выручить. До самой ночи радовали косцы своими песнями. Писатель наслаждался этим моментом и вдыхал свежие ароматы медвяных лесных трав, удивлялся гармоничному сплетению человека и природы.

Конец рассказа немного грустный, автор ностальгически вспоминает косцов и их пение. Он чувствовал себя рядом с этими тружениками счастливым, а их песни подарили ему истинную радость. Бунину искренне жаль, что не вернуть больше тех сказочных мгновений.

Бунин косцы чему учит произведение

Особенности сюжета

Иван Алексеевич сам утверждал, что писал о красоте во всех ее формах, часть своей души передал в описании русской природы в произведении И. Бунина «Косцы». Анализ рассказа нужно начать с особенностей сюжета. Как и многие другие короткие произведения писателя, рассказ «Косцы» не имеет определенных сюжетных линий. Это своеобразное воспоминание о том, как он встретил в поле рязанских косцов, которые невероятно красиво пели.

В рассказе глубоко и проникновенно переданы чувства, которые одолевали писателя во время их пения. Уже тогда рассказчик понимал, что никогда не забудет тот предвечерний час. Автор удивлен, насколько глубока русская душа, что даже ему непонятны все тонкости песни сельских тружеников.

Бунин косцы чему учит произведение

Композиционное и жанровое своеобразие

Четко выраженной композиции в рассказе «Косцы» нет. Стоит отметить, что и отдельные персонажи здесь тоже не выделяются. Присутствует только обособленный образ косцов. На первое место в произведении выплывают авторские чувства и мысли.

В своих размышлениях писатель сравнивает этих тружеников с чем-то чарующим, слитым в единую артель, видит, что их пение очень гармонично вплетается в жизнь природы, но они даже не задумываются об этом. Во время пения автор ощущает себя частичкой этого народа. Их песня, окружающая природа неотделимы от родины, России.

К какому жанру можно отнести данное произведение? Пожалуй, это своеобразное стихотворение в прозе, где писатель размышляет о русском человеке. Ведь Бунину так необходимо было за границей духовное единение с Россией. А еще его можно назвать поэтической зарисовкой, лирическим очерком. Рассказ насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями.

Бунин косцы чему учит произведение

Природа в рассказе Бунина «Косцы»

Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.

На лоне этой природы прекрасно чувствуют себя труженики. Читателю так и хочется разделить восторг и радость, передаваемую автором в описании местности и процесса сенокоса. Сразу перед глазами всплывают картины А. А. Пластова «Сенокос» и Г. Г. Мясоедова «Страдная пора. Косцы». Их даже можно назвать иллюстрациями к рассказу Бунина.

Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Они поют песню, которая сливается воедино с березовым лесом. Деревья отзываются на дивное пение. Цветовая гамма в произведении тоже очень богатая: серело, золотилось, синь, кумачовый, розовый, черней, красными. Особенностью этого и других рассказов являются повторы, поэтому оно и похоже на стихотворение в прозе. Слово «прелесть» повторяется несколько раз. Оно относится к природе и песне косцов.

Бунин косцы чему учит произведение

Труженики в рассказе

Косцы не просто трудились, но и пели. Казалось, что в работе они даже не делали особых усилий. Труженики размахивали вокруг себя косами, а те обнажали целые поляны. Писатель изображает не местных, а рязанских косцов, которые пришли из другой области России, но отличаются сплоченностью. В их движениях замечалась особая охота к работе.

И радостно было автору наблюдать за их слаженным трудом. Косы они пускали широко, как бы играясь. Шли ровно друг за другом, окашивая пни и кусты. Даже во вздохах этих тружеников писатель видел русскую красоту. В этом прозаическом стихотворении Бунин воспевает труд косцов.

Бунин косцы чему учит произведение

Значение народной песни

В своем произведении «Косцы» Иван Бунин тонко описывает песню тружеников поля, воспевающую родимую сторонку, счастье, надежду. Некоторые строчки посвящены любимой девушке, несчастной любви. Прелесть пения косцов в откликах звучности. Они – дети своей земли, поэтому подобный душевный порыв свойственен только им.

Бунин косцы чему учит произведение

Образ Родины в произведении

Будучи в эмиграции, Бунин обращается к прошлому и показывает его преображенным. Писателя тянет к соотечественникам, он любит Россию. Поэтому в рассказе Бунина «Косцы» Родина показана безмерной и далекой. Писатель изобразил рязанских крестьян, их вдохновленный труд, берущую за душу песню во время сенокоса на орловской земле. Тем самым автор вспоминает те времена, когда ему на Родине было хорошо и спокойно.

Именно на русском материале построены произведения эмигрантского периода Ивана Алексеевича. На чужбине писатель постоянно вспоминал о родной земле, о ее полях, деревнях, крестьянах и дворянах, природе. Ивану Бунину был прекрасно знаком и русский мужик, и русский дворянин. Запад писателю чужд, он не мог писать о нем. Произведения Бунина были наполнены классическими традициями русской литературы. Также мастер слова не обходил стороной любовь, жизнь, будущее всего мира.

Описываемую в рассказе орловскую землю писатель называет «родной сторонушкой». А Россию он зовет не просто Родиной, а общим домом. В словах «беспредельная родная Русь» выражает свою любовь к ней. С неприглядной русской глубинкой он связан кровно. Писатель утверждает, что куда бы человека ни забросила судьба, пред глазами у него всегда будет родное небо.

Бунин косцы чему учит произведение

Печальная концовка

В конце рассказа читатели видят печальное воспоминание о косцах и их песне. Когда-то и он был счастлив на русских просторах. Но те дни прошли. От этого автору очень грустно. Он хотел бы вернуть ушедшие времена. Но, к сожалению, покинул свою Родину из-за политических взглядов и боязни преследования.

Как и другие произведения писателя, «Косцы» наполнены тревогой за судьбу России. Бунин доказывает, что он настоящий аналитик жизни русского народа, его характера, языка, традиций. В конце рассказа писатель говорит, что сказка для русских людей уже прошла, Божья милость миновала.

Бунин косцы чему учит произведение

Источник

Урок литературы в 5 классе по рассказу И. А. Бунина «Косцы»

Выбранный для просмотра документ Косцы.doc

Урок литературы в 5 классе Дата______________

И. А. БУНИН. Слово о пистателе. «КОСЦЫ».

Восприятие прекрасного героями рассказа

Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.

Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания
основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.

Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.

Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.

Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.

Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.

1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья. ”

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной.

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным Коленам припав.

— Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.

— О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).

— Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.

Чтение статьи в учебнике (стр.______)

За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.

— Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.

4. Работа над статьей «Происхождение моих рассказов».

Рассказ «Косцы» был опубликован в Берлине в альманахе «Медный всадник».

Большую часть жизни писатель провел в эмиграции в Париже, но все это время в его душе жили воспоминания о любимой России, ее просторах, песнях простых людей… Рассказ пронизан восхищением автора каждым движением крестьян, каждым звуком, раздававшимся в лесу. В воспоминаниях Бунина все еще свежи запечатлевшиеся в памяти эпизоды жизни: как шли они по лесной дороге, а недалеко от нее косцы косили и пели. Кругом лес, глушь, тишина, зной, медвяные ароматы, шелест березовых веток, пение летнего властелина леса – соловья…

Возможно ли все это вычеркнуть из памяти, забыть на чужбине? Никогда!

Постоянная жизнь в деревне, среди крестьян и мелкопоместных дворян, обогатила Бунина знанием русской природы, русской деревни, русской жизни в ее самых корневых, родовых истоках.

5. Беседа. Анализ рассказа. Чтение учителем начала рассказа

Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?

Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки?

К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы. Назовите их.. (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)

Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).

Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово “природа” на доску).

Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.

Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание.(Стр.___)

Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).

Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).

Как понимаете эти слова? (Любят работать).

А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).

Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.

Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.

Обратимся вновь к тексту рассказа “Косцы”. Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они. ”. Рассказчик любуется и восхищается ими).

Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё? (Они поют песню)

Включается фонограмма русской народной песни “Ах ты, степь широкая”. В это время учитель прикрепляет на доску слово “песня”.

Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней.

Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).

А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).

— Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение этого слова.

Обаяние, очарование, привлекательность.

Приятные, пленяющие явления, впечатления..

3. О ком-то, чём-то прелестном, чарующем.

4. Внешние черты женской красоты.

-В каком значении употреблено слово “прелесть” в данном фрагменте текста “Косцы”? Ответ аргументируйте (Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3).

В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).

Так мы переходим к центральной теме-теме Родины. Поместим и это слово на доску.

В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).

Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).

Поместим и это слово на доску.

Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).

Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).

Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).

(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).

Бунин косцы чему учит произведение

Подведение итога урока. Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?

(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).

— Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.

Источник

Бунин «Косцы»: в чем была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?

В категории «Размышление о прочитанном» надо подумать и дать ответ на вопрос: в чем заключена, на ваш взгляд, «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов из рассказа И.А. Бунина «Косцы»?

Бунин косцы чему учит произведение

Услышанное много лет назад пение косцов тронуло писателя до глубины души. Уже находясь в эмиграции, по прошествии долгих лет, он вспоминал его с каким-то болезненным ощущением навсегда потерянного счастья. Было в этом пении редкостное трогательное очарование, связанное с каким-то необъяснимым чувством сопричастности к всему происходящему на родной земле, понятное любому русскому человеку, независимо от его социального положения.

Бунин косцы чему учит произведение

Бунин косцы чему учит произведение

Бунин поймал в своем описании песни, то состояние музыки души, которое невольно срывается с губ, где слова не столь важны, т.к. истинное чувство любви не требует дополнительных объяснений.

Наверное, это сама Россия пела устами рязанских мужичков.

Бунин косцы чему учит произведение

В рассказе «Косцы» Бунин сам задает себе вопрос в чем было очарование песни косцов и сам дает на него несколько вариантов ответа. Мне больше всего понравилось объяснение о том, что это очарование было в том чувстве единения человека и природы, которое возникает в некоторые моменты жизни. Косцы и окружающий их березовый лес, высокие травы, казались единым целым. Одно не могло существовать без другого, они дополняли друг друга.

Но при этом, не следует забывать о том, что такое единение могло возникнуть только с родной природой. Отсюда это чувство Родины, общности всех ее детей, вне зависимости от происхождения и социального статуса.

Песня косцов словно объединила автора и косцов с прекрасной природой Родины. И поэтому не удивительно, что именно эта песня так глубоко запала в сердце автора, что он все время вспоминал ее даже находясь в далекой стране, в эмиграции. Для него эта песня навсегда осталась символом родной сторонушки, родной земли, символом Родины.

Бунин косцы чему учит произведение

Чтобы ответить на ваш вопрос, прочитала рассказ.Вкратце опишу свои впечатления.

Начну с того, что Бунин был эмигрантом, поэтому почти все его произведения пронизаны любовью к России и тоской по ней.И этот рассказ-не исключение, в нем нет сюжета, автор просто размышляет и грустит.

Вот и ответ на ваш вопрос:дивность и прелесть песен косцов в том, что их пела сама Россия,её душа.

Бунин косцы чему учит произведение

Дивная прелесть заключалась в том, что Рязанским крестьянам удалось в своих песнях отразить то, что чувствуют: сомнения, боль, а также радость. Они исполняли свои песни с душой и ощущали то, что связаны друг с другом, своим родным домом, а также с окружающим миром.

В образе косцов вниманию представляется Россия: былинная свобода, мухоморы, а также березки, которые представляются в образе косцов. Душа России воспевала песни, поэтому и были дивными.

Я считаю, что в данном произведении Автор передает грусть и свои размышления, ведь сам он был Эмигрантом, тоскующий по России.

Бунин косцы чему учит произведение

Сказка Туве Янссон «Филифьонка, которая верила в катастрофы» рассказывает о существе, скованном условностями и традициями. У Филифьонки не хватает решимости признаться даже самой себе, что она хотела бы жить совсем по другому.

Сказка приводит к мысли, что надо жить, осознавая и изучая свой внутренний мир и не дожидаться, когда, наконец, случится подходящая катастрофа.

Бунин косцы чему учит произведение

На самом деле главная мысль любого произведения, по сути, и является моралью, а она, в свою очередь, чему-либо учит своих читателей. То есть Вы обозначили 3 пункта, являющихся единым целым. Теперь по делу.

Так, сказочные создания на протяжении истории оказывали взаимную помощь: не смотря на тяжкий и тернистый путь они не пытались спастись за счет остальных, а являлись друг другу надежной опорой.

2) Сказка заставляет задуматься о поддержании в наших сердцах огонька надежды, который способен привести к тому, что даже самая немыслимая мечта или значимое желание могут воплотиться в жизнь. Мумми-мама и её сын хотели найти Мумми-папу и, преодолевая немыслимые препятствия, они воссоединились с ним, живым и здоровым.

Р.S. Надеюсь, что дала исчерпывающий ответ на Ваш вопрос 🙂

Источник

Рассказ «Косцы» Бунина: краткое содержание, анализ и характеристика героев

Краткое содержание

А сейчас они работали и пели, их песня была красивой. И смотреть на косцов было приятно. А прелесть песни была в том, что окружало рассказчика с косцами, в том, что они чувствовали. Для рассказчика эти минуты были важны, и он понял, что запомнит их навсегда. Березовый лес как будто откликался на все мотивы той песни. Песня казалась прекрасной не из-за слов или мотива, а от того, что рассказчик и косцы были в их общем доме: в России, и казалось, будто её душа поет вместе с ними.

Вместе работая, косцы понемногу продвигались вперед. Их песня была легкой и естественной, и в ней пелось о прощании с родимой стороной. Хотя слова песни были грустные, пели косцы их с радостью, не соответствующей словам. Это можно было объяснить тем, что на самом деле они не прощаются с Родиной. И рассказчик, и рязанские мужики были бесконечно счастливы в то время, сейчас те дни кажутся рассказчику давным-давно прошедшими, но он помнит, как счастлив был тогда.

Бунин пишет свой рассказ, основанный на воспоминаниях, в Париже. Он хочет передать читателю, как сильно он скучает по России. Рассказ учит тому, что нужно ценить моменты и видеть счастье в мелочах.

Природа в рассказе Бунина «Косцы»

Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.

На лоне этой природы прекрасно чувствуют себя труженики. Читателю так и хочется разделить восторг и радость, передаваемую автором в описании местности и процесса сенокоса. Сразу перед глазами всплывают картины А. А. Пластова «Сенокос» и Г. Г. Мясоедова «Страдная пора. Косцы». Их даже можно назвать иллюстрациями к рассказу Бунина.

Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Они поют песню, которая сливается воедино с березовым лесом. Деревья отзываются на дивное пение. Цветовая гамма в произведении тоже очень богатая: серело, золотилось, синь, кумачовый, розовый, черней, красными. Особенностью этого и других рассказов являются повторы, поэтому оно и похоже на стихотворение в прозе. Слово «прелесть» повторяется несколько раз. Оно относится к природе и песне косцов.

История создания

Произведение «Косцы» написано автором на втором году пребывания в Париже, в 1921 году. Бунин жил там скромно, скорее даже нищенствовал, а потому описанные в рассказе плодородные почвы и поля родных далей, густые леса, ветер свободы и предвосхищение урожайного изобилия говорят нам о сильной тоске писателя по России. И это было характерно для его творчества за границей. Бунин почти не писал о своей жизни там, так как не нашел пристанища и душевного уюта. Ему хотелось писать о Родине. В нем звучала любовь к ней, желание вновь обрести ее, скрепить себя с ней узами, как с женщиной. Оттого «Косцы» наполнены сладким томлением и одновременно грустью русского мужчины, так страстно желающего, но не имеющего возможности вновь оказаться на родной земле. Описание березового леса как живого организма и всей нерукотворной ландшафтной атмосферы не воспринимается лишь как воображение автора. Бунин будто воспроизводит по памяти увиденные и зафиксированные им природные картины, представшие взору в орловских землях. И в этом есть доля истины.

Считается, что в основу создания произведения легло воспоминание писателя о том, как он возвращался на пароходе из Саратова в Москву со своим старшим братом Юлием. Грузчики на палубе так радостно и громко пели, что Бунины были этим восхищены, полагая, что так свободно и беспечно петь могут только русские люди. Этого чувства впоследствии и был лишен Иван Алексеевич, оказавшись вдали от Родины.

Тема родины

Рассказ «Косцы» — это поэтическая зарисовка, сопровождаемая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем песня грузчиков во время путешествия на пароходе. Потом такую же сильную, могучую, ладную песню услышал Бунин, проезжая в деревне мимо косцов. Применительно к этому рассказу нельзя говорить о композиции произведения — это, скорее, размышления писателя о русском человеке, о России, о нашем духовном единении со своей страной. Да и героев здесь нет как таковых — рассказ о работе косцов сопровождается в основном раздумьями автора. Бунин любуется ладной работой приезжих косцов, их одеждой, тем, что каждый из них — часть большой неделимой артели. А главная прелесть их песни для писателя не только в том, что ей вторит природа, но и в том, что все мы, слушая ее, ощущаем себя единым целым — Россией.

Образ косцов

Косцы – сборный образ из одноименного рассказа И. Бунина, символ русского духа и старины. Тружеников Иван Алексеевич изображает на фоне березовой рощи, как бы намекая на тесную связь этих людей с Родиной. Писатель рассказывает не только о труде, но и об отдыхе косцов. За этими людьми читатель наблюдает со стороны вместе с рассказчиком.

Автор знакомит нас с героями, когда те работают и поют. Далее оказывается, что они из рязанского края. Рассказчика впечатляет их вдохновение и напевы. Он чувствует, что крестьяне обладают силой не только физической, но и духовной. Ради заработка им пришлось покинуть родные места: «проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы». Пришедшие косцы отличаются от местных. Видимо, это связано с тем, что революция меньше задела их края, чем местность рассказчика. Рязанцы «стариннее и добротнее», чем радуют сердце рассказчика и самого И. Бунина. Автор достаточно подробно описывает их одежду, акцентируя внимание на ее опрятности. Кажется, что эти люди пришли не работать, а на праздник. Их наряд – доказательство уважительного отношения к труду и к себе самим. «Старина» осталась также в обычаях и языке косцов.

Важную роль в характеристике тружеников занимает описание их характера и настроения. Автор впечатлен их беззаботностью и крепкой дружбой. Он считает, что причина такого внутреннего состояния героев – временная свобода от «семейных и хозяйственных уз». И. Бунин уверен: косцы подсознательно замечают красоту труда, они наслаждаются, когда дело спорится в руках.

Рассказчику также посчастливилось наблюдать за полдником сенокосов. Едя верхом, он застал, как те пили родниковую воду. В этот момент работяги напоминали зверей. После обеда они крестились и лишь после этого брались вновь за косы. Эта деталь указывает на то, что рязанцы были глубоко верующими людьми, никакие перевороты не смогли сломить их веру. Религиозность – одна из главных черт русского народа, поэтому И. Бунин просто не мог не упомянуть о ней.

Рабочий день крестьяне завершают песней. И если до этого момента косцы описывались как единое целое, то наблюдая за их пением, гость-рассказчик, замечает: настроение у каждого косца разное. Как и днем, песня отзывается в березовом лесу. В этой песне какая-то «дивная прелесть». Рассказчик пытается разгадать секрет ее очарования. Он считает, что ее прелесть в «откликах» леса. Но главное – эта песня способна объединять людей, ведь напоминает им о кровном родстве и единстве, не дает забыть, что все мы – дети Родины. Народная песня дарит умиротворение и спокойствие душе. По мнению, И. Бунина – это душа Отчизны. Косцы – пример людей, которые оберегают эту душу от жерновов истории.

О чем писал Иван Алексеевич в эмиграции?

Бунин косцы чему учит произведение

Особо следует отметить, что все творения Бунина, относящиеся к эмигрантскому периоду, построены (за редким исключением) на русском материале. Иван Алексеевич вспоминал на чужой земле Родину, ее деревни и поля, дворян и крестьян, природу. Писатель отлично знал русского дворянина и мужика, у него имелся богатый запас воспоминаний и наблюдений, относящихся к России. О Западе, чуждом ему, писать он не мог и не обрел никогда во Франции второй родины. Бунин остался верен традициям русской классической литературы и продолжил в своем творчестве их, пытаясь решить вопросы любви, жизни, будущего мира.

Печальная концовка

В конце рассказа читатели видят печальное воспоминание о косцах и их песне. Когда-то и он был счастлив на русских просторах. Но те дни прошли. От этого автору очень грустно. Он хотел бы вернуть ушедшие времена. Но, к сожалению, покинул свою Родину из-за политических взглядов и боязни преследования.

Как и другие произведения писателя, «Косцы» наполнены тревогой за судьбу России. Бунин доказывает, что он настоящий аналитик жизни русского народа, его характера, языка, традиций. В конце рассказа писатель говорит, что сказка для русских людей уже прошла, Божья милость миновала.

Значение народной песни

В своем произведении «Косцы» Иван Бунин тонко описывает песню тружеников поля, воспевающую родимую сторонку, счастье, надежду. Некоторые строчки посвящены любимой девушке, несчастной любви. Прелесть пения косцов в откликах звучности. Они — дети своей земли, поэтому подобный душевный порыв свойственен только им.

Пение косцов Бунин сравнивает с пением души. Он даже не находит слов для выражения всей прелести этой песни. В ней связь со всем окружающим миром. Эти наивные, не ведавшие своих сил и талантов люди так запели, что даже лес отозвался на их звуки. В них слышались радость и безнадежность одновременно. Один из косцов оплакивал себя: «Ой, да все пути мне, молодцу, заказаны». Разве могут так сладко петь и скорбеть те, кому некуда пойти, и везде закрыты дороги? Эти люди не верят в безнадежность. Самое главное, что было в той песне — нельзя возвратить прошлых счастливых дней.

Косцы

Они были рязанские, неместные, проходили через эти земли, продвигаясь в места более плодородные. Дружные и беззаботные, ничем не обремененные, они любили работу. Одежда их была добротнее, чем у местных. Так можно описать крестьян, освещая кратко рассказ И. А. Бунина «Косцы».

Чувство обреченности, сгущение времени

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *