что означает принцип историзма при изучении например техники
Принцип историзма в науке
Удобная навигация по статье:
Принцип историзма
Так называемый принцип историзма считается одним из самых важных в общественном познании. Его суть заключается в признании закономерных связей, которые присутствуют между настоящим и прошлым. При этом, развитие общества рассматривается исследователем как последовательный, а не циклический процесс, а всякое событие, которое происходит сейчас берёт своё начало в прошлом.
Таким образом, сплетение разных событий выступает главной причиной нынешней ситуации, а то, что в мире происходит сегодня — выступит причиной для событий нашего будущего. Проще говоря, исторический процесс представляет собой цепочку взаимосвязанных событий, в которой нет ничего лишнего и произвольного.
Основная идея принципа историзма
Рассматриваемый нами принцип историзма был сформулирован и обоснован в начале девятнадцатого века немецкими философами-идеалистами. Взяв за основу их идеи и утверждения, в середине этого же века, Карл Маркс составил своё материалистическое понимание историзма. Так, во второй половине двадцатого века принцип подвергается гневной критике со стороны философов-постмодернистов, которые высказывали мнение, что мир является фрагментарным и не имеет закономерностей. А это, в свою очередь, означало, что последовательное течение событий является выдумкой, а прошлое общества – туманное явление, о котором современный человек не имеет достоверных объёмных знаний.
Опираясь на подобные заявления, постмодернисты утверждают, что в общественных науках нет точно сформулированных критериев, а знание, которые в них входят – по меньшей мере субъективны.
При этом, рассматриваемый нами принцип всё же нашёл своих защитников. В роли них выступили сторонники неоклассического подхода, которые исходят из понятия так называемого «строгого историзма», представляющего, согласно их мнению, прошлое в качестве некой исторической реальности. Таким образом, сами историки могут в этой схеме исследования интерпретировать события прошлого, как будто они являлись участниками данных событий. То есть, исследователь может подходить к каждому временному периоду, исходя из различных ценностей, которые существовали в этот временной интервал, что напоминает в определённой мере попытку реконструкции прошлого.
В качестве основного препятствия для подобного восстановления прошлого выступает факт того, что современные исследователи уже имеют знание о том, что произошло после рассматриваемых ими событий. А это значит, что оценочный взгляд на события прошлого невозможно преодолеть.
Так, современные исследователи волей-неволей обращает внимание на события и явления, которые привели, в первую очередь, к важным последствиям для современного общества. Однако, реальный участник, находящийся в исследуемом периоде, оценивал всё по другому, ведь совершенно не владел информацией о том, к чему приведут эти события.
Важные аспекты принципа историзма (с позиции сторонников неоклассического подхода)
Сторонники неоклассического подхода выделяют в принципе историзма 3 важных аспекта:
В глубокой древности, когда историческая наука делала свои первые шаги – не было никакого принципа историзма. Первые летописцы фиксировали события и явления настоящего и прошлого, не рассматривая последовательные цепи, а понимая историю как клубок беспорядочных событий. Также, стоит отметить, что по каким-либо религиозным или политическим причинам летописцы довольно часто меняли даже достоверные факты, упуская целые событийные цепочки и включая в свои труды непроверенные слухи, выгодные правителям государства, в котором они жили.
Как явление историзм проявил себя в трудах европейских мыслителей восемнадцатого века и хотя в тот момент он не был ещё точно сформулирован, его начали применять для исследования и фактического рассмотрения исторических событий такие знаменитые философы, а также историки как Гердер, Монтескье, Дж.Вико и другие.
Однако, пожалуй, самый важный вклад в популяризацию принципа историзма внёс писатель В. Скотт, использующий для написания своих романов данный способ исследования для более достоверной передачи реалий описываемой им эпохи.
Не менее значителен вклад в дальнейшее развитие рассматриваемого принципа и О. Тьерри, требовавший не использовать писателей при описании событий и явлений прошлых лет современных слов и понятий, так как они в то время совершенно не могли отображать вкладываемый сегодня смысл. Но, самым известным мыслителем развивавшем принцип историзма был Г. Гегель.
Что такое принцип историзма
Принцип историзма – что это такое простым языком
Принцип историзма является одним из важнейших в познании общества и заключается в признании закономерной связи между прошлым и настоящим. Таким образом, общественное развитие рассматривается не как циклическое, а как последовательное. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.
Сплетение разнообразных событий становится причиной нынешнего положения дел, а то, что происходит сегодня, станет основой для будущего. Таким образом, исторический процесс – цепь взаимосвязанных событий, где нет ничего произвольного и лишнего.
Истоки появления принципа
Принцип историзма был развернуто обоснован немецкими философами-идеалистами в начале XIX в. Опираясь на их идеи, в середине того же века К. Маркс обосновал материалистическое понимание историзма. Во 2-ой половине ХХ века принцип историзма подвергся критике со стороны философов-постмодернистов.
Они понимали мир как фрагментарный и не видели в нем закономерностей. Поэтому последовательное течение событий, с их точки зрения – всего лишь выдумка. Прошлое – неопределенное явление, о котором невозможно иметь достоверное знание. Опираясь на это утверждение, постмодернисты говорят, что в науках об обществе нет четких критериев, а знание, которое получают историки – субъективно.
Неоклассический подход к историческим исследованиям
Рассматриваемый в статье принцип нашел своих защитников в лице сторонников неоклассического подхода. Они исходят из понятия «строгого историзма», который понимает прошлое как историческую реальность. От историков требуется интерпретировать прошедшие события так, как это могли бы делать их участники. То есть подходить к каждой эпохе, исходя из ценностей, существовавших в те времена. Речь идет о некой реконструкции прошлого. И в этом процессе без опоры на историзм успеха быть не может.
Основным препятствием при восстановлении прошлого становится тот неоспоримый факт, что нынешние историки уже знают, что произошло потом. Поэтому оценочный взгляд на прошедшие события невозможно преодолеть.
Современный ученый поневоле обращает больше внимания на те обстоятельства, которые привели к важным для общества последствиям. А реальный участник самих событий не мог этого знать. Находясь внутри исторического периода, люди часто ошибаются и придают больше значения вещам, которые, как потом выясняется, на самом деле не были столь важными. Кроме того, они склонны принимать желаемое за действительное. Так что современный историк, при всем своем стремлении полностью погрузиться в прошлое, не может этого сделать.
Неоклассический подход выделяет в принципе историзма три основных аспекта:
Эволюция историзма
В древности, когда наука история делала только первые шаги, принцип историзма еще не был сформулирован. Летописцы фиксировали события прошлого и настоящего, не рассматривая их как последовательную цепь. Они скорее понимали историю как хаотичное нагромождение событий. Ради каких-либо политических или назидательных целей летописцы могли произвольно опускать какие-то факты, смещать события во времени, фиксировать непроверенные слухи как достоверный факт и даже придумывать то, чего не было в реальности.
Историзм впервые проявил себя в работах европейских мыслителей в XVIII веке. Как принцип он тогда еще не был четко сформулирован, это произошло чуть позже, о чем сказано в начале этой статьи. Но его начали уже применять при рассмотрении исторических событий такие философы и историки, как Дж. Вико, Ш. Монтескье, И. Гердер и другие.
Большой вклад в популяризацию принципа внес писатель В. Скотт, который писал свои романы, пытаясь достоверно передать реалии описываемой эпохи. Его сочинения пользовались огромным успехом, благодаря, в том числе, и этому обстоятельству. Также велик вклад в развитие принципа историзма О. Тьерри, который требовал не использовать при описании прошлого современных понятий, т.к. они раньше имели иной смысл или вообще отсутствовали. И, наконец, в немецкой классической философии принцип историзма был обоснован Г. Гегелем, после чего стал одним из основополагающих при изучении прошлого.
принцип историзма
исторический подход
Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова дает следующее определение принципа историзма: «Принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте, как прошлого, так и будущего. В качестве определенного способа теоретического исследования историзм есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в котором выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, своеобразие. Историзм предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей. Историзм стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объективную картину природы и открыть закономерности ее развития (например, дарвиновская теория эволюции). Благодаря этому принципу, составляющему неотъемлемую сторону диалектического метода, марксизм сумел объяснить сущность таких сложных общественных явлений, как государство, классы и другие, предвидеть исторически преходящий характер капитализма, неизбежность смены его социализмом. Одна из характерных черт современной немарксистской философии и социологии – отрицание принципа историзма, борьба против него или же такое истолкование, которое выхолащивает из него материалистическое и диалектическое содержание» [3, с.170].
Принцип историзма является одним из важнейших методологических принципов научного познания. Этот принцип требует рассматривать изучаемые явления природы, общества и мышления с точки зрения их возникновения, укрепления, а также качественных переходов из одних состояний в другие.
Будучи связанным с принципом развития, принцип историзма предъявляет свои особые требования к познанию. Он ориентирует на то, чтобы в процессе познания прослеживалась единство, связь качественно различных этапов, которые прошло в своем развитии изучаемое явление, чтобы это явление изучалось в генетическом аспекте. Связь данного явления в его происхождении, изменении и развитии с другими, преемственность их качественно различных состояний и составляет подлинную историю развивающихся систем действительности. Принцип развития ориентирует исследователя на вскрытие изменений, переходов, превращений различных систем, обнаружение источника этих изменений, переходов и превращений [1, с.97].
Историзм в марксистской философии выступает как всеобщий принцип познания, в одинаковой мере применяемый как при исследовании явлений природы и общества, так и при изучении самого процесса мышления. Этот исторический подход органически включен в диалектику, составляет ее важнейший элемент, К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах, посвященных историческим, экономическим, философским исследованиям, а также теоретическим вопросам естествознания, показали образцы применения принципа историзма как метода познания. Они также указали на основные требования этого принципа. В. И. Ленин в своих работах развил дальше принцип историзма, обратив особое внимание на его применение при изучении общественных явлений и процессов. Требования принципа историзма обусловлены самой природой объективного мира, где все явления и предметы находятся в вечном процессе изменения и развития, во взаимосвязи и взаимообусловленности. Ни одно явление, ни один процесс действительности не могут быть правильно поняты и объяснены без вскрытия генетической связи их с другими явлениями и процессами, без выяснения причин и условий, при которых данные явления и процессы порождаются.
Историзм (метод)
Историзм — принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. В качестве определённого способа теоретического исследования историзм есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в котором выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, своеобразие. Историзм предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей.
Принцип историзма первоначально был выдвинут и разрабатывался в философских системах Вико Джамбаттиста, Вольтера, Жан-Жак Руссо, Д. Дидро, И. Г. Фихте, Г. Гегеля, А. Сен-Симона, А. И. Герцена. В 18 и 1-й половине 19 вв. его развитие шло в форме философии истории, которая возникла в борьбе с бессодержательным эмпиризмом исторической науки средневековья и провиденциализмом теологии. Философия истории просветителей 18 в. рассматривала человеческое общество как часть природы; заимствуя из естествознания понятие причинности, она выдвинула идею «естественных законов» истории, единства исторического процесса (Гердер), разработала теорию прогресса как движения от низшего к высшему (французские материалисты) и т. д. Ограниченность этих концепций историзма состояла в механицизме, а также в том, что в них место действительных связей, присущих объекту, занимали связи, измышленные самими философами и носящие спекулятивный характер. Взгляд на историю общества как на внутренне закономерный, необходимый процесс развивали представители немецкого классического идеализма. Однако и они привносили эту необходимость в историю извне, из области философии. Высшим этапом развития принципа домарксистского историзма была философия Гегеля; по словам Ф. Энгельса, «он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории…»[1]. Философия истории Гегеля сочетает идею специфичности каждой исторической эпохи с признанием общей поступательности общественного развития в целом. Вместе с тем историзм Гегеля находился в непримиримом противоречии с идеалистической сущностью его общей концепции; с позиции этого историзма конкретно-исторический анализ явлений действительности оказывался невозможным.
Огромную роль в утверждении принципа историзма сыграли успехи конкретных наук — науки об обществе (например, А. Барнав, французские историки периода Реставрации) и естествознания (И. Кант, Ч. Лайель, Ч. Дарвин). Принципу историзма до К. Маркса было чуждо понимание развития как борьбы внутренних противоречий, что приводило к господству эволюционизма (возможно, социальный дарвинизм).
Последовательно принцип историзма был разработан К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Выражая сущность марксистского понимания этого принципа, В. И. Ленин писал: «…Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»[2].
Отличительная черта марксистского историзма состоит в том, что он распространяется на все сферы существования объективной действительности — природу, общество и мышление. «Мы знаем только одну единственную науку, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» [3]. В качестве всеобщего принципа подхода к действительности историзм находит свое всестороннее подтверждение в ходе развития науки. За последнее столетие историзм утвердился как необходимый научный способ рассмотрения применительно к самым различным объектам, в том числе к тем, которые представлялись неподвижными, лишёнными истории. Историческими науками являются не только политическая экономия, история общества, история науки, но и геотектоника, антропология, языкознание, космогония, геоморфология, генетика, эволюционная биология и многие другие.
Марксистский историзм исходит не просто из движения объективного мира, не просто из его изменяемости во времени, но именно из его развития. Такой подход означает, что объект должен рассматриваться, во-первых, с точки зрения его внутренней структуры, причём не как механическое множество отдельных элементов, связей, зависимостей, а как органичная совокупность этих структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое, как система; во-вторых, с точки зрения процесса, то есть следующих друг за другом во времени совокупности исторических связей и зависимостей его внутренних составляющих; в-третьих, с точки зрения выявления и фиксирования качественных изменений в его структуре в целом; наконец, с точки зрения раскрытия закономерностей его развития, законов перехода от одного исторического состояния объекта, характеризующегося одной структурой, к другому историческому состоянию, характеризующемуся другой структурой. При этом отличительной чертой марксистского историзма является признание единства и борьбы противоположностей, противоречий как ядра и внутреннего механизма процесса развития.
В соответствии с принципом историзма процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том виде, в котором они протекали в действительности. Любое явление, любой предмет могут быть поняты и правильно оценены лишь при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях и связях. «Весь дух марксизма, — писал В. И. Ленин, — вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь (α) исторически; (β) лишь в связи с другими; (γ) лишь в связи с конкретным опытом истории»[3]. С позиций марксистского историзма грубо ошибочными являются случаи архаизации или модернизации, когда объект характеризуется с помощью понятий и категорий, свойственных не данной ступени исторического развития, а ступеням, исторически предшествующим или позднейшим по сравнению с рассматриваемой.
Марксистский историзм качественно отличается от аналогичных по терминологии представлений домарксистской и современной буржуазной философии. Ненаучный характер принципа историзма, выдвигавшегося до Маркса, заключался в том, что ни один из философов не мог подняться до понимания подлинной диалектики развития объективного мира и его познания: под развитием понималось или изменение внешней формы объекта, или его механическое движение. Неспособность этих философов раскрыть и понять роль внутренних противоречий в процессе развития объекта приводила к плоско-эволюционному пониманию принципа историзма.
Критика историзма
Одна из характерных черт современной немарксистской философии и социологии — отрицание принципа историзма, борьба против него или же такое истолкование, которое выхолащивает из него материалистическое и диалектическое содержание. Основной смысл философско-исторических концепций неокантианства (Г. Риккерт, В. Виндельбанд), крочеанства (Б. Кроче), философии жизни (В. Дильтей), экзистенциализма (К. Ясперс), прагматизма, неопозитивизма (К. Поппер), неогегельянства, а также теорий последователей этих концепций в сфере конкретных наук — так называемой «исторической школы» в политической экономии, «позитивной школы» в истории и др., состоит как раз в отрицании возможности подхода к объективной действительности с точки зрения раскрытия закономерного процесса её развития, в подмене принципа историзма релятивизмом. Противопоставляя общее и единичное, естествознание и науку об обществе, новые и новейшие западные философы истории и социологи скатываются к прямому иррационализму. Они отрицают не только возможность познания законов исторического развития, но и самое существование этих законов. История для них есть нечто абсурдное, бессмысленное, поэтому они сводят смысл исторического подхода к действительности к простой регистрации субъективных «переживаний» или единичных и неповторимых фактов, к описанию отдельных, не связанных друг с другом и не поддающихся научному анализу исторических «ситуаций», исключающих понимание внутренней связи исторического процесса. Для этих философов характерно, по словам Ленина, «отчаяние в возможности научно разбирать настоящее, отказ от науки, стремление наплевать на всякие обобщения, спрятаться от всяких „законов“ исторического развития, загородить лес — деревьями…»[4]. Ограниченно понимают историзм представители и тех буржуазных концепций истории, которые сводят процесс развития к чередованию одних и тех же «циклов» (А. Тойнби), к серии не связанных друг с другом «стадий роста» (У. Ростоу) и т. д.[5]
[1] Ф. Энгельс. Карл Маркс. «К критике политической экономии». Первый выпуск, Берлин, Франц Дункер, 1859. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 13, с. 496.
[2] В. И. Ленин. О государстве. Лекция в Свердловском университете 11 июля 1919 г. ПСС, изд. 5, т. 39, с. 67.
[4] В. И. Ленин. И. Ф. Арманд. ПСС, изд. 5, т. 49, с. 329.
[5] В. И. Ленин. Ещё одно уничтожение социализма. ПСС, изд. 5, т. 25, с. 44.
Принцип историзма
Воссоздаваемая в диалектике общая картина развития позволяет выработать и стратегию исследования развивающихся объектов. Ее выражением является принцип историзма.
Суть диалектико-материалистического историзма заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в определенных условиях, в результате действия соответствующих причин. Такие объекты со временем претерпевают накапливающиеся, необратимые изменения, в ходе которых реализуются некоторые тенденции их развития и открываются различные перспективы их будущих состояний. В каждом случае важно понять, как то или иное явление возникло, какие главные этапы проходило в своем развитии, и с этой точки зрения смотреть, чем оно стало теперь и может стать в будущем.
Анализ реалий лишь с точки зрения настоящего времени ограничен. Современность не может быть правильно осмыслена вне связи с прежними стадиями исторического процесса: останутся нераскрытыми глубинные механизмы, образовавшиеся когда-то давно, но действующие сегодня и в значительной мере определяющие будущее. Так, без исследования их генезиса невозможно понять явления живой природы, характер геологических и многих других процессов. Особенности современного французского государства нельзя понять вне процесса предшествующей истории, включая произошедшую 200 лет назад Великую французскую революцию и другие события.
Сегодня, в сложных условиях перестройки, мы отчетливо видим, насколько важен анализ прошлого, объективное и тщательное изучение истории нашего общества, мучительное осмысление и искоренение тяжких ошибок и преступлений, восстановление прерванных традиций. Без такого анализа невозможно дать продуманную и глубокую оценку нынешней ситуации, правильно определить пути дальнейшего развития страны.
Согласно принципу историзма, важно учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и развитие самой современности: ведь в настоящем противоборствуют различные тенденции, формируются альтернативные возможности будущего развития. Историзм тесно связан с диалектико-материалистической концепцией детерминации явлений. История — не заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом (фатализм, телеологизм). Объективные закономерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в единственно возможной форме. Их реализация варьируема. И важно учитывать многообразие возможных форм, путей развития.
Мыслить исторически — значит прослеживать закономерное чередование, преемственность фаз, состояний развивающегося объекта. Внимание направлено в таких случаях на возникшие в определенное время внутренне дифференцированные системы в единстве процессов их функционирования, изменения, развития. Структуры таких систем складываются, существуют, воспроизводятся, видоизменяются лишь в конкретном комплексе исторических условий.
Предмет (ископаемые останки животных, изделия человеческих рук, памятники письменности и др.) выступает как момент, ступень развития, если ему найдено место в ряду исторически изменяющихся природных или общественных форм. Каждый такой предмет оказывается включенным в определенный конкретно-исторический контекст, имеет признаки того или иного времени.
Исторический подход широко используется в естествознании. Так, само возникновение геологии как науки во многом было связано с тем, что основой исследования геологических структур стал исторический взгляд на строение Земли. Историзм буквально пронизывает науку о живом. В своем конкретном применении принцип историзма в биологии был научно обоснован Ч. Дарвином.
Наиболее сложным типом развития является история общества, включающая в себя кроме объективных также субъективные факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер детерминации общественно-исторических процессов. В реализации исторических перспектив, возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию.
Принцип историзма помогает установить конкретные исторические состояния изучаемого объекта, исходный пункт и результат, движущие силы, самый механизм и условия развития. Сравнительный анализ стадий развития объекта позволяет раскрыть сложное взаимодействие факторов, закономерностей его истории.
Развитие природы и человеческая история не могут быть схвачены теоретической мыслью во всех своих деталях, конкретной полноте, многообразии. Но может быть выявлена в главных чертах объективная логика этих процессов, открыты их закономерности. Обобщенная картина развития объектов является как бы «слепком» их истории, но истории, освобожденной от случайностей, взятой в ее наиболее существенных чертах. Теория, таким образом, предстает как итог, сумма, вывод истории. Теоретическое осмысление исторических процессов требует применения всего комплекса знаний, методов диалектики.






