что означает принцип открытости внешней политики узбекистана
Что означает принцип открытости внешней политики узбекистана
За основу внешней политики Узбекистана взят курс на достижение мира, стабильности и сотрудничества. Основные принципы внешней политики республики заключаются в следующем:
• открытость для сотрудничества независимо от идеологии, приверженность общечеловеческим ценностям, сохранению мира и безопасности;
• уважение суверенитета других государств и признание нерушимости границ;
• невмешательство во внутренние дела других государств;
• мирное урегулирование споров;
• неприменение силы или угрозы силой;
• уважение прав и свобод человека;
• преимущество общепризнанных норм международного права над внутринациональными законами и правовыми нормами;
• заключение союзов, вступление в содружества и выход из них в целях обеспечения высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности;
• неприсоединение к агрессивным военным блокам и объединениям;
• равноправие и взаимная заинтересованность в межгосударственных отношениях, верховенство национальных интересов государства;
• развитие внешних связей на основе двусторонних и многосторонних соглашений: в случае сближения с одним государством не отдаляться от другого.

Выступление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на 48-й сессии Ассамблеи ООН
Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Что означает принцип открытости внешней политики узбекистана
Более широкая роль Узбекистана на международной арене становится особенностью внешней политики страны при президенте Шавкате Мирзиёеве. Как считает заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований Санжар Валиев, такой курс требует проведения инициативной внешней политики. О том, как новые инициативы руководства Узбекистана формируют отношения с ближайшими соседями эксперт рассказал в интервью Kun.uz.
– Как в целом вы можете охарактеризовать развитие двусторонних отношений Москвы и Ташкента при президенте Шавкате Мирзиёеве?
– Отношения с Россией для нас всегда имели стратегическую значимость. Согласно договору от 2005 года между нашими странами установлены союзнические отношения, всегда поддерживалась насыщенная повестка сотрудничества. С приходом президента Шавката Мирзиёева отношения стали стремительно развиваться во всех сферах двустороннего взаимодействия. Это видно невооруженным взглядом.
Такая интенсификация сотрудничества отражает и динамичный стиль управления главы нашего государства, и высокий темп проведения реформ в Узбекистане. Набирающий скорость экономический рост в нашей стране требует максимального взаимодействия с внешними партнерами. И Россия занимает среди них ведущее место.
Принимая во внимание то, что было достигнуто за последние два года, особенно в ходе переговоров президента Мирзиёева с российским руководством, я бы охарактеризовал данный период сотрудничества как переход к практическому воплощению положений наработанной ранее и активно развиваемой в настоящее время солидной двусторонней нормативно-правовой базы.
– Безусловно, были разные периоды, иногда сопровождавшиеся не удовлетворявшими нас обстоятельствами. Надо понимать, что это нормальный процесс международных отношений, ведь в основе внешнеполитических действий стран всегда стоят национальные интересы. Где-то они пересекаются, где-то совпадают, где-то расходятся. Тем не менее, в нашей двусторонней повестке определяющим всегда был взаимоуважительный характер отношений. Мы всегда признавали и учитывали интересы России, поддерживали ее инициативы в рамках международных организаций, членами которых мы являемся и получали аналогичную помощь от российской стороны.
Сейчас зарубежные эксперты очень много говорят и пишут о новом открытом Узбекистане. Эта открытость касается не только границ и экономических аспектов. Если говорить о внешней политике, то речь идет о нашей открытости взаимодействовать со всеми. Мы развиваем эти отношения одинаково интенсивно со всеми партнерами. При этом не наращиваем связи с одними в ущерб взаимодействию с другими. Это очень важный пункт.
– Кстати, Узбекистан заметно расширил свое присутствие в СНГ.
– Данный пример весьма показательный. Узбекистан участник ряда международных и региональных организаций. Они предоставляют площадку для стран, имеющих общие устремления и проблемы для согласования интересов в многостороннем формате, выработки общих подходов и правил. Надо признать, что в прежние годы Узбекистан недостаточно использовал потенциал организаций для продвижения собственных интересов. Взять, например, отмеченное вами СНГ, эта организация имеет обширнейшую нормативно-правовую базу для выстраивания отношений между странами постсоветского пространства практически в любой области, будь то безопасность или даже конкретные вопросы метрологии. В СНГ входят все страны центральноазиатского региона, являющегося приоритетом нашей внешней политики, Россия – наш крупнейший инвестор и торговый партнер.
Поэтому, активизация Узбекистана, как одного из крупнейших государств СНГ в работе организации – это очень востребованный шаг. Только в этом году Узбекистан предоставил свою площадку для проведения семи отраслевых совещаний в рамках организации. На мой взгляд, предложив насыщенную программу действий узбекская сторона привнесла новую энергетику в СНГ. Используя этот импульс можно превратить Содружество в весьма эффективную и привлекательную платформу.
– Можно сказать, что отношения Узбекистана с Россией как-то коррелируют с интенсивностью сотрудничества в рамках СНГ?
– Можно сказать и «да», и «нет». Очень тяжело определить степень прямого влияния двух этих процессов друг на друга. На мой взгляд, СНГ создает общую философию для отношений между Узбекистаном и Россией, да и вообще между всеми участниками Содружества. СНГ – это отправной пункт, где начали выстраиваться двусторонние связи Узбекистана с Россией и с другими бывшими республиками. Здесь же и место встреч глав государств, правительств, отраслевых министерств и ведомств, включая уровень начальников специализированных департаментов. Кстати, очень часто используя эти встречи в рамках СНГ, проводятся двусторонние переговоры и подписание совместных документов по сотрудничеству.
Кроме того, все двусторонние отношения порой требуют более широкого взаимодействия, а площадка СНГ – одна из первых, которая образовалась на постсоветском пространстве. Она позволяет очень эффективно дополнять двусторонние усилия. В любом случае активизация Узбекистана в СНГ вносит положительный вклад в сотрудничество, как с РФ, так и с другими странами-членами организации.
– Раньше часто звучали оценки, что якобы Узбекистан отдает предпочтение двусторонним отношениям. Сейчас страна отходит от такой политики?
– Надо смотреть на эту историю с самого начала – с 1990-х годов. В первые годы независимости все страны ориентировались не только на двусторонние отношения, в том числе были попытки создания различных форматов и региональных организаций для многосторонней кооперации. Это было обусловлено и экономическими потребностями, сохранением имевшихся до этого связей. Также это было связано с проблемами безопасности, которые имелись на тот момент в СНГ. Поэтому нельзя сказать, что развитие двусторонних отношений всегда носило приоритетный характер. Прямые связи с зарубежными странами стали выходить на передний план для урегулирования ряда конкретных вопросов.
Например, мы единственная страна региона, которая граничит со всеми странами Центральной Азии и плюс с Афганистаном. Поэтому нам приходилось помимо многосторонних форматов с каждым из государств ЦА решать комплекс вопросов, связанных с делимитацией и демаркацией границ, управлением водными ресурсами и перетоком электроэнергии, регулированием движения товаров и людей. Была и есть очень широкая повестка, которую порой в многостороннем формате невозможно было полностью обсудить и эффективно решить. Эти вопросы до конца не решены, хотя теперь переговоры продолжаются более продуктивно.
Развитию двусторонних отношений уделяется по-прежнему очень большое внимание. Отличительной особенностью нашей нынешней внешней политики становится более широкое рассмотрение роли и места Узбекистана в регионе и мире в целом. Повысилась также ориентация на достижение практических результатов от международного взаимодействия, как в двустороннем, так и многостороннем форматах.
Можно сказать, что Узбекистан вступил в новый этап своего развития, требующий проведения инициативной внешней политики. И не только Узбекистан. В такой же период вступили наши соседи и другие страны СНГ. Если сначала они были ориентированы в основном на строительство суверенных, независимых стран, то сейчас – наступил этап выстраивания зрелых, долгосрочных отношений, взаимовыгодных, которые способствовали бы эффективному развитию наших стран.
– Возвращаясь к Центральной Азии, непосредственно к инициативе Шавката Мирзиёева о проведении неформальных встреч на высшем уровне, как вы оцениваете эту идею? Она способна вывести регион на новый уровень. Можно ли говорить об интеграции или встречи так и останутся консультативными?
– Прежде всего само название говорит, что это совещательная площадка. Здесь не идет речи о каком-то союзе или институциональной интеграции. Почему был выбран такой формат? Здесь есть вопросы, требующие очень глубокого осмысления. Все страны Центральной Азии исходят из того, что регион вступил в новый этап развития, обрел целостный характер. Наши страны стали вместе идентифицироваться на мировом уровне. Об этом можно судить и по наличию форматов сотрудничества. Например, С5+1, учрежденный по инициативе США. Аналогичный формат имеется с Японией, Кореей. Довольно много партнеров интересуются тем, чтобы взаимодействовать с регионом как с единым целым. Но это не значит, что для такого взаимодействия нам необходимо создавать какой-то союз и выстраивать отношения на данной основе. Поэтому идея применения консультативного механизма встреч не просто рациональная, она наиболее удачная для текущего момента.
В Центральной Азии заложен очень большой потенциал, и он уже начал раскрываться благодаря общим усилиям, предпринятым за последние два года. Все мы наблюдали, какие были темпы роста товарооборота между Узбекистаном и соседними странами, рост взаимных поездок граждан. По некоторым оценкам, ежедневно границу Узбекистана из соседних стран пересекают свыше 100 тыс. человек.
Очень часто слышны опасения и замечания, что у нас схожие экономики, которые полностью дублируют друг друга. На самом деле наша торговля во многом взаимодополняема и зачастую позволяет оперативно восполнять взаимные потребности. Этот потенциал уже задействован, но это не предел. Уровень внутрирегиональной торговли пока еще не достигает уровня развитых интеграционных объединений. В ЕС он превышает 60%. У нас, по разным оценкам, меньше 10%. Наши основные торговые партнеры находятся пока вне региона.
– Разве корректно сравнивать нас с рынком Евросоюза?
– Да, ситуация другая. Но это показывает, как соседние страны могут взаимодействовать и какой уровень товарооборота является нормальным. Кстати и в других регионах показатели внутрирегиональной торговли гораздо выше, чем в Центральной Азии. В АСЕАН этот показатель составляет около 50% от общего объема торговли.
В общем любой опыт демонстрирует, что сначала необходимо обратить внимание на близлежащие рынки, затем двигаться дальше. Мы сейчас делаем это параллельно – смотрим на дальние и ближайшие рынки. Регион, кстати, лежит вблизи двух самых мощных и стремительно растущих рынков сегодняшнего мира – Китая и Южной Азии. Поэтому экономическая кооперация между странами Центральной Азии и скорейшее решение проблемных вопросов, которые успешно рассматриваются в формате консультаций глав государств, может придать очень мощный экономический импульс для совместного развития.
Возвращаясь к вашему вопросу о формате консультативных встреч глав государств, я ответил бы, что их главная цель, опираясь на два основных запроса региона – стабильность и устойчивое развитие – выйти концептуально к долгосрочному общерегиональному сотрудничеству. При этом неправильно думать, что совещательный формат встреч является декларативной площадкой. По итогам диалога глав государств ведется проработка их договоренностей в организационно-технической плоскости.
– Возвращаясь к отношениям с РФ, недавно состоялось первое заседание комиссии на уровне премьеров. Узбекистан стал третьей страной, у которой с Россией существуют комиссия на уровне премьеров (после Франции и Китая). Что собой представляет эта комиссия и почему стороны решили перейти на такой формат?
– Прежде всего, этот факт говорит о серьезности намерений наших стран выстраивать долгосрочные, насыщенные отношения и о стремлении очень быстро и эффективно развивать сотрудничество. Как вы отметили, Россия не с каждой страной имеет такой представительный уровень, где премьер-министр лично контролировал бы ход исполнения договоренностей. Конечно, это позволяет очень быстро снимать различные проблемные вопросы, безболезненно преодолевать барьеры, которые сдерживают сотрудничество.
Почему у Узбекистана и России такое стремление? На этот вопрос уже ответили российские эксперты, прогнозируя, что Узбекистан может превратиться во вторую экономику СНГ. Можно, конечно, по-разному интерпретировать такую оценку, но если брать чисто промышленный показатель, ориентироваться на объемы производства товаров, то действительно Узбекистан может в скором времени занять это место. Наш динамичный экономический рост привлекает различных игроков. Очень много внешних инвесторов обращают внимание на возможности, которые открываются здесь.
Россия, я считаю, очень правильно оценивает эту ситуацию, как перспективную, и придает важное значение своему экономическому присутствию, вкладывая инвестиции в нашу экономику. Через определенное время это даст те результаты, на которые мы нацелились. В частности, озвучена цифра довести товарооборот в 10 млрд долларов. Я считаю, что это вполне реально.
– Раз уже вы затронули цифры. Почему всегда разнится статистика по товарообороту? У узбекской стороны он всегда растет быстрее, чем у российской?
– На самом деле этот вопрос часто поднимают. Ситуация не уникальная и очень распространенная. Основная причина – это различия в методиках подсчета. Подсчет ведется таможенными органами на своей границе и надо иметь в виду, что они не могут синхронно подсчитывать показатели. У каждого своя статистика. Кроме того, у нас не прямая граница. Наши товары попадают на российский рынок через территорию третьих стран. В определенной степени это тоже влияет на разницу. Самое главное, что разница не такая критичная. Бывает, что у некоторых стран цифры разнятся на порядок и тогда очень трудно ориентироваться. В нашем случае, очевидно, что происходит существенный прирост товарооборота. Если взяться подсчитывать в более широком контексте, то можно предположить, что уровень двусторонней торговли еще выше того, что озвучивается официальными источниками.
– Россия выступает за полный вывод иностранных войск из Афганистана. Об этом недавно заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Как вы расцениваете такую позицию. Разумно ли идти на такой шаг с точки зрения обстановки в соседней стране?
– Первостепенным интересом России в Афганистане, на мой взгляд, является обеспечение безопасности. Все мы, в первую очередь заинтересованы, чтобы в этой стране был мир. Сегодня в центре внимания – переговорный процесс, который очень активно идет. Американский спецпредставитель США по вопросам афганского примирения Залмай Халилзад сейчас проводит очередной раунд консультаций со всеми заинтересованными сторонами. До этого он в апреле проводил похожий марафон. Необходимо отметить и усилия России в этом направлении. В последние месяцы состоялись несколько продуктивных консультаций представителей РФ, США и КНР по афганской проблематике. Такие шаги позволяют скорректировать подходы, содействовать продвижению мирных переговоров.
В свою очередь Узбекистан предложил площадку для проведения межафганского диалога. Мы готовы полностью содействовать всем усилиям, чтобы эти переговоры состоялись и имели успех. Их итоги и должны определять, какое присутствие будет сохраняться в Афганистане, какая политическая конфигурация будет.
Нам соседям и другим друзьям афганского народа необходимо помнить одну главную вещь: в любом случае эта страна пока еще будет нуждаться во внешней помощи и поддержке. Участие международного сообщества, содействие в социально-экономическом восстановлении – очень большое, комплексное мероприятие, которое необходимо продолжать еще много лет.
Узбекистан в этом направлении прикладывает значительные усилия, вовлекая Афганистан в экономическую систему нашего региона, предоставляя возможность реализовывать различные социально-экономические проекты, используя наш потенциал в Термезе. Кроме того, мы готовы участвовать в прокладке различных дорог, которые способствовали бы развитию торговли в Афганистане.
– Как вы оцениваете вероятность примирения в этой стране?
– Переговоры – это всегда движение по пути компромиссов, но афганская проблема не просто многогранна. Это сложнейший клубок противоречий и различных аспектов, которые препятствуют установлению мира. В данной ситуации очень много различных нюансов, которые необходимо в любых переговорах по обустройству Афганистана, особенно в политической сфере, учитывать.
Тем не менее, мир в Афганистане достижим. Для этого необходимо как внутри страны, так и по периметру, беря более широкий международный масштаб, выстроить сбалансированную систему, отвечающую интересам всех вовлеченных сторон. Когда такой баланс будет достигнут, уровень конфликта начнет снижаться и станет возможным достижение относительной стабилизации с последующим переходом к устойчивой политической системе.
– Это возможно?
– Возможно, но это не тот случай, когда можно получить результаты в кратчайшие сроки, проведя несколько мероприятий. Требуется напряженная, кропотливая работа и, самое главное, – искреннее соучастие всех сил, которые вовлечены в проблему Афганистана.
Ключевые приоритеты внешней политики обновленного Узбекистана
Данный документ формулирует ключевые приоритеты страны в сфере внешней политики, как то:
— укрепление независимости и суверенитета государства, дальнейшее укрепление места и роли страны в качестве полноправного субъекта международных отношений, вхождение в число развитых демократических государств, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства;
— укрепление международного имиджа Республики Узбекистан, доведение до мирового сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах;
— совершенствование нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Узбекистана, а также договорно-правовой основы международного сотрудничества;
— урегулирование вопросов делимитации и демаркации государственной границы Узбекистана.
В целом внешнеполитические приоритеты Узбекистана нацелены на построение стабильного, справедливого и демократического государства, продвижения внешней открытости страны и развития регионального и многостороннего взаимодействия.
«Базовые основы» внешней политики обновлённого Узбекистана
Приоритеты современной внешнеполитической деятельности страны лежат в плоскости указанных в «Стратегии действий» задач и находят свое отражение в практических шагах по разработке новых подходов к расширению связей на международной арене.
В этой связи разработан и принят ряд соответствующих программных документов, утверждены «дорожные карты» по дальнейшему развитию многопланового сотрудничества со странами мира, среди которых Турция, Индия, Китай, Япония, Германия, Франция, Афганистан, Казахстан, Туркменистан и другие.
В ходе визитов на высшем и высоком уровнях осуществляется масштабная работа по продвижению проактивного, открытого, прагматичного и глубоко продуманного внешнеполитического курса, отвечающего национальным интересам страны и направленного на расширение связей с государствами ближнего и дальнего зарубежья.
Естественно, новые приоритеты и подходы потребовали коренной перестройки структуры внешнеполитического ведомства. Были созданы новые подразделения в МИД, открыты посольства в Беларуси и Омане, ряд генеральных консульств в городах России и Казахстана. Усилена экономическая составляющая дипломатической деятельности.
Сотрудничество на международной арене должно помочь решению задач по социально-экономическому развитию Узбекистана посредством изучения передового мирового опыта, налаживания связей с зарубежными странами, что внесет свой вклад в формирование максимально благоприятной деловой среды и инвестиционного климата в стране.
В этом контексте внешнеполитическая стратегия Республики обрела новые акценты в сфере развития торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами и привлечения иностранных инвестиций, передовых технологий в производство, расширения географии отечественного экспорта.
В результате в 2019 году вырос приток прямых иностранных инвестиций в нашу страну. Их объем составил 4,2 миллиарда долларов, что в 3,7 раза больше, чем в 2018 году.
По итогам первого полугодия текущего года, несмотря на все сложности и ограничения, связанные со сдерживанием распространения Covid-19, объем иностранных инвестиций в экономику Узбекистана составил 4,8 миллиарда долларов, в том числе прямых – 3,2 миллиарда долларов.
Этому также способствовало то, что впервые за последние 10 лет улучшились позиции страны в рейтинге кредитного риска Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» страна поднялась на 7 позиций и заняла 8-е место среди 190 государств по показателю регистрации бизнеса, вошла в число лучших стран-реформаторов.
Узбекистан ввел безвизовый режим для граждан 86 государств и упрощенный визовый режим для граждан 57 государств. В прошлом году страну посетили 6,7 миллиона иностранных туристов – на 4,7 миллиона, или в 3,3 раза больше, чем в 2016 году.
Проводимая новая внешняя политика Узбекистана получает достойную оценку международного сообщества. В частности, директор Центра военно-политических исследований Гудзоновского института США Ричард Вайц считает, что внешнеполитические инициативы Узбекистана открывают новые возможности для всей Центральной Азии. Республика продвигает повестку, в основе которой лежит идея совместного решения существующих проблем.
Научный сотрудник Евразийской программы Римского Института геополитических исследований (IsAG) Фабрисси Виельмини подчеркивает, что Узбекистан, находившийся долгое время в стороне от региональных процессов, сегодня действует по-новому. Ташкент, будучи сердцем региона, возвращает себе естественную роль стабилизирующего государства в Центральной Азии.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Грозин также обращает внимание на то, что на данный момент в Центральной Азии трансформируется система межгосударственных отношений. По его словам, в последнее время Ташкент демонстрировал высокую активность по самым разным направлениям. Налицо признаки значительного оздоровления в отношениях между странами региона.
Новым шагом внешнеполитического курса Ташкента стала активизация на афганском направлении. Узбекистан заметно расширил двусторонние связи с Афганистаном, активно подключился к многосторонним усилиям по урегулированию афганской проблемы.
Ташкент инициировал и провел международную конференцию высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие», внесшую важный вклад в начало мирного процесса.
24 января текущего года Президент Республики Узбекистан в своем Послании Олий Мажлису выдвинул на передний план вопросы осуществления широкомасштабных демократических преобразований и структурных реформ, направленных на решение стратегических задач по модернизации страны в ближайшие годы.
В Послании обозначены главные приоритетные направления внешней экономической политики. Объявление «Года развития науки, образования и цифровой экономики» подчёркивает необходимость создания общества и инфраструктуры Узбекистана, способных конкурировать во всех сферах.
Для этого прежде всего необходимо воспитать высококлассных специалистов, в том числе в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на основе использования передового зарубежного опыта, современных инновационных, педагогических технологий и научных разработок, эффективной координации деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений страны.
Президентом также уделено большое внимание развитию науки с использованием зарубежного опыта и налаживанию сотрудничества с зарубежными университетами и научными центрами.
Важным приоритетом внешнеполитического курса Узбекистана является формирование сбалансированной системы стратегического партнерства и сотрудничества с ведущими государствами мира и международными организациями. Такой подход призван обеспечить эффективное решение задач модернизации экономики, поддержание стабильности и безопасности, создание благоприятных условий для сотрудничества в Центральной Азии.
Благодаря контактам на высшем уровне Ташкент вывел на принципиально новый уровень отношения с ведущими странами мира. Последовательно развивается многоплановое стратегическое партнерство и союзнические отношения с Российской Федерацией. Заключенные ранее договора о стратегическом партнерстве, о союзнических отношениях, а также Декларация об углублении стратегического партнерства между РФ и Узбекистаном наполняются новым содержанием и реализуются практически.
На качественно новый уровень вышло стратегическое партнерство Узбекистана с Соединенными Штатами Америки, развивающееся сегодня устойчиво и предсказуемо на основе принципов равноправия, взаимного уважения, доверия и учета обоюдных интересов. Дальнейшие усилия сторон должны быть направлены на поиск взаимовыгодных направлений стратегического партнерства.
Отношения с Турецкой Республикой выведены на стратегический уровень. Всестороннее укрепление и развитие узбекско-турецких отношений полностью соответствует новому внешнеполитическому курсу Узбекистана. При этом общность языка, религии, традиций и обычаев с турецким народом формирует прочный фундамент для всестороннего углубления и расширения сотрудничества, основанного на взаимном уважении и учете интересов друг друга. Ярким свидетельством активизации стратегического диалога стал официальный визит 19-20 февраля Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Турцию по приглашению турецкого лидера Реджепа Эрдогана.
Узбекистан укрепляет стратегическое партнерство с Китайской Народной Республикой как с близким региональным соседом и дружественным государством, играющим одну из ключевых ролей в мировой политике и экономике.
Аналогичные достижения в укреплении стратегического партнерства с Республикой Корея наблюдаются по всему комплексу вопросов двусторонних отношений. Интересам Узбекистана отвечает активное привлечение прямых корейских инвестиций и передовых технологий, льготных кредитов и финансово-технического содействия для реализации высокотехнологичных проектов в сферах промышленности, энергетики, развития инфраструктуры, автомобилестроения, науки и инноваций, здравоохранения и туризма.
На принципиально новый уровень выходят отношения Узбекистана с Египтом, Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Кувейтом, Катаром, Оманом, Бахрейном, Иорданией, Алжиром и другими ближневосточными странами. Надо отметить, что развитие и укрепление взаимовыгодных и всесторонних отношений с государствами Ближнего Востока остаётся одним из приоритетов внешней политики Узбекистана.
Использование потенциала международных площадок
Новый внешнеполитический курс проявляется в активизации взаимодействия и укреплении позиций Узбекистана в региональных и международных организациях.
Узбекистан традиционно придает важное значение развитию диалога и сотрудничества с Организацией Объединенных Наций. В последние годы удалось повысить уровень взаимодействия с ООН и ее институтами, в том числе Управлением верховного комиссара по правам человека и Советом по правам человека.
Особое внимание Узбекистан уделяет укреплению дружественных связей и взаимовыгодного сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств.
В Послании Олий Мажлису, говоря о стратегии первого председательства страны в СНГ в 2020 году, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил: «Мы задействуем все возможности для расширения экономического сотрудничества в Содружестве, повышения результативности принятых организацией решений и дальнейшего укрепления гуманитарных связей между странами-участницами». На сегодняшний день Узбекистан повысил уровень своего национального координатора в СНГ с заместителя министра иностранных дел до заместителя премьер-министра, возобновил свое участие в Экономическом совете СНГ.
Приоритетом внешней политики Узбекистана является развитие и укрепление связей с тюркскими странами. В сентябре 2019 года страна вступила в Тюркский совет (Совет сотрудничества тюркоязычных государств). В долгосрочной перспективе Тюркский совет должен стать субрегиональным объединением, своеобразным механизмом регионального сотрудничества в обширном пространстве между Европой, Ближним Востоком, Кавказом и Центральной Азией.
Активизация сотрудничества с организацией открывает для нашей страны новые возможности развития многоплановых связей как с соседними государствами, так и внерегиональными близкими партнерами (Турция, Азербайджан). Участие в работе организации в качестве постоянного члена придаст Ташкенту дополнительные политико-дипломатические ресурсы для широкого продвижения своих инициатив на международной арене, а также укрепит международный авторитет и статус страны в качестве одного из центров тюрко-исламской цивилизации.
Для Узбекистана приоритетом также остается активизация деятельности ШОС в области экономики, в том числе, строительстве и реконструкции транспортных коммуникаций, развитии контактов с другими государствами и международными структурами, заинтересованными в сотрудничестве с Организацией.
Узбекистан развивает последовательное взаимодействие и с Организацией исламского сотрудничества и рассматривает ее как эффективный форум, нацеленный на сохранение и продвижение священных исламских ценностей, укрепление солидарности между мусульманскими народами, содействие их прогрессу и процветанию. Узбекистан выступает за активное взаимодействие стран ОИС в области образования и просвещения, развития науки и техники, внедрения инновационных идей и технологий.
Республика также заинтересована в активном взаимодействии с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, являющейся важным международным форумом для диалога государств по вопросам обеспечения безопасности, развития экономики и защиты прав и свобод человека. Приоритетными направлениями сотрудничества Узбекистана с ОБСЕ являются реализация совместных проектов в сферах реформирования институтов государственного управления, совершенствования судебно-правовой и избирательной системы, повышения роли и значения средств массовой информации и институтов гражданского общества, а также развития конструктивного взаимодействия в противодействии транснациональным вызовам и угрозам.
В парламентских выборах, прошедших в Узбекистане в декабре 2019 года, приняли участие 825 наблюдателей из 50 стран и 10 международных организаций. Узбекистан впервые принял полномасштабную миссию Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в составе 316 человек.
Наша страна нацелена на качественное расширение и углубление сотрудничества с международными финансовыми институтами и торговыми организациями – Всемирным банком, Международным валютным фондом, Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Всемирной торговой организацией и другими. Значимым событием стало восстановление сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития, в результате которого возобновлено финансирование этим институтом социально значимых проектов в регионах Узбекистана.
В повестке сотрудничества Узбекистана с международными финансовыми учреждениями – улучшение инвестиционного и делового климата, повышение кредитного рейтинга страны, совершенствование валютно-кредитной политики, повышение квалификации национальных специалистов в банковско-финансовой сфере.
Конечная цель – увеличение объема привлекаемых зарубежных инвестиций и финансовых средств для ускорения модернизации и усиления конкурентоспособности национальной экономики, развития экспортного потенциала страны и совершенствования инфраструктуры, повышения уровня жизни и обеспечения благосостояния населения.
Узбекистан является ключевым государством и играет особую роль в Центральной Азии. Важное значение страны в регионе признается и представителями зарубежных экспертных и политических кругов. Ташкент заключил договора о стратегическом партнерстве со всеми соседними государствами региона, что позволяет строить региональную политику на высоком уровне. Проводимая в этих целях работа имеет важное значение также в укреплении места и роли страны в системе международных отношений.
Выдвигая инициативы по развитию сотрудничества, Ташкент не нацелен на какое-либо доминирование в регионе. Инициативы Узбекистана учитывают интересы всех стран, основываются на принципе консенсуса.
Новая политическая реальность в регионе, сформированная благодаря проактивной, инициативной и конструктивной дипломатии Ташкента, оказала положительное влияние на наращивание взаимодействия по широкому кругу вопросов между странами Центральной Азии.
Ярким примером стало заседание консультативной встречи Глав государств Центральной Азии, прошедшее в ноябре 2019 года в Ташкенте. В ходе встреч стороны обсудили решение многих проблемных вопросов центральноазиатской повестки, урегулирование которых было бы невозможным ни в одностороннем, ни в двустороннем форматах. Более того, была достигнута договоренность о проведении такого рода встреч на регулярной основе.
При этом необходимо подчеркнуть, что проведение Консультативной встречи глав государств ЦА не подразумевает создание новой международной организации в регионе или какой-либо интеграционной структуры со своим уставом и надгосударственными органами. Эта деятельность будет направлена исключительно на «сверку часов» по ключевым вопросам регионального развития.
Активная политика на центральноазиатском направлении, приоритетность региона для Узбекистана ярко проявилась и во время пандемии коронавируса.
На фоне сложной эпидемиологической обстановки страны региона путем систематических контактов вырабатывали совместные меры по борьбе с распространением инфекции, а также наращиванию сотрудничества в торгово-экономической и транспортно-транзитной сферах. Узбекистан оказал гуманитарную содействие Кыргызстану и Таджикистану. Помощь Таджикистану составила треть помощи, поступившей в страну от всех доноров.
Активизация регионального курса Узбекистана стала своевременным и действенным ответом на давно назревший запрос на региональное сближение, восстановление доверия и взаимопонимания, а также оперативное решение накопившихся проблемных вопросов на основе разумных компромиссов. Установленный открытый и доверительный диалог на высшем уровне заложил прочную основу для интенсификации всех направлений сотрудничества.
Во-первых, существенно активизировался политический диалог на высшем и высоком уровнях, интенсифицированы межпарламентские, межведомственные и межрегиональные связи. В свою очередь, за указанный период главы всех государств региона посетили Узбекистан. Как показывает анализ, итоги этих встреч стали беспрецедентными по своей результативности.
Во-вторых, достигнуты договоренности по совместному противодействию деятельности экстремистских и террористических структур. Подписаны соответствующие Планы комплексных мероприятий Узбекистана на 2019-2020 годах с Таджикистаном и Кыргызстаном. С июля по сентябрь 2018 года Узбекистан провел совместные антитеррористические учения с Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.
В-третьих, существенно продвинулось решение вопросов делимитации и демаркации государственных границ Узбекистана с Кыргызстаном и Таджикистаном.
Все это не просто разрешение двусторонних спорных вопросов, это – снятие с повестки всего региона острого конфликтного потенциала и повышение уровня политического доверия.
Наряду с активизацией взаимодействия Узбекистана со странами ЦА в политической сфере, новый импульс получили торгово-экономическая, транспортно-коммуникационная, энергетическая и культурно-гуманитарная сферы.
Улучшение торгово-экономических отношений между странами Центральной Азии способствовало повышению инвестиционной привлекательности региона в целом. В частности, с начала 2017 года по настоящее время между Узбекистаном и странами региона подписаны более 300 договоров, а также контракты и соглашения на сумму около 75 млрд. долларов.
В регионе наблюдаются подвижки в решении вопросов экологического, в частности водно-энергетического характера. Ташкент готов рассмотреть возможность своего участия в проектах строительства Камбар-Атинской и Рогунской ГЭС. Дан старт реализации важного участка транспортного коридора «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман» – открыты железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад-Фараб через реку Амударья. Их запуск дала возможность реализовать идею создания сквозной транспортно-коммуникационной магистрали по маршруту «Узбекистан-Туркменистан-Каспийское море-Южный Кавказ» с выходом на Баку-Тбилиси-Карс и черноморские порты Грузии, Турции, Румынии и других государств.
Кроме того, после 20-летних переговоров существенный прогресс достигнут по строительству железной дороги, соединяющей Китай и Центральную Азию через Кыргызстан. По предварительным оценкам, при реализации данного проекта сроки доставки грузов сократятся на 7-8 суток, протяженность пути из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы сократится на 900 км.
Уделяется особое внимание укреплению и расширению тесного сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере, дружбы и добрососедских связей между государствами Центральной Азии.
Послание Президента Узбекистана Сенату и Законодательной палате Олий Мажлиса еще раз зафиксировало приоритеты развития Узбекистана на обозримый период, где наряду с фундаментальными реформами в политической, экономической и социальной сферах, предусмотрена реализация проактивной внешней политики. Обновлённый Узбекистан посылает зарубежным партнерам чёткий сигнал о готовности страны к взаимовыгодному сотрудничеству.
Руководитель отдела Института
стратегических и межрегиональных исследований

