что означает принцип системности в изучении географии
В географии и основы учения о геосистемах
Системный подход
Процесс развития научного познания связан с непрерывным поиском новых методов и способов решения теоретических и практических задач. В связи с тем, что современный этап развития многих научных направлений характеризуется процессом систематизации, классификации, теоретических обобщений, стремлением к синтезу накопленных знаний, традиционные методы и подходы уже не в состоянии справиться с этими задачами. Появилась необходимость единой методологической основы, позволяющей органически объединить различные научные подходы в общую концепцию. Большие возможности для решения этих вопросов открывает системный подход, который ориентирован на раскрытие сущности объектов как целостных систем, исследование их многообразных внутренних и внешних связей и механизмов формирования устойчивой структуры.
Системный подход связан, прежде всего, с современной революцией в науке, является выражением особенностей научно-технической революции. Процесс познания, как известно, основывается на диалектическом взаимодействии объекта и субъекта. Это взаимодействие развивается, с одной стороны, в результате усложнения общественно-исторической практики; с другой стороны – в результате усиления познавательных средств субъекта.
В современной методологии науки все больше выдвигается на передний план активность субъекта. Именно это отражается в системном подходе, который представляет собой инструмент реконструкции объекта для познания. В этой связи система характеризуется как фрагмент объективной реальности, вычлененный для исследования. Следовательно, системный подход является операционно-целевым актом квалификации объекта. В одном исследовании мы можем рассматривать объект как множество элементов, в другом – тот же объект может быть рассмотрен как элемент более сложной системы.
Системный подход связан с субъектом познания и относится в большей степени к методам науки, нежели к объектам. Именно поэтому современное внедрение системного подхода в науку – это проявление научно-технической революции в области научного познания.
Если говорить об отдельных высказываниях, то образцы системного мышления можно найти в трудах древних философов, не говоря уже о работах более поздних мыслителей и ученых. Первое последовательное изложение системного подхода истории науки находят в работе А. А. Богданова «Тектология – всеобщая организационная наука», относящейся к 1913 г. Но попытка оказалась преждевременной.
Одним из основоположников системного подхода считается Л. фон Берталанфи – австрийско-американский биолог, первые публикации которого по этой теме относятся к концу 40-х годов. Однако «торжественное шествие» системный подход начал с 60-х годов ХХ в., когда появились условия для этого в виде благоприятной научной обстановки, связанной с научно-технической революцией. Берталанфи назвал системой комплекс элементов, находящихся вовзаимодействии, выделил закрытые и открытые системы, ввел понятие равновесия, подвижного равновесия системы, ее поведения и согласованности скоростей протекающих в ней процессов. С общей теорией системы (ОТС) связано представление не только о системе, но и об организации и изучении множеств, состоящих из объектов и процессов, относящихся к разным формам движения материи.
Анализ большого числа определений, предложенных различными исследователями, позволяет наметить некоторый инвариант значений термина «система»: 1) система – целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) система образует особое единство со средой; 3) любая система обычно составляет элемент (подсистему) системы более высокого порядка, а элементы (подсистемы) системы, в свою очередь, сами, как правило, являются системами, но более низкого порядка. Все три значения в совокупности достаточно полно характеризуют понятие системы. Берталанфи сформулировал следующие свойства системы, которые были известны и ранее в географии: 1) целостность (изменение любого элемента ведет к изменению всей системы); 2) суммативность (изменение любого элемента зависит только от него самого); 3) механизация (переход от целостности к суммативности); 4) централизация (увеличение коэффициентов взаимодействия элементов системы, приводящие к изменению всей системы); 5) иерархическое построение. В новейших своих работах Берталанфи приходит к выводу, что ОТС есть междисциплинарная наука, анализирующая принципы, относящиеся к системам вообще, охватывающие не только ОТС в узком смысле слова, но и аналогичные исследования в кибернетике, теории информации, игр, статистических моделей, в факторном анализе, и т.д. Системный подход к изучению объектов различного характера является в настоящее время общенаучным принципом. Его внедрение привело уже к значительным изменениям в научных исследованиях.
Системный подход в географии – исследование географических объектов как систем, которые состоят из разнородных, но взаимосвязанных элементов, обладающих единством. Элемент – географический объект, принимаемый единым, неразложимым в данном конкретном исследовании. Как правило, элемент есть часть (компонент) сложного объекта (системы), выполняющей в нем (в ней) определенную функцию.
География, объектом изучения которой являются сложные территориальные системы, наиболее хорошо подготовлена к восприятию и активному применению системного подхода. Отдельные элементы системного анализа в географии можно найти еще в работах Страбона, Л. Гвиччардини, Б. Варениуса, А. Гумбольдта, К. Риттера, И. Тюнена и др. В России комплексный научный анализ в географии с использованием системного подхода представлен в работах И. К. Кирилова, М. В. Ломоносова, Н. П. Огарева, К. И. Арсеньева и других ученых.
В современной географии первые опыты использования системного анализа в исследовании территориальных систем представлены в трудах Б. Берри, Р. Чорли, Б. Кеннеди, П. Хаггета, Т. Хагерстранда, Дж. Лэнгтона, Д. Харвея и др. В Советском Союзе практическое применение системного подхода в географии и экологии появилось в 60-е годы ХХ в. и способствовало синтезу наук о Земле и социально-экономических дисциплин. Тогда появились интересные статьи Д. Л. Арманда о природных комплексах как саморегулирующаяся информационных системах, работы В. С. Преображенского, А. Ю. Ретеюма, А. Г. Исаченко, Н. А. Солнцева и др. В 1968 г. Ю. Г. Саушкин и А. М. Смирнов предприняли попытку ввести в географию представление об интегральных геосистемах и геоструктурах.
В 80-е и 90-е годы системные исследования в географической науке получают дальнейшее развитие в трудах Ю. Г. Симонова, А. Ю. Ретеюма, К. Г. Рамана, В. Н. Солнцева, К. Н. Дьяконова, Н. Л. Беручашвили, А. А. Крауклиса, А. А. Макуниной, В. Д. Сухорукова, и др. Большое внимание ученые уделяют проблеме хроноорганизации природных процессов.
Традиционно использующийся в географии комплексный подход явился благоприятной предпосылкой развития системных представлений в этой предметной области. В наибольшей степени идеи системного анализа проявились в физической географии, – в учении о геосистемах, разработанном в 60-х годах В. Б. Сочавой. Это понятие во многом сходно с определением природно-территориального комплекса, который представляет собой пространственно ограниченный набор компонентов, объединенный относительно тесным взаимодействием.
На основе системного подхода формируется географическая тектология – направление научной мысли, исследующее фундаментальные принципы организация и эволюции географических (геопространственных) систем.
Основные предпосылки внедрения системного подхода в географические науки следующие.
Чрезвычайная сложность реального мира. Это заставляет исследователя попытаться, во-первых, изолировать составные части действительности – либо в эксперименте, либо путем абстрагирования; во-вторых, проанализировать взаимодействие этих частей в упрощенных условиях. Представляя собой неизбежную мыслительную операцию, такое разложение реального мира на упрощенные структуры ведет к созданию субъективных образов действительности. Конечной же целью такого исследования должно быть установление связи между упрощенными структурами, идентифицированными по отношению друг к другу в одинаковых или различных пространственных и временных масштабах. В действительности любая система является бесконечно сложной, и мы можем изучать лишь систему, полученную в результате некоторой абстракции от реальной системы.
Для современного состояния системы географических наук характерно одновременное использование четырех основных моделей, отражающих различные подходы к описанию структуры геосистемы. В рамках первой из них геосистемы рассматриваются как совокупность отдельных взаимосвязанных компонентов. Центр тяжести этой моносистемной модели заключается в изучении отношений между компонентами и связей, обусловливающих целостность системы, в том числе ее пространственных взаимосвязей. Во второй, третьей и четвертой, моделях геосистема предстает перед нами как состоящая из взаимосвязанных комплексов более низкого таксономического ранга (например, фаций и урочищ в ландшафтах). Это полисистемные модели – морфологическая, геогоризонтная, геоблоковая. Одновременное применение этих моделей в какой-то мере позволяет географам полнее отобразить такое сложное явление, как диалектическое единство пространственно-временных континуальности и дискретности реальных объектов, охватываемых географической сферой. Вместе с тем сам факт одновременного существования нескольких моделей еще раз свидетельствует о том, что география не может ограничить область своих исследований лишь пространственными аспектами, она обязательно должна учитывать также временной и субстратный аспекты.
Системный подход применим к широкому кругу географических проблем. Он может быть использован для рассмотрения и конструирования геосистем как в статике, так и в динамике. К числу статических аспектов изучения относится анализ элементов, образующих геосистему, их взаимоотношений, степени сложности системы, ее организованности, развитости, иерархической структуры, надежности. Исследование изменения систем включает ретроспекцию, анализ современной динамики, прогнозирование спонтанных и целенаправленных изменений. Последнее особенно важно при решении конструктивных географических задач.
Принципы построения школьного курса географии в 5 классе на основе системно-деятельностного подхода
Выбранный для просмотра документ Выступление на РМО.doc
Принципы построения школьного курса географии в 5 классе на основе системно-деятельностного подхода
Сураева Татьяна Алексеевна,
учитель географии высшей
Российское географическое образование претерпевает серьёзную модернизацию в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Предполагается введение предмета Географии с 5–го класса.
1. Содержание построено в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода в обучении. По принципу преемственности новый курс географии объединяет материал 5-го и 6-го классов, расширяя перечень понятий и представлений учащихся, основы географических знаний и умений в целях развития познавательных интересов, склонностей и способностей школьников, развития ключевых компетентностей и предметных компетенций. Новый стандарт и действующие вариативные программы курса «География» (5кл.) требуют формировать не столько память обучающихся, сколько способы деятельности учащихся в работе с различными источниками географической информации.
2. С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении.
Учителю следует выделять личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, научиться их описывать, планировать приёмы и технологии формирования, отслеживать динамику развития способов деятельности школьников на уровне метапредметных, предметных, личностных результатов.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Целесообразно строить урок на основе обсуждения проблем, выдвижения гипотез, организации учебных исследований, дискуссии, а так же расширить в обучении отработку системы заданий типа: «Выскажите свою точку зрения…», «Как вы считаете…?», «Оцените ситуацию…», «Что будет, если…?».
3. Идеологической основой отработки содержания учебного материала по географии, начиная с 5 класса, является формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся через обращение к общечеловеческим ценностям страны, территории проживания, мира в целом.
5. Инновационность методического аппарата новых линий УМК курса «География» основной школы требует с 5 класса строить обучение по географии в режиме самостоятельной познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий на основе ИКТ, использования мультимедиа средств обучения географии, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) обучения.
Перестройка профессиональной деятельности учителей географии должна осуществляться по следующим направлениям:
Обновление структуры и содержания географического образования.
Освоение систем развивающего обучения школьников.
Формирование духовно-нравственного развития и воспитания в пространстве урока и дополнительного географического образования.
Формирование универсальных учебных действий учащихся средствами предметной области знаний.
Управление качеством географического образования с ориентацией формирования метапредметного, предметного и личностного результата.
Создание условий для организации индивидуализации, дифференциации обучения, формирования индивидуальных программ, маршрутов (траекторий) обучения школьников.
Усиление практико-ориентированной направленности обучения географии.
Таким образом, новый курс географии 5 класса в соответствии с главными идеями образовательного стандарта общего образования второго поколения сочетает в себе черты инновационности и традиционности.
Новый курс географии 5 класса ориентирует учителя на развитие географического кругозора и познавательного интереса учащихся с помощью изучения объектов Всемирного наследия, российских объектов, объектов своей местности; изучение фактов, которые могут удивить, а также проблемных ситуаций, основанных на противоречиях бытового представления и научного знания. Новый учебник демонстрируют космические снимки различных территорий Земли, России, цифровые фотографии, сайты видеоматериалов, по которым не представляет труда совершить заочное путешествие в любую точку планеты, создать образ географического процесса, объекта, события, что развивает эмоциональную сферу обучающихся, делает процесс познания увлекательным и доступным, побуждающим к развитию читательской культуры школьников.
Таким образом, новый курс географии 5 класса в соответствии с главными идеями образовательного стандарта общего образования второго поколения сочетает в себе черты инновационности и традиционности. Нельзя тормозить процесс перехода преподавания школьной географии с 5 класса, откладывая на более поздние сроки, так как материалы ГИА, ЭГЭ как формы итоговой аттестации школьников включают содержание требований ФГОС ООО с 5 класса, ежегодно пересматриваются в соответствии с новым социальным заказом современной системе образования.
Лекция 4. Системный подход в географии
1.Дискуссия вокруг «единой географии»
Перед Великой Отечественной войной география оказалась расчленённой на физическую и экономическую. Но в 50-е годы, когда, казалось бы, развод уже состоялся, началась новая полемика по поводу объекта и предмета географии.
Новый всплеск дискуссии вызвало опубликование в 1960 году книги В.А.Анучина «Теоретические проблемы географии», где автор отстаивал идею единства географической науки.
Многие экономико-географы (Н.Н.Баранский, Ю.Г.Саушкин, Б.Б.Родоман и др.) и ряд физико-географов тепло приняли эту книгу. Опираясь на идеи А.Геттнера, они считали «монизм» (т.е. единство) в географии марксистским подходом, а «дуализм» – идеалистическим. Ожесточённой критике книга подверглась со стороны большинства физико-географов и отдельных экономико-географов (продолжателей идей «леваков-марксистов»).
В то время экономико-географы в ядре географической науки видели человека, а целью географических исследований считали изучение природно-хозяйственных комплексов.
Физико-географы всячески отрицали эту идею, считая объектом географии геосистемубез включения в неё человека, иногда сводя её к географической оболочке. Тем самым они фактически исключали экономическую географию из системы географических наук.
Вероятно, включение человека в ядро географической науки позволило бы экономико-географам потеснить физическую географию, представив её как вспомогательную дисциплину в «единой географии». В этой ситуации физическая география могла бы оказаться подавленной, как это произошло, например, в США, где явный приоритет отдаётся социогеографии.
Поэтому противостояние физико-географов идее «единой географии» явилось не случайным. Они благодаря этому смогли сохранить природоведческую направленность своих исследований, сильно обогнав в этом плане западную географию.
С другой стороны, эта дискуссия отражала борьбу между последователями пространственной (хорологической) и энвайроменталистской концепциями в географической науке. Даже с появлением системного подхода в географии, когда можно было примириться, признав существование территориальных саморазвивающихся систем, дискуссия не ослабла и продолжалась до 70-х годов [2].
2.Системный подход в географии и синтез хорологической и энвайронменталистской концепций
В 60-е годы в отечественной географии сформировался новый подход – системный. Понятие «система», заимствование из кибернетики, проникло во многие науки. Но в географии системный подход стал главенствующим, т.к. география изначально является комплексной (т.е. системной) наукой.
Системный подход стал своеобразной альтернативой хорологической концепции Геттнера, который позволил географам вернуться к изучению территории (пространства). Поэтому приверженцы хорологической концепции легко приняли системный подход, при этом сохранив верность А.Геттнеру.
С этого момента, и до настоящего времени, в качестве объекта социально-экономической географии чаще всего называются территориальные системы
(общества, в т.ч. населения, хозяйства). А многие физико-географы считают объектом географии геосистемы.
Можно обозначить три основных понятия теории систем, используемых географами:
а) система– целостный комплекс взаимосвязанных элементов, свойства которого не сводятся к сумме свойств его составляющих частей;
б) элемент – минимальный компонент системы, дальнейшее членение которого в соответствии с целями является предельным;
в) структура – определённый тип связей между элементами системы [3].
В 80-е годы в географии предпринимались попытки примирения двух сквозных концепций географии (пространственной и энвайроменталистской) на основе системного подхода. Так, например, А.Д.Акименко предложил разложить объект географии на три иерархических уровня, и тем самым дать возможность уложить в единую схему все представления об объекте географической науки.
Глобальный уровень объекта географии – взаимодействие общества и природы (т.е. взаимосвязи социальной ФДМ со всеми остальными ФДМ). На этом уровне располагаются такие объекты, как географическая среда и даже ноосфера («сфера разума») В.И.Вернадского.
Теоретический уровень– образование различными ФДМ объективно существующих территориальных систем. На этом уровне можно говорить о существовании таких объектов географии, как географическая или ландшафтная оболочка, биосфера, социосфера и т.п.
Прикладной уровень– это частные объекты отдельных направлений географической науки, т.е. территориальные системы или геосистемы, такие как ландшафты, биогеоценозы, природно-территориальные комплексы (ПТК), территориально-производственные комплексы (ТПК), социально-экономические системы т.п.
3.Примеры территориальных систем (комплексов) в социально-экономической географии
Существует большое разнообразие территориальных систем, служащих частными объектами изучения в пределах общественного крыла географии. Наиболее традиционными из них являются территориально-хозяйственные системы: территориально-производственные комплексы (ТПК), промышленные узлы, агропромышленный комплексы (АПК) и др.
Территориально-производственный комплекс – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание предприятий на определённой территории. В ТПК должен достигаться дополнительный эффект за счёт удачного подбора предприятий в соответствии с природными и социально-экономическими условиями района, его транспортно- и экономико-географическим положением.
Большинство ТПК в нашей стране формировались в рамках плановой системы, имели ресурсную направленность и размещались в районах нового освоения. Однако, чаще всего, они не достигали желаемого эффекта, т.к. оставались незавершёнными. Но навязанная им «жёсткая» увязка производств сказалась на их достаточно печальной судьбе в эпоху перехода к рыночной экономике, требующей большей «гибкости» в производственных связях. Судьбу ТПК в рыночных условиях пока ещё нельзя назвать определившейся.
Промышленный узел – исторически сложившееся сочетание промышленных предприятий, объединённых между собой тесными производственными и производственно-технологическими связями, обладающих общностью транспортно-географического положения в пределах одного или нескольких близко расположенных поселений. Промышленные узлы имеют общую систему вспомогательных производств и единую производственную инфраструктуру.
Другими «системными» объектами социально-экономической географии являются, например, городские агломерации и даже отдельные города.
Городские агломерации – компактные группы поселений, объединённые разнообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную территориальную систему.
Городские агломерации можно рассматривать как одну из разновидностей систем расселения – т.е. систем населённых пунктов, городских и сельских, связанных между собой тесными связями (поездки на работу, за товарами и услугами, общая инфраструктура, снабжение, сбыт и т.д.). Существует сложная иерархия систем расселения, начиная от уровня волостей и административных районов и заканчивая уровнем всей страны или даже мира. На каждом иерархическом уровне системы расселения можно выделить населённые пункты, выполняющие функции «центральных мест» [5].
4.Понятие района и региона в географии
В понятийно-терминологическом словаре Э.Б.Алаева не делается различия между понятиями «район» и «регион» [1]. При этом традиционным для отечественной географии является понятие «район», которое в наши дни усиленно вытесняется непривычным для географов словом «регион».
Слово «район» пришло в российскую науку в XIX веке из французского языка. В то время отечественная география развивалась под воздействием идей французской школы географии человека. Французское слово rayonозначает «луч, радиус, спица, соты, палка, отдел, ряд». Приняв некоторые из этих значений (луч, радиус, соты, отдел), отечественные географы закрепили это понятие в значении «части территории, выделенной по определённым правилам».
В советское время понятие «район» пополнилось ещё одним значением, сыгравшим с этим термином в дальнейшем роковую шутку. Так стали называть таксономические единицы административно-территориального деления нашей и ряда зарубежных стран.
Во второй половине XX века мировой центр географической мысли переместился в англоязычные страны. В английском языке близкое по значению с французским rayon оказалось слово ray («луч»), а rayon означает только «искусственный шёлк» (аналог франц. rayonne). Но по смыслу для замены этого слова лучше всего подходило слово region, которое стало постепенно подменять «район» в русском языке.
Вытеснение слова «район» началось в 80-е годы. Это происходило сразу по двум причинам. Во-первых, понятие «район» стало непристижным, слишком затёртым и поставленным в один ряд с советизмами типа «райком, сельсовет, колхоз» и т.п. Во-вторых, это стало следствием внедрения в русских язык многих английских слов.
Сначала регионами стали называть группы стран в пределах континентов. К 90-м годам регионами уже называли экономические районы страны. И, наконец, в 90-е годы слово «регион» закрепилось за обозначением всех 89 субъектов Российской Федерации. Не исключено, что «наступление» слова «регион» ещё не завершилось, и это понятие будет занимать места районов на более низких ступеньках их иерархии.
С заменой слова «район» на «регион» оказались на грани исчезновения целые научные направления в географии, такие как районирование, районистика, районоведение, районная планировка. Ведь появившиеся новые понятия и целые научные направления (регионализация, регионология, регионалистика, регионика) означают совсем другое! Во всяком случае, они используют принципиально иной подход в познании территории, который удаляет их от собственно географической науки [4]. Мы же будем в последующих лекциях стремиться сохранить традиционное значение понятия «район» даже при замене его на слово «регион» (применяемого, например, для общепринятого сейчас обозначения субъектов Российской Федерации).
1.Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
2.Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. М.: Прогресс, 1988.
3.Районная планировка / В.В.Владимиров, Н.И.Наймарк, Г.В.Субботин и др. М.: Стройиздат, 1986.
4.Родоман Б.Б. Приключения географических названий // Газета «География», 1997, № 4, с.1, 14-15.
5.Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей. М., 1997.