что означает пчела как символ
Пчела
С древнейших времен пчелы символизировали трудолюбие и плодородие. Древнеегипетский иероглиф «пчела» обозначал Нижнеегипетское царство, а фараонов называли «царь-пчела». Пчела символизировала трудолюбие и верность, а также праведную гармоничную жизнь и царственность. В образе пчелы сочетались как солнечный, так и лунный символизм. Это насекомое связывали с солнцем из-за его золотистой окраски, а процесс производства меда толковали как очищение пчелы огнем. Вместе с тем, пчела выступала как священное насекомое лунных богинь.
Мед пчел использовали для лечения ран, а также для бальзамирования умерших. Учитывая подобную связь с миром мертвых, в Древней Греции и Риме пчел часто изображали на надгробных памятниках, а урны делали в виде ульев. Многие верили, что после смерти души людей превращаются в пчел.
Пчелиная символика распространена не только в европейской культуре. Индуистские боги Индра, Вишну и Кришна также связываются с пчелами, например Кришна в одном из эпизодов выступает как пчела, вьющаяся над головой Вишну. Бог любви Кама имел магический лук, тетива которого была унизана пчелами.
У древних германцев мед считался особой субстанцией, вместилищем волшебной жизненной силы и мудрости. Священное дерево Иггдрасиль было пропитано магическим медом, обладающим живительной силой. В Библии неоднократно указывается, что в раю течет мед и молоко. В пустыне Иоанн Креститель питался акридами и медом диких пчел.
Улей папы римского
В христианстве пчелиный рой является символом сплоченной общины верующих, католической церкви. Философы-богословы считали, что верующим следовало бы перенять моральные достоинства пчел: их трудолюбие, целомудрие, чистоту и умеренность. В этом контексте папа римский символически выступает в качестве пчеломатки, которая объединяет, напутствует и оберегает рой-общину. До недавнего времени глава католической церкви носил на голове корону или тиару — усыпанный драгоценными камнями головной убор, символически изображающий улей.
Королевские пчелы
В XVII в. во Франции во вскрытой могиле короля Хильдерика I были обнаружены золотые пчелы. С этого времени пчелы считались символом французской королевской династии.
Когда в начале XIX в. Наполеон стал императором Франции, он отказался от геральдической лилии и сделал пчелу эмблемой своего правления. Золотая пчела стала символом трудолюбия и усердия во имя нации.
Пчела
Пчела — необыкновенно многогранный символ. Она олицетворяет мудрость, плодородие, трудолюбие, экономность, порядок, чистоту и целомудрие. В ряде традиций пчела служила символом неба и звезд, а так же принимала участие в сотворении мира, выступая на стороне бога против злого духа.
Пчелиный рой означает землю, душу земли, защиту и материнство, трудолюбие и бережливость. Ряд положительных символических смыслов связывается и с пчелиным ульем: упорядоченное общество, мудрость, красноречие. Пчела и мед являются универсальными символами поэтического слова, шире — самой поэзии. В древнегреческой и римской традиции поэты нередко сравнивают себя с пчелами.
В мифах пчела часто является атрибутом или одним из воплощений Великой Матери. Пчелу связывали с Кибелой, Артемидой (Дианой), Деметрой, Персефоной, Афродитой; их жриц называли «пчелами». Позже пчела стала эмблемой Девы Марии. Этими древними представлениями можно объяснить некоторые выражения, сохранившиеся до нашего времени: украинцы называли пчелу «святой», немцы давали ей названия «божья птица» и «птица Марии».
В ряде традиций пчела связана и с богом-громовержцем, а так же с дубом, выступающим и как мировое дерево, и как дерево громовержца. Зачастую пчела — символ верховной власти. Она символизировала королевскую власть или монархическую систему на древнем Среднем Востоке, в Древней Греции и Древнем Египте. Идеальное устройство общества в его монархическом варианте нередко соотносили с пчелиным ульем.
У египтян пчела была эмблемой Нижнего Египта. Она — подательница жизни, символ рождения, смерти и воскрешения, гармоничной жизни, трудолюбия и непорочности. Вместе с тем пчела была и образом царской мощи, особой витальной силы, царской мудрости, накопляемой подобно тому, как пчелы собирают нектар.
В Древний Индии пчела была символом Индры, Вишну, Кришны, Шивы. Голубая пчела на лбу — знак Кришны; на лотосе — Вишну; над треугольником — Шивы. Из пчел, олицетворяющих «сладкое мучение», состоит тетива бога любви Камы, и за ним вечно тянется вереница пчел. В «Атхарваведе» духовное познание уподобляется производству меда пчелами.
В хеттских мифах пчела сохранила мир от засухи, найдя исчезнувшего сына бога плодородия Телепинуса.
Греки видели в символе пчелы трудолюбие, преуспевание, чистоту, бессмертие. Пчелиная тема определяет многие черты устройства и организации древних святилищ (например, храм Артемиды в Эфесе). Сама Артемида рассматривалась как образ священной пчелы, Деметру называли «чистой Матерью-Пчелой», Великую Мать — «Царицей Пчел». В богатом мёдом Эпидамне особенно почитали родоначальницу пчел нимфу Мелиссу.
Пчелы считались хранительницами красноречия и пения, «птицами Муз». Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчелами. В Греции форма улья часто использовалась для погребений; предполагалось, что это связано с мотивом бессмертия. Кроме того, считалось, что души умерших могут переселяться в пчел.
Пифийскую прорицательницу называли «Дельфийской Пчелой», пчелам приписывалась способность предвещания. Согласно дельфийской традиции, они возвели второй храм в Дельфах.
В орфическом учении пчелы считались воплощением души, потому, что они перемещаются роем, подобно душам, которые, как полагали орфики, «роем» отделяются от божественного Единого.
У кельтов пчелы переносили тайную мудрость, идущую от другого мира. «Пчелиным путем» представляется в описании германцев воздух, заполненный душами мертвых.
* * *
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.
Не отвязать неприкрепленной лодки.
Не услыхать в меха обутой тени.
Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Подымаясь к огню на высоты,
Припадая бессильно к земле,
Неустанно мы строим во мгле
Наших тел шестигранные соты.
В них огонь претворяем мы в мед.
И, поднявшись над солнечным краем,
Точно свечи из воска сгораем.
В улье неба века и века
Мы, как пчелы у чресл Афродиты,
Вьемся, солнечной пылью повиты,
Над огнем золотого цветка.
Талисман пчелы
Сила талисмана пчелы велика и многогранна. Образ этого насекомого олицетворяет трудолюбие и плодородие, чистоту и целомудрие, порядочность и экономность, мудрость и честность. У многих народов пчела символизировала небесные светила, ее соотносили с образом Великой Матери.
Что представляет из себя пчелиный талисман

Греческое слово telesma переводится как «посвящение» или «чары». Предмет или рисунок с пчелой, заряженный магической энергией на улучшение какой-либо сферы жизни, будет работать как талисман того человека, кому он предназначается.
Самыми сильными являются артефакты, изготовленные эзотериками или магами. Но если зарядить вещь, изначально не предназначенную для этого или купленную в магазине, она получит магическую энергию и сумеет изменить обстоятельства жизни ее владельца.
Как выглядит талисман
Амулетом может быть любой предмет, в котором присутствует символ пчелы:
Часто талисманами выступают татуировки. Орнамент с образом пчелы, присутствующий на мебели, стенах, в сплетении металлических подсвечников и т.д. – это тоже оберег, который улучшает жизнь человека.
Значение символа
Значение символа во всех религиях положительное. Пчела олицетворяет честность, самопожертвование, бесстрашие, трудолюбие, усердие, мудрость, красноречие.
Считалось, что души ушедших в иной мир людей переселялись в пчел. Эти насекомые воспринимались как мост, который соединяет живых людей и умерших с высшими силами, т. е. гармоничное соединение духовного и земного.
В древних мифах образ священной пчелы выступает как воплощение Великой Матери. Ее связывали с Артемидой, Кибелой, Деметрой, Афродитой, Персефоной. Позднее эмблема с изображением насекомого стала принадлежать Деве Марии.
Согласно другим источникам, Зевс Критский появился на свет в дупле, где был вскормлен и спасен от гибели пчелами. Исходя из этого люди стали строить гробницы в виде колоды с выдолбленным углублением. Они напоминали жилище диких пчел.
Одновременно его образ связывался с государственной мощью, мудростью правителя, особой силой. Ведь порядок, который властвует внутри роя, непоколебим. Недаром эмблемой Нижнего Египта избрали это крылатое насекомое.
Интересны мифы хеттов, согласно которым благодаря насекомым мир был спасен от засухи, когда они нашли Телепинуса – бога плодородия. У этих народов пчелы являются символами жизнестойкости, настойчивости, терпения, трудолюбия и бесстрашия.
Греки добавляли к значению образа чистоту и целомудрие, верность любви и дружбы. Тот факт, что питаются насекомые сладким нектаром, не принося вреда цветам, а помогая завязываться плодам, связал их с миром искусства.
Пчелы издревле являются универсальными символами поэзии. В древнегреческой и римской традиции поэты нередко сравнивают себя с насекомыми.
Даже коммунистическая идеология во многом опиралась на внутренние правила жизни роя.
Утописты мечтали изменить человеческое общество, чтобы оно хотя бы некоторыми чертами напоминало организованную жизнь пчелиного роя, где каждый выполняет возложенную на него функцию, не нарушает внутренних законов, отдает свои силы на общее благо и берет для себя ровно столько, сколько ему требуется для жизни: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям».
Св. Бернар приравнивает устройство жизни роя к упорядоченному монастырскому укладу.
.jpg)
Что приносит талисман своему владельцу
Амулет с символом пчелы защищает владельца как на энергетическом, так и на материальном уровне. Он гасит чувство страха, придает уверенности и решительности, усиливает лидерские качества, ослабляет влияние чужого мнения.
Такой талисман часто превращается в оберег. Это как бы барьер перед несчастьями, которые постигают людей мягких, поддающихся влиянию более сильных личностей.
Он отталкивает от владельца зло, болезни и банкротство. Символ дарует человеку успех в добрых начинаниях и делах, учит его защищаться и не пасовать перед неприятностями.
Главная особенность артефакта в том, что он несет в себе заряд мудрости, пробуждает трудолюбие. Обостряя интуицию, интеллект, талисман дарует человеку процветание и открывает ему пути к познанию и достижению целей.
Поскольку в пчелином рое обитает много родственных особей, то и у носителя этого талисмана будет большая и дружная семья, где всегда можно рассчитывать на помощь и поддержку близких.
Как использовать талисман с пчелой
Кроме общих особенностей амулета, каждый предмет имеет свои уникальные свойства. Важную роль играет и место, где носят талисман. Украшения из драгоценного металла и простая бижутерия помогут не только выглядеть стильно, но и изменят внутреннее состояние человека.
Кольца
Перстень с пчелой притягивает богатство и удачу, если его надеть на правую руку. А кольцо на безымянном пальце левой кисти подарит владельцу любовь и крепкие узы. В такой семье тоже могут случаться ссоры, но никогда они не возникнут из-за измен или предательства.
.jpg)
Серьги
Умение донести свою мысль до собеседника, убедить его в правильности решения – задача сложная, особенно если это человек более высокого ранга или старшего возраста. Но серьги с пчелой помогут находить общий язык даже с самыми несговорчивыми личностями.

Браслеты
Ношение талисмана на запястье позволяет накапливать внутреннюю энергию. Благодаря этому увеличивается эффективность действий и продуктивность выполняемой работы.
.jpg)
Колье
Людям, которым часто приходится выступать перед аудиторией, требуются особые умения. Ораторские и писательские способности приумножатся, если человек станет носить талисман в виде колье или кулон с пчелой на короткой цепочке.
.jpg)
Заколка на волосы
Мудрость, интуиция, умение просчитывать жизненные ситуации на несколько ходов вперед – все это даруют шпильки, диадемы, заколки, гребни. Даже резинки с украшениями в виде пчелки, которыми собирают волосы в пучки, увеличат умственные способности и помогут духовному совершенствованию личности.
.jpg)
Броши
Образ пчелы символизирует мудрость, терпение, настойчивость. Люди, занятые интеллектуальным трудом, студенты и школьники часто нуждаются в подпитке этого рода энергии. Броши помогают достичь больших успехов в познавательной деятельности.
.jpg)
Зодиакальная совместимость
Одним из терпеливых, упертых и трудолюбивых знаков является Телец. Людям, рожденным под этим созвездием, талисман с пчелой принесет много полезного: научит трудиться не ради процесса, а осмысленно добиваться цели, превратить унылую работу в яркий праздник, приносящий радость и сладость удовлетворения успехами.
Дева тоже относится к тем, кто не сидит сложа руки. Но она заранее знает, что ее труд будет во благо ей самой, старается сделать лучше себе. Талисман поможет выйти за границы такого мировосприятия, научит трудом менять не только свой мирок, но и мир в широком смысле слова.
Козерогам однотонные серебряные украшения с образами пчелы потребуются для усиления врожденной способности к познанию и усвоению новой информации. Они откроют дар красноречия и научат убеждать собеседника, приводя неоспоримые доказательства своей правоты.
Как зарядить и активировать амулет
Чтобы украшение превратилось в талисман, делают следующее:
Так украшение получает энергию 4 стихий.
После этого следует обратиться к талисману с просьбой о помощи во всех делах, обещая ему, что они будут только во благо себе, близким и всем окружающим. Теперь амулет готов к использованию.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
ПЧЕЛА = Необыкновенно богатый смыслами символ

Необыкновенно богатый смыслами символ, особенно как пример этической чистоты и нравственности, развитый в трудах писателей и проповедников.
Пчелы были также эмблемой смерти, воскресения из мертвых и бессмертия. Сначала эти «умирания» и «воскресения» относились к Деметре и Персефоне, а потом к Иисусу Христу.
Немногие животные играют в символике такую большую роль, как это насекомое, создающее целые государства, общества.
Уже в древнейшие эпохи человечества производился сбор меда диких пчел.
Поскольку никто никогда не видел, чтобы пчелы откладывали яйца или личинки, то считалось, что они сразу находят маленьких пчелок в глубине цветов и приносят их к себе в ульи.
В Европе считается, что при всей полезности пчеловодства образование пчелиных роев, устройство новых ульев скорее приносит вред, ибо может испугать приезжих, нарушить торговый обмен. Поэтому в ряде стран населению предложено устраивать ульи в погребах загородных домов, маркировать ульи черным крепом.
Пчела связана с Луной и в античные времена была атрибутом именно «лунных» богинь: Селены, Афродиты и халдейской богини-матери Милитт.
Символ бессмертия, возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души.
Предполагалось, что пчелы партеногеничны и поэтому означали девственность и целомудрие.
Часто символизируют звезды, и являются крылатыми посланниками, приносящими вести миру духов.
Посланницы божеств дуба и грома.
Выгравированные на гробницах, они означают бессмертие.
Считается, что пчела никогда не спит, что символизирует рвение и бдительность.
У индоариев и мусульман они имели исключительно духовный подтекст, как и у орфиков (50).
Верная, разумная, мудрая, безвредная. В древности было принято считать, что пчелиные рои (это суждение приписывают и Магомету) способны долетать до садов Рая, а также бывать и в Царстве умерших.
Пчелы «помогают цветам цвести, практикуются в полезных вещах, работают днем, не подбирают еды, собранной другими, не любят грязь и плохие запахи, и подчиняются своему повелителю. Они не любят темноты и нескромности, облаков сомнений, бури возмущения, запаха запрещенного, воды излишества, огня похоти» (Ибн аль-Атир).
(. ) Связь с колдовством. Ариель говорит: «отправлюсь с пчелами цветы высасывать!» («Буря» Шекспир)
«Небо органам людским дало разные функции и каждый обязан делать то, что ему положено, и их послушность связана с целым, ради которого эти органы существуют. Так слаженно трудятся пчелы, которые по приказу Природы учат порядку человеческие царства и королевства» («Король Генрих V» У. Шекспира).
Душа, жизненный принцип, возникающий от быка, связанный с пчелой, живущей на костях буйволов и быков. На его алтарях изображены лоб быка и 300 золотых пчел.
У кельтов пчелы переносили тайную мудрость, идущую от другого мира.
«Пчелиным путем» представляется в описании германцев воздух, заполненный душами мертвых.
В хеттских мифах пчела сохранила мир от засухи, найдя потерявшегося сына бога ветров и погоды.
Пчела считалась королевским символом Ассирии и Халдеи.
На гербе корсиканской семьи Буонапарте, как символ любви к порядку и прилежания. (. )
Пчелу превратил в свой герб Наполеон I Бонапарт.
Прилежные пчелки находят цветочный сок,
Поэтому полно меда их восковое королевство;
Следовательно, там, где единение может связывать между собой сердца,
Одновременно процветает польза и цветет сладкий плод
(Хохберг, 1675).
«Подательница жизни», символ рождения, смерти и воскрешения; трудолюбия, непорочности, гармоничной жизни, царского достоинства.
В Египте пчеловодство засвидетельствовано ок. 2600 г. до н. э.
Одно из ранних изображений разведения пчел обнаружено на рельефах святилища Ра пятой династии.
Доисторические и раннединастические цари Нижнего Египта имели прозвище князь Пчела и она служила иероглифическим символом нижнеегипетского царства.В противоположность этому верхнеегипетские правители назывались князь Тростник. В титул царей следующих периодов вошли оба поименования.
В системе иероглифов знак пчелы был определяющим в царской номенклатуре, отчасти из-за монархической организации этих насекомых, «но скорее всего ввиду идей производства, творческой деятельности и богатства, связанного с добыванием меда (19)».
Иероглиф пчелы с шестью лапками (как и другие живые существа и растения или круг-кольцо с шестью лучами) символизировал Солнце.
Мёд имел значение при составлении мазей.
В одном этиологическом мифе рассказывается, как слезы Ра, падающие на землю, становились рабочими пчелами.
В городе Сане в дельте Нила храм Нейт был назван «Домом пчелы».
Образцовой считалась неутомимость и трудолюбие пчелы в работе для своего сообщества.
Для Бернара Клервоского пчела была символом Святого Духа.
В средневековых бестиариях описаны «искусность и грация сотовой конструкции, равномерные шестиугольники ячеек, которые они (пчелы) ограничивают твердым воском и заполняют медом, который вытекает из росы и который они приносят от цветов. Мед идет на пользу в абсолютно равной степени как королям, так и обычным людям. Он служит не только для наслаждения, но и для здоровья, сладок для нёба и целебен для ран. Поэтому хотя пчела и слабосильна, зато она сильна мощью мудрости и любовью добродетели» (Унтеркирхер).
Символизировали усердие и религиозное красноречие, особенно в романский период (20). Поэтому пчела (пчелиный улей) и сладость меда стали общепризнанным символами «сладкого как мед» красноречия таких святых, как Амвросий Медиоланский, Бернард Клервоский и Иоанн Златоуст.
Атрибут девственности: заимствованное из античности представление о том, что пчелы не производят, а собирают своё потомство с облетаемых ими цветов (вар.: создает потомство непорочно, как цветы), сделало пчелу символом Девы Марии, которая произвела на свет Христа, символизируемого медом. Непорочные девственницы. Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов, сделало их символом чистоты и воздержанности.
Согласно легенде, пчела никогда не спит и потому стала символом бдительности христианина и его упорства в достижении цели.
Упорядоченное и благочестивое сообщество, «которое производит отпрысков своих, наслаждается будущим поколением и, все же, сохраняет свою непорочность» (Эксултет Ролл).
Св. Бернар приравнивает пчелиный рой к упорядоченному монастырскому укладу.
Пчела
Исключительный по распространённости и широте значений животный символ. На восприятие которого в первую очередь влияют «общественное» устройство пчелиного роя и роль продуктов пчеловодства в жизни человека. Мёд служил не только для подслащивания и сбраживания, но также для изготовления лекарств и мумификации трупов, воск — для изготовления свечей, позже в производстве металлического литья (технология «потерянной формы». Исследования современных учёных (прежде всего К. Леви-Строса) вскрыли ритуальную и мифологическую роль мёда и через него — пчёл. Высока также роль пчёл (как и муравьев) в мифологизированной народной медицине.
Уже в древнейшие эпохи человечества производился сбор меда диких пчел. Отражения образа пчелы в мифологических представлениях известны уже в эпоху неолита (изображения в Чатал-Хююке в Южной Турции) и, видимо, связаны с развитием примитивного пчеловодства, прежде всего в ареале Малой Азии, Кавказа, Ближнего Востока, Египта. С пчелами связан один из важных вариантов мотива плодородия — «открытие» весны. Иногда пчела выступает как орудие бога, способствующего пробуждению (вызыванию) божества плодородия (например, в хеттском мифе о Телепинусе).
Нередко пчёлы как «существа сияющие, способные к очищению через огонь и регенерации» соотносятся с небесными светилами (Солнце, звёзды).
Пчёлы участвует в космогонических мифах и преданиях как союзник бога в борьбе против злого духа. Обычно пчела жалит противника, но иногда и сама терпит от него ущерб. Косвенной отсылкой к персонажам «основного» мифа можно считать широко распространённую связь пчёл именно с богоматерью как женой бога (или его матерью). В некоторых традициях как предпочтительная оформляется связь пчёл с божествами плодородия из класса Великих матерей (богинь-матерей, «лунных» богинь).
Высокая степень «организованности» пчёл и медовых сот, олицетворяющих начало высшей мудрости, делает пчел и мёд универсальными символами поэтического слова, шире — самой поэзии. Сладость мёда — обычная метафора красноречия, о многих проповедниках и ораторах рассказывалось, что ещё во младенчестве рой пчел усаживался им на губы, предсказывая судьбу.
К мифологеме поэта, спускающегося в царство мёртвых (к смерти) ради обретения высшей творческой силы (новой жизни, бессмертия), отсылает связь пчёл и мёда со сферой смерти, идеями воскресения из мертвых и бессмертия:
Эти «умирания» и «воскресения» были перенесены с богинь древности (Деметра, Персефона) на образ Иисуса Христа.
Мёд и медовые напитки составляют пищу богов, святых подвижников и жителей обетованных земель. Они выступают воплощением духовного познания — символика, прослеживающаяся в инициатических и похоронных обрядах (например, обычай обмазывать тело умершего мёдом).
Пчелиная матка обычно выступает как символ верховной власти, плодородия, богини-матери (эмблема девы Марии).
С пчёлами связано огромное количество мифологических и сказочных мотивов. К их числу относятся:
Во многих традициях пчёлы по ряду признаков объединяют с людьми:
Объявление пчёлами важных фактов (о смерти, каких-либо тайн и т. п.) — характерная черта «пчелиных» обрядов.
Пчёлы обычно являются (Африка, Австралия) тотемными животными. С ними также связана широчайшая сфера табуирования — от табуированных названий (иногда очень значительных по своему числу), включая особые запреты и до особой «магической» технологии пчеловодства, сохраняемой иногда в самой глубокой тайне.
Пчела рассматривается как царственное насекомое. Его символическими антагонистами считаются паук, оса, скорпион, шершень, муха (особенно последняя, суетливо летающая зигзагами). В древних текстах широко распространены представления о том, что пчелы партеногеничны [3] и никогда не спят.
«Подательница жизни», символ рождения, смерти и воскрешения; трудолюбия, непорочности, гармоничной жизни, царского достоинства.
Содержание
Нуэр объединяют пчёл и питонов в один тип тотемов из-за сходства окраски.
В хеттском мифе пчела спасает мир от засухи, вызванной исчезновением божества плодородия Телепинуса. Гнев найденного пчелой Телепинуса умеряет особыми обрядами богиня Камрусепа — букв. «дух пчелиного роя».
Атрибут халдейской богини-матери Милитт.
Царский символ в Ассирии и Халдее.
Геродотом описан вавилонский обычай хоронить мёртвых в мёде.
В Египте пчеловодство засвидетельствовано ок. 2600 г. до н. э. Одно из ранних изображений разведения пчел обнаружено на рельефах святилища Ра пятой династии. Мёд имел значение при составлении мазей.
Изображение (иероглиф) пчелы — символизирует Солнце. Согласно этиологическому мифу, рабочими пчелами стали падающие на землю слезы Ра.
«Домом пчелы» назван храм Нейт в городе Сане в дельте Нила.
Античным Греции и Риму не известен сахар, поэтому мед выступает основном средством для создания сладких блюд и кушаний. Крайне малое число знатоков-пчеловодов определяет сугубую умозрительность и мифологичность представлений о пчёлах и их жизни:
В Древней Греции, а затем и в Риме, пчела служит символом трудолюбия, преуспевания и послушания, а также бессмертия — души усопших могут переселяться в пчел. В очеловеченных сравнениях пчелы предстают храбрыми, целомудренными, старательными, чистыми, живущими в согласии с государственным устройством и с чувством прекрасного. К более поздним относятся «авторские» отождествления пчёл:
Вергилию приписывается афоризм об альтруизме пчёл:
«Вы, пчелы, вырабатываете мед не для себя» — лат. « Sic vos non vobis mellificatis apes»
В греческой мифологии прослеживается связь пчёл с с космическим деревом, которым выступает священный для Зевса-громовержца дуб. Отражение этих представлений можно, например, усмотреть в басне Федра (II 13) о пчелиных сотах на высоком дубу или гимне Каллимаха к Артемиде, связанной с пчёлами, где говорится о выстреле в улей и затем в дуб (выстрел или громкий звук связывается с обузданием дикого роя пчёл). Связь пчёл с громовержцем (Юпитером) обнаруживается и в римской традиции [11] ).
Пчёлы также связываются с землёй, земными водами и подземным миром:
В Греции форма улья часто использовалась для погребений, а изображения пчёл как рисунок на могильных надгробиях (возможно, в связи с мотивом бессмертия и/или как пожелание (уверенность в) воскресения). Известна практика заполнения тела умерших медом перед захоронением, либо кремацией; близкий обычай, вероятно, стоит за мифом о Главке, утонувшем в бочке с мёдом.
С представлениями о сексуальной невинности пчёл связано поверье, что если девушка пройдет вблизи роящихся пчел и не понесет никакого ущерба, то она невинна — хотя бы даже рядом с ней находился мужчина, с которым она провела ночь…
В богатом мёдом Эпидамне особенно почитали родоначальницу пчёл нимфу Мелиссу.
Золотой век — век молока и меда (дикого), который часто отождествляют с амброзией. Нектар и амброзия составляют пищу бессмертных богов Олимпа, ими вскормлены Дионис и Гермес Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчелами и молоком Амалфеи.
Жезл с ульем наверху — эмблема Меллонии в римской мифологии.
Как в древнегреческой, так и в римской традиции с пчёлами нередко сравнивают себя поэты, то же самое говорилось о Ксенофонте, Софокле, Пиндаре; «Афинской пчелой» позже называют Платона.
Некоторые авторы древности (Люциус Колумелла и Аэлианус Тацит: I—II века н. э.) утверждали, что пчелы располагают даром узнавания людей нечестных, подлых, считают их врагами и жалят без всякого сострадания.
Ф(Т)еокрит в своей сказке повествует о том, как Купидон похитил соты с медом, и пчелы очень больно покусали его. Божок помчался к своей матери Венере-Афродите с жалобой, но та ответила сыну, что раны, нанесенные самим Купидоном (Амуром) с помощью стрел, неизмеримо болезненнее.
У кельтов пчелы переносили тайную мудрость, идущую от другого мира.
В германской мифологии «пчелиным путем» называется заполненный душами умерших воздух. Жезл с ульем наверху — эмблема германской богини Нантосвельты.
Согласно скандинавскому мифу, живительным священным мёдом пропитан ясень Иггдрасиль.
Согласно греческому фольклору нового времени, душа человека после его смерти улетает в виде пчелы, чтобы собирать мед и с цветов на собственной могиле.
В качестве литовского эквивалента Св. Зосимы выступает славян Бубилас.
Насекомое, пользующееся особым почитанием. Пчелу воспринимали как Божью тварь, называли Божьей угодницей, Божьей мудростью и наделяли святостью. Считалось, что:
По народным представлениям, пчёлы водятся только у добрых людей, а злых не любят. Они обладают способностью сплачивать людей, связывать их духовным родством. Белорусы верят, что пчёлы сближают добрых людей. Общие пчёлы у двух разных хозяев соединяют их братскими узами — белорус. сябрына. Такие пчёлы хорошо роятся и дают много меда и воска. Братские отношения (своего рода духовное родство) между хозяевами возникают в том случае, когда от одного из них рой опустится в улей другого или когда на свадьбе новобрачным дарят половину своих пчёл. Духовное родство, основанное на совместном владении пчёлами, рассматривается как священное, данное самим Богом. Роль пчёл в сближении людей проявляется у белорусов также в старинном обычае изготовлять общую для односельчан братскую свечу, которая хранится поочередно у всех жителей деревни. Близкий по смыслу обычай известен и в польском Поморье: если один из двух соседей, имеющих пчёл, умрет, то другой должен пойти к его пчёлам, постучать палочкой по ульям и три раза сказать им: «Пчелки, ваш хозяин умер». Тогда пчёлы останутся на своем месте и не улетят в другое.
Пчёлы символически соотносится с образом Богородицы. Народная традиция наделяет пчёл не только чистотой и святостью, но также девственностью и безбрачием. В заговорах ее называют «девицей-пчелицей». Согласно легенде, пчелами стали слезы прекрасной девы, сидевшей на камне посреди моря. В загадках пчёлы описываются как незамужние девицы или монашки:
В сказках пчела хитростью избегает свадьбы со шмелем: откладывает ее на осень, когда отощавший шмель умирает. Мотив непорочного зачатия встречается в сербских поверьях о пчёлах. Считается, что самим Богом установлено размножение пчёл без спаривания: пчелиная матка просто откладывает яйца, из которых появляются на свет пчёлы. Тот же мотив отражен и в русских загадках о пчёлах:
Среди пчеловодческих праздников особенно выделяется день Зачатия св. Анны. В этот день пчеловоды просили в молитвах о зачатии пчелиных роев, которое сравнивали с зачатием св. Анны, родившей Пресвятую Деву:
«Анна зачала деву Пресвятую Богородицу, так и вы, мои пчелы, зачинайте дело во имя Божие, часты рои, густые меды».
Пчеловоды отмечали также день Игнатия Богоносца, который христиане связывали с началом родовых мук Богородицы.
Известна сербская легенда о происхождении пчёл из слез матери, которая оплакивала загубленного, а потом воскресшего сына. Здесь образ матери представляет собой прямую аналогию образу Богоматери. Соотнесенность пчелиной матки с Божьей матерью видна и в их языковых наименованиях: матка и Матерь. Царская символика роднит ее с Царицей Небесной: в украинской молитве к пчелиной матке обращаются «царица-матка», а в русской легенде в пчелиную матку Бог превращает царицу рогатых людей, живших некогда на земле. В заговорах пчелиную матку называют, как Богородицу, Марией. Культ Богородицы присутствует в пчеловодческих обрядах. Богородице приписывают занятие пчеловодством и считают ее покровительницей пчёл и их владельцев. На Успение Богородицы для хорошего приплода пчёл в церкви угощают освященным медом. Пчеловоды молятся о пчёлах, возложив свечу на икону Богородицы, обращаются к пчёлам с богородичной молитвой. Сходная символика пчёл имеется и в западноевропейской традиции, где пчёлы и ульи символизируют Деву Марию как источник всяческой сладости.
В разных славянских зонах известны поверья о душе в облике пчелы. Например, в Болгарии в Духов день молящиеся слушают, как жужжат мухи и пчёлы, считая, что это души их умерших близких. С этими представлениями связана и роль пчёл как предвестниц смерти в толкованиях снов.
Признак множественности символически соотносит пчёл со звездами, снегом, каплями дождя, слезами, искрами огня, песком и т. п.:
Известен пчеловодческий обычай приносить жертву водяному: в ночь на Преображение бросают в воду свежий мед и воск, топят в мешке первый рой или лучший улей. В награду за это водяной умножает пчёл и оберегает пасеку. Иногда пасеку специально ставят у реки, чтобы водяной охранял пчёл. Роль водяного как покровителя пчёл унаследовали русские святые Зосима и Савватий, в дни памяти которых (17.IV и 27.IX) пасечник погружает мед в воду (иногда около мельницы), читая заговор, чтобы обеспечить себе успех в пчеловодстве на предстоящий сезон. Связь пчёл с водяным подтверждается и русским поверьем, что пчёлы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото; рыбаки вытащили неводом из болота пчелиный рой, от которого расплодились пчёлы по всему свету. У южных славян отголоски представлений о связи пчёл с водяным духом можно видеть в мотиве водяной мельницы в сербских легендах о пчёлах (ими становятся слезы матери, сын которой утоплен чертом в мельничной запруде; дьявол придумывает способ подачи зерна на мельнице, созданной Богом и Св. Саввой, а пчела, подслушав, сообщает об этом Богу) и пчеловодческой практике (мельничное мотовило на пасеке для удержания пчёл, вода с мельничного колеса для кропления пчёл), у западных славян — в польской легенде о мухах (пчелах дьявола), которых черт производит на мельнице способом, подобном тому, каким обдирают зерно перед размолом.
В русских веснянках пчела появляется в тех же контекстах («… Ты замкни зимоньку…, отомкни летечко…, лето хлебородное»), что и другие символы весны — жаворонок, кулик, Мати Пречистая.
В русской обрядовой традиции сохранилось свидетельство о связи пчелы с образом мирового дерева:
«Вырастало деревце да кипарисовое. Как в этом деревце да три угодьица: по вершине деревца да соловей песни поёт, посередь-то деревца да пчёлы яры [14] ) гнезда вьют».
В русской традиции устойчив мотив появления пчёл на Руси из заморской стороны:
Согласно заговорам, переносу пчёл на Русь покровительствуют Спас и Богородица, находящиеся на камне алатырь. Это подкрепляется наличием на Руси пчелиного праздника —дня Св. Зосимы (17.IV), чей образ представляет собой одно из переживаний языческой эпохи с её культом пчелиного бога, подлинное имя которого было утрачено (зосимою назывался улей с иконой Зосимы и Савватия, соловецких угодников).
В ряде русских текстов (песен, заговоров) с пчёлами связываются Егорий и Илья (которые так или иначе являются трансформациями громовержца), а также огонь и вода, стихии-орудия громовержца.
Сниженный вариант этого мотива (помощь в битве богу) представлен в животной сказке, например о козе лупленой, которая забралась в избу, выжив из неё зайца, и никого туда не пускала, пока её не ужалила пчела. (Афанасьев, № 62). Для этой схемы возможно предположение о том, что громовержец с помощью пчелы вызывал животное (козу), воплощающее плодородие. В этом случае получает объяснение непосредственное предшествование пчелиного праздника первому весеннему празднику плодородия (Егорьев день, ярильский праздник и т. п.).
С пчёлами связана широчайшая сфера табуирования — от табуированных названий, число которых иногда очень значительно, включая особые запреты (например, на покупку пчёл в пятницу или даже вообще на покупку.
Имена древних божества пчёл у народов Кавказа неизвестно, но их покровительницей считается:
Покровителем пчёл является и мужской персонаж, типологически продолжающий образ бога, мужа женского персонажа из «основного» мифа:
Пчеловодство культивируется с древних времен. Слово «пчела» — фень, звучит подобно выражению «графское достоинство» и связано с идеей символической связи, направляющей карьеру. В остальном пчела была скорее не символом старания, а образом молодого влюбленного, лакомящегося девичьим цветом. Как и в Европе, в китайских сказках пчелы помогают при поисках подходящей невесты. Символизирует также непостоянство «разборчивых» невест.
Согласно свидетельству Д. де Ланды в «Сообщении о делах в Юкатане» в Доколумбовой Америке существовал изолированный очаг пчеловодства.
Согласно преданиям южноамериканских индейцев кайнганг, пчёлы даны человеку культурным героем «в готовом виде».
Миф австралийских племён вирадьюри и вонгабои, приведённый Мэтью, говорит, что великий отец Байаме вышел в странствие в поисках дикого меда вслед за пчелой, к ноге которой он привязал птичье перо.
В митраизме душа, жизненный принцип, возникающий от быка, связанный с пчелой, живущей на костях буйволов и быков.
На алтарях Митры изображены бычий лоб и 300 золотых пчел.
Для митраисткого культа характерно также омывание посвящаемыми своих рук.
В Индии сбор дикого меда является доходным делом, и пчеловодство заметных успехов не достигло.
В «Атхарваведе» духовное познание уподобляется производству мёда пчёлами.
В древности пчелы признаются некими сгустками эфира и трактуются как божественные создания, выступают символом эфира, а также «медовых» Индры, Вишну и Кришны.
Известен образ Кришны, вьющегося над головой Вишну в виде пчелы.
Имеют пчелу своим атрибутом:
Пчела также изображается со львом.
Как символ реинкарнации пчела «является атрибутом индуистской религии» (?).
Атрибут пророков. «Пчела» — имя пророчицы Деворы — др.евр. букв.»говорящая», «жужжащая». Её «Песнь» в Книге Судей (5:1—32) считается самым древним фрагментом Библии.
Согласно Книге Исход (3, 8), в земле обетованной «течёт» молоко и мёд.
Обыкновение пчёл роиться (устраивают себе улей) в трупах или скелетах животных нашло отражение в эпизоде о Самсоне, который «… зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед». Взяв мёд Самсон накормил им домашних, задав загадку: «из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое [15] ».
У ессеев священнослужители имеют эпитет «королевские пчелы».
Христианство восприняло античные представления о пчёлах, приспособив к своим нуждам. Христиане часто сравнивают себя с пчелами, а её изображение появляется уже в раннехристианском искусстве катакомб, где изображенная на могильном камне пчела cлужит символом бессмертия, воскрешения, второго пришествие Христа (восставшего из смерти Христа). Позднее пчелиные мёд и жало выступают символами благодати и страданий Христа, либо его кротости и Страшного Суда соответственно. Связь пчелы с Христом сохраняется и более позднее время: согласно бретонской сказке пчёлы возникли из слёз распинаемого Христа.
Представление о целомудренности пчелы, собирающей своё потомство с облетаемых цветов [16] сделало пчелу символом Девы Марии, которая произвела на свет Христа — мёд. Согласно святой Бригитте, дева Мария говорила:
«Я воистину была ульем, когда самая священная пчела — сын божий — поселилась в моём чреве».
Пчелу часто называется «птичкой Марии» или «божьей птичкой», считается символом души (так летающая в воздухе пчела — душа, вступающая в Царство Небесное). Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов, сделало их также символом чистоты и воздержанности.
Образцовой считались усердие, неутомимость и трудолюбие пчелы в работе для своего сообщества, что сделало пчелу (пчелиный рой) образом Церкви, сплоченной религиозной общины, упорядоченного и благочестивого сообщества, «которое производит отпрысков своих, наслаждается будущим поколением и, все же, сохраняет свою непорочность» (Эксултет Ролл). Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, а благочестивых прихожан с пчелами, неустанно собиравшими со всех цветов самое лучшее, пугавшимися дыма высокомерия и преданными своему улью.
Согласно легенде, пчела никогда не спит и потому стала символом бдительности христианина и его упорства в достижении цели.
Акридами и диким мёдом питался в пустыне Иоанн Предтеча.
Мухаммаду приписывается суждение, что пчелиные рои способны долетать до садов Рая, а также бывать и в Царстве умерших…
Пчела рассматриваются как существо верное, разумное, мудрое и безвредное.
Пчёлы «помогают цветам цвести, практикуются в полезных вещах, работают днем, не подбирают еды, собранной другими, не любят грязь и плохие запахи, и подчиняются своему повелителю. Они не любят темноты и нескромности, облаков сомнений, бури возмущения, запаха запрещенного, воды излишества, огня похоти». Ибн аль-Атир
Пчела без головы, как и лягушка без головы, отводит дурной глаз.
В Древней Греции появление пчелы означало скорый приход незнакомца.
У римлян рой пчел означал несчастье.
В светском представлении — символ королевской власти.
Французский герб с лилиями происходит предположительно от стилизованного изображения пчелы Хильдерика I — франкского короля из династии Меровингов (457—481).
В период правления Наполеона I Бонапарта пчела занимает место лилии в реформированной геральдической системе Империи.
Пчела присутствует в гербах:
Прилежные пчелки находят цветочный сок, Поэтому полно меда их восковое королевство; Следовательно, там, где единение может связывать между собой сердца, Одновременно процветает польза и цветет сладкий плод Хохберг, 1675 г.
Пчелиный рой — атрибут аллегории Надежды.
Пчелы, летающие над цветочной грядкой
Пчела над газоном с большим количеством цветов
Символ означает необычайно трудолюбивого ремесленника. Ей чужда праздность — она с необыкновенным усердием выполняет свою приятную работу. EMSI 50-14,с.319
«Мы приносим в улей мед, И другие благоденствуют от наших трудов». Пословица — одни охотятся на дичь, а другие её едят. EMSI; табл.5-5, с.125
Пчела, подлетающая к лилии
Перевернутый и разворованный пчелиный улей
См. рис. 10 в табл. 40 EMSI 51-5, с.322







