что означает понятие карма в древнеиндийской философии

Карма

Термин «карма» впервые был упомянут в ранних Упанишадах (древних философско-религиозных трактатах, являющихся частью религиозных писаний Индии; по мнению ученых, они были написаны в VIII веке до н.э.). Встречается он и в более поздних ведических текстах.

В древнем мире широко была распространена вера в карму и перевоплощения

Также в древности считалось, что и после смерти душа человека долгое время (исчисляемое порой веками) связана с покинутым ею телом. Более того: душа существует до тех пор, пока телесная оболочка, покинутая ею, цела. Потому, например, в Древнем Египте прилагали немалые усилия, дабы сохранить (мумифицировать) тела фараонов и знати, а, желая причинить вред душе ненавистного усопшего фараона, его мумию обезглавливали или же подвергали сожжению.

Термин «карма» общий для всех философских систем индуизма

В карму верят все жители Индии

Существует несколько разновидностей кармы

2. Крийяман карму, создаваемую теми деяниями и поступками, которые человек совершает в данном воплощении. Оказывает влияние, как на текущую жизнь, так и на будущие инкарнации.

Согласно утверждениям теоретиков буддизма, карма может быть:

Кроме того, выделяют карму личную и общественную (карму рода, нации и т.д.), карму грубую (и деяние, и воздаяние заключается в физическом воздействии) и тонкую (кармические результаты мыслительной деятельности и чувственных побуждений).

Существует и другая классификация. По мнению индусов, для очищения от грехов следует совершать такие действия:

Агами карму отработать невозможно

Чтобы очиститься от грехов, достаточно усердно выполнять Панча нитья карму

Бог может полностью очистить человека от кармы

Расположение небесных тел оказывает влияние на формирование кармы

Это не совсем так. Связь между расположением небесных объектов (звезд, созвездий и планет) действительно существует, но формообразующее действие на карму (точнее, прарабдха карму) не оказывает. По мнению астрологов, космические тела обладают индивидуальными характеристиками, определенная комбинация которых (именно она впоследствии становится основой для построения гороскопа) активизирует те или иные желания, побуждения (неблагоприятные, благоприятные или смешанные) и настроения, сформированные человеком в прошлых воплощениях. И именно вышеупомянутый настрой влияет на то, под какими звездами будет зачат и рожден индивидуум. Менять же что-либо в карме человека небесные объекты не могут.

Иногда закон кармы не действует, иначе как объяснить, что порой весьма благочестивые и добрые люди переносят болезни и лишения, в то время как другие, свершающие злые поступки и проявляющие несносный характер, наоборот, исключительно удачливы

Данное положение вещей представители тибетского буддизма объясняют иначе. Они считают, что в некоторых случаях люди, совершающие негативные деяния и полные злобы, ненависти и зависти, именно такого рода поведением вызывают к жизни всю благую карму, накопленную в предыдущих воплощениях. В результате их позитивные наработки быстро исчерпываются, а следующие инкарнации будут протекать в совершенно иных условиях (в низших мирах, в телах больных или увечных, в тяготах и лишениях). В то время как люди, посвятившие жизнь самосовершенствованию и беззаветному служению Богу, получают возможность быстро отработать всю негативную карму (которая была рассчитана на много жизней), и именно по этой причине переносят болезни и беды.

Человек, вознамерившийся улучшить свою карму, должен отказаться от интимных отношений с представителями противоположного пола

Выйти за пределы колеса сансары можно, лишь приумножая благую карму

Это не так. Буддисты считают, что следует полностью избавиться от оков кармы, а для этого нужно свершать действия, не привязываясь ни к самому деянию, ни к его плодам. Последователи индуизма немало внимания уделяют мотивации деяний, выделяя:

Ведь мотивы поступков могут быть различны. Выделяют:

3) чистые неблагоприятные, возникающие, когда счастье понимается правильно, а вот процесс постижения его весьма далек от рекомендаций, изложенных в священных текстах;

4) чистые благоприятные (формируются в результате истинного понимания счастья, которое зиждется на правильном постижении смысла священных писаний);

5) духовные (возникшие во время озарения).

Причем лишь поступки, продиктованные последним из упомянутых мотивов, могут помочь в деле освобождения от перевоплощений. Джайнисты утверждают, что из круга перерождений можно выйти, лишь обретя знания и покой, отбросив страсти, тем самым освободившись от привязанностей к мирской жизни и материальному миру в целом.

Представители школы санкхья считают, что освобождение от колеса сансары настанет лишь после того, как линга (ложная я-концепция, носитель кармы) осознает, что истинная, не материальная душа (истинная я-концепция, которая не воплощается, а только бесстрастно наблюдает за действиями линги) на самом деле свободна от материальных оков и связей с лингой. Этот длинный путь самосовершенствования следует начинать с отказа от низменных желаний и достижения спокойствия посредством задействования светлого и незамутненного начала (саттвы).

Чтобы не накапливать груз плохой кармы нужно всегда вершить только добро

Во многих школах индуизма и буддизма считают, что карму (как плохую (акусала), так и хорошую (кусала)) человек нарабатывает не только и не столько деятельностью в физическом мире, но и на более тонком плане, соблюдая (или не соблюдая) морально-этические нормы и производя определенного рода волеизъявление.

Ошибочное мнение. К кармическим болезням с уверенностью можно причислить врожденные недуги, как физического тела (врожденный порок сердца, неправильное функционирование внутренних органов, слепота, глухота, инвалидность, косметические дефекты (такие как заячья губа или волчья пасть) и т.д.) так и психики (например, синдром Дауна). Остальные же заболевания могут быть вызваны неправильным образом жизни, переутомлениями, переохлаждениями, нервозной обстановкой и другими факторами, прямого отношения к кармическому воздаянию не имеющими.

Источник

Что такое карма с точки зрения астрологии

Рассмотрим, что такое карма. Понятие кармы как составляющей части судьбы было известно еще нашим далеким предкам. Правда, у разных народов это понятие имело различные названия. Родина же известного нам сегодня слова – Индия.

Прежде чем приступить к практической работе с кармой, нужно понять, как она образуется, что есть карма. В основе негативной кармы лежат действия, которые причиняют вред внутреннему миру самого человека, окружающей среде или любым живым существам.

Негативная карма может образовываться даже в результате случайных влияний окружающего мира на индивида. Поэтому, чтобы избежать неприятных случайностей, которые могут привести к печальным последствиям, духовные учителя предписывали следовать космическим законам.

Космические законы – это правила, выполняя которые мы застрахованы от ошибок, это знания о том, как поддерживать гармонию между внутренним и внешним мирами. Несомненно, без внутренней гармонии невозможно построить гармоничные отношения с окружающим миром.

Нужно понимать, что карма рождается не только в результате наших действий и поступков, стремления и мысли также причастны к созданию кармических обязательств. Древние считали, что качество мышления может изменить и даже совершенно освободить человека от воздействия кармы. Мысль материальна, поэтому внутреннее отношение к поступку в момент действия может изменить кармические долги в ту или иную сторону. Именно мысли являются зерном, из которого прорастает будущая карма.

Наша теперешняя жизнь, хорошая она или плохая, является следствием прошлого. Давайте остановимся на вопросе образования кармы более подробно и для этого рассмотрим различные подходы к пониманию происхождения кармы: психологический, магический и подход, лежащий в основе многих восточных учений.

Что есть карма? Как мы говорили, карма образуется вследствие мыслей, стремлений и действий. Этот закон причин и следствий был давно хорошо изучен древними магами. О нем стало известно уже за много веков до нашей эры.

Его описание присутствует во всех светлых и темных магических учениях. Несмотря на эти знания, люди в угоду своим желаниям часто нарушают космические законы, думая, что расплаты можно избежать. Это, к сожалению, самообман.

В переводе с санскрита «кар» означает действие, а понятие «карма» рассматривается как результат, итог, судьба, обязанность. Таким образом, как говорили древние, карма есть результат действий, совершенных человеком.

Выражаясь современным языком, карма является следствием действия закона, который утверждает, что любое событие имеет причину и последствие. Цепочки причинно‑следственных связей существуют в любой области Вселенной, и разорвать их не может даже сам Создатель.

Несомненно, закон причинно-следственных связей действует и в человеческой жизни. Он сродни закону физики о действии и противодействии и работает на всех уровнях человеческого бытия, в том числе и физическом. Действие причинно-следственных связей можно проследить во всех сферах нашей жизни.

Какую роль играет карма в жизни

Теперь попробуем разобраться, что же такое понятие кармы в сфере тела, речи, ума и какую роль она играет в нашей жизни. Человеческие поступки могут быть как сознательными, так и неосознанными. Любое наше действие тем или иным образом оказывает влияние на окружающую среду, и неважно, является она социальной или природной.

Любые наши проявления вовне побуждают пространство соответствующим образом реагировать на наши действия. В тех случаях, когда наши поступки экологичны и не приносят вреда тому, что нас окружает, Вселенная, как правило, нас не беспокоит.

В случае же, если наши поступки вызывают разрушение или раздражают окружающую среду, может быть вызвана ее ответная негативная реакция в наш адрес. Правда, она может последовать не мгновенно, а с некоторой задержкой, которая является только лишь следствием инертности действия в той среде, с которой мы вступаем во взаимодействие.

Другой причиной этой паузы являются процессы, зависящие от накопления критической массы негатива, превышение которой запускает механизм кармы.

Однако даже если в результате неправильных поступков человека никакой реакции не последовало, это вовсе не значит, что он не будет нести ответственности за содеянное. Роковые последствия обязательно настигнут его в будущем. К сожалению, эти негативные «накопления» могут распространиться на его детей и внуков.

Даже если человек неосознанно создает вокруг себя негативную энергию и творит разрушения, это не снимает с него ответственности за содеянное. Карма безжалостна и справедлива, она не щадит ни царей, ни нищих, для нее все равны. Древнеиндийские мудрецы хорошо знали законы понятия кармы. Любое действие они разделяли на «белое» или «черное».

«Белое» действие совершается согласно предписанию Дхармы – свода законов, следуя которым человек застрахован от ошибочных негативных поступков, утяжеляющих его карму.

По сути, «белым» действием является поступок, совершаемый без какого-либо стремления к собственной выгоде. «Черное» же действие бывает результатом, как правило, эгоистических устремлений. В итоге «положительная» или «отрицательная» карма возникает в результате того или иного поступка или действия и становится его следствием.

Говоря о карме простым языком, можно выразиться так: делай добро – «и оно к тебе не раз еще вернется…». Совершаешь зло – оно злом тебе аукнется сейчас или потом. В этом плане очень удачно сравнение со всходами на полях: если сеешь хорошее, доброе семя, то пожнешь хороший урожай; если сеешь гнилое, плохое семя, то можешь остаться без урожая.

Причины возникновения кармы

Причиной возникновения кармы являются внутренние намерения, мысли и стремления. В буддизме карму отождествляют с намерением. Буддисты говорят, что карма – это не какая-то сущность, а процесс, действие, энергия, сила. Некоторые называют ее «действие-влияние». Это реакция наших поступков на нас самих.

Проще говоря, карма – это поступок. Повторение поступков становится привычкой, а привычка с течением времени превращается в характер человека. Плохой характер может привести к беде. На настоящий момент мы являемся результатом того, какими мы были до сегодняшнего дня.

Личность будущего складывается из моментов настоящего. Другими словами, человек постоянно меняется, но идет ли наше развитие по пути эволюции или инволюции, во многом зависит от нас.

Но поступки являются лишь следствием наших помыслов.

В мире кармических связей мысль имеет удивительную силу. У каждой идеи есть собственная жизнь. Она обладает формой и субстанцией в мире причины и следствия. В зависимости от силы, страсти и ясности разума своего обладателя каждая мысль создает различные колебания в энергоинформационном поле планеты. Действия и слова порождают огромные энергетические волны, эхо которых разносится по всей Вселенной.

Мысль есть первопричина возникновения кармы. В Дхаммападе об этом говорится следующее: «Умственным процессам предшествует интеллект, он их возглавляет и создает. Если с нечистым интеллектом кто-нибудь говорит или действует, то за ним следуют несчастья, как колеса вслед за упряжным животным.

Если с чистым интеллектом кто-то говорит или действует, то счастье следует за ним, неотступное, как тень». Тем самым древние намекают на то, что качество мышления может изменить карму, а в некоторых случаях даже совершенно освободить человека от ее воздействия.

Таким образом, мы только посредством своих мыслей можем постоянно создавать и уравновешивать карму.

Примером может послужить известный факт: усиленные молитвы христианских священников и буддийских монахов в храмах Тибета повлияли на ход Второй мировой войны. И таких примеров взаимного влияния можно перечислить огромное множество.

По мнению буддистов, страдание и счастье являются результатами того, как собственные поступки человека, его слова и мысли воздействуют на него самого. Именно они порождают удачу или отсутствие благополучия, счастье или горе.

Правила сохранения позитивной кармы

Последствия негативных действий постепенно можно уничтожить развитием привычки к «белым» действиям. Их можно совершать, придерживаясь определенных правил.

Законы кармы

Карма не является абсолютной предопределенностью. Мир бесконечно многообразен, и всегда существует некоторая неопределенность или вероятность кармических последствий, которая допускает возможность свободы выбора.

Если все было бы заранее «расписано», мы сделались бы рабами прошлого. В этом случае бессмысленно стало бы придерживаться правил поведения и стремиться к духовному росту, самосовершенствованию.

Только обладая свободой выбора, возможно осуществить правильный выбор в любых кармических условиях.

С другой стороны, если бы предопределенность отсутствовала, то была бы абсолютная свобода выбора. В этом случае мы могли бы совершать поступки, какие нам вздумается, и никто и ничто не смогло бы препятствовать выполнению наших желаний, как созидательных, так и разрушительных.

Согласно существующим законам понятия кармы, этих двух крайностей – абсолютной свободы выбора и абсолютной предопределенности – в нашем мире быть не может. Поскольку мы не одни во Вселенной, то на любое наше действие возникает противодействие со стороны других людей, да и самой природы, обладающих той же свободой выбора, что и мы. Поэтому результат причинно-следственных кармических связей нельзя считать ни неизбежным, ни полностью невозможным. Его проявление всегда является итогом совокупности предопределенности и действий, совершенных в результате свободы выбора.

Все в жизни переплетено и связано между собой. Мы находимся в живой пульсирующей Вселенной, где все вещи взаимозависимы друг от друга. Раздавленная бабочка на хребте Кавказских гор влияет на торнадо у берегов Филиппин, которое в свою очередь отзывается на младенце, сосущем материнскую грудь во французской деревушке.

Человек постоянно опутывает себя причинно-следственными связями. Поэтому, с одной стороны, карма становится мощным ограничителем в его свободе выбора и не дает ему полной свободы действий. С другой стороны, карма не позволяет человеку деградировать, создавая ему ситуации, в которых сложно нарушать законы развития и эволюции.

Из этого напрашивается вывод, что кармические ограничители являются специальным механизмом Вселенной, защищающим ее от инволютивных тенденций. И если человек не справляется со своими космическими задачами в этой жизни, его, как двоечника, оставляют на второй год, то есть «сбрасывают» на новое перевоплощение. Последнее же воплощение можно представить как отражение всех прошлых жизней, и карма здесь играет не последнюю роль.

Вообще, если существует душа, то она не может иметь кармы. Карма возникает от иллюзий, в которых пребывает дух. Нам кажется, что мы есть тело, эмоции, ум и т.п., а раз мы отождествили себя с этими понятиями, то стали частью этого мира, где причины и следствия связаны воедино.

К подобному выводу пришли йоги, достигшие уровня просветления путем практического осознания кармического опыта как средства накопления необходимых знаний. Они вырабатывают в себе одинаковое отношение ко всем проявлениям вселенского «противодействия».

Поскольку их жизнь не управляется ни удовольствием, ни страданиями, они не имеют ни «белой», ни «черной» кармы. Отсутствие желаний позволяет им изменить будущее даже в этой жизни.

Как работают законы кармы

Так какими же критериями руководствоваться в выборе правильности поступков: религиозными предрассудками, эзотерическими вопросами рока, восточной философией или расплывчатым понятием совести?

Давайте поставим вопрос по-другому. В каком состоянии – физическом и психическом – человек делает меньше всего ошибок? Когда он поступает оптимально хорошо в своем взаимодействии с окружающим миром? Когда ему легче включить интуицию и рациональный разум?

На эти вопросы очень хорошо ответили индусы. Они говорят, что человек поступает оптимальным способом именно тогда, когда он спокоен, ум его чист и ясен, физическое тело здорово, легко и уравновешенно. Это состояние они называют саттвичным. Именно в нем, как говорят йоги, человек не создает карм. В других состояниях, таких как тамасик и раджасик, карма создается или может создаваться.

Источник

Карма: философия древней Индии

что означает понятие карма в древнеиндийской философии

что означает понятие карма в древнеиндийской философии

Восток всегда ассоциировался у европейских и западных жителей с невероятной мудростью, особенно это касается стран южной Азии.

Карма в древнеиндийской философии это своего рода основа, которая присутствует сразу во множестве религиозных учений и формирует их практически полностью. Сейчас это слово стало популярным и его значение исказилось, поэтому мы разберемся, что же представляет собой данное понятие на самом деле.

Что означает карма в древнеиндийской философии

Индия является одним из тех государств, которые пронесли через века свое историческое наследие практически в полном объеме. Конечно, в Азии достаточно большое количество стран характеризуются подобным, но именно в Индии была сохранена древняя мудрость, которая только совершенствуется с годами. Индийские учения же за все эти годы не претерпевали абсолютно никаких изменений, это еще раз подтверждает их гармоничность и правильность.

В последние годы интерес запада относительно Азии и Индии в частности возрос в несколько раз. В основном это заслуга внезапно возросшей популярности йоги. Конечно, в большинстве своем она представляет собой просто спортивную гимнастику и не имеет ничего общего с тем учением, которое носит одноименное название и практикуется в Индии. Однако, не смотря на это несоответствие, многие практикующие начинают больше интересоваться Востоком и углубляются в истинную его природу.

Слово карма также обрело популярность за последние несколько десятилетий. Как и в отношении йоги, Запад в несколько раз упростил само это понятие и ввел в свой обиход. На самом же деле карма являет собой основу практически всех религиозных учений в Индии. Особенная роль ей отводится в двух главных религиях Востока – индуизме и буддизме. Оба этих направления по-своему трактуют данный термин и устанавливают свои собственные правила для последователей.

Если говорить обобщенно, что означает понятие карма в древнеиндийской философии, то получится, что это своего рода закон, который незримо управляет человеческой жизнью. Вне зависимости от того, хотим мы того или нет, любое наше действие или поступок оставляет значимый след на карме, в последствии, когда происходит накопление ее положительной или отрицательной разновидности, карма начинает возвращать нам аналогичные плоды.

Проще говоря, творя добро для других людей, мы делаем не только их жизнь лучше, но и свою. И наоборот, когда человек создает зло, зло возвращается к нему точно также.

Карма в древнеиндийских религиях

Индуизм и буддизм составляет древний религиозный костяк не только в Индии, но и во многих других странах Азии. Именно здесь наиболее подробно описывается схема, по которой происходит накопление той или иной кармы, ее трансформация и влияние на будущую жизнь человека.

В индуизме существуют три кармические разновидности, которые превращаются друг в друга по мере жизни и смерти человека.

Да, согласно древнеиндийской философии карма это определенная энергия, которая присутствует у человека не только во время его жизни, но и после смерти, а затем и в следующей жизни. Подобный круговорот жизни и смерти называется сансарой и подразумевает постоянное перерождение человеческой души в новом теле. При этом происходит сохранение той кармы, которая была накоплена за все время духовного существования и в периоды жизни на Земле. Сначала она накапливается, затем, когда физическая оболочка человека умирает, добавляется к прошлому уже накопленному.

Из этой смеси случайным образом забирается небольшой объем кармы, которая также случайным образом распределяется по будущей жизни души в новой оболочке и остается в ней в виде каких-то событий, или как их еще называют – даров. Эти кармические проявления напрямую зависят от того, какая именно энергия была взята случайным образом из накопленного запаса – положительная или отрицательная. Если первая, то жизнь будет наполнена наслаждениями, счастьем и так далее, если же вторая, то это обычно влечет за собой болезни, нищету и неблагополучие.

Никто не может спрогнозировать какая именно карма будет взята для распределения по будущей жизни.

Именно поэтому следует стараться сделать так, чтобы процент положительной энергии был значительно выше, тогда и шанс того, что она попадет в будущую жизнь, возрастет.

В буддизме дела обстоят несколько иначе. Вообще, обычно карма в индийской философии это чаще всего именно буддийское понятие. Здесь нет столь сложной градации, и кармическое понятие имеет всего две разновидности, которые характеризуются временем их образования – прошлым и настоящим. В первом случае человек ничего поменять уже не может, это конечно остается довольно таки значительным опытом для каждого, поскольку оглядываясь назад мы понимаем где ошиблись.

Но на этой части заострять свое внимание не стоит, а следует полностью сосредоточиться на настоящем. Дело в том, что именно реальный момент является определяющим, в понимании буддизма. Наши действия в прошлом провоцируют те или иные события сейчас, но они незначимы, нынешние же выборы, которые мы делаем, полностью определяют наше будущее. Причем это касается не только жизни после перерождения, но и той жизни, которую мы проживаем в данном теле.

Прочитав все это, может показаться, что целью любого человека является получение положительной кармы и ее накопление, на самом же деле это совсем не так. Дело в том, что высшая цель, что в буддизме, что в индуизме – полное освобождение.

Карма в Индии не часть человека, это невидимые духовные оковы, которые заставляют его душу бесконечно вращаться в цикле сансары и перерождаться бесчисленное множество раз.

Только избавившись от нее полностью становится возможен переход на новый уровень сознания и отрешение от материальных и физических проблем.

что означает понятие карма в древнеиндийской философии

Буддийское кармическое учение

В индуизме выход из сансары имеет название мокша, в буддизме же это понятие именуется как нирвана. Но как его достичь? Мнение древнеиндийских религиозных на этот счет немного отличается, однако суть остается примерно одинаковой. Разрушают саму кармическую суть поступки, которые делаются, не основываясь на каких-либо желаниях человека.

что означает понятие карма в древнеиндийской философии

Это означает, что полная отрешенность от собственного эго является ключом к достижению нирваны, а если взять за основу счастье других людей, а не себя и поставить данное правило во главу своей жизни, то это обеспечит освобождение души с большой долей вероятности.

К слову, само попадание в сансару связано с тем, что человек слишком углубляется в мир физический. Его не заботит духовное развитие, он сосредоточен сугубо на окружающей его действительности и все его желания и мысли связаны только с этим. Данный процесс также называют осквернением, поскольку душа человека уже не имеет тех свойств, которые были характерны для нее ранее.

Духовная слепота и нежелание заглянуть внутрь себя – все это и является причиной, почему многие души бесконечно вращаются в цикле сансары.

Чтобы же вырваться из этой ловушки достаточно осознать неправильность своих взглядов, а также научиться рассматривать мир и себя с абсолютно другой более сложной стороны.

Лучше понять, как именно можно освободить свой дух из сансары, поможет такое понятие как дхарма. Этот своего рода набор правил и указаний способствует не только поддержанию гармонии внутри себя, но и создает упорядоченность во всем мире. Без соблюдения всех дхармических предписаний невозможно достижение нирваны или мокши, а душа в таком случае будет обречена вращаться в цикле сансары бесконечное количество раз.

Понятие кармы в Индии, а также освобождение от нее очень плотно связывают с колесом дхармы из буддийского учения. Оно имеет три разновидности, которые также называются поворотами. В основе всех трех поворотов лежит следующий принцип: так как у каждого страдания имеется причина, то следует избавить человека от нее, после чего последует избавление и от самого страдания.

Специфика названия связана с тем, что как утверждается, Будда изначально совершил по одному повороту каждого вида, а затем колеса знания сами стали распространяться по территории, как бы перекатываясь от одного последователя к другому. Каждая разновидность поворота подходит только определенной группе людей, поэтому для каждого человека подбор производится индивидуально.

Следует отметить, что практически полную картину учения увидит лишь тот, кто познает все три поворота, поскольку каждый из них имеет недосказанность и трактует те или иные события и явления достаточно однобоко.

Первый поворот

Эта часть учения предназначается сугубо для монахов, которые должны в точности исполнять все указания, описанные в ней. В конечном итоге человек достигает малой нирваны, либо же полного освобождения. Обычно этот поворот предоставляется тем людям, которые пытаются понять природу появления страданий, а также хотят избавиться от них.

Первый поворот дает подробное описание того, как происходит то или иное событие и что является причиной его возникновения. Когда монах принимает эту информацию и усваивает ее, наступает освобождение полное или же частичное.

Второй поворот

Этот поворот также довольно часто именуется великим, поскольку в отличие от первого имеет заметную направленность на других людей, а не столько на себя. Данный поворот преподается не только монахам, но и мирянам, ведь цель его – распространение света и учения. Человек начинает сострадать не только к людям, но и ко всем существам мира. Именно поэтому доступ к данному повороту предоставляется тем людям, которые чувствуют необходимость помогать окружающим и делать добро для них.

Великий путь по-настоящему впечатляет и основывается на столь светлых мотивах, что делает его одним из самых почитаемых в буддийском учении.

Третий поворот

Данный поворот является своего рода высшим знанием, которое доступно только для тех, кто готов принять истинную природу мироздания. Вся информация, предоставляемая в нем, связана с тем, как устроено сознание человека и то, на что оно способно. Именно разум является творцом всего сущего, поэтому цель этого поворота – полное его развитие и передача этого знания другим людям, дабы распространить тот свет, что оно несет.

Данный этап дает наиболее полную информацию, как о самой сути человека, так и об окружающем его мире. Если предыдущие два поворота требуют некоторых пояснений и дополнений, а также кажутся на первый взгляд неполными, то третий создает впечатление стопроцентной законченности и после него не остается абсолютно никаких вопросов.

Как вы, наверное, поняли, карма в древнеиндийской философии это не просто набор положительных и отрицательных поступков. Это, прежде всего, строгая система, которая выступает в роли основы для многих религиозных учений и имеет целый ряд регулирующих ее законов. Кроме того, с кармой связано большое количество понятий, без которых невозможно качественное познание самой сути человека и его сознания, как духовного, так и физического.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *