Бутырская 56 что за церковь
Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе
Разделенный надвое
Это место всегда вызывает много вопросов: почему колокольня есть, а церкви нет. Еще интереснее название «на Бутырках», что значит «на отшибе». А ведь в XVI веке эти места принадлежали боярину Никите Романовичу Захарьину, деду первого царя из рода Романовых. В середине XVII столетия здесь разместили Бутырский стрелецкий полк.
В 1682-1684 годах на средства стрельцов построили храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе. Автором чертежей был царь Федор Алексеевич.
При пятиглавом храме была трапезная на 2 000 человек, церковно-приходская школа, богадельня и отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня. Церковь стала одним из красивейших зданий XVII века в России.
Во время войны 1812 года занявшие столицу французские войска превратили храм в продовольственный склад. Но уже к концу года в церкви возобновились богослужения. А в 1855 ансамбль Рождественского храма восстановили.
В 1918 году церковь Рождества Богородицы на Бутырках признали ценным произведением русской культуры и поставили на государственную охрану. В начале 1930-х храм даже едва не стал кафедральным собором вместо Елоховского. Но уже к тому времени богослужений в церкви не было, а в 1935 году ее закрыли.
После этого здание храма передали заводу «Знамя» Глававиапрома. Церковь перестроили до неузнаваемости и превратили в один из заводских цехов.
Есть несколько версий, почему в советское время Рождественскую церковь не сломали: говорили, что в ней похоронен французский маршал Наполеоновской армии, и за охрану его могилы платит французское посольство. Также вспоминали Суворова и его возможные подвиги в этих местах.
В начале Великой Отечественной войны верхние ярусы колокольни разобрали, так как она могла стать ориентиром для вражеской авиации. Тогда же исчезли трапезная, здания приходской школы и богадельни. А в 1970 году между сохранившимися частями церкви Рождества Богородицы построили новое заводское здание. Фактически оно разрезало храм надвое: основная часть церкви оказалась во дворе, а колокольня выходит на Бутырскую улицу. При этом еще в 1960 году Совет Министров СССР обязал завод «Знамя» освободить храм, очистить его и прилегающую территорию от пристроек, отреставрировать здание и обеспечить удобный проход для прихожан. Но эти указания проигнорировали.
В конце 1990-х власти занялись вопросом возврата храмовых построек верующим. Но оказалось, что после строительства здания завода колокольня храма Рождества Богородицы сохранила исторический адрес на Бутырской улице, а сам храм оказался прописан по местоположению завода на Большой Новодмитровской, дом 23. По документам памятниками культурного наследия были только строения по адресу Бутырская, 56. Так Рождественский храм вновь остался цехом завода.
Наконец 15 апреля 2000 года вышло распоряжение Правительства РФ передать здание церкви Рождества Богородицы в Бутырской слободе Московской Патриархии. Еще долго службы совершали в освященном в 1999 году на первом этаже колокольни храме Димитрия Донского. На колокольне уже восстановили утраченные ярусы и 40 слухов с кокошниками на шатре. Работы выполнили с исторической точностью, даже кирпичей потребовалось столько же, сколько и при строительстве — 162. А основному зданию храма Рождества Богородицы в Бутырской слободе реставрация еще только предстоит. Богослужения все еще идут во временном помещении.
История храма
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе.
История и современность.
Церковь Рождества Богородицы, что на Бутырках, Троицкого благочиния Северо-Восточного викариатства епархии города Москвы, находится в пяти километрах на север от Кремля, за Савеловским вокзалом, в начале Бутырской улицы, построена при царствовании Петра и Иоанна Алексеевичей и освящена Патриархом Иоакимом в 1684 году. По стилю зодчества принадлежит к наилучшим зданиям XVII века, по величине занимала едва ли не первое место между приходскими церквями того времени. Это был первый в России полковой храм, выстроенный на средства регулярного полка и ставший его духовным центром, поэтому и размеры храма были таковыми, чтобы мог вместиться целый полк. Но годы богоборческого лихолетья безжалостным шквалом обрушились и на этот дивный храм.
Начало 20 в. Вид с Бутырской улицы.
И ныне на Бутырской улице из всего церковного ансамбля можно увидеть только восстановленную колокольню.
Восстановленная колокольня. Вид с Бутырской улицы.
Сам же храм, вернее то, что от него осталось, оказался за промышленным зданием бывшего завода «Знамя», (ныне деловым центром), построенным в 70-е годы ХХ века. Теперь, чтобы увидеть сам храм, нужно пройти на Большую Новодмитровскую улицу, пролегающую параллельно Бутырской с восточной ее стороны.
Нашему взору предстанет изуродованный до неузнаваемости четверик со снесенной купольной частью и пристороенными справа и слева уродливыми постройками, с пробитыми в стенах нелепыми окнами, с торчащими из стен трубами, за большим каменным забором до недавнего времени обнесенным колючей проволокой.
Вид с Б. Новодмитровской 2006 г.
Вид с Б. Новодмитровской в наши дни.
А в начале XX века это был красивейший ансамбль, состоящий из четверика храма, примыкающей к нему большой трапезной части с двумя приделами во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского и отдельно стоящей шатровой колокольни, имевшей справа и слева пристроенные крылья, в которых распологалась часовня и подсобные помещения, а также церковно-приходской школы и богадельни. Рядом с территорией храма на Бутырской улице находилось красивое здание Алтайской духовной миссии.
Нач. 20 в. Вид с Бутырской ул. На переднем плане здание Алтайской духовной миссии.
Нач. 20в. Вид на северную стену храма.
На внешних стенах четверика храма с четырёх сторон располагались великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной.
Икона Спасителя с Предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей.
К четверику храма примыкала длинная трапезная с двускатной крышей и с большой папертью с западной стороны, над которой располагалась икона Рождества Пресвятой Богородицы. Северная и восточная паперти были меньше и вели в четверик храма.
Южная половина трапезной части с приделом преподобного Сергия.
Западная паперть, трапезная часть храма.
Придел преподобного Сергия и южная паперть. Вид с Б. Новодмитровской ул.
Колокольня храма в начале 20 в.
Отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – слухов. Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойдён – шатровым стало не само здание церкви, а только колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями, но не стоящими отдельно, а примыкающими к храму. Колокольня состояла из трёх уровней, гармонично сочетавшихся между собой.
Нижний ярус был проходным на территорию церкви, на втором ярусе между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским (точно такая же икона, была на Спасских воротах Кремля). Под карнизом второго яруса располагались прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых были рельефно изображены вазы с цвета., Такие же изразцы, но изображавшие райских птиц были при входе в храм.
Первый и второй ярусы колокольни. Нач. 20 в.
Второй ярус был предназначен для хранения церковной утвари. Третий ярус колокольни был восьмиугольным с пролётными арками здесь находилась звонница, увенчанная конусообразным восьмигранным шатром с окошками-слухами.
К 1917 г. эта колокольня и практически такая же колокольня церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. Колокольня простояла нетронутой до 1941 г. В 1941 г. верхние ярусы были снесены якобы из соображений безопасности.
О росписях храма известно следующее. «В 1810 году стены главного храма и купол расписаны в стиле итальянской живописи известным в Москве живописцем Колмыковым, а в 1874 году украшена живописью и трапеза с алтарными приделами художником Н. А. Стожаровым. Но была ли прежде сего Церковь расписана, об этом ничего нам неизвестно»[1]. Хотя внешне церковь с XVII в. до середины 30-х гг. ХХ в. практически не изменилась, но внутренняя роспись была заново сделана в конце XIX – начале XХ века мастерами Палехской школы братьями Сафоновыми. Образа же в новом иконостасе XIX века оставались старые.
В конце XIX – начале XX вв. на территории храма были построены здания церковно-приходской школы и богадельни.
Храм был окончательно закрыт в 1935 году. До этого времени при богоборческой власти в нем, хоть и нерегулярно, но совершались богослужения и требы, и некоторое время (по воспоминаниям Н.К.и П.К. Максимовых) при храме жили или Святейший Патриарх Тихон, или кто-то из архиереев Русской Православной Церкви.
Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе после уничтожения храма Христа Спасителя рассматривался и в числе претендентов на Кафедральный собор, поскольку входил в пятерку крупнейших храмов Москвы.
Несмотря на то, что храм считался памятником архитектуры, уже в 1926 году Правление промышленных и производственных предприятий «Промвоздух» организовало на территории храма механические мастерские № 4, на базе которых в 1931 году был создан филиал завода №1 ВВС РККА, а в 1933 году филиал получил статус самостоятельного завода №132 ГУАП Наркомтяжпрома, и в 1935 году за подписью директора завода № 132 Главного Управления Авиационной Промышленности тов. Фреймана в Президиум ВЦИК поступило прошение о передаче здания церкви в пользование заводу, хотя согласно письму Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК, здание могло было быть использовано только «для культурных надобностей» и «при условии сохранения в неприкосновенности наружной архитектуры (куполов, окон, оконных наличников, порталов и т.д.) и основных внутренних конструкций». Но богоборческая власть и руководство завода и не стремились к сохранению таких исторических памятников и « уже в конце 30-х годов были сняты главы церкви и покрыты четырехскатной железной крышей. Колокольня же простояла в бездействии до начала Великой Отечественной войны. Вот тогда сочли за благо сломать шатер и восьмерик, чтобы они не были приметным ориентиром для вражеских самолетов…»[2] Здания богадельни и церковно-приходской школы были снесены практически перед войной. Если бы не противостояние группы историков и искусствоведов, были бы снесены и остатки храма и колокольни.
1) открыть доступ к памятнику со стороны Б. Новодмитровской улицы.
2) полностью освободить от пристроек и производственных цехов.
3) изменить характер использования здания храма.
4) провести ремонтно-реставрационные работы, восстановить внешний облик храма.
Однако никто эти обязательства выполнять не собирался и, даже более того, в 1970 году были снесены большая часть трапезной и крылья колокольни. Хотели снести и оставшиеся два яруса колокольни, но не удалось. Между храмом и оставшимися двумя ярусами колокольни было построено производственное здание, придавшее Бутырской улице неприглядный вид и закрывшее собой четверик храма. Теперь несведущему человеку невозможно стало догадаться, что на этом месте был прекрасный церковный ансамбль.
Чтобы полностью оградить остатки храма от взора прохожих, с севера и юга храма были построены еще два производственных здания. Храм оказался закрытым со всех сторон.
За время использования заводом здания храма оно до такой степени было изуродовано, что невозможно себе представить, что такое было сделано нашими же соотечественниками: выбитые кирпичи, с северной и южной стороны огромные уродливые пристройки, в стенах храма прорублены окна и огромные дыры для труб, кирпичи древней кладки от неестественной эксплуатации здания разрушились, появились трещины, из которых торчали выросшие за это время деревца. Вход был пробит через алтарную часть.
Конец 20 в. Зданием храма пользуется завод.
Еще более страшную картину представляло собой внутреннее состояние храма : все пространство было разделено на три этажа, в алтарной части храма сделана лестница, соединявшая три этажа, и туалет, фрески большей частью были полностью разрушены, а оставшиеся были замазаны 6-ю слоями масляной краски. В помещениях расположили цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены (при литье) нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых. Когда воздух охлаждался, изображения постепенно исчезали.
Остатки росписей купольной части храма.
В 1996 году указом Святейшего Патриарха Алексия в храм настоятелем назначается клирик храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке иерей Алексий Талызов. В колокольне храма (Бутырская, 56) начинают еженедельно совершаться молебны, проводится ремонт колокольни и реконструкция её под храм (площадью 16 м 2). В 1993 году создается инициативная группа по возрождению храма и церковных богослужений, регистрируется устав общины храма.
В апреле 1999 года в первом ярусе колокольни был сооружен храм, освященный во имя благоверного Великого Князя Димитрия Донского, и в нем начались регулярные богослужения. В 2012 году колокольню восстановили в первозданном виде на народные средства.
Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2000 года, подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, предписано ММЗ «Знамя» в течение одного месяца передать здание храма верующим. Храм был передан только в 2006 году. Освобождение от заводских цехов продолжалось до 2010 года. В четверике храма, разделенном заводом на три этажа, на втором этаже силами прихода храма был сделан ремонт и уже в 2007 году начались регулярные богослужения.
[1]А. Ансеров. Историческое описаение церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках.
[2]цитата из книги «Храмы Северного округа Москвы.»
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе. К сожалению, сегодня слово «бутырки» вызывает у всех лишь одну ассоциацию: со знаменитой тюрьмой.
Мало кто знает, что изначально «бутырками» звали села, избы, расположенные поодаль от общего поселения. По мнению историков, функция у бутырок была очень специфическая — это был своего рода сторожевой пункт и точка наблюдения за приезжими иностранцами.
На севере Москвы название закрепилось и дошло до наших дней.
Колокольня Собора Рождества Богородицы
Колокольня Церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках, всегда вызывает много вопросов у тех, кто её видит. Например, почему перед большим промышленным зданием, далеко выступая вперёд, на улицу, стоит колокольня без церкви.
История церкви начинается в первой половине XVII столетия, когда окрестные земли принадлежали боярину Ивану Никитичу Романову. В 1647 году, при его сыне Никите, здесь уже стояла деревянная церковь Рождества Богородицы. После смерти боярина на этих землях расквартировали Московский солдатский полк, впоследствии известный как Бутырский. Некоторое время полком командовал знаменитый сподвижник Петра Великого Патрик Гордон. На полковые деньги для солдат и офицеров в 1682-1684 годах строится новая каменная церковь Рождества Богородицы. Особенностью храма стала отдельно стоящая надвратная колокольня, выдвинутая на запад, на линию ограды церковного участка.
Колокольня церкви Рождества Богородицы входила в число самых высоких и стройных шатровых колоколен Москвы. Её шатёр был украшен четырьмя ярусами слухов, окошек на гранях шатра. Колокольня так понравилась москвичам, что в 1689 году при церкви Николы Явленного (Арбат, 16) была построена почти полная её копия, не сохранившаяся до нашего времени. Вынос колокольни на линию ограды был важен с архитектурной точки зрения, так она активно включалась в дальние перспективы, открывавшиеся при взгляде вдоль улицы.
Сама церковь была пятиглавой, её стены завершались широкими спокойными полукружиями кокошников. Своды храма покоятся на двух столпах, трапезная была четырёхстолпной.
В 1935 году закрытую церковь передали заводу, который устроил в здании цех. Вскоре было снесено ненужное для завода пятиглавие и шатёр над колокольней. Есть легенда, что шатёр разобрали, чтоб он не мог служить ориентиром для фашистской авиации. В 1970 году между колокольней и основным объёмом храма был построен большой цех. Ради этого строительства была снесена трапезная церкви. Так выдающийся памятник XVII века был разделён на две части огромным промышленным зданием. Нижние ярусы колокольни остались стоять на улице, в них хранили дворницкий инвентарь.
В 1998 году то, что осталось от колокольни было возвращено верующим. Через год бывшую колокольню превратили в церковь Дмитрия Донского. С востока была пристроена апсида, а в бывших воротах начались службы.
В 2013 году колокольня отреставрирована по проекту Н.И.Даниленко. Главный архитектор проекта реставрации рассказала, что колокольня была восстановлена в точности по историческим материалам, и особо подчеркнула, что высотная часть колокольни соответствует историческому облику. По словам архитектора, доподлинно известно, что при строительстве колокольни было использовано 162 кирпича, и ровно столько же получилось при реставрации. Как отметила Н.И.Даниленко, в ходе работ был укреплён фундамент и несущие стены. Кроме того, был в точности восстановлен изразцовый фриз XVII века по четырём сохранившимся фрагментам. В настоящее время здание колокольни занимает приходская община Русской православной церкви.
В 2013 году храм стал лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации: «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ».










История[ | ]
Название Бутырская улица появилось в XVIII веке по находившейся здесь деревне Бутырки, документально известной с 1624 года. Слово бутырки означало «небольшое селение, отделенное от большого населённого пункта полем или лесом; выселки; часть селения, несколько домов на отшибе». Топонимы Бутырки часто встречаются в европейской части России (в XIX веке в Московской губернии было 6 деревень с таким названием). Деревня принадлежала И. Н. Романову, дяде царя Михаила Фёдоровича, родоначальника дома Романовых. После постройки в 1682—1684 годах церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Бутырская ул., дом 56) деревня Бутырки официально стала именоваться село Рождествено на Суходоле, однако это название не закрепилось.
В середине XVII века здесь разместили «московский выборный полк солдатского строя», который стал называться Бутырским полком. В 1767 году Бутырская солдатская слобода была передана в ведение московской городской полиции и вскоре вошла в пределы Москвы. Одно время именовалась Большой Бутырской улицей.
deletant
Рассказ о трагической судьбе и трудном возрождении одного из крупнейших московских соборов. Первый известный деревянный храм на этом месте построил в своих владениях боярин Никита Романов, последний представитель нецарственной ветви Романовых. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в деревне Бутырки на Дмитровском тракте, после чего и село стало называться Рождественским. В 1646 году село отошло к казне, а в 1682 году в него водворили солдат 2-го Московского выборного полка солдатского строя. Это был старейший из регулярных полков в России, сформированный в 1642 году по указу царя Михаила Фёдоровича. По названию слободы полк получил имя Бутырского. „В Бутырском полку число офицеров простиралось до 43, а нижних чинов до 1200. Солдаты поселились в Бутырской слободе в устроенных от казны дворах, и им было предоставлено право на отведённой земле разводить огороды, заниматься различными промыслами, держать лавки и другие торговые заведения, не платя торговых пошлин. Они получали, сверх того, жалованье и провиант из казны, но были обязаны служить, обучаться немецкому строю и стрельбе из мушкетов, держать городские караулы вместе со стрельцами и участвовать в торжественных встречах и церемониях.” — так написано о расквартированном полке у И. К. Кондратьева в «Седой старине Москвы». Полк просуществовал под различными названиями вплоть до 1918 года, последнее время нося имя «Царя Михаила Феодоровича 13-й лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк». 1. В 1682-84 годах в слободе строится большой соборный храм в честь окончания тяжёлой войны с Османской империей и Крымским ханством. Как и предшествующий деревянный, новый храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри разместилось полковое знамя 1680-х годов, трофейные знамёна шведов, турок, персов.

2. К двустолпному пятиглавому храму в стиле барокко с запада была пристроена широкая пятистолпная трапезная, вмещавшая 2 тысячи человек. На красной линии Дмитровской дороги высилась отдельно стоящая шатровая колокольня с проездными воротами. На втором ярусе колокольни разместили икону Спасителя (точную копию иконы со Спасской башни). По бокам от колокольни при храме были построены одноэтажные богадельни, справа мужская, слева женская.
3. Территория храма простиралась на целый квартал городской застройки. Рядом находилось Миссионерское Алтайское и Сибирское подворье. При подворье существовал магазин изделий сибирских монастырей, странноприимный дом, богадельня, музей, церковь Святой Троицы, приходская школа. Изящное двухэтажное здание снесли в 1970-е годы. За ним видны корпуса богаделен по правую и левую руку от колокольни, а в самой левой части снимка — деревянный дом священника.
4. По декрету 1918 года весь комплекс был признан выдающимся произведением русской культуры, охраняемый государством и не подлежащий уничтожению. Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Рассматривался вопрос о признании его кафедральным вместо Елоховского. Здесь могли бы интронизировать Патриархов Московских нового времени. Не случилось.
6. Таким храм дошёл до наших дней. При акционировании завода умудрились приватизировать и цех-храм, и только в 2000 году здание передали к верующим.

7. За все годы советской власти храм ни разу не ремонтировался. Штукатурка со стен полностью осыпалась, обнажив фигурную кирпичную кладку. Видимые на снимке окна были прорублены в 1930-е годы. Над средним окном виден киот, в котором помещалась икона.

8. В 2006 году православная община привела в порядок несколько комнат внутри храма, после восьмидесятилетнего перерыва возобновились богослужения, началась реставрация здания. 9. Окна выступающих алтарных апсид были украшены замысловатой рамкой. Сейчас вместо этого окна прорублена дверь — главный вход в храм. 10. Сразу за дверью лестница наверх, поражающая своим видом. 11. Тут и там со стен глядят очищенные от побелки лики святых. 12. Многие фрески были разрушены при строительстве лестницы и перекрытий. От некоторых образов сохранились лишь фрагменты. 13. Восстановленный лик Святого Лаврентия Римского, архидиакона христианской общины Рима в III веке. 14. Фреска почти не пострадала: лестницей была обрублена лишь часть левой стопы святого. Образ был нарисован на столпе — одной из опор сводчатого потолка. Справа за фреской видна поздняя деревянная перегородка. 15. С другой стороны колонны до сих пор располагается грузовой лифт. С другой стороны к нему прилегает помещение, где ведутся службы, и трапезная. 16. Благодаря гостеприимству служителей храма, мне удалось совершить экскурсию по помещениям бывшего цеха. 17. В обширной пристройке к храму располагался литейный цех. 18. Уходя отсюда, завод забрал на металлолом огромные котлы, оставив только груды силикатного кирпича. 19. 20. 21. 22. 23. Сквозь полутораметровые стены собора были пробиты проходы, соединяющие пристройку с храмом. Сейчас здесь всё завалено хламом.
24. Но стоит лишь поднять глаза, и видишь очищенные от побелки старинные фрески. 25. Когда стены во время литья горячего металла разогревались, лики проступали сквозь побелку, а при остывании постепенно пропадали. Фантастическое, страшное зрелище… 26. Вместе со служителем выбираемся на крышу пристройки. 27. В стене храма видны пробитые окна, а под сохранившейся нишей для иконы сохранились остатки окантовки окна. 28. На крыше установлена мощная вентиляция литейного цеха. 29. Место одной из глав храма заняла вытяжка. 30. Вид на храм с того же ракурса в 1925 году. На переднем плане видна трапезная. 31. Так красиво был оформлен вид в трапезную. 32. Сейчас на месте трапезной торчит этот огрызок цеха. 33. На третьем этаже находился цех гальванопластики. Когда-то это место было на большой высоте, под самыми сводами храма. 34. Все росписи были закрыты многочисленными слоями краски, которая теперь снимается реставраторами. 35. В толстых стенах были прорублены окна. 36. В центре фрески сохранились довольно хорошо, но в дальней части, где стояли котлы с электролитом, краска со стен была стравлена окончательно, до голой кладки. 37. Но в основном фрески сохранились, что не может не радовать. 38. Работа движется, и есть все основания считать, что через некоторое время мы сможем лицезреть храм в первозданном виде. 39. А пока можно показать фотографии сохранившихся фресок. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. А что же колокольня? Вплоть до конца 1960-х годов она стояла в окружении бывших богаделен. 48. Но в 1970-е годы заводу потребовалось для расширения возвести новые корпуса, и всё пошло под снос. Сохранились лишь первые ярусы колокольни, долгое время бывшие достопримечательностью округи. Внутри была дворницкая, хранились мётлы, лопаты и другой инструмент. 49. Колокольня была возвращена верующим в 1998 году, и в ней успели освятить отдельную церковь, в честь благоверного князя Дмитрия Донского.Такой, всю в лесах, я застал колокольню в мае 2012 года. 50. Полным ходом шло её восстановление. Строительный материал окупался за счёт именных кирпичей. 51. К декабрю колокольня была приведена в первозданное состояние. Хотя это уже не только колокольня, а уникальный для Москвы храм. Фото 51 и 52 взяты с сайта храма. 52. На колокольню были подняты новые купола. Следует обратить внимание, что на большом колоколе — изображение императора Александра I. Территория бывшего теперь превратилась в бизнес-. На своём сайте они пишут, что «здесь органично соседствует прошлое и настоящее, а реставрация храма во внутреннем дворе (какая наглость!) идёт полным ходом. Работы планируется закончить в ближайшие несколько лет, чтобы вернуть храму вид, какой он имел в 1682-1684 годах». Они забыли упомянуть, что для придания собору первозданного вида потребуется к чёртовой матери снести всю их «Стрелецкую слободу». Но временщики из «АЕОН-Девелопмент» не имеют другого «бога», кроме денег. Паршивые корпуса завода, разрубившие пополам памятник русской истории, должны быть уничтожены! Источники и ссылки по теме:
1. Сайт храма. 2. Альтернативный сайт храма. 3. Статья на Википедии.Tags: 2012, 550d, church, industry, Москва, Москва/Север










Ссылки
Алексеевский | Алтуфьевский | Бабушкинский | Бибирево | Бутырский | Лианозово | Лосиноостровский | Марфино | Марьина роща | Останкинский | Отрадное | Ростокино | Свиблово | Северное Медведково | Северный | Южное Медведково | Ярославский















