что означает садака у мусульман
Какое садака считается в Исламе самым лучшим?
Посланник Аллаха (ﷺ) в достоверных хадисах часто указывал на ценность садака.
От Абу Малика Аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
الطهور شطر الإيمان ، والحمد لله تملأ الميزان ، وسبحان الله ، والحمد لله تملآن أو تملأ ما بين السماوات والأرض ، والصلاة نور ، والصدقة برهان ، والصبر ضياء ، والقرآن حجة لك أو عليك ، كل الناس يغدو ، فبائع نفسه ، فمعتقها أو موبقها
«Чистота — половина веры. «Аль-Хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху) наполняет весы. А «Субхана Ллах» (Преславен Аллах) и «Аль-Хамду ли-Ллях» заполняют собой (пространство) между небесами и землёй. Намаз — свет, садака — доказательство, терпение — сияние, а Коран – довод за или против тебя». (Муслим)
Слова Пророка (ﷺ) «садака — доказательство» подразумевают, что расходование человеком своего имущества в качестве садака является доказательством истинности его веры, ибо имущество очень любимо для человека, а когда человек расстаётся со своим имуществом ради довольства Всевышнего Аллаха, то это, несомненно, является доказательством его крепкой веры.
Из всего вышеприведенного мы узнали, что садака является высоко вознаграждаемым деянием, а какое же садака считается в Исламе самым лучшим?
Отвечая на такой вопрос, невозможно однозначно утверждать, что какое-то садака является абсолютно лучшим, ибо это зависит от множества факторов, влияющих на его ценность. Ценность садака зависит:
— от положения того, кто даёт садака;
Например, садака, которое даётся бедным человеком, лучше, чем садака (в таком же размере) богатого человека, или садака здорового лучше, чем садака больного.
Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал:
— от того, куда или кому даётся садака и положения человека, которому даётся садака;
Например, садака нуждающемуся человеку лучше, чем садака другому человеку, а садака близкому родственнику лучше, чем садака чужому человеку.
От Хакима бин Хизама (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один человек спросил Посланника Аллаха (ﷺ) о том, какое садака является самым лучшим. На это он ответил:
«(Самым лучшим садака является то, которое дается) своему родственнику, даже если он является врагом». (Имам Ахмад)
— от того, что даётся в качестве садака;
Обучение полезным знаниям считается лучшим садака, ибо Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ أَنْ يَتَعَلَّمَ الْمَرْءُ الْمُسْلِمُ عِلْمًا ثُمَّ يُعَلِّمَهُ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ
«Лучшим садака является обучение мусульманином человека полезным знаниям, которым он в дальнейшем обучит другого брата». (Ибн Маджа)
— от времени, когда даётся садака;
Например, садака в месяц Рамадан, в пятницу или в другое благоприятное время лучше, чем садака в обычное время.
Во всяком случае, садака является одним из лучших деяний человека. Если же человек объединит все факторы, от которых зависит увеличение награды за садака, тогда это садака, несомненно, будет считаться самым лучшим.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
«Заплати другому» или милостыня в Исламе. Садака. Виды садака.
Милостыня — это помощь нуждающимся. Часто, когда мы произносим слово «садака», мы думаем о деньгах или имуществе, которые мы могли бы раздать, однако «садака» — это не всегда о материальном. Поделиться своим хорошим настроением, выслушать человека, которому это необходимо, убрать фантик с дороги, погладить котёнка, сказать жене, что она сегодня красивая, похвалить ребёнка за выученный урок — всё это САДАКА.
Виды садака
1. Милостыня имуществом
Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся. Когда мы можем поделиться с человеком деньгами или дать ему те вещи, которые ему сейчас необходимы. Например: еда, продукты, лекарства, одежда и тому подобное. В Священном Коране Господь говорит: «И РАСХОДУЙТЕ, О ВЕРУЮЩИЕ, ИЗ ИМУЩЕСТВА, КОТОРЫМ МЫ ВАС НАДЕЛИЛИ…» (63:10)
2. Поддержка
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса, любое благое деяние, является милостыней. Ведь доброе дело — это всегда помощь кому-нибудь.
Милостыня разделяется по фактору длительности пользы от неё:
— разовые – награда за них будет, пока человек не умрёт;
— милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;
— непрерывная милостыня, которую называют «садака джария».
От Абу Хурайры (да благословит его Аллах) передаётся, что Милость миров Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) давал такое наставление своим последователям: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх –действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (Муслим).
В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».
То есть верующий, который посадит плодоносящее дерево для других людей, животных и птиц, будет получать вознаграждение до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.
Правила раздачи садака
1) Милостыню следует раздавать скрыто
При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём Откровении по этому поводу Всевышний говорит:
«ЕСЛИ ВЫ РАЗДАЁТЕ МИЛОСТЫНЮ ОТКРЫТО, ТО ЭТО ПРЕКРАСНО. НО ЕСЛИ ВЫ СКРЫВАЕТЕ ЭТО И РАЗДАЁТЕ ЕЁ НИЩИМ, ТО ЭТО ЕЩЁ ЛУЧШЕ ДЛЯ ВАС» (2:271)
В случае, когда верующий жертвует садака напоказ, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.
Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее так же следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.
2) Активно раздавать в Рамазан
Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году – Священный месяц Рамазан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Лучшая садака – это милостыня в Рамазан» (ат-Тирмизи).
Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных Благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно – её размер определяется в сумме, достаточной чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста), закят (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамазан) и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Ураза-байрама с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала Священного месяца.
3) Жертвовать из заработанного дозволенным трудом
Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано халяльным путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (Бухари, Муслим).
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».
Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (Муслим). «Кто бы не сделал садака благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).
Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. У человека, который ест харам или еду, приобретённую на харамные деньги, как минимум, 40 дней не будут приниматься дуа и не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.
Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садаки, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.
4) Нельзя скупиться на милостыне
Милость миров Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на 3-й год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).
5) Нежелательно заниматься попрошайничеством
Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).
Милостыня в исламе должна идти только на разрешённые Аллахом вещи. Если для того, чтобы накормить голодного, были приобретены нехаляльные продукты (например, с содержанием свинины или алкоголя), то это не зачтётся дающему милостыню в качестве награды.
Также садака, данная не ради довольства Всевышнего и не ради приближения к Нему, а ради одобрения обществом, приведёт к убытку. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» ( Бухари и Муслим).
Достоинства милостыни
«ТЕ, КТО ЖЕРТВУЕТ ИЗ СВОЕГО ИМУЩЕСТВА НОЧЬЮ И ДНЁМ, ОТКРЫТО И ТАЙНО, НАЙДУТ СВОЮ НАГРАДУ У ГОСПОДА» (2:274)
«ВОИСТИНУ, ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, КОТОРЫЕ РАЗДАВАЛИ МИЛОСТЫНЮ И ОДОЛЖИЛИ ВСЕВЫШНЕМУ ПРЕКРАСНЫЙ ЗАЁМ, ОН БУДЕТ УВЕЛИЧЕН» (57:18)
ДУА
Когда человеку дают пожертвование, то желательно сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтено намерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важно искренне пожелать добра. Можно сказать:
Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние».
Когда садака не принимается
Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина – это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека. Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято – харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного. В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.
Садака – ступени Рая
Самое большое различие между победителем и лузером не в масштабе таланта, оно в том, готов ты или нет сделать всё возможное, чтобы воспользоваться дарованным шансом, или же позволишь ему ускользнуть. (Гинтама)
Приквел
2090 год. На Земле господствует Шариат, и мир прибывает в состоянии процветания. Войны давно прекратились, а нечестие и вероломство полностью искоренены. Неимущих практически не осталось, и люди соревнуются друг с другом не в добыче богатств, а в совершении богоугодных дел.
Теперь, чтобы сделать пожертвование, люди становятся в очередь и ждут возможности оказать кому-то помощь и тем самым заслужить довольство Аллаха. Жители Земли боятся, что могут не успеть хотя бы раз в своей жизни дать садака и подняться уровень ваше перед Всевышним.
Человек переживает о том, что по своей халатности может упустить шанс всей своей жизни и постоянно об этом думает. Его начинают мучить угрызения совести, и ничто мирское не способно отвлечь его от этих дум.
Он начинает искать знакомых, которые могли бы помочь ему найти мискина в других странах. Человек, не раздумывая, отправится туда, если это будет необходимо, ведь на кону стоит очень многое – возможность кому-то помочь.
Реальность
Нет, это был не трейлер из сиквела нашумевших «Мстителей» и даже не разгул моего воспалённого разума – это всего лишь описание того, что, возможно, будет происходить во время правления имама Махди. Об этом сказано в книгах, и коли наши потомки до этого доживут, то это будет просто отпад.
Мы же, к сожалению, живём в диаметрально противоположной плоскости, где алимы то и дело напоминают нам о том, какое гигантское воздаяние ожидает того, кто даёт садака. Чем же особенна милостыня?
Всевышний Аллах в Своей книге сказал:
وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ
Как известно, в Судный день перед нашим взором предстанет истинное положение вещей и то, как многое мы упустили. Если вдуматься, то даже сегодня не каждый человек имеет возможность совершать благие деяния и получать за это вознаграждение, как того хотелось бы. Именно поэтому так важно вовремя использовать возможность оказать кому-то помощь.
Как этого добиться? Адекватное размышление и постоянный анализ собственных поступков неизбежно натолкнёт любого из нас на мысль о скоротечности жизни. Понимая это, мы будем прилагать гораздо больше усилий, чтобы наши благие деяния в Судный день перевесили наши грехи. А садака – как раз один из самых мощных способов искупить собственные грехи и заслужить прощение.
Согласитесь, что не воспользоваться этой возможностью – просто преступление века, друзья мои. От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
انْتَهَيْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ فِي ظِلِّ الكَعْبَةِ، يَقُولُ: «هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ، هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ» قُلْتُ: مَا شَأْنِي أَيُرَى فِيَّ شَيْءٌ، مَا شَأْنِي؟ فَجَلَسْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ يَقُولُ، فَمَا اسْتَطَعْتُ أَنْ أَسْكُتَ، وَتَغَشَّانِي مَا شَاءَ اللَّهُ، فَقُلْتُ: مَنْ هُمْ بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: «الأَكْثَرُونَ أَمْوَالًا، إِلَّا مَنْ قَالَ هَكَذَا، وَهَكَذَا، وَهَكَذَا »
Качество садака
Любимец Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сказал:
يأتي على الناس زمان لا يبالي المرء ما أخذ منه، أمن الحلال أم الحرام
«Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то имущество, которое он станет приобретать». (Бухари)
Учитывая, что мы максимально близко приблизились к такому времени, думаю, не лишним будет напомнить, что важным условием садака является то, чтобы потраченные на него средства были заработаны дозволенным путем.
Если человек, к примеру, содержит притон или берёт джек-пот в букмекерских конторах, а потом из этих денег «отстёгивает» на благотворительность, то едва ли получит от этого ожидаемую пользу.
Проще говоря, чтобы наша помощь брату по вере принесла ему баракат, необходимо чтобы она была «хяляльной». Это, так сказать, фундаментальные основы, о которых нельзя не знать.
Садака как защита
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلانِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
(смысл): «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Аль-Бакара»: 274).
Нет сомнения в том, что поданная искренне милостыня поможет нам защитится от огня Ада. Пророк Мухаммад в одном из своих хадисов, который передаёт Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал:
السَّخِيُّ قَرِيبٌ مِنَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِنَ الجَنَّةِ قَرِيبٌ مِنَ النَّاسِ بَعِيدٌ مِنَ النَّارِ، وَالبَخِيلُ بَعِيدٌ مِنَ اللَّهِ بَعِيدٌ مِنَ الجَنَّةِ بَعِيدٌ مِنَ النَّاسِ قَرِيبٌ مِنَ النَّارِ، وَالْجَاهِلُ السَّخِيُّ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ عَابِدٍ بَخِيلٍ
«Щедрый человек близок к Аллаху, близок к Раю и людям и далёк от огня Ада. Скупой человек далёк от Аллаха, далёк от Рая и людей, близок к огню Ада! И невежественный, но щедрый человек любимее Всевышнему Аллаху, чем много поклоняющийся Ему скупец». (Тирмизи, 1961)
Примеры из жизни праведных
От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) приведено следующее.
Далее Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«После того как был ниспослан аят, в котором говорится (смысл): «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите. «, – Абу Тальха подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал:
«О Посланник Аллаха, поистине, Всевышний Аллах ниспослал тебе слова: «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите…«, а самым любимым из моего имущества для меня является роща Байрухаъ, так пусть же она станет милостыней (садакой) ради Аллаха. И я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах«. На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким«. Абу Тальха сказал: «Я так и сделаю, о Посланник Аллаха«, – а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди». (Бухари, Муслим)
Постскриптум
Вероятно, со смертью Пророка ﷺ и четырёх праведных халифов ушла целая эпоха «золотого» Ислама, и на этом месте люди не раз пытались воздвигнуть Вавилон со своим «Шариатом».
Различные идеологии, конституционные строи и взгляды на мир стали меняться со сверхзвуковой скоростью, постепенно выжигая из нас образ истинных мусульман. Возможно, поэтому нашим уважаемым алимам приходится изо дня в день напоминать нам о достоинстве братства, взаимопомощи и садака. По-иному до нас, к сожалению, не достучаться.
Так, в недалёком будущем мы придём к тому, что наши дети будут представлять собой бездушную биомассу с единственным желанием – потреблять. И это не пустое сравнение для красного словца, а печальная констатация очевидного. Однако, пока наше солнце не взошло с Запада, не все мосты ещё сожжены.
А это значит, что у нас есть пока возможность творить добро. И один из самых лучших вариантов это сделать – садака. Думаю, именно милостыня, данная от чистого сердца, способна помочь нам не проиграть сегодня последний бастион нашего имана в этом мире пластмассовых ценностей.
И поэтому, пока кто-то судорожно калькулирует призрачный куш, другие, отламывая от своего хлеба ломоть, делятся им с бедными. На этом испокон веков и держится мир: на добре, на сопереживании, на помощи.
На этом, друзья мои, я с вами прощаюсь, любите друг друга и до новых встреч!
Ценности садака
Ценности садака
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
«…Я приказываю вам творить милостыню. Дающий его, похож на человека, которого пленили враги, связали ему руки к шее, а когда его повели на казнь, он предложил им: «Давайте я откуплюсь от вас». И освободил себя таким образом».
Милостыня удивительным образом предотвращает различные беды, даже у грешников, нечестивцев и неверных. Аллах отталкивает ее несчастия, все люди, просвещенные и простые, знают и могут подтвердить это, так как испробовали это на своем опыте.
Тирмизи передавал от Анаса ибн Малика, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Милостыня гасит гнев Господа и отталкивает дурную смерть». (Тирмизи 664, ибн Хиббан 816. В цепочке хадиса есть слабый передатчик).
Также милостыня тушит не только гнев Господа, но и грехи и ошибки, так же как вода гасит пламя.
Тирмизи от Муаза ибн Джабала рассказывал: «Я был вместе с посланником Аллаха в путешествии. Одно утро я оказался рядом с ним, и когда мы шли рядом (друг с другом), он сказал мне: «Указать ли тебе на врата блага? Пост — это щит. Милостыня тушит прегрешения, как вода гасит огонь. Молитва мужчины глубокой ночью — один из признаков праведности». После этого он прочитал (следующий) аят: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили». Сура «Земной поклон», 16 аят. (Тирмизи 1619, Ахмад 5/231, 234, 235, 237, ибн Маджа 3973. Хадис достоверный).
В некоторых источниках говорится: «Спешите с милостыней! Поистине, беда не может перешагнуть через нее».
В обоих «Сахихах» со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждому из вас придется говорить с Аллахом без всякого посредника, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, а потом он посмотрит вперед и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада), так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика!» (Бухари 3/223, Муслим 1016).
Умар ибн Хаттаб говорил: «Мне рассказывали, что когда дела хвалятся меж собой и милостыня утверждает: «Я лучшая из вас»».
В обоих «Достоверных сборниках» со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Скупого и расходующего можно сравнить с двумя людьми в железных джуббах из железа, (т.е. в кольчугах) от сосков до ключиц. Что касается расходующего, то что бы он ни потратил, (его джубба кольчуга) обязательно удлиняется (или: …увеличивается), (покрывая собой) его кожу, (и так будет продолжаться) до тех пор, пока она не покроет собой кончики пальцев (его ног) и не станет сглаживать его следы. Что же касается скупого, то всякий раз, как вознамерится он потратить что-нибудь, каждое кольцо её обязательно пристаёт к своему месту, и он старается увеличить (свою джуббу кольчугу), но она не увеличивается» (Бухари 10/227, 228, Муслим 1021).
Абу Бурда передал от своего отца, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый мусульманин должен давать садаку». (Один человек) спросил: “Скажи мне, а если у него ничего не найдётся (для этого)?” Он сказал: «Пусть потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст садаку». (Человек) спросил: «О посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать этого?» Он сказал:«Тогда пусть поможет оказавшемуся в очень затруднительном положении». (Человек) спросил: «А если он не сможет (сделать этого)?» Он сказал: «(Тогда пусть) побуждает к одобряемому (или: к благому) и воздерживается от совершения дурного, и это станет садакой»(Бухари 4/50, Муслим 1008).
Всевышний Аллах сказал: «Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости» Сура «Взаимный обман», 16 аят.
Щедрость бывает двух видов:
1) трата того, что в руках других. Это наихудший вариант.
2) расходование того, что в твоих руках.
Бывает, что наищедрейший человек ничего не тратит из своего кармана.
Именно это имеют в виду, когда говорят: «Щедрость — это когда ты расходуешь свое имущество, остерегаясь чужих денег».
Я слышал, что ибн Таймия говорил: «Однажды Всевышний Аллах спросил пророка Ибрахима: «Знаешь, почему Я взял тебя своим приближенным другом?» Он ответил: «Нет». Тогда Аллах сказал: «Я увидел, что милее и любимее для тебя — давать, а не брать»».
Из качеств Всевышнего то, что Он дает, но не берет, кормит, но сам Сам не ест. Он самый щедрый и великодушный. Для Него любимее те рабы, которые пытаются подражать Ему в этих свойствах. Аллах щедр и любит щедрых, Знающий и любит знающих. Могуществен и Ему нравятся храбрые. Красивый и Он любит красоту.
ат-Тирмизи в своем «Сборнике» пишет: «Нам передал Мухаммад ибн Башшар от Абу Амира от Халида ибн Ильяса от Салиха ибн Абу Хасана, что он слышал, как Саид ибн Мусаиб говорил: «Поистине, Аллах Благой и Он любит благое, Чистый и Он любит чистоту, Щедрый и Он любит щедрость, Великодушен и Он любит великодушие. Держите ваши дворы чистыми, не уподобляйтесь в этом евреям иудеям». Я рассказал это Мухаджиру ибн Мисмару и он сказал, что слышал подобное от Амира ибн Сада от его отца от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кроме слов: «Держите ваши дворы чистыми». Эта часть хадиса странна, так как Халид ибн Ильяс считается слабым передатчиком».
ат-Тирмизи в «Книге благодеяний» пишет: «Нам передал Хасан ибн Арафа от Саида ибн Мухаммада аль-Варрака от Яхья ибн Саида от Араджа от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от Огня. Скупой удален от Аллаха, далек от Рая, далек от людей и близок к Геенне. Щедрый невежда милее для Аллаха нежели скупой поклонник»» (Тирмизи 1962. Этот хадис приводится у шейха Албани в «Сборнике слабых хадисов»).
Так же есть достоверный хадис: «Поистине, Аллах Один и Он любит нечетное» (Бухари (11/180, 194).
Всевышний Аллах Милосерден — Он любит милосердных и проявляет к ним милость. Он скрывающий — любит тех, кто скрывает грехи Его рабов. Снисходителен — любит тех, кто относится снисходительно к Его рабам. Прощающий — любит тех, кто прощает Его рабов. Добр — любит добрых. Он ненавидит грубых, жестоких, черствых и скупых богачей. Он Кроток и Благодетелен и любит таковых. Справедлив — любит справедливость. Принимает оправдания — и любит тех, кто принимает оправдания у рабов Его.
В хадисе пришло, что: «Тот, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в этом мире и в День воскресения того, кто избавит мусульманина от печали этого мира, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто облегчит тому, кто испытывает затруднительное положение, тому Аллах облегчит расчет в День Суда» (Муслим 2699, Ахмад 2/202, Абу Дауд 4946. У Муслима приводится более полный вариант этого хадиса: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай, а когда люди собираются водном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним, атому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться (по Мосту) быстрее»).
В хадисе, который приводится у ат-Тирмизи и у других составителей сборников приводится то пророк, мир ему, однажды сказал в проповеди: «О те, кто уверовал только на словах, тогда как до сердец ваших вера не дошла! Не обижайте верующих и не следите неотступно за их недостатками, ибо, поистине, Аллах выставит напоказ того, кто станет неотступно следить за недостатками своего брата в исламе, и Он покроет его позором, даже если он будет в своем доме!» (ат-Тирмизи 2036, Албани «Тахридж-уль-Мишкати», 5044).
Тебя будут судить в соответствии с тем, как ты относишься к другим. Живи как пожелаешь, а Аллах даст тебе в соответствии с тем как ты относишься к Нему и к Его рабам.
Подытожив можно сказать, что Аллах дает щедрому подателю милостыни больше, чем скупому накопителю. Расширяет, развивает его личность, телосложение, расширяет удел, душу и причины для существования. Воздаяние соответствует делам. См. Ибн аль-Кайим “Аль-Уабиль аль-Сайиб” с. 36-41.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!













