что означает псалом 102
Что означает псалом 102
Народ новый из язычников этим псалмом поучается песнословить Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть изглаждение греха и слава воскресение.
Сам себя возбуждает к песнопению, в благословении Бога предлагая себе наилучшее средство к своему спасению. А тем, что Бог готов помиловать людей, избавив их от тления и даровав им небесное царство, прославляется правда Его на суде. Поэтому, предлагаемое песнопение приличествует всем.
Словом же «внутренняя» дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всею крепостью и всем помышлением.
Продолжает убеждать себя к песнословию, зная, что обязан воздавать этим за великие Божии благодеяния; потому что, кто памятует благодеяния Божии, тот не перестанет песнословить это.
потому что за великие грехи, содеянные нами, воздал Он нам благостию, милостию, щедротами. И этого-то не должны мы забывать.
Вот каковы воздаяния нам Божии: во-первых, Бог установил очищение грехов наших; во-вторых, уврачевал немощи наши; в-третьих, избавил жизнь нашу от истления, изгладив грех; в-четвертых, явив свойственное Ему человеколюбие и милость и щедроты, увенчал нас дарованием сыноположения; в-пятых, исполнил нас духовных благ, даровав нам Себя самого – истинный хлеб жизни.
потому что Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлиную. Этим Давид указывает нам на дарование воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц, и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние.
Сей Господь, по милости Своей даровавший нам все теперь исчисленное, есть Тот самый, Который древле судил праведный суд, избавил сынов Израиля из Египта, Моисею и всему народу дал ведение заповедей Своих.
Ибо это было причиною такого благодеяния Божия и древле и ныне, как говорит и Моисей: «Господь. долготерпелив, и многомилостив, и истинен. творяй милость в тысящи» ( Исх. 34, 6–7 ). Итак, силы Свои, названныя «путями» ( Пс.102:7 ), и добродетели, с каковыми править всем, «сказа. Моисеови» ( Пс.102:7 ).
Хотя и прогневался за преступление Адамово, и род наш осудил на смерть: однако же, не до конца простирает гнев Свой; потому что в последние времена воссиял Он «во отметание тления» ( Евр. 9, 26 ).
Ибо ущедрил как собственное Свое создание и дело рук Своих.
Это подобно сказанному: «творяй милость в тысящах» боящимся Меня ( Исх. 20, 6 ).
Ибо, как святый, во Святых почивает, т. е. в ангельских силах.
Хотя почивает в горних духах, однако же и земное недалеко от царства Его, потому что, как Бог, властительствует Он над всем.
Сказано же «всеми обладает» а не «царствует над всеми», потому что не все достойны Его царства. А потому, небесное царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни, и державствует Господь над достойными.
Учит этим, что народ, приступающий к вере, как посвящающий себя песнословию, будет в одинаковом достоинстве с Ангелами. Ибо, если служение Ангелов состоит в том, чтобы хвалить и прославлять Бога; а это же самое повелевается делать душе, то есть всегда славословить; то явно, что она сподобляется и того же достоинства. Ибо у кого занятие одно, у тех одинаково и достоинство.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 102
Эти псалмы, равно как 18 и 19, 69 и 70 и др. называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга.
Псалом 102 принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103-й же псалом – о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над Пс.103 в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.
Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.
Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1–5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6–10). Его милость к нам – непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11–16). Милости Его вечны к боящимся Его (17–18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19–22).
Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. – «Внутренность моя» – все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ( «недуги» ), чем спасает от временной и вечной гибели ( «от могилы» ), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.
Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту ( «правду и суд» ). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю ( «пути» ), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.
Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или – так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.
Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер ( «пройдет. ветер» ) – и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него – несокрушимая поддержка, так как Он – Царь всего мира – Царь и над небом и над всем существующим на земле.
Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псалом 102
Эти псалмы, равно как 18 и 19,69 и 70 и др. называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга.
Псалом 102 принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103-й же псалом — о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над Пс 103 в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.
Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.
Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1−5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6−10). Его милость к нам — непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11−16). Милости Его вечны к боящимся Его (17−18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19−22).
Пс 102:1. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.
Пс 102:2. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
Пс 102:3. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
Пс 102:4. избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
Пс 102:5. насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. — «Внутренность моя» — все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней («недуги»), чем спасает от временной и вечной гибели («от могилы»), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.
Пс 102:6. Господь творит правду и суд всем обиженным.
Пс 102:7. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.
Свои блага Господь изливает на всех людей, всем обиженным Он дает защиту («правду и суд»). Данный Им закон через Моисея, где Он указал, как нужно жить еврею и с чем согласовать свою волю («пути»), равно также совершенные тогда чудеса, есть выражение любви и заботливости Бога о человеке. Этим законом Он оградил слабых от самоуправства и безграничного произвола сильных, а своей чудесной помощью поддерживал и питал привязанность к Себе.
Пс 102:8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
Пс 102:9. не до конца гневается, и не вовек негодует.
Пс 102:10. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
Пс 102:11. ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;
Пс 102:12. как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
Пс 102:13. как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
Господь щедр, долготерпелив и многомилостив. Его гнев никогда не бывает вечным по отношению к виновному человеку, наоборот, посылаемые Им наказания всегда слабее вызвавшего их проступка. Как велико расстояние между небом и землею, так обильны благодеяния Божии над благоговеющими пред Ним, и как далек Восток от Запада, так далеко от Бога наказание человека за каждый его грех, или — так глубоко прощает, не вменяет человеку Бог многих его недостатков. Поэтому отношение Бога к человеку можно назвать отношениями отца к своим детям.
Пс 102:14. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.
Пс 102:15. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.
Пс 102:16. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
Пс 102:17. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
Пс 102:18. и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
Пс 102:19. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
Человек слаб и беспомощен по самой своей природе: его можно сравнить с однодневным цветком, к вечеру уже иссыхающим. Небольшое дуновение, ветер («пройдет. ветер») — и он гибнет. Человек быстро бы погибал, если бы его не поддерживал Бог, милость Которого к человеку вечна и неизменна. Помощь от Него — несокрушимая поддержка, так как Он — Царь всего мира — Царь и над небом и над всем существующим на земле.
Пс 102:20. Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
Пс 102:21. благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
Пс 102:22. благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
Такого царя должны прославлять и ангелы, более человека «крепкие силою» в слушании и исполнении Его воли; они лучше человека знают Бога, так как через них, как ближайших своих слуг, Он проявляет свою силу в мире. «Крепкие силою», «воинства Его», «служители Его» — Ангелы Божии. Может быть, что разные наименовании их указывают на разные степени и виды их служения, на деление их на несколько чинов, представление о которых было не чуждо верованию евреев. Этого царя и должен восхвалять весь мир, все творение.
Изображение милостивого отношения Бога к человеку отличается здесь необыкновенной трогательностью.
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 102
Псалтирь | псалом 102
Псалом 102: Призыв к Благодарению
102:1 Мы так любим псалмы отчасти потому, что в них так красиво выражены чувства, которые мы сами иногда испытываем, но не находим слов для их описания. И в первую очередь это относится к Псалму 102. Его величественные благодарственные напевы отражают нашу глубочайшую благодарность. Здесь мы призываем свою душу благословить Господа – а под душой мы понимаем не просто нематериальную часть себя, но всю свою личность. Дух, душа и тело должны благословить святое имя Иеговы.
102:2 Призыв к благословению звучит во второй раз, к нему добавляется важное напоминание: не забывать всех благодеяний Его. Это напоминание нам необходимо, ведь мы так часто забываем. Мы забываем благодарить Его за свое физическое здоровье, здоровье ума, зрения, слуха, речи, аппетит и множество других милостей. Мы слишком часто принимаем все это как должное.
102:3 Но прежде всего мы должны благодарить Его за то, что Он прощает все наши беззакония. Это невероятное чудо Божьей благодати – то, что алые грехи становятся белы, как снег. Я понимаю человека, который велел написать на своей могиле одно слово: ПРОШЕН. И того ирландца, который сказал: «Господь Иисус простил мне все мои грехи, и я никогда не устану благодарить Его за это». Знать, что наши грехи навеки прощены, смыты драгоценной кровью Христа, – разве этого не достаточно для благодарения? Следует также помнить, что Он исцелил все наши недуги. Прежде чем мы перейдем к возникающему здесь вопросу, обратите внимание, что исцеление следует за прощением. Физическое тесно связано с духовным. Не все болезни – прямое следствие греха, но некоторые – да. Там, где такая связь существует, прощение должно предшествовать исцелению.
Но остается одна очевидная проблема. В стихе говорится: «исцеляет все недуги твои», Но из практического опыта мы знаем, что не все болезни исцеляются, что все мы рано или поздно умрем, если Господь не придет раньше этого срока. Так что же значит этот стих? В поисках ответа сделаем следующие замечания.
Во-первых, любое истинное исцеление – от Бога. Если вы болели и выздоровели, можете благодарить Бога за исцеление, потому что Он – источник любого исцеления. Одно из имен Бога в Ветхом Завете – Jehovah Rophi, Господь Целитель твой. Любое истинное исцеление исходит от Него.
Во-вторых, Господь способен исцелить любую болезнь. Для Него не существует болезней неизлечимых.
В-третьих, Господь может исцелять нас естественными средствами, что займет какое-то время, или же сделать это чудесным образом, мгновенно. Для Его способности исцелять нет никаких ограничений.
В-четвертых, когда Господь был на земле, Он исцелял всех, кого приводили к Нему (Мф. 8:16).
В-пятых, в период тысячелетнего царства Он будет исцелять все болезни (Ис. 33:24; Иер. 30:17), за исключением болезней тех, кто будет непокорен (Ис. 65:20б).
Что бы ни значил этот стих, он не значит, что верующий вправе претендовать на исцеление от любой болезни, так как другие стихи псалма нам напоминают о краткости жизни и неизбежности конца (см. ст. 15, 16). Я считаю, этот стих означает, что, если верующий исцеляется, это милость Божья; следует это признать и благодарить Его как Целителя.
102:4 Он не только исцеляет болезни, но и избавляет нас от могилы, то есть погибели. Конечно, здесь речь может идти о том, что Он спасает нас от ада. Но я думаю, что здесь скорее сказано, что Он постоянно уберегает нас от опасностей, несчастных случаев, трагедий и смерти. Только тогда, когда мы попадем на небеса, мы поймем, как часто наш Бог защищал нас от преждевременной смерти, лично вмешиваясь в нашу судьбу.
Четвертое преимущество состоит в том, что Он венчает нас милостью и щедротами. Это прекрасный венец для тех, кто некогда был лишен любви и виновен. Он любит нас вечной любовью и каждый день осыпает нас Своими милостями.
102:5 Он насыщает нас благами всю нашу жизнь. Еврейское выражение, которое используется здесь, не вполне понятно. Его буквальный перевод таков: «Он насыщает твое украшение благами». Из этого берутся переводы: «юные годы», просто «годы» или «жизнь». Даже если у нас есть сомнения по поводу точности формулировки, суть понятна: Господь насыщает жаждущие сердца, и ходящих в непорочности Он не лишает благ.
поднимут крылья, как орлы,
потекут – и не устанут,
пойдут – и не утомятся (Ис. 40:31).
Орел славится своим долголетием и силой. Конечно, он не вечно молод и силен; он тоже старится и умирает. Но автор псалма имеет в виду, что человек, пребывающий в Боге, постоянно возрождается и идет от силы к силе, как орел парит все выше и выше.
102:6 Милость и доброта Господа проявляются в Его отношениях с еврейским народом, особенно в исходе из Египта. Это был типичный пример того, как Он несет отмщение и суд всем обиженным.
102:7, 8 На пути из Египта в Землю Обетованную Бог открыл пути Свои Моисею и дела Свои – сынам Израилевым. Он поделился с Моисеем Своими тайными планами и замыслами. Народ Израиля увидел практическое исполнение этих планов. Разница между Его путями и Его делами заключается в том, что Его пути познаются посредством откровения, в то время как Его дела можно наблюдать.
В отношениях со Своим народом Господь показал Себя щедрым и милостивым. Он наставляет, защищает и заботится о каждом шаге Своего народа. Народ Его сбивается с пути, жалуется, не слушается и ропщет, но Он их долго терпит и многое переносит, прежде чем гневаться. Его милость велика, несмотря на неблагодарность, с которой Он сталкивается.
Как я недостоин Тебя, дорогой Господь,
Однако Ты всегда проявляешь Свою чудесную любовь ко мне.
Хотя часто я заблуждаюсь и мне не удается исполнить Твою волю,
Твоя благодатная любовь все равно пребывает со мной.
102:9, 10 Бывает, что Господу приходится наказывать Своих детей, но даже тогда Его суд не длится вечно. Ему не нравится наказывать. Его милосердие – против суда. Если бы мы получали то, что заслужили, мы навеки оказались бы в аду. Но милость Божья проявляется в том, что Он не дает нам того, чего мы заслуживаем. Другой заплатил за наши грехи на кресте Голгофы. Когда мы верим в Спасителя, Бог может по справедливости простить нас. И это не обман; Христос заплатил раз и навсегда долг за нас всех, так что нам теперь не придется платить его.
102:11, 12 Безгранична любовь Бога, составившего этот чудесный замысел спасения. Она превосходит способности человеческого воображения. Если бы мы могли измерить расстояние от неба до земли, мы могли бы получить какое-то представление о величии Его любви. Но мы не можем это сделать. Мы не можем даже определить размеры вселенной, в которой живем. Бесконечность – именно настолько Он удалил от нас беззакония наши. «Восток есть восток, запад есть запад, и они никогда не встретятся», так и верующий никогда не встретится со своими грехами. Бог в Своей чудесной любви убрал все прегрешения с глаз долой.
102:13, 14 Кто-то сказал, что «слабость человека вызывает Божье сострадание». Как человек-отец с любовью и пониманием смотрит, как его маленький сын борется с весом, рассчитанным на взрослого, так и Господь с сочувствием смотрит на нашу слабость. Он знает, кто мы – горсть праха, персть, хрупкие и беспомощные. Слишком часто мы забываем, что Бог помнит о том, что мы всего лишь прах. Это приводит к гордости, самоуверенности, жажде независимости и срывам.
102:15, 16 Человек – не только прах,
скоро он вернется в прах. Приговор: «Ты – прах, и в прах возвратишься», – неизбежен. Человек рожден ненадолго, он отцветает, как цвет полевой, и больше никогда не вернется.
102:17, 18 Но совсем другой характер имеет Божья милость. Она длится от века до века для боящихся Его. Она безгранична как по длительности, так и по размаху. И правда Его распространяется на сынов сынов. Это должно быть большим утешением для нас. Родители-христиане часто беспокоятся о детях и внуках, растущих во все более греховном мире. Но мы можем смело поручить заботу о наших детях Тому, Чья любовь безгранична, Чьей правды хватит не только нам, но и последующим поколениям. Конечно, обещания выполняются при определенном условии. Они относятся к тем, кто хранит завет Его и помнит заповеди Его, чтобы исполнять их. И это справедливо.
102:19-22 Господь – наш Царь. Его престол – на небесах. Его власть простирается на всю Вселенную. Поэтому Его должны восхвалять все и вся; Давид призывает все творение воспеть Бога и поклониться Ему. Сначала он призывает ангелов, могущественных и послушных, запеть песнь прославления. Потом он взывает ко всем творениям, служащим Господу, чтобы они присоединились к хвалебному хору. Затем он зовет все дела Бога восславить Его. Этот великий хвалебный хор звучит во вселенной, и сам он присоединяет свой голос к песне, благословляя Господа. Кто-то представил, как Давид здесь говорит:
«Среди восхвалений всего творения позволь прозвучать и моему голосу!»
Псалом 102: «Благослови, душе моя, Господа»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Псалом 102 читать:
1 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. 2 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, 3 очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, 4 избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, 5 исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́. 6 Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым. 7 Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́: 8 Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. 9 Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет, 10 не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шым возда́л есть нам. 11 Я́ко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́. 12 Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша. 13 Я́коже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. 14 Я́ко Той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́. 15 Челове́к, я́ко трава́ дни́е eго́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т, 16 я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́. 17 Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его́, 18 и пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́, и по́мнящих за́поведи Его́ твори́ти я́. 19 Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его́ все́ми облада́ет. 20 Благослови́те Го́спода вси А́нгели Его́, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его́, услы́шати глас слове́с Его́. 21 Благослови́те Го́спода вся си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щии во́лю Его́. 22 Благослови́те Го́спода вся дела́ Его́, на вся́ком ме́сте влады́чества Его́, благослови́, душе́ моя́, Го́спода.
Псалом 102 на русском:
Псалом 102 слушать:
Псалом 102 парный с псаломом 103. 102-й псалом говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103-й псалом – о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей. Автор обоих псалом — царь Давид. Скорее всего, псалмы были написаны в мирное время его царствования, когда Давид мог созерцать человеческую жизнь и природу, это могло быть в последние годы его жизни и правления.