что означает нести свой крест
Значение и происхождение фразеологизма «Нести свой крест»
Среди множества выражений, восходящих к библейским текстам, идиома «нести свой крест» имеет, пожалуй, самое широкое распространение. Зримая картина крестной муки хотя бы раз в жизни становится утешением для каждого, кто испытывает трудности.
Мы часто употребляем этот фразеологизм по поводу и без повода, говоря о тяжёлой работе, сварливом супруге или вредной соседке. А что на самом деле можно назвать несением креста? Поищем ответы вместе!
Значение выражения
Фразеологизм «нести свой крест» означает «жить, стойко, со смирением перенося все посылаемые испытания». Так говорят о людях, которые не падают под бременем невзгод, идут вперёд, как бы тяжела ни была ноша.
В быту близкое по смыслу выражение «это мой крест» можно услышать из уст жены, не довольной мужем, или от начальника, обречённого выполнять большую часть работы без поддержки коллектива. Такие сетования выглядят нелепыми рядом с картинами реальных бедствий.
Призыв же нести свой крест, не падая духом, чаще исходит от людей верующих, либо от тех, кто вырос в русле негласно существовавшей в простом народе традиции смирения и благочестия. К этому часто прибавляют пословицу «Господь терпел – и нам велел».
Кругом немало людей, несущих свой крест с достоинством. Это тяжелобольные или те, кто ухаживает за ними, это переселенцы, жертвы войн, катастроф и социального неравенства – все, у кого отнято многое, без чего трудно представить свою жизнь обычному человеку.
Происхождение фразеологизма
В Священном Писании подробно описано, как Христос, подобно многим другим приговорённым к распятию, нёс на Голгофу собственный крест. В Евангелии от Марка слова Спасителя переданы так: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Крестная мука Христа стала очистительной жертвой, образом страдания, через которое можно приблизиться к Царствию Небесному. Если говорить совсем просто, только страдая, человек становится лучше.
Переходя от аллегорий к реалиям прошлого, остаётся вспомнить, что несение поперечной перекладины креста преступником считалось обязательной частью казни. Приговорённый тащил пятидесятикилограммовую ношу до самого места казни, где рею прибивали к заранее приготовленному столбу.
Пока он шёл, сгибаясь под тяжестью перекладины, толпа смотрела на него и насмехалась. Необходимо было претерпеть не только физическое, но и нравственное страдание — справедливое, по меркам древнего правосудия, наказание за совершённое преступление.
Казнимый переставал быть человеком в глазах окружающих, и делалось это для того, чтобы другим легче было принять факт его казни. Таким образом, несение креста изначально понималось как справедливая расплата за содеянное, а фраза «неси свой крест» прочитывалась как «плати за то, что сделал».
Распятие Христа полностью изменило смысл выражения. Казнь невинного показала, что каждый из нас, вроде бы «не сделавших ничего плохого», достоин наказания, потому как грех лежит в природе человека. Восхождение над внутренним Адамом, «ветхим человеком» — это путь Христа, путь принятия ноши и преодоления себя.
Спускаясь с небес на землю, можно подытожить рассказ так: «На испытания не следует роптать. Им нужно радоваться, потому что они дают нам шанс стать лучше».
Синонимы
Примерно в том же семантическом поле, что и фразеологизм «нести свой крест», находятся идиомы «Каждому свой крест», «Бог по силе крест налагает», «Кого Бог любит, того и наказует», «крестный путь», «крестная мука».
Носимый большинством из нас нательный крест –тоже напоминание о том, что жизнь полна испытаний. Так что у каждого из нас, действительно, свой крест. Или крестик.
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
Что значит «нести свой крест» и обязательно ли страдать?
Любой православный человек назовет свои или чужие испытания крестом, без запинки скажет, что Господь никому не дает крест выше его сил. Но многие не выдерживают испытаний, и даже у верующих это часто вызывает чувство протеста. Почему это происходит? Что такое жизненный крест, обязательно ли он связан со страданиями? На эти вопросы «Нескучному саду» отвечает настоятель храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области протоиерей Игорь ГАГАРИН.
До радости надо дорасти
— Отец Игорь, если у каждого, как учит Церковь, свой крест, значит ли это, что христианин обязательно должен страдать?
Это не значит, что к страданиям надо стремиться. Опять же Господь Сам подает нам пример правильного отношения к ним: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39). И мы по Его примеру за каждой Литургией молимся: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды…» Но при этом в молитве Оптинских старцев, которую многие из нас включают в утреннее правило, мы читаем: «Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя святая воля». Думаю, смысл этих слов и в том, что мы просим Господа дать нам силы принять свою скорбь как крест. Принять с верой и смирением и достойно понести.
— Всегда ли крест — скорбь? Разве супруги друг для друга не крест? Или дети для родителей? При этом у кого-то семейная жизнь складывается счастливо, дети радуют.
— Думаю, когда в семье все хорошо, ни муж про жену, ни жена про мужа не скажет, что это его или ее крест. Такие сравнения приходят в голову, когда во взаимоотношениях возникают проблемы. Понимание, что эти испытания попущены Богом, поможет достойно нести их, с Божией помощью наладить отношения, сохранить семью (заметьте, неверующие люди в большинстве таких случаев разводятся). Тяжелая болезнь одного из супругов для другого тоже, конечно, крест. Но я считаю, что и тогда ни в коем случае не надо говорить в лицо: «Ты мой крест». Никого эти слова не вдохновят.
Я слышал разные объяснения понятия «жизненный крест». Одно из них такое: крест — некоторый Божий замысел о конкретном человеке, который может очень сильно отличаться от его собственного замысла о себе, его жизненных планов. Если человек покорится Божьему замыслу и пойдет путем, который уготовал для него Господь, он понесет свой крест. Не могу сказать, что такое объяснение креста неверно. Но я понимаю крест именно как горькую составляющую нашей жизни, которую принимаю с благодарностью, понимая, что эта горечь в конечном счете обращается в сладость. Не на смену горечи придет сладость, но она уже присутствует в горечи. Чем глубже вера, тем лучше человек это понимает. Выражение «нести свой крест» стало крылатым, его часто употребляют и неверующие люди. Умом и они понимают смысл креста. Но понять сердцем и принять его можно только во Христе. У священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) есть удивительные слова: «Я полюбил страдание». Это, на мой взгляд, уже высочайший духовный уровень, когда страдание перестает быть чем-то удручающим, а приносит, наоборот, радость во Христе.
— Но есть люди, прожившие долгую жизнь без серьезных страданий.
— Слава Богу! Но все же мы видим только внешнюю сторону их жизни, не знаем, что в душе происходило. Я убежден, что скорби в жизни каждого человека неизбежны — так устроен наш мир. Об этом Господь говорит: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16: 33). И апостол Павел учил, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Земная жизнь — подготовка к жизни вечной. Невозможно сформироваться для вечности без опыта скорби и страданий. Но надо выстраивать отношения с Богом в семье, на работе, с соседями, меняя свое сердце, отношение к ближнему. Многие же неофиты надеются приблизиться к Богу через внешние перемены. Отец Иоанн (Крестьянкин) называл это поиском самодельного креста. И искусственное стремление к страданиям — тоже самодельный крест. Страдания сами нас найдут. Преподобный Парфений Киевский, аскет и молитвенник (кстати, очень жизнерадостный человек), переживал, что в его жизни нет страданий. И однажды даже спросил митрополита Филарета (Дроздова), спасется ли он. Ведь никто не преследует, не гонит его, напротив, все любят! Святитель ответил: какие еще скорби и гонения нужны тебе, когда ты сам так себя гонишь и утесняешь.
А зачем искать крест как произвольные страдания? Ведь если человек просто решит жить по совести и ни при каких обстоятельствах от ее требований не уклоняться, у него в нашем мире уже столько проблем возникнет, что никаких дополнительных крестов не потребуется. Вообще, жить по Евангелию и избежать при этом трудностей и скорбей едва ли возможно.
Любой отказ ради Христа от чего-то такого, от чего предпочел бы не отказываться, это тоже — крест. И в то же время — радость. Вот Великий пост… Неверующим он представляется мучением, они во время поста искренне сочувствуют нам: «Бедные, как вы себя мучаете!» А мы знаем, какой радостью оборачивается для души это некоторое ущемление тела.
Но и до понимания радости поста надо дорасти. Человеку ведь свойственно бросаться в крайности. Например, у одной моей прихожанки заболел ребенок, и она просила благословения целую неделю вкушать только хлеб и воду. Желание благое, но я спросил ее, всегда ли она соблюдает среду и пятницу. «Нет, ну что вы!» — ответила она. Я и предложил ей начать с того, чтобы всегда, а не только на время болезни ребенка, соблюдать среду и пятницу. А такими неразумными рывками себя можно и до истощения довести, и до нервного срыва. Не нужно сразу подражать древним подвижникам, начните с малого. И это тоже будет крестом.
«Тебе легко рассуждать!»
— Очень сложный вопрос. Мне часто приходится исповедовать и причащать болящих. Страдания их, действительно, кажутся порой невыносимыми. Если я начну говорить о смысле и ценности креста, такой человек скорее всего подумает про себя: «Тебе легко рассуждать, ты-то не страдаешь. Сейчас причастишь меня и побежишь дальше по своим делам — здоровый и молодой. А мне тут еще неизвестно сколько мучиться». И ведь будет прав! Рассуждать о страданиях может только тот, кто сам в данный момент страдает, только его слово может убедить. То есть по сути ответить на ваш вопрос может только Сам Христос. И когда я прихожу к больному человеку, то стараюсь помочь ему встретиться с Христом. Не говорю от имени Христа, что надо претерпеть, а стараюсь, чтобы он лично встретил Христа, услышал Его. Только человеческими силами тут не поможешь, гораздо больше надежды на Божию благодать, которую мы получаем в Таинствах. А если перед причастием прочитать тяжелобольному назидательную проповедь с прозрачным намеком на его маловерие, велика вероятность, что причастится он отнюдь не с сокрушенным и смиренным сердцем. По моей вине! Не нравоучение нужно страдающему, а утешение, сочувствие. Тогда есть надежда, что таинство он примет с верой, и благодать Божия коснется его сердца, он сам почувствует, что крест, данный ему Господом, не превышает его сил. Мой же долг перед причастием выслушать его исповедь и, как бы он ни роптал, с любовью сказать ему: «Я понимаю, как тебе тяжело, но постарайся, если веришь мне, лично встретиться с Христом».
— Вы считаете, священник никогда не должен говорить человеку, что его страдания — это его крест?
— Я это иногда говорю людям, но ни в коем случае не категорично. Например, болеет человек, я предлагаю ему молиться об исцелении и сам обещаю помолиться (и молюсь), но иногда добавляю: «Мы не знаем, но, возможно, это ваш крест, тогда придется смириться и нести его». Не каждому можно это сказать, кого-то и такие осторожные слова травмируют, а наша задача — поддержать человека морально, помочь ему не отчаяться. Того, кто укреплен в православной вере, может поддержать напоминание о том, что воля Божия о нас часто не совпадает с нашими желаниями. Но не надо понимать крест как что-то постоянное, неизменное. Бог есть Любовь, Он вовсе не хочет, чтобы мы мучились, а попускает страдания в надежде, что они помогут нам переосмыслить свою жизнь, измениться, выйти на другой духовный уровень. Я бы сравнил крест с хирургической операцией. Хирург делает пациенту больно, чтобы вернуть ему здоровье, насколько это возможно. Крест — тоже операция, но на душе. Больной душе! Если человек перенес ее правильно, под влиянием болезни произошла переоценка ценностей, возможно, он больше не нуждается в этом кресте, и Господь от него избавляет. Приходят другие кресты, например, болезнь близких. Значит, сегодня для духовного роста человек должен научиться состраданию, жертвенной любви к ближнему. В этом смысл креста — в нашем духовном возрастании.
Многим людям страдания помогли прийти к Богу в зрелом возрасте. А кто-то, наоборот, из-за этого еще больше озлобился. Мне кажется, что страдания высвечивают суть человека. Бог любит всех, стучится в каждое сердце, но уважает свободу выбора.
Кто виноват
— А как понять, попущены страдания Богом или ты сам виноват в них?
— Они в любом случае попущены Богом, но это не отнимает элемента нашей вины. Несколько лет назад я причащал мужчину, умиравшего от цирроза печени. Ему еще не было пятидесяти, до болезни он много пил. В таких случаях причина болезни очевидна. И он признал, что сам виноват, сам довел себя до смертельной болезни, покаялся, причастился и вскоре мирно отошел ко Господу. А не будь у него цирроза, возможно, прожил бы еще несколько лет, но продолжал пить и закончил бы свою жизнь где-нибудь под забором, без покаяния. Безусловно, он сам довел себя до болезни, но болезнь эта стала для него благом.
Это, конечно, исключительный пример. Но в любом случае болезнь, скорбь — повод для осмысления своей жизни, анализа, поиска ошибок и, главное, для покаяния. Об этом прекрасно говорит апостол Иаков: «С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1: 2-4). И в этой же главе он указывает причину наших скорбей: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 13-15).
Но речь, конечно, идет о греховности падшей человеческой природы. Утверждение, что любая болезнь послана человеку за его конкретные грехи, мне кажется примитивным. А ведь и в некоторых современных православных книжках такое можно прочитать. Интересно, как авторы объяснят болезни преподобных Амвросия Оптинского, Серафима Саровского, многих других святых? Один батюшка остроумно заметил, что если бы все праведники были здоровыми и крепкими, а грешники — хилыми и больными, то любой человек в здравом уме без раздумий присоединился бы к верующим. А в жизни, как мы знаем, часто бывает совсем не так.
— Борьба с трудностями, сопротивление обстоятельствам — это не отказ от жизненного креста? Например, Церковь всегда благословляла обращаться к врачам. Но известны случаи, когда праведные люди отказывались от необходимой операции, целиком полагаясь на волю Божию.
— Да, некоторые святые отказывались от помощи врачей. Честно скажу, мне это самому непонятно. Наверное, им были какие-то откровения от Бога. И даже у святых такие случаи единичны — большинство, заболев, лечились. Тем более недопустимо отказываться от лечения мирянам, семейным людям. Это не смирение, а безответственность перед близкими, самодельный крест. И я бы даже сказал, что медленное самоубийство. Как и вообще пренебрежительное отношение к своему здоровью, которое тоже Божий дар.
Если отец семейства, потеряв работу, не ищет новую, а «смиряется», он тоже придумывает себе самодельный крест. Смирение, принятие креста — отнюдь не бездействие, но правильное отношение к испытаниям, скорбям. Например, у одной знакомой бабушки несколько лет назад дочь заболела раком. Она молилась о ее исцелении, не жалела денег на лечение, ухаживала за ней, поддерживала морально, но по ее настроению я чувствовал, что она полностью полагается на волю Божию. И когда дочь умерла, она, конечно, переживала, но у нее не было и тени ропота на Бога. Вот так и нужно относиться к скорбям. По возможности сопротивляться, молить Господа об избавлении, но, как бы ни сложились обстоятельства, принять их с верой в мудрость Божьего Промысла.
— Миссионеры обычно говорят о радости, а священники в проповедях — о страдании. Некоторых новоначальных это разочаровывает. Мол, как же так, обещали радость, а теперь призываете страдать?
— Большинство в Церковь приводят скорби. На исповеди примерно три четверти людей делится со мной чем-то очень тяжелым и страшным из своей жизни. И я обязан отзываться на вопросы прихожан в своих проповедях. Когда я говорю о необходимости терпеть скорби, я не призываю искать страдания тех, кто пришел в Церковь в радости, от любви к Богу. Но таких меньшинство. А большинство я призываю не отчаиваться, через страдания пересмотреть свою систему ценностей и поскорее выйти на новый уровень понимания — духовный. Конечно, искать страдания ненормально, противоестественно, противно человеческой природе и здравому смыслу. Христианство — религия радости. Когда мы крестим человека — помазываем его елеем радования. А что такое Евангелие? По-гречески — благая, то есть радостная, весть, информация, ознакомившись с которой, человек должен обрести радость. Но не искусственную радость, которую рекламирует глянец. Искусственную потому, что при малейшей неурядице такая «радость» обращается в скорбь, уныние, раздражительность. А радость во Христе — подлинная, ее не могут отнять у нас никакие скорби и испытания.
СПРАВКА
Протоиерей Игорь ГАГАРИН родился в 1959 году в Харькове. В 1981-м окончил факультет русского языка и литературы Орехово-Зуевского педагогического института, в 1984-м заочно — факультет английского языка МОПИ. Десять лет преподавал в школе русский язык и литературу, работал завучем школы. В 1991 году рукоположен в диакона и священника, назначен настоятелем храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области. Заочно окончил Коломенскую духовную семинарию. Преподает православную педагогику в Коломенской духовной семинарии и Закон Божий в православной гимназии им. священномученика Константина Богородского в Ногинске. Автор книг «Любить, а не искать любви», «Восстань, душа, что спишь!», «Гореть, а не тлеть».
Что имел в виду Иисус, сказав: «Возьми крест свой и следуй за Мною»? (Матфея 16:24; Марка 8:34; Луки 9:23)?
Что означает выражение «Нести свой крест»?
Многие люди в своей речи используют крылатые выражения, не всегда понимая их смысл. Что означает выражение «Нести свой крест»?
Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Рязанский и Михайловский Марк:
— Первое, что следует отметить: в этом выражении слово «крест» употребляется в переносном смысле. Крест в данном случае — это судьба, жизненные трудности и испытания, которые сопровождают человека на всем его земном пути.
И на протяжении веков главной целью жизни большинства людей было стремление избежать, оградить, защитить себя и своих родных от трудностей и испытаний и обрести спокойную, безмятежную жизнь. Это естественное человеческое желание отразилось, в том числе, и в словах церковной молитвы: «Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте…»
Однако жизнь без скорбей невозможна в этом мире, лежащем во зле. И тут главный вопрос заключается не в том, как с ними бороться, а как их воспринимать, как относиться ко всем этим трудностям и скорбям. Как к неизбежному злу, которое отравляет жизнь и заставляет страдать? Или… как к благословению?
Святые отцы, рассуждая о скорбях, почитали их за проявление внимания Бога к нам, грешным людям. Они называли скорби и болезни Божиим посещением.
Да, жизнь человека – это череда испытаний. Но испытаний, которые должны закалить нашу душу, очистить ее и сделать достойной наследницей Царства Небесного. В наших скорбях мы уже являемся наследниками Христа, Который принял на Себя, по собственному произволению, страшную участь – Он взошел на Крест, Он испытал невыносимые страдания – ради нас! Ради того, чтобы даровать спасение всему человечеству.
Есть такое выражение: «Господь терпел и нам велел». Таким образом, нести свой крест – это значит, терпеливо, с христианским смирением, по примеру Христа, нести все тяготы, выпадающие на нашу долю.
И еще один важный момент! Церковь говорит нам о том, что каждому предназначается крест по его силам. В связи с этим в заключение расскажу такую притчу. Один человек очень страдал от мысли, что его жизнь непомерно тяжела, что ему на долю выпало слишком много горя и несчастий. И он очень просил у Бога, чтобы Тот даровал ему жизненный крест полегче. Господь пожалел этого человека и пригласил в комнату, где у стен стояло множество жизненных крестов разной величины и веса, и предложил человеку самому выбрать тот крест, который покажется наиболее подходящим. Человек долго выбирал. Ходил по комнате. Присматривался. Взвешивал. И, наконец, в самом дальнем углу увидел маленький крестик и радостно воскликнул: «Вот этот, Господи! Я хочу вот этот!» А Господь улыбнулся и говорит: «Бери, чадо! Это и есть твой крест!»



Распятие – римский способ применения смертельной казни
Перед тем, как затронуть эту тему, очень важно вспомнить еще раз одну очень хорошо известную истину, что распятие на кресте было римским способом смертельной казни и этот ужасный способ был широко применяем и известен. Почти за 100 лет до распятия Иисуса Христа, римляне распяли всех участников восстания Спартака, которые были пойманы и таким образом, дорога из Сицилии в Рим была заполнена по обоим сторонам распятыми. Эта ужасная картина, с помощью которой они пытались внушить страх всем рабам империи, чтобы даже мысли не было о попытке восстания против существующей системы того времени.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа. (Евангелие от Иоанна 19:14-17)
Молитва Животворящему Кресту от порчи
Эта молитва имеет также второе название – “Да воскреснет Бог…”. Её история сложна, страшна и трагична, но в ней – истинное призвание и мощь Божьего Слова, что прошли через века, дабы возвестить о праведной православной вере, что спасает каждого, кто постиг её дары.
Животворящий Крест, о котором говориться в молитве, – это деревянный столп, на котором распяли Иисуса Христа. Христианский народ уже много столетий воздаёт ему молитвы, дабы оградить себя от различных негативных влияний:
Также он хотел найти сооружение, на котором был распят Великий. В этом благородном деле ему помогала мать – царица Елена. После непосильных поисков состоялась её встреча с немощным евреем Иудой, который поведал о месте, где находился Крест.
Так в глубокой пещере, на которой стоял языческий храм, было обнаружено три креста. Но какой из них стал причиной страшных мук Сына Божьего, не знал никто. И вдруг сам Спаситель даровал ответ на этот вопрос, указывая на целительное действие сооружения. Дабы узнать настоящий Крест, было сделано следующее:
Животворящий Крест стал главным символом христианства, ибо с молитвой на устах его сила возрастает, потому как через него свою защиту каждому дарует Всевышний, а она – беспрекословна.
Сила молитвы напрямую зависит от человека, который её произносит. Ведь она должна быть прочитана искренне и с чистой душою. Именно поэтому к ней часто прибегают, дабы изгнать из человека порчу, а она, как известно, итог зависти и бездушности тех людей, в душах которых поселилось зло и, не зная иного выхода, причиняет боль и страдания другим.
В таких случаях, приходя в храм, нужно ставить свечу иконе Иисуса Христа, трижды читать молитву и псалом 90. Такая молитва очищает и наполняет душевной гармонией, а Крест становится оберегом от всего злого на протяжении всей последующей жизни. Ведь если в сердце человека живёт любовь к Богу, то вера навсегда поселиться в его душе.
Молитва Животворящему Кресту Господню – не просто вечное признание Господу за его деяния, в ней изложена вся суть мира и истинное предназначение человека. Она исцеляет физическое и умиротворяет духовное. Её сила в ней самой! Ибо Слово Божие, заложенное в душе, возрождает веру, которая и есть величайшей благодатью, подаренной человечеству.
Тайны мира и человека
Позже, когда люди жили в ожидании Мессии, крест стал символизировать это ожидание. С утверждением христианства крест приобрел новый смысл, когда объединились два его значения: источник бессмертия и в то же время «орудие» казни Иисуса Христа. Магический знак стал олицетворением вечной жизни и избавления от страданий. У КАЖДОГО СВОЙ КРЕСТ
На Руси к кресту всегда отношение было особое – трепетное, бережное. Народ наделял его разными магическими и целебными свойствами. Люди издавна верили, что крест надежно защищает от нечистой силы. Православные говорили: не наденешь нательный крест – попадешь в лапы дьявола. Но только ли это! Если человек не перекрестится в момент зевка, в него войдет нечистая сила. Если девушка купается без нательного крестика, может запросто превратится в русалку. Водяной с особым удовольствием топит тех, кто забывает крестик дома или же снимает его перед тем, как забраться в озеро. А как отогнать от своего жилища злых духов? Конечно, начертить на дверных косяках или оконных рамах заветные кресты! Кстати, и новорожденного старались крестить как можно быстрее, поскольку всерьез опасались, что «промедление смерти подобно» – в данном случае духовной. Вот так замешкается, а нечистый и вселится в невинного младенца. Во время крещения малыш (традиция жива и по сей день) получал крестильный крестик, который положено было беречь всю жизнь как зеницу ока. С ним человеку надлежало пройти весь свой путь – до самой смерти. «Божий посредник» – так называли крест наши предки – берег человека от несчастий, бедствий и болезней. Потеряешь его – и останешься без божией защиты, ведь крест – это еще и символ судьбы, данной Господом. Наверное, поэтому люди были уверены в том, что подобрать оброненный кем-то крестик все равно что присвоить чужие беды и неприятности. На самом деле это не так. Священники говорят, что найденный нательный крест можно спокойно держать дома и даже отдать тому, кто в нем нуждается. Господь каждому дает свой крест – свой путь, свои испытания. И избежать их или передать другому, всего лишь лишившись знака веры, невозможно. ВОТ ЧТО КРЕСТ ЖИВОТВОРЯЩИЙ ДЕЛАЕТ!
Кто не знает эту фразу из гениальной гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию»? Действительно, слова, сказанные героем Юрия Яковлева, прямо, как говорится, в точку. Крест, в самом деле, обладает животворящей силой – целительской. Народ русский в это верил, а дыма без огня, как известно, не бывает. В некоторых местах был распространен такой обычай: обливать распятие водой и давать это питье больному. При этом замечали: если суждено человеку умереть — крест посветлеет, а если пойдет на поправку – потемнеет. С помощью распятия даже обычная скатерть может стать Гиппократом, всего и надо-то, что после крестного хода на Пасху положить кресты на стол. Они полежат-полежат, да и поделятся своей силой с хлопчатобумажной материей. Когда в семье кто-нибудь заболевал – его тут же накрывали заветной скатеркой. Невероятно, но факт – страдальцу становилось легче. В чем тут дело? Наверняка не только в самовнушении. Если же дела болящего были совсем плохи (видно, что не жилец, а муки перед смертью страшные терпит) тогда поступали по-другому. Несчастного клали под иконы головой в красный угол и накрывали «крестовым» полотном: больной затихал и умирал спокойно. НА ТОТ СВЕТ С КИПАРИСОМ
В обряде похорон крест играл большую роль. Существовала такая примета: если у нательного крестика протерлось «горлышко» (место, куда вдевается нитка), значит, его владелец скоро умрет. В старину строго следили за тем, чтобы на каждом крещеном покойнике обязательно был крест. Без него – никак нельзя. Как еще поймешь, что совершен обряд погребения? Похоронить без креста считалось равносильно тому, чтобы не отпеть усопшего. Тогда, по народным поверьям, душа человека будет вечно маяться, а умершие родственники не смогут на том свете общаться с ним. С каким крестом хоронить почившего? Одного рецепта не существовало. В каждом уезде, а позже в каждой губернии были свои традиции. Например, в Вологодской губернии, если на умершем был металлический крест (латунный, медный, серебряный, золотой), его снимали и надевали кипарисный. Почему? Спасителя-то распяли именно на таком. То же самое и в Ярославской губернии: женщина-обмывальщица снимала с мертвого металлический крестик, забирала себе, а кипарисовый надевала. В северных областях России считалось, что нельзя хоронить усопших с медными и серебряными нательными крестами, а вот латунные и деревянные подходят как нельзя лучше. В некоторых местах на покойника полагалось надевать новый крест, в других – оставлять тот, который человек носил при жизни. Что касается креста на кладбище, то и его ставили не абы как. Во-первых, он должен был быть легким: тяжелый умершему трудно носить на том свете. Во-вторых, крест надлежало устанавливать в ногах у покойника, «лицом» на восток – так, мол, усопшему будет проще молиться… Когда тело предавали земле, устанавливали крест, полагалось начертить три крестика на могильном холме – наложить эдакое вето на прогулки «ходячего» покойника, а заодно будто бы сказать: «Я к тебе приду, ты ко мне не ходи!» ВЫСШАЯ НАГРАДА
В царской России награды в виде креста были в большой чести. Ведь крест считался символом верности православным традициям. Если человек действительно им следовал, значит, он готов нести свой жизненный крест подобно Иисусу Христу – трудиться, не жалея сил, терпеть лишения и муки в служении Богу и Отечеству, а если надо, «положить душу свою за други своя». Поэтому крестом не награждали, его вручали самым достойным – тем, кто способен его понести. На него возлагали большие надежды, которые носящий должен был оправдать. Крест в виде награды завещали потомкам, ожидая от них, что они тоже будут беззаветно служить Родине. При этом крест считался наградой особого типа, отличной от медали или ордена. Как правило, крест – это награда за личное мужество. Так, Георгиевский крест – самую легендарную, почитаемую и массовую боевую награду – офицеры получали за выдающуюся храбрость, проявленную в боях с врагом. Он был учрежден Высочайшим повелением императора Александра I от 13 февраля 1807 года. Но георгиевскими кавалерами были также и многие советские военачальники. Маршал Георгий Константинович Жуков был кавалером Георгиевских крестов третьей и четвертой степеней.
В 1992 году этот знак отличия в российской наградной системе вернули к жизни. Получить его – великая честь.


Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один^
Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.
Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.
Миф № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать^
Сломанный нательный крест следует отнести в храм. В каждой церкви собирается очень много подобных вещей, которые приносят люди. Эти вещи просто хранят. Старенькие иконы, у которых уже стёрлись лики, сломанные крестики. Они сохраняются в святом месте
В нашем Покровском храме Зайцево наверху, на хорах, есть ризница, и в ней специально отведённое место, где сохраняются такие иконки, крестики, которые люди приносили в храм со словами «Батюшка, мы не знаем, что с ними делать». Зайцево — посёлок старинный, и у очень многих людей такие вещи дома были. Обязательно нужно принести такие святыни в храм, чтобы они не попирались или кто-нибудь их не выбросил.
Если крест из благородного металла, золота или серебра, владелец может отнести его в ювелирную мастерскую и попросить переплавить в другой крест. Но нельзя выплавлять из него какое-то другое изделие. Неправильным будет и продать его.
Ни в коем случае нельзя святыню выбрасывать куда-либо — в реку или озеро, а также закапывать. С крестом нельзя так обращаться. Даже если храм далеко, человек, который носит крест, всё равно ведь его посещает.
Крест — знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если твой крест сломался или он уже старенький — отнеси его в храм, где он будет храниться с почестями.

