Бурная ревность совершает больше преступлений чем корысть
Бурная ревность совершает больше преступлений чем корысть
Кандид, или Оптимизм
Устами одного из своих героев, Панглосса, Вольтер с иронией называет окружающий человека мир:
2. Созданным самим человеком.
3. Лучшим из возможных миров.
4. Самым страшным из возможных миров.
Правильный вариант вы сможете узнать, прочитав эту книгу…
«Все жанры хороши, кроме скучного»
Биография Франсуа-Мари Аруэ – именно таково настоящее имя Вольтера – была полна самых непредсказуемых поворотов: поэт, драматург, юрист, коллекционер, предприниматель, близкий друг многих сильных мира сего. Кабинетным ученым он отнюдь не был.
Кстати, почему сын чиновника, готовившийся стать правоведом, взял себе псевдоним «Вольтер»? Одна из популярных версий – молодой человек просто поменял местами слоги в названии городка Эрво, расположенного неподалеку от его родового гнезда в Пуату: Airvault – vault-air – Voltaire.
Родившийся в ноябре 1694 года, Вольтер стал практически ровесником века Просвещения – а впоследствии и его символом. Его произведения, написанные легко, ярко и остроумно, были нацелены против церкви и религиозного фанатизма, абсолютной власти королей и юридического произвола… Но в то же время французский мыслитель выступал против атеизма и утверждал, что наилучшим вариантом государства является просвещенная монархия, когда правитель опирается на «просвещенную» часть общества.
И его произведения – трагедии, оды, философские романы – ярко демонстрировали взгляды автора. Напомним, что именно благодаря Вольтеру в мире появился еще один синоним понятия «вольнодумец» – таких людей стали называть «вольтерьянцами». Согласитесь, это немало!
21 ноября 1694 – в Париже родился Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер).
1704 – Аруэ поступил в иезуитский колледж, впоследствии изучал юриспруденцию.
1717 – молодой человек попадает в Бастилию за сатирические стихи в адрес регента герцога Орлеанского.
1718 – большой успех имеет пьеса «Эдип». Франсуа-Мари Аруэ начинает использовать псевдоним «Вольтер».
1726-1729 – Вольтер живет в Англии. Его впечатления о парламентарных традициях были описаны в «Философских письмах», запрещенных впоследствии.
1746 – Вольтер становится придворным историографом и поэтом, но карьере помешали «политическая неблагонадежность» и острый язык.
1752 – написана философская повесть «Микромегас», ставшая важным шагом на пути развития жанра научной фантастики.
1758 – философ приобретает поместье Ферне, которое вскоре получает славу «приюта просвещенной интеллигенции».
1758-1759 – написание и первые публикации произведения «Кандид, или Оптимизм».
1762 – первое официальное издание пародийной поэмы «Орлеанская девственница».
1778 – переезд в Париж.
30 мая 1778 – Вольтер скончался в Париже.
Повесть «Кандид, или Оптимизм», которая получила бешеный успех у читателей и стала едва ли не первым в истории литературы международным бестселлером, не пользовалась, что удивительно, любовью самого автора. Вольтер много раз отрекался от собственного произведения. Иногда причину видят в том, что «Кандид» был заклеймен Римско-католической церковью и вошел в «Индекс запрещенных книг», – но Вольтеру было не привыкать к подобным запретам. Философ именовал свою книгу «безделкой» и, судя по всему, просто не относился к ней серьезно.
На самом деле «Кандид» всколыхнул целый пласт социальных и философских проблем середины XVIII века. Непритязательный сюжет о странствиях по миру юноши Кандида и его любви к прелестной Кунигунде – лишь основа, на которой Вольтер возводит целую систему обвинений в адрес государства, служителей церкви, военных чинов… Достается от него и своему же брату ученому и философу: так ли оправдан оптимизм Кандида и его учителя Панглосса? Так ли прекрасен окружающий нас мир и действительно ли в нем ценятся благородство и простодушие? Всегда ли философия дает нам поддержку в трудную минуту или иногда она оборачивается ничего не стоящим пустословием?
«Царит на земле зло или добро?» – ответ на этот главный вопрос, заданный Вольтером на страницах «Кандида», зависит и от личного выбора каждого читателя…
Как был воспитан в прекрасном замке Кандид и как он был оттуда изгнан
В Вестфалии, в замке барона Тундер-тен-Тронка, жил юноша, которого природа наделила наиприятнейшим нравом. Вся душа его отражалась в его лице.
Он судил о вещах довольно здраво и очень простосердечно; поэтому, я думаю, его и звали Кандидом. Старые слуги дома подозревали, что он – сын сестры барона и одного доброго и честного дворянина, жившего по соседству, за которого эта девица ни за что не хотела выйти замуж, так как у него в родословной числилось всего лишь семьдесят одно поколение предков, остальная же часть его генеалогического древа была погублена разрушительной силой времени.
Барон был одним из самых могущественных вельмож Вестфалии, ибо в замке его были и двери и окна; главная зала даже была украшена шпалерами. Дворовые собаки в случае необходимости соединялись в свору; его конюхи становились егерями; деревенский священник был его великим милостынераздавателем. Все они называли барона монсеньором и смеялись, когда он рассказывал о своих приключениях.
Баронесса, его супруга, весила почти триста пятьдесят фунтов; этим она внушала величайшее уважение к себе. Она исполняла обязанности хозяйки дома с достоинством, которое еще больше увеличивало это уважение. Ее дочь, Кунигунда, семнадцати лет, была румяная, свежая, полная, аппетитная. Сын барона был во всем достоин своего отца. Наставник Панглосс был оракулом дома, и маленький Кандид слушал его уроки со всем чистосердечием своего возраста и характера.
Панглосс преподавал метафизико-теолого-космологонигологию. Он замечательно доказывал, что не бывает следствия без причины и что в этом лучшем из возможных миров замок владетельного барона – прекраснейший из возможных замков, а госпожа баронесса – лучшая из возможных баронесс.
– Доказано, – говорил он, – что все таково, каким должно быть; так как все создано сообразно цели, то все необходимо и создано для наилучшей цели. Вот, заметьте, носы созданы для очков, потому мы и носим очки. Ноги, очевидно, назначены для того, чтобы их обувать, вот мы их и обуваем. Камни были сотворены для того, чтобы их тесать и строить из них замки, и вот монсеньор владеет прекраснейшим замком: у знатнейшего барона всего края должно быть наилучшее жилище. Свиньи созданы, чтобы их ели, – мы едим свинину круглый год. Следовательно, те, которые утверждают, что все хорошо, говорят глупость, – нужно говорить, что все к лучшему.
Кандид слушал внимательно и верил простодушно; он находил Кунигунду необычайно прекрасной, хотя никогда и не осмеливался сказать ей об этом. Он полагал, что после счастья родиться бароном Тундер-тен-Тронком вторая степень счастья – это быть Кунигундой, третья – видеть ее каждый день и четвертая – слушать учителя Панглосса, величайшего философа того края и, значит, всей земли.
Однажды Кунигунда, гуляя поблизости от замка в маленькой роще, которая называлась парком, увидела между кустарниками доктора Панглосса, который давал урок экспериментальной физики горничной ее матери, маленькой брюнетке, очень хорошенькой и очень покладистой. Так как у Кунигунды была большая склонность к наукам, то она, притаив дыхание, принялась наблюдать без конца повторявшиеся опыты, свидетельницей которых она стала. Она поняла достаточно ясно доказательства доктора, усвоила их связь и последовательность и ушла взволнованная, задумчивая, полная стремления к познанию, мечтая о том, что она могла бы стать предметом опыта, убедительного для юного Кандида, так же как и он – для нее.
Ревность
| Точность | Выборочно проверено |
Ре́вность — близкое к зависти негативно окрашенное чувство в межличностных отношениях, которое возникает при недостатке внимания, любви, уважения или симпатии от любимого или очень уважаемого человека в то время, как кто-то другой якобы или действительно получает их от него.
Ревность является феноменом сложной психологической природы, она проявляется у людей, начиная с детства. Необузданная ревность влечёт за собой конфликты. В области человеческих эмоций ревность — одно из самых трудных и неприятных переживаний.
Содержание
Ревность в прозе [ править ]
Совсем другое дело — ревность, которая является намного более сложной и опасной установкой, так как ни в каких ситуациях не может приносить пользу личности. Более того, ревность — это результат сильного и глубокого чувства неполноценности. Как правило, ревнивый человек боится не удержать своего партнёра, и в тот самый момент, когда он хочет управлять им и влиять на него, различными проявлениями ревности он только выдает свою слабость.
Страдальцы любви, я завидую вам: Знакомы вам язвы, знаком и бальзам.
. умный человек имеет право быть несчастным только из-за женщины, которая стоит того.
Из ревнивых женихов выходят равнодушные мужья.
Ревность часто не что иное, как беспокойное устремление к тирании, перенесенное в сферу любви.
― Я вижу, вы не понимаете меня. Гонениям подвергается коммунист, ужаленный змеёй ревности. И жалостливый коммунист тоже подвергается гонениям. Лютик жалости, ящерица тщеславия, змея ревности ― эта флора и фауна должна быть изгнана из жизни нового человека. [1]
Ревность в стихах [ править ]
О, ревность, ревность! Одной ее капли,
Как цианистого калия, довольно, чтоб остановить,
Истворожить только что за минуту пред тем
Полнозвучно и радостно бившееся сердце.
Знаете ли вы, какую нестерпимую пытку
Я выносил, когда вез вас к нему на автомобиле?
Сколько раз порывалась рука ― одним
Мгновенным поворотом руля разбить
Вдребезги и машину, и себя, и вас,
Чтоб уничтожить копошащиеся там, в мозгу,
Как зародыши солитёра, личинки ревности. [2]
Лишь кактус ревности, чертополох
Привычки, да забвенья трухлый мох.
Никто меня не жаждал смертной жаждой.
Люди ревнивы,
Будто они
Либо огниво,
Либо кремни́,
Либо, как в засуху
Ветка и прут,
Трутся в пространстве,
Чтоб тлеть, будто трут.
Либо, как листья, иссохшие в зной,
Вспыхнуть готовы от искры одной,
Либо как нива в осенние дни,
Нивы ленивы, но лишь зарони
Пламень в их гривы ―
Так вспыхнут огни. [3]
Цитаты о ревности, ревнивых людях, статусы про ревность
Я не ревную. Я охраняю свое счастье…
В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
Ревность не значит не доверять, это значит бояться потерять того, кто дорог…
Ревность, как и болезнь, обостряется к вечеру.
Я молчу, я даже не смотрю на тебя и чувствую, что в первый раз — ревную. Это — смесь гордости, оскорбленного самолюбия, горечи, мнимого безразличия и глубочайшего возмущения.
Мужчина ревнует, потому что слишком любит себя самого; женщина ревнует, потому что недостаточно любит себя.
Она восторгалась им и страшно его ревновала. Хотела, чтобы он принадлежал только ей. Хотела, чтобы ни одна женщина не изучила его лучше, чем она, и не узнала, какой он. Она чувствовала, что каждая узнавшая его тоже захочет, чтобы он принадлежал только ей.
Януш Леон Вишневский
«Ревнивец проводит свою жизнь в отыскивании тайны, открытие которой разрушает его же благополучие» Аксель Оксеншерна
Я ревнивый человек, но к прошлому ревновать не имеет смысла.
Ревновать женщину нужно в меру – чтобы польстить ее тщеславию. А не ревновать женщину можно только тогда, когда ты в ней уверен как в себе. Поэтому ревновать надо всегда.
Представляешь, я ревную тебя к дождю. Он может прикоснуться к тебе. Эльчин Сафарли
Ревность – это страсть убогого, скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо.
Фразы о ревности
От измены нельзя застраховаться ревностью, угрозами или требованием клятв, но можно попробовать личным примером — верностью.
Если девушка даёт повод для ревности — значит она хочет,чтобы за неё боролись.
Ревность не значит не доверять, это значит бояться потерять того, кто дорог
Чтобы быть счастливым, нужно просто убрать из своей души три чувства — жадность, зависть и ревность.
Любовь не живет, а выживает среди ревности, тупости и самолюбия.
Мужчина начинает ценить свою женщину только тогда, когда она начинает нравится кому-то другому.
Поделитесь с друзьями:
Ревность и фантазия — родные сёстры.
Мило, когда парни ревнуют. Когда ревнуют девушки, начинается третья мировая война.
От любви до ненависти один шаг. Да и тот налево.
Женщина не выносит ревнивца, которого не любит, но сердится, если не ревнует тот, кого она любит.
Смотри как мило, я проходила с ним, а ты подавился пивом.
Ревность и фантазия — родные сёстры.
Поделитесь с друзьями:
Ревность — это любовь к человеку минус уважение к нему и минус уважение к себе.
Я конечно не ревную, но всё же ей без волос лучше будет.
Ревность — это любовь к человеку минус уважение к нему и минус уважение к себе.
Я не ревную, я охраняю своё счастье!
Он меняет девушек, чтобы я ревновала. Пока получается только поржать.
Ревность это ощущение того, что изменять можешь не только ты, но и тебе)
Поделитесь с друзьями:
Ревность в маленьких дозах укрепляет любовь. В больших — разрушает.
Ревность — остроумнейшая страсть и, тем не менее, все еще величайшая глупость.
Ревность в маленьких дозах укрепляет любовь. В больших — разрушает.
Ревнуют даже к воздуху, которым дышит другой.
В своих фантазиях я часто сталкивалась с мужчиной моей мечты и его женой, но в этих фантазиях я была за рулем грузовика!
Самые простые чувства — это и есть самые сильные чувства. И одно из них — ревность.
Поделитесь с друзьями:
Я всегда ненавидел ревность; она слишком похожа на зависть.
Ревность у мужчины складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох, и раздраженного тщеславия.
Кокетка ревнует из самолюбия, куртизанка — по привычке, женщина, любящая искренне и страстно, ревнует потому, что сознает свои права.
Я всегда ненавидел ревность; она слишком похожа на зависть.
Женщина не выносит ревнивца, которого не любит, но сердится, если не ревнует тот, кого она любит.
В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
Поделитесь с друзьями:
Я не ревную, у меня для этого нет времени.
Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть.
Увы, я слишком хорошо знаю, что такое ревность с первого взгляда.
Я не ревную, у меня для этого нет времени.
Человек ревнив не тогда, когда любит, а когда хочет быть любимым.
Ревность: теория, согласно которой у твоего ближнего не больше вкуса, чем у тебя.
Поделитесь с друзьями:
Если повода для ревности нет, то ревновать глупо, а когда повод уже есть, то поздно.
Ревность — это страсть убогого, скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо.(Дени Дидро)
Ревность всегда глупа: она возникает или слишком рано, или слишком поздно. (В. Франкл)
Если повода для ревности нет, то ревновать глупо, а когда повод уже есть, то поздно.
Женщина редко прощает нам ревность и никогда не прощает ее отсутствия.
Поделитесь с друзьями:
Ревность — лезвие без ручки: больше всего ранишь себя.
Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины. Красивым — не до того, они ревнуют чужих.(Уайльд Оскар)
Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть. (Вольтер)
Ревность — это поэзия недоверия.
Ревность — лезвие без ручки: больше всего ранишь себя.
Ревность легковерна, как дитя, и бешена, как дикое животное.(Николай Алексеевич Некрасов)
Поделитесь с друзьями:
Случайная цитата Следующая » Подождите.
Преступлений
§ 4. Ревность
Боязнь потери какого-то блага и вызванное этим стремление
во что бы то ни стало сохранить за собой это благо, удержать
объект ревности нередко приводит к совершению общественно
опасных действий, в том числе тягчайших преступлений против
личности — убийству.
Нужно, однако, отметить, что не все криминалисты разделяют
такое понимание ревности. Возражения, которые в связи с этим
приводятся, сводятся к следующему.
Полагают, что с точки зрения подобного понимания ревности
невозможно объяснить такое преступление, как убийство: благо
которое лицо намеревается удержать посредством совершения
Одним из самых сложных и спорных вопросов в характеристике ревности является вопрос о ее нравственно-этической стороне,
морально-этическом содержании.
Можно ли считать ревность низменным побуждением? Или,
наоборот, это возвышенный, общественно полезный мотив, «симптом неравнодушия, свидетельство сильных страстей и живых человеческих чувств»? 25 Или это чувство носит нейтральный характер, и оценка его зависит от конкретной жизненной ситуации,
нравственно-этической оценки действий, вызванных этим мотивом 5
Вот вопросы, которые обычно возникают, когда речь заходит
о ревности как мотиве поведения. Эти вопросы носят не риторический характер. В праве они имеют самое непосредственное практическое значение, поскольку с ними связана проблема ответственности за преступления, совершаемые на почве ревности, в частности, определение вины и общественной опасности этих преступлений, индивидуализация наказания и профилактика указанных деяний. Но эти вопросы волнуют не только юристов. Мимо них по существу не проходит ни один исследователь, кто пытается проникнуть в тайну человеческих отношений, особенно отношений, возникающих между полами.
Следует отметить, что расхождения и противоречия в оценке
мотива ревности часто проистекают из-за того, что в это понятие
вкладывается различное содержание. Иногда ревность отождествляется с иными человеческими чувствами, которыми обычно сопровождаются отношения между полами. Между тем переживания ревности хотя и связаны с любовными чувствами, однако имеют иное содержание.
Несомненно, ревность весьма сложное социально-психологическое явление, и на все эти вопросы однозначно ответить нельзя.
Вряд ли здесь поможет и практика опросов населения, к которой
прибегают иногда для выяснения мнения людей на этот счет.
Для того, чтобы дать правильную морально-этическую оценку
ревности, необходимо выяснить происхождение ревности, ее
социально-психологическое содержание и роль в человеческих отношениях, определить те обстоятельства, которые питает ревность.
Ревность нельзя считать чисто биологическим явлением, появившимся, подобно инстинкту, с момента рождения человека.
Возникновение частной собственности повлекло за собой появление новых семейных отношений, изменение характера и содержания этих отношений. По существу произошло перенесение собственнических отношений на близких людей. И поэтому не случайно, что в характеристике ревности немало общих черт, которые роднят ее с собственническими устремлениями.
Несомненно, чувство ревности, как уже отмечалось,— явление
с точки зрения его социально-психологического содержания весьма
сложное. В переживания ревности вплетаются многообразные чувства и побуждения: симптомы неравнодушия и любви, чувство
обиды и негодования, досады и гнева, но все эти чувства и побуждения имеют подчиненное значение. На первый план здесь
выступает уязвленное самолюбие, раздраженное ложное тщеславие.
Иногда утверждается, что опасна не ревность сама по себе,
а не негативные формы, в которых она проявляется. «Страшна
не ревность — страшны крайние и дикие формы ее проявления,
Интерес к ревности в праве не беспределен. Ревность интересует судебную практику постольку (и в таком объеме), поскольку
(и в каком объеме) это необходимо для разрешения вопросов
уголовной ответственности за преступления, совершенные на почве
указанных побуждений, в частности, для индивидуализации уголовной ответственности и наказания, для установления обстоятельств, способствующих совершению преступления, предупреждению и профилактике этих преступлений, иначе говоря,— в таком и объеме, в каком это состояние обусловило поведение виновного лица и нашло свое конкретное выражение в совершенном преступлении.
Форма проявления ревности, как и основания ее возникновения, могут быть разными, и, следовательно, неодинаковой может
быть степень низменного содержания ревности. Ревность ревности
рознь. Достаточно сравнить ревность Отелло из одноименной трагедии Шекспира и ревность Арбенина из произведения М. Ю. Лермонтова «Маскарад» или ревность Дмитрия Карамазова из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
уже одно это замечание свидетельствует о необычайной глубине
великого поэта. У Отелло просто размозжена душа, и помутилось
все мировоззрение его, потому что погиб его идеал Но
Отелло не станет прятаться, шпионить, подглядывать: он доверчив. Не таков истинный ревнивец. Невозможно даже представить себе всего позора и нравственного падения, с которыми способен ужиться ревнивец без всяких угрызений совести. Отелло не мог бы ни за что примириться с изменой — не простить не мог бы, а примириться — хотя душа его незлобива и невинна. Не то с
настоящим ревнивцем: трудно представить себе с чем может ужиться и примириться и что может простить иной ревнивец. Ревнивцы- то скорее всех и прощают, и это знают все женщины.
Большое значение в оценке ревности имеет поведение лица,.
вызвавшего ревность. Ревность в какой-то мере может быть извиняема поведением потерпевшего, особенно если поведение
последнего носит глубоко аморальный характер, существенно затрагивает интересы лица, его честь и достоинство. Такая ревность,,
видимо, не должна рассматриваться как обстоятельство, отягчающее ответственность.
Судебная практика свидетельствует, что ревность, особенно
когда она вызвана действительными основаниями, например, изменой одного из супругов, служит непосредственной причиной
возникновения сильного душевного волнения (аффекта), в состоянии которого лицо совершает тяжкое преступление — убийство
телесное повреждение и т. д.
Тот факт, что ревность может у отдельных лиц вызвать состояние сильного душевного волнения, настолько очевиден, что он
никем не оспаривается! Систематическое нарастание интенсивности напряжения в определенных условиях, особенно когда имеются обстоятельства подтверждающие сомнение (например, измена)
может привести(в состояние исключительно сильного нервного
возбуждения, при котором лицо не только утрачивает контроль
над своими действиями, но и не всегда отчетливо сознает характер своих действий. Очевидно, что само по себе такое состояние
не должно рассматриваться как обстоятельство, дающее основание
для смягчения уголовной ответственности, ибо оно обусловлено не
столько объективными обстоятельствами, сколько индивидуальными свойствами и особенностями личности. Иное решение привело бы не только к нежелательным последствиям, но и противоречило, бы оценке ревности как низменного побуждения.
Особую сложность в судебной практике вызывают те случаи
совершения преступления из ревности, когда состояние сильного
душевного волнения (аффект ревности) вызывается аморальным
поведением потерпевшего. Например, муж решается на убийство
жены, застигнутой им в ситуации, не вызывающей сомнении или
в ответ на вызывающе-аморальное поведение одного из супругов
другой из них причиняет ему тяжкие телесные повреждения. Квалификация подобных случаев зависит от оценки поведения потерпевшего, послужившего основанием для возникновения состояния сильного душевного волнения
Как известно, советское уголовное право признает состояние
расценивать как тяжкое оскорбление и в соответствии с этим квалифицировать такое преступление как совершенное при смягчающих обстоятельствах? Зависит ли эта оценка от характера ревности как низменного побуждения или характер ревности не влияет на оценку поведения виновного?
Разумеется, в определении морально-этической оценки совершенного общественно опасного деяния мы не можем отвлекать от морально-этической оценки мотива, который вызвал это деяние к жизни.
Однако оценка степени низменного содержания мотива во многом зависит от обстоятельств, которые вызвали его к жизни
Особенно эго относится к гем мотивам, основанием возникновения которых является поведение другого лица.
К числу таких мотивов относится, в частности, месть и ревность. Чем выше степень аморального и противоправного поведения потерпевшего, явившегося основанием для возникновения ревности
и мести, тем, по общему правилу, ниже степень низменного
содержания этих мотивов.
является обстоятельством, которое не может не учитываться при
оценке мотива ревности и совершенного под его влиянием общественно опасного деяния.
У. был признан виновным в умышленном убийстве своей жены
У-вой и покушении на убийство Ч., совершенные на почве ревности при следующих обстоятельствах. У. застал свою жену и гр-на
Ч. в бане в момент нахождения их в интимных отношениях. Ч.
убежал, а У-ва отказалась идти домой, так как находилась в нетрезвом состоянии. У. несколько раз приходил в баню, звал жену
домой, но та отказывалась идти. Около 24.00 час. У. вновь пришел туда, и, увидев, что в помещении вместе с женой опять находится Ч., нанес последнему столовым ножом два удара в грудь, а
затем тем же ножом нанес три удара в грудь жене, которая от
полученных повреждений тут же скончалась, а жизнь Ч. благодаря
своевременной медицинской помощи была спасена.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда
РСФСР переквалифицировала действия У. по ст. 104 и ст. ст. 15—
104 УК РСФСР. Она отметила, что вывод суда о том, что У. в период
совершения преступления не находился в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, был сделан без надлежащей
сценки обстоятельств, предшествовавших преступлению. У. показал
Ревность, не имеющая реальных оснований, а являющаяся результатом чрезмерной подозрительности, по своему внешнему
проявлению сближается с хулиганскими мотивами. Поэтому в судебной практике возникает немало вопросов, связанных с отграничением преступлений, совершенных на почве ревности, от преступлений из хулиганских побуждений.
Отличие этих преступлений следует искать в содержании и
характере тех побуждений, с которыми виновный связывает совершение преступления.
Ревность всегда питается сомнениями в любви, дружбе. В ней
выражается боязнь потерять расположение другого лица и стремление удержать это расположение. Эта специфика ревности накладывает свой отпечаток и на поведение лица, особенно до совершения им преступления. В этом случае, желая сохранить достигнутое во взаимоотношениях, лицо стремится изменить свое поведение. Иное содержание побудительных мотивов и иная форма поведения в случае совершения преступления на почве хулиганских побуждений. Не имея вовне сколько-нибудь видимой причины и проистекая всецело из разнузданного эгоизма, хулиганский мотив выражает исключительно стремление как-то проявить себя, чаще всего показать свою силу, удаль, пренебрежение к законам и правилам общежития, другим людям, обществу. В этом случае у лица отсутствует стремление изменить свое поведение, чтобы добиться внимания, расположения потерпевшей. Основой такого поведения выступает принцип «так хочется».
Поэтому в каждом конкретном случае нужно установить, с каким стремлением связывал свое поведение виновный совершая преступление. Наряду с другими обстоятельствами, немаловажное значение в решении этого вопроса могут иметь характер взаимоотношений между виновным и потерпевшим (потерпевшей), продолжительность их взаимоотношений, непосредственный повод
послуживший основанием для возникновения намерения совершить преступление. Только всесторонний учет всех обстоятельств совершения
преступления даст возможность сделать правильный вывод о действительных мотивах, которыми руководствовался виновный в
своем поведении.
