что означает обещание или вымогательство подкупа оао ржд
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о коррупции
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о коррупции
Какие действия можно назвать «коррупцией»?
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Что такое «противодействие коррупции»?
Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?
Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений (преступлений) и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы.
Что может выступать предметом взятки?
Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)
Какие действия можно считать вымогательством взятки?
Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)
Может ли быть привлечён к уголовной ответственности посредник во взяточничестве?
Да, может. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 Уголовного кодекса РФ.
Каков уровень ответственности лица, сообщившего о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?
Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.
В каких случаях взяткодатель может быть освобождён от уголовной ответственности?
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).
Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?
Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.
Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)
Понятие коммерческого подкупа как состава преступления
Адвокат Антонов А.П.
С точки зрения экономики и правовой доктрины подкуп в процессе осуществления коммерческой деятельности является социально опасным деянием по той причине, что он посягает на нормальный ход рыночных отношений в обществе и подрывает деятельность лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях. Из-за подкупа искажается процесс принятия решений, основывающихся на сугубо рыночной логике, поскольку при использовании коммерческого подкупа используется противоправный способ воздействия на его субъектов.
Российским уголовным законодательством сформулировано понятие коммерческого подкупа и установлена соответствующая ответственность за его совершение — ст. 204 УК РФ.
Под коммерческим подкупом законодатель понимает незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, за совершение действия (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). К коммерческому подкупу в соответствии с данной статьей относится и ситуация, когда по указанию лица, выполняющего управленческие функции, имущество передается, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются и иному физическому или юридическому лицу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц.
При этом в соответствии со ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп подразделяется как на незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав (ч. 1 ст. 204 УК РФ), так и на незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование услугами имущественного характера и имущественными правами (ч. 5 ст. 204 УК РФ).
В соответствии с примечаниями к ст. 201 УК РФ под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа или члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» вносит ясность в отношении того, что считается незаконным оказанием услуг или предоставлением имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе и освобождение его от имущественных обязательств, например предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, прощение долга и т.д. Под получением взятки в виде незаконного предоставления лицу имущественных прав понимается возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств, получать доходы от использования бездокументарных ценных бумаг или цифровых прав и др.
Состав данного преступления является формальным. В соответствии с п. п. 10, 11 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» получение и дача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе будут считаться оконченными с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет, «электронный кошелек»), независимо от того, получило ли указанное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.
В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).
Пунктом 11.1 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предусмотрено, что если взяткодатель намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не составило указанного размера, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в несколько приемов, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ.
Квалифицированными (т.е. отягощающими, повышающими размер санкции) составами коммерческого подкупа являются:
1) совершение коммерческого подкупа в значительном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ значительным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 000 рублей;
2) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предмет коммерческого подкупа считается полученным группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, выполняющие управленческие функции, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.
В таком случае преступление будет считаться оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из входящих в группу лиц. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов, а также то, сознавало ли лицо, передающее незаконное вознаграждение, что в его получении участвовало несколько лиц, выполняющих управленческие функции.
Также в п. 16 данного Постановления Пленума ВС РФ указывается на то, что в организованную группу, которая, в отличие от обычной, характеризуется устойчивостью, высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя, могут входить и лица, не обладающие признаками специального субъекта получения коммерческого подкупа;
3) совершение коммерческого подкупа в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 000 рублей;
4) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ особо крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 1 000 000 рублей;
5) совершение коммерческого подкупа за заведомо незаконные действия (бездействие);
6) сопряжение коммерческого подкупа с вымогательством предмета подкупа.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» под вымогательством предмета подкупа необходимо понимать не только требование передать незаконное вознаграждение, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать данное вознаграждение с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.
Для квалификации содеянного не имеет значения, была ли у лица, выполняющего управленческие функции, реальная возможность осуществить данную угрозу, если у лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, были основания опасаться осуществления данной угрозы.
В п. 13.1 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъяснено, что обещание или предложение лица передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующего коррупционного преступления в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами. Если иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения лица передать незаконное вознаграждение за совершение необходимых действий (бездействие), не были совершены по независящим от него обстоятельствам, то содеянное квалифицируется как приготовление к коммерческому подкупу (ч. 1 ст. 30 и ч. 3 — 4 или ч. 7 — 8 ст. 204 УК РФ).
При этом коммерческий подкуп как таковой необходимо отличать от ряда иных преступлений, поскольку по своему характеру он внешне похож на преступления, предусмотренные ст. 204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе), ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст. 184 УК РФ (оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса).
Рассмотрим, прежде всего, ст. 204.1 УК РФ.
Объект преступления в данном случае совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, т.е. нормальная, регламентированная законодательством управленческая деятельность коммерческих и иных организаций.
Разница между ст. 204 УК РФ и ст. 204.1 УК РФ заключается в субъекте преступления. Если в ст. 204 УК РФ им выступает лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, то в ст. 204.1 УК РФ субъектом является лицо, выполняющее функции посредника, т.е. лицо, передающее предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его или иным образом способствующее в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа. Посредник отличается от получающего или передающего предмет коммерческого подкупа тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.
Что касается ст. 204.2 УК РФ, то объект преступления здесь аналогичен объекту преступления ст. 204 УК РФ. Различия имеются в отношении конкретизации объективной стороны деяния в ст. 204.2 УК РФ — совершение коммерческого подкупа на сумму, не превышающую 10 000 рублей. Кроме того, в соответствии с разъяснением в вопросе 2.1 Ответов на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ — 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), нормы ст. 204.2 УК РФ содержат специальные нормы по отношению к нормам ст. 204 УК РФ.
Теперь обратимся к ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ, которые устанавливают ответственность за получение и дачу взятки. Коммерческий подкуп отличается от них по двум признакам: по объекту и субъекту преступления.
Так, при коммерческом подкупе объектом преступления является нормальная реализация прав и обязанностей в процессе осуществления управленческих функций коммерческой или иной организации. При получении или даче взятки объектом является нормальная и правильная работа органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается субъекта преступления, то при коммерческом подкупе субъектом преступления является лицо, осуществляющее функции управления коммерческой организацией или иной организацией. При получении взятки субъектом является должностное лицо, под которым в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ необходимо понимать лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Статья 184 УК РФ устанавливает ответственность за незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Сравнивая данный состав преступления с коммерческим подкупом, мы также обнаруживаем различный объект и субъект преступления. Объектом преступления по ст. 184 УК РФ будет являться нормальная деятельность по организации спортивных соревнований или зрелищного коммерческого конкурса. Субъектом будут являться лица, принимающие имущественное предоставление или соответствующие услуги, права с целью оказания влияния на результаты соревнования или конкурса: спортсмены, тренеры, судьи, руководители, члены жюри, организаторы соревнования или конкурса и т.д.
Таким образом, для грамотной квалификации того или иного деяния в качестве коммерческого подкупа необходимо отличать его состав от смежных составов преступления.
Ни дать, ни взять

Вчера пленум Верховного суда России принял большие поправки в свое постановление «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
Моментом окончания дачи взятки может считаться в том числе перечисление средств в «электронный кошелек». Раз деньги капнули, взятка прошла, и чиновника можно судить.
Естественно, при этом надо будет доказать, что деньги пришли не просто так, а за дело.
«Верховный суд указывает на необходимость рассматривать такие действия как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами», поясняет адвокат Максим Колесников.
Не любой чиновник, взявший деньги, является взяточником. Иногда он просто мошенник. Разница между ними проста. Взяточник берет деньги за то, что реально может сделать. Мошенник получает конверт не по чину, то есть за вопрос, решить который не в его власти. Подсудно и то, и другое. А человек, принесший конверт, в любом случае тоже нарушает закон.
Но при этом повышаются и требования к доказательствам. Если правоохранители проводили оперативно-разыскное мероприятие, то есть пытались записать момент получения взятки, суд должен проверить, насколько законно было проведена секретная операция.
«Для оценки доказательств, полученных в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности, суду независимо от признания подсудимым своей вины необходимо проверять законность и обоснованность проведения каждого такого оперативно-разыскного мероприятия», поясняет адвокат. По его словам, данные нормы являются безусловным нововведением.
Что из перечисленного означает обещание или вымогательство подкупа оао ржд сдо
В Российском законодательстве имеется несколько составов преступлений, безусловно относящихся к преступлениям коррупционной направленности. Среди них не совсем обычное преступление – посредничество во взятке.
Термин «посредничество во взяточничестве» раскрыт в первой части ст. 291.1. Под ним подразумевают два варианта возможных действий, которые составляют объективную сторону преступления:
Сама передача взятки по просьбе, поручению взяточника или того, в чьих интересах взятка передается.
Другая помощь в достижении, реализации договоренности о получении и даче взятки – любые действия, цель которых содействие в достижении конечной цели взяточников и тех, кто взятку передает. Например, это поиск должностного лица, способного «решить вопрос», переговоры, уговоры к «помощи» взяткодателю и прочие.
Посредник – связующее взяткополучателя и взяткодателя звено, он не имеет собственного интереса во взятке, действует в интересах ее сторон, не используя в качестве взятки свое имущество. Посредником во взяточничестве в определенных обстоятельствах может являться подчиненный, передавший взятку по поручению своего руководителя, который при таких обстоятельствах может отвечать по УК как взяткодатель по ст. 291 УК РФ.
От настоящего посредничества нужно отличать мошенничество, имеющее с ним общие черты. Как мошенничество могут быть квалифицированы действия человека, вызвавшегося оказать услуги посредника между получателем взятки и взяткодателем, который реально этого делать не собирался, а полученные для передачи в качестве взятки ценности присвоил себе. При этом в действиях передавшего ценности для дачи взятки, могут быть усмотрены признаки покушения на дачу взятки.
Как пример можно привести ситуацию, когда матери призывника предложили «решить» вопрос о признании ребенка негодным к военной службе. Обратилась к ней знакомая мед. сестра, имеющая доступ к документации медицинской комиссии при призыве. Для решения «вопроса» предложила дать ей денежные средства с целью якобы в дальнейшем передать их должностному лицу для принятия такого решения. При этом «посредница» заведомо была осведомлена о наличии у мальчика диагноза, препятствующего признанию его годным, а также о том, что заключение о его негодности уже имеется. Деньги, полученные от матери, передавать никому не собиралась, просто присвоив их себе.
Следует указать, что помимо ст. 159 УК РФ «Мошенничество», в действиях фальшивого посредника могут быть признаки подстрекательства к покушению на дачу взятки в случае, если первоначально никто не собирался давать взятку, а поддался уговорам «посредника».
Согласно норме статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовно наказуемыми являются действия посредника, которые выражаются:
обещании или предложении посредничества во взяточничестве;
непосредственная передача взятки должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя;
любое иное способствование взяткодателю или взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (например, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю)
Существует несколько характеристик, присущих посреднику, однако основная среди них – это содействие взяткодателю или взяткополучателю для успешного совершения процедуры передачи взятки.
За указанные действия ответственность наступает независимо от того, в интересах взяткодателя или взяткополучателя выступает посредник. При этом его действия являются уголовно наказуемыми в том случае, если размер взятки превышает 25 тыс. рублей.
Квалифицирующими признаками состава преступления, при наличии которых предусмотрено более строгое наказание, являются: использование посредником своего служебного положения; посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие); совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; посредничество во взяточничестве в крупном размере (когда размер взятки превышает 150 тыс. рублей) и особо крупном размере (свыше 1 млн рублей).
За совершение данного преступления определено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет. Санкция этой статьи в качестве альтернативного вида основного наказания предусматривает штраф в размере до 3 млн. рублей (а также в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет или в размере до 80-кратной суммы взятки). В качестве дополнительных видов наказания предусмотрены лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7 лет и штраф в размере до 70-кратной суммы взятки.
В соответствии с примечанием к статье 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации посредник может быть освобожден от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
СДО ЖД ответы
Кто из перечисленных ниже представителей не входит в состав комиссии КТО (согласно распоряжения ОАО «РЖД» от 26.12.2016 № 2676р, а также распоряжения ОАО «РЖД» от 08.
Какие из перечисленных ниже действий не выполняются при проведении КТО (согласно распоряжения ОАО «РЖД» от 26.12.2016 № 2676р, а также распоряжения ОАО «РЖД» от 08.
Установленные на ССПС устройства безопасности должны осматриваться порядком, установленным руководством по эксплуатации, и с периодичностью не реже: 1 раза
Установленные на СПС радиостанции должны проходить техническое обслуживание не реже: 1 раза в 3 месяца 1 раза в 2 месяца 1 раза в 4 месяца 1 раза в 6 месяцев
Как называется ситуация, в которой личная заинтересованность может повлечь нарушение должностных обязательств? Провокация коррупционного преступления Конфликт
Что из перечисленного означает обещание или вымогательство подкупа? Конфликт интересов Злоупотребление полномочиями Попытка склонения к коррупционному нарушению
Что из перечисленного относится к целям антикоррупционной политики ОАО «РЖД»? Свести к минимуму риски коррупции Рассказывать о мерах, которые предпринимает
Что из перечисленного относится к принципам антикоррупционной политики ОАО «РЖД»? Неприятие коррупции Непрерывное информирование и обучение Отказ работника
Какой правовой документ содержит статью о незаконном вознаграждении от имени юридического лица? Уголовный кодекс Российской Федерации Трудовой кодекс Российской
Что из перечисленного входит в нормативную базу противодействия и предупреждения коррупции в ОАО «РЖД»? Федеральные законы Российской Федерации Законы зарубежных
СДО ЖД ответы
После производства полного опробования тормозов от стационарной установки до какого момента поезд должен оставаться подключенным к напорной колонке?
Допускается подключение двух и более составов к одной воздушной колонке стационарной установки? Допускается Не допускается
Какой документ должен вручить осмотрщик головной группы машинисту ведущего локомотива после окончания полного опробования автоматических тормозов в поезде
Для работы по производству путевых работ допускаются машинисты: Со стажем работы не менее года Со стажем работы не менее 3-х лет Со стажем работы не более
Что проводится перед отправлением в командировку локомотивной бригады для работы с хозяйственными поездами? Целевой инструктаж заместителем начальника депо
Кто назначается ответственным за соблюдение безопасности движения поездов при производстве хозяйственных работ локомотивными бригадами? Приказом начальника
Подарок на уголовку: кого и как судят за «откаты»
Коммерческий подкуп («откат») не нужно путать со взяткой. Обвиняемыми в первом случае выступают лишь сотрудники коммерческих фирм. А фигурантами дел о взяточничестве являются госслужащие и работники госкомпаний.
Хотя все эти преступления Верховный суд относит к одному виду – коррупционные составы (Постановление Пленума ВС от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»). Большое количество подобных преступлений совершают наемные руководители или финансовые директора предприятий, говорит партнер Феоктистов и партнеры Феоктистов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право × Руслан Долотов.
Одна из таких схем строится, когда продукцию закупают у конкретной организации. Коммерческие фирмы не обязаны приобретать товары через гостендеры, поэтому поставщики сами предлагают «откат», чтобы «наладить» взаимовыгодные отношения с заказчиком. Так, в Тамбове начальник отдела завода «Электроприбор» обеспечивал двух поставщиков постоянными заказами с предприятия, за что получал процент от каждой сделки. Его приговорили к штрафу в 500 000 руб.
– как средство конкурентной борьбы, где «подарок» обменивают на заключение выгодного договора (дело № 1-16/2020);
– чтобы установить приоритетные условия отгрузки товаров (дело № 1-178/2020);
– урегулировать проблемы с подписанием актов о приемке выполненных работ и обеспечить отсутствие претензий со стороны заказчика (дело № 1-61/2020).
Еще один распространенный вариант, когда «откат» передают за подписание актов выполненных услуг, – если фактически там есть недостатки. Так, замгендиректора ООО «Центрстройинвест-2000» Алексей Милованов заплатил 630 000 руб. исполнительному директору АНО «Политехинжиниринг» Андрею Хацкевичу, чтобы тот подтвердил объем работ по реконструкции столичного Политехнического музея, выполненных строительной фирмой. Суд приговорил Хацкевича к трем годам лишения свободы в колонии, а Милованов отделался условным сроком (дело № 10-8015/2018).
Актуальна проблема с подкупом для предпринимателей, которые находятся в зависимом положении, уверяет Долотов. Речь идет о ситуации, когда директор крупного ТЦ предлагает арендатору выплачивать деньги, чтобы за ним сохранилось конкретное торговое место. На этом попался глава Лефортовского рынка в Москве Данила Держиев. Его приговорили к двум с половиной годам лишения свободы (дело № 10-4157/2013).
В крупных магазинах встречается и другая коррупционная схема. Чтобы разместить на полках свою продукцию, поставщики платят откаты владельцам или сотрудникам торговой сети, рассказывает советник Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 22 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 22 место По количеству юристов 37 место По выручке Профайл компании × Алексей Ануфриенко. Три года назад за подобное преступление осудили главного технолога ТД «Перекресток» Ольгу Паринову. Она вместе со своим мужем вымогала у ООО «Компания «Кулинарные технологии» 36 млн руб., чтобы фирма могла поставлять свою продукцию на прилавки супермаркетов. Паринова получила пять с половиной лет колонии, а ее супруг на полгода меньше (дело № 01-0011/2017 (01-0744/2016)).
Подкупают и сотрудников службы безопасности, чтобы те закрыли глаза на коррупционные схемы в компании и вокруг нее, предупреждает Матвей Протасов. По словам управляющего партнера Большаков, Челышева и партнеры Большаков, Челышева и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × Артура Большакова, иногда сотрудники компаний не боятся получать ежемесячные незаконные вознаграждения переводами на счет: «Подтвердить факт подкупа в таких случаях значительно проще, даже если банковская карта принадлежит кому-то из родственников или близких». А сложнее всего будет доказать преступление, если злоумышленнику передают суммы наличными, утверждает Долотов.
Но «подарки» могут принимать и завуалированную форму, предупреждает адвокат Князев и партнеры Князев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × Алексей Сердюк: «Начиная от предоставления кредита с заниженной процентной ставкой и заканчивая бесплатными турпутевками, строительством дач и ремонтом квартир».
Сергей Токарев, бывший следователь по особо важным делам СКР, старший партнер Q&A
Как наказывают
За подкуп наказывают не менее сурово, чем за взятки. По ст. 204 УК максимальный срок лишения свободы составляет 12 лет. В последние годы число приговоров по этому составу резко сократилось. Токарев и Протасов связывают такие изменения с законодательными новеллами, принятыми пять лет назад. Тогда топ-менеджеров госкомпаний приравняли к госслужащим и стали судить за «злоупотребление полномочиями» вместо подкупа. Еще одну возможную причину называет адвокат Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право × Николай Яшин: число таких дел могло снизиться, потому что в 2016 году появились отдельные составы («Посредничество в коммерческом подкупе» и «Мелкий коммерческий подкуп»), за которые раньше наказывали по ст. 204 УК.
Расследовать подобные дела всегда было сложно. Во-первых, возбуждать их можно лишь с согласия руководства компании, где работает получатель коммерческого подкупа, подчеркивает Долотов. Если факт передачи денег нарушает интересы третьих лиц, то дело могут инициировать и без одобрения топ-менеджмента фирмы, подчеркивает эксперт.
Зачастую такие уголовные дела возбуждают с нарушением процессуального порядка. Например, без заявления или согласия потерпевшего. Статус потерпевшего в некоторых случаях присваивается без всяких на то оснований в угоду интересам правоохранителей. Либо к участию в деле в качестве потерпевших формально привлекаются лица, интересы которых фактически не пострадали.
Дмитрий Солдаткин, управляющий партнер МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнёры» (SZP Law) МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнёры» (SZP Law) Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право ×
Еще одна трудность в том, что обычно деньги передают тайно. Поэтому без «прослушек» или перехваченных переписок правоохранительным органам сложно доказывать эти составы, утверждает Большаков. Но в последнее время наметилась тенденция к снижению стандартов доказывания, поэтому следствие сейчас может опираться на одни свидетельские показания, констатирует Ануфриенко.
Когда нет состава и какая защита от необоснованных обвинений
Если деньги передают за действия, которые не входят в служебные полномочия получателя подкупа, или тот в силу своего служебного положения не может их совершить, то преступления не будет, объясняет Токарев. Аналогичным исходом закончится и провокация подкупа со стороны силовиков.
Довольно распространенный способ снизить размер наказания – добиться переквалификации подкупа в особо крупном размере (7–12 лет лишения свободы) на мошенничество в особо крупном размере (0–10 лет лишения свободы).
Тимур Хутов, партнер Коблев и партнеры Коблев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право ×
Чтобы обезопасить себя от обвинений по такому составу, Яшин советует сотруднику хранить не только свою должностную инструкцию, но и аналогичную бумагу о полномочиях непосредственных руководителей: «На тот случай, если документ неожиданно перепишут или он «пропадет».
Понятие коммерческого подкупа как состава преступления
С точки зрения экономики и правовой доктрины подкуп в процессе осуществления коммерческой деятельности является социально опасным деянием по той причине, что он посягает на нормальный ход рыночных отношений в обществе и подрывает деятельность лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях. Из-за подкупа искажается процесс принятия решений, основывающихся на сугубо рыночной логике, поскольку при использовании коммерческого подкупа используется противоправный способ воздействия на его субъектов.
Под коммерческим подкупом законодатель понимает незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, за совершение действия (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). К коммерческому подкупу в соответствии с данной статьей относится и ситуация, когда по указанию лица, выполняющего управленческие функции, имущество передается, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются и иному физическому или юридическому лицу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц.
При этом в соответствии со ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп подразделяется как на незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав (ч. 1 ст. 204 УК РФ), так и на незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование услугами имущественного характера и имущественными правами (ч. 5 ст. 204 УК РФ).
В соответствии с примечаниями к ст. 201 УК РФ под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа или члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).
Квалифицированными (т.е. отягощающими, повышающими размер санкции) составами коммерческого подкупа являются:
1) совершение коммерческого подкупа в значительном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ значительным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 000 рублей;
2) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В таком случае преступление будет считаться оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из входящих в группу лиц. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов, а также то, сознавало ли лицо, передающее незаконное вознаграждение, что в его получении участвовало несколько лиц, выполняющих управленческие функции.
Также в п. 16 данного Постановления Пленума ВС РФ указывается на то, что в организованную группу, которая, в отличие от обычной, характеризуется устойчивостью, высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя, могут входить и лица, не обладающие признаками специального субъекта получения коммерческого подкупа;
3) совершение коммерческого подкупа в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 000 рублей;
4) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ особо крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 1 000 000 рублей;
5) совершение коммерческого подкупа за заведомо незаконные действия (бездействие);
6) сопряжение коммерческого подкупа с вымогательством предмета подкупа.
Для квалификации содеянного не имеет значения, была ли у лица, выполняющего управленческие функции, реальная возможность осуществить данную угрозу, если у лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, были основания опасаться осуществления данной угрозы.
При этом коммерческий подкуп как таковой необходимо отличать от ряда иных преступлений, поскольку по своему характеру он внешне похож на преступления, предусмотренные ст. 204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе), ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст. 184 УК РФ (оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса).
Рассмотрим, прежде всего, ст. 204.1 УК РФ.
Объект преступления в данном случае совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, т.е. нормальная, регламентированная законодательством управленческая деятельность коммерческих и иных организаций.
Разница между ст. 204 УК РФ и ст. 204.1 УК РФ заключается в субъекте преступления. Если в ст. 204 УК РФ им выступает лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, то в ст. 204.1 УК РФ субъектом является лицо, выполняющее функции посредника, т.е. лицо, передающее предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его или иным образом способствующее в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа. Посредник отличается от получающего или передающего предмет коммерческого подкупа тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.
Теперь обратимся к ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ, которые устанавливают ответственность за получение и дачу взятки. Коммерческий подкуп отличается от них по двум признакам: по объекту и субъекту преступления.
Так, при коммерческом подкупе объектом преступления является нормальная реализация прав и обязанностей в процессе осуществления управленческих функций коммерческой или иной организации. При получении или даче взятки объектом является нормальная и правильная работа органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается субъекта преступления, то при коммерческом подкупе субъектом преступления является лицо, осуществляющее функции управления коммерческой организацией или иной организацией. При получении взятки субъектом является должностное лицо, под которым в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ необходимо понимать лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Статья 184 УК РФ устанавливает ответственность за незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Сравнивая данный состав преступления с коммерческим подкупом, мы также обнаруживаем различный объект и субъект преступления. Объектом преступления по ст. 184 УК РФ будет являться нормальная деятельность по организации спортивных соревнований или зрелищного коммерческого конкурса. Субъектом будут являться лица, принимающие имущественное предоставление или соответствующие услуги, права с целью оказания влияния на результаты соревнования или конкурса: спортсмены, тренеры, судьи, руководители, члены жюри, организаторы соревнования или конкурса и т.д.
Таким образом, для грамотной квалификации того или иного деяния в качестве коммерческого подкупа необходимо отличать его состав от смежных составов преступления.










