что означает почитание христианами креста
Зачем христиане носят нательный крестик? Это амулет?
Что такое крест?
Изначально крест — это орудие казни в Римской империи. К кресту прибивали или привязывали особо опасных преступников (изменников, бунтовщиков, военнопленных, беглых рабов, разбойников). Распятие — одна из самых позорных и мучительных казней: человек мог жить и мучиться несколько суток. Именно так был убит Иисус Христос в Иерусалиме.
И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский
(Мк 15:22–26).
Что крест стал означать в христианстве?
После Воскресения Христа на третий день после распятия крест становится христианским символом победы над смертью. Вот что пишет об этом Иоанн Златоуст: «Прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания, прежде был символом осуждения, а теперь — знаком спасения. …он примирил нас бывших во вражде с Богом. »
Когда началось почитание креста?
Почитание креста началось в IV веке, после того как мать императора Константина, святая Елена, совершила паломничество в Иерусалим и нашла крест, на котором распяли Иисуса Христа. В честь этого события установлен один из 12 главных христианских праздников — Крестовоздвижение (27 сентября).
Зачем христиане носят крестик?
Нательный крест надевают на человека в таинстве Крещения — в знак того, что он стал новым членом Церкви. Нательный крест — это напоминание о том, что Бог умер за всех людей страшной смертью, чтобы искупить все человеческие грехи. Также крест — символ участия каждого христианина в крестоношении Христовом. В корне неправильно воспринимать крест как амулет или оберег — это языческие представления, которые не имеют ничего общего с христианством.
«Кроме того Крест Христов — это то, чем человек спасается. Нательный крестик — напоминание о том, что всех праведных ждет Царствие Небесное. В которое можно войти только через испытания, преодоление греха, умение быть добрым и славить Бога, несмотря на страдания», — протоиерей Игорь Фомин.
Как правильно носить нательный крест?
Никакого специального учения Церкви об этом нет. Но есть благочестивая традиция носить крестик под одеждой (отсюда и название — «нательный»), потому что веру христиане демонстрируют своими делами. Кроме того, ношение креста под одеждой позволяет защитить знаменье Христово от поругания.
хотел бы уточнить,этот персонаж по имени Иешуа стал так называемым Йисусом Христом через 300 лет после описанных событий.И в те стародавние времена в Иудее на греческом никто не разговаривал.Так от куда эти греческие названия Йисус Христос?
1. Иисус был распят на столбе, просто вертикальный столб, без перекладин.
2. Даже если бы это было крестом, всё ровно это орудие убийства. Если бы Иисуса казнили на виселице, стала бы виселица символом жизни?, или гильотина? или на кол посадили. Для веры никаких идолов не нужно.
Если бы его казнили с использованием другой приспособы, то носили бы сейчас виселицу.
Сергей, у истории нет сослогательного наклонения.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
О святом Кресте Христовом
Было ли в Ветхом Завете предсказано о почитании креста Христова?
В Ветхом Завете предречено было обо всем, чем и как Господь спас нас. Были также и пророчества, и прообразы креста Христова и его почитания.
Какие предсказания находим мы в Писании о кресте Христовом и его почитании?
Псалмопевец Давид молился Господу: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» ( Пс. 59:6, 7 ).
Также пророк Исаия предрекал, что Господь «поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис. 11:12 ).
О кресте Господнем говорит и премудрый Соломон и, именно так: «благословенно дерево, чрез которое бывает правда» ( Прем. 14:7 ).
А прор. Исаия указывает еще на трехсоставность креста Христова и на прославление его: «слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева» ( Ис. 60:13, 14 ). Крест, действительно, по преданию, был сделан из кипариса, певга и кедра и стал украшением храма Божия. Множество язычников приняло христианство и, таким образом, поклонилось и поклоняется кресту Христову – прославленному подножию ног Господних.
Какие прообразы креста Христова находим мы в Писании?
Как относятся христиане ко кресту Христову?
Вспоминая страдания Господни на кресте и Его победу над диаволом, христиане чтут и самый крест Христов, как средство нашего спасения.
Не противно ли разуму чтить крест Христов, явившийся орудием позорной казни?
Говорится ли в Писании, что Господь, именно крестом посрамил диавола?
Апостол Павел пишет христианам из евреев, что Господь положил «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр 2:14, 15 ).
В другом послании Апостол пишет, что Бог «истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он (Христос) взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол 2:14, 15 ).
Как относились к этой апостольской проповеди неверующие люди из Иудеев и язычников?
Как же христиане должны относиться к проповеди, кажущейся неверам такой странной?
Хвалятся ли сектанты крестом Христовым?
Сектанты ненавидят крест Христов и называют его плахой и виселицей.
Хорошо ли поступают сектанты, если они так относятся ко кресту Христову?
Нет, не хорошо, потому что этим самым они уподобляются диаволу, который после того, как посрамлен был крестом ( Кол. 2:14, 15 ), возненавидел крест Христов, Как собака боится и бежит от палки, которою ее наказывали, так точно и диавол ненавидит, боится и бежит от креста Христова, которым Господь посрамил его. И сектанты, как обольщенные Диаволом, как приспешники сатанинские, боятся св. креста Христова, вместе с бесами.
Что говорят в свое оправдание сектанты, если указать им на их диавольскую ненависть ко кресту Спасителя?
Сектанты обыкновенно говорят, что они, хотя и отвергают видимый крест Христов, однако, любят духовных крест Спасителя, а именно, Его страдания.
Почему так оправдываются сектанты?
Потому, что они прекрасно понимают, что никто не может проверить этой духовной их любви; и этим своим лживым оправданием они обольщают доверчивых: если бы они любили духовный крест Христов, тогда и видимого, вещественного креста Христова они не отвергали бы.
Чтут ли православные христиане духовный крест Христов, т.е. страдания Спасителя?
Православные христиане глубоко чтут страдания Господни и в них черпают для себя силы бороться с диаволом, как боролся с ним и Христос Спаситель, не взиравший ни на какие страдания. Почитая видимый крест Господень, христиане тем самым постоянно напоминают себе о страданиях Спасителя и утешаются, вполне убежденные, что, сколько бы диавол не терзал их, все равно мучения их на этой земле никогда не могут сравняться с страданиями Христовыми. Если же Господь, будучи невинным, претерпевал мучения безропотно, тем более мы должны безропотно переносить страдания, являясь всегда виновными пред Богом.
Почему христиане чтут крест, как святыню?
Почему же мы считаем новозаветный жертвенник – крест Господень великой святыней?
Может ли вещественная святыня освящать?
Сектанты не верят, что вещественная святыня может освящать. Но мы видели, что ветхозаветная святыня освящала все, прикасающееся к ней. Признал это и Господь Спаситель, сказавши, что храм освящает золото храма ( Мф. 23:17 ), и что жертвенник освящает принесенные на нем дары ( Мф. 23:19 )
Может ли освящать животворящий крест Христов?
Если освящалось все, приносившееся к ветхозаветному жертвеннику, то не тем ли более имеет силу освящения новозаветный жертвенник – крест Христов.
Почему крест Христов называется животворящим?
Потому, что чрез посредство его Господь оживотворил (сделал живым), воскресил мертвеца при обретении креста Господня царицей Еленой, а также совершаются чрез посредство креста Христова и другие многие чудеса.
Возможно ли, чтобы чрез крест совершались чудеса?
В Ветхом Завете было много чудес от ковчега Господня ( 1Цар. 5 гл; 2Цар 6:6, 7 ) Совершались чудеса и от медного змея, которого выставил на знамени Моисей: кто из укушенных змеями смотрел на медного змея, тот исцелялся ( Чис. 21:8, 9 ). Медный змей на знамени предзнаменовал собою Христа на кресте ( Ин 3:14, 15 ). Если же медный змей на знамени исцелял от змеиных укусов, то тем более исцелит от духовных и телесных язв крест Христов.
Что должно сказать сектантам, когда они указывают на то, что медного змия на знамени благочестивый царь Езекия уничтожил ( 4Цар. 18:4 ), и что поэтому и крест должно уничтожить?
Может быть, в Новом Завете невозможны чудеса от вещественных предметов, как это было в Ветхом Завете?
Невозможно, чтобы первенствующие христиане выкинули, как ненужные вещи, «платки и опоясания» Ап. Павла, чрез которые творились чудеса. Тем более не могли и не могут христиане быть равнодушными и даже злобствующими на крест Господень, освященный Кровью Спасителя.
На каком основании христиане поклоняются кресту Христову?
На том основании, что всегда люди поклонялись вещественной святыне. Поклонялись храму и ковчегу Завета ( Пс. 5:8, 137:2 ; Чис. 20:6 ; Нав. 7:6 ; 4Цар. 18:22 ; Ис.36:7 ) Если же великие ветхозаветные праведники поклонялись храму и ковчегу завета, то тем более должно поклоняться кресту Христову.
Предсказывалось ли в Ветхом Завете о поклонении кресту Христову?
Сектанты часто спрашивают у нас – православных христиан – о том, зачем у нас имеется не только подлинный крест Христов, но и множество разнообразных изображений креста Господня. Что отвечать на это?
Отвечая сектантам, нужно спрашивать их: зачем у них – множество Евангелий, а не одни только написанные Апостолами? Много книг Новозаветного св. Писания напечатано для того, чтобы христианам удобнее было по ним учиться вере. Точно также и много изображений креста Господня сделано для того, чтобы, взирая на них, христиане всегда и всюду легко могли вспоминать о спасительных страданиях Христовых, ограждать себя благодатью Божиею и учиться безропотному страданию.
На каком основании все изображения креста мы называем крестами Христовыми?
На том основании, что они изображают крест Христов. Если же сектанты говорят, что крест Спасителя – только один, то им нужно указать на то, что в Писании не только действительный крест Христов называется знамением Его, но и подобие креста. Пред вторым пришествием Господним «явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф 24:30 ). Конечно, не вещественный, не действительный крест Христов явится на небе, но подобие его!
Как относятся к этому месту Писания сектанты?
Они очень не любят этого предсказания, потому что, именно им придется рыдать при виде ненавистного для них знамения креста Христова на небе.
Источник: Переиздано (с изменениями) с издания «Доброе исповедание», Почаев, 1910 г. Благословение Свято-Успенской Почаевской Лавры Миссионерский отдел Львовской епархии УПЦ, 2003 г.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Святой Крест
Учение Церкви о почитании креста
«Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались так же, как и изображение Честного и Животворящего Креста. Взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений чествовать их лобызанием, почитанием и поклонением; не тем истинным богопоклонением, которое по вере нашей приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому образу, как воздается честь изображению Честного и Животворящего Креста, Cвятому Евангелию и прочим святыням: фимиамом и поставлением свечей, – какой благочестивый обычай был и у древних» (Догмат 367 Святых Отцов седьмого вселенского собора).
Из этого соборного определения видно, что Святой Крест со времен апостольских служил предметом самого глубокого уважения и религиозного почитания среди христиан, и на образ почитания его отцы собора указывают иконоборцам, отвергавшим чествование святых икон, но не Святого Креста.
а) были предопределены:
«искуплены вы. драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена» ( 1Пет.1:18–20 ; ср. Евр.10:5–7 ), т.е. когда пришло время. Бог от вечности знал о грехопадении человека и от вечности предопределил, чтобы Единородный Сын Его, воплотившись, восстановил человека, искупив его Своею Кровью, пролитою на кресте. «Сего по определенному совету и предведению Божию преданного вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» ( Деян.2:23 ). «Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» ( Деян.3:18 ). «Собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса. Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:28 ), «т.е. не они имели в себе самих такую силу, – замечает блаженный Феофилакт, – но Ты (Господи), Который на все даруешь соизволение и приводишь все к концу. дело врагов обращаешь во исполнение воли Твоей; потому что они (священники и прочие иудеи) сошлись, как враги, а делали то, что Тебе угодно было». Действуя самостоятельно и неся за это ответственность пред Богом, распинатели Иисуса Христа, сами того не ведая, сделали то, что от вечности было предопределено Богом (ср. Рим.3:25 ; Откр.13:8 и др.).
б) были добровольны:
в) были свидетельством любви Божией:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.13:1 ). «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:2 ; ср. Рим.5:8 ; Ин.15:13 ).
Прообразы Cвятого Креста
«И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя» ( Чис.21:8–9 ; Прем.16:7–8 ; ср. Ин.3:14 ). Змей прообразовал Господа Иисуса Христа распятого, а знамя – крест. «Почему же змея Он сделал образом Спасителя? Какое сходство между образом и змеем. Как у того медного змея, – отвечает святой Иоанн Златоуст, – были вид и образ змея, а яда и лукавства змея не было, так и Спаситель является во плоти под видом греха; эта плоть была греховною до Него. Он принимает греховную плоть и, Сам не согрешив, взял грех мира ( Ин.1:29 ). Еще другое сравнение. Там жалят одни змеи, а другой за них страдает, потому что нужно было одного из жалящих взять и распять на кресте; жалящие отпускаются, а ни в чем не согрешивший распинался на кресте; кто не был причастен к порче или гибели остальных змей, терпит пригвождение к дереву, так как он был образом Спасителя, – при всеобщей греховности людей, никто из согрешивших за грешного не распинается, но безгрешный». – «Как посредством того изображения, – замечает св. Ефрем Сирин, – какое Моисей прибил к кресту, смотревшие на него телесно были освобождены телесно и остались живыми, так спасенные пригвожденным Телом Христа, висящего на кресте, пребывают живы те, кои с верою взирают на Него. Через страдания, коих змей не мог испытывать по природе своей, было указано, что на кресте пострадает Тот, Кто по Своей природе не умирает». – «Как медный змей был, – пишет блаженный Феодорит, епископ Киррский, – изображением змиев, но не имел змеиного яда, так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змея, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти и приобретают вечную жизнь». Прообразом креста было (крестообразное) поднятие Моисеем рук во время битвы евреев с амаликитянами ( Исх.17:11 ). «Словами и делами крест был предъизображаем, – учит святой Иоанн Златоуст, – и жертвоприношение Исаака означало крест; поэтому и сказал Христос: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Патриарх возрадовался, увидев образ креста. И Моисей побеждал Амалика потому, что показывал образ креста; и бесчисленное множество событий можно видеть в Ветхом Завете, которые предъизображали крест». – «Удивляюсь я, – говорит святой Кирилл Иерусалимский, – истине прообразований; в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение. О том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: «жизнь твоя будет висеть пред тобою. ». ( Втор.28:66 ). Сей образ представил Моисей в распятом змее, дабы уязвленный живым змеем, взирая на медного змея, исцелен был верою. Жизнь всегда даруется через древо. Ибо во время Ноя посредством деревянного ковчега сохранена была жизнь; а при Моисее море, узревши образ жезла, убоялось ударившего по нем. Итак, Моисеев жезл имел силу; ужели бессилен крест Спасителя? Я для краткости оставляю многие прообразования. Древо при Моисее усладило воду, а из ребра Иисусова вода истекла на древе».
Крест – знамение Господа Иисуса Христа
Основания для почитания изображений Святого Креста
Крест Христов, на котором Господь по любви к человечеству принес Себя в искупительную жертву, как равно и изображения его, мы должны почитать,
а) как жертвенник:
б) как орудие славы Пресвятой Троицы
«Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит, Тебя» ( Ин.17:1 ). «Снова показывает нам, – замечает святой Иоанн Златоуст, – что Он не неволею идет на крест. Иначе как бы Он стал молиться о том, чтобы это сбылось и называть крест славою не только для Самого Распинаемого, но и для Отца? Так действительно и было: не Сын только прославился, но и Отец. До креста даже иудеи не знали Его: «Израиль не знает Меня» ( Ис.1:3 ); а после креста притекла вся вселенная». – «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк.24:26 ). «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к себе» ( Ин.12:32 ср. Мф.28:18 ). «Видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус» ( Евр.2:9 ; ср. Флп.2:8–9 ; 1Пет.1:11 ; Ин.7:39 ).
в) как орудие нашего примирения с Богом:
«И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» ( Еф.2:16 ). «Убил вражду на кресте, – говорит блаженный Феодорит, – принесши нескверную жертву. Примирил же обоих, т.е. уверовавших из язычников и из иудеев, в едином теле принесенном за всех, чтобы составили они одно тело». – «Умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное, и небесное» (разделенное падением человека – Кол.1:20 ).
г) как орудие победы над диаволом:
Прославление креста Христова – подножия Его («сойди с креста» – Мф.27:40–42 ) предречено: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» ( Ис.60:13 ). По церковному преданию, крест Христов был сделан из кипариса, певга и кедра.
Апостолы почитали Крест
Свидетельства древних отцов Церкви
Святого апостола Варнавы: «вот еще указание о кресте и о Том, Кто имел был распят на нем. Моисей. ставши выше всех, простер свои руки ( Исх.17:11 ), и тогда Израиль одерживал победу, а когда опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест. И еще Моисей делает образ Иисуса ( Чис.21:9 ): именно Он пострадает, и Сам дарует жизнь Тот, Кого думали погубить на знамени креста, – в то время, когда Израиль гибнул от змеев».
Святого Иустина Философа и мученика: «через это (медного змея) Бог возвещал о таинстве, показывая, что Он разрушит силу змия, побудившего Адама к преступлению, а верующим в Того, Кто имел умереть через это знамение, т.е. крест, дарует спасение от укушений змия: худых дел, идолопоклонства и других неправд».
Тертуллиана: «но и тот, кто полагает, что крест есть наш Бог, будет товарищем нашим в боготворении его. Все известные небольшие щиты на знаменах суть не что иное, как украшения крестов. Известные завесы знамен (знамя состояло из куска материи, привязанной к шесту при помощи перекладины) полководцев и императоров суть одежды крестов. Хвалю прилежание, вы не хотите боготворить кресты неукрашенные и нагие».
Святого Василия Великого: «и поднимет знамя ( Ис.11:12 ). а знамением, какое воздвиг язычникам, служит упоминаемое в Евангелии ( Мф.24:30 ) то самое знамение, которое называешь крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ), чем и выражает пророк силу знамения. Для чего крестом совершенно домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. Воздвигнув сие знамение, имеющее силу низлагать начала и власти, «отнял Он силы у начальств и властей, властно подверг их позору» ( Кол.2:15 ), победив на древе. Посему-то Павел. как скоро уразумел знамение, воздвигнутое Иисусом, притек ко кресту и сказал: «а я не желаю хвалиться; разве только крестом Господа. » ( Гал.6:14 ).
Святого Григория Нисского: «ибо он (святой великомученник Феодор Тирон), как веруем, и в прошлом году утишил бурю варварского нашествия и предотвратил ужасную войну с дикими скифами, помахивая пред ними, уже бывшими на виду и вблизи, бедственным и страшным для них оружием: не косматым шлемом, не мечом, хорошо изощренным и сверкающим на солнце, но от бед избавляющим и всесильным крестом Христовым, за который, и сам пострадав, стяжал сию славу».
Святого Иоанна Златоуста: «наступил у нас каждый год повторяющийся день – всечестнейшая и светоносная средняя седмица Святого Поста, когда приносится Преблаженный и Животворящий Крест Спасителя нашего Иисуса Христа и предлагается для поклонения, причем поклоняющиеся ему с чистым сердцем и с непорочными устами освящаются и делаются более ревностными и более бодрыми для последующего шествования на поприще Святого Поста. Поэтому, так как ныне день, установленный для поклонения Честному Кресту, приступите сюда, друзья, обнимем его со страхом и любовью. Будем же лобызать его, душевно радуясь. Сегодня радость на небе и на земле, потому что предлагается миру Светоносный и Животворящий Христов Крест, силою которого прогоняются демоны, изгоняются болезни, удаляется мрачная тьма, и освящаются все пределы земли. Как некогда в пустыне те, которые были укушены змеею, взирая на медного змея, избавлялись от смерти, так и теперь прошедшие половину поприща Поста, прикасаясь ко Кресту, умерщвляют духовного змия и сами получают бессмертие и, своим воздержанием показав себя общниками Христовых страданий, делаются участниками и в Христовом воскресении».
Опровержение возражений
1) крест проклят (ср. Гал.3:13 ; Втор.21:23 ), почему не должно почитать его.
2) Крест Христов осквернен грехами: «взял его (рукописание) от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:14 ).
«Рукописание» – χειρογραφον – написанное собственною рукою, долговая расписка. Под рукописанием разумеется не запись грехов, как умствуют сектанты, а закон ветхозаветный, относительно которого евреи дали обязательство: «и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» ( Исх.24:3 ; ср. Втор.27:11–23 ). Предписания закона служили обвинительным свидетельством против человека, который был бессилен исполнить их. Этот закон, данный в форме повелений, Господь упразднил Своею крестною смертью («пригвоздил ко кресту» – ср. Рим.7:1–4 ; Гал.3:13 ). «Какое рукописание? Павел говорит о том рукописании, – отвечает святой Иоанн Златоуст, – которое Израильтяне дали Моисею: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны».
На кресте, кроме «надписи» ( Ин.19:19 ), никакого другого рукописания не было. Господь взял на Себя грехи мира ( Ин.1:29 ) и «вознес их Телом Своим на древо» ( 1Пет.2:24 ).
Неужели сектанты скажут, что Тело Его, Он Сам осквернился грехами и потому не достоин поклонения. «Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Крест Христов освящен Кровью Его ( Кол.1:20 ).
«Пригвоздил ко кресту». В древности было в обычае прибивать и вешать в публичном месте свитки с определениями закона, потерявшими свою силу, чем оповещалась отмена этих определений закона. Апостол пользуется образом, заимствованным из этого существовавшего в древности обычая, и говорит: «пригвоздил ко кресту», показывая тем, что на кресте, к которому был пригвожден Иисус Христос, был отменен ветхозаветный закон (ср. Рим.7:1–4 ; Гал.3:13 ). Исполнение его после крестной смерти Иисуса Христа сделалось излишним; место его заступила вера в Распятого.
4) Древо креста якобы проклято само, и сделавший его. ( Прем.14:8 ). Премудрый в приведенном месте говорит, что не всякое «рукотворенное» и сделавший его прокляты, а только обоготворяемое: «это тленное названо богом». Православные не называют креста Богом, и потому не к ним относится указываемое проклятие, а к идолопоклонникам. В Прем.14:7 благословляется дерево, «через которое бывает правда». Таким деревом и является честный крест Христов: «Он грехи наши Сам вознес Телом своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет.2:24 ).
5) Господь в Евангелии ( Мф.10:38, 16:21 ) говорит о кресте духовном, а не вещественном.
В приведенных местах (ср. Мк.8:34, 10:21 ; Лк.9:23 ) говорится о скорбях и страданиях христианина, называемых в переносном смысле «крестом»; причем в отличие от «креста Иисуса» ( Ин.19:25 ) этот крест именуется «свой». О кресте Христовом – вещественном – ясно сказано в следующих местах: Мф.27:32, 40, 42 ; Мк.15:21, 30 ; Лк.23:26 ; Ин.19:17, 19, 25 ) Если бы крест был ненавистен Господу, как думают сектанты, то Он назвал бы человеческие скорби не крестом, а другим именем. Духовный крест христианина не устраняет вещественного креста Христова. В напоминание о Распятом и Его заповеди ( Мк.8:34 ) мы носим на себе вещественный крест: «выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр.13:13 ; ср. Притч.6:21 ). «А что значит: «выйдем к Нему?» Будем, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – соучастниками Его страданий; будем терпеть Его поношение. Не напрасно Он пострадал вне врат, но чтобы и мы взяли крест Его, пребывали вне мира и старались оставаться там. Он был поносим, как преступник, так же будем и мы».
6) Почитать нужно Господа, даровавшего нам спасение, а не крест.
Мы бесконечно благодарим, прославляем и величаем Господа, но и чествуем Святой Крест – орудие спасения ( Еф.2:16 ; Кол.1:20 ). Если меч Голиафа, через который Бог даровал Давиду победу, хранился в скинии ( 1Цар.21:9 ), хотя и был осквернен кровью язычника, то орудие победы над диаволом – Святой Крест, обагренный пречистою Кровью Иисуса Христа ( Кол.1:20 ), заслуживает большего чествования и прославления.
7) Почему апостолы не взяли с Голгофы креста Господня, если они почитали его?
Апостолы терпели гонения от иудеев и язычников и поистине были странниками и пришельцами на земле ( Евр.11:13 ); поэтому Господу благоугодно было до наступления спокойного времени в жизни Церкви скрыть Святой Крест. По прекращении гонений Святой Крест по изволению Божиему был обретен, и Бог чудесами, от Креста происшедшими, явил его миру для чествования.
8) Господь пострадал на одном кресте, а у православных крестов множество.
Другие кресты, помимо Голгофского, православная Церковь чествует лишь тогда, когда они напоминают нам Распятого Господа нашего Иисуса Христа и прославляют Его. Так Церковь принимает и почитает не только собственноручно написанные апостолами Евангелия и Послания, но и переписанные или перепечатанные копии с них.
9) Кто почитает крест, тот уподобляется врагам Христа, которые радовались Его страданиям.
10) Если православные почитают крест, то должны почитать ясли, гвозди, трость, гроб, не только те, к которым касалось Тело Иисуса, а и всякие другие.
Православные почитают Вифлеемские ясли, голгофские гвозди, пелену, гроб и трость, потому что они освящены прикосновением к ним пречистого Тела Христова; прочие гвозди, ясли, и др., так как имеют другое назначение, не почитаются нами. Орудием нашего искупления и победы над диаволом слово Божие считает Крест ( Еф.2:16 ), а не гвозди, гроб, ясли и др.
11) Если почитать крест как орудие нашего спасения то нужно почитать и Иуду, предавшего Иисуса Христа на страдания, предсказанные пророками.
Ответим словами святого Иоанна Златоуста: «если написано, что Христос так пострадает, то за что же осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с тою мыслию, а по злобе. Если же ты не будешь обращать внимания на намерения, то и диавола освободишь от вины. Но нет, нет! И тот и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу. Что же, – спросишь ты, – если бы Иуда Его не предал, то не предал ли бы другой? Какое же отношение имеет это к настоящему предмету? Такое, скажешь, что если Христу надлежало быть распяту, то нужно было, чтобы это совершено было кем-либо; если кем-либо, то конечно таким человеком. Если бы все были добры, то не исполнено бы было строительство нашего спасения. Да не будет! Сам Всемудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и так было, потому что премудрость Его велика и непостижима. Поэтому-то, чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем домостроительства, Христос и называет его несчастнейшим человеком» (ср. Мф.26:24 ; Мк.14:21 ; Лк.22:22 ).