Бункер это что такое машина
Экспериментальная военная техника: «Редут» — передвижной бункер на колёсах
Как известно, фортификация подразделяется на долговременную, временную и полевую. Последний пункт – подготовка защитных сооружений непосредственно перед боем. Окопы, брустверы, рвы, противотанковые и противопехотные заграждения – вот это вот всё. На что-то более сложное, типа полноценных бункеров, банально не хватало ни времени, ни ресурсов. Однако необходимость в них была, причём крайне значительная. И у кого-то закономерно возникла идея – а почему бы не сделать «передвижной бункер на колёсах» для командного состава? Тем более, что Холодная Война всё активнее набирала свои обороты. Эта идея нашла своё воплощение в виде защищённой машины для пунктов управления «Редут».
Ранняя история «бункеров на колёсах»
В нашей стране передвижная фортификация началась с передвижного бункера «Аэлита». Его устанавливали на колёса, цепляли к тягачам, а по прибытию на место дислоцирования – закапывали.
Экспериментальная модель была создана в 1958 году и активно испытывалась. Однако вскоре выяснилось, что есть существенные проблемы с извлечением этого мобильного бункера – слишком высока сила трения, поэтому просто «вытащить» его из земли – невозможно. Нужно было раскапывать.
Да и «Редут», честно говоря, не был первым – ещё в 1965 году была создана другая защищённая машина для командования – «Стрела». Однако её так и не приняли на вооружение, причём – по нескольким довольно существенным причинам. Дело в том, что «Стрела» не могла самостоятельно закапываться, а выкапывалась с огромным трудом или посторонней помощью. Плюс была дорогой как в производстве, так и в обслуживании. Поэтому по личному указанию маршала Георгия Гречко, проект был «отправлен на доработку». То есть – заморожен и позабыт. К счастью, не до конца.
Задачи конструкторов «передвижного бункера»
Что должен уметь делать передвижной бункер для командного состава? Логично предположить, что обеспечивать максимальную защиту находящихся внутри людей. Как это обеспечить? Либо навесить дополнительную броню, превратив машину во что-то заметное и малоподвижное, либо, что оказалось более актуально – обеспечить её возможностью закапываться в землю и самостоятельно выкапываться. Это одновременно и хорошая маскировка, и отличная защита от наиболее популярных поражающих факторов – от пуль и до проникающего гамма-излучения.
Плюс «передвижной бункер» должен быть достаточно мобильным, чтобы своим ходом добираться до точки развёртывания. Так что возможность форсирования водных преград и подъем под приличным наклоном тоже были желательными.
Ну и, разумеется, «бункер на колёсах» должен был обеспечивать находящему внутри командному составу некоторое время автономной работы – снабжать электричеством, информацией и поддерживать системы жизнеобеспечения.
И практически всё из этого удалось совместить в конструкции защищённой машины «Редут».
Для справки. Редут – укрепление сомкнутого типа, предназначенное для круговой обороны от наступающих сил врага. Известны с XVI века, активно использовались в полевых сражениях. Например, во время Полтавской битвы и русско-японской войны. Однако скоро стало понятно, что в условиях активного развития артиллерии, высокие и хорошо заметные укрепления оказываются неэффективными.
Так что очень иронично – назвать закапывающуюся боевую машину термином, означающим нечто выступающее и хорошо заметное.
Бункер на колёсах «Редут» — технические характеристики
В качестве основы было использовано модернизированное экспериментальное четырёхосное шасси МАЗ-543В. Все колёса – ведущие, повышенной проходимости, оснащённые широкопрофильными шинами.
Двигатель — V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель Д12А-525А, способный развивать мощность до 525 л.с. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы разгонять машину, общий вес которой доходил до 40 тонн, до скорости в 60 км/час. Проблема в том, что на каждые 100 километров потреблялось примерно 80 литров горючего, и это без учёта того, что могло тратиться на обеспечение командного состава.
Дорожный просвет составлял 440 мм, что при общей длине машины в почти 11,5 метров, несколько затрудняло преодоление препятствий. Невзирая на это, «Редут» был способен подниматься под уклоном до 30 градусов и форсировать водные преграды, глубиной до 1,1 метра.
А теперь самое главное. Самостоятельно «бункер на колёсах» закапываться, увы, не мог. Вообще. Необходимо было заранее вырыть котлован, загнать туда машину и засыпать сверху слоем грунта. Так что без сопровождающего бульдозера эффективность «Редута» значительно снижалась. Впрочем, закопать его можно было всего за полчаса, при этом наружу оставался торчать только воздуховод, который можно было замаскировать. А вот выкапываться «передвижной бункер» умел самостоятельно. Тоже за полчаса.
Полезная площадь внутри составляла 26 квадратных метров. Вместимость – 10 человек плюс 2 члена экипажа. Внутри были установлены столы, кресла, радиоаппаратура, электронные дисплеи и осветительное оборудование. Однако электроэнергии всё это дело потребляло очень много. Настолько, что сам «Редут» не мог обеспечить себя электричеством в режиме непрерывной работы.
Дальнейшая судьба защищённой машины «Редут»
Начиная с 1979 года, готовый и полностью оборудованный «Редут» начинает активно демонстрироваться высшему командному составу. Многим нравится и кто-то даже предлагает развернуть серийное производство подобной техники, однако дальше разговоров дело не пошло. Плюс маршал СССР Дмитрий Устинов не оценил потенциал идеи и забраковал её. Дескать, слишком дорого как в строительстве, так и в обслуживании, а толку – мало. Однако до 1987 года «Редут» всё ещё участвовал в парадах и показах военной техники.
Сейчас экспериментальная защищённая машина для пунктов управления мирно ржавеет в Подмосковье, неподалёку от села Николо-Урюпино, где когда-то хотели открыть музей военной техники.
Что касается «потенциального противника», то он особо идеей самозакапывающихся мобильных бункеров вообще не заинтересовался. Акцент там до сих пор делается на мобильных и хорошо бронированных командных машинах, а бункеры все стационарные. Да и последующие российские разработки тоже уже не касались «бункеров на колёсах». Подход к войне изменился, так что и защитные меры – тоже. И сейчас уже никто особо и не вспоминает о «Редуте» и его предшественниках.
Бункер на колёсах. Защищённая машина «Редут»
В Рунете периодически всплывают фотографии необычной машины, построенной на базе четырехосного шасси МАЗ-543. Исполинская техника сегодня ржавеет под открытым небом на территории Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева, возле села Николо-Урюпино в Подмосковье. В интернете часто можно наткнуться на разговоры о том, что необычный экспонат – это командно-штабная машина (КШМ), но это не совсем так. Перед нами образец подвижной фортификации: самый настоящий бункер на колесах, уникальная в своем роде техника – защищенная машина для пунктов управления «Редут».
Подвижная фортификация
Сам термин «подвижная фортификация» появился еще в XIX веке во Франции, а затем уже добрался и до России. Как нетрудно догадаться из названия, речь идет о таких фортификационных средствах, которые можно перемещать или перевозить с места на место в зависимости от возникающих потребностей. В XX веке вместе с широкой механизацией и автомобилизацией войск подвижная фортификация заиграла новыми красками. Действительно, маневренная война диктовала свои условия: военным требовались фортификационные объекты, которые можно было быстро перебазировать с места на место при оперативном передвижении или передислокации войск. В Советском Союзе работы в этом направлении начались уже в конце 1950-х годов.
Шасси для бункера на колесах
Одним из направлений в области создания подвижной фортификации для пунктов управления было создание специальной защищенной машины, обладающей единым защитным кузовом. Такая машина, по задумке разработчиков, получала встроенную систему и механизмы заглубления, чтобы самостоятельно выбираться из грунтовой обсыпки, и базировалась на автомобильном шасси высокой грузоподъемности и проходимости. Подобные шасси в арсенале советских военных к тому времени уже имелись. Речь идет о четырехосном шасси МАЗ-543, поступившем в серийное производство еще в 1962 году, к началу 1970-х годов шасси уже модернизировали до версии МАЗ-543М.
Если быть совсем точным, то для «бункера на колесах» использовали редкое опытное шасси МАЗ-543В. От предшествовавших моделей новое шасси отличалось принципиально другой компоновкой, полезная нагрузка составляла 19,6 тонны. В будущем именно шасси МАЗ-543В стало основой для массового МАЗ-543М, пик выпуска которого пришелся на 1987 год. От предшествующих моделей как массовых, так и мелкосерийных и опытных, новое шасси отличалось наличием только одной сдвинутой вперед двухместной кабины, расположенной рядом с моторным отсеком (исчезла правая кабина, осталась только левая). Представленная конструкторами Минского автомобильного завода компоновка позволяла удлинить монтажную часть рамы, облегчая и упрощая процесс установки на шасси более крупного оборудования. Всего на МАЗе собрали 233 экземпляра такого шасси, одно из них послужило базой для защищенной машины «Редут».
Появление нового многоосного внедорожного автомобиля было напрямую связано с развитием советской ракетной программы. Еще летом 1959 года в СССР начались работы по созданию твердотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп», которая могла поражать цели на удалении до 600 километров. Первоначально конструкторы планировали запускать ракеты со стартовой площадки, расположенной на полуприцепе четырехосного автомобиля-тягача МАЗ-535В, но в ходе проектирования стало ясно, что военных технические возможности подобной системы удовлетворить не могут. По этой причине для размещения пусковой установки ОТРК «Темп-С» решили разработать полностью новый многоосный автомобиль, получивший обозначение МАЗ-543. Созданный автомобиль оказался настолько успешным, что некоторые модификации машины до сих пор производятся серийно, сообщает официальный сайт МЗКТ.
Первый опытный образец нового автомобиля представили уже в 1961 году, а в следующем году начался серийный выпуск МАЗ-543 и его триумфальное шествие в армии, а затем и на гражданской службе. Все автомобили семейства отличались одинаковым размером колесной базы – 7,7 метра, а общая длина МАЗ-543 составляла без малого 11,465 метра. Сердцем четырехосного автомобиля с колесной формулой 8х8 выступал V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель Д12А-525А, развивавший максимальную мощность 525 л.с. (386 кВт). Мощности двигателя было достаточно, чтобы при движении по шоссе разгонять машину полной массой 39 тонн до 60 км/ч, расход топлива при этом составлял 80 литров на каждые 100 километров пути.
Учитывая длину машины, радиус поворота в 13,5 метров не кажется таким уж большим значением. Дорожный просвет 8-колесного автомобиля составлял 440 мм. МАЗ-543 мог легко преодолевать броды глубиной до 1,1 метра без предварительной подготовки, а также подъемы до 30 градусов. Все четыре моста автомобиля были ведущими, колеса – односкатные, для повышения проходимости по различным грунтам они оснащались широкопрофильными шинами с развитым протектором.
Разработанный в Минске на рубеже 60-х годов прошлого века автомобиль оказался настолько удачным, что дал начало семейству машин военного и гражданского назначения, часть из которых была полноценными боевыми единицами, получившими весь набор вооружения и оборудования для решения огневых задач. Всего на шасси МАЗ-543 и его модификациях было спроектировано более 60 военных надстроек самого разного назначения. К самым известным относят ЗРК С-300, тактическую ракету «Скад», противокорабельный ракетный комплекс «Рубеж», артиллерийский комплекс «Берег», РСЗО «Смерч» и «Ураган».
Защищенная машина для пунктов управления «Редут»
Определившись с выбором шасси, разработчики ЦНИИИ ИВ Минобороны СССР (Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск) приступили к созданию надежного мобильного хорошо защищенного пункта управления войсками, работы по данной теме получили шифр «Редут» и начались в 1975 году. Концепция проекта заключалась в создании защищенной машины, построенной на базе шасси повышенной грузоподъемности и проходимости. Новая разработка советских конструкторов отвечала задачам защиты пунктов управления оперативного звена от современных средств поражения вероятного противника и обеспечения работы основных элементов ПУ. Конструкторами предусматривалась возможность использования защищенной машины «Редут» на поверхности, в укрытии и в котловане с грунтовой обсыпкой для обеспечения дополнительной защиты с возможностью самостоятельного выхода из него.
Доработка нового автомобиля специального назначения продолжалась до 1979 года, когда экспериментальный образец стал участником учений и показов военной техники. Считается, что защищенная машина «Редут» в том виде, в котором автомобиль сегодня можно наблюдать на фотографиях, собиралась рабочими и инженерами 542-го завода инженерного вооружения в Нахабино. Собранный экспериментальный образец необычного автомобиля представлял собой объемный защитный кузов с тамбуром и расположенным на крыше грунтосбрасывателем, размещенный на базе 8-колесного шасси МАЗ-543В. Для реализации авторской концепции применения объекта мобильной фортификации к шасси автомобиля приварили четыре боковых, два задних и один передний кронштейны с гидродомкратами вертикального перемещения. Установленное на машине гидравлическое оборудование совместно с грунтосбрасывателем на крыше обеспечивало выход автомобиля из-под грунтовой обвалки и последующий выезд из котлована. Для эффективной работы пункта управления, офицеров и экипажа машина оснащалась системами отопления, вентиляции, а также выхлопа. Внутри защищенного кузова находились рабочие места офицеров и автономное оборудование жизнеобеспечения.
По задумке разработчиков, максимальный уровень защиты обеспечивался в том случае, когда защищенная машина для пунктов управления «Редут» въезжала в заранее выкопанный для нее котлован, после чего с использованием инженерных средств дополнительно засыпалась землей. Грунтовая обсыпка – это один самых простых и распространенных способов защиты в фортификационном деле. Грунт уникален тем, что обладает природными свойствами, позволяющими перехватывать ударную силу пуль и осколков снарядов и мин, уменьшать давление ударной волны близкого взрыва, уменьшать действие проникающей радиации и т.д. По информации журнала «Техника и вооружение», время размещения «Редута» в уже подготовленном для него котловане с последующим обваливанием грунтом составляло полчаса, столько же машине требовалось, чтобы выбраться из земляного укрытия, которое и превращало автомобиль в полноценный бункер.
Полезная площадь защищенного кузова составляла 26 квадратных метров, вместимость оценивалась в 10 человек, экипаж автомобиля состоял из двух человек. В начале мая 1979 года экспериментальная машина своим ходом прибыла из Нахабино в Минск, где по решению командующего Белорусским военным округом подверглась процессу дооборудования. Для командующего внутри защитного кузова установили отдельный стол – 204х130 см с тремя авиационными креслами, телевизор «Рекорд В-312» и дисплей ЕС-7927-01. На рабочих столах офицеров разместили специальные выдвижные полки с телефонами, а в отсеке связи появились радиостанции Р-130, Р-123 и Р-111. После завершения монтажа нового оборудования и мебели автомобиль переехал в учебный центр, где с 30 мая по 2 июля 1979 года неоднократно демонстрировался представителям высшего командования ВС Советского Союза.
Многие офицеры выступили за то, чтобы «Редут» пошел в серийное производство, но этому не суждено было сбыться. Считается, что крест на проекте поставил министр обороны СССР Дмитрий Фёдорович Устинов, который присутствовал на показе новинок инженерной техники. Маршал считал, что запуск подобного автомобиля в серию будет сопряжен с большими капитальными затратами. При этом на судьбу машины мог повлиять и тот факт, что наглядной демонстрации способностей «Редута» перед первыми лицами Минобороны не проводилось, автомобиль не выбирался из-под грунтовой обвалки. Возможно, это также самым негативным образом сказалось на судьбе и развитии подвижной фортификации в Советском Союзе. Последний раз защищенная машина для пунктов управления войсками оперативного звена «Редут» участвовала в показах военной техники в 1987 году, ну а дальнейшая печальная судьба этого уникального автомобиля вам уже известна.
бункер
Смотреть что такое «бункер» в других словарях:
бункер — bunker, hopper *Bunker резервуар, ємкість для короткочасного зберігання і подальшого відвантаження рідких і сипких матеріалів. Розрізняють Б. залізобетонні (монолітні, збірні, змішаного типу), металеві, комбіновані. Крім того, як Б. можуть… … Гірничий енциклопедичний словник
бункер — БУНКЕР, а, м. 1. Рот. Закрой бункер, сыростью пахнет замолчи. 2. Живот. бункер засыпать поесть … Словарь русского арго
БУНКЕР — (Bunker) угольная яма на торговом судне, т. е. специальное помещение для хранения запасов топлива. На судах с жидким топливом бункер чаще называется топливной систерной. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь
бункер — приёмник, карман, сборник; живот, убежище, укрытие, рот, течка Словарь русских синонимов. бункер сущ., кол во синонимов: 11 • вибробункер (2) • … Словарь синонимов
Бункер — – устройство для подачи бетонной смеси к формующим устройствам или в форму с помощью грузоподъемных механизмов. [Терминологический словарь по бетону и железобетону. ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А. А. Гвоздева, Москва, 2007 г. 110 стр … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Бункер — (a. bunker; н. Bunker; ф. silo, tremie; и. tolva, carbonera) сооружение для временного накопления и хранения насыпных грузов. В горн. деле Б. наиболее широко применяются в общей цепи трансп. и технол. машин. Бывают железобетонными… … Геологическая энциклопедия
БУНКЕР — БУНКЕР, бункера, муж. (англ. bunker) (спец.). Помещение (яма) для угля при котле и др. топках. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БУНКЕР — БУНКЕР, а, мн. ы, ов и а, ов, муж. 1. Специально оборудованное вместилище для сыпучих и кусковых материалов. Б. для угля. Б. комбайна (для зерна). 2. Бетонированное подземное укрытие, убежище. | прил. бункерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова
Бункер — емкость для кратковременного хранения и гравитационной разгрузки сыпучих материалов, в которой вертикальная часть не превышает 1,5 VF где F площадь поперечного сечения бункера в плане;. Источник: Постановление Правительства РФ от 09.03.2010 N… … Официальная терминология
Бункер – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово бункер? Пытаешься разобраться, что такое бункер? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «бункер» в словарях русского языка
Бункер это:
Бу́нкер — хорошо укреплённое защитное или оборонительное сооружение.
Бункер
I м.Специально оборудованное бетонированное подземное укрытие; убежище. II м.
1.Хранилище для твердых и сыпучих материалов.
2.Помещение на судне для хранения твердого топлива.
Бункер
( англ. bunker)
1) помещение на судне для хранения твердого топлива;
2) спец. вместилище для хранения сыпучих и кусковых материалов (угля, руды, песка, зерна и пр.);
3) специально оборудованное подземное укрытие, убежище.
Бункер
м.
1) а) Вместилище для хранения сыпучих материалов. б) Помещение на судне для хранения твердого топлива.
2) Специально оборудованное подземное укрытие, убежище.
Бункер
1. помещение на судне для хранения твердого топлива;
2. спец. вместилище для хранения сыпучих и кусковых материалов (угля, руды, песка, зерна и пр.);
3. специально оборудованное подземное укрытие, убежище.
Бункер
Бункер
специально оборудованное вместилище для сыпучих и кусковых материалов Б. для угля. Б. комбайна (для зерна). бункер бетонированное подземное укрытие, убежище
Бункер
(англ. bunker).
1) вместилище (стационарное или передвижное) для бестарного хранения сыпучих и кусковых материалов, разгружающееся через нижнюю часть, оборудованную затворами и питателями для регулирования выпуска материала…
2) Бункер судовой — помещение на судне для хранения топлива…
3) Бетонированное убежище, долговременное фортификационное сооружение.
Бункер
бункер м.
1) а) Вместилище для хранения сыпучих материалов. б) Помещение на судне для хранения твердого топлива.
2) Специально оборудованное подземное укрытие, убежище.
Бункер
бункера, м. (англ. bunker) (спец.). Помещение (яма) для угля при котле и др. топках.
Бункер
– специально оборудованное вместилище для сыпучих продуктов.
Бункер
(англ. bunker),
1) саморазгружающееся стальное или железобетонное, редко деревянное, вместилище (резервуар, ларь, закром) для бестарного хранения сыпучих и кусковых материалов (зерно, песок, цемент, кокс, уголь, руда и др.). Для самотёчной разгрузки нижнюю часть Б. выполняют с наклонными стенками (например, в виде перевёрнутых усечённых конуса или пирамиды). В нижней части Б. находятся затворы и питатели для регулирования выпуска материала. Современные Б.- высокоавтоматизированный агрегат с централизованным управлением загрузкой и выгрузкой, контролем заполнения и опорожнения и слежением за уровнем хранимого материала с программным управлением. Б. называются также магазинные устройства для питания автоматических линий штучными заготовками; ёмкости на некоторых машинах (например, уборочных и др.).
2) Б. судовой, помещение на судне для хранения рейсового запаса твёрдого топлива, обычно сообщающееся с котельным отделением; запас топлива (твёрдого или жидкого), рассчитываемый исходя из продолжительности рейса с добавлением так называемого штормового запаса.
3) В немецкой военной терминологии убежище, огневое сооружение.
Бункер
Бункер
вместилище для хранения сыпучих материалов помещение на судне для хранения твёрдого топлива специально оборудованное подземное укрытие, убежище
Где и как употребляется слово «бункер»?
Кроме значения слова «бункер» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «бункер».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «бункер» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «бункер»
Его заперли в секретном подземном бункере и насильно заставили продолжать опыты.
После разрушения секретного бункера архимага гномов, куда старик меня засунул, чтобы надавить и получить кое-какие бонусы, пришлось валить на другой материк.













