Бюллетень признан недействительным что пишется на обороте
Бюллетень признан недействительным что пишется на обороте
Оформление бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 8 статьи 65 или пунктом 12 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Если бюллетень признан недействительным по пункту 8 статьи 65 или пункту 12 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», то на квадратах для отметок избирателя, участника референдума вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
Запись о признании бюллетеня недействительным не должна попадать в зону для печати и на нижний маркер. Печать УИК, заверяющая подписи, ставится на текстовой части бюллетеня, и ее оттиск не должен попадать на квадраты для отметок, на рамку зоны для печати и нижний маркер.
│ для голосования на выборах депутатов │ │
│ Законодательного Собрания Энского │ │
│ 13 июня 2007 года │ │ Подпись │ │
│ РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ │ │ │ │
│ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ │ │ субъект РФ │ │
│ Поставьте любой знак в пустом квадрате│ │ Участковая │ │
│справа от фамилии только одного │ │ избирательная │ │
│зарегистрированного кандидата, в пользу│ │ комиссия │ │
│которого сделан выбор. │ │ │ │
│ Избирательный бюллетень, в котором │ │ Избирательный │ │
│любой знак (знаки) проставлен │ │ участок │ │
│(проставлены) более чем в одном │ │ N │ │
│квадрате либо не проставлен ни в одном │ │ │ │
│из них, считается недействительным. │ ├────────────────────┤ │
│ Избирательный бюллетень, не заверенный│ │ │ │
│подписями двух членов участковой │ │ 5678 │ │
│избирательной комиссии и печатью │ │ │ │
│участковой избирательной комиссии, │ └────────────────────┘ │
│признается бюллетенем неустановленной │ │
│формы и при подсчете голосов │ │
│Фамилия1 год рождения; место жительства; Вносится┌─┐ │
│Имя1 Отчество1 место работы; выдвинут; основание │запись о│ │││
│Фамилия2 │ год рождения; место жительства; │недейст-┌─┐││
│Имя2 Отчество2 место работы; выдвинут; основание витель- │ │ │
│Фамилия3 двух членов участковой ┌─┐ │
│Имя3 Отчество3 комиссии с правом решающего │ │ │││
│ голоса и заверение печатью └─┘ │
│Фамилия4 │ год рождения; место жительства; │ ┌─┐││
│Имя4 Отчество4 место работы; выдвинут; основание │ │ │
│Фамилия5 год рождения; место жительства;┐ ┌─┐ │
│Имя5 Отчество5 место работы; выдвинут; основание │ │ │││
│Фамилия6 │ год рождения; место ж├─────────┤ │ ┌─┐││
│Имя6 Отчество6 место работы; выдвину│ 5678 │е │ │ │
Отсутствие даты голосования в заполненном бюллетене общего собрания собственников не является его существенным недостатком
![]() |
| billiondigital / Depositphotos.com |
Отсутствие даты голосования в бюллетенях ОСС не свидетельствует о невозможности их учета в целях определения кворума, поскольку ЖК РФ не относит дату решений собственников к числу обязательных требований к оформлению решения собственника помещения в МКД при поведении ОСС. Правовая позиция поддержана Верховным Судом РФ при рассмотрении следующего дела (Определение Верховного Суда РФ от 29 июля 2020 г. № 307-ЭС20-9946).
Орган жилнадзора отказал УК во внесении «нового» МКД в реестр лицензий по двум причинам:
С этим нарушением УК не согласилась и – именно в этой части – оспорила отказ ОГЖН во внесении изменений в реестр лицензий.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Суды сочли, что отсутствие в бюллетене даты голосования, хотя и не согласуется с Требованиями к оформлению протоколов ОСС, но не влечет ничтожности такого бюллетеня:
Правда, спорный приказ органа ГЖН все равно был оставлен в силе – во-первых, из-за незаполнения в ГИС ЖКХ, во-вторых, потому что УК уже подала повторное заявление об изменении реестра лицензий. Однако выводы судов по недатированным бюллетеням не понравились уже органу ГЖН, и он попытался отменить решение именно в указанной части, но безуспешно.
Верховный Суд РФ также отказался пересматривать состоявшиеся судебные акты. Правда, дополнительно ВС РФ указал, что собственники всех квартир (волеизъявление которых ставилось под сомнение) направили в орган жилнадзора письмо, в котором подтвердили и свое участие в спорном ОСС, и подписание бюллетеней, а также просили учесть их голоса при подсчете кворума для принятия положительного решения о переходе МКД в УК.
Бюллетень признан недействительным что пишется на обороте
Организация подсчета голосов избирателей, составление протокола, выдача его копий
Подсчет голосов избирателей и составление протокола УИК об итогах голосования – очень важная заключительная стадия избирательного процесса!
Кроме того, подсчет голосов достаточно сложный процесс, требующий от членов УИК подготовки, предварительного изучения законодательства и четкого выполнения установленных законом последовательных действий.
Особенности подсчета голосов избирателей в предстоящий день голосования, 10 сентября 2017 года:
— смешанная избирательная система (отдельный подсчет и составление протокола № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и отдельный подсчет и составление протокола № 2 об итогах голосования по краевому избирательному округу);
— одновременное проведение муниципальных выборов на многих участках (отдельный подсчет и составление протокола по муниципальным выборам);
— впервые на большинстве избирательных участков протоколы будут составляются на компьютере с помощью специального программного обеспечения (СПО), каждый протокол будет иметь свой индивидуальный машиночитаемый код или QR- код.
При подсчете голосов избирателей УИК важно соблюсти следующие основные принципы подсчета:
1) открытость и гласность при подсчете голосов;
Во-первых, допустить всех лиц, имеющих право присутствовать при подсчете:
— члены с правом совещательного голоса;
— кандидат (выдвинутый как по округу, так и любой кандидат из зарегистрированного краевого списка);
— представители кандидата (доверенные лица, уполномоченные представители);
— члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов;
Во-вторых, обеспечить полный обзор действий членов УИК с правом решающего голоса в ходе подсчета голосов для всех присутствующих. В том числе действий оператора СПО в случае использования.
В-третьих, оглашать все действия членов УИК.
Председатель УИК руководит подсчетом, оглашает все действия и цифры, Заместитель председателя вносит данные в УФП, а, там где нет СПО – секретарь заполняет вручную протокол об итогах голосования, там где используется СПО – оператор СПО вводит данные в компьютерную программу.
Увеличенная форма протокола (УФП) должна быть вывешена на каждом избирательном участке (по ЗСК их две).
(УФП заполняется только при подсчете голосов избирателей. Никакие строки до начала голосования заполнять не надо, мы регулярно получаем жалобы, в которых заявители требуют занесения количества избирателей, включенных в список избирателей в УФП до начала голосования. Такого требования в избирательном законодательстве нет. Да и цифра окончательная количества избирателей на участке будет известна только после окончания вменении голосования, так как в течение дня голосования в список могут на законных основаниях включены избиратели и исключены.)
УФП – это ваш черновик, в нем не запрещены исправления, данные, занесенные в УФП не имеют юридического значения.
Фото- и видеосъемку процедуры подсчета вправе вести все присутствующие лица,
фотосъемка должна вестись только с обязательным соблюдением тайны персональных данных, то есть списки избирателей (реестры голосующих на дому, заявления избирателей) в любом случае и ни при каких условиях снимать нельзя.
2) соблюдение установленной последовательности
В выполнении действий по подсчету бюллетеней и голосов должна соблюдаться последовательность.
(Подсчет голосов – это не хаотичные действия, а четкая последовательность. Не стоит пытаться ускорить процесс подсчета и делать несколько действий одновременно).
ИККК подготовлена пошаговая инструкция в виде плаката, определяющая порядок действий членов УИК с правом решающего голоса при подсчете. Напротив каждого шага (действия) есть пустые квадратики для проставления «галочки» в знак выполнения действия.
3) непрерывность подсчета
С момента окончания времени голосования и до подписания протокола УИК об итогах голосования и выдачи заверенных копий протокола не может быть никаких перекуров, рекламных пауз.
Существует регламент ввода данных в систему ГАС «Выборы», установленный вышестоящей комиссией, поэтому медлить при подсчете голосов не стоит.
(Опишу типичную ситуацию, которая затягивает подсчет голосов избирателей: идет подсчет голосов, наблюдатели (не совсем ознакомленные с нормами законодательства) либо преследующие иные цели начинают отвлекать председателя, требовать пояснений, рассказывать как надо вести подсчет, просить, чтоб комиссия быстрее начинала считать голоса избирателей, не понимая, что мы не можем пропустить работу со списком избирателей.)
Во избежание такой ситуации, мы рекомендуем Вам определить члена комиссии с правом решающего голоса для общения с присутствующими при подсчете.
Никто из присутствующих не вправе руководить подсчетом и указывать членам комиссии, что им необходимо делать, только Председатель УИК. Если у наблюдателей возникают вопросы, сомнения, на них отвечает определенный член комиссии, если их не удовлетворяют ответы члена УИК, то они вправе написать письменное обращение, которое обязательно будет рассмотрено до подписания протокола об итогах голосования на итоговом заседании, когда будет выделено специально время и даны разъяснения.
В 20.00 закончилось голосование, избирательный участок закрылся и могут проголосовать только оставшиеся избиратели.
Если выехавшая для проведения голосования вне помещения группа не вернулась, ждем, подсчет не начинаем.
Председатель УИК до 20.00 подготовил все акты и реестры, заполненные в день голосования или ранее.
Члены УИК передают книги списка избирателей председателю, в сейф.
Комиссия совершает перестановку оборудования удобного для подсчета и наблюдения.
(Несколько столов сдвигаются посередине, члены комиссии с правом решающего голоса становятся вокруг стола, а наблюдатели размещаются на расстоянии 1,5 – 2 метра от членов комиссии).
Обычно присутствующих и наблюдающих в два раза больше, чем членов с правом решающего голоса, чтоб присутствующие не мешали друг другу, чтоб всем был обеспечен обзор, мы рекомендуем указанное расстояние.
Оператор СПО вводит в программу количество избирателей, включенных в список, переданное в ТИК на последнее отчетное время 19:30.
(Программа контролирует «плюс-минус» 10 % от введенной цифры)
Последовательные этапы подсчета:
Отдельно по одномандатному и краевому округу подсчитываются неиспользованные избирательные бюллетени, оглашается их количество, они погашаются (путем отрезания левого нижнего угла)
Подсчитываются испорченные избирателями бюллетени отдельно по округам, их количество приплюсовывается к неиспользованным, общая сумма погашенных бюллетеней (неиспользованные + испорченные) оглашается и данные вносятся в строки 6 протоколов УИК № 1 и № 2 об итогах голосования и их увеличенные формы.
Затем оглашается указанное в акте количество избирательных бюллетеней, полученных УИК от ТИК (отдельно по одномандатному и краевому округу) и вносится в строки 2 протоколов УИК № 1 и 2 об итогах голосования и их увеличенные формы.
Члены УИК с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице (отдельно по одномандатному и краевому округу):
1) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета выбывших избирателей);
2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
4) число избирательных бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям при проведении досрочного голосования в соответствии с частями 2-8 статьи 61 Закона Краснодарского края о выборах депутатов Законодательного Собрания.
Внимание! Так как УИК должна заполнить Справку об использовании спец. знаков (марок) на участке:
Еще по списку (пока его не убрали в сейф) следует просчитать Количество наклеенных марок на специальные заявления (по отрывным частям марок, наклеенным в списке) + (на УИКах, где предусмотрено голосования по специальным заявлениям!) сколько проголосовало на УИКе со специальным заявлением.
Справка после заполнения подписывается секретарем, проставляется печать.
После того, как каждый член УИК с правом решающего голоса просчитает по своей книге списка данные, члены УИК просуммируют их, итоговые данные вносятся в итоговый (последний) лист последней книги списка избирателей, председатель (зам. или секретарь) оглашает эти данные, ставит свою подпись и печать.
Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протоколов N 1 и N 2 об итогах голосования и их увеличенных форм:
1) в строку 1 — число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
2) в строку 3 число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
3) в строку 4 число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
4) в строку 5 — число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.
До того как мы уберем список в сейф, необходимо предварительно проверить контрольные соотношения: 1 больше или равно 3 + 4 + 5; 2 равно 3 + 4 + 5 + 6
Если используется СПО и цветом не выделены никакие предупреждения на экране, то контрольные соотношения проверять не надо.
На этом работа со списком окончена.
Список убирается в сейф.
Переносные ящики вскрываются поочередно.
ПОМНИ! Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования председателем, заместителем председателя или секретарем УИК оглашается из акта о проведении голосования вне помещения для голосования число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования (отдельно по одномандатному и краевому округу).
Перед вскрытием переносного ящика для голосования также проверяется неповрежденность печатей (пломб) на переносном ящике для голосования, в чем председатель УИК предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным присутствующим при подсчете голосов.
ВНИМАНИЕ! В случае обнаружения повреждения печатей (пломб) на переносном ящике для голосования председатель, заместитель председателя либо секретарь УИК составляет акт о факте и характере повреждения печатей (пломб) на переносном ящике для голосования, который подписывается присутствующими членами УИК с правом решающего голоса. На данном акте вправе поставить свои подписи члены УИК с правом совещательного голоса, а также иные лица присутствующие при подсчете голосов.
После вскрытия переносного ящика члены УИК раскладывают бюллетени в отдельные стопы по одномандатному и краевому округу.
Типичной ошибкой при вскрытии переносных ящиков для голосования является тот факт, что члены УИК начинают подсчитывать голоса избирателей, сортировать по голосам, а надо только просчитать по видам.
Число извлеченных бюллетеней оглашается и вносится в строки 7 протоколов № 1 и № 2 УИК только увеличенной формы протокола УИК об итогах голосования
Непосредственно в строку 7 протокола УИК об итогах голосования вносятся только суммарные данные по всем переносным ящикам для голосования.
Если в переносном ящике для голосования число обнаруженных избирательных бюллетеней установленной формы не превышает предварительно объявленного числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, УИК приступает к вскрытию следующего переносного ящика для голосования.
Единственный случай признания всего переносного ящика
для голосования недействительным:
Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется соответствующий акт. В данном акте указываются фамилии и инициалы членов УИК с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования (в случае проведения выборов разных уровней, недействительными признаются избирательные бюллетени только соответствующего уровня выборов).
Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней по каждому переносному ящику для голосования оглашается, вносится в указанный акт, а также в строку 9 увеличенной формы протокола УИК об итогах голосования (в строку 9 протокола вносится общее число недействительных избирательных бюллетеней).
ПОМНИ! На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллетеней на квадратах, расположенных справа от данных о зарегистрированных кандидатах, вносится запись о причине признания бюллетеней недействительными которая заверяется подписями двух членов УИК с правом решающего голоса и печатью УИК, а сами избирательные бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов избирателей не учитываются.
Недействительными признаются не все бюллетени, а лишь бюллетени по соответствующему округу, по которому выявлено такое превышение их числа.
— вскрытие стационарных ящиков для голосования.
После вскрытия стационарных ящиков для голосования, бюллетени раскладываются в отдельные пачки по одномандатному и краевому округам
Затем смешиваются с бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков.
Бюллетени сортируются по кандидатам, по краевым спискам, одновременно отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени.
Будьте внимательны, при подсчете голосов обращайте внимание на печать УИК в верхнем углу бюллетеней!
ПОМНИ! Избирательные бюллетени неустановленной формы — избирательные бюллетени, изготовленные неофициально, не заверенные УИК (без подписей членов УИК с правом решающего голоса и (или) без печати УИК);
Недействительные избирательные бюллетени — которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, а также избирательные бюллетени, в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате справа от фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, отметки проставлены в большем числе квадратов, чем число голосов у избирателя по соответствующему многомандатному округу.
ВНИМАНИЕ! В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя в избирательном бюллетене этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки УИК решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне каждого из таких избирательных бюллетеней делается запись о признании его действительным или недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее чем двух членов УИК с правом решающего голоса и печатью данной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней.
Подсчитывается число недействительных бюллетеней и к нему прибавляется число недействительных из переносных ящиков для голосования (если такие были).
Общее число недействительных избирательных бюллетеней оглашается и вносится в строку 9.
Действительные бюллетени подсчитываются последовательно по каждому кандидату, краевому списку кандидатов путем перекладывания их по одному с демонстрацией наблюдателям отметок избирателей в каждом бюллетене. Заполняется строка 13 и последующие строки в обоих протоколах.
Вычисляется общее число действительных бюллетеней: 10 = 13 + все последующие строки.
Затем определяется общее число бюллетеней, находившихся в стационарных ящиках для голосования (путем вычитания данных строки 7 из суммы данных строк 9 и 10), оглашают его и вносят в строки 8 протоколов и их увеличенные формы.
После ознакомления членов УИК с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений. (Если используется СПО и цветом не выделены никакие предупреждения на экране, то контрольные соотношения проверять не надо).
Если контрольные соотношения не выполняются, УИК принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам.
Если и после этого контрольные соотношения не выполняются, УИК составляет акт, который прилагается к протоколу, и вносит данные о расхождении в протокол.
Отдельно по одномандатному и краевому округу упаковываются и подписываются:
Избирательные бюллетени, Погашенные бюллетени, недействительные бюллетени.
Реестр вне помещения, реестры о включении и исключении из списка избирателей для голосования по месту нахождения.
Изъятые специальные заявления и т.д и т.п.
ПОМНИ! На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены УИК как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, а также иные лица присутствующие при подсчете голосов.
После всех перечисленных действий участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы.
Для участия в рассмотрении жалобы обязательно должен быть приглашен заявитель. В случае, если заявителя на заседании не будет, у комиссии должны быть доказательства того, что она предприняла все возможные меры для того, чтобы заявителя пригласить.
Еще раз акцентирую внимание, что итоговый протокол может быть подписан только после рассмотрения всех поступивших в комиссию жалоб.
Члены УИК с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Обращу внимание, что если член комиссии говорит о наличии особого мнения и просит отразить это в протоколе УИК, то этот член комиссии сразу же в момент подписания протокола должен в письменном виде свое особое мнение и представить.
Иными словами, неправильно будет вносить в протокол запись об особом мнении, если фактически комиссии оно не представлено.
Протокол подписывается в двух экземплярах: первый вместе с приложенными документами направляется в территориальную комиссию; второй – предоставляется для ознакомления наблюдателям.
Ставится время подписания протокола.
И 1, и 2 экземпляры Протокола № 1 должны иметь одинаковое время подписания.
И 1, и 2 экземпляры Протокола № 2 также должны иметь одинаковое время подписания.
Ответственность за организацию работы по своевременной выдаче копий протокола УИК об итогах голосования несет председатель.
Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию.
КТО вправе выдавать и изготавливать копии протоколов?
Председатель, заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии.
Если копия изготавливается с помощью СПО:
Председатель УИК дает поручение оператору СПО вывести определенное количество копий протокола, согласно заявкам лиц, имеющих право на их получение.
— вписываете дату и время подписания протокола (данные которые указаны в протоколе);
— слева от этой записи на месте печати делаете запись: «Печать УИК»
— внизу протокола делаете заверительную запись:
«Верно» или «Копия верна»
Дата и время (часы, минуты) заверения.
Далее заполняется Реестр выдачи заверенной копии протокола,
— номер копии, соответствующий порядковому номеру в реестре;
— ФИО и статус лица, которому выдается копия (с указанием от какой партии или от какого кандидата, от какой организации участвует лицо в избирательной кампании);
— фамилия и инициалы лица, заверившего копию протокола;
— дата и время выдачи копии.
После этого на лицевой стороне копии в правом верхнем углу проставляется надпись: «Копия № __», указывается номер копии по реестру, после чего копия выдается соответствующему лицу.
Лицо, получившее копию протокола, расписывается в реестре.
