что означает продюсер фильма
Хотя кино является коллективным творчеством, в котором задействованы актеры, сценаристы, режиссеры, операторы и режиссеры монтажа, продюсер – это человек, который инициирует процесс создания фильма и ведет его на всех этапах, включая дистрибуцию. При этом нет более непонятной должности в процессе кинопроизводства, чем позиция продюсера. Частично это связано с тем, что продюсирование требует наличия разнообразных навыков. Давайте рассмотрим ключевые этапы в процессе кинопроизводства.
Поиск идеи или истории
Так же, как предприниматель должен определить для себя, каким бизнесом он хочет заниматься, продюсер должен решить, какой фильм он хочет снимать. Как правило, в основе фильма лежит новелла, рассказ или сценарий. На этом этапе обязанность продюсера – согласовать все условия сотрудничества с автором и приобрести права на экранизацию картины.
Подготовка сценария и поиск режиссера
Сама по себе история редко изначально является готовым материалом для съемок. Продюсеру необходимо найти сценариста, который переработает историю в то, что уже можно будет снимать. Также продюсер должен найти режиссера, который продумает художественное решение картины и будет эффективно направлять актеров на протяжении всего съемочного процесса. Режиссер оказывает колоссальное влияние на общую атмосферу фильма.
Тим Бертон и Стивен Спилберг снимут два абсолютно разных фильма из одного и того же сценария.
Рассмотрение вопроса о финансировании
Производство фильма требует огромных ресурсов. Одна из ключевых обязанностей продюсера – найти средства на производство картины. Как правило, крупные киностудии финансируют производство фильмов, но иногда продюсеры вкладывают свои собственные средства. За последние годы набрали популярность такие платформы краудфандинга, как Kickstarter и Indiegogo, которые являются альтернативными источниками народного финансирования. Например, для съемок фильма «Вероника Марс» с помощью Kickstarter было собрано более пяти миллионов долларов.
Кастинг
Как правило, кастинг является одним из финальных этапов подготовительного процесса, в котором продюсер не всегда принимает активное участие.
Начало съемок
Во время процесса кинопроизводства продюсерские обязанности чаще всего распределены между несколькими разными продюсерами, каждый из которых выполняет определенные функции. Как правило, основной съемочный процесс контролирует сопродюсер или исполнительный продюсер. Хорошим примером является фильм «Мстители» (2012), над созданием которого, помимо Кевина Файги, работало еще 7 дополнительных продюсеров.
Пост-продакшн
Несмотря на то, что продюсер не принимает непосредственного участия в процессе монтажа, за ним чаще всего остается право принятия финального решения. Именно продюсер утверждает финальный монтаж, какие сцены должны войти в фильм, а какие нет. Часто устраиваются закрытые тестовые показы фильмов, чтобы узнать реакцию зрителей. В зависимости от их реакции фильм может подвергнуться дополнительному монтажу и иногда даже быть частично переснят.
Дистрибуция
Если продюсер доволен фильмом, он начинает искать пути его распространения. Чаще всего дистрибуция осуществляется через киностудии, которые распространяют фильм по кинотеатрам. Однако способ распространения «direct-to-video» становится все более популярным среди небольших компаний и независимых студий.
И хотя «direct-to-video» принято считать клеймом неудачных фильмов низкого качества, многие из них приносят прибыль и хорошо принимаются зрителями. Например, компания Warner Bros. выпустила серию анимационных фильмов по комиксам издательства DC Universe, которые имели успех при способе распространения «direct-to-video».
Производство фильма – задача не из лёгких. Продюсер одновременно должен обладать эстетическим вкусом и предпринимательской жилкой, а также такими качествами, как упорство и внимание к деталям. Но в конце пути награда находит своего героя – когда на экраны выходит успешный фильм, продюсер знает, что это не было бы возможно без его фантастических усилий.
Кто такой продюсер фильма?
Впервые слово продюсер появилось в первом десятилетии ХХ века в Голливуде.
В это время кино только начинало зарождаться и поэтому появилась необходимость найти такого человека, который бы следил за выпуском фильма на всех его этапах, был бы наделен широким спектром полномочий в техническом, финансовом и художественном вопросе фильма, а так же нес бы полную ответственность за успех определенного проекта.
Сейчас же продюсер — это человек, который создает комфортные условия для создания кинофильма, а также отслеживает его путь от самой первой съемки, до выхода на экран.
Продюсер придумывает идею фильма, находит инвесторов или может финансировать свой проект самостоятельно. Еще одной из главных задач продюсера является отбор актеров для съемки в фильме.
В коммерческих проектах, где главная задача вернуть вложенные деньги продюсер является самым главным лицом, потому что именно он отвечает за возврат денежных средств после показа фильма. Приказам продюсера должны подчиняться даже самые успешные и великие режиссеры.
Виды продюсеров
| Статус | Коммерческая прибыль | Бюджетная прибыль |
| Наемный человек | Студийный продюсер по контракту, главной целью которого является, чтобы фильм был создан для проката | Студийный продюсер, который ориентирован на освоении бюджета. |
| Предприниматель | Независимый продюсер, который создает фильм для проката | Независимый продюсер, который направлен на освоении и получении бюджета |
Появляется необходимость объяснить понятие студийный и независимый продюсер.
Итак, следует отметить, что продюсер в кино является главным звеном, которое отвечает за рождение нового шедевра в мире кинематографа.
Кинопродюсер
Кинопродюсер (от англ. produce — производить) — специалист по административному и финансовому обеспечению создания фильма. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии
В общих чертах работу кинопродюсера можно описать в нескольких пунктах. Продюсер находит или ему предлагают идею нового фильма. Он её разрабатывает, продумывает, сколько денег потребуется на её воплощение, находит источники финансирования, приглашает сценариста, режиссёра, актёров, обеспечивает рекламу и продвижение фильма в кинопрокате. Что касается отношений с режиссёром, они могут строиться по-разному. Если речь идёт об авторском кино, на первом плане находится режиссёр. Ему или сценаристу принадлежит идея, он сам продумывает концепцию фильма, а продюсер лишь помогает ему этот фильм снять.
Особого пояснения требует пункт с источниками финансирования. Специалисты отмечают, что суть работы кинопродюсера зависит от модели, по которой он работает. Существует две модели кинематографа: коммерческая и бюджетная. Коммерческий кинематограф ориентируется на получение прибыли. Такая модель действует там, где кинопрокат развит настолько, что может приносить существенную прибыль. Лидером среди таких стран является США. Бюджетная модель ориентируется на поддержку кинопроектов из бюджета. По бюджетному принципу в значительной мере живёт российский кинематограф. И есть колоссальная разница между кинопродюсером в кинематографе, живущем по законам коммерции, и кинематографе, пользующемся поддержкой из бюджета.
Коммерческий вариант означает прибыль от проката. Бюджетный – прибыль от того, что удастся привлечь со стороны госбюджета или спонсоров. Чем больше удаётся сэкономить из привлечённых денег, тем больше прибыль от проекта для самого продюсера. Прибыль от проката уходит на второй план.
Однако в России также развивается коммерческий кинематограф, а это значит, что и у нас появляются продюсеры, работающие по классической (коммерческой) схеме.
Какими бывают кинопродюсеры?
Продюсер может работать от имени студии (студийный продюсер) или сам по себе (независимый продюсер). Студийный продюсер располагает деньгами, имеющимися у студии. Независимый продюсер занимается поиском финансирования, рекламой, вопросами проката. Кроме этого необходимо решать массу организационных и технических вопросов по ходу создания фильма, и один человек не может справиться с таким валом забот. Поэтому помимо основного (генерального) продюсера над фильмом также работают исполнительный и линейный продюсеры.
Генеральный продюсер (executive producer) сосредоточен на привлечении технических средств, заключении договоров с творческими сотрудниками (сценаристом, режиссёром, актёрами и т.д.), дистрибьютерами. Он же определяет примерный размер бюджета фильма. Но сначала – идея фильма. Отталкиваясь от неё, генеральный продюсер решает, какого режиссёра привлечь, каким будет финансирование т.д. Иногда над фильмом работают несколько генеральных продюсеров. Один занимается проработкой идеи, предлагает её разным студиям, другой – привлечением денег, третий ищет подходящего режиссёра, сценариста т. д.
Исполнительный продюсер (producer) бывает необходим на крупных проектах. Он руководит процессом на верхнем уровне: следит за расходованием средств, заключает договора с персоналом, поставщиками материалов, оборудования и пр. и даже вникает в творческие вопросы. Но всё это, не входя в технические детали, ежедневную рутину съёмочного процесса, озвучания и пр. Поэтому исполнительный продюсер может вести сразу несколько проектов. Случается, что все эти функции выполняет генеральный продюсер. А в небольших кинокомпаниях эту роль может взять на себя сценарист.
Линейный продюсер (line producer, unit production manager) – напротив, занимается конкретными организационными вопросами, обеспечивая работу творческой группы. Он же следит за соблюдением графика работы. Можно сказать, что именно линейный продюсер является непосредственным руководителем проекта.
Кто такой кинопродюсер?
Под словом «продюсер» часто представляют человека, который вкладывает в проект свои деньги. В кино дело на этом не ограничивается. Оказывается, существует много видов продюсеров и их функции отличаются от обычного инвестирования. Так что это за работники и чем они занимаются?
Во главе кинопроекта стоит генеральный продюсер. Он либо нанимается студией, либо является независимым продюсером. В последнем случае он также владеет проектом. Генеральный продюсер по функционалу близок к предпринимателю-менеджеру. Он определяет бюджет, задает идею и нанимает верхнее звено команды для ее реализации, например исполнительного продюсера и режиссера.
Вторым по важности выступает исполнительный продюсер. Он руководит наймом всего персонала, планирует сроки производства, контролирует финансовые потоки и бюджет.
Функциональные продюсеры по своим обязанностям и полномочиям соотносятся с менеджерами среднего звена. Функциональные продюсеры бывают следующие: ассоциированный, креативный, линейный, VFX-продюсер и другие.
Линейный продюсер привлекается на крупные проекты. Нужен для помощи исполнительному продюсеру. Линейный продюсер контролирует отдельные этапы создания фильма. Иногда его нанимают на подготовительный этап.
Креативный продюсер обычно работает в телевизионных сериалах и редко бывает в кинофильмах. Он следит за стилистикой, сценарием, подбором творческого персонала, как операторы, художники, актеры. По полномочиям выше режиссера-постановщика. В России часто разные серии снимают разные режиссеры-постановщики, поэтому креативный продюсер отвечает за целостность проекта.
Продюсера визуальных эффектов называют VFX-продюсер. Он контролирует производство компьютерной графики. Чтобы визуально представить идею, продюсер нанимает художников для создания раскадровки. VFX-продюсер привлекается только в проекты с большим количеством компьютерной графики и наличием трехмерных объектов в кадре. Изготовление компьютерной графики начинается до начала и во время съемок.
Ассоциированного продюсера нанимают для консультирования генерального продюсера в некоторых этапах производства.
Продюсер постпродакшена занимается организацией процесса, который следует после съемочного периода. Он нанимает в команду режиссера монтажа фильма, цветокорректора, звукорежиссера. При необходимости продюсер постпродакшена может заниматься досъемками.
Между зарубежной и отечественной организационной структурой кинопроектов существуют расхождения и разные интерпретации в названии должностей. При переводе англоязычных титров на русский нередко возникает путаница. Слово «executive» переводится как исполнительный, но за рубежом под выражением «executive producer» имеется в виду генеральный продюсер. Это важно отличать, поскольку в России исполнительный продюсер не является владельцем проекта. Исполнительный же продюсер указывается просто как «producer» или «produced by».
В зарубежной киноиндустрии при финансировании фильма на 10% человек или получает статус сопродюсера. В отличие от России, если он вкладывается больше, то становится генеральным директором.
Разнообразие видов работников в продюсерской группе зависит от масштабности и вида проекта. Без продюсера не обходятся ни крупнейшие голливудские студии, ни локальные студии видеосъемки, ни киностудии детских фильмов. Продюсеры организуют все рабочих процессов кинопроекта с точки зрения финансовых, административных и технических вопросов. Они могут быть выше режиссеров только в плане отслеживания сроков работы. Художественное же воплощение фильма лежит на работниках творческой группы. Исключение составляет только креативный продюсер. Как правило, на эту должность нанимают либо действующих, либо бывших режиссеров.
Зачем кино нужен продюсер и кто на самом деле дает деньги на съемки? Независимый продюсер Воля Чайковская – о кино и любимой работе
Нервно и ответственно
На прошлой неделе жюри XXVI Минского Международного кинофестиваля «Лiстапад» осыпало призами лучшие белорусские и зарубежные фильмы. Специальный диплом в одной из самых интересных номинаций – «За остроумное и меткое отражение белорусского самосознания» – получила лента «Чыстае мастацтва» режиссера Максима Шведа. Продюсировала картину Воля Чайковская – директор крупнейшего независимого кинофестиваля Беларуси «Паўночнае ззянне» и основатель собственной продюсерской компании Volia Films. За три года, прошедших с момента ее основания, фильмы, спродюсированные 31-летней витебчанкой, успели побывать на сотне фестивалей класса А, получить престижные награды и попасть в лонг-лист «Оскара». Зачем в кино нужен продюсер и сколько стоит отметиться в фестивальной программе Берлинале? После окончания «Лістапада» поговорили с Волей о самом главном.

–Для широкой аудитории продюсер – это человек, который дает деньги на съемки. А как на самом деле?
– Искать и находить бюджет – это только одна из задач. На самом деле продюсер в кино – это по сути менеджер, который организует весь съемочный процесс. Также он занимается рекламой, продвижением, участием в фестивалях и конкурсах. Но все очень зависит от этапа, на котором продюсер подключается к проекту.
– На какой стадии обычно подключаешься ты?
– Чем раньше это происходит, тем лучше. В документальном кино, которым я занимаюсь, продюсер – это еще и креативная единица. Вне зависимости от того, куда и как смотрит режиссер, если я участвую в проекте уже на начальных этапах, то в дальнейшем работать над фильмом нам обоим будет гораздо легче. Это касается и продвижения, и постпродакшена. Хотя, конечно, реальность бывает совершенно непредсказуемая.
– Представим ситуацию. Приходит начинающий режиссер: «Хочу снять фильм». Какой вопрос ты задашь ему первым?
– К сожалению, режиссеры часто вообще не понимают, зачем им нужен продюсер. Поэтому первый вопрос, который всегда задаю: «В чем вы видите мою задачу?» Некоторые режиссеры умеют и хотят делать все. Если я вижу, что у него действительно получается без моей помощи, то такой проект не возьму. Также важно знать и понимать, в какой фильм ты вкладываешься. Если история мне не интересна, работать с ней не буду.
– Предположим, ты согласилась продюсировать фильм. Где и как найти на него деньги?
– Кино – это искусство, которое требует весомых финансовых вложений. Поиск бюджета – пожалуй, одна из самых сложных задач. Первый путь – фонды, которые работают с кинематографистами независимо от того, в какой точке земного шара они находятся. Но таких фондов мало, а желающих получить деньги на свое кино много. У Беларуси в этом плане шансы низкие, предпочтение здесь, как правило, отдается странам Африки и Латинской Америки. Второй путь – деньги частных бизнесов. Но тут нюанс в том, что средства в этом случае выделяются небольшие, поэтому нужно искать пути софинансирования.
– Не так давно в нашей стране была создана Гильдия независимых фильммейкеров и продюсеров. Как создание подобной структуры может улучшить ситуацию с финансированием белорусского кино?
– С финансированием – никак, с позиционированием – очень сильно. Начнем с того, что в европейской модели кинопроизводства государство финансирует до 70% необходимого бюджета картины. Именно продюсеры должны привлечь средства с помощью коммерческих структур, внешних доноров. В Беларуси, к сожалению, четкой системы финансирования кинопроектов нет. Те средства, которые выделяет Министерство культуры, идут в основном на ленты «Беларусьфильма». Поэтому белорусский кинематограф ассоциируется только с одной киностудией. Но за последние пять-семь лет в стране появилось огромное количество независимых режиссеров, которые сделали много классных фильмов. И это тоже белорусский кинематограф, и о нем нужно говорить, а фильмы – показывать в кинотеатрах. Поэтому задача гильдии – добиться в том числе изменений на законодательном уровне, что позволит улучшить ситуацию в маркетинговом плане.
– Среди задач продюсера ты назвала также рассылку кинокартин на фестивали. А какой шанс у ленты никому не известного белорусского автора попасть, например, на Берлинале?
– Тут нужно понимать, как все работает. Чтобы твою заявку рассмотрели, необходимо заплатить взнос. На Берлинале эта сумма составляет 175 евро, а на Hot Docs (канадский международный фестиваль документального кино, крупнейший в Северной Америке. – Прим. «ЗН».) – более 100 долларов. Плюс нужно дружить с отборщиками. Но это не значит, что они возьмут твой фильм в конкурс просто по дружбе. Смотреть кино – их работа, возможности и ресурсы здесь ограничены. Но отборщики могут дать скидочный купон на взнос, объективно оценить потенциал ленты. В идеале, чтобы подаваться на фестиваль, нужно иметь бюджет и знакомства. Плюс понимать стратегию продвижения. Фестивалей много, у всех разные условия и дедлайны, которые необходимо знать. На тот же Берлинале подаваться лучше уже в феврале. У меня есть специальный календарь со всеми датами. Его составление заняло несколько лет, но зато теперь я понимаю, какие фильмы и куда точно возьмут, а куда можно даже не предлагать, потому что у них, скажем, другая конъюнктура.

– Продюсер – профессия денежная?
– Скорее нервная и очень ответственная. А еще достаточно неблагодарная. Потому что все внимание и плюшки получает режиссер, а продюсер воспринимается как обслуживающий персонал и прикладное звено. Но, конечно, это не так.
В документальном кино денег вообще нельзя заработать. Зачем я это делаю? Потому что у меня неплохо получается справляться со всеми менеджерскими функциями. Эта профессия действительно бодрит, расширяет зону комфорта. Кроме того, мне важна эстетическая составляющая. Если идея класная, то почему бы ее не донести до большего количества людей? Еще мне нравится помогать реализовываться талантливым людям. Но сейчас я пришла к тому, что нужно уже начинать помогать реализовываться самой себе. В следующем году оканчиваю учебу в Baltic Film and Media School, где сейчас учусь на режиссера, и хочу в будущем делать свое кино.
Воля Чайковская – продюсер, программный директор фестиваля кино Северных и Балтийских стран «Паўночнае ззянне». Голосующий член European Film Academy. Как продюсер работала над фильмами Дмитрия Калашникова «Дорога» (был показан на 80 фестивалях, вошел в лонг-лист премии «Оскар» и получил широкий прокат в США), «Бел-79» Ольги Прусак, «Тест-730» Дарьи Король, «Моя бабушка с Марса» Александра Михалковича, «Чистое искусство» Максима Шведа и др.
Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА, из личного архива Воли Чайковской.











