Быков альпийская баллада чему учит
Чему меня научила «Альпийская баллада»? Напишите пожалуйста несколько пунктов или план сочинения
«Альпийская баллада» Быкова – знаменитое произведение автора, рассказывающее нам о настоящем, глубоком чувстве, которое не выбирает время и условия для своего появления. Это повесть о любви двух военнопленных. Действие происходит в середине Второй Мировой войны, в Австрии, в лагере военнопленных около Лахтальских Альп. Главными героями повести являются итальянка Джулия, совсем молодая девушка, и наш, русский солдат по имени Иван.
Поневоле задумываешься о том, смог ли бы ты сам поступить также? Смог ли бы вот так пожертвовать своей жизнью ради жизней других? Тяжело ответить на этот вопрос, страшно. Вернемся к нашим героям. Иван — добрый, простой парень. Он не привык обижать слабых, он привык помогать всем, кому нужна поддержка и помощь. Он не бросает Джулию, языка которой он не знает, потому как девушка явно слабее его, и одной ей не справиться. Эти двое полюбили друг друга в столь тяжелое для них время, и стали друг другу поддержкой и опорой. К сожалению, у этой истории нет счастливого конца. Иван, понимая, что их догоняют немцы, спасает Джулию, отвлекая преследователей на себя.
Иван погибает, а Джулия ускользает из рук немцев, и остается жить. Она живет, воспитывая сына от Ивана, и любит его всю свою жизнь. Через восемнадцать лет она разыскивает родственников любимого, и они узнают, как закончилась жизнь славного парня, и что у него есть сын, который любит своего, никогда не виданного им отца. Книга Василя Быкова показывает самые лучшие стороны человеческой души, и учит нас великодушию, доброте и самопожертвованию.
Проблематика произведения В. Быкова «Альпийская баллада»
Время и место действия «Альпийской баллады»: Вторая мировая война. Австрия, Лахтальские Альпы, фашистский лагерь для военнопленных. Три дня из жизни узников, белорусского парня и итальянской девушки, которым удалось совершить побег.
Иван и Джулия волею судеб оказываются вместе в скитаниях по альпийскому высокогорью. Автор рассказывает о вспыхнувшей между ними любви: трогательной, самоотверженной, неожиданной и щемяще короткой. Проблематика повести заключается в том, что эти отношения получили трагическое и жертвенное наполнение из-за страшной, беспощадной войны.
В ходе повествования читатель узнаёт о предшествующих событиях. Джулия Новелли оказалась в концлагере как участница движения итальянского Сопротивления. Рядовой Иван Терешка попал в плен, когда в бою под Харьковом был ранен.
Побег. Скрываться в горах от мотоциклистов и солдат с собаками легче было в одиночку. Но пробираясь среди поваленных деревьев и камней, юноша понял, что он здесь не один. Стуча деревянными колодками узника, вслед за ним по крутому склону шла хрупкая черноволосая беглянка. Оставить беспомощную девушку в лесу Иван не мог. Взвалив на плечи обессилевшую Джулию, Терешка упорно продвигался вперед. В планах было добраться до Триеста, где дислоцировались партизанские отряды.
К утру, преодолев горный кряж, беглецы достигли зоны альпийских лугов. На поляне, которая встретила их обилием маков и накормила ягодой, решили передохнуть. Едва понимая сказанное, говорили о мирной жизни, о своей родине, близких людях. Охваченные отчаяньем и надеждой, проникнутые состраданием и тёплым чувством, молодые люди поняли, что их влечёт друг к другу. Но отношение к любви было разное.
Джулия выросла в семье аристократов. Влюбившись в итальянского коммуниста, бросила всё и ушла из дома. У Терешки девушки ещё не было. До того ли, когда он смолоду поднимал семью, оставшуюся без отца, который пал жертвой голодомора 1930-х. На фронте боец определил для себя ненужность любви и глубокой привязанности. Иван признал вероломным и недостойным поведение медсестры, которую полюбил его сослуживец. Чувства пары казались ему серьёзными. Но вскоре после того, как пришла весть о гибели младшего лейтенанта, девушка утешилась в объятиях другого.
Однако вопреки убеждениям, наперекор всему в нём зародилось чувство: зовущее, неподвластное и чистое, как первозданная природа Альп. Всё неожиданное счастье, что отмерила влюблённым жестокая и несправедливая война – три дня знакомства и одни сутки «альпийской баллады» на красивом высокогорном лугу.
Лай идущих по следу овчарок подгонял беглецов. Стоило огромного труда добраться до седловины ущелья. Теперь Джулия помогала Ивану: он не мог идти, раненая нога опухла, началось заражение крови. Фашисты, поняв, что их жертвы загнаны на край пропасти, спускают собак. Последнее, что увидел Иван, был сугроб снега далеко внизу. Из последних сил он швырнул туда девушку. А потом – хрип разъярённого пса и резко пронзившая горло боль.
В качестве эпилога – письмо, которое почти через два десятилетия родные пропавшего без вести советского солдата получают от незнакомой иностранки. Она пишет, как благодаря Ивану выжила и попала к партизанам. И сообщает, что у неё есть 18-летний сын. Джованни говорит по-русски и хочет побывать в СССР, на родине своего отца.
Анализ произведения Быкова Альпийская баллада
Повесть «Альпийская баллада» была написала в 1964 году. Василь Быков говорил, что повесть основана на реальных событиях. К концу войны, на австрийской территории Альп он встретил бывшую узницу концлагеря – итальянку Джулию. Девушка искала русского солдата по имени Иван, с которым они вместе скрывались в горах, после бомбежки военного завода. Ее вернули обратно в лагерь, а судьба Ивана осталась неизвестной. Изначально, Быков хотел назвать повесть «О чем шумят клены». В первом варианте произведения Иван лишал Джулию жизни, чтобы она не досталась фашистам.
Произведение выдержано в жанре лирической повести. Начало повести звучит сурово, погружая зрителя в атмосферу безысходности. После появления в сюжете Джулии, повесть плавно переходит в раскрытие любовной лирики.
В повести присутствует еще одна сюжетная линия – она рассказывает о прошлом Ивана, до того, как он встретил свою спутницу.
Тема любви, вспыхнувшей несмотря на все ужасы войны красной линией проходит сквозь всю повесть. В произведении можно выделить и тему эгоизма. Иван успел познать предательство, и настолько огрубел, что ему тяжело впустить в свою жизнь Джулию. Постепенно он «оттаивает», он делится хлебом с опасным сумасшедшим гефтлингом, сохраняет ему жизнь и делает все, чтобы Джулия сумела спастись.
Композиция повести состоит из двадцати четырех глав. К особенностям композиции можно отнести эпистолярное дополнение. Быков включил в произведение письма главной героини, выполняющее роль эпилога.
Вариант 2
Хоть произведения Быкова зачастую содержат весьма непростой сюжет, сложные для восприятия простому человеку, чем разум не был, затронут второй мировой войной, и необычными персонажами, но в произведении “Альпийская баллада” всё немного попроще, и немного поинтереснее. По началу “Альпийская баллада” предстаёт перед нами, как и любое другое произведение Быкова – неприветливое, угрюмое место, где нет места ни радости, ни любви, но, однако, после всего этого, происходит раскрытие любовной линии, происходит самоотверженный поступок в произведении, и также происходит слияние двух душ в эпизодическом повествовании.
В произведении автор повествует о человеке, который бежит из концлагеря времён второй мировой войны. В одних лишь лохмотьях и с пистолетом он убегает в даль, не позволяя никому себя догонять. По праву, данному персонажа можно назвать весьма и весьма храбрым и сильным по отношению к своему противнику, персонажем. Далее по прошествии некоторого количества времени, он находит себе спутницу, с которой впоследствии переживает нападение собак, и решает дальше идти с ней. Два молодых сердца всё лучше и лучше узнают друг друга, и главный герой произведения, в прошлом непробиваемый молодой человек, который отрицает само существования такого понятия как любовь внезапно для себя влюбляется в свою спутницу. Окрылённый этими нахлынувшими на него чувствами он совершает самоотверженный поступок, жертвует собой и на этом произведение заканчивается.
В произведении автор подчеркивает несколько идей, от которых отталкивается повествование произведения, и его основная проблематика. Основной идеей можно назвать проблему человеческого безразличия и эгоизма, который, впоследствии можно излечить совместной работой и усилиями. Эгоизм в произведении представлен именно как болезнь, которую необходимо излечить, и которой соответственно болеет главный герой. До встречи со своей спутницей он думал только о том, как спасти собственную жизнь, не задумываясь об окружающих людях и пуская всё на самотёк. Он был весьма и весьма эгоистичен и жесток, однако в конце произведения его сердце смягчается, и он жертвует собой, что является его своеобразным избавлением от его болезни.
Ещё одной не менее важной темой, в размышлениях, представленных в произведении является тема любви, недооценённых отношений, и тёплых чувств между мужчиной и женщиной. Спутница главного героя рассказывает ему о том, что бежала из своей родной страны, дабы встретиться со своим любимым, но попала в плен, а главный герой же в свою очередь насмехается над ней, говоря о ненужности чувств, и любви в частности. Однако далее в процессе повествования произведения нас знакомят с иной стороной души главного героя. Оказывается, что и он однажды любил, но его любовь предали, оставив его с разбитым сердцем, отчего он решил больше никогда ни в кого не влюбляться и отрицать само существование любви.
Анализ повести Альпийская баллада
Несколько интересных сочинений
Н. С. Лесков является выдающемся, русским автором. О нём говорили что именно он «знает русский народ таковым каков он есть». В своих авторских произведениях Лесков изображал российскую действительность без прикрас
Главным героем романа, состоящего из нескольких повестей, авторства Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», является достаточно молодой человек по фамилии Печорин.
Анализируя смысл бытия в произведении «На дне», можно сказать, что он представлен читателю в трех разных ипостасях: по версии Бубнова, Луки и Сатина. Первый герой считает, что человек, как правило
Многие рассказы А.П. Чехова посвящены теме любви. Автор, подобно исследователю, изучает тонкости взаимоотношений между людьми, чувственную сторону их жизни
Писатели часто используют образы городов, описания места действия как средство характеристики своих персонажей, создания атмосферы произведения, погружения читателя в «антураж» происходящего.
Урок литературы по повести Василия Быкова «Альпийская баллада». 11-й класс
Разделы: Литература
Класс: 11
Клумпес(ы) – деревянная обувь (колодки),
Триест – провинция в Италии; порт на берегу Адриатического моря.
1. Вступительное слово учителя.
Более полувека назад фашистская Германия начала захватническую войну против СССР. Эта война, продемонстрировавшая, с одной стороны, массовый патриотизм, героизм, великую жертвенность нашего народа, с другой стороны, принесла Отечеству неисчислимые беды и страдания.
— Сегодня на уроке мы поговорим о проблеме героизма, о возможностях человеческого духа, проявляющихся на войне по повести В. Быкова “Альпийская баллада”.
— Работать вам предстоит в группах (их пять: библиографы, литературоведы, лингвисты, критики и художники). Несмотря на то, что каждая группа проводила небольшую исследовательскую работу, мы попытаемся вместе вслед за писателем ответить на вопросы, поставленные в повести:
— Что такое человек перед сокрушительной силой обстоятельств?
— На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца?
2. Работа на развитие ассоциативного мышления.
Какие ассоциации возникают у вас со словом КОНЦЛАГЕРЬ?
(Учащиеся называют ассоциации)
Учитель: Возможно, ассоциации усилятся, когда вы посмотрите слайды, а, главное, прослушаете цитаты Гитлера из его книги “Майн кампф” и слова других идеологов третьего рейха.
(Показ слайдов с фотографиями фашистских концлагерей и саморазоблачительными высказываниями вождей и идеологов третьего рейха из книг Гитлера “Майн кампф”, Отто Штрассера “Гитлер и я”, Раушнинга “Гитлер мне говорил”)
1. “В Европе может существовать только одна великая держава, и этой державой должна стать Германия… Все остальные нации – ублюдки…”.
2. “Всё, что не принадлежит к хорошей расе, является отбросами”.
3. “Мы теперь начинаем свою историю Европы. Но она не будет написана чернилами. Наши чернила – кровь”.
4. “Народ, который считает Льва Толстого великим писателем, не может претендовать на самостоятельное существование. Россия должна быть вычеркнута из списка европейских держав”.
5. “Территорию России населяет низкокачественная раса славян, не способных создать собственную государственность, собственную культуру”.
6.“Национальный империализм связан с кровью и в ней находит своё оправдание. Кровь – это формирующий историю импульс”.
7. “Убивайте каждого, кто против нас, убивайте, убивайте … убивайте. ”.
8. “Кто нас не любит, тот должен нас, по крайней мере, бояться, чтобы он не осмелился поднять на нас руку”.
9. “Малообразованный, но физически здоровый человек… полезнее для общества, чем умственно развитый человек”.
10. “Только жестокость приближает человека к движению. Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны прежде всего вытеснить и истребить славянские народы – русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких причин не сделать этого”.
11. “Мне нужны люди с крепким кулаком, которых не останавливают принципы, когда надо укокошить кого-нибудь… Мир может управляться лишь путём страха”.
И это говорил и внушал свои страшные идеи другим вегетарианец, уничтоживший 50 миллионов человек.
Нельзя позволить вновь разрастись фашистской идеологии, нельзя позволить, чтобы вновь появились лагеря смерти. В этом убеждает нас всем своим творчеством белорусский писатель Василь Быков.
— В.Быков был верен одной теме – теме Великой Отечественной войны. Кто-то из исследователей его творчества заметил, что в сердце писателя “стучал пепел сожжённых белорусских деревень”.
(Действительно, за годы войны на территории Белоруссии фашистами было сожжено 186 деревень, где не осталось ни одной семьи; там же существовало около 260 лагерей смерти; погибли 2 миллиона 230 тысяч человек – каждый четвёртый житель этой многострадальной страны.)
— Однако в юности он не помышлял о писательском труде. После окончания семилетки он поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища.
— Когда началась война Быкова направили в инженерный батальон, на строительство оборонных укреплений. Он участвовал в тяжёлых боях на Юго-Западном фронте; после окончания пехотного училища в Саратове, получив звание младшего лейтенанта, снова воевал: в Украине, в Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии – до самой Победы; дважды был ранен.
— В.Быков – признанный мастер; лауреат Государственной и Ленинской премий, Народный писатель Белоруссии прожил нелёгкую жизнь. Начиная с середины 90-х годов, ему пришлось пережить и травлю в государственной прессе, и запрещение произведений. Уже тяжело больным писатель вынужден был покинуть родину и жить за границей: в Финляндии, в Германии; в Чехии он перенёс сложнейшую операцию. В 2003 году писатель вернулся в Минск, где ему оставалось жить совсем недолго. Символической стала дата смерти человека, верного своей теме в литературе и в судьбе – 22 июня 2003 года.
4. О повести “Альпийская баллада”
Зная войну не понаслышке, Быков счёл себя обязанным рассказать правду о ней – не только от лица тех, кто выжил, но и тех, кто остался на полях сражений. Каждое произведение Быкова становилось событием. Повесть “Альпийская баллада” появилась в 1964г. и имела огромный успех.
— Расскажите предысторию создания повести.
Василь Быков вспоминал:
“Это произошло в конце войны в Австрийских Альпах.
Здесь был глубокий тыл немецкого рейха и, как всюду в его тылу, было много работавших на войну промышленных предприятий и, конечно, всяческих лагерей.
Однажды мы заняли какой-то городок и ждали новой команды. Длинная колонна артполка замерла на окраинной улочке.
И вдруг возле одной из дальних машин на глаза мне попалась девушка – щупленькая, черноволосая, в полосатой куртке и тёмной юбочке, она перебирала взглядом лица бойцов в машине и отрицательно вертела головой.
— Кто есть Иван?- спрашивала она.
Разумеется, Иванов у нас было много, но не один из них не показался ей тем, кого она разыскивала.
Мы спросили, какого именно Ивана она разыскивает. Девушка рассказала примерно следующее: её зовут Джулия, она итальянка из Неаполя. Год назад, летом 44-го, во время бомбёжки военного завода она бежала в Альпы, где встретила русского военнопленного. Несколько дней они блуждали в горах, голодные и раздетые, перешли горный хребет и однажды в туманное утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и снова бросили в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает.
Я вспомнил об этой истории спустя 18 лет, когда занялся литературой. И тогда я написал всё то, что вы прочитали в “Альпийской балладе”.
5. Читательское восприятие.
— А как читали это произведение вы? Каковы ваши читательские впечатления?
(Повесть читается на одном дыхании. Этому способствуют и напряжённый сюжет, и контраст между светлым чувством любви и той трагической ситуацией, в которой двое молодых людей оказались).
Учитель:Автор заставляет читателей не отрываясь следить за развитием событий, переживать вместе с героями и сочувствовать им.
— Расскажите кратко о героях. Кто они?
(В центре повествования – обычный рядовой боец Иван Терешка. Он родом из Белоруссии, это физически крепкий 25-летний парень; знакомый ему с детства крестьянский труд закалил его, сделал сильным и выносливым.
Джулия Новелли – итальянка; воспользовавшись взрывом так же, как и Иван, она бежит из лагеря. Писатель с любовью рисует нам Джулию, подчёркивая, как она красива, изящна, хрупка: у неё чёрные выразительные глаза, густые волосы, гибкая и тонкая фигура, звонкий смех. Благодаря образу Джулии Новелли автор заставляет своего героя пройти проверку любовью).
— Что пришлось испытать Ивану во время четвёртого побега?
— Какие эпизоды произведения ярко свидетельствуют о том, что в Иване жив человек, живо его человеческое достоинство? (Процитируйте)
— Какие художественные средства помогают писателю сопоставить собаку и человека?
— Чем закончилась схватка человека с собакой?
Не вскакивал завизжала
Проползла остановилась
Не устоял успел схватить
Стараясь подмять начал душить
Сильно чертовски силён
бессильный
(Иван уподобился животному, он яростно сопротивляется, понимая, если он не победить пса, то ему придётся распрощаться со свободой и жизнью. Глаголы, обозначающие не просто действия, но действия отчаянные, волевые; характерные эпитеты (многие повторяются как по отношению к собаке, так и по отношению к человеку) помогают передать динамику боя, увидеть огромную жажду к жизни… Это заметно и на фонологическом уровне: помогает передать бой человека с животным аллитерация: звуки [с]-[з]; [ж]-[ш]; [р] (эти звуки передают шум, хрипы, стоны, лязг собачьих зубов, удары…) Невольно вспоминаются строки из поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри” (эпизод “Бой с барсом”):
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков…
Как и герой Лермонтова, Иван побеждает. Не только в физическом смысле, но и в нравственном. “Тогда он поднялся на ноги и, отступив в сторону, схватил в траве камень. Хотел им ударить собаку, но раздумал…”)
— Как вёл себя Иван в плену? Смирился ли, сдался?
Плен изменил Ивана, никогда не считавшего себя “ смельчаком”, укрепил его дух, воспитал характер. “В полку он ничем не выделялся среди других пехотинцев. За прежние бои получил три бумажки с благодарностью от командования да две медали “За отвагу” и думал, что на большее не способен. И уже в плену, где некому было ни вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малейшее неповиновение платили жизнью, в нём как-то сами собой проявились дух непокорства, дерзость и упрямство”.
— В какой сцене особенно ярко проявляется дух непокорства?
6. Смысл названия повести.
Учитель: Важным моментом в изучении произведения является смысл его названия.
— Как вы объясните смысловое название повести?
(Баллада – жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер;
— стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, для баллады характерны трагизм, таинственность, отрывистое повествование, драматический диалог;
— стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом. Главная тем баллады – столкновение с судьбой, роком.)
— Какие черты жанра баллады мы находим в повести В. Быкова?
(В произведении Быкова присутствует и историческая тема, и трагизм, и драматический диалог – вспомним хотя бы разговоры героев о довоенной жизни Ивана, расспросы Джулии о его родине, о деревне, о колхозах…
И всё же баллада – это жанр романтический. И у Быкова без романтики не обошлось, всё-таки баллада альпийская: в ней писатель воспевает такую любовь, которая в итоге побеждает всё: холод и голод, муки и страдания, войну и смерть).
— Какое развитие получает в повести традиционная для русской литературы тема любви?
(Любовный сюжет в “Альпийской балладе” обогатил повесть, и он неотделим от истории побега. Любовь в этой повести составляет её пафос, её очень важную мысль, и в литературе о войне немного найдёте страниц, в которых бы с такой силой рассказывалось о зарождении и развитии любви – самого высокого, чистого и естественного человеческого чувства – в самых нечеловеческих условиях.)
— Критик Л.И. Лазарев признаёт интересной историю побега и преследование немцами беглецов, но ему решительно не по душе любовный сюжет повести. “Зачем понадобилось в повести эта история короткой, внезапно вспыхнувшей наперекор житейским обстоятельствам, всем смертям назло – любви?”.
— Согласны ли вы с мнением критика?
(Лазарев положительно ошибается, когда говорит о короткой, якобы внезапно вспыхнувшей любви между героями повести. Это не внезапная любовь. Прежде чем сблизиться, полюбить друг друга, Иван и Джулия пройдут долгий и трудный, полный смертельных опасностей путь. Хотя они и бежали из одного лагеря, между ними была целая пропасть, они были чужие друг другу, словно с разных планет. Их разделяло всё, начиная с языка и кончая привычками, образом мыслей, чувств. Они медленно приближались друг к другу, преодолевая взаимную неприязнь и даже враждебность, реальные и мнимые обиды, недоверие, непонимание, отбиваясь от преследований, борясь с холодом, голодом, измученные и израненные в фашистской неволе.
— Из 24 глав повести 6 посвящены любви Ивана и Джулии. Что поражает вас при чтении этих глав?
— Как меняется лексика в главах, посвящённых любви Ивана и Джулии?
(“От избытка счастья тихо засмеялся”; “светло на сердце”; “неожиданная непостижимая радость”; “явь была счастливее самого радостного сна”; “в душах обоих рождалось нечто великое и важное”. Заметим, что человеческая сущность Ивана до конца раскрывается лишь в отношениях с Джулией – раньше он даже представить себе не мог, что он способен любить и быть счастливым.)
— Найдите символические детали. Объясните их смысл.
— на Украине этот цветок считали символом красоты и молодости;
— в Белоруссии сохранён свадебный обряд – раздавать кашу из пшена и мака, как приносящую счастье;
Небо: традиционный символ и даже перифраз Бога, Провидения, силы, которая управляет миром. Небо символизирует справедливость, вечность, лучшее, что есть в человеческой душе. С небом связаны море и реки, берущие начало на небе, а также горы. Небо – активная творческая сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман. Если вспомнить героев Толстого (князя Андрея и Пьера), небо – помощник их и собеседник. В романе Толстого мотив тумана и облака сопровождает описание и Аустерлицкого и Бородинского сражений. Недаром облака явились князю Андрею именно над полем битвы. Согласно поверьям у многих народов мифические существа, управляющие небом, уносят павших на поле боя в небесный мир. И нашего героя Ивана преследует образ неба (и в последние секунды своей жизни он видит небо).
— Считаете ли вы символичными имена героев?
(Джулия – (итал.) ассоциируется с героиней трагедии Шекспира – Джульеттой (кстати, оба этих имени из рода Юлиев – “кудрявая, пышная”)
Иван – “Божья милость” (он был послан Джулии для её спасения).
8. Кульминация произведения.
— Какой эпизод является кульминационным?
— Эпизод из фильма (учащиеся просматривают эпизод)
Учитель: Посмотрите фрагмент из фильма и подумайте:
— Какие чувства испытывает Иван в эти минуты?
Учитель: Режиссёру удалось передать остроту этого момента. Но фильм снят по книге. А когда мы берём в руки книгу, первое, что бросается нам в глаза – это обложка. Слово группе художников.
8. Творческое задание по повести.
— Продумать обложку(и). Прокомментировать содержание обложки.
— Иллюстрации к произведению. К каким эпизодам. Почему?
Учитель: Повесть Быкова заканчивается эпилогом, точнее письмом Джулии Новели, которое она написала в белорусскую деревню Терешки.
— Каково значение эпилога?
(Устами итальянской женщины писатель показывает, какой след в душах многих тысяч людей оставил подвиг простого солдата).
Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил.
Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление трагедии, преодоление смерти.
Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших.
9. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение, прокомментировав слова Ю.Нагибина:
“Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших…”.