Бунин кукушка чему учит

Почему Бунин назвал рассказ «Кукушка», главные герои, основная мысль?

Чему учит рассказ «Кукушка»

Бунин кукушка чему учит

Главный герой Бунина, «Кукушка», является подкидышем. Вот отсюда и прозвище этого неприкаянного человека. Он воспитывался в приемной семье, которой был не нужен. Поэтому бедный крестьянин Кукушка не умеет любить. Семью он создать не сумел. Не приучен он и к труду.

Горькая, тяжелая судьба досталась этому человеку и не его в этом вина.

Главной мысль этого рассказа в том, что детей надо любить и не бросать их на произвол судьбы. Ведь любят детей и в приемных семьях. Кукушке же не повезло с самого рождения. Таким невезучим он и остался на всю жизнь. Это очень актуальное произведение и для нашего времени. Сейчас многие родители тоже не занимаются воспитанием детей и из них вырастают кукушата. Они не умеют любить и трудиться.

Бунин кукушка чему учит

Бунин кукушка чему учит

И.А.Буни в данном произведении фамилию»Кукушка» дал главному герою не случайно.»Кукушка»-без дома,без семьи,без ответственности.

В рассказе»Кукушка»красной нитью проходит тема-отсутствие жизненной цели.

«Человек без цели-что корабль без штурвала,носимый ветрами по волнам из стороны в сторону».

Так и»Кукушка»живет день за днем и год за годом без цели,без воли,без стремления к успеху и желания что либо изменить в своей жизни к лучшему.И финал его жизни безвестен и печален.

Бунин кукушка чему учит

Хирургия. Рассказ Антона Павловича Чехова. Лично по моему мнению, каждый читатель может найти для себя свою мораль в этом произведении и может выделить то своё главное, что он усвоил и что вынес из этого рассказа.

Так вот, лично мне оказалось, что здесь явно прослеживается мысль о том, что люди перестали быть настоящими, а носят маски. Фельдшер Курятин пытается казаться тем, кем не является, то есть надевает на себя образ интеллигента-професс­ ионала с аристократичнми манерами и деталями в одежде.

Он курит дешёвые сигары и сыплет заумными терминами, понимая, что собеседник врядли в курсе дела того, о чём идёт речь.На деле же, Курятин малоквалифицированны­ й, малокультурный человек.

То же самое касается дьячка Вонмигласова, который изображает из себя благообразного, всепрощающего христианина, а на деле- обычный обыватель, который при первой же боли готов всех прилюдно и громогласно предать анафеме.

Бунин кукушка чему учит

Рассказы Драгунского отличные и всегда в них есть что почерпнуть детям. Вот например «Тайное становится явным» напомнил мне меня в детстве. Но мы жили на первом этаже и у нас под окном было много котов (для БВ), вот им то я и выкидывала еду, которую есть не хотела. Однако Дениске из рассказа так же не повезло и его каша (для БВ), которую он кушать не захотел угодила прямо на человека, который мимо проходил. Тот пожаловался милиционеру и они вместе заявились к Дениске домой. Мальчику за свой поступок было очень стыдно (для БВ). Произведение учит тому, что надо кушать что дают взрослые и не хитрить, потому что ложь часто явной становится.

Бунин кукушка чему учит

Бунин кукушка чему учит

Рассказ «Кукушка» Бунина поднимает проблему человеческого одиночества.

Бунин кукушка чему учит

Главный герой рассказа одинокий и нищий старик, который всю свою жизнь одинок. Ему посчастливилось устроиться на службу к барину. После долгого времени скитаний и нищеты, он счастлив что у него есть крыша над головой, но его счастье длится не долго.

План к рассказу можно написать так:

1 Появление Кукушки в сторожке.

2 Старый солдат знакомится с сыновьями барина.

3 Кукушка обещает подарить волчат.

4 Обход леса в поисках волчат.

5 Волчата найдены, выполнение своего обещания.

6 Неприятный сюрприз, кража деревьев.

7 Барин решает выгнать старика.

8 Кукушка навещает детей барина и узнает, что волчонок погиб.

9 Просьба отпустить второго волчонка на волю. Предсказание своей смерти.

10 Кукушка найден мертвым.

Бунин кукушка чему учит

Слишком легкое дыхание, желание роскошной и легкой жизни. Маленькая девочка осознала только то, что она красавица, но не поняла, что она так-же отвечает за свои поступки, как любой другой человек. Её легкое дыхание привело к трагедии.

Бунин кукушка чему учит

Главная мысль этой смешной и поучительной истории в том, что квартира не подходит для подвижных игр. Что дома следует играть в более спокойные игры. И конечно не следует в чужой квартире вести себя как у себя дома, заходить в комнаты и прятаться под кроватью или в шкафу.

Это еще хорошо, что Дениска просто вылез и его забрал папа, а то ведь мог и в Нарнию попасть.

Источник

Анализ рассказа Кукушка Бунина 7 класс

Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Кукушка». Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Создано данное произведение Ивана Алексеевича в 1898 году. Оно относится к тому самому моменту, когда автор был еще начинающим писателем. Он интересовался бытием обыкновенных представителей крестьянства. Писатель изображал нелегкую жизнь русского человека. Рассказы, в которых у писателя затрагивается такая проблема, относятся к ряду прозы о русском селе. Рассказ, анализ которого представлен здесь, вошел в книгу, которая издана в честь Бунина.

Во время написания этой работы писатель много совершил путешествий по России. Он стремился общаться с разными людьми и заводить новые знакомства. Именно одна из бесед легла в основу рассказа «Кукушка». Те, кто жил с Иваном в одно время, многократно говорили о том, что автор с большим энтузиазмом слушает рассказы обыкновенных людей, чем личностей из своего окружения.

Жанром произведения однозначно является рассказ. Но это не натуральный реализм, скорее – новый реализм. Автор желал продолжать традиционный реализм, при этом дополнить его символизмом. Это четко читается в образах главных героев. Автор все равно хотел максимально приблизиться к реальности и создать все, чтобы оно было в ладах с действительностью.

Конфликтная составляющая произведения лежит в никчемности кукушки. Это понимает и признает даже Бунин. Несмотря на всю бесполезность героя, в конце произведения автор дарит ему нормальную жизнь. Он дает ему возможность жить в теплом месте, питаться, и зарабатывать деньги. Но спустя определенное время кукушка снова становится одиноким и бродячим человеком. Он возвращается к истокам своего характера.

Замечательное произведение Ивана Алексеевича Бунина доносит до читателя мысль, что если человек равнодушен к себе, то на него никто не обратит внимания. Он и останется навсегда лишним и неинтересным для общества. Кукушкой или пешкой – не столь важно. Важно, продолжать себя искать, даже если совсем не хочется.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Кукушка

Популярные сегодня темы

До чего же богата и прекрасна наша земля, реки, озера, моря, леса, горы, полезные ископаемые, животные, насекомые, люди. Самое интересное, что все мы взаимосвязаны

Роман «Отцы и дети» был написан И.С. Тургеневым в середине 19 века. С тех пор прошло немало времени, но и сейчас он заставляет задуматься над проблемой взаимоотношения родителей и их детей.

Люди постоянно думали о том, что ждет нас у звезд. Есть художественные произведения, посвященные освоению космоса, но есть произведения, задающиеся вопросом: кто проживает на вселенских просторах?

В свое произведение «Первая любовь» автор вместил все свои переживания, которые раньше он испытывал когда первый раз влюбился. Он рассказывает о ней как о чувстве, которое рушит все на своем пути

Мечта и реальность. Реальность и мечта. Две стороны одной монеты. Две интересные и вечные противоположности, которые присутствуют в повседневной жизни каждого из нас. Могут ли столь различные суждения быть в гармонии

Источник

Краткое содержание Бунин Кукушка для читательского дневника

Красивый лес, который был хоть и не велик, всегда было необычно прекрасно. Природа, воздух, деревья – все вокруг имело свою необычную красоту. Но именно там в последнее время простые мужики часто вырубали лес вокруг и внутри леса. Это очень злило барина их, а потому он решил поставить туда на надзор человека своего.

Этим человеком оказался обычный солдат, который хоть и был уже в отставке, все-таки не потерял прыти. Там в лесу ему была выделена избушка, которая считалась караулкой, а также ему назначил жалованье барин, что очень обрадовало солдата. Также, немного провизии и кой-какая одежда более порядочная – решили дело, сделав человека вообще даже очень счастливым. Теперь только и приходилось охранять лес от мужиков, которые рубили деревья только потому, чтобы как-то выжить.

Этого человека звали Кукушка и, как нельзя кстати, это имя подходило под его существование теперь в лесу. Старый человек переехал в старый домик вместе со своим добром – кошкой, петухом, а также, имея двух собак. Одного из которых звали Мурзиком, а другого – барским Цыганом. Когда он привел избу в порядок, он также растопил печь, а после – поужинал, и вскоре – после всех забот заснул. Он не слышал, как возле дома пробежал лесной и дикий зверь, собираясь жить по соседству с таким живым убежищем.

Кукушка продолжает жить спокойно, никого не трогая, очень одиноко. Иногда он приходит к барину – просить у него денег, так как не хватает на жизнь. Хозяин не слишком доволен, потому что недавно все-таки срезали три дерева. Но старик обещает смотреть в оба, и старается спихнуть вину на управляющего барина.

И чтобы как-то себя оградить от досады барина, он предлагает его маленьким сыновья, барчукам, принести живых волчат. Но старик не знал, что барин решил держать его только до лета, а после – все. Когда Кукушка был молод, и тогда он работал пастухом, после его забрали в армию служить. И когда он вернулся, он решил жениться, но жена вскоре ушла от него, потому как Кукушка был ленив и как-то не при делах.

Рассказ учит пониманию и сочуствию к окружающим и доброте.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Кукушка»: краткое содержание 2 главы

Как-то старик пошел просить денег. В момент, когда барин удалился из комнаты, вошли два его сына. Они заговорили с Кукушкой. Стали спрашивать о собаках, рассказывали о проделках Цыгана – пса, отправленного со стариком в караулку. Перешли к охоте, и Кукушка пообещал принести мальчикам волчат – недавно он видел рядом со своим домом их мать.

Старик бодро возвращался в лес. Он был приемышем, потому и получил такое прозвище. С детства нанимался на работы. После службы женился, но с семьей не получилось. Он с малых лет считал себя обездоленным, беспутным, и это убеждение сделало его ленивым, раздражительным неумехой. Такую характеристику дает герою рассказа «Кукушка» Бунин. Краткое содержание его горькой жизни оттеняет то счастье, которое он чувствовал, живя в караулке.

Глава 1

Произведение начинается с описание красивого леса, где расположена небольшая избушка. Всё в этом месте обладало невероятной красотой: природа, деревья, воздух. Именно здесь сравнительно недавно начали вырубать лес простые мужики. Барин очень злился по этому поводу и решил поставить туда своего человека, который будет обязан следить, чтобы без разрешения не вырубали деревья. Этим человеком оказался простой солдат, который был уже в отставке. Читатель видит, как Кукушка едет к своему новому дому, а вместе с ним кошка, петух и две собаки.

К счастью солдата, в лесу ему была отведена избушка, а барин даже назначил ему жалование — 17 рублей в год. Еще солдат был счастлив от того, что ему выделили немного провизии и более-менее порядочную одежду — ношенный тулуп и валенки. Барин создал солдату все необходимые условия, чтобы он мог защищать лес от мужиков, которые вырубают деревья, чтобы как-то выжить.

Кукушка привел в порядок жилье, оно стало почти уютным. Затопленная печь разморила всех обитателей избы. Кукушка долго молился Богу, чтобы тот даровал ему тихую и скорую кончину. Ему было очень приятно, что он так хорошо устроился на склоне лет.

А за окнами бродила волчица, которая родила двух волчат неподалеку. Она твердо решила поселиться рядом с Кукушкой.

Глава 3. В поисках волчат

Было начало апреля. Возвращаясь из обхода, Кукушка заметил волчицу. Он решил, что она, вероятно, уже ощенилась. По вечерам старик прислушивался к звукам, надеясь узнать, где ее логово. Но все было тщетно. Наконец, на рассвете Кукушка решил сам отправиться к оврагу. И ему повезло: у камней суетились два волчонка. Старик сложил их в мешок и отправился к барину.

Мальчики были в восторге. А Кукушка долго рассказывал, как ловил волчат. Радостный, возвращался в караулку, где его уже ждал приказчик. Оказалось, за время отсутствия Кукушки в лесу срубили деревья. Теперь за это предстояло ответить.

Жанр и направление

Жанр произведения — рассказ. Но стоит заметить, что он не относится к реализму в чистом виде. Раннее творчество Бунина принято относить к направлению, так называемого, «неореализма». Основные стремления этой литературной школы были связаны с желанием продолжать традицию классического реализма в литературе, но дополняя произведения чертами, близкими к искусству символизма. Это проявлялось в четко выраженной установке на изображение реалистических деталей, быта, психологической обстановки, которая окружала героев произведений.

В целом, автор стремился к объективному воссозданию действительности. По стилю его проза напоминает тексты периода золотого века русской литературы, где основой является чистый, размеренный, классический язык без вычурности и неологизмов, с опорой на народную разговорную речь.

Бунин, «Кукушка»: краткое содержание 4 главы

Мальчики ему очень обрадовались и рассказали, что один волчонок умер. Другой ничего не ел и исхудал. «Нужно его отпустить», — предложил старик. По дороге к яме мальчики стали расспрашивать героя о его жизни – продолжает Бунин. Кукушка – краткое содержание разговора приводится – отметил, что ни семьи, ни дома у него нет. Что работу найти тяжело. Когда барчуки предложили помощь, лишь попросил взять у отца две рубахи. И добавил, что зимой замерзнет, так будет в чем похоронить.

Волчонка выпустили, и старик отправился вслед за ним в лес. А зимой его пророчество сбылось – пишет Бунин. Кукушка, краткое содержание рассказа о котором вы прочитали, был найден мертвым недалеко от сторожки, где счастливо провел три месяца своей жизни около года назад.

История создания

Рассказ И.А. Бунина «Кукушка» написан в 1898 году. Произведение относится к раннему периоду творчества писателя, когда Бунин интересовался идеями быта простых крестьян и изображением тяжелой жизни русского человека. Рассказы с подобной тематикой принято объединять в цикл прозы о русской деревне. Такой есть и у Бунина. Рассказ «Кукушка» вошел в сборник, посвященный творчеству писателя 1887-1909 годов.

Историю возникновения рассказа можно найти в стремлении Бунина путешествовать по России и говорить с людьми. Одна из таких задушевных бесед стала поводом для написания произведения. Современники автора не раз упоминали о том, что писатель гораздо охотнее случает рассуждения простых людей, чем представителей своего круга.

Главные герои и их характеристика

Главным героем рассказа является отставной солдат Кукушка. Автор описывает его как уравновешенного, достаточно повидавшего на свете и смирившегося со своей участью, человека. А, скорее, даже никогда о ней и не задумывавшегося. Он живет как по наитию, не прилагая особенных усилий, чтобы иметь свой кров или семью. Он был приемышем, за это, собственно, его и прозвали Кукушкой. Оттого, что он вырос без материнской ласки, он не питал нежных чувств к всему окружающему, поэтому с такой легкостью со многим расставался. С женой прожил буквально полгода, со всех работ его моментально увольняли. Но он не расстраивался, а принимал это как должное, не пытаясь изменить ход судьбы. Так бесплодно и жалко протекала жизнь главного героя. Образ Кукушки – разновидность лишнего человека, который даже и не хочет найти себе места. Он, в отличие от других портретов в галерее лишних людей, равнодушен к поискам себя.

Образы персонажей автор подробно не описывает. Но известно, что все были легки на расправу с «дурачком» Кукушкой: и приказчик, и барин, и предыдущие работодатели. Никто не оставлял ему шанса, а он его и не просил. Единственными, у кого он вызвал сочувствие, оказались «барчуки», сыновья барина. Возможно, из-за отсутствия большого опыта в плане межличностных отношений, Кукушка легко нашел общий язык с детьми, с Митей и Колей. И, есть вероятность, что они были его светом в конце тоннеля, потому что, как только он попытался с кем-то пообщаться, сразу появился и четвертак, и три рубахи. Но судьба, в лице барина, не позволила ему остаться среди людей, поэтому он вынужден был скитаться дальше с протянутой рукой.

Роль рассказчика в произведении очень важна. Она позволят увидеть героя с разных ракурсов. Например, описание пустой и холодной избы он продолжает, характеризуя жизненный путь героя. Из его слов мы узнаем, что мужчина жил настолько безрадостно и одиноко, что даже это безотрадное жилище согрело его сердце. Такими сравнениями он знакомит нас с Кукушкой, чтобы мы понимали, с кем имеем дело, и прослеживали причинно-следственную связь событий. Кроме того, писатель рассказывает факты из жизни героя, его ощущения и эмоции – то, чего бы мы не узнали без его помощи.

Смысл названия

Бунин не заставляет нас ломать голову над тайным смыслом названия рассказа. Потому что он буквально лежит на поверхности. Кукушку в народе знают как птицу вольную и постоянно стремящуюся к одиночеству. Как, правило, кукушки не строят гнезд и не имеют постоянного жилья, а предпочитают подкидывать птенцов в жилище других птиц. Таким и оказался новый хозяин караулки.

Возможно, караулка — единственное место, в котором Кукушка пробыл так долго. До этого в рассказе упоминалось, что он периодически просто останавливался на ночлег там, где примут. То есть, получается, как и самая настоящая кукушка, пользовался чужими «гнездами».

Также с одноименной птицей нашего героя связывает то, что он абсолютно одинок. В произведении неоднократно делается акцент на том, что у Кукушки никого и ничего нет: ни жены, ни дома, ни детей. Есть только Мурзик, петух и кошка. Но и потеряв первого, Кукушка не расстраивается. Рассказывая детям барина о том, что Мурзик потерялся, он не проявляет ни капли сожаления, он говорит об этом, как о чем-то абсолютно посредственном. Он не считает это потерей. Именно так живет и сама птица, потому что ей свойственно оставлять своих детей.

Получается, что в названии рассказа не просто упоминается прозвище главного героя, а раскрывается его истинная сущность и образ жизни.

Темы и проблемы

Художественные средства

В произведении, особенно в начале, Бунин часто использует звукопись и изображение цвета, чтобы наиболее точно показать происходящее вокруг. Если он говорит о доме, то описывает каждую деталь, чтобы дать понять, как все это ново для Кукушки. А если вещь в новинку, то все ее свойства для человека наиболее ярко выражены, нежели когда мы к ней привыкнем.

Еще в начале произведение автор использует олицетворение. Каждая мелочь в доме живет и чувствует, будто одушевленное существо: «Свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе».

Как избежать предсказанного

Каждый человек может предпринять действия, которые защитят его от исполнения плохих примет. Достаточно сказать шёпотом или вслух такие слова: «Хорошо кукуешь, да только бы на свою голову» или «Кукуй, кукушка, да не про нас».

Для сельских жителей подойдёт ещё один способ, помогающий нейтрализовать негативные последствия примет. Услышав пение пернатой вещуньи, нужно упасть на землю и перекатиться с одного бока на другой. И самый распространённый и действенный метод – произнесение молитвы «Отче наш».

Конфликт

Конфликт заключается в том, что никчемность Кукушки признается даже самим автором. Он настолько жалок, что Бунин все-таки дает ему последний шанс на относительно достойную жизнь. Он дарит ему возможность зарабатывать и жить в какой-никакой избушке, жить в тепле и элементарно быть сытым. Но все мы понимаем, что природу человека изменить невозможно. Чуда не произошло и с Кукушкой. По воле судьбы в считанные месяцы он снова становится бескровным, одиноким бродягой, таким, каким был в начале произведения.

Очевидно, что в этом рассказе Бунин хотел сделать акцент на том, что человек не изменится до тех пор, пока сам этого не захочет. А Кукушка — яркий пример того, кто не захотел. Хотя он имел все шансы, например, не только на достойную жизнь, но и на человеческую кончину, а не просто «на лугу около леса замерзшим». Исходя из этого, можно сделать вывод, что суть конфликта находится внутри самого героя.

Чему учит?

Этот рассказ учит нас тому, что без крова, без семьи человеку не прожить. Каждое существо нуждается в какой-никакой любви, ласке и тепле домашнего очага.

А главное, чему учит рассказ «Кукушка» — чтобы получить все то, о чем говорилось выше, нужно просто этого захотеть. У нашего героя никаких стремлений и планов на будущее не было, поэтому таким вышел его финал. Нас же Бунин учит тому, чтобы мы всегда хотели для себя и для других лучшего и просто к этому стремились. У каждого человека должно быть место, куда он сможет вернуться после различных передряг, откуда никто не выгонит, и где можно отогреться и отдохнуть. Даже если нет возможности приобрести такое место, можно просто найти человека, с которым тебе будет также уютно, как в теплом доме.

Автор: Наталия Молоткова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что символизирует эта птица

Кукование напоминает жалобный зов или плач. В древности об этой птице слагали легенды, и все они были связаны с печальной судьбой. Согласно одному поверью, в пернатую предвестницу превратилась безутешная молодая девушка, которая оплакивала погибшего супруга, брата или отца.

По другой легенде, Иисус Христос превратил в кукушку женщину, которая ложью защитила апостола Петра, укравшего лошадей. Согласно поверью, она громко кричала: «Купил, купил». С древних времён славяне воспринимают птицу как нечто опасное, поэтому она символизирует несчастье, горе, тоску, болезни и бедствия.

Источник

Анализ рассказа Кукушка Бунина 7 класс

И.А. Бунин: «Кукушка»: краткое содержание, основные жанровые особенности

Многие из нас читали рассказ И. А. Бунина «Кукушка». Краткое содержание этого произведения будет рассмотрено в нашей статье. Рассказ этот написан в 1898 году и входит в цикл прозы писателя о русской деревне.

Кратко об идейном замысле произведения

Это произведение относится к раннему периоду творчества Бунина, который вошел в русскую литературу с такими произведениями, как «Деревня» и «Антоновские яблоки». Молодой писатель рассказывал своим читателям о суровой русской жизни, о непростом крестьянском быте, об угасании славы помещиков, утративших после отмены крепостного права свою власть.

Очень часто его произведения посвящены жизни простого маленького человека. И не всегда он может справиться с вызовами судьбы.

Этой теме посвящен и рассказ И. А. Бунина «Кукушка», краткое содержание которого мы рассмотрим по частям.

Бунин кукушка чему учит

Обретение дома

Бунин рассказывает, что его герой – старый солдат, прозванный Кукушкой, после долгих лет скитаний обрел место постоянной службы. Барин дал ему возможность за кров, еду и небольшую оплату служить ему караульным в лесу.

В обязанности старика входило охранять барский лес от незаконных вырубок. Чему же еще посвящен рассказ «Кукушка» Бунина, краткое содержание которого умещается на одной странице текста? Он рассказывает о судьбе одинокого человека, который вырос сиротой, не знал родных отца и матери, соответственно, не получил ни образования, ни воспитания.

С юности Кукушка не знал ни любви, ни заботы. Окружающие давали ему обидные прозвища, называя лодырем, лентяем, человеком, ни на что не годным. Кукушка привык к этим прозвищам и уже сам считал себя неудачником.

Бунин кукушка чему учит

Изгнание

В итоге герой не смог справиться со своими обязанностями. Он допустил, что крестьяне стали воровать лес. Но не по хитрости, а по тому, что просто не заметил воровства. Почувствовав, что тучи барского гнева над ним сгущаются, Кукушка отловил в лесу волчат и подарил их детям барина. Дети были в восторге, но барин, одарив бывшего солдата тремя стираными рубашками, выгнал его с должности.

Этой же зимой Кукушка – старый, никому не нужный и больной человек, скончался от холода и недоедания. Таким образом, мы изучили рассказ И. А. Бунин «Кукушка», краткое содержание которого рассказывает о судьбе простого человека, к которому окружающие люди не смогли проявить сочувствия.

Место рассказа в творческой системе писателя

Не забудем также, что в XIX веке Россия была преимущественно крестьянской страной, а потому проблема мужика в русском общественно-философском сознании являлась предметом ожесточенных идейных разногласий между славянофилами и западниками, почвенниками и революционными демократами, народниками и марксистами. Уже в спорах людей 40–50-х годов была выдвинута задача понимания народа, поиска путей единения с ним, и основную нагрузку по ее выполнению взяла на себя русская литература того же периода.

Бунин кукушка чему учит

К этому и стремился И. А. Бунин. «Кукушка», краткое содержание которой мы рассмотрели, показывает, что тема деревни и человека из народа остро волновали писателя.

Без сомнения, Бунина уже с юности волновала характерная для всего его творчества тема своеобразия душевного склада русского человека. Однако принять социальный анализ народничества, основанный на серьезных жизненных фактах, но чаще всего обусловленный прогрессивно-демократической тенденцией, Бунин как художник иной эпохи уже не мог. Да и вообще, на рубеже веков с крахом народнической социологии былые надежды на народ вытеснялись противоположным пафосом, нередко – стремлением изобразить звериное лицо народной массы, чреватое преступлением (М. Горький «Городок Окуров», «Лето»; А. Чехов «Мужики», «В овраге»; И. Родионов «Наше преступление» и др.).

Поздненародническая критика (Р. Иванов-Разумник и др.) не без причины упрекала Бунина в очернительстве крестьянской жизни, игнорируя, однако, онтологические аргументы писателя в споре с народничеством. Критики художника, находясь в плену сложившейся к тому времени традиции реалистического воссоздания действительности, скорее всего, не осознавали принципиальной новизны бунинского мировоззрения и стиля. Как и многие даровитые писатели, Бунин принципиально отказывается от всякой идеализации в понимании и изображении народно-национальной жизни. Однако в отличие от них и, так сказать, взамен автор дает ей глубинное онтологическое обоснование. Создавая полноценные индивидуальные характеры, он одновременно с тем нацелен на метафизически устойчивую фиксацию «национального типа» (на совершенно иных философско-метафизических основаниях этим, кстати, занимался и Н. А. Бердяев в своей «Русской идее»).

Подведем итоги: краткое содержание «Кукушки» Бунина по главам

Известно, что Бунин всегда говорил о принципиальной сложности русского человека, о трагических изломах и трагических основах русской души. Это означает, что, не в пример большинству своих собратьев по творческому цеху, он отдавал приоритет художественной онтологии, а не художественной социологии жизни. Рисуя повседневный быт крестьянства и дворянства, Бунин стремился запечатлеть в нем бытийные, сущностные проявления.

Бунин кукушка чему учит

Разбирая рассказ Бунина по частям, мы видим, как в нем воплощается художественный замысел писателя. Как автор развертывает перед своими читателями всю нехитрую историю жизни одного маленького человека из народа.

Многое узнаешь из рассказа «Кукушка». Краткое содержание произведения Бунина было рассмотрено нами в настоящей статье.

Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина “Кукушка” (мастерская построения знаний и творческого письма).
план-конспект урока (литература, 7 класс) на тему

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина “Кукушка” с применением технологии мастерских.

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект открытого урока в 7 классе по рассказу И.А. Бунина “Кукушка”31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Смысл названия и основные проблемы (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) рассказа И.А. Бунина «Кукушка» (мастерская построения знаний и творческого письма)

Предметные результаты : выделение необходимой информации, решение проблем творческого, поискового характера.

Метапредметные результаты : развитие речевой деятельности, формирование умения принимать, понимать людей разного социального положения.

Личностные результаты : закрепление нравственных норм поведения.

Оборудование: учебник литературы для 7 класса, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, раздаточный материл.

Работа во время мастерской ведется в группах.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. И тема сегодняшней мастерской: « Смысл названия и основные проблемы рассказа (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) И.А. Бунина «Кукушка» (Слайд 1).

Напишите слово ДОМ как вам удобно (вертикально, горизонтально, заглавными буквами или прописными). Подберите к этому слову слова-ассоциации. Обменяйтесь своими словами в группе. (3 минуты)

Группам раздаются высказывания писателей и поэтов о доме.

«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).

«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).

«Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, где точно воды родника, рождаются грезы». (А. Сент-Экзюпери «Планета людей»).

«Жить так на воле, умирать – так дома» (А. Ахматова. Жить – так на воле»).

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо. »).

«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился» (А. Сент-Экзюпери «Цитадель»).

Дом (царство), разделившееся внутри самого себя не устоит. (Библия. Новый завет. Стих 12:25).

«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь. Не притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).

«Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток» (М. Твен).

«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других» (Роберт Луис Стивенсон).

«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).

«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?». (Слайд 2). (10 минут)

Прочитайте свои тексты в группе, выберите один текст от группы и прочитайте его вслух. (7 минут)

IV. Социализация. (3 и 5 минут)

Группам раздаются вопросы.

– Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14). (слайд 3, 4).

(Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой гамме).

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.

«Мужичок из робких» – Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54

Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться.

Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика “себе на уме”. Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели.

– Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14). ( Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека).

– Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки? ( Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку).

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

– Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

– Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки. » до слов «. даровать ему тихую и скорую кончину. »). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

Заслушиваются ответы групп с комментариями учителя.

V. Афиширование. (5 минут)

Задайте свои вопросы по содержанию рассказа. Возможно, что-то осталось непонятным. (Обсуждение. Если вопросов нет, то учитель предлагает свои). (Слайд 7).

– В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? ( Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы).

– Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека? (Слайд 8).

– Как автор изображает маленьких волчат в родном логове? ( Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки).(Слайд 9).

– Какова судьба волчат? ( Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть).

Обсудите в группах вопросы:

– Какое значение приобретает фраза Кукушки:

«— Зимой нашему брату плохо.

– Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу? (Слайд 10).

– Почему Кукушка замерз около леса? ( В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели).(Слайд 11).

-Объясните смысл названия рассказа.

-Какие проблемы затронуты в этом рассказе?

– Выберите слова, которые могут быть ключевыми для сочинения по теме «Что значит дом для Кукушки?».

Записываем их на доске. (Очаг, тепло, уют, родные, любовь).

Выразите свои ощущения вокруг одного из этого слов или выберите любой проблемный вопрос и напишите на него размышление. Прочитайте.

VII. Рефлексия. (2 минуты)

Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали? Отметьте моменты, когда было радостно, когда или чему удивились? Какие задания вам понравились и почему? Сделали ли какое-то открытие?

Индивидуальное задание: подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза. Подготовить пересказ эпизода в ломбарде от лица оценщика.

«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).

«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).

«Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, где точно воды родника, рождаются грезы». (А. Сент-Экзюпери «Планета людей»).

«Жить так на воле, умирать – так дома» (А. Ахматова. Жить – так на воле»).

Человеку мало надо.

Лишь бы дом кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо. »).

«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился» (А. Сент-Экзюпери «Цитадель»).

Дом (царство), разделившееся внутри самого себя не устоит. (Библия. Новый завет. Стих 12:25).

«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь. Не притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).

«Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток» (М. Твен).

«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других» (Роберт Луис Стивенсон).

«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).

«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?».

Вопросы для 1 группы.

Прочитайте рассказ от начала до слов «. вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

– Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14).

Вопросы для 2 группы.

Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание). Сообщение Ивзалиева.

Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14).

Вопросы для 3 группы.

Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?

Вопросы для 4 группы.

Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться. » до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14).

– Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки. » до слов «. даровать ему тихую и скорую кончину. »). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа.

Модернистская поэзия серебряного века.Мастерская построения знаний и творческого письма.Поэтический турнир. (2 часа)Эпиграф.

Урок литературы в 7-м классе по рассказу А. Платонова “Никита”.

Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё.

Технология педагогических мастерских. Понятие педагогической мастерской. Типология педагогических мастерских. Законы мастерской. Педагогическая мастерская и современная словесность. Алгоритм построени.

Современная педагогическая технология “Мастерская построения знаний и творческого письма” формирует навыки работы с текстом, анализа художественного произведения; извлечения и преобразования необходим.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

20.10.2019

Бунин И. “Кукушка”

Главные герои рассказа “Кукушка” и их характеристика

План пересказа рассказа “Кукушка”

Кратчайшее содержание рассказа “Кукушка” для читательского дневника в 6 предложений

Главная мысль рассказа “Кукушка”
Одинокий человек, что волк, никому он не нужен и никто о нем не позаботится.

Чему учит рассказ “Кукушка”
Рассказ учит любить природу и не забирать из леса диких зверей. Учит доброте и состраданию. Учит уважать старость. Учит тому, что каждый человек должен иметь семью, иметь тех, кто его любит.

Отзыв на рассказ “Кукушка”
Мне понравился этот трогательный рассказ, в котором говорится о том, что каждый человек должен дорожить своими близкими. Что без семьи человек не просто становится одиноким и беззащитным, он уподобляется дикому зверю, и сам заботится о себе. Но в старости заботиться о себе он уже не может и его ждет незавидный конец.

Пословицы к рассказу “Кукушка”
Одинокому где хлеб, там и угол.
Одинокому и поссориться не с кем.
Был хлеб, да съеден, был конь, да съезжен.
Годы не птица, улетят не догонишь.
Припасай клюку, пока не сгорбило в дугу.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Кукушка”

В старой ветхой караулке в лесу поселился одинокий солдат Кукушка, а рядом, в овраге, вывела волчат старая волчица.
Кукушку привез в конце февраля равнодушный работник, а с ним поселились курица, кошка и два кобелька – Барон и Мурзик.
Кукушке понравилось новое жилье и он был доволен положенным ему жалованием. Он начал вести нехитрое хозяйство, но в первую же ночь испугался мелькнувшей за окном высокой тени. Но тенью оказалась всего лишь качавшаяся на ветру притуга.

Как-то приехал Кукушка к барину за деньгами, а тот стал ему выговаривать, что в лесу срубили несколько молодых дубочков. Кукушка сваливал вину на приказчика, и барин пошел за деньгами.
К старику вышли барчуки, Митя и Коля, которые стали расспрашивать Кукушку про его житье и про собак. Кукушка, мечтая оказать услугу барину, обещал детям поймать волчонка, и барин одобрил эту мысль, хотя и посчитал, что старик впал в детство.
Кукушка был приемыш и оттого появилось его прозвище. Он был ленив и не очень умен, любил выпить, и нанимался на самую простую работу. Некоторое время он был женат, но жена бросила Кукушку, разочаровавшись в нем. И вот он состарился и был счастлив получить теплое место в караулке у леса.
Он часто сидел у окна и напевал любимую песню.

Кукушка заболел и две недели лежал пластом. Потом приехал барин, и не вникая в спор Кукушки с приказчиком, сказал, что пришлет караулить лес другого работника, а Кукушка может оставаться жить в караулке.
Но через пару недель, пожелтевший и постаревший Кукушка ушел. Его не было долго, но как-то летом он пришел к барчукам и узнал, что один волчонок издох. Ребята расспрашивали Кукушку про его житье, и удивлялись, что у того нет ни дома, ни семьи. Они пожалели старика и дали ему две новых рубашки, взамен старой.
Кукушка попросил их выпустить волчонка и тот вылез из ямы по лестнице и убежал. А следом поплелся Кукушка.
Под святки Кукушку нашли замерзшим в лесу, он видимо пробирался в караулку, но не дошел. Детям о том не сказали, и они скоро забыли старика и его волчонка.

Анализ рассказа И. Бунина «Кукушка»

Автор: Guru · 20.05.2018

Иван Алексеевич Бунин был мастером психологических портретов в своих произведениях. Его интересовало мироощущение различных слоев общества: от крестьян до помещиков. По большей части его взгляд был направлен не столько на их быт, сколько на внутренний мир человека и его эмоции. Полученными результатами своих наблюдений он щедро делится с читателями. Одним из ярких примеров описания внутреннего мира крестьянина является рассказ «Кукушка».

История создания

Рассказ И.А. Бунина «Кукушка» написан в 1898 году. Произведение относится к раннему периоду творчества писателя, когда Бунин интересовался идеями быта простых крестьян и изображением тяжелой жизни русского человека. Рассказы с подобной тематикой принято объединять в цикл прозы о русской деревне. Такой есть и у Бунина. Рассказ «Кукушка» вошел в сборник, посвященный творчеству писателя 1887-1909 годов.

Историю возникновения рассказа можно найти в стремлении Бунина путешествовать по России и говорить с людьми. Одна из таких задушевных бесед стала поводом для написания произведения. Современники автора не раз упоминали о том, что писатель гораздо охотнее случает рассуждения простых людей, чем представителей своего круга.

Жанр и направление

Жанр произведения — рассказ. Но стоит заметить, что он не относится к реализму в чистом виде. Раннее творчество Бунина принято относить к направлению, так называемого, «неореализма». Основные стремления этой литературной школы были связаны с желанием продолжать традицию классического реализма в литературе, но дополняя произведения чертами, близкими к искусству символизма. Это проявлялось в четко выраженной установке на изображение реалистических деталей, быта, психологической обстановки, которая окружала героев произведений.

В целом, автор стремился к объективному воссозданию действительности. По стилю его проза напоминает тексты периода золотого века русской литературы, где основой является чистый, размеренный, классический язык без вычурности и неологизмов, с опорой на народную разговорную речь.

Смысл названия

Бунин не заставляет нас ломать голову над тайным смыслом названия рассказа. Потому что он буквально лежит на поверхности. Кукушку в народе знают как птицу вольную и постоянно стремящуюся к одиночеству. Как, правило, кукушки не строят гнезд и не имеют постоянного жилья, а предпочитают подкидывать птенцов в жилище других птиц. Таким и оказался новый хозяин караулки.

Возможно, караулка — единственное место, в котором Кукушка пробыл так долго. До этого в рассказе упоминалось, что он периодически просто останавливался на ночлег там, где примут. То есть, получается, как и самая настоящая кукушка, пользовался чужими «гнездами».

Также с одноименной птицей нашего героя связывает то, что он абсолютно одинок. В произведении неоднократно делается акцент на том, что у Кукушки никого и ничего нет: ни жены, ни дома, ни детей. Есть только Мурзик, петух и кошка. Но и потеряв первого, Кукушка не расстраивается. Рассказывая детям барина о том, что Мурзик потерялся, он не проявляет ни капли сожаления, он говорит об этом, как о чем-то абсолютно посредственном. Он не считает это потерей. Именно так живет и сама птица, потому что ей свойственно оставлять своих детей.

Получается, что в названии рассказа не просто упоминается прозвище главного героя, а раскрывается его истинная сущность и образ жизни.

Конфликт

Конфликт заключается в том, что никчемность Кукушки признается даже самим автором. Он настолько жалок, что Бунин все-таки дает ему последний шанс на относительно достойную жизнь. Он дарит ему возможность зарабатывать и жить в какой-никакой избушке, жить в тепле и элементарно быть сытым. Но все мы понимаем, что природу человека изменить невозможно. Чуда не произошло и с Кукушкой. По воле судьбы в считанные месяцы он снова становится бескровным, одиноким бродягой, таким, каким был в начале произведения.

Очевидно, что в этом рассказе Бунин хотел сделать акцент на том, что человек не изменится до тех пор, пока сам этого не захочет. А Кукушка — яркий пример того, кто не захотел. Хотя он имел все шансы, например, не только на достойную жизнь, но и на человеческую кончину, а не просто «на лугу около леса замерзшим». Исходя из этого, можно сделать вывод, что суть конфликта находится внутри самого героя.

Главные герои и их характеристика

Главным героем рассказа является отставной солдат Кукушка. Автор описывает его как уравновешенного, достаточно повидавшего на свете и смирившегося со своей участью, человека. А, скорее, даже никогда о ней и не задумывавшегося. Он живет как по наитию, не прилагая особенных усилий, чтобы иметь свой кров или семью. Он был приемышем, за это, собственно, его и прозвали Кукушкой. Оттого, что он вырос без материнской ласки, он не питал нежных чувств к всему окружающему, поэтому с такой легкостью со многим расставался. С женой прожил буквально полгода, со всех работ его моментально увольняли. Но он не расстраивался, а принимал это как должное, не пытаясь изменить ход судьбы. Так бесплодно и жалко протекала жизнь главного героя. Образ Кукушки – разновидность лишнего человека, который даже и не хочет найти себе места. Он, в отличие от других портретов в галерее лишних людей, равнодушен к поискам себя.

Образы персонажей автор подробно не описывает. Но известно, что все были легки на расправу с «дурачком» Кукушкой: и приказчик, и барин, и предыдущие работодатели. Никто не оставлял ему шанса, а он его и не просил. Единственными, у кого он вызвал сочувствие, оказались «барчуки», сыновья барина. Возможно, из-за отсутствия большого опыта в плане межличностных отношений, Кукушка легко нашел общий язык с детьми, с Митей и Колей. И, есть вероятность, что они были его светом в конце тоннеля, потому что, как только он попытался с кем-то пообщаться, сразу появился и четвертак, и три рубахи. Но судьба, в лице барина, не позволила ему остаться среди людей, поэтому он вынужден был скитаться дальше с протянутой рукой.

Роль рассказчика в произведении очень важна. Она позволят увидеть героя с разных ракурсов. Например, описание пустой и холодной избы он продолжает, характеризуя жизненный путь героя. Из его слов мы узнаем, что мужчина жил настолько безрадостно и одиноко, что даже это безотрадное жилище согрело его сердце. Такими сравнениями он знакомит нас с Кукушкой, чтобы мы понимали, с кем имеем дело, и прослеживали причинно-следственную связь событий. Кроме того, писатель рассказывает факты из жизни героя, его ощущения и эмоции – то, чего бы мы не узнали без его помощи.

Темы и проблемы

Главная идея заключается в том, человек — ничто без какой-либо опоры и стремлений. Бунин хотел сказать, что мы являемся полноценными людьми только тогда, когда у нас есть кров, призвание и семья. Эти жизненные ценности помогают выбирать правильные ориентиры и найти смысл бытия.

Именно на внутренних переживаниях героя автор заостряет внимание. Он показывает нам, как меняется состояние мужчины в зависимости от того, есть ли у него дом и люди, с которыми можно просто поговорить, или же нет. Трудно не заметить, насколько ярче эмоции Кукушки, когда он поймал волчат. А все потому, что у него было стремление их поймать, и он это сделал. Соответственно, он захотел этим поделиться с окружающими. В такие моменты он соединялся с обществом, находил с ним столь необходимый ему контакт. Но это были лишь единичные случаи. И Бунин изображал их именно с той целью, чтобы показать читателю, насколько человеку нужен человек. Это и есть основная мысль произведения.

Отношение Бунина к Кукушке – это целая гамма эмоций: от жалости и сочувствия до недоумения, ведь его герой сам ничего не делает, чтобы измениться и изменить свою жизнь. Конечно, на него давит среда, происхождение, но ведь и сам человек чего-то стоит, когда у него есть воля. Однако искреннего сочувствия у автора больше, чем осуждения. Например, он с жалостью перечисляет те напасти, которым подвергся странник: семья его оставила у чужих людей, с детства он работал вдали от общества, будучи вынужденным зарабатывать себе на хлеб. В зрелости он был оставлен женой, ведь на работе дела у него не клеились: отовсюду гнали. Писатель оправдывает своего героя, говоря, что во многих его бедах виноваты обстоятельства и те, кто переносил эту вину на плечи несчастного одинокого человека:

И вот в том, что почти все отзывались о Кукушке таким образом, и заключалась одна из главных причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («шалава», «неудельный», «лодырь», «с дурью»), была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму?

Художественные средства

В произведении, особенно в начале, Бунин часто использует звукопись и изображение цвета, чтобы наиболее точно показать происходящее вокруг. Если он говорит о доме, то описывает каждую деталь, чтобы дать понять, как все это ново для Кукушки. А если вещь в новинку, то все ее свойства для человека наиболее ярко выражены, нежели когда мы к ней привыкнем.

Еще в начале произведение автор использует олицетворение. Каждая мелочь в доме живет и чувствует, будто одушевленное существо: «Свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе».

Чему учит?

Этот рассказ учит нас тому, что без крова, без семьи человеку не прожить. Каждое существо нуждается в какой-никакой любви, ласке и тепле домашнего очага.

А главное, чему учит рассказ «Кукушка» — чтобы получить все то, о чем говорилось выше, нужно просто этого захотеть. У нашего героя никаких стремлений и планов на будущее не было, поэтому таким вышел его финал. Нас же Бунин учит тому, чтобы мы всегда хотели для себя и для других лучшего и просто к этому стремились. У каждого человека должно быть место, куда он сможет вернуться после различных передряг, откуда никто не выгонит, и где можно отогреться и отдохнуть. Даже если нет возможности приобрести такое место, можно просто найти человека, с которым тебе будет также уютно, как в теплом доме.

Анализ рассказа Бунина кукушка

Следует любить друга, помня при этом, что он может стать врагом, и ненавидеть врага, помня, что он может стать другом.

Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю – 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. В “Гербовнике дворянских родов” сказано, что существует несколько старинных дворянских родов Буниных, происходящих, по преданию, от Симеона Буникевского (Бунковского), имевшего знатное происхождение и выехавшего из Польши в XV веке к великому князю Василию Васильевичу. Правнук его, Александр Лаврентьев сын Бунин, служил во Владимире, был убит в 1552 году при взятии Казани. Анализ рассказа Бунина кукушка К роду Буниных принадлежали поэтесса Анна Петровна Бунина (1775-1828), поэт В.А. Жуковский (незаконнорожденный сын А.И. Бунина).

Отец Ивана Алексеевича – Алексей Николаевич Бунин, мать – Людмила Александровна, урожденная Чубарова. В семье было девять детей, но пятеро умерли; старшие братья – Юлий и Евгений, младшая сестра – Мария. Дворянский род Чубаровых также имел старинные корни. У деда и у отца Людмилы Александровны были родовые имения в Орловском и Трубчевском уездах. Прадед Ивана Бунина по отцу был также богат, дед владел небольшими участками земли в Орловской, Тамбовской и Воронежской губерниях, отец же был настолько расточителен, что разорился окончательно, чему способствовали Крымская кампания и переезд семьи в 1870 году в Воронеж.

Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину (к вину пристрастился во время Крымской кампании), был вынужден переехать с семьей в свое поместье – на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читая все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.

Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя – сына предводителя дворянства, учившегося когда-то в Лазаревском институте восточных языков, преподававшего в нескольких городах, но затем порвавшего все родственные связи и превратившегося в скитальца по деревням и усадьбам. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи; читать своего воспитанника Ивана учил по “Одиссее” Гомера.

В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: “больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке” (И.А. Бунин “Автобиографическая заметка”). В мае 1887 года произведение юного писателя впервые появилось в печати: петербургский еженедельный журнал “Родина” опубликовал одно из его стихотворений. В сентябре 1888 года его стихи появились в “Книжках недели”, где печатались произведения Л.Н. Толстого, Щедрина, Полонского.

Самостоятельная жизнь началась с весны 1889 года: Иван Алексеевич Бунин вслед за братом Юлием переселился в Харьков. Вскоре побывал в Крыму, а с осени стал работать при “Орловском вестнике”. В 1891 году в приложении к газете “Орловский вестник” вышла его ученическая книжка “Стихотворения. 1887-1891”. Тогда же Иван Бунин познакомился с Варварой Владимировной Пащенко, работавшей корректором газеты “Орловский вестник”. Анализ рассказа Бунина кукушка В 1891 году они стали жить одной семьей, но так как родители Варвары Владимировны были против этого брака, супруги жили невенчанные.

В 1892 году они переехали в Полтаву, где брат Юлий заведовал статистическим бюро губернского земства. Иван Бунин послупил на службу библиотекарем земской управы, а затем – статистиком в губернскую управу. В период жизни в Полтаве познакомился с Л.Н. Толстым. В разное время работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортером. В апреле 1894 года в печати появилось первое прозаическое произведение Бунина – в “Русском богатстве” был напечатан рассказ “Деревенский эскиз” (название выбрано в издательстве).

В январе 1895 года, после измены жены, Иван Алексеевич Бунин оставил службу и переехал сначала в Петербург, а затем в Москву. В 1898 (в некоторых источниках указан 1896) женился на Анне Николаевне Цакни – гречанке, дочери революционера и эмигранта Н.П. Цакни. Семейная жизнь опять оказалась неудачной и в 1900 году супруги развелись, а в 1905 году скончался их сын Николай.

В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, в декабре 1895 года – с А.П. Чеховым, в конце 1895 – начале 1896 – с В.Я. Брюсовым. После знакомства с Д.Телешовым, Бунин стал участником литературного кружка “Среда”. Весной 1899 года в Ялте познакомился с Максимом Горьким, позднее пригласившим его к сотрудничеству в издательстве “Знание”. Позднее, в своих “Воспоминаниях”, Бунин писал: “Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким, – странной потому, что чуть не два десятилeтия считались мы с ним большими друзьями, а в дeйствительности ими не были, – начало это относится к 1899 году. А конец – к 1917. Тут случилось, что человeк, с которым у меня за цeлых двадцать лeт не было для вражды ни единаго личнаго повода, вдруг оказался для меня врагом, долго вызывавшим во мнe ужас, негодование.” Весной 1900 года в Крыму писатель познакомился с С.В. Рахманиновым и актерами Художественного театра, труппа которого гастролировала в Ялте.

Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа “Антоновские яблоки”. В 1901 году в издательстве символистов “Скорпион” вышел сборник стихотворений “Листопад”. За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия. В 1902 году в издательстве “Знание” вышел первый том сочинений И.А. Бунина. В 1905 году Бунин, живший в гостинице “Националь”, стал свидетелем Декабрьского вооруженного восстания.

В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни. Позднее В.Н. Муромцева, одаренная литературными способностями, написала серию книг-воспоминаний о своем муже (“Жизнь Бунина” и “Беседы с памятью”). В 1907 году молодые супруги отправились в путешествие по странам Востока – Сирии, Египту, Палестине. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности. В 1910 году он отправился в новое путешествие – сначала в Европу, а затем в Египет и на Цейлон. В 1912 году, в связи с 25-летием творческой деятельности писателя, в Московском университете состоялось его чествование; в этом же году он был избран почетным членом Общества любителей российской словесности (в 1914-1915 являлся председателем этого общества). Осенью 1912 – весной 1913 года писатель опять отправился за границу: в Трапезунд, Константинополь, Бухарест, а три зимы в 1913-1915 годах Бунины провели на Капри. Кроме перечисленных мест в период с 1907 по 1915 год Иван Алексеевич ни один раз бывал в Турции, в странах Малой Азии, в Греции, в Оране, Алжире, Тунисе и на окраинах Сахары, в Индии, изъездил почти всю Европу, особенно Сицилию и Италию, был в Румынии и Сербии.

К Февральской и Октябрьской революциям 1917 года Иван Алексеевич Бунин отнесся крайне враждебно и воспринимал их как катастрофу. 21 мая 1918 года он уехал из Москвы в Одессу, а в феврале 1920 года эмигрировал сначала на Балканы, а затем во Францию. Во Франции первое время жил в Париже; с лета 1923 переехал в Приморские Альпы и приезжал в Париж только на некоторые зимние месяцы. Анализ рассказа Бунина кукушка В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, тем более, что и сам писатель не обладал коммуникабельным характером. В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе. Официальная советская пресса объяснила решение Нобелевского комитета происками империализма.

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле “Жаннет”, где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими окупантами и старался постоянно следить за событиями в России. В 1945 году Бунины вернулись в Париж. Иван Алексеевич неоднократно выражал желание возвратиться в Россию, “великодушной мерой” назвал в 1946 году указ советского правительства “О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи. “, но постановление Жданова о журналах “Звезда” и “Ленинград” (1946 год), растоптавшее Анну Ахматову и Михаила Зощенко, привело к тому, что Бунин навсегда отказался от намерения вернуться на Родину. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи его не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л.Н. Толстого “Воскресение”. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

В 1927-1942 годы другом семьи Буниных была Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью Ивана Алексеевича и написавшая ряд мемуарных произведений (“Грасский дневник”, статья “Памяти Бунина”). В СССР первое собрание сочинений И.А. Бунина вышло только после его смерти – в 1956 году (пять томов в Библиотеке “Огонек”). Анализ рассказа Бунина кукушка

Человек, страдающий зубной болью, считает счастливыми всех, у кого не болят зубы. Бедняк делает ту же ошибку относительно богатых.

И.А. Бунин: «Кукушка»: краткое содержание, основные жанровые особенности

Многие из нас читали рассказ И. А. Бунина «Кукушка». Краткое содержание этого произведения будет рассмотрено в нашей статье. Рассказ этот написан в 1898 году и входит в цикл прозы писателя о русской деревне.

Кратко об идейном замысле произведения

Это произведение относится к раннему периоду творчества Бунина, который вошел в русскую литературу с такими произведениями, как «Деревня» и «Антоновские яблоки». Молодой писатель рассказывал своим читателям о суровой русской жизни, о непростом крестьянском быте, об угасании славы помещиков, утративших после отмены крепостного права свою власть.

Очень часто его произведения посвящены жизни простого маленького человека. И не всегда он может справиться с вызовами судьбы.

Этой теме посвящен и рассказ И. А. Бунина «Кукушка», краткое содержание которого мы рассмотрим по частям.

Бунин кукушка чему учит

Обретение дома

Бунин рассказывает, что его герой – старый солдат, прозванный Кукушкой, после долгих лет скитаний обрел место постоянной службы. Барин дал ему возможность за кров, еду и небольшую оплату служить ему караульным в лесу.

В обязанности старика входило охранять барский лес от незаконных вырубок. Чему же еще посвящен рассказ «Кукушка» Бунина, краткое содержание которого умещается на одной странице текста? Он рассказывает о судьбе одинокого человека, который вырос сиротой, не знал родных отца и матери, соответственно, не получил ни образования, ни воспитания.

С юности Кукушка не знал ни любви, ни заботы. Окружающие давали ему обидные прозвища, называя лодырем, лентяем, человеком, ни на что не годным. Кукушка привык к этим прозвищам и уже сам считал себя неудачником.

Бунин кукушка чему учит

Изгнание

В итоге герой не смог справиться со своими обязанностями. Он допустил, что крестьяне стали воровать лес. Но не по хитрости, а по тому, что просто не заметил воровства. Почувствовав, что тучи барского гнева над ним сгущаются, Кукушка отловил в лесу волчат и подарил их детям барина. Дети были в восторге, но барин, одарив бывшего солдата тремя стираными рубашками, выгнал его с должности.

Этой же зимой Кукушка – старый, никому не нужный и больной человек, скончался от холода и недоедания. Таким образом, мы изучили рассказ И. А. Бунин «Кукушка», краткое содержание которого рассказывает о судьбе простого человека, к которому окружающие люди не смогли проявить сочувствия.

Место рассказа в творческой системе писателя

Не забудем также, что в XIX веке Россия была преимущественно крестьянской страной, а потому проблема мужика в русском общественно-философском сознании являлась предметом ожесточенных идейных разногласий между славянофилами и западниками, почвенниками и революционными демократами, народниками и марксистами. Уже в спорах людей 40–50-х годов была выдвинута задача понимания народа, поиска путей единения с ним, и основную нагрузку по ее выполнению взяла на себя русская литература того же периода.

Бунин кукушка чему учит

К этому и стремился И. А. Бунин. «Кукушка», краткое содержание которой мы рассмотрели, показывает, что тема деревни и человека из народа остро волновали писателя.

Без сомнения, Бунина уже с юности волновала характерная для всего его творчества тема своеобразия душевного склада русского человека. Однако принять социальный анализ народничества, основанный на серьезных жизненных фактах, но чаще всего обусловленный прогрессивно-демократической тенденцией, Бунин как художник иной эпохи уже не мог. Да и вообще, на рубеже веков с крахом народнической социологии былые надежды на народ вытеснялись противоположным пафосом, нередко – стремлением изобразить звериное лицо народной массы, чреватое преступлением (М. Горький «Городок Окуров», «Лето»; А. Чехов «Мужики», «В овраге»; И. Родионов «Наше преступление» и др.).

Поздненародническая критика (Р. Иванов-Разумник и др.) не без причины упрекала Бунина в очернительстве крестьянской жизни, игнорируя, однако, онтологические аргументы писателя в споре с народничеством. Критики художника, находясь в плену сложившейся к тому времени традиции реалистического воссоздания действительности, скорее всего, не осознавали принципиальной новизны бунинского мировоззрения и стиля. Как и многие даровитые писатели, Бунин принципиально отказывается от всякой идеализации в понимании и изображении народно-национальной жизни. Однако в отличие от них и, так сказать, взамен автор дает ей глубинное онтологическое обоснование. Создавая полноценные индивидуальные характеры, он одновременно с тем нацелен на метафизически устойчивую фиксацию «национального типа» (на совершенно иных философско-метафизических основаниях этим, кстати, занимался и Н. А. Бердяев в своей «Русской идее»).

Подведем итоги: краткое содержание «Кукушки» Бунина по главам

Известно, что Бунин всегда говорил о принципиальной сложности русского человека, о трагических изломах и трагических основах русской души. Это означает, что, не в пример большинству своих собратьев по творческому цеху, он отдавал приоритет художественной онтологии, а не художественной социологии жизни. Рисуя повседневный быт крестьянства и дворянства, Бунин стремился запечатлеть в нем бытийные, сущностные проявления.

Бунин кукушка чему учит

Разбирая рассказ Бунина по частям, мы видим, как в нем воплощается художественный замысел писателя. Как автор развертывает перед своими читателями всю нехитрую историю жизни одного маленького человека из народа.

Многое узнаешь из рассказа «Кукушка». Краткое содержание произведения Бунина было рассмотрено нами в настоящей статье.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *