что означает понятие аномия
Что такое аномия: немного об Японии, США и России
В социологии есть такое понятие — «аномия»; с греческого переводится как «беззаконие». Означает отсутствие норм, писаных и неписаных, регулирующих поведение людей. Хорошим примером аномии является Россия 1990-х годов:
старые коммунистические нормы уже не действовали, новые еще не появились.
В такой ситуации общество распадается и превращается во множество атомизированных индивидов. Каждый сам за себя, все можно ради достижения собственных целей. Долго такое продолжаться не может; общество либо погибает, либо вырабатывает новые нормы и ценности, объединяющие людей.
В Японии сейчас происходят поистинне трагические события. Землетрясение, цунами и Чернобыль в одном флаконе. Звучат упреки в адрес и так уже непопулярного правительства в том, что оно скрывает истинный масштаб
жертв: в их число не включены пропавшие без вести. Однако в сравнении с катастрофическими событиями во время недавнего землетрясения на Гаити, ситуация в Японии выглядит так, словно человечество вдруг стало способным противостоять природным катаклизмам. Да что Гаити, вспомним, что происходило в 2005 году в американском Новом Орлеане, затопленном ураганом
И хотя еще неясно, взорвутся ли реакторы в Фукусиме, но то, как японцы справляются со своей трагедией, вызывает уважение и уверенность в будущем Японии.
А где находится Россия в этой системе координат? Не так давно в Центральной России бушевали лесные пожары и горели населенные пункты, но в них не было грабежей и перестрелок. Конечно, в малых населенных пунктах социальная организация всегда теснее: в ситуации, когда каждый знает каждого, преступности вообще меньше. Да, Лужков уехал из задымленной Москвы; вообще, нашему правительству до эффективности японского — как до Луны пешком. Да, перестрелки в наших городах происходят и без цунами. Но все же — во время пожаров люди оказывали друг другу помощь, и даже «аномические» Москва с Петербургом в этом участвовали. Значит, аномалия 1990-х годов позади, общество нормализуется, в нем появляются и крепнут связи… Мне хочется верить.
Аномия и ее проявления в социальной жизни
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие аномии в социологии
Общество, в котором произошло обесценивание морали и права, считается нездоровым. У социологов это состояние имеет научное название – социальная аномия.
Когда человек живет в подобных условиях, то у него появляется единственная цель – это выживание, а нормой поведения становится материальная ориентация в обход всем моральным нормам и принципам. Такое состояние не считается нормальным и адекватным, поскольку аномия приводит к постепенному затуханию многих процессов, которые изначально могли бы развивать общество и выводить на совершенно новый уровень.
Таким образом, аномия – это состояние общества, которое характеризуется как противоестественное и опасное. Когда члены общества лишаются оси координат, то они становятся частью так называемого «потерянного поколения». Другие же перестают ощущать всякую ответственность за свои действия и слова. Расцветают такие асоциальные проявления, как алкоголизм и наркомания, повышается уровень суицидальных случаев, преступность становится новой «нормой». Происходит саморазрушение личности и, как результат, разрушение общества в целом.
Одним из первых социальную аномию интерпретировал социолог Эмиль Дюркгейм. Французский исследователь отметил, что размытость норм характерна в основном для кризисных периодов, поэтому имеются определенные причины такого состояния, а изучать нужно и их, и последствия. Особенно ясно проявляют себя противоречия, которые возникают между законами, декларирующими общественные идеалы и ценности. Наступает время социальной дезорганизации, которое можно упустить, что приведет к вполне печальным последствиям.
Поэтому от исследователей требуется проанализировать текущее состояние общества, выявить все асоциальные проявления, которые по итогу могут оказаться максимально опасными. Вовремя определенные проблемы позволяют создать условия для предотвращения наиболее разрушительных последствий. К сожалению, чаще всего все идет на самотек, из-за чего исправить уже сложившуюся ситуацию бывает очень сложно. А еще не всегда можно понять, реальны ли проявления аномии, или это просто тревожные признаки, которые могут отражать иные деструктивные процессы в обществе. Поэтому исследователи делают серьезный акцент на выявлении признаков аномии, чтобы отличить ее от других асоциальных ситуаций.
Готовые работы на аналогичную тему
Американский ученый Роберт Мертон фокусировался на идее, что человек может «выпадать» из социальной структуры, что также является достаточно серьезной проблемой. Социальное устройство Р. Мертон характеризует как совокупность намеченных государством целей и законных средств их достижения. Несмотря на то, что социум может подчиняться собственным моральным устоям и культурным установкам, есть нормы, которые едины для всего человечества, и их крайне важно поддерживать.
Мертон вывел несколько основных типов приспособления человека к обществу, которое поражено аномией:
Проявления аномии в социальной жизни человека
Среди проявлений социальной аномии следует выделить следующие признаки:
В обществе, где бушует аномия, воцаряются беззаконность и хаос. Эгоистичность каждого человека превосходит любые иные проявления, и появляется огромная пропасть между социальными группами. Если в обществе нет взаимосвязанности, и каждый сам за себя, то такое общество становится особенно ослабленным. Возникают пессимистические настроения, которые касаются будущего, наступает тревога, неудовлетворенность абсолютно всем – текущим положением дел, государством и властью. Если говорить отдельно о человеке, то он становится подверженным суицидальным мыслям, поскольку больше не видит смысла своего существования. Он апатичен, не может выразить свою точку зрения, чувствует социальное одиночество. Появляется нетерпимость к другим окружающим, алчность, интерес к потреблению возрастает. Удовольствие кажется скрытым только под личиной чего-то материального, поэтому индивид готов абсолютно на все ради удовлетворения этой потребности.
Также аномия влияет и на личные отношения человека. Распадаются семьи, «отцы» отдаляются от «детей», появляется поколение, у которого отсутствует опыт служения цели и выполнения полезных функций. Ценности и моральные устои не передаются, прерывается традиционность поколений. Это все негативно влияет на общество в целом, поэтому необходимо начинать с более личного уровня, и затем уже переходить к уровню социальному
Аномия считается разрушительным явлением, поэтому исследователи уделяют особое внимание ее изучению. В разные времена аномия проявлялась по-разному. Повлияло на это развитие общества, научно-технический прогресс и процессы, которые позволили человеку выйти за рамки комфорта и принять на себя множество других, не всегда благоприятных, ролей.
Аномия

Социальная аномия
В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.
Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.
Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.
Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввёл термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения или их недостаточность. Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов. Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние индивида, характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы. Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной.
Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует девиантное поведенческое реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.
Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении «установившегося» и современного промышленного социума.
Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.
Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.
Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя.
Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени. Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях. Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций.
Социальная норма и социальная аномия
Одним из основополагающих понятий социологии является социальная норма, которая рассматривается в качестве механизма оценивания и регуляции поведенческого реагирования индивидов, категорий и социальных общностей. Социальными нормами именуются предписания, установки, ожидания надлежащего (социально одобряемого) поведения. Нормами являются некоторые идеальные шаблоны, обуславливающие то, что индивидам надлежит говорить, думать, ощущать и делать в определенных условиях. Система норм, которые действуют в конкретном социуме, образует целостную совокупность, различные структурные элементы которой взаимообусловлены.
Социальные нормы являются обязанностью одного индивида в отношении другого либо социального окружения. Они обуславливают формирование сети общественных отношений группы, социума. Также социальные нормы являют собой ожидания групп различной численности и в целом общества. Окружающий социум ожидает от каждого индивида, который придерживается норм, определенного поведенческого реагирования. Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных взаимоотношений, включающей мотивацию, идеалы, устремленность субъектов действия, ожидание, оценивание.
Общественное состояние, заключающееся в потере его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует приумножение отклоняющегося поведения, именуется социальной аномией. Кроме того, она проявляется:
Социологи, сопоставляя понятия аномия девиантное поведение, считали точкой пересечения их несоблюдение членами социума установленных им же норм. Основное отличие между терминами аномия девиантное поведение заключается в общественном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии намного глубже. Ее вызывают серьезные социальные трансформации, которые влияют на общество как единую систему и на его отдельных членов.
Теория аномии
Аномией называется состояние отсутствия норм права и беззаконие.
Аномия это в социологии состояние социальной безнормности, применимое к большим общностям и малым группам. Фундамент для зарождения теории аномии, которая объясняет причины преступности, заложил Дюркгейм.
Теория аномии Дюркгейма. Французский социолог утверждал, что социально отклоняющиеся поведенческие реакции и преступность представляют собой явления вполне нормальные. Поскольку, если в социуме отсутствует подобное поведенческое реагирование, то, следовательно, общество находится до болезненности под контролем. Когда ликвидирована преступность, прогресс прекращается. Противозаконные поступки являются платой за социальные трансформации.
Теория аномии Дюркгейма базируется на постулате, что социум без криминальности немыслимо. Поскольку, если перестанут совершаться деяния, которые в современном социуме считаются противозаконными, то в категорию преступные деяния придется зачислить какие-то «свежие» вариации поведенческих реакций. Дюркгейм утверждал, что «криминал» неистребим и неизбежен. Причина этого заключается не в слабости и природной злости людей, а в существовании в обществе бесконечного множества разнообразных видов поведения. Единство в человеческом социуме достигается лишь при условии использования конформистского прессинга против подобного разнообразия в поведенческом реагировании. Такой прессинг могут обеспечить наказания.
Социальная норма и социальная аномия по Дюркгейму – это важнейшие социальные феномены, поскольку преступность является фактором здорового состояния общества и без социальной нормы она существовать не может. В социуме без криминалитета давление общественного сознания будет настолько жестким и интенсивным по силе, что никто не сможет ему противостоять. Исчезновение преступности влечет за собой утрату обществом возможности двигаться в сторону прогрессивного развития. Преступники – это факторы возникновения аномии, пешки, ведущие социум к новому витку, а не паразиты, люди, не способные пройти процесс социализации, не чуждые обществу элементы.
Дюркгейму утверждал, что преступления будут малочисленны и не масштабны в социуме, в котором достаточно человеческого единства и общественной сплоченности. Когда социальная солидарность разрушается, а обособленность его составных элементов увеличивается, возрастают отклоняющееся поведение и, следовательно, преступность. Так появляется аномия Дюркгейм считал.
В проблеме поддержания солидарности общества огромным значением, по Дюркгейму, обладает наказание преступников. Правильное понимание «законов» порядочности и честности представляет собой изначальный важнейший источник единства социума. Чтобы сберечь любовь к этой социальной структуре рядового гражданина необходимо наказание криминального элемента. При отсутствии угрозы наказания среднестатистический индивид может утратить собственную глубокую привязанность к определенному социуму и свою готовность принести ради сохранения такой привязанности необходимую жертву. Также, наказание правонарушителя служит видимым социальным подтверждением его «социальной уродливости».
Аномия примеры. Современная социологическая наука трактует аномию в качестве состояния, характеризуемого отсутствием самоидентичности, цели либо морально-этических ориентиров у отдельного субъекта или целого общества. Ниже приведены примеры ситуаций, указывающих на наличие явлений аномии в конкретном социуме:
Преодоление аномии, в большинстве своем, характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее породил. В ситуациях, когда социум не в состоянии сформировать новую нормативно-ценностную систему либо возвести в ранг общезначимой какую-либо частную, то он обращается к прошлому, ища в нем основания для солидарности.
В социологии феномен аномии изучался не только Дюркгеймом, позднее ее существенно развил социолог из Америки Мертон аномия согласно его представлениям, являет собой ориентации отдельных граждан и социальные ситуации, которые не соответствуют целям, определяемым культурой социума. По Дюркгейму описываемый феномен означает неумение общества управлять естественными импульсами и стремлениями индивидов. В свою очередь, Мертон полагал, что многие стремления субъектов необязательно будут «естественными», зачастую бывают определены просветительской деятельностью самого социума. Общественная система ограничивает способность отдельных социальных групп удовлетворять собственные стремления. Она «прессует» в обществе определенные личности, вынуждая их действовать противоправно.
Мертон рассматривал аномию в качестве крушения системы управления индивидуальными желаниями, вследствие чего индивид начинает желать большего, чем способен добиться в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление появляется от невозможности многих граждан следовать нормам, полностью принимаемым ими, а не от присутствия свободы выбора.
Аномия примеры можно привести на модели устройства современного Американского общества, где все граждане устремлены на богатство, те из них, которые не могут легальным путем достичь финансового благополучия, добиваются его нелегальными средствами. Поэтому, во многом отклонения зависят от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует и использует тот или иной субъект.
Состояние аномии – это абсолютное расхождение декларируемых и цивилизаторских целей с социально структурированными средствами их достижения. Применимо к отдельному члену социума аномия является искоренением ее моральных установок. При этом индивид теряет всякое чувство традиционности, преемственности, утрачивает все обязательства. Связь с социумом разрушена. Таким образом, без обновления духовности и нравственных ориентиров, радикальное преобразование общества, выработка новых ценностей и норм, преодоление аномии невозможны.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
аномия
Полезное
Смотреть что такое «аномия» в других словарях:
Аномия — (фр. аnomie – заң, ұйымдасудың жоқтығы) – қоғамның құндылықтар жүйесіндегі түбегейлі дағдарыстарды білдіретін ұғым. Аномия әсіресе өтпелі қоғамдарда жиі кездеседі. Бұрынғы әдетке айналған бағдарлар жаңа талаптарға сәйкес құндылықтармен жылдам… … Философиялық терминдердің сөздігі
АНОМИЯ — (от французского anomie отсутствие закона, организации), Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Современная энциклопедия
АНОМИЯ — (греч.). Беззаконие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. аномия и, мн. нет, ж. ( … Словарь иностранных слов русского языка
аномия — и, ж. anomie f. отсутствие закона <гр. филос. Нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующегося разложением системы нравственных, социальных и т. п. ценностей. Крысин 1998. Понятие, введенное Э … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Аномия — (от французского anomie отсутствие закона, организации), понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Аномия — нарушения в психике личности, выражающиеся в низкой социальной самооценке и несоблюдении правовых норм. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
АНОМИЯ — (от франц. anomie отсутствие закона организации), социологическое и социально психологическое Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы… … Большой Энциклопедический словарь
Аномия — (греч. a отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее соб … Психологический словарь
АНОМИЯ — (франц. anomie отсутствие закона, организации) философско социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношения между индивидами и обществом императивов и правил … Новейший философский словарь
Аномия
Аноми́я (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- — отрицательная приставка, νόμος — закон) — понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).
Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:
Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.
Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.
По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам». [1]