что означает мобильная засада
Мобильная засада в навигаторе: что это такое и что фиксирует?
09.09.2020 302 Просмотры
Навигатор – это не просто помощник для водителя в прокладывании пути, но и информатор о различных событиях: пробках, авариях, а также различных засадах.
Ранее устройства могли предоставить информацию только о стационарных камерах, но теперь появилась возможность рассекречивать и мобильные комплексы.
Что же такое мобильная засада?
Речь идет об экипаже ДПС, оснащенном специальным радаром или с выставленной треногой. Достаточно часто используются «газели», на которые установлены камеры. Если водитель увидел подобную засаду, а в программе навигатора ее по каким-тио причинам нет, то всегда можно зафиксировать местонахождение экипажа. Для этого надо нажать «добавить здесь камеру». После сохранения на карте, другие водители будут получать оповещение о наличии мобильной засады на данном дорожном участке.
Что фиксируют засады?
Всевозможные нарушения, совершаемые водителями автомобилей. После того, как машина попадает на камеру, ее владельцу приходит штраф. Сумма исчисляется исходя из тяжести совершенного нарушения. Оплатить его можно как в отделениях банка, так и через специальные мобильные приложения. Сегодня очень удобно делать это через портал «Госуслуги».
Власти пообещали, что сами внесут в дорожные карты информацию о наличии мобильных засад на дорогах. Однако, практика показывает, что делают это все же сами водители, чтобы предупредить других автомобилистов. В целом эта весьма удобно, ведь навигатор достаточно быстро пересылает информацию в сеть и другие люди смогут оперативно ею воспользоваться.
Война с треногами

Конфликт на обочине
Операторам дали задание
Откуда же взялись столь нелюбимые народом «треноги»? В 2017 году правительство Республики Крым решило создать на полуострове комплекс фиксации нарушений ПДД. Примерную стоимость проекта оценили в 1,5 миллиарда рублей, которые, естественно, надо было где-то искать. Лишних денег не нашли, поэтому было решено действовать по «материковой системе»: выставить техзадание на торги, проще говоря, передать фиксацию нарушений ПДД в частные руки с последующей передачей государству. Торги выиграла фирма «Безопасные дороги Крыма», которая тут же взялась за работу.
По словам начальника Центра фиксации ГИБДД МВД по Республике Крым Дмитрия Леонтьева, фирма тесно сотрудничает с автоинспекцией: именно ГИБДД решает, где будут стоять камеры.
Впрочем, это требование не означает, что перед мобильным комплексом должен быть установлен дорожный знак с изображением фотоаппарата «Ведется фотофиксация». Он, согласно правилам дорожного движения, ставится исключительно перед стационарными камерами.
Тормозите по схеме
Чтобы водители знали, в каких точках работают передвижные камеры, сами сотрудники ГИБДД сообщают о местах их расположения.
Согласно данным ГИБДД, в 2018 году удалось полностью ликвидировать девять очагов аварийности в зоне установки стационарных комплексов фиксации нарушений ПДД.
462 тысячи штрафов на общую сумму более 285 миллионов рублей выписано с использованием стационарных и мобильных камер фиксации нарушений ПДД в Республике Крым за первое полугодие 2019 года.
Кстати
За минувший год ЦАФАП УГИДД зафиксировало несколько рекордных превышений скорости автомобилистами на территории полуострова. Так, в мае 2019 года на подходе к Крымскому мосту, вне населенного пункта, водитель автомобиля Skoda разогнался до 218 километров в час. В этом же месяце водитель автомобиля Audi уличен камерой в движении по Симферополю со скоростью 198 километров в час. Еще раньше водитель автомобиля BMW X6 проехал по Крымскому мосту со скоростью более 240 километров в час. Все «рекордсмены» привлечены к административной ответственности и оштрафованы на 5000 рублей.
Всё что нужно знать о мобильных камерах-треногах в 2021 году
Можно ли считать увеличение камер видеофиксации на треногах эффективным средством борьбы с нарушениями правил дорожного движения? Законна ли и установка, кто и на основании каких законодательных норм имеет право их устанавливать? Об этом поговорим в статье ниже.
Частные камеры видеофиксации на треногах: основания для установки
Видеооборудование для фиксации нарушений ПДД – это стационарные и мобильные комплексы, которые должны устанавливаться на участках дорог, где наиболее высокий уровень аварийности, нарушений скоростного режима и других требований ПДД. Задача видеокамер – предотвращение правонарушений и их автоматическая фиксация.
Что это дает? Субъекты хозяйствования заключают государственное концессионное соглашение с региональной администрацией и получают право:
Передавать функции видеофиксации в аутсорсинг частным отечественным и даже иностранным организациям государственные органы на местах имеют право на основании ФЗ 115 «О концессионных соглашениях». Согласно закону, частный инвестор приобретает и обслуживает видеооборудование за свой счет, а ГИБДД указывает ему места установки видеокамер на треногах (у установщика должна быть виза руководителя регионального ГИБДД с разрешением установки камеры именно в конкретном месте).
Правила установки и использования треног
Согласно АПК РФ (статья 2.6.1), фиксация нарушений ПДД может осуществляться различными средствами, в том числе – техническими средствами видеофиксации специальным оборудованием.
Каждый мобильный радар или видеокамера на дороге должны устанавливаться в соответствии с едиными федеральными правилами:
При покупке оборудование проверяется и сертифицируется, а обслуживающий персонал обязан пройти специальную подготовку.
Обозначение треног на дороге специальными предупреждающими знаками не требуются. Согласно статье 8.23 ПДД, в зоне видеофиксации должен быть установлен специальный знак, но не указано, с какими средствами он устанавливается. Поэтому установщики руководствуются ГОСТ Р 52289-2004, согласно которому мобильные технические средства фиксации ПДД (а треноги – именно мобильное средство) знака не требуют.
Проблемы установки треног
Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.
С другой стороны, в существующих правилах сотрудничества отчетливо просматривается «коммерческий интерес»: чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Поэтому местные автоинспекции часто «не замечают», что видеокамеры частников устанавливаются с нарушениями.
Чем больше штрафов, тем выгоднее частнику, который получает от 20-50% суммы штрафных денег (либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа). В среднем по России, такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10-11 миллионов в день, и, чтобы увеличить прибыль, идут на простые, но не слишком законные ухищрения:
Естественно, исходя из коммерческой необходимости, частники стараются установить современные мобильные видеокомплексы с широкими возможностями (например, фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоимостью 700 тысяч – 2 миллиона рублей). Камеры способны фиксировать превышение скоростного режима при приближении и удалении авто, выезд на разделительную линию, встречную полосу и полосу общественного транспорта, движение по обочине. Аппаратура самостоятельно может проверять номерные знаки автомобилей по базам данных нарушителей или угонов, сохранять видеоинформацию и передавать ее оператору для обработки.
В результате штрафы растут, зарабатывает бюджет, зарабатывают частные обслуживающие организации, расходы водителей растут. Не решается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения, что требует пересмотра эффективности частных треног.
Важно! Согласно правилам использования видеокамер фиксации ПДД, контролю подлежит прямой участок дороги до 50-60 метров, камера должна быть установлена не ближе 3 и не далее 17 метров от дороги, не должна быть скрыта, а угол поворота объектива настроен по ориентиру (параллельно кромке дороги).
Будут ли отменены частные видеокамеры на дорогах?
Признавая, что аутсорсинг мобильной видеофиксации ПДД – это нормальная мировая практика, эксперты по безопасности дорожного движения РФ, утверждают, что на российских дорогах от нее следует отказаться. Специфика отечественного законодательства и коррупция ведут не к снижению аварийности на дорогах, а к не совсем законному обогащению частных компаний, росту мошеннических схем и нарушению прав автовладельцев.
Государственная Дума уже рассматривает необходимость внесения изменений в КоАП РФ (статья 2.6.1) по вопросу привлечения водителей к административной ответственности на основании автоматической видеофиксации. Одним из пунктов изменений заявлен отказ от услуг частных организаций и передачу всех камер видеофиксации в собственность субъектов РФ.
Президент России также потребовал ужесточить правила видеофиксации нарушений ПДД, обязать владельцев видеокамер информировать водителей о местах установки оборудования и увеличить штрафы за неправильное его использование. В связи с этим, вероятно, законопроект будет принят в ближайшее время.
Можно ли оспорить штраф с треноги?
Чаще всего, водитель, получивший «письмо счастья», не вдается в подробности и предпочитает заплатить штраф, чем оспаривать его законность. Во-первых, доказывать свою невиновность ему придется сначала в ГИБДД, а затем в суде. А во-вторых, даже если вам кажется, что штраф незаконен, вовсе не означает, что нарушения не было.
Юристы предлагают несколько вариантов борьбы со штрафами от автоматической видеофиксации:
Таким образом, возмущение многих автолюбителей большим числом камер видеофиксации не имеет юридических оснований: частные коммерческие организации имеет право их устанавливать и обслуживать, присылать распечатки и постановление о штрафах за нарушения ПДД. Однако у частника должно быть государственное концессионное соглашение с муниципалитетом определенного населенного пункта, документы и сертификаты на видеооборудование и виза руководства местного ГИБДД на установку камеры в определенном месте.
Штрафные санкции по результатам автоматической видеофиксации будут законными в случае, если камера установлена в разрешенном месте, на положенной дистанции от дорожного полотна и правильно настроена. Если вы уверены, что частная тренога выписала вам штраф незаконно, его можно оспорить, собрав всю необходимую информацию о нарушении ПДД (в том числе, файл видеофиксации).
Всё, что нужно знать о мобильных камерах на дорогах
Места расположения стационарных комплексов фотофиксации знают и навигаторы, и специальные мобильные приложения, и ты сам, если ездишь каждый день по одному и тому же маршруту. Все сложнее с мобильными камерами, так называемыми «треногами». Они могут быть поставлены в самом неожиданном месте в самое неподходящее время. Всегда внезапны и вызывают много вопросов.
Законны ли такие мобильные камеры?
Да, вполне законны. Никто их не отменял. Они выпускаются серийно и имеют такую же юридическую силу, как и стационарные комплексы фотофиксации.
Должен ли стоять предупреждающий знак перед мобильной камерой?
Нет, не должен. По закону знак или разметка, предупреждающие о камере, должны быть только перед стационарными комплексами. Мобильные комплексы они на то и мобильные, чтобы их можно было поставить где угодно без предупреждения.
Часто рядом с камерой стоит обычная гражданская машина, а в ней человек в штатском. Это переодетые сотрудники ГИБДД или каждый может заняться таким бизнесом?
Действительно, как правило, неподалеку от мобильных камер стоит обычная гражданская машина. Но это не полицейские. И не просто какие-то люди, которые решили заработать. Как правило, это внештатные сотрудники, охраняющие камеры (в среднем такой мобильный комплекс стоит ни много ни мало полмиллиона рублей). Сами они камеры не устанавливают – этим занимаются инспектора – они просто охраняют. Могут быть и посредники, но в любом случае все «треноги» ставятся только по согласованию с ГИБДД. Так что все законно.
Могут ли такие камеры устанавливаться в зоне действия временных знаков?
Нет, не могут. Хотя этим иногда пользуются нерадивые сотрудники ГИБДД. Устанавливают «треногу» в зоне действия временных знаков, а через 500-1000 метров стоят сами и тормозят всех, кто нарушил. По идее в чем-то они правы – нарушил же – но по закону выписывать штраф нельзя. А если выписали (или он пришел по почте), его можно обжаловать. Правда, о доказательствах придется позаботиться самому.
Что делать, если не согласен со штрафом?
Обжаловать, конечно же. На «письмах счастья» с мобильных камер так же, как и на постановлениях со стационарных комплексов должны быть указаны координаты расположения камеры и фотография машины на общем фоне. Фотографией как раз можно воспользоваться, чтобы установить место нарушения, сравнив пейзаж на фото с тем, который есть в действительности. И надо внимательно посмотреть не вменяют ли вам нарушения в зоне действия временных ограничений (см. предыдущий пункт).
Могут ли мобильные камеры ошибаться?
Конечно могут. Но не так часто, как вы думаете. Погрешность у них в районе 2 км/ч. Плюс погрешность, которая может возникнуть из-за неправильной установки комплекса – еще 5 км/ч. Итого – максимум плюс семь километров в час к вашей реальной скорости. Более масштабные завышения скорости, как правило, очень редки – их доля меньше десятой доли процента. Тем не менее, если вы думаете, что это именно ваш случай, почитайте форумы и поищите информацию в интернете и соцсетях – обычно такие баги затрагивают ни одного водителя, а целую группу.
Какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД в 2021 году?
Добрый день, уважаемый читатель.
Что касается водителей, то зачастую они задаются вопросом, «какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД?». Его сегодня и рассмотрим. Кроме того, речь пойдет о разновидностях камер, используемых для фиксации нарушений ПДД.
Разновидности камер фотовидеофиксации нарушений ПДД
В первую очередь камеры фотовидеофиксации нужно разделить на следующие группы:
Камеры автоматической фиксации нарушений ПДД
Список нарушений ПДД, которые могут быть зафиксированы в автоматическом режиме, законодательно не определен. Т.е. теоретически автоматические камеры могут зафиксировать любое нарушение правил дорожного движения.
На практике камеры умеют фиксировать лишь некоторые нарушения правил, однако список их постоянно пополняется.
Отмечу, что камеры, работающие в автоматическом режиме делятся на:
Переносные камеры требуют ежедневной установки и настройки сотрудниками ГИБДД. На практике такие камеры фиксируют только нарушения, связанные с превышением скорости.
Стационарные камеры постоянно располагаются на одном и том же месте дороги (обычно, на столбе или иной опоре). Их требуется настроить только один раз, после чего они могут зафиксировать следующие нарушения:
Стационарные камеры могут контролировать движение одновременно по нескольким полосам движения, в том числе и по встречным.
Поскольку технические средства постоянно совершенствуются, возможно появление камер, которые накладывают штрафы и за другие нарушения правил. Если на практике Вы получили автоматический штраф, которого нет в данном списке, напишите об этом в комментариях к статье в нижней части страницы.
Например, ГИБДД планирует научить автоматические камеры фиксировать отсутствие страховки ОСАГО у водителя. Проверить ОСАГО по единой базе не так уж и сложно, так что практическая реализация не заставит себя ждать.
Примечание. Автоматизация штрафов за отсутствие ОСАГО обсуждается уже несколько лет, однако в настоящее время (2021 год) камеры не умеют фиксировать это нарушение.
Мобильные камеры устанавливаются в автомобилях госавтоинспекции или в общественном транспорте. Они фиксируют нарушения по ходу движения этих транспортных средств.
Мобильные камеры могут зафиксировать:
Камеры, работающие совместно с сотрудниками ГИБДД
Перейдем к рассмотрению камер, работающих совместно с сотрудниками ГИБДД. В данном случае камеры являются дополнительным инструментом, позволяющим подтвердить виновность водителя и наложить штраф.
Такие камеры могут использоваться для фиксации любых нарушений правил. Однако в отличие от автоматических камер они не присылают «писем счастья». Сотрудники ГИБДД могут наложить штраф только вручную.
При этом возможны несколько вариантов использования камер:
Внимание! Если оформлением документов о нарушении занимается сотрудник ГИБДД, то штраф накладывается как за обычное нарушение, а не как за автоматическое. Например, за повторное превышение скорости водитель может быть лишен прав.
Установка знака и нанесение разметки фотовидеофиксация
В 2021 году в правилах дорожного движения описаны знак 6.22 и горизонтальная дорожная разметка 1.24.4, указывающие на наличие камер фотовидеофиксации в данном населенном пункте или на участке дороги вне населенного пункта.
Указанный знак применяется с 1 марта 2021 года. Он рассмотрен в соответствующей статье.
Однако многие водители до сих пор ошибочно считают, что перед каждой камерой ГИБДД должен быть установлен знак и нанесена разметка. Это утверждение неверно. Камера может не быть обозначена заранее, это не будет являться нарушением.
Что делать, если пришло «письмо счастья» от ГИБДД?
Письмами счастья водители называют штрафы ГИБДД, зафиксированные в автоматическом режиме и отправленные по почте.
Если Вы получили «письмо счастья», то не стоит паниковать. Для начала нужно убедиться, что это реальный штраф ГИБДД, а не письмо от мошенников. В первую очередь проверьте наличие штрафа онлайн. Затем позвоните в подразделение ГИБДД, которое наложило штраф. Телефон Вы можете найти на официальном сайте ГИБДД.
Если штраф не поддельный, то рекомендую оплатить его не откладывая. Начиная с 1 января 2016 года водитель может получить скидку 50 процентов на оплату штрафа, если оплатит его в течение 20 дней с момента нарушения. Поскольку письма счастья отправляются по почте, они могут дойти до водителя в один из последних дней, так что будьте внимательны.
Если Вы не согласны со штрафом, то можете обжаловать письмо счастья. Тем не менее заниматься этим нужно лишь в том случае, если у Вас есть существенные доказательства невиновности.
Например, если за рулем в момент нарушения находился другой водитель, то он может «взять» штраф на себя.
Существуют и другие ситуации, в которых можно обжаловать штраф.
Примечание. Если водитель пытается оспорить штраф указывая на неправильную установку камеры, то вероятность отмены наказания довольно мала.
Чтобы оспорить «письмо счастья», следует обратиться в подразделение ГИБДД, которое вынесло данный штраф. Если Вы не можете лично посетить его (штраф получен в другом регионе), то можете отправить заказное письмо.
При обращении Вам потребуется заявление, в тексте которого нужно изложить свое видение ситуации и попросить отменить штраф. К заявлению следует приложить доказательства собственной невиновности. Например, объяснение водителя, который был за рулем в момент нарушения.
Ну а в завершение данной статьи предлагаю Вам посмотреть интересное видео про то, как работает автоматическая камера фиксации различных нарушений:














