что означает принцип открытости внешней политики узбекистана

Что означает принцип открытости внешней политики узбекистана

За основу внешней политики Узбекистана взят курс на достижение мира, стабильности и сотрудничества. Основные принципы внешней политики республики заключаются в следующем:

• открытость для сотрудничества независимо от идеологии, приверженность общечеловеческим ценностям, сохранению мира и безопасности;

• уважение суверенитета других государств и признание нерушимости границ;

• невмешательство во внутренние дела других государств;

• мирное урегулирование споров;

• неприменение силы или угрозы силой;

• уважение прав и свобод человека;

• преимущество общепризнанных норм международного права над внутринациональными законами и правовыми нормами;

• заключение союзов, вступление в содружества и выход из них в целях обеспечения высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности;

• неприсоединение к агрессивным военным блокам и объединениям;

• равноправие и взаимная заинтересованность в межгосударственных отношениях, верховенство национальных интересов государства;

• развитие внешних связей на основе двусторонних и многосторонних соглашений: в случае сближения с одним государством не отдаляться от другого.

что означает принцип открытости внешней политики узбекистана
Выступление Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на 48-й сессии Ассамблеи ООН

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Что означает принцип открытости внешней политики узбекистана

что означает принцип открытости внешней политики узбекистана

Более широкая роль Узбекистана на международной арене становится особенностью внешней политики страны при президенте Шавкате Мирзиёеве. Как считает заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований Санжар Валиев, такой курс требует проведения инициативной внешней политики. О том, как новые инициативы руководства Узбекистана формируют отношения с ближайшими соседями эксперт рассказал в интервью Kun.uz.

– Как в целом вы можете охарактеризовать развитие двусторонних отношений Москвы и Ташкента при президенте Шавкате Мирзиёеве?

– Отношения с Россией для нас всегда имели стратегическую значимость. Согласно договору от 2005 года между нашими странами установлены союзнические отношения, всегда поддерживалась насыщенная повестка сотрудничества. С приходом президента Шавката Мирзиёева отношения стали стремительно развиваться во всех сферах двустороннего взаимодействия. Это видно невооруженным взглядом.

Такая интенсификация сотрудничества отражает и динамичный стиль управления главы нашего государства, и высокий темп проведения реформ в Узбекистане. Набирающий скорость экономический рост в нашей стране требует максимального взаимодействия с внешними партнерами. И Россия занимает среди них ведущее место.

Принимая во внимание то, что было достигнуто за последние два года, особенно в ходе переговоров президента Мирзиёева с российским руководством, я бы охарактеризовал данный период сотрудничества как переход к практическому воплощению положений наработанной ранее и активно развиваемой в настоящее время солидной двусторонней нормативно-правовой базы.

– Безусловно, были разные периоды, иногда сопровождавшиеся не удовлетворявшими нас обстоятельствами. Надо понимать, что это нормальный процесс международных отношений, ведь в основе внешнеполитических действий стран всегда стоят национальные интересы. Где-то они пересекаются, где-то совпадают, где-то расходятся. Тем не менее, в нашей двусторонней повестке определяющим всегда был взаимоуважительный характер отношений. Мы всегда признавали и учитывали интересы России, поддерживали ее инициативы в рамках международных организаций, членами которых мы являемся и получали аналогичную помощь от российской стороны.

Сейчас зарубежные эксперты очень много говорят и пишут о новом открытом Узбекистане. Эта открытость касается не только границ и экономических аспектов. Если говорить о внешней политике, то речь идет о нашей открытости взаимодействовать со всеми. Мы развиваем эти отношения одинаково интенсивно со всеми партнерами. При этом не наращиваем связи с одними в ущерб взаимодействию с другими. Это очень важный пункт.

– Кстати, Узбекистан заметно расширил свое присутствие в СНГ.

– Данный пример весьма показательный. Узбекистан участник ряда международных и региональных организаций. Они предоставляют площадку для стран, имеющих общие устремления и проблемы для согласования интересов в многостороннем формате, выработки общих подходов и правил. Надо признать, что в прежние годы Узбекистан недостаточно использовал потенциал организаций для продвижения собственных интересов. Взять, например, отмеченное вами СНГ, эта организация имеет обширнейшую нормативно-правовую базу для выстраивания отношений между странами постсоветского пространства практически в любой области, будь то безопасность или даже конкретные вопросы метрологии. В СНГ входят все страны центральноазиатского региона, являющегося приоритетом нашей внешней политики, Россия – наш крупнейший инвестор и торговый партнер.

Поэтому, активизация Узбекистана, как одного из крупнейших государств СНГ в работе организации – это очень востребованный шаг. Только в этом году Узбекистан предоставил свою площадку для проведения семи отраслевых совещаний в рамках организации. На мой взгляд, предложив насыщенную программу действий узбекская сторона привнесла новую энергетику в СНГ. Используя этот импульс можно превратить Содружество в весьма эффективную и привлекательную платформу.

– Можно сказать, что отношения Узбекистана с Россией как-то коррелируют с интенсивностью сотрудничества в рамках СНГ?

– Можно сказать и «да», и «нет». Очень тяжело определить степень прямого влияния двух этих процессов друг на друга. На мой взгляд, СНГ создает общую философию для отношений между Узбекистаном и Россией, да и вообще между всеми участниками Содружества. СНГ – это отправной пункт, где начали выстраиваться двусторонние связи Узбекистана с Россией и с другими бывшими республиками. Здесь же и место встреч глав государств, правительств, отраслевых министерств и ведомств, включая уровень начальников специализированных департаментов. Кстати, очень часто используя эти встречи в рамках СНГ, проводятся двусторонние переговоры и подписание совместных документов по сотрудничеству.

Кроме того, все двусторонние отношения порой требуют более широкого взаимодействия, а площадка СНГ – одна из первых, которая образовалась на постсоветском пространстве. Она позволяет очень эффективно дополнять двусторонние усилия. В любом случае активизация Узбекистана в СНГ вносит положительный вклад в сотрудничество, как с РФ, так и с другими странами-членами организации.

– Раньше часто звучали оценки, что якобы Узбекистан отдает предпочтение двусторонним отношениям. Сейчас страна отходит от такой политики?

– Надо смотреть на эту историю с самого начала – с 1990-х годов. В первые годы независимости все страны ориентировались не только на двусторонние отношения, в том числе были попытки создания различных форматов и региональных организаций для многосторонней кооперации. Это было обусловлено и экономическими потребностями, сохранением имевшихся до этого связей. Также это было связано с проблемами безопасности, которые имелись на тот момент в СНГ. Поэтому нельзя сказать, что развитие двусторонних отношений всегда носило приоритетный характер. Прямые связи с зарубежными странами стали выходить на передний план для урегулирования ряда конкретных вопросов.

Например, мы единственная страна региона, которая граничит со всеми странами Центральной Азии и плюс с Афганистаном. Поэтому нам приходилось помимо многосторонних форматов с каждым из государств ЦА решать комплекс вопросов, связанных с делимитацией и демаркацией границ, управлением водными ресурсами и перетоком электроэнергии, регулированием движения товаров и людей. Была и есть очень широкая повестка, которую порой в многостороннем формате невозможно было полностью обсудить и эффективно решить. Эти вопросы до конца не решены, хотя теперь переговоры продолжаются более продуктивно.

Развитию двусторонних отношений уделяется по-прежнему очень большое внимание. Отличительной особенностью нашей нынешней внешней политики становится более широкое рассмотрение роли и места Узбекистана в регионе и мире в целом. Повысилась также ориентация на достижение практических результатов от международного взаимодействия, как в двустороннем, так и многостороннем форматах.

Можно сказать, что Узбекистан вступил в новый этап своего развития, требующий проведения инициативной внешней политики. И не только Узбекистан. В такой же период вступили наши соседи и другие страны СНГ. Если сначала они были ориентированы в основном на строительство суверенных, независимых стран, то сейчас – наступил этап выстраивания зрелых, долгосрочных отношений, взаимовыгодных, которые способствовали бы эффективному развитию наших стран.

– Возвращаясь к Центральной Азии, непосредственно к инициативе Шавката Мирзиёева о проведении неформальных встреч на высшем уровне, как вы оцениваете эту идею? Она способна вывести регион на новый уровень. Можно ли говорить об интеграции или встречи так и останутся консультативными?

– Прежде всего само название говорит, что это совещательная площадка. Здесь не идет речи о каком-то союзе или институциональной интеграции. Почему был выбран такой формат? Здесь есть вопросы, требующие очень глубокого осмысления. Все страны Центральной Азии исходят из того, что регион вступил в новый этап развития, обрел целостный характер. Наши страны стали вместе идентифицироваться на мировом уровне. Об этом можно судить и по наличию форматов сотрудничества. Например, С5+1, учрежденный по инициативе США. Аналогичный формат имеется с Японией, Кореей. Довольно много партнеров интересуются тем, чтобы взаимодействовать с регионом как с единым целым. Но это не значит, что для такого взаимодействия нам необходимо создавать какой-то союз и выстраивать отношения на данной основе. Поэтому идея применения консультативного механизма встреч не просто рациональная, она наиболее удачная для текущего момента.

В Центральной Азии заложен очень большой потенциал, и он уже начал раскрываться благодаря общим усилиям, предпринятым за последние два года. Все мы наблюдали, какие были темпы роста товарооборота между Узбекистаном и соседними странами, рост взаимных поездок граждан. По некоторым оценкам, ежедневно границу Узбекистана из соседних стран пересекают свыше 100 тыс. человек.

Очень часто слышны опасения и замечания, что у нас схожие экономики, которые полностью дублируют друг друга. На самом деле наша торговля во многом взаимодополняема и зачастую позволяет оперативно восполнять взаимные потребности. Этот потенциал уже задействован, но это не предел. Уровень внутрирегиональной торговли пока еще не достигает уровня развитых интеграционных объединений. В ЕС он превышает 60%. У нас, по разным оценкам, меньше 10%. Наши основные торговые партнеры находятся пока вне региона.

– Разве корректно сравнивать нас с рынком Евросоюза?

– Да, ситуация другая. Но это показывает, как соседние страны могут взаимодействовать и какой уровень товарооборота является нормальным. Кстати и в других регионах показатели внутрирегиональной торговли гораздо выше, чем в Центральной Азии. В АСЕАН этот показатель составляет около 50% от общего объема торговли.

В общем любой опыт демонстрирует, что сначала необходимо обратить внимание на близлежащие рынки, затем двигаться дальше. Мы сейчас делаем это параллельно – смотрим на дальние и ближайшие рынки. Регион, кстати, лежит вблизи двух самых мощных и стремительно растущих рынков сегодняшнего мира – Китая и Южной Азии. Поэтому экономическая кооперация между странами Центральной Азии и скорейшее решение проблемных вопросов, которые успешно рассматриваются в формате консультаций глав государств, может придать очень мощный экономический импульс для совместного развития.

Возвращаясь к вашему вопросу о формате консультативных встреч глав государств, я ответил бы, что их главная цель, опираясь на два основных запроса региона – стабильность и устойчивое развитие – выйти концептуально к долгосрочному общерегиональному сотрудничеству. При этом неправильно думать, что совещательный формат встреч является декларативной площадкой. По итогам диалога глав государств ведется проработка их договоренностей в организационно-технической плоскости.

– Возвращаясь к отношениям с РФ, недавно состоялось первое заседание комиссии на уровне премьеров. Узбекистан стал третьей страной, у которой с Россией существуют комиссия на уровне премьеров (после Франции и Китая). Что собой представляет эта комиссия и почему стороны решили перейти на такой формат?

– Прежде всего, этот факт говорит о серьезности намерений наших стран выстраивать долгосрочные, насыщенные отношения и о стремлении очень быстро и эффективно развивать сотрудничество. Как вы отметили, Россия не с каждой страной имеет такой представительный уровень, где премьер-министр лично контролировал бы ход исполнения договоренностей. Конечно, это позволяет очень быстро снимать различные проблемные вопросы, безболезненно преодолевать барьеры, которые сдерживают сотрудничество.

Почему у Узбекистана и России такое стремление? На этот вопрос уже ответили российские эксперты, прогнозируя, что Узбекистан может превратиться во вторую экономику СНГ. Можно, конечно, по-разному интерпретировать такую оценку, но если брать чисто промышленный показатель, ориентироваться на объемы производства товаров, то действительно Узбекистан может в скором времени занять это место. Наш динамичный экономический рост привлекает различных игроков. Очень много внешних инвесторов обращают внимание на возможности, которые открываются здесь.

Россия, я считаю, очень правильно оценивает эту ситуацию, как перспективную, и придает важное значение своему экономическому присутствию, вкладывая инвестиции в нашу экономику. Через определенное время это даст те результаты, на которые мы нацелились. В частности, озвучена цифра довести товарооборот в 10 млрд долларов. Я считаю, что это вполне реально.

– Раз уже вы затронули цифры. Почему всегда разнится статистика по товарообороту? У узбекской стороны он всегда растет быстрее, чем у российской?

– На самом деле этот вопрос часто поднимают. Ситуация не уникальная и очень распространенная. Основная причина – это различия в методиках подсчета. Подсчет ведется таможенными органами на своей границе и надо иметь в виду, что они не могут синхронно подсчитывать показатели. У каждого своя статистика. Кроме того, у нас не прямая граница. Наши товары попадают на российский рынок через территорию третьих стран. В определенной степени это тоже влияет на разницу. Самое главное, что разница не такая критичная. Бывает, что у некоторых стран цифры разнятся на порядок и тогда очень трудно ориентироваться. В нашем случае, очевидно, что происходит существенный прирост товарооборота. Если взяться подсчитывать в более широком контексте, то можно предположить, что уровень двусторонней торговли еще выше того, что озвучивается официальными источниками.

– Россия выступает за полный вывод иностранных войск из Афганистана. Об этом недавно заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Как вы расцениваете такую позицию. Разумно ли идти на такой шаг с точки зрения обстановки в соседней стране?

– Первостепенным интересом России в Афганистане, на мой взгляд, является обеспечение безопасности. Все мы, в первую очередь заинтересованы, чтобы в этой стране был мир. Сегодня в центре внимания – переговорный процесс, который очень активно идет. Американский спецпредставитель США по вопросам афганского примирения Залмай Халилзад сейчас проводит очередной раунд консультаций со всеми заинтересованными сторонами. До этого он в апреле проводил похожий марафон. Необходимо отметить и усилия России в этом направлении. В последние месяцы состоялись несколько продуктивных консультаций представителей РФ, США и КНР по афганской проблематике. Такие шаги позволяют скорректировать подходы, содействовать продвижению мирных переговоров.

В свою очередь Узбекистан предложил площадку для проведения межафганского диалога. Мы готовы полностью содействовать всем усилиям, чтобы эти переговоры состоялись и имели успех. Их итоги и должны определять, какое присутствие будет сохраняться в Афганистане, какая политическая конфигурация будет.

Нам соседям и другим друзьям афганского народа необходимо помнить одну главную вещь: в любом случае эта страна пока еще будет нуждаться во внешней помощи и поддержке. Участие международного сообщества, содействие в социально-экономическом восстановлении – очень большое, комплексное мероприятие, которое необходимо продолжать еще много лет.

Узбекистан в этом направлении прикладывает значительные усилия, вовлекая Афганистан в экономическую систему нашего региона, предоставляя возможность реализовывать различные социально-экономические проекты, используя наш потенциал в Термезе. Кроме того, мы готовы участвовать в прокладке различных дорог, которые способствовали бы развитию торговли в Афганистане.

– Как вы оцениваете вероятность примирения в этой стране?

– Переговоры – это всегда движение по пути компромиссов, но афганская проблема не просто многогранна. Это сложнейший клубок противоречий и различных аспектов, которые препятствуют установлению мира. В данной ситуации очень много различных нюансов, которые необходимо в любых переговорах по обустройству Афганистана, особенно в политической сфере, учитывать.

Тем не менее, мир в Афганистане достижим. Для этого необходимо как внутри страны, так и по периметру, беря более широкий международный масштаб, выстроить сбалансированную систему, отвечающую интересам всех вовлеченных сторон. Когда такой баланс будет достигнут, уровень конфликта начнет снижаться и станет возможным достижение относительной стабилизации с последующим переходом к устойчивой политической системе.

– Это возможно?

– Возможно, но это не тот случай, когда можно получить результаты в кратчайшие сроки, проведя несколько мероприятий. Требуется напряженная, кропотливая работа и, самое главное, – искреннее соучастие всех сил, которые вовлечены в проблему Афганистана.

Источник

Ключевые приоритеты внешней политики обновленного Узбекистана

что означает принцип открытости внешней политики узбекистана

Данный документ формулирует ключевые приоритеты страны в сфере внешней политики, как то:

— укрепление независимости и суверенитета государства, дальнейшее укрепление места и роли страны в качестве полноправного субъекта международных отношений, вхождение в число развитых демократических государств, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства;

— укрепление международного имиджа Республики Узбекистан, доведение до мирового сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах;

— совершенствование нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Узбекистана, а также договорно-правовой основы международного сотрудничества;

— урегулирование вопросов делимитации и демаркации государственной границы Узбекистана.

В целом внешнеполитические приоритеты Узбекистана нацелены на построение стабильного, справедливого и демократического государства, продвижения внешней открытости страны и развития регионального и многостороннего взаимодействия.

«Базовые основы» внешней политики обновлённого Узбекистана

Приоритеты современной внешнеполитической деятельности страны лежат в плоскости указанных в «Стратегии действий» задач и находят свое отражение в практических шагах по разработке новых подходов к расширению связей на международной арене.

В этой связи разработан и принят ряд соответствующих программных документов, утверждены «дорожные карты» по дальнейшему развитию многопланового сотрудничества со странами мира, среди которых Турция, Индия, Китай, Япония, Германия, Франция, Афганистан, Казахстан, Туркменистан и другие.

В ходе визитов на высшем и высоком уровнях осуществляется масштабная работа по продвижению проактивного, открытого, прагматичного и глубоко продуманного внешнеполитического курса, отвечающего национальным интересам страны и направленного на расширение связей с государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Естественно, новые приоритеты и подходы потребовали коренной перестройки структуры внешнеполитического ведомства. Были созданы новые подразделения в МИД, открыты посольства в Беларуси и Омане, ряд генеральных консульств в городах России и Казахстана. Усилена экономическая составляющая дипломатической деятельности.

Сотрудничество на международной арене должно помочь решению задач по социально-экономическому развитию Узбекистана посредством изучения передового мирового опыта, налаживания связей с зарубежными странами, что внесет свой вклад в формирование максимально благоприятной деловой среды и инвестиционного климата в стране.

В этом контексте внешнеполитическая стратегия Республики обрела новые акценты в сфере развития торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами и привлечения иностранных инвестиций, передовых технологий в производство, расширения географии отечественного экспорта.

В результате в 2019 году вырос приток прямых иностранных инвестиций в нашу страну. Их объем составил 4,2 миллиарда долларов, что в 3,7 раза больше, чем в 2018 году.

По итогам первого полугодия текущего года, несмотря на все сложности и ограничения, связанные со сдерживанием распространения Covid-19, объем иностранных инвестиций в экономику Узбекистана составил 4,8 миллиарда долларов, в том числе прямых – 3,2 миллиарда долларов.

Этому также способствовало то, что впервые за последние 10 лет улучшились позиции страны в рейтинге кредитного риска Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» страна поднялась на 7 позиций и заняла 8-е место среди 190 государств по показателю регистрации бизнеса, вошла в число лучших стран-реформаторов.

Узбекистан ввел безвизовый режим для граждан 86 государств и упрощенный визовый режим для граждан 57 государств. В прошлом году страну посетили 6,7 миллиона иностранных туристов – на 4,7 миллиона, или в 3,3 раза больше, чем в 2016 году.

Проводимая новая внешняя политика Узбекистана получает достойную оценку международного сообщества. В частности, директор Центра военно-политических исследований Гудзоновского института США Ричард Вайц считает, что внешнеполитические инициативы Узбекистана открывают новые возможности для всей Центральной Азии. Республика продвигает повестку, в основе которой лежит идея совместного решения существующих проблем.

Научный сотрудник Евразийской программы Римского Института геополитических исследований (IsAG) Фабрисси Виельмини подчеркивает, что Узбекистан, находившийся долгое время в стороне от региональных процессов, сегодня действует по-новому. Ташкент, будучи сердцем региона, возвращает себе естественную роль стабилизирующего государства в Центральной Азии.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Грозин также обращает внимание на то, что на данный момент в Центральной Азии трансформируется система межгосударственных отношений. По его словам, в последнее время Ташкент демонстрировал высокую активность по самым разным направлениям. Налицо признаки значительного оздоровления в отношениях между странами региона.

Новым шагом внешнеполитического курса Ташкента стала активизация на афганском направлении. Узбекистан заметно расширил двусторонние связи с Афганистаном, активно подключился к многосторонним усилиям по урегулированию афганской проблемы.

Ташкент инициировал и провел международную конференцию высокого уровня по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие», внесшую важный вклад в начало мирного процесса.

24 января текущего года Президент Республики Узбекистан в своем Послании Олий Мажлису выдвинул на передний план вопросы осуществления широкомасштабных демократических преобразований и структурных реформ, направленных на решение стратегических задач по модернизации страны в ближайшие годы.

В Послании обозначены главные приоритетные направления внешней экономической политики. Объявление «Года развития науки, образования и цифровой экономики» подчёркивает необходимость создания общества и инфраструктуры Узбекистана, способных конкурировать во всех сферах.

Для этого прежде всего необходимо воспитать высококлассных специалистов, в том числе в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на основе использования передового зарубежного опыта, современных инновационных, педагогических технологий и научных разработок, эффективной координации деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений страны.

Президентом также уделено большое внимание развитию науки с использованием зарубежного опыта и налаживанию сотрудничества с зарубежными университетами и научными центрами.

Важным приоритетом внешнеполитического курса Узбекистана является формирование сбалансированной системы стратегического партнерства и сотрудничества с ведущими государствами мира и международными организациями. Такой подход призван обеспечить эффективное решение задач модернизации экономики, поддержание стабильности и безопасности, создание благоприятных условий для сотрудничества в Центральной Азии.

Благодаря контактам на высшем уровне Ташкент вывел на принципиально новый уровень отношения с ведущими странами мира. Последовательно развивается многоплановое стратегическое партнерство и союзнические отношения с Российской Федерацией. Заключенные ранее договора о стратегическом партнерстве, о союзнических отношениях, а также Декларация об углублении стратегического партнерства между РФ и Узбекистаном наполняются новым содержанием и реализуются практически.

На качественно новый уровень вышло стратегическое партнерство Узбекистана с Соединенными Штатами Америки, развивающееся сегодня устойчиво и предсказуемо на основе принципов равноправия, взаимного уважения, доверия и учета обоюдных интересов. Дальнейшие усилия сторон должны быть направлены на поиск взаимовыгодных направлений стратегического партнерства.

Отношения с Турецкой Республикой выведены на стратегический уровень. Всестороннее укрепление и развитие узбекско-турецких отношений полностью соответствует новому внешнеполитическому курсу Узбекистана. При этом общность языка, религии, традиций и обычаев с турецким народом формирует прочный фундамент для всестороннего углубления и расширения сотрудничества, основанного на взаимном уважении и учете интересов друг друга. Ярким свидетельством активизации стратегического диалога стал официальный визит 19-20 февраля Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Турцию по приглашению турецкого лидера Реджепа Эрдогана.

Узбекистан укрепляет стратегическое партнерство с Китайской Народной Республикой как с близким региональным соседом и дружественным государством, играющим одну из ключевых ролей в мировой политике и экономике.

Аналогичные достижения в укреплении стратегического партнерства с Республикой Корея наблюдаются по всему комплексу вопросов двусторонних отношений. Интересам Узбекистана отвечает активное привлечение прямых корейских инвестиций и передовых технологий, льготных кредитов и финансово-технического содействия для реализации высокотехнологичных проектов в сферах промышленности, энергетики, развития инфраструктуры, автомобилестроения, науки и инноваций, здравоохранения и туризма.

На принципиально новый уровень выходят отношения Узбекистана с Египтом, Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Кувейтом, Катаром, Оманом, Бахрейном, Иорданией, Алжиром и другими ближневосточными странами. Надо отметить, что развитие и укрепление взаимовыгодных и всесторонних отношений с государствами Ближнего Востока остаётся одним из приоритетов внешней политики Узбекистана.

Использование потенциала международных площадок

Новый внешнеполитический курс проявляется в активизации взаимодействия и укреплении позиций Узбекистана в региональных и международных организациях.

Узбекистан традиционно придает важное значение развитию диалога и сотрудничества с Организацией Объединенных Наций. В последние годы удалось повысить уровень взаимодействия с ООН и ее институтами, в том числе Управлением верховного комиссара по правам человека и Советом по правам человека.

Особое внимание Узбекистан уделяет укреплению дружественных связей и взаимовыгодного сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств.

В Послании Олий Мажлису, говоря о стратегии первого председательства страны в СНГ в 2020 году, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил: «Мы задействуем все возможности для расширения экономического сотрудничества в Содружестве, повышения результативности принятых организацией решений и дальнейшего укрепления гуманитарных связей между странами-участницами». На сегодняшний день Узбекистан повысил уровень своего национального координатора в СНГ с заместителя министра иностранных дел до заместителя премьер-министра, возобновил свое участие в Экономическом совете СНГ.

Приоритетом внешней политики Узбекистана является развитие и укрепление связей с тюркскими странами. В сентябре 2019 года страна вступила в Тюркский совет (Совет сотрудничества тюркоязычных государств). В долгосрочной перспективе Тюркский совет должен стать субрегиональным объединением, своеобразным механизмом регионального сотрудничества в обширном пространстве между Европой, Ближним Востоком, Кавказом и Центральной Азией.

Активизация сотрудничества с организацией открывает для нашей страны новые возможности развития многоплановых связей как с соседними государствами, так и внерегиональными близкими партнерами (Турция, Азербайджан). Участие в работе организации в качестве постоянного члена придаст Ташкенту дополнительные политико-дипломатические ресурсы для широкого продвижения своих инициатив на международной арене, а также укрепит международный авторитет и статус страны в качестве одного из центров тюрко-исламской цивилизации.

Для Узбекистана приоритетом также остается активизация деятельности ШОС в области экономики, в том числе, строительстве и реконструкции транспортных коммуникаций, развитии контактов с другими государствами и международными структурами, заинтересованными в сотрудничестве с Организацией.

Узбекистан развивает последовательное взаимодействие и с Организацией исламского сотрудничества и рассматривает ее как эффективный форум, нацеленный на сохранение и продвижение священных исламских ценностей, укрепление солидарности между мусульманскими народами, содействие их прогрессу и процветанию. Узбекистан выступает за активное взаимодействие стран ОИС в области образования и просвещения, развития науки и техники, внедрения инновационных идей и технологий.

Республика также заинтересована в активном взаимодействии с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, являющейся важным международным форумом для диалога государств по вопросам обеспечения безопасности, развития экономики и защиты прав и свобод человека. Приоритетными направлениями сотрудничества Узбекистана с ОБСЕ являются реализация совместных проектов в сферах реформирования институтов государственного управления, совершенствования судебно-правовой и избирательной системы, повышения роли и значения средств массовой информации и институтов гражданского общества, а также развития конструктивного взаимодействия в противодействии транснациональным вызовам и угрозам.

В парламентских выборах, прошедших в Узбекистане в декабре 2019 года, приняли участие 825 наблюдателей из 50 стран и 10 международных организаций. Узбекистан впервые принял полномасштабную миссию Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в составе 316 человек.

Наша страна нацелена на качественное расширение и углубление сотрудничества с международными финансовыми институтами и торговыми организациями – Всемирным банком, Международным валютным фондом, Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Всемирной торговой организацией и другими. Значимым событием стало восстановление сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития, в результате которого возобновлено финансирование этим институтом социально значимых проектов в регионах Узбекистана.

В повестке сотрудничества Узбекистана с международными финансовыми учреждениями – улучшение инвестиционного и делового климата, повышение кредитного рейтинга страны, совершенствование валютно-кредитной политики, повышение квалификации национальных специалистов в банковско-финансовой сфере.

Конечная цель – увеличение объема привлекаемых зарубежных инвестиций и финансовых средств для ускорения модернизации и усиления конкурентоспособности национальной экономики, развития экспортного потенциала страны и совершенствования инфраструктуры, повышения уровня жизни и обеспечения благосостояния населения.

Узбекистан является ключевым государством и играет особую роль в Центральной Азии. Важное значение страны в регионе признается и представителями зарубежных экспертных и политических кругов. Ташкент заключил договора о стратегическом партнерстве со всеми соседними государствами региона, что позволяет строить региональную политику на высоком уровне. Проводимая в этих целях работа имеет важное значение также в укреплении места и роли страны в системе международных отношений.

Выдвигая инициативы по развитию сотрудничества, Ташкент не нацелен на какое-либо доминирование в регионе. Инициативы Узбекистана учитывают интересы всех стран, основываются на принципе консенсуса.

Новая политическая реальность в регионе, сформированная благодаря проактивной, инициативной и конструктивной дипломатии Ташкента, оказала положительное влияние на наращивание взаимодействия по широкому кругу вопросов между странами Центральной Азии.

Ярким примером стало заседание консультативной встречи Глав государств Центральной Азии, прошедшее в ноябре 2019 года в Ташкенте. В ходе встреч стороны обсудили решение многих проблемных вопросов центральноазиатской повестки, урегулирование которых было бы невозможным ни в одностороннем, ни в двустороннем форматах. Более того, была достигнута договоренность о проведении такого рода встреч на регулярной основе.

При этом необходимо подчеркнуть, что проведение Консультативной встречи глав государств ЦА не подразумевает создание новой международной организации в регионе или какой-либо интеграционной структуры со своим уставом и надгосударственными органами. Эта деятельность будет направлена исключительно на «сверку часов» по ключевым вопросам регионального развития.

Активная политика на центральноазиатском направлении, приоритетность региона для Узбекистана ярко проявилась и во время пандемии коронавируса.

На фоне сложной эпидемиологической обстановки страны региона путем систематических контактов вырабатывали совместные меры по борьбе с распространением инфекции, а также наращиванию сотрудничества в торгово-экономической и транспортно-транзитной сферах. Узбекистан оказал гуманитарную содействие Кыргызстану и Таджикистану. Помощь Таджикистану составила треть помощи, поступившей в страну от всех доноров.

Активизация регионального курса Узбекистана стала своевременным и действенным ответом на давно назревший запрос на региональное сближение, восстановление доверия и взаимопонимания, а также оперативное решение накопившихся проблемных вопросов на основе разумных компромиссов. Установленный открытый и доверительный диалог на высшем уровне заложил прочную основу для интенсификации всех направлений сотрудничества.

Во-первых, существенно активизировался политический диалог на высшем и высоком уровнях, интенсифицированы межпарламентские, межведомственные и межрегиональные связи. В свою очередь, за указанный период главы всех государств региона посетили Узбекистан. Как показывает анализ, итоги этих встреч стали беспрецедентными по своей результативности.

Во-вторых, достигнуты договоренности по совместному противодействию деятельности экстремистских и террористических структур. Подписаны соответствующие Планы комплексных мероприятий Узбекистана на 2019-2020 годах с Таджикистаном и Кыргызстаном. С июля по сентябрь 2018 года Узбекистан провел совместные антитеррористические учения с Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.

В-третьих, существенно продвинулось решение вопросов делимитации и демаркации государственных границ Узбекистана с Кыргызстаном и Таджикистаном.

Все это не просто разрешение двусторонних спорных вопросов, это – снятие с повестки всего региона острого конфликтного потенциала и повышение уровня политического доверия.

Наряду с активизацией взаимодействия Узбекистана со странами ЦА в политической сфере, новый импульс получили торгово-экономическая, транспортно-коммуникационная, энергетическая и культурно-гуманитарная сферы.

Улучшение торгово-экономических отношений между странами Центральной Азии способствовало повышению инвестиционной привлекательности региона в целом. В частности, с начала 2017 года по настоящее время между Узбекистаном и странами региона подписаны более 300 договоров, а также контракты и соглашения на сумму около 75 млрд. долларов.

В регионе наблюдаются подвижки в решении вопросов экологического, в частности водно-энергетического характера. Ташкент готов рассмотреть возможность своего участия в проектах строительства Камбар-Атинской и Рогунской ГЭС. Дан старт реализации важного участка транспортного коридора «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман» – открыты железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад-Фараб через реку Амударья. Их запуск дала возможность реализовать идею создания сквозной транспортно-коммуникационной магистрали по маршруту «Узбекистан-Туркменистан-Каспийское море-Южный Кавказ» с выходом на Баку-Тбилиси-Карс и черноморские порты Грузии, Турции, Румынии и других государств.

Кроме того, после 20-летних переговоров существенный прогресс достигнут по строительству железной дороги, соединяющей Китай и Центральную Азию через Кыргызстан. По предварительным оценкам, при реализации данного проекта сроки доставки грузов сократятся на 7-8 суток, протяженность пути из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы сократится на 900 км.

Уделяется особое внимание укреплению и расширению тесного сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере, дружбы и добрососедских связей между государствами Центральной Азии.

Послание Президента Узбекистана Сенату и Законодательной палате Олий Мажлиса еще раз зафиксировало приоритеты развития Узбекистана на обозримый период, где наряду с фундаментальными реформами в политической, экономической и социальной сферах, предусмотрена реализация проактивной внешней политики. Обновлённый Узбекистан посылает зарубежным партнерам чёткий сигнал о готовности страны к взаимовыгодному сотрудничеству.

Руководитель отдела Института

стратегических и межрегиональных исследований

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *