Бурачок что это берестяной
Ремёсла и промыслы
Бурачный промысел
Берестяной бурак был идеальной посудой
Берестяной бурак пользовался большой популярностью и спросом в крестьянских хозяйствах. Сверху он закрывался крышкой и был идеальной посудой для долгого хранения молока или воды, сыпучих продуктов.
В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, сочетавший красный, синий, жёлтый и зелёный тона. Использовались растительные мотивы (цветы, бутоны, листья), в которых цветы группировались в гирлянды и букеты. Расписанные масляными красками с применением белильных разживок, вятские бураки выделялись среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.
Изготавливали бураки двумя способами – выворотным и сшивным.
«Замок» – низ бурачка делали также из бересты. Заготавливали заранее и другие материалы. Например, зимой припасали ивовые вички и сосновые корни длиной по 1,5 – 2 м, которые использовали для сшивания бурачка.
Когда всё было готово, начиналась сборка бурачка. Один сколотень вставляли в другой. У наружного сколотня делали шов по 3 см, внутренний сколотень был без шва. Конец сколотня опускали в горшок с кипятком и после распаривания загибали внутренней частью наружу, образуя бортик, так же выполнялся и низ бурака. Ручка (дужка) делалась из сосновой щепы, связывалась в нужной форме и сушилась. Затем вставлялись подготовленные дёнышко (дно) и крышка. Для плотности они изготавливались чуть больше нужного размера. После опускания бурака в кипяток донышко вставляли горизонтально, направляя сверху вниз. Также точно поступали с крышкой. После высыхания береста зажимала деревянные детали. Бурачок был готов».
Такой выворотный бурачок в силу свойств бересты не пропускал жидкость.
Бурачный промысел
Берестяной промысел известен на территории нашей страны еще с Новгородской Руси. С тех самых пор большой популярностью и спросом в крестьянских хозяйствах пользовался берестяной бурак. Сверху бурак закрывался крышкой – это была идеальная посуда для долгого хранения молока или воды, использовался бурак и для сыпучих продуктов.
Мастера украшали бураки прорезным узором, тиснением или росписью. В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, сочетавший красный, синий, желтый, зеленый тона. Для вятской бурачной росписи характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья и прочие композиции, в которых цветы группировались в гирлянды и букеты. Расписанные масляными красками с применением белильных разживок, вятские бураки выделялись среди бураков с иными широко известными разновидностями русской бурачной росписи.
Изготавливали бураки двумя способами – выворотным и сшивным.
Потомственный вятский мастер Евгений Петрович Кассин родом из деревни Туманы Юрьянского района вспоминал: «. В 1927 – 1928 годах дед делал бураки, и сам я тоже делал в 8 лет. Было интересно. Делали бурак размером со стакан».
«Замок» – низ бурачка делали также из бересты. Заготавливали заранее и другие материалы. Например, зимой припасали ивовые вички и сосновые корни длиной по 1,5 – 2 м, которые использовали для сшивания бурачка.
Когда всё было готово, начиналась сборка бурачка. Один сколотень вставляли в другой. У наружного сколотня делали шов по 3 см, внутренний сколотень был без шва. Конец сколотня опускали в горшок с кипятком и после распаривания загибали внутренней частью наружу, образуя бортик, так же выполнялся и низ бурака. Ручка (дужка) делалась из сосновой щепы, связывалась в нужной форме и сушилась. Затем выставлялись подготовленные дёнышко (дно) и крышка. Для плотности они изготавливались чуть больше нужного размера. После опускания бурака в кипяток донышко вставляли горизонтально, направляя сверху вниз. Также точно поступали с крышкой. После высыхания береста зажимала деревянные детали. Бурачок был готов».
Такой выворотный бурачок в силу свойств бересты не пропускал жидкость.
Было время, когда бурачное производство считалось утраченным. В дома селян и горожан пришла другая посуда, заменившая бураки.
Однако в 1970-х годах вятский бурак вновь появился в магазинах, уже обновленный как удобная тара для сыпучих продуктов, которая одновременно украшала городские кухни. Выполнен бурак был в старых вятских традициях – с росписью и тиснением, – но изготовлялся он уже из сшивной, пластовой бересты. Выпускало такие бураки Кировское производственное объединение «Умелец».
В 1991 году главным художником этого предприятия Евгенией Александровной Окишевой были разработаны сюжеты для тиснения на тему «Пословицы и поговорки». Несколько позднее мастер Валерий Иванович Сергеев начал изготавливать бурачки с изображением памятных мест и архитектурных достопримечательностей нашего города. Автором сюжетов стала художник Татьяна Павловна Дедова.
В настоящее время бурачный промысел, как и в старину, имеет своих поклонников и преемников.
Кировское предприятие «Вятские промыслы» с 1991 года ставит своей целью сохранение, возрождение и развитие бурачного промысла. Здесь выпускаются бураки разных размеров и форм. На них запечатлены сценки из крестьянской жизни, а также церковные строения и панорамы русских городов – Вятки, Костромы, Архангельска, Ярославля, Санкт-Петербурга.
Современные технологии производства в сочетании с народной тематикой, традиционными формами и размерами обеспечивают изделиям предприятия «Вятские промыслы» устойчивый потребительский спрос.
Продолжают изготавливать традиционные вятские бураки и отдельные мастера. Наиболее известная из них Светлана Александровна Казакова (Киров), которая с 1993 года занимается изготовлением изделий из бересты. В 1998 году Кировское производственное объединение «Умелец» приобрело у нее семь образцов берестяных изделий для массового производства. Многие годы по образцам мастера предприятие изготовляло свою берестяную продукцию.
В 2007 году Светлане Александровне Казаковой решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.
2009-2012 © Правительство Кировской области,
Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области.
Сайт «Народные художественные промыслы и ремёсла Кировской области».
Берестяной промысел Вятского края
В Вятской губернии распространён этот промысел был повсеместно. Так, к примеру, в Малмыжском уезде в 1875 году было 152 берестяника, а в 1884 уже 384; в Вятском уезде, близ губернского города, в 1873 году – 53 человека, в 1890 году – 83 мастера, а в Орловском в 1885 году значится аж 1548 берестяников.»

В этой же корреспонденции мы узнаём, что наши бураки находили не только местный сбыт: «но идут также в низовые города, куда отправляются трубами по несколько штук (вкладываясь один в другой, как матрёшки. – Прим. авт.)…» Далее идёт уточнение: «Вятские бураки идут в Кукарку, на Урал и на Волгу».
Итак, Вятский бурак с тиснением, более скромным, чем на Урале, и своей особой грубоватой масляной росписью сложился к концу прошлого века как самобытный промысел.
Радетели ремесленников – работники земского музея и склада – решили облагородить бурачный промысел и расширить ассортимент изделий. Была открыта бесплатная берестяная мастерская. Эталоном стал подобный промысел у соседей. «Вятская газета» за 1895 год писала: «Между тем в Вологодской губернии из бересты давно уже делают резные с фольгой бураки, бурачки и табакерки, но и плетут из бересты разные вещи, как-то: чемоданы, сумочки, ящички, шкатулочки, портфели для бумаг, вырезают рамки для карточек, кружочки под лампы и свечи.
В Вятку был приглашён мастер из Вологды Подосёнов. В момент написания статьи в мастерской обучались 5 взрослых человек и 10 подростков. В это же время в 2-х сельских школах (в Елабужском уезде и в селе Бобино Вятского уезда) школьников обучали этому ремеслу две учительницы, уже прошедшие курс в мастерской земства.
Промысел пошёл в гору. Но прижились и распространились, надо отметить, не столько шкатулочки и бурачки из прорезной бересты, с подложенной под неё цветной фольгой, очаровавшие земцев, сколько плетёные изделия. Что ж, шкатулка (каповая, обсыпная, деревянная – резная) была хороша и своя. Также расписанный цветами бурак. А вот плетёные из бересты изделия сразу были востребованы на вятском рынке. Это свидетельствует М.Н. Шатров в 1938 г. в своей книге «Кировские кустари», пропагандируя как основательно сложившийся вятский промысел берестяное плетение. Нам интересно перечисление бытовавших плетёных предметов: «сундучки, шкатулки, чемоданчики, порт-папиросы дорожные с ремнём через плечо, порт-папиросы карманные, рамки для картин и фотографий, погремушки, дорожные погребцы и корзины и много других изделий».
Снова, как сорок три года назад земцы, Шатров предлагает вятским мастерам перенять опыт вологодской артели, работающей около Великого Устюга «по производству прорезных из бересты изделий с хитроумной чеканкой узоров и прокладкой из цветной фольги и бумаги». Но эти рекомендации опять остались лишь пожеланиями.
Хотя в это время было у кого поучиться: Василий Михайлович Петухов, получивший мастерство ещё в земских мастерских, продолжает виртуозно работать с разными материалами, в том числе и с берестой в лучших вятских традициях. Он делает шкатулки, чемоданы, ридикюли, рамки, подчасники, портфели, даже подстаканники и туфли. Правда, в газетной публикации за 1935 год о нём сказано: «В нашем крае Василий Михайлович чуть ли не единственный мастер по художественному плетению изделий из бересты».
Официальные поминки по берестяникам справили в 1940 году. В обзорной статье по ремёслам в «Кировской правде» напишут: «Берестяное производство сейчас умерло, возродить его никто не пытается».
Наступило иное время и, хотя даже в крестьянские избы пришла другая посуда, но бураки хранят, используют, а кое-где народные умельцы продолжают их делать.
Позже, уже в семидесятые годы, вятский бурачок вновь появится в магазинах. Но уже обновлённый, как удобная тара для сыпучих продуктов, которая одновременно украсит наши городские кухни. Выполнен он будет в старых вятских традициях – с росписью и тиснением. Но уже из сшивной, пластовой бересты.
Экспедиции научно-исследовательского института художественной промышленности из Москвы совместно с художниками-прикладниками Кировского объединения «Умелец» и фабрики «Идеал» выявили старые центры росписи вятских бураков. Кандидат искусствоведения В.А. Барадулин в пособии для сельских учителей опишет их: «Вязовские бураки (с.Вяз), бураки из города Луза (здесь в 30-х годах была артель – Прим. авт.) делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведёрных. В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые гона – красный, синий, жёлтый, зелёный. Для неё характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок, вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи».
Материал создан на основе статьи «Берестяники» Перминовой Н.И., Энциклопедия Земли Вятской, т.10
Бурачок что это берестяной
В Архангельской губернии из бересты делали короба, туеса, шкатулки, блюда, ларцы и прочие предметы домашней утвари и расписывали их живописными растительными узорами. Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом (тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями, плавными изгибами). Сквозное, ажурное «кружево» (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги, что позволяло добиваться высокого декоративного эффекта.
Берестяные туеса (бураки) чаще орнаментируются. Сам процесс изготовления туеса довольно сложен: необходимо аккуратно снять с дерева кору, не повредив ее. Это будет внутренняя сторона туеса. Она цельная, из нее даже вода не вытечет. Сколотни по лицевой стороне оборачиваются «рубашкой», т. е. берестой, разрезанной с одной стороны. Рубашка несколько меньше сколотня, она закрывается в «замок». Затем в распаренный сколотень, обернутый рубашкой, заколачивается деревянное донышко. Сверху вырезается крышка с ручкой. Туес готов. Мастер по своему усмотрению и в соответствии с бытующей в данной местности традицией, перед тем как закрыть сколотень рубашкой, может украсить его геометрическим или зооморфным (изображение животных) орнаментом. Иногда рубашку туеса вырезают напросвет растительным орнаментом или геометрическим узором.
Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия
Специализация: изделия из бересты
Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.
Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.
В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.
Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.
Шемогодский промысел берестяных изделий
Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.
К 1882 году в Шемогодской волости В. Устюжского уезда помыслом занимались 168 человек. Вот что писалось в Очерке кустарных промыслов Вологодской губернии: «Лучшие бурачники в деревне Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки». Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал. Естественно, и изделия были привлекательны для покупателя.
С начала 30-х годов необходимость в золотой валюте падает благодаря подъему народного хозяйства страны. Экспортная деятельность художественных промыслов значительно сокращается, и они переключаются на работу для внутреннего рынка. Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г. Сейчас фабрика «Великоустюжские узоры» продолжает работать с берестой.
Другие берестяные промыслы
Как и в Вологодской губернии, в Вятской губернии существовал промысел туесов. Они уступали во многом вологодским, особенно по декорированию. Но вятская губерния славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.
Кустарные промыслы в России имели обширное распространение и давали значительный заработок населению. По некоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Бурачный промысел занимал одно из ведущих мест.
Салдинский бурачный промысел.
Бураки, благодаря уникальным свойствам бересты являлись необходимым предметам каждой семьи. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Продукты в берестяных изделиях дольше остаются свежими, а еда сохраняет температуру. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух.
Поражает простотой и мудростью конструкции. Устройство бурака напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка.
В отличии от Нижнего Тагила, где изготовлением бураков занимались в артелях, в Нижней Салде изготовление бураков было семейным делом: мужчины заготовляли сырьё, и делали бураки, а женщины варили олифу и расписывали. Это внесло свое своеобразие и отличие от тагильских бураков.
Во второй половине XIX века в Нижней Салде в разные годы бурачным промыслом занималось от 15 до 22 семей, в основном это были семьи старообрядцев – бывших крепостных крестьян, выходцев из Нижегородской губернии. Самый известный из них, чьи бураки хранятся в музеях Нижней Салды, Нижнего Тагила, Екатеринбурга и даже Москвы – Иван Филиппович Масленников.
Спрос на бураки был постоянным, и бурачники не только сами продавали их на различных ярмарках, но и принимали участие в выставках:
Федор Васильевич Масленников — участвовал в выставке 1887 года в Екатеринбурге;
Лука Васильевич Масленников — участвовал в выставке 1902 года в Петербурге;
Яким Осипович Чернов — участвовал в выставке 1908 года.
В начале XX столетия Нижняя Салда становится самым большим центром по производству расписных бураков «крестьянского» типа в Верхотурском уезде. Производством бураков занималось уже около 30 семей. Но в самом расцвете, салдинский бурачный промысел начал исчезать. Первая причина: революционные потрясения начала XX столетия и нетерпимая политика к тем, кто «обогащался» за счет каких-либо приработков, репрессии сократили количество кустарей. Вторая причина: изменились вкусы, в обиход стала входить «обычная» посуда.




