что означает приоритет при поступлении в колледж 1

4 вида школьных олимпиад, которые помогут поступить в вуз

Всероссийская олимпиада школьников — не единственный конкурс, который позволяет поступить в вуз без экзаменов.

В этой статье расскажем о том, какими вообще бывают олимпиады и на какие из них стоит обратить особенное внимание в старшей школе.

Курс о больших делах

Что можно получить за участие в олимпиаде

Есть несколько видов бонусов, которые может принести выпускнику победа в олимпиаде.

До 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ и вузовских испытаний. Олимпиады входят в список индивидуальных достижений, за которые вузы могут начислять дополнительные баллы. Перечень таких олимпиад и необходимые условия для получения баллов определяет каждый вуз самостоятельно: в некоторых вузах может учитываться не только победа, но даже участие в конкурсе.

Особые права. Олимпиады дают два особых права:

Срок действия этих особых прав — четыре года. БВИ можно использовать только в одном вузе и только на одной образовательной программе, а право на 100 баллов — сколько угодно раз.

Расскажу о том, какие олимпиады дают те или иные преимущества. Найти календарь проведения олимпиад, уточнить правила участия и посмотреть задачи и решения прошлых лет можно на платформе «Олимпиада-ру».

Всероссийская олимпиада школьников

Всерос, как обычно называют олимпиаду, проводится в России больше 10 лет и считается одной из самых престижных олимпиад. По ее результатам отбирают школьников в сборные для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

В программу входят 24 предмета, они закреплены в 4-м пункте приказа Министерства просвещения. В списке много языков: английский, немецкий, китайский, итальянский, испанский, французский.

Всерос проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный. Участники каждого этапа олимпиады по своему выбору выполняют задания для своего класса или для более старших классов.

Кто может участвовать во Всеросе

ЭтапыДля каких классов разработаны заданияИсключения
ШкольныйДля 5—11 классовРусский язык и математика для 4—11 классов
Физика, экономика, химия и МХК для 7—11 классов
МуниципальныйДля 7—11 классов
Региональный и заключительныйДля 9—11 классов

Только статус победителя или призера заключительного этапа Всероса дает абитуриенту особое право — БВИ. Право не нужно подтверждать результатами ЕГЭ или вступительных испытаний в вузе.

При этом вузы сами устанавливают соответствие между предметом олимпиады и направлениями подготовки, на которые он ведет прием.

Например, ВШЭ при приеме на 2022—2023 год установила, что на образовательной программе «Математика» БВИ предоставляется по четырем предметам: математика, физика, астрономия и информатика. Вышка считает, что и астрономы, и информатики потянут программу по образовательной программе «Математика». А для программы «Химия» соответствие установлено только для Всероса по химии: победители олимпиад по биологии не смогут поступить на эту программу с особым правом.

Университет может установить, что ни один профиль олимпиады не соответствует ни одной специальности. Так поступает МАРХИ, в правилах приема которого указано: «Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, устанавливаемом Минобрнауки России, особые права не предоставляются».

Помимо особых прав при поступлении победители и призеры олимпиады могут получить призовые деньги. Сколько именно — решают региональные власти. Например, в 2020 году в Москве выплаты составили 100 000 и 300 000 Р за разные достижения. С премий нужно платить НДФЛ: хотя в 2020 году налог предлагали убрать, пока такую льготу участникам олимпиады не предоставили.

Еще победители, поступившие в вуз, могут претендовать на президентский грант — 20 000 Р в месяц на протяжении всей учебы.

Узнать информацию по олимпиаде в Москве можно на vos.olimpiada.ru. Для регионов информация, как правило, размещается на сайте органа власти, который ее проводит. Например, данные о проведении олимпиады для жителей Сыктывкара опубликованы на сайте «Академии юных талантов»: это региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми.

Международные олимпиады школьников

Что дает: БВИ, индивидуальные достижения, денежные выплаты
Для кого: для школьников с 9-го класса
Предметы: школьные и не только

Школьников, которые хорошо показали себя на Всероссийской олимпиаде, могут пригласить в сборную РФ для участия в международных конкурсах. Министерство просвещения знает, кто стал победителем или призером Всероса и персонально связывается с ребятами.

Официально в РФ есть сборные по астрономии и астрофизике, биологии, географии, информатике, математике, химии и физике, также страна участвует в Естественно-научной олимпиаде юниоров — это международное научное состязание для школьников не старше 15 лет, которое тоже дает особые права.

Для отбора кандидатов Минпрос ежегодно проводит учебно-тренировочные сборы. Тренерский штаб — обычно в него входят преподаватели вузов — готовит ребят к олимпиаде около месяца. На окончательное решение о включении в сборную влияют несколько параметров:

«Перечневые» олимпиады школьников

Что дают: БВИ, 100 баллов, индивидуальные достижения
Для кого: для школьников с 5-го класса
Предметы: школьные и не только

Российский совет олимпиад школьников каждый год отбирает олимпиады для перечня, в котором каждому конкурсу присваивается свой уровень. Это влияет на то, насколько значимой считается олимпиада: чем выше уровень, тем выше шансы, что вуз предоставит победителям право поступления без экзамена. При этом олимпиады низшего уровня — например, второго или третьего — могут давать право на 100 баллов за один из экзаменов или вовсе не учитываться.

Также в перечне можно найти информацию об организаторе олимпиады. Это тоже важно: если олимпиаду организует вуз, скорее всего, он будет давать за нее индивидуальные достижения или особые права. Но на всякий случай лучше перепроверить это в правилах приема.

Помимо общеобразовательных предметов олимпиада может проводиться по любым другим дисциплинам. Например, «Высшая проба» от НИУ ВШЭ проводится не только по общеобразовательным предметам вроде биологии или истории, но и по востоковедению, дизайну, истории мировых цивилизаций и даже основам бизнеса. У разных предметов в рамках одной олимпиады могут быть разные уровни: прежде чем выбрать предмет, по которому решать задания, школьнику лучше свериться с перечнем, чтобы получить больше привилегий за победу.

Условия получения особых прав для победителей и призеров «перечневых» олимпиад отличаются от условий для всероссийской и международных олимпиад. Чтобы поступить в вуз без экзаменов по результату олимпиады, выпускнику нужно будет подтвердить результаты конкурса баллами на ЕГЭ. При этом вузы устанавливают сами:

Например, МГПУ установил особые права для победителей олимпиады по финансовой грамотности: БВИ на трех образовательных программах и право на 100 баллов по предмету «обществознание». Чтобы воспользоваться правами, нужно сдать ЕГЭ по обществознанию не менее чем на 75 баллов — если результат ниже, абитуриент будет поступать по общему конкурсу. Дипломы победителя или призера этой олимпиады в МГПУ учитываются с 8 по 11 классы.

Перечень ежегодно утверждает Министерство науки и высшего образования до 1 сентября, но Минюст может зарегистрировать этот документ значительно позже — обычно это происходит в октябре. Взимание платы за участие в таких олимпиадах не допускается.

Олимпиады, которые не дают особых прав

Что дают: индивидуальные достижения или ничего
Для кого: для школьников с 1-го класса
Предметы: не только школьные

Некоторые олимпиады не дают победителям и призерам особых прав, но их можно использовать, чтобы получить несколько баллов за индивидуальные достижения.

Перечень таких олимпиад не прописан в едином приказе или списке: его самостоятельно утверждает каждый вуз. Это могут быть даже не олимпиады, а интеллектуальные конкурсы и физкультурные соревнования. Единственный критерий, которому они должны отвечать, — за их проведение не должна взиматься плата.

Например, Московский энергетический институт дает 2 балла за статус победителя или призера Всероссийского открытого чемпионата по спидкубингу — сборке кубика Рубика на скорость — MPEI Open 2010—2021. А Московский физико-технический институт поощряет победителей и призеров Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», они получают от 3 до 5 баллов.

Если олимпиады нет в перечне и вуз не дает за нее индивидуальные достижения, она никак не поможет в поступлении. Пример такой олимпиады — British Bulldog, ее часто проводят в российских школах.

Источник

Льготы при поступлении в вуз

Какие бывают и кому положены

Учиться в вузе можно на бюджете или по договору. На бюджете — это когда государство или регион полностью оплачивает обучение. По договору — когда студент платит за обучение самостоятельно или за него это делает какая-то организация.

В вуз поступают по результатам ЕГЭ и иногда по результатам дополнительных испытаний, если у вуза есть на это право и он устраивает такие испытания. Поступить на бюджет можно только на конкурсной основе — по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний. Вуз принимает на бюджет тех, кто набрал больше баллов.

Но есть категории абитуриентов, которые имеют право поступить на бюджет по льготе — без конкурса, по специальной квоте или в преимущественном порядке.

Основные положения о порядке поступления в вуз

В вузе может быть несколько программ обучения: бакалавриат, специалитет и магистратура. На бакалавриат и специалитет поступают абитуриенты после 11 класса или колледжа. В магистратуру — только с высшим образованием.

п. 5, п. 7 приказа
Минобрнауки РФ
от 14.10.2015 № 1147

Для поступления на обучение нужно подать заявление о приеме и принести необходимые документы. Абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов и в одном заявлении указать до трех специальностей, на которые он хотел бы поступить. В заявлении указывают и форму обучения — бюджетную или договорную.

Сначала вуз зачисляет поступающих без экзаменов и по квоте. Потом — всех остальных.

Виды льгот при поступлении в вуз

Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.

п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147

Право на зачисление без экзаменов имеют:

Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.

Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.

Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.

Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.

Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:

Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.

Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.

Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.

За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.

Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.

Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.

Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.

Другие достижения абитуриентов:

При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.

Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».

Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.

Категории абитуриентов, которые могут поступить по льготе

Право на преимущественное зачисление есть у таких абитуриентов:

п. 35, п. 36 приказа Минобрнауки РФ № 1147

Дети военнослужащих имеют право на поступление по квоте и преимущественное зачисление в вуз, если родитель погиб при исполнении, умер из-за увечья или заболевания, которое получил на службе. А также если их родители служили по контракту или уволились с военной службы из-за возраста или состояния здоровья при условии, что общая продолжительность их военной службы 20 лет или больше.

Военнослужащие имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах вуза в следующих случаях:

Эти категории льготников имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения экзаменов.

Победители олимпиад имеют право поступить в вуз без экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету по профилю олимпиады — по выбору абитуриента.

При потере кормильца назначается специальная пенсия, но она не дает права поступить в вуз по льготе. Но если студент потерял обоих или единственного родителя, он имеет право на государственную социальную стипендию.

Молодые матери и дети из многодетных семей поступают в вуз наравне с остальными абитуриентами. Федеральные льготы для них не предусмотрены.

Как воспользоваться льготами

Чтобы воспользоваться льготами, подавайте в вуз необходимые для поступления документы, в том числе с правом на льготу. В заявлении укажите, что есть право на льготу, и приложите подтверждающий документ.

Если абитуриент имеет право поступить в вуз без вступительных испытаний, он может подать документы только в один вуз и только по одному направлению. Но одновременно может подать заявления на другие направления о приеме в общем порядке, без использования особого права. В тот же или другой вуз.

Право на 100 баллов абитуриент может использовать при поступлении на обучение по различным условиям или основаниям приема.

Например, абитуриент выбирает между филфаком и факультетом журналистики. Он может использовать свое право на 100 баллов по русскому языку для поступления на оба направления.

Куда обращаться. Абитуриент подает документы на поступление в вуз лично, отправляет их через представителя, почтой или в электронном виде, если вуз принимает электронные копии.

Необходимые документы. Для поступления в вуз понадобятся следующие документы:

Заявление о приеме документов нужно взять в приемной комиссии, если абитуриент подает документы лично. Если отправляет документы почтой, заявление нужно скачать на сайте вуза и заполнить.

Вот документы, которые подтверждают право на льготу:

Подойдут оригиналы и копии документов — заверять их нотариально не нужно.

Порядок оформления. Абитуриент подает документы в вуз и ждет списка поступающих. Вуз должен опубликовать список не позднее 27 июля — на официальном сайте и на информационном стенде.

Сначала вуз зачисляет льготников: поступающих без экзаменов, на места в пределах особой или целевой квоты. Потом — абитуриентов, пользующихся преимущественным правом, а затем — всех остальных.

Когда вуз вывешивает первые списки, абитуриенту нужно найти в них себя и посмотреть, по какой основе обучения его собираются зачислить — на бюджет, по квоте или как-то еще.

Если он согласен с основой обучения, то подает заявление о согласии на зачисление. В нем указывает условие поступления и основание приема по конкурсу, в соответствии с результатами которого хочет быть зачисленным. Еще понадобятся оригиналы подтверждающих документов. Подать подтверждающее заявление нужно до 28 июля.

Далее вуз зачисляет на оставшиеся бюджетные места. Подать заявление о согласии на зачисление нужно до 1 августа. Если бюджетные места закончились, но остались места по квоте, вуз может зачислить на них поступающих без вступительных испытаний.

После этого начинается вторая волна зачисления — подать заявление о зачислении нужно до 6 августа.

При поступлении на бюджет абитуриент может подать заявление о согласии на зачисление 1—2 раза. Он может сначала подать заявление, передумать и снова подать, а вуз не вправе ему в этом отказать.

Что делать, если отказали

Если абитуриент все сделал правильно, но вуз отказал в зачислении на бюджет, нужно попросить письменный отказ. Его можно обжаловать в апелляционной комиссии, в прокуратуре или в суде.

Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.

Источник

Отсрочка от армии: новые правила для выпускников и студентов

29 марта в законе о воинской обязанности появились еще три вида отсрочки от армии. Ими смогут пользоваться те, кто заканчивает школу, учится в техникумах и поступает в магистратуру. Раньше можно было попасть в армию сразу после школы, теперь выпускникам и студентам дали возможность получить образование, а уже потом отдавать долги Родине.

1 апреля президент объявил очередной призыв в армию. Если вам или вашим детям может прийти повестка, почитайте, как получить отсрочку с учетом нового закона.

Что изменилось в правилах отсрочки

Вот что нужно иметь в виду студентам и их родителям:

Этих прав для всех призывников России добился 19-летний парень из Санкт-Петербурга. Запомните его фамилию — Соловьев.

Кого это касается?

Это касается мужчин призывного возраста — от 18 до 27 лет, — которым может прийти повестка в армию. То есть они подлежат обязательному призыву и должны служить в армии. Но некоторым мужчинам по закону положена отсрочка. Им хоть и исполнилось 18 лет, но в армию в ближайшее время их не призовут: можно получить повестку, сходить с ней в военкомат и получить разрешение пока не служить по уважительной причине.

В законе есть несколько видов таких отсрочек. Например, не призовут в армию тех, у кого двое детей, кого признали временно не годным или кто стал депутатом. Отдельная отсрочка есть по учебе: Россия хочет, чтобы мужчины получали образование, поэтому разрешает им не служить во время учебы в школе или вузе. В правилах этой отсрочки по учебе и произошли изменения.

Так как изменения в условиях отсрочки от армии влияют на выпускников и студентов, это касается и их родителей, которые принимают участие в выборе вуза, техникума и формы обучения после школы.

В чем была проблема с отсрочкой от армии?

Ученикам, которым в старших классах исполнилось 18 лет, давали отсрочку от армии, чтобы они закончили школу. Это была первая отсрочка, то есть в весенний призыв парни не попадали. Если выпускник поступил в вуз, ему давали еще одну отсрочку — на время обучения в бакалавриате. Но если молодой человек захотел учиться в колледже или магистратуре, он уже не мог получить отсрочку. Потому что для профессионального образования повторную не давали, а для магистратур нужна была уже третья, которая не положена по закону.

При этом если выпускнику исполнилось 18 лет после школы, то он мог получить отсрочку и для техникума, и для магистратуры. Возможность получить образование зависела от того, во сколько лет мальчик пошел в школу и когда ее закончил.

Родителям приходилось искать варианты других отсрочек. А мужчина мог остаться без магистратуры и нужного диплома из-за армии. Некоторых студентов колледжей забирали в армию прямо с учебы. Например, 1 сентября поступил, а 1 декабря пошел служить.

Конституционный суд против таких законов

Один студент не смирился с нормами закона: мол, почему-то мне не дают отсрочку на время учебы. Военкомат посчитал, что одну отсрочку дали в школе, когда ученику исполнилось 18 лет, а еще одну — до 1 октября после выпуска из 11 класса. А больше отсрочек для колледжей нет, так что идите в армию.

Вместо армии 19-летний парень пошел в Конституционный суд и выиграл для всех выпускников и студентов право учиться без угрозы призыва в армию. Главные судьи страны сказали, что закон неконституционный и нарушает права людей — его надо менять. Вот и поменяли.

Кому дадут отсрочку по учебе

Из статьи об отсрочках убрали пункты, которые считали первой отсрочку для 18-летних школьников. Теперь это не помешает закончить магистратуру или учиться в техникуме.

Источник

Как я получил среднее профессиональное образование

И почему не хотел учиться в вузе

Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.

Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.

Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.

Что такое среднее профессиональное образование

Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:

Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.

Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».

После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».

После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.

Почему я решил получить СПО

Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.

Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.

Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.

Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.

Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ

Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.

Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.

Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.

Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.

Как я поступал на СПО

Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.

Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.

В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.

Как я учился

Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.

Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.

Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.

В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.

Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.

заплатила моя мама за три года моей учебы

Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.

На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.

Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.

Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.

Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.

Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.

Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.

Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.

На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.

Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.

Мои доходы во время учебы

Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.

моя стипендия в 2012 и 2013 годах

Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.

Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.

Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.

Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.

На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.

Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.

Как я писал и защищал диплом

Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.

К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».

Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.

В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.

Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Почему я не стал учиться в вузе

Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.

Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.

Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.

Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.

Кем я работал

Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.

я получал на первой работе в месяц

Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т⁠—⁠Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.

Минусы СПО

Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.

Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.

Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.

Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.

Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.

Знания из колледжа помогли мне начать свое дело

В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.

В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.

СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.

За СПО — будущее

В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.

что означает приоритет при поступлении в колледж 1

Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.

Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.

Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза

Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.

Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *