Бурая корова башкирская сказка чему учит
Конспект урока по ИКБ на тему «Магические способы лечения» (5 класс)
Выбранный для просмотра документ #U0411#U0443#U0440#U0430#U044f #U043a#U043e#U0440#U043e#U0432#U0430.docx
Башкирские сказки «Бурая корова»
Давным-давно жили, говорят, муж с женой. И был у них один сын и одна дочь. Но вот однажды мать этих детей умерла. Дети остались сиротами. Отец женился на другой. Мачеха не заботилась о детях.
Была у детей очень красивая бурая корова, оставшаяся им от матери. Они каждый раз, как возвращались из медресе, ласкались к этой корове, как к матери. Когда очень хотелось им есть, они сосали коровье вымя и ее молоком утоляли голод. Долго они так жили и были очень привязаны к корове. Но проведала об зтом мачеха.
И вот однажды перед возвращением мужа с работы она притворилась тяжело больной. Муж еще не успел толком зайти в дверь, как жена запричитала:
— Тяжело заболела я, старик, хочу съесть сердце бурой коровы, если его съем- выздоровлю.
Муж растерялся и сказал:
— Дети ведь не захотят, чтобы ее закололи.
— Я дороже или дети?- запричитала жена. — Одну жену уморил, теперь и меня хочешь на тот свет проводить?
Муж вынужден был ей уступить. Вывел корову и только приготовился было ее заколоть, как из медресе вернулись дети. Сколько не упрашивали дети, жестокосердый отец не внял их мольбе. Видя это, дети стали умолять:
— Отец, прежде чем заколоть корову, разреши нам один разок покататься на ней.
Отец согласился. Дети взобрались на корову, и она быстро понесла их в дальний лесной край.
На другой день добрались они до золотого леса. Брат запретил сестренке рвать чудесные листочки. Но сестренка, когда брат этого не видел, сорвала один золотой листочек и спрятала в косичках.
За три дня дети проехали золотой, серебряный и медный леса. Сестренка в каждом лесу незаметно срывала листочек и прятала в косичках. Как только выбрались из последнего леса, девочка окаменела. Заплакал брат от печали. Тогда бурая корова велела выдернуть из ее хвоста три волоска и сжечь. Стоило брату это сделать, как сестренка ожила. А мачеха дома тотчас окаменела.
Они поехали домой, зажили, говорят, хорошо и счастливо.
Выбранный для просмотра документ #U041a#U043e#U043d#U0441#U043f#U0435#U043a#U0442 #U041c#U0430#U0433#U0438#U0447#U0435#U0441#U043a#U0438#U0435 #U0441#U043f#U043e#U0441#U043e#U0431#U044b #U043b#U0435#U0447#U0435#U043d#U0438#U044f.doc
Конспект урока ИКБ в 5 классе на тему:
Магические способы лечения
Воликова Светлана Александровна,
учитель истории и ИКБ
Образовательные цели: углубить знания детей о магических способах лечения, которые применялись башкирами.
Развивающие цели: обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.
Воспитательные цели: воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре древности.
Проверка знаний и умений
Кумыс как основное лечебное средство башкирской народной медицины , какие болезни лечит?
Как в оздоровительных целях использовались пищевые продукты?
Кумысолечебницы – учреждения, где лечат напитком кумыс. Башкирским кумысом лечились русские писатели Л.Н.Толстой, А.П.Чехов.
Доктор Н.В. Постников о кумысе: «упитывает, укрепляет, обновляет». Кумыс благоприятно влияет на центральную нервную систему, кроветворение, улучшает аппетит, всасывание пищи, нормализует секреторную и моторную функции органов пищеварения. Настоящий, самый лучший – из кобыльего молока.
Мед. Компрессы из меда применялись для лечения ран, фурункулов и т.д. Разведенный в воде мед помогал от головной боли, бессонницы, повышал иммунитет. Гиперактивным детям на ночь давали медовый раствор (1 ч.ложка меда на стакан воды).
Пищевые продукты широко использовались в гигиенических и косметических целях. Для укрепления волос их мыли катыком, яичным белком или желтком; иногда готовили специальное моющее средство: в пахту, оставшуюся от приготовления творога, опускали яйцо, а после того, как оно полностью растворялось, этим составом мыли голову. Для укрепления десен и зубов дети жевали перетопленную смолу хвойных деревьев или специальным образом приготовленную жвачку из бересты. Для профилактики кариеса детей заставляли чистить зубы солью или древесным углем.
Переход к изучению новой темы
В традиционном врачевании башкир были широко представлены старинные магические способы лечения болезней, которые связаны с религиозно-магическими представлениями о причинах и сущности заболеваний.
Тема урока: Магические способы лечения
Изучение новой темы
Поскольку возникновение многих болезней объясняется воздействием на человека болезнетворных духов, то магические способы лечения направлены на изгнание или переселение их на различные предметы, а также животных и птиц. Подобные магические обряды часто проводятся с использованием различных ритуальных предметов.
Одним из них является 12-жильная кожаная плетка
для изгнания злых духов. Приведу рассказ знахарки Махикамал Галимжановой (1894 г.р.): «Вот недавно я начала бредить во сне, и мне видится, будто бы дом полон маленькими детьми. Я поняла, что опять наши дети закрыли дверь на ночь без молитвы. В таких случаях я беру 12-жильную кожаную плетку, которая всегда лежит у меня под подушкой, открываю дверь и выгоняю их, щелкая плеткой, при этом громко ругаю их. После этого, произнося «Бисмиллэһ…» (« C именем Аллаха…»), закрываю дверь и сплю спокойно».
Использование подобной плетки зафиксировано и в фольклоре башкир. Согласно башкирским эпосам, главным источником опасностей для здоровья человека являлось воздействие на него злых демонов. Самым страшным из них считался двенадцатиголовый джинн-пэри. Победить его было возможно только с помощью плетки, разделенной на 12 хвостов. Плетка кажется всем демонам огненным мячом. Махни только плетью, и они исчезнут (так говорилось в башкирских сказках).
Каждая болезнь имеет свое место происхождения, именно туда ее следует вернуть, чтобы избавиться. Например, болезни, подхваченные с земли (переохлаждение при сидении на холодной земле) должны уйти в землю. Проводится магический обряд переселения болезни в землю, который называется ергэ ултыртыу (досл. усаживание на землю). Для этого выбирается открытое место, на котором выкапывается небольшая яма. Знахарка заговаривает воду в посуде и яму (досл.):
Отцу Земли – Ерансэсэну
Матери Дня – Кумушбике
Пусть причиной буду я,
Исцеление от Аллаха будет.
Больной должен стоять над ямой спиной к северу. Знахарка обтирает заговоренной водой его плечи и спину, затем выливает воду сквозь ворот одежды. После этого больной уходит, по пути ему нельзя ни с кем разговаривать и оглядываться назад. По возвращении домой, ему следует лечь спать и не вставать с постели до полного высыхания одежды, после чего обычно происходит выздоровление.
Здесь не твое место,
Затем кричат: Кит! Кат! («Уходи! Засохни!») и зарывают ячменные зерна в курином сарае.
При некоторых тяжелых болезнях, объясняемых как одержимость джиннами, припадок, совершается обряд жертвоприношения животных (кормандык һалыу), чаще овец. Считается, что некоторые органы жертвенного животного (шкура и кости) увлекают за собой болезнетворных духов, поэтому их выбрасывают подальше от деревни.
Распространено у башкир использование специальных кукол, например, при лихорадке (бизгэк/бискэк тотоу). Из ткани делают фигурки мужчины и женщины высотой примерно двадцати сантиметров, лица вырезают из бересты. Куклу-женщину наряжают как невесту в традиционное платье и камзол с монетами, лоб украшают колпаком, на голову завязывают кушъяулык («двойной платок, который является головным убором замужней женщины»). Кукол оставляют на старом одиноком пеньке (яңгыз дунгэккэ апарып ултыртып китэлэр) подальше от деревни или просто выбрасывают. На обратном пути следует идти не оглядываясь и не торопясь, чтобы не разозлить духа болезни(енлэндермэй генэ кайтырга). Этот обряд называется «килен кусереу», т.е. «переселение невесты».
Живая вода и огонь – в сказках лечили многих героев.
Магический обряд – это специальные действия, которые проводятся с целью вылечить человека, снять порчу, изгнать злых духов.
Ритуальные предметы – предметы, которые используются при обряде.
Бурая корова
Давным-давно жили, говорят, муж с женой. И был у них один сын и одна дочь. Но вот однажды мать этих детей умерла. Дети остались сиротами. Отец женился на другой. Мачеха не заботилась о детях.
Была у детей очень красивая бурая корова, оставшаяся им от матери. Они каждый раз, как возвращались из медресе, ласкались к этой корове, как к матери. Когда очень хотелось им есть, они сосали коровье вымя и ее молоком утоляли голод. Долго они так жили и были очень привязаны к корове. Но проведала об этом мачеха.
И вот однажды перед возвращением
– Тяжело заболела я, старик, хочу съесть сердце бурой коровы, если его съем – выздоровлю.
Муж растерялся и сказал:
– Дети ведь не захотят, чтобы ее закололи.
– Я дороже или дети?- запричитала жена. – Одну жену уморил, теперь и меня хочешь на тот свет проводить?
Муж вынужден был ей уступить. Вывел корову и только приготовился было ее заколоть, как из медресе вернулись дети. Сколько не упрашивали дети, жестокосердый отец не внял их мольбе. Видя это, дети стали умолять:
Отец согласился. Дети взобрались на корову, и она быстро понесла их в дальний лесной край.
На другой день добрались они до золотого леса. Брат запретил сестренке рвать чудесные листочки. Но сестренка, когда брат этого не видел, сорвала один золотой листочек и спрятала в косичках.
За три дня дети проехали золотой, серебряный и медный леса. Сестренка в каждом лесу незаметно срывала листочек и прятала в косичках. Как только выбрались из последнего леса, девочка окаменела. Заплакал брат в отчаяньи. Тогда бурая корова велела выдернуть из ее хвоста три волоска и сжечь. Стоило брату это сделать, как сестренка ожила. А мачеха дома тотчас окаменела. Они поехали домой, зажили, говорят, хорошо и счастливо.
Возможно, вам будут интересны и следующие сказки:
Бурая корова башкирская сказка чему учит
БАШКИРКА запись закреплена
Бурая корова
Башкирская сказка
Давным-давно жили, говорят, муж с женой. И был у них один сын и одна дочь. Но вот однажды мать этих детей умерла. Дети остались сиротами. Отец женился на другой. Мачеха не заботилась о детях.
Была у детей очень красивая бурая корова, оставшаяся им от матери. Они каждый раз, как возвращались из медресе, ласкались к этой корове, как к матери. Когда очень хотелось им есть, они сосали коровье вымя и её молоком утоляли голод. Долго они так жили и были очень привязаны к корове. Но проведала об зтом мачеха.
И вот однажды перед возвращением мужа с работы она притворилась тяжело больной. Муж ещё не успел толком зайти в дверь, как жена запричитала:
Муж растерялся и сказал:
— Дети ведь не захотят, чтобы её закололи.
Муж вынужден был ей уступить. Вывел корову и только приготовился было её заколоть, как из медресе вернулись дети. Сколько не упрашивали дети, жестокосердый отец не внял их мольбе. Видя это, дети стали умолять:
— Отец, прежде чем заколоть корову, разреши нам один разок покататься на ней.
Отец согласился. Дети взобрались на корову, и она быстро понесла их в дальний лесной край.
На другой день добрались они до золотого леса. Брат запретил сестрёнке рвать чудесные листочки. Но сестрёнка, когда брат этого не видел, сорвала один золотой листочек и спрятала в косичках.
За три дня дети проехали золотой, серебряный и медный леса. Сестрёнка в каждом лесу незаметно срывала листочек и прятала в косичках. Как только выбрались из последнего леса, девочка окаменела. Заплакал брат в отчаяньи. Тогда бурая корова велела выдернуть из её хвоста три волоска и сжечь. Стоило брату это сделать, как сестрёнка ожила. А мачеха дома тотчас окаменела.
Они поехали домой, зажили, говорят, хорошо и счастливо.
Бурая корова
Давным-давно жили, говорят, муж с женой. И был у них один сын и одна дочь. Но вот однажды мать этих детей умерла. Дети остались сиротами. Отец женился на другой. Мачеха не заботилась о детях.
Была у детей очень красивая бурая корова, оставшаяся им от матери. Они каждый раз, как возвращались из медресе, ласкались к этой корове, как к матери. Когда очень хотелось им есть, они сосали коровье вымя и её молоком утоляли голод. Долго они так жили и были очень привязаны к корове. Но проведала об зтом мачеха.
И вот однажды перед возвращением мужа с работы она притворилась тяжело больной. Муж ещё не успел толком зайти в дверь, как жена запричитала:
Муж растерялся и сказал:
— Дети ведь не захотят, чтобы её закололи.
Муж вынужден был ей уступить. Вывел корову и только приготовился было её заколоть, как из медресе вернулись дети. Сколько не упрашивали дети, жестокосердый отец не внял их мольбе. Видя это, дети стали умолять:
— Отец, прежде чем заколоть корову, разреши нам один разок покататься на ней.
Отец согласился. Дети взобрались на корову, и она быстро понесла их в дальний лесной край.
На другой день добрались они до золотого леса. Брат запретил сестрёнке рвать чудесные листочки. Но сестрёнка, когда брат этого не видел, сорвала один золотой листочек и спрятала в косичках.
За три дня дети проехали золотой, серебряный и медный леса. Сестрёнка в каждом лесу незаметно срывала листочек и прятала в косичках. Как только выбрались из последнего леса, девочка окаменела. Заплакал брат в отчаяньи. Тогда бурая корова велела выдернуть из её хвоста три волоска и сжечь. Стоило брату это сделать, как сестрёнка ожила. А мачеха дома тотчас окаменела.
Они поехали домой, зажили, говорят, хорошо и счастливо.
Бурая корова
Режим обучения доступен только авторизованным пользователям
Возможности режима обучения:
Озвучка доступна в режиме обучения
В давние годы, о которых и прадеды наши не помнят, жили в Башкирии муж с женой. Жили они дружно и счастливо. Родили сына с дочерью, нажили всякого добра.
Полезные ссылки
Мать сильно баловала дочку. Бывало, хочет мать, чтобы дочка ей помогла обед сварить, так полчаса её уговаривает, целует, добрыми словами называет. А отец с братом у девочки никогда ничего сделать и не просили.
Но вот пришло в дом горе – унесла болезнь хозяйку. Долго горевали муж и дети, трудная пошла в семье жизнь.
Без женской руки приходило хозяйство в упадок. А девочка не слушалась ни отца, ни брата. Бывало, отец в город уйдёт на работу, а у брата забот невпроворот. Он и попросит сестру:
– Эй, сестра, попаси гусей за меня, а я в лес пойду за дровами.
Сестра кивнёт в ответ, но ничего не скажет.
Полезные ссылки
Вернётся мальчик из лесу – гуси разбрелись по всей деревне. А сестра сидит себе у окошка, в облака смотрит.
Полезные ссылки
В другой раз попросит девочку отец:
– Дочка, я тукмас (традиционный башкирский суп) в печь поставил, а сам на охоту ухожу. Посмотри за едой, чтобы не сгорела.
Полезные ссылки
Вернётся отец, а в горшке одни угольки. Девочка только плечами пожмёт – мол, подумаешь, большое дело.
В общем – тяжело мужчинам одним со всем справиться.
Женился отец во второй раз. Молодая его жена злой была. О детях не заботилась, за хозяйством следила плохо. Зато обожала наряды и украшения.
Полезные ссылки
Мальчик с девочкой больше всего на свете любили свою бурую корову. Она напоминала им о счастливых днях, когда мать была жива. Каждый раз после медресе они бросались обнимать любимую корову. Играли с ней и катались на ней по двору.
Полезные ссылки
Корова тоже любила детей. Она всегда радовалась их приходу, поила их сладким молоком. И постоянно норовила лизнуть мальчика или девочку в лицо.
Благодаря корове дети не знали голода и печали. Но проведала об этом злая мачеха, и очень разозлилась. Она ненавидела детей, потому что они напоминали её мужу о прежней жене.
Мачеха притворилась больной. Несколько дней не вставала с постели, а потом сказала мужу:
– Я видела ангела во сне. Он сказал мне, что я выздоровею, если съем сердце нашей бурой коровы. А если не съем, то умру.
– Ах ты глупый старик! Ты первую жену со свету сжил, а теперь и за меня взялся? Выбирай, кто тебе дороже – корова или я! – раскричалась жена.
– Тогда разреши нам в последний раз покататься на ней, – попросили мальчик с девочкой.
Отец разрешил. Как только дети забрались на корову, та поскакала прочь со всех ног. И вскоре принесла их в волшебную лесную страну.
– Ваша мачеха наложила на вас злые чары, – сказала корова. – Чтобы снять чары, я проведу вас чудесными лесами. Только не рвите там ничего.
На следующий день они скакали через золотой лес.
– Смотри же, сестра, не рви здесь ничего – ни листочка, ни цветочка, – напомнил брат.
Полезные ссылки
Но сестра, как всегда, не послушалась его. Когда он отвернулся, она сорвала маленький золотой цветочек. И незаметно вплела его в свои волосы, чтобы стать красивее.
А ещё через день они попали в серебряный лес. И снова предупредил брат сестру. И снова она его не послушала. Девочка сорвала и вплела в волосы серебряный цветочек.
Полезные ссылки
На третий же день они въехали в медный лес.
– Только ничего не рви, – напомнил мальчик.
Но девочка по-прежнему не слушалась. В её волосах появился и медный цветочек. Она думала, что теперь стала очень красивой.
Полезные ссылки
И вот, только они выехали из медного леса – девочка превратилась в камень. Горькими слезами заплакал брат. Он винил себя в том, что плохо смотрел за сестрой.
– Не плачь, егет (юноша по-башкирски). Вырви из моего хвоста три волоска, по одному за каждый цветок из волшебного леса. И сожги их, – посоветовала корова.
Мальчик так и сделал. Вырвал волоски, бросил их в костёр. Сестра тут же ожила, и они на радостях заплясали у костра.
И в этот самый момент злая мачеха окаменела. Магия волшебного леса оказалась сильнее её тёмных чар.
Дети вернулись домой. Отец быстро похоронил злую жену и нисколько не горевал о ней. Он снова стал добрым и ласковым к своим детям. А девочка поняла, что была неправа, когда не слушалась. С тех пор она во всём помогала брату и отцу. И зажили они дружно, счастливо и весело, как в прежние времена.























