Бюджет по начислению и по оплате в чем разница
Алгоритм составления БДДС
БДДС (бюджет движения денежных средств) — это план всех поступлений и платежей денежных средств, которые осуществляются в течение нужного вам периода времени. Бюджет, как правило, составляется на месяц, но иногда может формироваться БДДС на год с обязательной разбивкой по месяцам. При составлении БДДС рассматриваются только денежные потоки, то есть в нем отражаются операции, имеющие денежное выражение. Другими словами, БДДС представляет собой план, отражающий все источники поступления и направления использования денежных средств.
БИТ.ФИНАНС – БДДС в вашей 1С
Зачем составлять БДДС?
Руководители составляют БДДС для управления финансовыми потоками компании. Руководство должно удостовериться, что у фирмы будет достаточно финансов для оплаты необходимых счетов при их очередном поступлении. Например, заработная плата должна выплачиваться каждые две недели, а счета за коммунальные услуги оплачиваются каждый месяц. БДДС позволяет руководству прогнозировать уменьшение остатка денежных средств фирмы и исправить проблему, до наступления очередного срока платежа.
БДДС также полезен для прогнозирования больших сумм, наличие которых на счетах не является идеальным для компаний. Лучше вложить эти деньги, чтобы они приносили проценты. Избыточные денежные средства также можно использовать для расширения фирмы и развития новых операций, чем оставлять их бездействовать на счете компании. БДДС позволяет руководству прогнозировать уровни денежных средств и корректировать их по мере необходимости.
Бюджет движения денежных средств представляется важным финансовым инструментом управления, поскольку он:
Ваша компания может быть прибыльной сейчас, но будет ли она получать прибыль через шесть месяцев? Важно тщательно отслеживать, сколько денег получает ваша компания и сколько ей нужно в будущем для покрытия своих расходов. Отслеживание бюджета движения денежных средств поможет понять, когда в компании будут средства на оплату текущих расходов, а когда их будет недостаточно.
По отчету о прибылях и убытках может быть видно, что компания имеет прибыль, но фактически у нее нет свободных денег. Этот момент связан с тем, что отчет составляется по методу начисления. В этом случае учет доходов и расходов не связан с фактическим движением денежных средств.
Этапы составления БДДС
Пример прогноза продаж: “Х” владеет магазином по продаже товаров для рыбалки. “Х” будет использовать прошлогодние суммы продаж, чтобы подготовить свой бюджет движения денежных средств на следующие два квартала. Вот информация о продажах за первые шесть месяцев прошлого года:
Отличие между отчетами БДР и БДДС
Автор: Юрий Мартынов Руководитель проектов 1С-WiseAdvice
Отличие между отчетами БДР и БДДС
Автор: Юрий Мартынов
Руководитель проектов 1С-WiseAdvice
Многие предприниматели и руководители компаний хотят получить ответ на вопросы о том, насколько эффективно будет работает компания, есть ли резервы для развития, какие изменения в компании отразятся на ее финансовых показателях?
Для планирования развития многие компании используют бюджетный подход, который позволяет отразить в финансовых показателях все предстоящие изменения в компании, плана ее развития.
Бюджетирование используется во многих организациях, не зависимо от их размера. При этом использование бюджетов в малом бизнесе тоже востребовано, так как при отсутствии автоматизированных систем управленческого учета, периодическое, в общем случае – ежегодное, составление бюджетов компании позволяет оценить адекватность развития компании по сравнению с внешней средой и внутренними изменениями в компании.
Наиболее часто используемые бюджеты в малом и среднем бизнесе – Бюджет доходов и расходов (БДР) и Бюджет движения денежных средств (БДДС).
Что такое БДР и БДДС?
БДР и БДДС – это основные финансовые документы, которые помогают контролировать эффективность работы предприятия и управлять его финансовыми ресурсами. Эти формы универсальны, обладают гибкой структурой и подходят для любых организаций. Их можно адаптировать под специфику организации и конкретные цели и задачи менеджеров.
БДР – Бюджет доходов и расходов.
Как следует из названия – этот бюджет содержит расчет и планирование доходов и расходов предприятия. Одним из основных принципов составления БДР является то, что суммы доходов и расходов должны указываться по мере их актирования, а не поступления денег. Результатом формирования БДР является оценка рентабельности (прибыли) компании. БДР состоит из доходной и расходной частей, которые могут декомпозироваться по различным аналитикам. Для полноценного построения управленческой отчетности используют следующие аналитики:
В качестве ЦФУ, в зависимости от целей составления бюджетов, руководители различных уровней могут выделять следующие объекты:
Принято, что общий бюджет содержит полный перечень статей, часть которых может использоваться в конкретном ЦФУ. Часто для формирования доходной БДР используется всего несколько статей (по аналогии с бухгалтерским учетом) – «Выручка от реализации товаров/услуг», «Внереализационный доход». «Внереализационный доход» может в свою очередь делиться на «Доход от инвестиционной деятельности», «Доход от финансовой деятельности», «Прочий доход»
При этом расходы в БДР имеют более глубокую детализацию по статьям затрат, и в зависимости от того, какую информацию необходимо получить, могут быть сгруппированы в группы:
Пример составления БДР:
| Статьи доходов и расходов | ||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Выручка от продаж | ||||||||||
| Денежные средства на начало периода |
|---|
| Операционная деятельность |
| Итого приток/отток по операционной деятельности (1) |
| Инвестиционная деятельность |
| Итого приток/отток по инвестиционной деятельности (2) |
| Финансовая деятельность |
| Итого приток/отток по финансовой деятельности (3) |
| Итого приток/отток денежных средств (1+2+3) |
| Денежные средства на конец периода |
Чем отличается БДР от БДДС?
Являясь основными документами финансового планирования, БДР и БДДС отражают изменения финансовых ресурсов компании, однако, они имеют различия из-за того, что эти бюджеты отличаются целями их формирования. БДР формируется с целью планирования прибыли, а БДДС для распределения денежных потоков. При этом БДДС и БДР имеют одинаковые статьи, но некоторые статьи присутствуют только в БДР, а некоторые только в БДДС.
В таблице приведены основные различающиеся статьи БДР и БДДС:
Стоит отметить, что формирование БДР и БДДС происходит различными способами БДР формируется методом начисления, а БДДС – кассовым методом.
Принципы составления БДР и БДДС
Отдельно стоит отметить различия в составлении документов: БДДС часто составляться на год с разбивкой по месяцам, и может корректироваться в зависимости от текущего состояния с указанием плановых и фактических данных. Форма БДР совпадает с формой «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерии, но имеет более детализированные статьи.
Формирование БДР
Подготовку БДР и БДДС обычно начинают с Бюджета доходов и расходов, так как структура маржинальной прибыли напрямую формируется из текущих договоров с заказчиками и подрядчиками (поставщиками). Договоры с заказчиками формируют план продаж, в котором учитываются не только текущие работы, но формируется прогноз по реализации компании на бюджетный период (год) с учетом сезонности и коэффициентов роста. Одновременно с формированием доходной части можно сформировать постоянные затраты из расходной части на основании статистических данных. Основные постоянные затраты:
После подготовки Плана продаж составляется бюджет переменных затрат, которые могут выполнить запланированный объем реализации. В качестве основных переменных затрат могут выступать следующие:
К этим расходам необходимо добавить переменные административные затраты:
Этапы формирования БДР могут быть представлены на схеме:
Формирование БДДС
БДДС показывает все финансовые поступления и исходящие перечисления, а также фиксирует остаток денежных средств на момент начала и конца периода. Бюджет движения денежных средств состоит из нескольких разделов:
Подготовка БДДС начинается после формирования БДР. Этапы формирования БДДС могут быть следующие:
Обращаем внимание, что раздел операционной деятельности БДДС может быть составлен 2 методами:
Прямой метод.
При прямом методе БДДС формируется путем разнесения движений денежных средств по статьям поступлений и выплат и представляет конкретные денежные потоки, которые формирует результирующий операционный поток. Порядок определения потока от операционной деятельности прямым способом следующий:
Косвенный метод.
Операционный денежный поток рассчитывается на основании БДР с учетом неденежных поправок. Данный метод показывает, как связаны денежные потоки с финансовыми показателями фирмы. Основные виды неденежных поправок:
Не зависимо от того какой метод используется в компании, необходимо чтобы бюджет был реалистичным, выполняемым и учитывал возможность возникновения кассовых разрывов. На основании составленного БДДС можно сформировать Платежный календарь. Использование актуализированного платежного календаря позволит учитывать реальную ситуацию и избегать кассовых разрывов.
Автоматизация составления БДР и БДДС
Подготовка БДР и БДДС является сложным процессом, основывающимся на определенных правилах и взаимозависящих показателей. В качестве инструмента автоматизации формирования бюджетов может использоваться «WA: Финансист».
Система имеет удобный механизм согласования, который позволяет контролировать процесс и утверждать бюджеты на каждом из этапов. Исполнение обеспечивается подсистемами:
Решение «WA: Финансист» имеет обширный программный функционал, который позволяет:
Система «WA: Финансист» позволяет автоматизировать процесс управления денежными ресурсами и повысить его качество. Она является гибким инструментом, настраиваемым под любые задачи предприятий в Москве или других регионах РФ, вне зависимости от специфики и масштаба их деятельности. Сочетает в себе апробированную методологию и современный программный инструмент.
Бюджет доходов и расходов
Что такое БДР?
Планирование и контроль – это фундаментальные аспекты управления деятельностью компании. Стратегическое планирование связано с поиском менеджментом ответов на такие вопросы, как:
Контроль, в свою очередь, связан с мониторингом достижения поставленных целей и осуществлением корректирующих действий, при необходимости.
Планирование и контроль находят отражение на различных уровнях управления организацией, каждый из которых детализирует вышестоящий:
Миссия – отражает глобальные цели и ценности, для которых была создана компания и которым следует.
Стратегия – определяет направление развития компании, приоритетные задачи и ключевые действия по достижению поставленных целей. Планирование и контроль на уровне стратегии заключаются в разработке стратегического плана в долгосрочной перспективе, который учитывает как внутренние ресурсы, так и условия внешней среды по компании в целом.
Операционный план – представляет собой детализированные (финансовые и операционные) планы в краткосрочной перспективе в рамках принятой стратегии. Планирование и контроль на данном уровне заключаются, в том числе, в составлении бюджетов и контроле их исполнения с фокусом на управление имеющимися ресурсами компании по конкретным бизнес-блокам.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что БДР (расшифровывается как Бюджет Доходов и Расходов) – это финансовый план, в котором фиксируются показатели доходов, расходов и финансового результата, используемый в качестве инструмента контроля, мониторинга и анализа достижения компанией поставленных целей в части финансовой эффективности и прибыльности.
В каких областях применяют БДР?
Как инструмент управления (менеджмента), бюджет доходов и расходов имеет следующие области применения:
краткосрочное планирование. Оценка рисков и потенциальных возможностей (в т.ч. SWOT анализ) менеджментом при составлении бюджета;
контроль. На основании данных бюджета доходов и расходов могут устанавливаться лимиты для расходования средств и последующего контроля их непревышения;
мониторинг и ретроспективный анализ. Бюджет доходов и расходов служит эталоном для сравнения и своевременного реагирования на отклонения от принятой стратегии (плана). Является сигналом для принятия оперативных решений при существенных отклонениях факта от плана, в том числе корректирующие решения по ценообразованию: сокращение расходов и т.п. При ретроспективном анализе отклонений факта от плана выявляются неэффективные решения / процессы и выполняются управленческие действия по их устранению
коммуникация и координация. Формальный канал коммуникации между различными уровнями организационной структуры: как в рамках формирования бюджета (на этапе обсуждения, обоснования бюджетных показателей), так и в рамках контроля исполнения бюджета. Координация работы различных подразделений / бизнес-блоков компании осуществляется благодаря возможности выделить вклад каждого отдельного элемента управленческой организационной структуры (центра ответственности) в общий плановый финансовый результат;
оценка и мотивация. Разработка КПЭ (ключевых показателей эффективности) для менеджмента и привязка бонусных схем к плановым показателям.
Основные принципы и методы формирования БДР
Формирование бюджета доходов и расходов строится на следующих принципах:
БДР строится по принципу начисления: доходы и расходы отражаются в периоде совершения хозяйственной операции/сделки и могут быть не связаны с денежными потоками, суммы указываются без НДС.
Аналитические разрезы выделяются индивидуально в каждой конкретной компании, исходя из многих факторов. В числе которых: потребности менеджмента в информации для принятия управленческих решений, специфика бизнеса, методология управленческого учета. Однако, как правило, БДР формируется в разрезе следующего минимального набора аналитик:
статьи бюджета. Классифицируют доходы по источнику возникновения, расходы ‒ по назначению;
Центры финансовой ответственности (ЦФО). Единицы финансовой организационной структуры (подразделения или бизнес-блоки), которые управляют закрепленными за ними доходами и расходами компании и несут ответственность за достижение показателей по доходам/эффективное расходование средств. В свою очередь могут подразделяться на Центры прибыли и Центры затрат.
Формат БДР определяется, исходя из возможностей учетных систем, потребностей менеджмента в информации для принятия управленческих решений и специфики бизнеса. Единый общепринятый вариант формата БДР отсутствует.
Метод формирования БДР в каждой конкретной организации может также определяться в зависимости от степени вовлеченности ЦФО в бюджетный процесс: «сверху вниз» или «снизу вверх» ‒ по применяемой базе для расчета плановых показателей, метод «с нуля» или инкрементальный метод. Данные методы, а также их различные комбинации на практике являются самыми распространенными. Описание, преимущества и недостатки каждого метода приведены в таблицах ниже:
1. Методы бюджетирования по степени вовлеченности ЦФО
2. Методы бюджетирования по применяемой базе для расчета плановых показателей
Как правило, при бюджетировании применяется комбинация всех вышеупомянутых методов. Например, по статьям с высокой долей дискретных расходов может применяться бюджетирование «с нуля», а по статьям с высокой долей регулярных расходов может применяться инкрементальное бюджетирование. Бюджетирование расходов на продвижение и развитие бизнеса может осуществляться централизованно (“сверху вниз”), но с последующим согласованием с руководителями ЦФО, а бюджетирование производственных расходов – «снизу вверх».
Этапы формирования БДР
Верхнеуровневая последовательность этапов формирования БДР выглядит следующим образом:
Этап 0. Постановка процесса бюджетирования. На данном этапе разрабатывается методология бюджетирования, а также соответствующие регламенты, шаблоны форм для заполнения бюджетных данных, инструкции для ответственных сотрудников, формы отчетов бюджета. При первоначальном запуске процесса бюджетирования разрабатывается базовый бизнес-процесс и все вышеуказанные документы, осуществляется их актуализация в рамках последующих бюджетных кампаний.
Этап 1. Подготовка и запуск бюджетной кампании. На данном этапе как правило выпускается приказ о запуске бюджетной кампании, в котором фиксируются: сроки предоставления данных и ответственные лица по каждому разделу бюджета, по центрам финансовой ответственности; сроки проведения бюджетных комитетов и финального утверждения бюджета. Также данный этап может включать:
определение и доведение до ответственных лиц общих предпосылок для бюджетирования (в т.ч. плановый курс валюты, инфляция, целевые показатели роста выручки, планируемый запуск новых проектов / продуктов / направлений);
доведение до ответственных лиц форм для заполнения бюджетных показателей
актуализацию справочников (статей бюджета, групп статей бюджета);
актуализацию управленческой организационной структуры для целей бюджетирования.
Этап 2. Сбор исходных данных и расчет бюджетных показателей. На данном этапе, в зависимости от принятого метода бюджетирования, выполняется сбор исходных данных из различных источников, а также расчеты плановых показателей на основании полученных исходных данных. Примеры источников данных для различных сегментов БДР приведены на диаграммах ниже.
Этап 3. Консолидация данных, заполнение отчетных форм бюджета. На данном этапе финансовая служба выполняет обработку и консолидацию всех полученных от ЦФО данных, а также централизованно рассчитанных плановых показателей. Сводные данные являются базой для заполнения отчетных форм бюджета: БДР, БДДС, Бюджетного баланса.
Этап 4. Согласование бюджета, корректировки по итогам согласования. Сформированные на предыдущих этапах бюджетные данные подлежат рассмотрению и согласованию с руководителями верхнего уровня, по итогам чего может потребоваться внесение корректировок. После этого скорректированные бюджеты выносятся на повторное согласование.
Этап 5. Финальное утверждение и передача в исполнение. Финально утвержденные руководителями верхнего уровня бюджеты доводятся до всех ответственных лиц для исполнения: финансовой службе для осуществления контроля, руководителям ЦФО для понимания объема выделенного финансирования на плановый год.
Перечень и последовательность этапов формирования БДР для каждой компании определяется индивидуально (в зависимости от принятой методологии бюджетирования), но общая логика в большей степени будет соответствовать вышеописанным этапам.
Исполнение БДР
Исполнение Бюджета доходов и расходов включает следующие основные бизнес-процессы:
Контроль бюджета
Под контролем бюджета понимается, главным образом, комплекс мер по лимитированию расходов с целью недопущения их превышения над утвержденным бюджетом. Можно выделить следующие методы контроля бюджета: предотвращающий и выявляющий:
предотвращающий контроль заключается в проверке достаточности свободного остатка бюджета расходов до выполнения хозяйственной операции, приводящей к возникновению расхода, и подразумевает возможность запрета выполнения данной хозяйственной операции в случае недостаточности свободного остатка средств в контролируемом бюджете. Как правило, предотвращающий контроль выполняется в рамках согласования первичных документов (договоров, счетов, актов, товарных накладных) по конкретным хозяйственным операциям. Примером может послужить сверка стоимости в проекте договора об оказании услуг контрагентом с плановым показателем по соответствующей статье в рамках согласования договора;
выявляющий контроль заключается в сравнительном анализе утвержденных плановых показателей и фактических показателей БДР, который производится уже по факту совершения хозяйственной операции, приводящей к возникновению расхода, по тем бюджетным позициям, по которым невозможно предотвратить появление фактических расходов. По результатам выявляющего контроля могут быть инициированы действия по корректировке бюджета расходов или введению ограничений на выполнение отдельных хозяйственных операций для того, чтобы обеспечить непревышение фактических расходов по сравнению с утвержденными показателями. Как правило, выявляющий контроль выполняется в рамках план-факт анализа оперативных и итоговых отчетов. В качестве примера может быть приведен мониторинг расходов на налоги: в случае существенного превышения фактической суммы над плановой принимаются решения о возможной стратегии по оптимизации налоговой нагрузки.
Отражение факта исполнения БДР
Отражение факта исполнения выполняется на основании учетных данных бухгалтерского или управленческого учета (в зависимости от принятой методологии). Основная сложность заключается в приведении данных бюджета и фактических учетных данных к единой структуре, так как отражение одних и тех же операций в бюджете и в бухгалтерском/управленческом учете может выполняться с различной степенью детализации и с применением различных классификаторов. Приведение плановых и фактических данных к единой структуре может выполняться одним из следующих способов:
Отражение факта исполнения БДР по итогам закрытия отчетного периода. Заключается в специальной обработке данных отчетов бухгалтерского /управленческого учета с целью приведения в соответствие классификации доходов и расходов в формах бюджетного учета. Также может производиться путем применения единых классификаторов в бюджетном и управленческом учете, или при помощи специальных правил соответствия. Основной минус данного подхода ‒ отсутствие оперативных данных для выполнения план-факт анализа.
План-факт анализ
План-факт анализ заключается в построчном сопоставлении плановых и фактических данных с целью выявления и объяснения причин расхождений и принятия дальнейших управленческих решений.
План-факт анализ может выполняться как непрерывно: на основании оперативных данных, которые, как правило, используются для подготовки ежедневных/еженедельных отчетов для менеджмента о выполнении плановых показателей, так и периодически ‒ по итогам каждого отчетного периода.
В рамках план-факт анализа по всем существенным отклонениям фактических показателей от плановых устанавливаются причины отклонений. Среди возможных причин расхождений ‒ некачественное планирование, слабый контроль расходов, внеплановые изменения факторов внутренней или внешней бизнес-среды. Далее при работе с расхождениями, в зависимости от выявленной причины, либо корректируется бюджет доходов и расходов (или делаются выводы для следующей бюджетной кампании для повышения качества планирования), либо принимаются дополнительные меры по усилению контроля, либо принимаются управленческие решения относительно работы с изменениями бизнес-среды с участием топ-менеджмента (в этом случае особенно ценным является максимально оперативное получение информации об отклонениях)
Пример формы отчета БДР
БДР – это аналог отчета о финансовых результатах в бухгалтерии с той лишь разницей, что формируется по плановым, а не по фактическим данным.


