что означает объяснительная речь что это такое
Что означает объяснительная речь что это такое
Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.
Приведем в качестве примера отрывки бесед с детьми. Взрослый: Наташа, с кем ты любишь играть?
Взрослый: Женя, ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему?
Взрослый: Максим, нравится ли тебе трудиться?
Максим: Ну, когда заниматься нечем, хочется что-нибудь поделать. Вообще-то интересно.
Взрослый: А если у тебя не получится какая-нибудь работа, что ты сделаешь?
Максим: Постараюсь ее исправить. Если я брошу работу, то меня не поблагодарят. Так хоть купят что-нибудь.
Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта.
Рассмотрим развитие функций речи у ребенка 3-7 лет. В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
Охарактеризовать ситуативную, контекстную и объяснительную формы речи дошкольника
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.
Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.
У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной.
Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.
К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь.
Ситуативная речь — основная форма речи младшего ребенка — постепенно начинает уступать место контекстной речи, речи-сообщению. Контекстная речь, т. е. связная, характеризуется тем, что ее понимание собеседником возможно на основе одних только средств языка и не требует опоры на конкретную ситуацию.
Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения, новых грамматических форм. По своей структуре контекстная речь приближается к письменной. Важной чертой контекстной речи является произвольность. Например, семилетний ребенок, только что поступивший в 1-й класс, рассказывает: «В детском саду было очень интересно. Там мы много играли, рисовали, пели. Нас учили заниматься. Учиться нужно, чтобы грамотным стать, чтобы потом работать на заводе инженером. или там. врачом в больнице» (Л. А. Калмыкова). В своих рассказах дети опираются на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они используют и вымышленные факты, придумывая рассказы, носящие творческий характер.
Контекстная речь у ребенка не вытесняет полностью ситуативную. Ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от характера общения и сообщаемого содержания. Ситуативностью отличается речь детей на темы из своего быта. При пересказывании ситуативность заметно снижается, но если ввести опору на наглядность, например картинки, речь становится более ситуативной. Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.
Развитие самостоятельной практической деятельности побуждает развитие интеллектуальной практической функции речи (рассуждение, объяснение спосо-бов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности и др.)
1. понимание ребенком 2-4 лет предлога. (Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, Владос, 1995 – с 225 Задание 6)
приготовить коробку с цветными карандашами, блюдце, чашку, ложку, коробочку из бумаги, круг диаметром 3см.
проведение: предлагается ребенку выполнить ряд заданий:
1. достать карандаш ИЗ коробки
2. положить карандаш ЗА коробку
3. положить карандаш ОКОЛО коробки
4. положить карандаш В коробку
5. положить карандаш НА коробку
6. поставить чашку НА блюдце
7. положить ложку В чашку
8. положить ложку НА чашку
9. положить ложку ОКОЛО чашки
10. положить кружок В коробку
11. положить кружок ПОД коробку
12. положить кружок ЗА коробку
13. положить кружок ОКОЛО коробку
Обработка: подсчитывается число правильно выполненных заданий во всех возрастных группах. Анализируют, понимание предлогов как грамматической формы, выражающей отношения между предметами, в разных ситуациях детьми разного возраста.
2. понимание ребенком 4-7 лет суффиксов (Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, Владос, 1995 – с 225-226 Задание 7 )
Подготовка: придумать сказку со словами: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик.
Проведение: 1) ребенку называют три незнакомых слова: лар-зверь, лафит-сладкий квас, кашемир-материя и объясняют их. Затем задают вопросы что такое лар, лафит, кашемир? Чтобы проверить усвоение. Потом рассказывают сказку и просят объяснить слова ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик. 2) ребенку предлагают произвести уменьшительные слова от исходных: окираф, овсе, желудь, дуб, лев, страус? Пузырек, нос, волк, гвоздь.
Обработка: подсчитывается количество детей правильно понимающих значение суффиксов и выполняющих задание по самостоятельному словообразованию (в%).
3. словарный состав, грамматический и синтаксический строй речи у детей 3-7 лет. (Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, Владос, 1995 – с 227-230 Задание 8 )
Подготовка: за день до исследования читают сказку «Репка» без иллюстраций.
Проведение: ребенка просят рассказать сказку репка. Установка на пересказ не дается. Речь точно фиксируют в протоколе. Отмечают выразительность, наличие мимических и пантомимических движений.
Обработка: на основании данных таблиц составляется одна с заключениями
Словарный запас
Возраст
Что должен знать об особенностях объяснительной речи учитель начальных классов
Что должен знать об особенностях объяснительной речи
учитель начальных классов
Объяснительная речь — один из основ- ных жанров, которым учитель должен вла- деть в совершенстве. В основе создания данного жанра лежат риторические знания и умения учителя. Какие риторические ка- тегории помогают учителю при создании жанров объяснительной речи?
Научно-учебный подстиль использует- ся в устной речи педагога. Педагог обычно не является автором тех закономерностей, понятий, идей, которые он излагает учени- кам, но он посредник между наукой и адре- сатом, который стремится овладеть основа- ми этой науки.
Целью объяснительной речи учителя является формирование знаний, умений, убеждений. Информирующая функция — главная в процессе объяснения нового ма- териала, но специфика названной речи именно в обеспечении усвоения информа- ции, получении нового представления о предмете речи. Информирующая функция свойственна также, например, публицисти- ческим жанрам, но там она ограничивается задачами информирования и эмоциональ- ного воздействия, а в научно-учебном соп- ровождается требованием усвоения мате- риала.
Коммуникативное намерение в процес- се педагогического, в частности научно- учебного, общения выступает как единство трех аспектов: мыслительного (ментально- го), собственно речевого и коммуникатив- ного. Данные характеристики обязательно учитываются при формировании у студен- тов навыков создания объяснительной речи (жанрово-стилистический аспект).
Риторический аспект создания жанра объяснительной речи учителя ориентиру- ется на знание пяти этапов подготовки высказывания, который и современная, и классическая риторика считают центром при создании текста: этап изобретения, нахождения темы и идеи будущего выска- зывания; этап расположения материала; этап выражения найденного словами и ук- рашение его; этап запоминания и этап произнесения.
На первом этапе — изобретения — важ- но отыскать свою мысль, идею, затем раз- вить ее, тем самым определив содержатель- ное наполнение будущего текста.
Для эффективного развития «идеи» (те- мы) риторика на протяжении всей истории своего существования использовала «топо- сы» (Аристотель) или «риторические мес- та» (М.В. Ломоносов).
Топосы — структурно-смысловые моде- ли порождения высказывания, на основа- нии которых строятся отрезки текста и це- лые тексты. Основных топосов, выделяе- мых во всех исследованиях по риторике, де- сять: родовидовая характеристика; деление предмета на части; определение предмета речи, выделение свойств предмета речи; обстоятельства; выявление причинно-след- ственных связей; обращение к происхожде- нию слова (имя); сопоставление; использо- вание свидетельств; последующее всегда идет за предыдущим.
Знание данных моделей, отражающих процесс мышления человека, и умение пользоваться ими позволяют создавать ло- гичный, эффективный текст в любом жанре.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2005. № 2
Как же функционируют топосы в таком жанре, как объяснительная речь учителя?
Учителю чаще всего не приходится ду- мать над выбором и формулировкой темы: тема задается программой, поурочным пла- ном. Поэтому основная задача — подобрать материал для раскрытия темы, ориентиру- ясь на цель урока, с учетом возраста уча- щихся, с обязательным учетом того, как бу- дет произноситься подготовленная речь и насколько субъективен должен быть автор будущего текста. Объяснительная речь учителя начальных классов создается по тем же параметрам, что и речь любого учи- теля-предметника. Разница в стиле, с по- мощью которого передается подготовлен- ный материал: менее сложная лексика, ме- нее сложное построение фразы.
Все десять перечисленных выше топо- сов используются при создании объясни- тельной речи, но наиболее частотными и функциональными именно в объяснитель- ной речи, в том числе учителя начальных классов, являются топосы «родовидовая ха- рактеристика» и «определение предмета речи». Рассмотрим эти топосы. Заметим, что топос — категория универсальная и мо- жет использоваться при объяснении любо- го предмета.
Родовидовая характеристика предмета речи — это структурно-смысловая модель, предполагающая развитие темы и создание высказывания на основании восхождения от видовых понятий к родовому и нисхож- дения от родового понятия к видовым.
При разработке темы учитель должен учитывать в зависимости от своей задачи, есть ли необходимость описания разновид- ностей предмета речи, стоит ли останавли- ваться на одной разновидности и т.д. Но при осмыслении темы существует возмож- ность увеличить количество материала за счет именно этой смысловой модели. В тексте данный топос можно использовать по-разному: от перечисления и описания разновидностей к родовому понятию и на- оборот. Умение разделять все на подвиды — очень важное умение, отражающее движе- ние от общего к частному и от частного к общему. Некоторые темы изначально пред- полагают рассказ о родовом понятии и его разновидностях. Например: «Звуки речи»
(гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие); «Единицы дли- ны» (метр, сантиметр, миллиметр); «Явле- ния природы» и др.
Топос «родовидовая характеристика» может быть сквозным, пронизывающим из- ложение, даже если в тексте нет его прямо- го речевого воплощения. Кроме того, ис- пользование данной модели позволяет пос- ледовательно раскрывать основной матери- ал, объясняемый учителем. Так, если речь идет о звуках речи, то применение данного топоса позволяет лучше осознать и запом- нить: разновидностями звуков являются гласные и согласные. Такая реализация данного топоса может служить канвой для дальнейшего изложения материала. Зада- чей учителя является выделение ее в само- стоятельное высказывание. На основании этого топоса строятся порой целые отрезки текста.
Использование родовидовой характе- ристики — это и способ перехода от одного смыслового отрезка к другому. Обычно в начале текста, микротекста, абзаца называ- ются разновидности того, о чем пойдет речь в дальнейшем тексте. Далее дается описа- ние разновидностей:
«Ребята, в XIX веке появились новые танцы. Вслед за вальсом в Европе утвердил- ся еще один танец — полька.
Но начинался бал описываемой нами эпо- хи полонезом.
Полонез — танец рыцарский, танец, в котором каждый жест кавалера подчерки- вал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви». (Из объяснительной речи учителя музыки, III класс.)
Жирным шрифтом выделены слова, ко- торые отражают внутреннюю структуру текста о разных танцах XIX в., в основе ко- торого лежит топос «родовидовая характе- ристика». После этих начальных предло- жений дается рассказ о каждом из танцев. То есть смысловая модель «родовидовые отношения» является структурирующей, помогающей последовательно разверты- вать тему.
Таким образом, топос «родовидовая ха- рактеристика» — неотъемлемая структур- но-смысловая часть изложения учебно-на-
МГПУ: ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
учного материала, позволяющая логично, четко и подробно раскрыть тему. Топос мо- жет лежать в основе определенного отрезка повествования, а может стать основой для целого текста, где рассказывается о разно- видностях определенных явлений, предме- тов, людей и т.д.
В разных жанрах научно-учебного сти- ля автор будет использовать всю схему
«род и его разновидности» или только одну ее ветвь, подробно рассказывая о ней. Та- кой выбор зависит от цели жанра. Объясни- тельная речь учителя предполагает чаще всего раскрытие одной темы, поэтому, зная всю схему, автор речи будет подробно раз- рабатывать один ее аспект.
Определение предмета речи — это струк- турно-смысловая модель, предполагающая истолкование предмета речи с целью рас- крытия его содержания. Функции топоса
«определение» в научно-учебном стиле: введение в тему речи, оформление начала текста и микротекста, истолкование пред- мета речи, распространение идеи.
В научно-учебной речи практически всегда вводятся новые понятия, поэтому создание отрывков текста с опорой на опре- деление — средство раскрытия содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение понятия — значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи, возвести к единой идее представление о нем адресата.
Поскольку учебные пособия и объясни- тельная речь учителя включают в себя практически на каждом уроке новый мате- риал, то данный топос должен быть посто- янным компонентом работы учителя при создании речи. Место данного топоса в структуре объяснительной речи не зафик- сировано. Он может идти в начале, может располагаться по ходу изложения материа- ла как комментарий, как элемент ясности материала.
Определение создается разными спосо- бами. Во-первых, через родовидовую харак- теристику, что является типичным в науч- но-учебном подстиле. Например:
Имя существительное — часть речи, ко- торая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Во-вторых, определение может даваться через перечисление свойств или отличие этого предмета от других. Например:
Медведь — всем известный зверь, своею неуклюжестью и неповоротливостью во- шедший в пословицу.
В-третьих, определение может пред- ставлять собой метафору. Этот тип всегда делает текст ярче, образнее, поэтичнее. Но в научно-учебном стиле он не всегда способ- ствует точности изложения материала, а са- мое главное — восприятия материала или требует пояснения в развернутом тексте. Например:
Непроверяемая безударная гласная — это маленький озорник, который может нас подвести.
Подобное определение требует поясне- ния, которое идет далее:
Непроверяемая безударная гласная — это маленький озорник, который может нас подвести. Забудешь применить прове- рочное слово, понадеявшись на то, что дан- ное слово тебе хорошо знакомо, и сделаешь ошибку. А иногда не знаешь однокоренных слов, тогда безударная гласная тут же зая- вит о себе, и ты поймёшь, что не такая уж это простая орфограмма — «проверяемая безударная гласная в корне».
В плане речевого воплощения можно отметить, что чаще всего определение представляет собой простое или простое ос- ложненное предложение, в котором подле- жащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи или подлежащее выражено существительным, сказуемое — глаголом и т.п. То есть чаще всего определение пред- ставляет собой предложение со знаком ти- ре. Данное предложение может осложнять- ся однородными членами, причастными оборотами и другими обособленными опре- делениями. В них не используются место- имения первого и второго лица, а соответ- ственно глаголы в этих формах. Достаточно частым компонентом определения являют- ся частицы это, то и др.
Таким образом, в научно-учебном стиле частотным является логическое определе- ние, что связано со стремлением этого сти- ля к фактологической точности и обуслов- лено основной функцией данной модели — информировать о предмете речи.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2005. № 2
Соответственно учитель должен побуж- дать детей к оформлению высказываний в виде определений с целью выработки навы- ка истолкования предмета речи и с целью проверки усвоения материала. Для этого существует такая формулировка вопроса, которая требует ответа именно в виде опре- деления. Например: что такое предание? Или побуждение, уже в речевом плане по-
казывающее, что ответ должен быть дан оп- ределением: дайте определение имени при- лагательному.
Знание структурно-смысловых моде- лей (топосов) поможет учителю при созда- нии жанра объяснительной речи; это зна- ние, на основании которого можно учить школьников созданию микротекстов и текстов.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника
Дошкольный возраст — это чрезвычайно важная пора в формировании ключевых коммуникативных навыков, которые помогают ребенку находить контакт с окружающим миром и людьми, грамотно выстраивать последующие отношения с ними.
Каким образом дошкольник изъясняется
Прежде чем приступать к упражнениям по развитию речи, нужно понимать, что сама речь характеризуется различными чертами и разделяется по этим чертам на несколько видов.
Общаясь с семьей и близкими в таком возрасте, ребенок чаще всего описывает конкретную ситуацию или спрашивает вопросы, напрямую относящиеся к тому, что он видит вокруг. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется ситуативной.
Ситуативная речь
Ситуативная речь — речь, которую ребенок использует в определенной ситуации, чтобы описать происходящее вокруг или задать вопросы, требующие пояснения.
Главным маячком ситуативной речи является замена подлежащего местоимением. Взрослым в подобные моменты бывает довольно сложно уследить за ходом мысли малыша и определить, о чем идет речь. Вместе с хаотичным использованием местоимений сбивает с толку и пестрота наречий, которые тоже не добавляют конкретики. Однако, с течением времени, когда мышление начинает развиваться с новой силой, вместо бесконечных местоимений появляются существительные. Чувствуя, что он разговаривает с собеседником и должен донести свои мысли так, чтобы было понятно и другому человеку, ребенок после местоимения ставит название предмета, о котором говорит.
Обратите внимание! Таким образом, канва повествования каждый раз прерывается новыми подробностями об описываемом предмете, а вопросы со стороны слушателя только подогревают интерес и желание рассказывать дальше.
Контекстная речь
Новые незнакомые люди и постоянно растущее любопытство помогают овладеть контекстной речью. Постепенно переходя от описывания конкретных ситуаций к абстрактным, ребенок учится описывать то, что происходило с ним ранее. В отличие от ситуативной речи, которая понятна только в момент происходящего, контекстная используется, чтобы объяснить, что волнующие его вопросы уже разрешились, и рассказать о том, как это случилось.
Причем она не заменяет ситуативную, а приходит ей на помощь, и дальнейшее развитие обоих типов речи происходит одновременно.
Объяснительная речь
Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте часто требует передачи инструкций игры или манипуляций с игрушками. Речь дошкольника, содержащая инструкции, объяснения, указания, называется объяснительной.
Объяснительная речь ребенка
Формирование объяснительной речи у дошкольников
Она развивается во время беседы с ребятами одного возраста, разрешения определенной проблемы и во время учебы.
Характеристика объяснительной речи
Основными чертами этого вида детской речи являются подробные последовательные указания или набор шагов для выполнения действий. Необходимость изложить идущие подряд действия является определенной трудностью, которую дошкольник активно старается преодолеть.
Именно в такие моменты чаще всего между говорящим и слушающим возникают недопонимания, которые приводят к конфликту. Дети могут неправильно услышать или понять речь друг друга и начинают доказывать, что изначальные инструкции и руководства были другими.
Возрастные нормы формирования объяснительной речи
Объяснительная речь у детей дошкольного возраста в норме начинает формироваться примерно в 3 года, когда развивается понимание функциональных связей и алгоритмов, присутствуют моменты, в которых необходимо что-то объяснить или дать инструкцию.
Важно! Однако, это только начало пути в развитии связной речи, отвечающей на вопросы «как» и «почему». Дальнейшее формирование и оттачивание полученных умений лежит на плечах школьников и их учителей.
Уровень развития речи, как психологическая характеристика для детей дошкольного возраста
Уровень развития речи ребенка-дошкольника определенно служит индикатором состояния мышления и психики, потому что напрямую отражает его мысли и желания. Поэтому психологическая характеристика дошкольного возраста дается с учетом уровня развития именно речи. Речь не только развивается при практическом применении во время общения с кем-то, но и становится инструментом мышления. Связная устная речь становится базой для развития таких умений, как грамотное изложение мыслей на письме и сложное абстрактное мышление.
В то время как применение любого вида речи на практике осваивается ребенком быстро, осознание структуры речи, деление ее на слова и предложения происходит довольно медленно. Тем не менее, это важный элемент для успешного овладения письменной речью и грамотностью.
Роль родителей в развитии речи детей
Нормальное речевое развитие напрямую зависит от родителей, потому что они проводят с ребенком большую часть его времени и являются первым предметом подражания. Поэтому важно следить за тем, чему родитель учит свое чадо и как он с ним разговаривает:
Важно! Родители должны стремиться создать атмосферу приятного непринужденного изучения, когда ребенок получает удовольствие во время общения и сам хочет учиться правильно строить предложения и четко произносить слова. Анализируя роль родителей в развитии речи детей, консультация для родителей у специалиста или учителя-логопеда может стать первым шагом к пробуждению творческих способностей и уверенности ребенка.
Роль родителей в речевом развитии ребенка
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
Звуковая культура речи подразумевает все, что связано со звуком и его оформлением: ударение, произношение, громкость, ритм, скорость, интонация, артикуляция. воспитание звуковой культуры речи отождествляется с работой над правильным произношением и выразительностью.
Помочь в этом преподавателям и родителям могут игрушки наподобие «угадай чей голос», рассказы-преувеличения. Занятия происходят в группе, педагог произносит определенную фразу, а дети ее должны хором повторить. Так происходит улавливание не только своих ошибок, но и чужих, дети учатся обращать внимание на все существующие дефекты речи.
Тренировка техник разных видов речи для детей
Для развития разных видов речи у детей нужно проводить специальные тренировки.
Сценическая речь для детей
Сценическая речь является для детей основой развития актерского мастерства, поэтому ее лучше тренировать еще в дошкольном возрасте. Упражнения по сценической речи развивают речевой аппарат, тренируют дикцию и артикуляцию, учат отражать эмоции, контролировать интонацию и с помощью нее передавать оттенки настроения.
Важно! Для тренировок сценической речи лучше всего подходят скороговорки, специальные игры, развивающие дикцию и произношение.
Примеры нескольких упражнений:
Есть целые сборники с упражнениями и методики для обучения детей выразительности, которые можно купить или найти самостоятельно, а в детских садах и кружках существуют дополнительные курсы и консультации для родителей, обучающие этому.
Упражнения для дикции для детей
Дикция — важный инструмент понимания чужой речи, поэтому так важно заниматься с ребенком ею с ранних лет, ведь в дальнейшем нечеткая речь может стать причиной насмешек со стороны сверстников и личной неуверенности.
Обратите внимание! Четкая понятная речь — залог привлекательности любого человека, который формируется еще в детстве, специалисты рекомендуют заниматься с детками с плохой дикцией уже в возрасте 2-3 лет, иначе потом исправить ее станет намного сложнее.
Подобная проблема сразу заметна на слух, но тем не менее основными индикаторами нечеткой дикции у детей являются:
Упражнения для дикции направлены на укрепление лицевой и ротовой мускулатуры, потому что необходимо научиться быстро менять положение губ и языка.
Известные упражнения для дикции для детей:
Упражнения для артикуляции
Другим видом тренировки мышц лица является артикуляционная гимнастика, которая также улучшает подвижность языка и губ.
Важно! Специалисты рекомендуют сперва сделать небольшую артикуляционную разминку, уделив ей около 5 минут.
Техника артикуляционной разминки:
Упражнения для красивой артикуляции:
Разминка кончика языка. Бить кончиком языка позубам, напрягая при этом язык ипроговаривая подряд слог «да». Затем тренироваться произносить согласные «т» и «д».
Упражнение для губ.
Упражнение для мышц губ.
Метод наглядного моделирования в развитии речи дошкольников
Дошкольный возраст у детей обладает такой особенностью, что в это время он начинает осваивать все виды памяти, в том числе и зрительную. Известно, что картинки — это идеальное средство запоминания для детской психики, так как с ними легче всего построить ассоциативный ряд.
Именно для развития зрительной памяти и применяется метод наглядного моделирования, то есть воспроизведения и перечисления свойств различных предметов и построение последующих ассоциаций. Ребенок должен научиться логично и последовательно описывать объект, перечисляя связанные с ним характеристики.
Этот метод был разработан Л.А. Венгером, Д.Б. Элькониным и Н.А. Ветлугиной. На основе данного метода наглядного моделирования в дошкольном возрасте происходит самое интенсивное изучение. Так изучают, например, профессии и все, что с ними связано, через описывание картинок.
Основным подспорьем в этом методе являются изображения:
Картинки интенсивно стимулируют мышление ребенка к дальнейшему изучению и помогают не терять интерес к происходящему. Он учится основам составления текста в голове, планирования речи и построения причинно-следственных связей.
Дошкольный возраст — первый шажок ребенка в этой жизни, поэтому важно сопровождать его на протяжении всего времени. Это период, когда он учится всему, чем впоследствии будет пользоваться всю жизнь, основам человеческого саморазвития, и своевременное обучение является залогом правильного развития его в течение всей жизни.
Речь — инструмент, без которого человек не проживает буквально и дня, а красивое выступление на сцене или перед публикой требуется и в школе, и на дальнейших ступенях обучения, потому преуменьшать роль родителей в развитии речи детей ни в коем случае нельзя.



