что означает понятие априорности в философии канта

АПРИОРИ

Полезное

Смотреть что такое «АПРИОРИ» в других словарях:

априори́зм — априоризм … Русское словесное ударение

априори — априори … Орфографический словарь-справочник

АПРИОРИ — [лат. a priori из предшествующего] 1) независимо от опыта, до опыта. Противоп. АПОСТЕРИОРИ; 2) филос. в теории познания: знание о фактах, полученное до изучения их на опыте; знание, изначально присущее сознанию; 3) разг. заранее, предварительно.… … Словарь иностранных слов русского языка

Априори — (лат. а priori әуелден, бастан) – таным теориясында білім апостериориден өзгеше, тәжірибеге дейін және одан тәуелсіз алынатын, әуел бастан санаға тән дегенді білдіретін термин. Басқаша айтқанда адам білімі тәжірибеден тәуелсіз, одан бұрын пайда… … Философиялық терминдердің сөздігі

АПРИОРИ — см. Апостериори и априори. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АПРИОРИ … Философская энциклопедия

априори — заранее Словарь русских синонимов. априори см. заранее Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

АПРИОРИ — АПРИОРИ, нареч. (от лат. a от и prior предшествующий) (филос.). Независимо от опыта, ант. апостериори. Судить о чем нибудь априори. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Априори — от лат. a priori из предшествующего А. Независимо от опыта, до опыта. Б. Заранее, наперед, предварительно. В. Знание о фактах, полученное до изучения их на основе опыта. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

АПРИОРИ — (от латинского a priori из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него; понятие теории познания, противоположное апостериори … Современная энциклопедия

АПРИОРИ — (от лат. apriori из предшествующего) понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии.

Одно из центральных понятий, без которого «Критику чистого разума» просто нельзя постигнуть, — понятие априорного (а priori). Сразу же нужно представить себе, какие при этом возникают важные и интересные, до сих пор значимые проблемы. Но проблемы и чрезвычайно трудные. Постижение их требует готовности к напряженному со-мыслию и со-переживанию.

Есть очень обширная совокупность человеческих знаний, результатов человеческого познания, которые имеют всеобщий и необходимый характер. Это утверждения науки, утверждения философии. Они образуют «мир» законов, принципов и постулатов. Всеобщие и необходимые положения обычно оцениваются очень высоко — как высшая цель, задача всего человеческого знания и познания. Эти положения, как правило, оформляются в суждения, начинающиеся со слов «все» или «вся», означающие, что некоторые принципы или положения утверждаются применительно к целому классу вещей, событий, состояний.

Например, естествознание кантовского времени выдвигало такой тезис: все тела протяженны. Это была истина физического знания того времени, принцип, положенный в основание механики. Или высказывалось другое положение: все тела имеют тяжесть. И Кант призывает задуматься над вопросом, что объединяет оба положения? Ответ таков: оба положения суть высказывания всеобщего и необходимого характера. Ибо не только для физиков, но и вообще для людей, сколько-нибудь знакомых с физическим знанием, они имеют всеобщее и необходимое значение. При этом всеобщие и необходимые постулаты отличаются от тех знаний, которые тоже могут быть сформулированы в форме некоторых всеобщих суждений, но на деле всего лишь претендуют на всеобщность и остаются эмпирическими знаниями. Например, когда-то говорили: «Все лебеди белые». А потом обнаружилось, что есть еще и черные лебеди. Кант и различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте (от a posteriori — апостериорное) и внеопытное (от a priori — априорное). Способ образования обоих видов знания различен.

Всякий раз, когда мы говорим: «Все тела протяженны», мы как бы отвлекаемся от многообразия, неисчерпаемости опыта. Всеобщее знание мы добываем каким-то иным способом, а не посредством простого эмпирического обобщения. Согласно Канту, это и есть знание, которое следует назвать априорным, внеопытным, причем не сегодня или завтра, а в принципе и всегда априорным. Оно не выведено из опыта, потому что опыт никогда не заканчивается. В том и состоит природа таких знаний и познаний, что при высказывании теоретических всеобщих и необходимых суждений мы мыслим совершенно иначе, нежели при простом обобщении данных опыта. Можно знать из опыта, что это или то тело протяженно, но, заявляя, что «все тела протяженны», мы совершаем внеопытный скачок мысли, т.е. мысль совершает переход в ту сферу, которая непосредственно опытом не обусловлена.

Таким образом, всякое всеобщее и необходимое теоретическое знание, истинное знание, по мнению Канта, априорно — доопытно и внеопытно по самому своему принципу. Но ведь всякое познание укоренено в опыте?! Кант этого и не отрицает. Более того, Введение в «Критику чистого разума» он начинает с утверждения: «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта. «. Рассуждение в подтверждение и доказательство этого, для Канта очевидного, высказывания приводится простое; это скорее доказательство от противного: «. чем же пробуждалась бы к деятельности познавательная способность, если не предметами, которые действуют на наши чувства. «.

Но в поистине громадной по объему совокупности априорных познаний особо интересует Канта одна их группа. Какая же именно? Для ответа на этот вопрос требуются некоторые пояснения. Априорные познания, поскольку они выражаются в суждениях, Кант делит на аналитические и синтетические априорные суждения. Все суждения, как известно из логики, приводят в связь субъект (S) и предикат (Р) суждения. Так, в суждении «Все люди смертны» субъект (S) — люди, предикат (Р) — свойство смертности. Все априорные суждения содержат внеопытные, т. е. всеобщие и необходимые, знания. Но они в свою очередь делятся на две группы. К первой группе принадлежат те, в которых предикат не прибавляет нового знания о субъекте, а как бы «извлекает» на свет божий знание, так или иначе имеющееся в субъекте суждения. Кант приводит очень характерный для своего времени пример — суждение «все тела протяженны». Оно является априорным (воплощает всеобщее и необходимое знание) и вместе с тем аналитическим, ибо в понятии тела уже заложено, в сущности, понятие протяженного. Нужен только дополнительный анализ, чтобы это выявить, в самом деле, для физики докантовского и кантовского времени понятия «тело» и «нечто протяженное» — синонимы и, стало быть, аналитически выводимы друг из друга.

Итак, аналитические суждения, по Канту, все априорны: они не требуют обращения к опыту, а значит, не дают в подлинном смысле нового знания. Что же касается синтетических суждений, то они могут быть эмпирическими и априорными. «Все эмпирические суждения, как таковые, синтетические». Они всегда) по Канту, дают новое знание.

Особое внимание Канта априорные синтетические суждения привлекают потому, что они воплощают в себе удивительную способность человека добывать всеобщие и необходимые и вместе с тем новые знания, опираясь на особые познавательные способности, действия, приемы познания. Всего ярче такая способность — активная, творческая — воплощается в науке. Истины науки, постоянно добываемые и обновляемые, и суть, согласно разъяснениям Канта, априорные синтетические суждения. Иными словами, раз такие суждения уже существуют, они возможны. Тут, по Канту, нет проблемы, нет спора.

А вот основная проблема «Критики чистого разума» сформулирована Кантом в виде вопроса: как возможны синтетические априорные суждения? Это значит, в центре внимания данной работы — философская проблема познания, делающего возможным истинное знание науки и практики, притом именно новое всеобщее и необходимое знание.

что означает понятие априорности в философии канта что означает понятие априорности в философии кантачто означает понятие априорности в философии канта что означает понятие априорности в философии кантачто означает понятие априорности в философии канта

Сходка с шлюхой возможно пройти уже сейчас. Для сие стоит осведомиться с перечнем нашенского портала, который разместили шлюхи Иркутска. Тарифы за услуги доступны для всех!

Источник

Понятие «априори» в философии И. Канта

Вы будете перенаправлены на Автор24

Априори – это знание, присущее человеку в доопытных формах и независимое от его взаимодействия с окружающим миром.

Развитие понятия «априори» в философии

В истории философии априори является достаточно многозначным термином, который по мере развития гносеологии неоднократно менял свое содержание. Впервые о возможности существования доопытного знания высказался Платон в рамках своей теории припоминания. Согласно ей человек получает знания не из наблюдения за окружающим миром, а из своей души, которая является идеальным образованием – идеей и содержит все возможные знания мира, однако забыла их после селения в человеческое тело. Правильно построенные размышления помогают душе припомнить имеющиеся у нее знания.

Сам термин априори был введен Аристотелем. Не разделяя гносеологическую концепцию Платона, он наделил его новым значением, выделяя два вида познания:

Таким образом термин априори привязывается не к внутреннему или внешнему источнику знания, а к его временной расположенности до или после познаваемого события.

Готовые работы на аналогичную тему

В Новое время гносеологическая проблематика выходит на первое место в с свете полемики рационализма и эмпиризма понятие априори приобретает новый смысл. Лейбниц в своих трудах ассоциирует его с врожденным, доопытным знанием которое дано человеку изначально и независимо от его восприятия окружающего мира. Оно имеет высшие формы и достижимо лишь с помощью умозрительных размышлений, в то время как все опытное знание апостериорно и зависит от самого восприятия реальности.

Теория познания И. Канта

В философии и науке Нового времени довлел механицизм. Благодаря достижениям И. Ньютона, его предшественников и последователей, представление вселенной как совокупности однородных материальных частиц, все возможные формы взаимодействия которых можно просчитать и описать используя законы механики и математическую логику было доминирующим, и принесло значительные плоды – естествознание активно развивалась, а его открытия трансформировались в практические изобретения. Однако уже в восемнадцатом веке стало ясно, что существует ряд фактов и явлений, список которых со временем лишь расширялся, объяснение которых в рамках механицизма было невозможно, хотя к этому предпринимались отчаянные попытки.

Так, например, для объяснения распространения света было придумано особое вещество – эфир, для обоснования теплового излучения – газ теплород, для магнетизма – существование силовых линий магнитного поля. И все же механицизм, а вместе с ним, и эмпирическая позиция в гносеологии уже не могли полностью удовлетворять потребностям философов и повсеместно начались поиски новой системы объясняющей логику и механизмы познания окружающего мира. Одна из таких систем была создана Кантом.

Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Кант. подробнее по его собственному выражению совершил «коперниканский переворот» в теории познания, т.е. предположил, что не наше познание зависит от окружающего мира, а наоборот воспринимаемый окружающий мир зависит от особенностей человеческого познания. Кант предположил существование двух миров:

Кант отказывает от абсолютизации роли человеческого восприятия и даже опыта в процессе познания. Реальный, действительный мир – это мир вещей самих по себе. Вещи этого мира, включая самого человека, закрыты от их непосредственного восприятия несовершенством и субъективностью органов чувств человека, их сущность остается непознаваемой. Та же часть вещей, которая предстает перед человеком – не более чем явление этих вещей в восприятии познающего. Утверждая существование человека в мире явлений, Кант говорит о том, что наше знание соответствует вещам не потому, что оно объективно, а потому, что наше восприятие вещей подстраивается под наше познание и представление о них.

Похожая аргументация лежит в основе субъективного идеализма, согласно которому каждый человек находится в плену собственных иллюзий и единственным реально существующим объектом в его мире является лишь он сам, а все остальное не более чем порождение его разума. Однако размышления Канта По данной теме мы уже выполнили реферат Этика Канта подробнее уходят значительно глубже. В отличии от субъективных идеалистов он не отрицает познавательного значения опыта, однако дополняет его. Помимо опыта на человеческое познание окружающего мира накладывает свои рамки априорные формы и априорные суждения.

Значение понятия априори в гносеологии Канта

К числу априорных Кант относит знания о всеобщем – т.е. все те законы природы, которые невозможно обосновать на основании индуктивной логики, через суммацию результатов бесконечного числа единичных опытов. Разделяя все суждения на аналитические и синтетические, Кант отмечает, что в аналитическое суждение подчиняется правилу противоречивости – т.е. уже содержит все необходимое знание в себе самом, в то время как синтетическое выходит за изначально обозначенные рамки и создает новое общезначимое знание и имеют исключительно априорную природу.

Источник

Понятие «априори» в философии Канта — Априорные формы

Априоризм Канта. Понятие априорного знания, можно сказать, уже присутствовало у Платона с его знаниями как памятью, тогда Аристотель отличал доказательства от последующих и доказательства от предшествующих. Это различие было дополнительно исследовано Северином Бетием и средневековыми арабскими философами (Ибн Рушд, Ибн Сина). Латинский термин «a priori» был введен в средневековом схоластике. Европейский схоластик, следуя взгляду Аристотеля, называл познание вещей как действия от их причин, т.е. от того, что формирует их предположение, «априорным знанием», а познание вещей как причин от их действий — апостериорным. Сюда входят Альберт Великий и Томас Аквинский. В новой европейской философии термин меняет свое значение; противоречие между рационализмом и эмпиризмом оказало решающее влияние на это изменение. Лейбниц изменил значение этого термина, заключив, что знание вещей от их причин является полным только в том случае, если оно возвращается к конечным и высшим причинам, которые он назвал «вечными истинами». Поэтому он априори приравнивал знания к спекулятивным знаниям, а апостериори — к опытным знаниям. Спекулятивное познание не предопределено, самоочевидно для ума и является прямым поиском истины (интеллектуальной интуицией).

Благодаря Г. Вольфу и вольфийству термин «априори» в лейбницком смысле стал широко распространен в немецкой философии. В системе Иммануила Канта (особенно в «Критике чистого разума») априорное знание рассматривалось как условие необходимости, универсальности и организации экспериментальных знаний. Знание должно соответствовать этим свойствам как идеалу (например, суждение 7+5=12 универсально, не имеет исключений и должно быть правдой), при апостериорном знании все экспериментальные знания случайны и сингулярны (то, что снег белый, не является необходимостью, так как снег не может быть просто белым, мы не можем быть уверены, что нет исключений из этого правила). Априори имеет смысл только в контексте опыта, поскольку он формализует опыт. Распространяя механическое понимание причин умственной деятельности на процесс познания, Кант на основании ньютоновских законов пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под действием внешнего импульса, стимула. Они по своей природе пассивны и поэтому требуют внешней активности, которая становится стимулом процесса восприятия. «Хотя все наше познание начинается с опыта, оно не следует из того, что оно полностью происходит из опыта».

что означает понятие априорности в философии канта

что означает понятие априорности в философии канта

Априорные формы

Вполне возможно, что наше эмпирическое знание состоит также из того, что мы воспринимаем через впечатления, и того, что наша собственная когнитивная способность (стимулируемая только сенсорными впечатлениями) дает о себе…». Действуя на нашу чувственность, феномены опыта одновременно пробуждают внутреннюю активность человеческого познания, которая проявляется в способности человека осуществлять не только эмпирическое, но и экстраэмпирическое (априорное) познание. Априори — это только те познания, которые не зависят от какого-либо опыта; чисто априори — это те, которые имеют универсальный и необходимый характер, и к которым не добавляется ничего эмпирического. Кант исследует, как и при каких условиях для человеческой мысли возможно чистое трансцендентное познание a priori, т.е. «…любое познание, которое относится не столько к объектам, сколько к видам нашего познания объектов, поскольку это познание a priori должно быть возможно». Принципы (законы) наук, которые что-то говорят о целых классах объектов, не могут быть сформулированы (эмпирически) только на основе опыта.

A priori знания, однако, не зависят от опыта только в отношении формы; их содержание основано на опыте. Субъект, начинающий получать знания, заранее обладает априорными формами знаний, которые придают его знаниям характер необходимости и универсальности. Кант различал априорные формы чувственности (трансцендентные формы чувственности, априорные формы интуиции) — чистую интуицию, с помощью которой разнообразные, отдельные и не всегда однозначные представления обретают универсальный объективный смысл (это пространство и время), и априорные формы рассуждения (трансцендентные формы рассуждения), которые придают согласованность и упорядоченность хаотическому разнообразию чувственных переживаний — это категории (12 из них) и идеи чистого разума (3 из них). О пространстве и времени: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве: пространство — это форма внешнего ощущения; все представления о себе существуют во времени: время — это форма внутреннего ощущения (но косвенно это также и условие внешнего восприятия).

Пространство и время как формы ощущения имеют трансцендентальную идеальность: нет таких объектов, как время и пространство; и эмпирическая реальность: как способ реализации концепций объектов и меня самого. Эти формы, по Канту, могут быть только априори: это абсолютно необходимые формы всех существующих вещей; опыт никогда не может дать общего и необходимого, а только смысл и значение при определенных условиях.

Различие между аналитическим и синтетическим суждениями

Причина сама приписывает категории к многообразному чувственному материалу, уже организованному априорными формами ощущений. Этот синтез обеспечивает возможность естественной науки как науки. Кант насчитывает 12 категорий, разделенных на 4 класса: Категории Количество, Категории Качества, Категории Модальности, Категории Отношений. В этом контексте Кант развивает доктрину апперцепции. Апперцепция — это активная сила, осуществляющая синтез первоначальных восприятий. Она имеет две формы: исходное синтетическое единство апперцепции или трансцендентальное единство самосознания: единство самосознания необходимо для познания; и трансцендентальное единство апперцепции или объективной апперцепции, т.е. оно направлено к объекту, синтезирует отдельные впечатления от объекта в интегральное познание, вводит единство в хаотическую множественность ощущений и создает объект.

Поэтому Кант априорно проводит различие между аналитическим и синтетическим суждениями. В целом, в аналитическом суждении субъект уже содержит предикат, в то время как в синтетическом суждении предикат приписывается чему-то внешнему (т.е. субъект не задумывается в самом предикате). Высшей предпосылкой, которой подчиняются аналитические суждения (принцип, делающий их истинными), является логический закон противоречия (то есть они истинны, если не противоречат самим себе). Синтетические априорные суждения расширяют наши знания и являются общепризнанными. Они — идеал всех знаний. Соответственно, формулируется вопрос о том, как синтезировать априорные суждения (на какой основе происходит синтез), потому что они не могут быть получены из опыта (a posteriori), а только из чистого разума (a priori). Синтетические априорные суждения возможны потому, что они являются высшей основой трансцендентального единства апперцепции («синтетическое единство многообразия апперцепции в возможном переживании», чистого Я, интеллекта, трансцендентального субъекта), что является априорным суждением «я думаю». Это условие возможности приведения многообразия сенсорной репрезентации к априорным понятиям единства, высшему условию единства всех понятий разума, вообще высшему условию всех синтезов. Именно благодаря этому суд обретает объективный смысл и становится не просто истинным, но необходимым истинным судом.

Естествознание

Естествознание исследует только действующие причины (механические причины), но этого недостаточно для описания органической жизни и деятельности человека. В «Критике суда» Кант вводит понятие особого рода причинно-следственной связи — целенаправленных причин, целей природы. Однако целеустремленность природы не усвоена в экспериментальном изучении природы, а является «особым априорным понятием, которое берет свое начало исключительно в рефлексивной способности суждения». Эта концепция может действовать только как регулятивный принцип.

Психологически важные положения содержатся в доктрине Канта о трансцендентальных схемах, которая решает вопрос о применении категорий к эмпирической реальности, данной человеку в восприятии. Схемы — это новый элемент сознания, объединяющий гетерогенные когнитивные способности, поэтому Кант также называет схемы чувственными концепциями. Они являются продуктом деятельности воображения. Идеи Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями современной психологии. Таким образом, вербализм, неспособность увидеть реальность, стоящую за вербальной формулировкой правила, закона, преодолевается в преподавательской практике путем обращения к схематическим представлениям.

Главный этический принцип

Вещи сами по себе, которые не доступны для исследования, представляют собой именно то, что априорные знания, которые человек принимает без обращения к чувственному опыту благодаря деятельности души, из которых Вольф писал. Это априорное знание касается не только внешних, но и внутренних явлений, например, понятия «I», которое не может быть получено только из рефлексивных данных. Спонтанная активность души, которая также находится вне досягаемости чувств, позволяет не только понять многое, но и структурировать и организовать тот опыт, который человек получает через чувства. Таким образом, в теории Канта появляется понятие трансцендентальной апперцепции, то есть умственной деятельности, благодаря которой человек признает мир и себя постоянным и целостным. Говоря о достижениях науки, ученый подчеркнул, что, несмотря на все успехи, две вещи остаются загадочными и непонятными — звездное небо над нашими головами и нравственный закон внутри нас. Главный этический принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей актуальности в наше время — человек не должен рассматриваться как средство достижения цели, он сам является целью. Такой подход не только считает аморальными все манипуляции с людьми, их стремления и опыт, но и призывает человека соответствовать своему высшему предназначению. Кант считал, что существует этический закон, который является обязательным для всех людей, и что они должны подчиняться, не ради выгоды, но из желания соответствовать человеческому идеалу. Этот закон, называемый нравственным императивом, гласит, что человек всегда должен действовать так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, стали универсальными.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

что означает понятие априорности в философии канта

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

АПРИОРИ

Полезное

Смотреть что такое «АПРИОРИ» в других словарях:

априори́зм — априоризм … Русское словесное ударение

априори — априори … Орфографический словарь-справочник

АПРИОРИ — [лат. a priori из предшествующего] 1) независимо от опыта, до опыта. Противоп. АПОСТЕРИОРИ; 2) филос. в теории познания: знание о фактах, полученное до изучения их на опыте; знание, изначально присущее сознанию; 3) разг. заранее, предварительно.… … Словарь иностранных слов русского языка

Априори — (лат. а priori әуелден, бастан) – таным теориясында білім апостериориден өзгеше, тәжірибеге дейін және одан тәуелсіз алынатын, әуел бастан санаға тән дегенді білдіретін термин. Басқаша айтқанда адам білімі тәжірибеден тәуелсіз, одан бұрын пайда… … Философиялық терминдердің сөздігі

АПРИОРИ — см. Апостериори и априори. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. АПРИОРИ … Философская энциклопедия

априори — заранее Словарь русских синонимов. априори см. заранее Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

АПРИОРИ — АПРИОРИ, нареч. (от лат. a от и prior предшествующий) (филос.). Независимо от опыта, ант. апостериори. Судить о чем нибудь априори. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Априори — от лат. a priori из предшествующего А. Независимо от опыта, до опыта. Б. Заранее, наперед, предварительно. В. Знание о фактах, полученное до изучения их на основе опыта. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

АПРИОРИ — (от латинского a priori из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него; понятие теории познания, противоположное апостериори … Современная энциклопедия

АПРИОРИ — (от лат. apriori из предшествующего) понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание… … Большой Энциклопедический словарь

АПРИОРИ — (лат. a priori, букв. из предшествующего) философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание… … История Философии: Энциклопедия

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *