что означает саха сирэ
саха сирэ
41 сөмүйэ
42 сурулун
43 сыыһыр
44 тарт
45 төрүт
46 төрүттээччи
47 туом
48 түбүлээ
49 тыа
50 тэний
51 университет
52 урааҥхай
53 уһаты-туора
54 учебник
55 учуутал
56 үҥкүү
57 үөрэтии
58 үс
59 үтүөлээх
60 фантазия
См. также в других словарях:
Саха (Якутия) — Запрос «Якутия» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Республика Саха (Якутия) Саха Республиката … Википедия
Республика Саха (Якутия) — Запрос «Якутия» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Республика Саха (Якутия) Саха Республиката … Википедия
Республика Саха — Запрос «Якутия» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Республика Саха (Якутия) Саха Республиката … Википедия
Население Республики Саха — (Якутия) (якут. Саха Республиката, Саха Сирэ) по данным Госкомстата России на 1 января 2012 года составляет 955859 жителей, в том числе городское население 617086 человек (64,56 %).[1] На центральной территории Якутии проживает около 500… … Википедия
Гимн Республики Саха — Саха Өрөспүүбүлүкэтин өрөгөйүн ырыата Гимн Республики Саха (Якутия) Музыкальная редакция гимна Автор слов Савва Тарасов, Михаил Тимофеев (якут … Википедия
Гимн Республики Саха (Якутия) — Саха Өрөспүүбүлүкэтин өрөгөйүн ырыата русск. Гимн Республики Саха (Якутия) Музыкальная редакция гимна Автор слов Савва Тарасов, Михаил Тимофеев (якутский текст) Владимир Фёдоров (русский текст) Композитор Кирилл Герасимов Страна … Википедия
Башарин, Георгий Прокопьевич — Георгий Прокопьевич Башарин Дата рождения: 21 марта 1912(1912 03 21) Место рождения: Сыланский наслег Чурапчинского улуса Якутии Гражданство … Википедия
Якутия — Координаты: 66°24′ с. ш. 129°10′ в. д. / 66.4° с. ш. 129.166667° в. д. … Википедия
Республика Якутия — Запрос «Якутия» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Республика Саха (Якутия) Саха Республиката … Википедия
Якутская Республика — Запрос «Якутия» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Республика Саха (Якутия) Саха Республиката … Википедия
Якутская республика — Запрос «Якутия» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Республика Саха (Якутия) Саха Республиката … Википедия
Что означает саха сирэ

так никто из здешних умников не может разобраться с этим.
Вы слишком усложнили задачу
мы ещё не разобрались с Саха.
Раньше она называлась Орто дойду
А прародина саха «киирбэт куннээх, кэрээбэт кэ5элээх, орообот отонноох дойду».
Орто дойду (дайды) название произошло в Тибете
на стыке индийской и степной культуры. Персонажи абаасы из нижнего мира очень похожи на древнеиндийских богов. Да и деление мира на три яруса могло произойти в горных условиях. По-шерпски «черт побери» звучит «туй йиэ», когда шерпы мерзнут, говорят «Ыччуу-ычча», на собаку же прикрикивают: «Чот!» http://ilin-yakutsk.narod.ru/2001-34/50.htm
в умные не стремлюсь
но вот про фонетику якусткого языка скажу что «Сахалар Сирдэрэ» не говориться ибо есть множественные и не множественные. На английском это money и т д то оно есть, и его много но не говориться типа money’s может не очень удачный пример а может и не правильный но суть в том что Сирдэрэ негде не говориться, говориться только когда указываеться на кого то. Пример «Нууччалар сирдэрэ» когда саха говорит о своем то говриться в единсвтенном числе «мин сирим». Все жэ надо в фонетики покопаться ща найду учебник «Саха тыла» от 8 класса досихпор где то лежит %)
она никогда и ни кем не называлась «Саха Сирэ»
Что означает саха сирэ
1 абааһы
2 айыы
3 барахсан
4 бурдук
5 дельта
6 кукуруза
7 куорҕай
8 кураанахтаа
9 күн
10 кыһый
11 саҕалан
12 саха
13 симилэх
14 сир
15 сөмүйэ
16 сыыһыр
17 тарт
18 түбүлээ
19 тыа
20 ходуһа
См. также в других словарях:
Башарин, Георгий Прокопьевич — Георгий Прокопьевич Башарин Дата рождения: 21 марта 1912(1912 03 21) Место рождения: Сыланский наслег Чурапчинского улуса Якутии Гражданство … Википедия
Вольтер Франсуа-Мари-Аруэ — (Voltaire) знаменитейший литературный деятель XVIII века; родился в 1694 г. в Париже, в семье, принадлежавшей к среднему, трудовому сословию (отец его был сначала нотариусом, потом служил в счетной палате). Детство и отрочество его совпали с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Вольтер, Франсуа-Мари-Аруэ — (Voltaire) знаменитейший литературный деятель XVIII века; родился в 1694 г. в Париже, в семье, принадлежавшей к среднему, трудовому сословию (отец его был сначала нотариусом, потом служил в счетной палате). Детство и отрочество его совпали с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гимн Республики Саха (Якутия) — Саха Өрөспүүбүлүкэтин өрөгөйүн ырыата русск. Гимн Республики Саха (Якутия) Музыкальная редакция гимна Автор слов Савва Тарасов, Михаил Тимофеев (якутский текст) Владимир Фёдоров (русский текст) Композитор Кирилл Герасимов Страна … Википедия
Якутия — Координаты: 66°24′ с. ш. 129°10′ в. д. / 66.4° с. ш. 129.166667° в. д. … Википедия
Гимн Республики Саха — Саха Өрөспүүбүлүкэтин өрөгөйүн ырыата Гимн Республики Саха (Якутия) Музыкальная редакция гимна Автор слов Савва Тарасов, Михаил Тимофеев (якут … Википедия
National Anthem of the Sakha Republic — Саха Өрөспүүбулүкэтин өрөгөйүн ырыата English: National Anthem of the Sakha Republic Sakha Öröspüübulüketin örögöyün ırıata The Flag of the Sakha Republic … Wikipedia
Himno nacional de la República de Sajá — Саха Өрөспүүбулүкэтин өрөгөйүн ырыата Sakha Öröspüübulüketin örögöyün ırıata Español: Himno nacional de la República de Sajá 250px Información general Letra S.I. Tarasova, M.E. Timofeyeva Música … Wikipedia Español
Бикелас — Димитрий современный греческий литератор, родился в Сирэ в 1835 году. На шестнадцатом году жизни перевел Esther Расина. Проведя несколько лет в Лондоне и Париже, Б. основательно познакомился с литературой этих стран и, вернувшись в Афины, издал… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Франция* — (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шатлэ французская писательница — (Габриель Эмилия Le Tonnelier de Breteuil, в литературе известная под именем маркизы du Châtelet) французская писательница, подруга Вольтера (1706 1749). Получив блестящее образование, Ш. с ранних лет обнаружила интерес к философии и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Что означает саха сирэ
Никто не знает? Уже несколько лет так начинаются новости на якутском языке на НВК Саха, что скажете?
ВЕТА2015, Может саха сиригэр?
Может! А что это означает?
повод поучиться якуцкому языку))))
Вета это вид таракана из Новой Зеландии.
Загадка природы кроется и в организме древесной веты. Это насекомое похоже на гигантского таракана, которое обитает в Новой Зеландии. Из-за того, что в крови у этого животного содержится специальный белок, который исключает свертывание крови, древесная вета способна выдерживать самые низкие температуры. Кровь животного не замерзает, а вот сознание отключается, но как только древесная вета оттаивает, она снова оживает
хапытан, но с другой стороны бабушкут тоже можно понять, она военщина невыездная, присягу давала и бдит в отличие от вас, ей то на слуху Селигер, а есть же такой у нас вариант как почка Селигер, так что внемите немые, а слепые да увидят.
Значит, никто из носителей якутского языка не знает.
саха сиригэр- в якутии.
О! Нашелся, таки, хоть один настоящий якут, который может нормально ответить! Спасибо!:))
ВЕТА2015, внимательней проанализируйте текст.
саха- самоназвание народа.
Ладно, будем считать, что я поняла, еще раз спасибо!:))
ВЕТА2015, Как отличить западэнца от великорусса?Вдруг где то укропы и правосеки,страшно ажно,,вы наверно отличаете как то-свой не свой.
ВЕТА2015, Це украiську мову лучше начни размовлятся,она смешее чем саха селигер,что ни слово то прикол.Специально придумали язык,чтоб отличался от русского.А у вас правда в Мирном живут одни западэнцы?На мове гутарят?
укропы живут в Мирном и в Нерюнгри
отличаю русских от укропов, даже по запаху. Хоть фамилию поменяет, волосы отрастит и будет сидеть не вставая из-за стола, узнаю, что укроп. Могу не глядя отличить.
Также отличаю якутов от эвенов и эвенков. В зимней одежде со спины тоже отличаю.
Ну тада до кучи пусть и чукоцкий выучит, може пригодицо.
хе-хе,
Флаг вам в руки.
Лети на чукотку кули
Ничего не заклинит, не беспокойтесь!:))
плохие люди, чтобы приспособиться и обмануть чужих, учат их секретный язык
Саха селигер эта такая программа, для раздачи денег. Вот и рассказывают, а ты не понимаешь, сидишь как таракан
Мне вот никогда не трудно ответить человеку, помочь узнать.
большинство здесь сами неякуты и поэтому ругаются, завидуют якутскому языку
например я тоже не понимаю что это такое. Ну и пофик. Тут только литовцы озабочены якутским языком, потому что ненавидят якутов и то что те заставили их его учить. Поиздевались, наверно.
С перепугу выучили здесь якутский язык в 1945 году.
просто приятно, когда якуты что то щебечут по телевизору, успокаивает
перевод не знаю, но чувствую о чем говорят, с каким выражением и какие картинки следуют затем. Потом сравниваю, как на русском показывают, то же самое или меняют картинки и стиль речи, последовательность и прочее.
ВЕТА2015, напиши письмо телеканалу, будут выпускать передачи с субтитрами.
Заодно и язык подучишь.
ВЕТА2015, вы такая смешная ) ну правда же интересно человеку ) респект
lat Вчера, 22:03 (66.102.9.67) «саха сиригэр- в якутии.»
Хорошо, поняла, спасибо.
с СахаСТАНом как быть?
или не модно сейчас?
Вот и первые исследователи, да Серошевский напереводили на Саха Сирэ как слышат
Сидим 400 лет, расхлебываем.
Просто дословный перевод имеет двоякий смысл который
Поэтому долго стеснялись написать перевод.
Дословно переводится как «земля саха» или же в общепринятом значении переводится как «Якутия».
В языка саха нет ПРЕДЛОГОВ, наш язык агглютинативный. с идеальным строем языка.
Предлоги есть в флективных языках, к которым относятся и славянские языки. это молодые языки, со временем и вы перейдёте на агглютинативный строй.
Если хочешь знать о том, что говорят на якутском языке, то надо учить якутский язык. Искать в словарях переводы якутских слов.
Если нет желания учить якутский, то зачем тебе все это? Ну, говорят и говорят, какое дело тому кто не понимает якутского языка, или думаешь якуты должны говорить на своем родном языке с оглядкой на такие как ты, Если что-то сказали должны обязательно переводить (отчитываться) о том что сказали и о чем говорят.. Не много ли. Мы живем у себя на Родине и говорим на своем родном языке. Вот и все.
ты литовец, Якутия для якутов и вовсе не для литовцев!
шпион проклятый, волк в овечьей шкуре!
Когда литовцы отделились от России, то сразу потеряли права на Якутию. Уматывай из Якутии!
В твоих жилах течет поганая кровь фашистов арийцев, гитлеровцев, тебе не место в России.
О! Радостно завелся! В любом слове готов притеснения углядеть и нафантазировать ерунды, болезный!:))
«. или думаешь якуты должны говорить на своем родном языке с оглядкой на такие как ты, Если что-то сказали должны обязательно переводить (отчитываться) о том что сказали и о чем говорят.. Не много ли. Мы живем у себя на Родине и говорим на своем родном языке.»
Быйанг, 1. http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=3828412
2. В приличном обществе не принято: громко разговаривать, перешептываться, говорить на языке, который другие не понимают. Последнее скорей относится к людям из одной «компании».
Да, такое впечатление, что какие-то злыдни сидят и сами себя накручивают, а потом свою злость плещут
Всегда со всеми дружно жили, не было никаких недовольств и конфликтов.
Откуда этих понабралось столько?
ВЕТА2015, сон разума порождает чудовищ (с) Гойя
mina2014, никто не спорит что украинцы внесли свой вклад. Но рыба ищет где глубже, а человек где лучше. К примеру алмазы кончатся и Мирный опустеет. Там кроме работы людей больше ничего не держит. Будет стоять еще один город-призрак.
DarVetrov, такое ощущение, что украинцы будут виноваты, что алмазы кончились.
Ну, а что вы сказать-то хотели? Порадоваться, что Мирный опустеет? Ничто ни вечно и мало ли что еще
будет.
Алмазов разведано на 20 лет, откроют новые трубки, пусть даже не в самом Мирном.
ВЕТА2015, чего радоваться? Иногда странное мышление у вас. За примером далеко ходить не надо. Например Депутатский и другие промышленные посёлки на Севере.
2 февраля 2001 года, это черный день в истории поселка Депутатский. Пожар на электростанции буквально «съедает» все то, что строилось долгое время. Вновь заморозка поселка. Работники электростанции проявляли чудеса мужества, чтобы спасти хоть часть оборудования, а затем дать «свет» в поселок. Дизельная сгорела вся, но турбины остались не тронутыми огнем, они и снабжали поселок электроэнергией, до ввода в строй новой станции. А о том, как запускали турбину в полностью «мертвом» поселке, можно написать целый рассказ, (турбину энергетики предложили запустить от передвижного крана, который, как известно, имеет свой, автономный генератор). И вновь в истории поселка начинается новая эпоха. И вновь поселок выстоял.
В настоящее время Депутатский продолжает жить, хотя от некогда гиганта оловодобывающей промышленности и остался небольшой населенный пункт с населением, не превышающим четыре тысячи человек. Но этот поселок Наш, и мы должны его помнить и уважать, потому, что по другому жить и нельзя».
Саха Сирэ|Якутия
Респу́блика Саха́ (Яку́тия) (якут. Саха Өрөспүүбүлүкэтэ, Саха Сирэ) — субъектРоссийской Федерации.
Входит в состав Дальневосточного федерального округа.
Образована 27 апреля 1922 года какЯкутская АССР в составе РСФСР и СССР.
Показать полностью.
В 1991 году Якутская АССР получила своё современное название — Республика Саха (Якутия).
Это самый крупный регион Российской Федерации. Кроме того, Якутия — самая большая административно-территориальная единица в мире. Якутия больше, чем второе по размеру государство СНГ — Казахстан, и по площади превосходит Аргентину. Однако население Якутии меньше одного миллиона человек, что делает плотность населения в ней одной из самых низких по России (меньшую плотность имеют только Чукотский и Ненецкий автономные округа).
Якутия — регион с высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала[6].
Столица Республики Саха — город Якутск.
Саха Сирэ|Якутия запись закреплена
Саха Сирэ|Якутия запись закреплена
В большинстве своем охотники — народ суеверный и в приметы верящий. Каждый из тех, кто идет на промысловую, трофейную охоту, делает подношение лесным духам.
В особых, священных местах охотник брызгает водкой, оставляет пищу — словом, бурханит, иначе не будет у него охотничьего фарту. Между тем, уверяют промысловики, встречи с необыкновенным, неизведанным, происходят у них весьма часто.
Показать полностью.
Охотничьи базы обычно располагаются в максимально удобных местах, зачастую хозяйства строятся на месте заброшенных деревень. Местность, где когда-то жили люди, тоже имеет свою энергетику, особенно сильную, если на этой территории происходили какие-то трагические события.
В Ольхонском районе, недалеко от деревни Куртун, была деревушка, название которой уже никто и не помнит. На ее месте охотники построили зимовье. Не успели отстроиться, как начали приходить Они. — Они приходили не к каждому, — вспоминает Борис Дицевич, старший научный сотрудник УМЦ «Сибохотнаука», рассказы своих товарищей. — Мы потом анализировали и пришли к выводу, что видения были у чувствительных людей, наименее скептически настроенных.
Они — это люди в белых одеждах, мужчина с белой бородой и женщина с длинными белыми волосами. Никто не помнит черты их лиц, но всякий охотник, к которому они приходили, говорил одно — мужчина статный, очень высокий, а женщина очень красивая. Белые люди могли прийти ночью и днем. И каждый, кто их видел, описывает свое состояние как полубессознательное. Однажды Они пришли к охотнику, который выслеживал дичь в зимнем лесу. Мужчина потерял сознание, он не помнит, сколько времени провел на морозе, но потом долго удивлялся, что не переохладился и не обморозился.
Являясь, белые люди спрашивали: «Что вы здесь делаете?», и когда им отвечали: «Охотимся», строго произносили: «Здесь охотиться нельзя».
Решив, что белые гости просто так не уйдут, а после случая в зимнем лесу еще и опасны, охотники решили вызвать шамана из Куртуна. Тот взял четыре бутылки водки и побрызгал по углам зимовья. Ритуал длился больше двух часов, за это время шаман вошел в контакт с белыми людьми и выяснил, что они жители заброшенной деревушки, погибшие насильственной смертью. Что именно с ними произошло, шаман не сказал, говорить об этом запрещено. После проведения ритуала души успокоились и больше охотникам не являлись.
В другом зимовье видели черных людей с всклокоченными бородами, причем настроены они были куда менее миролюбиво, нежели белые. Вообще, за этим зимовьем у охотников закрепилась нехорошая репутация, каждый, кто проводил здесь ночь, просыпался совершенно разбитым, с гудящей от боли головой. Люди страдали от галлюцинаций. Однажды зимой здесь заснул охотник, которому приснились черные мужики, которые начали его душить. Проснувшись, человек понял, что на самом деле задыхается. На непослушных ногах он выбрался из зимовья и ненадолго потерял сознание. Можно было бы предположить, что человек отравился угарным газом, ведь печь была натоплена, но, оказывается, причина была несколько иная.
— Дело в печи-каменке, — объясняет Борис Дицевич, — такие печи нужно выкладывать из голышей — камней, которые берут на берегу реки. Это же были камни коренных пород с вкраплениями меди, которые, нагреваясь, выделяли ядовитые газы.
Профессор, кандидат биологических наук, преподаватель Иркутской сельскохозяйственной академии Олег Жаров — человек старой закалки и уверен, что для любой невероятной истории все же можно найти логическое объяснение.
— Часто нам приходилось идти на охоту или проводить какие-то исследования в тайге в одиночку, — рассказывает Олег Витальевич. — Так, один охотник заночевал в зимовье один, с ним была только собака. Зимовье топилось по-черному, и когда дрова перегорели, охотник закрыл отдушину.
Через некоторое время заслонка упала, охотник, не придав этому значения, водрузил ее на место. Вскоре заслонка опять ухнула на пол, охотник забеспокоился. Отдушина была расположена высоко, с улицы ее не мог достать ни человек, ни зверь, да и собака почуяла бы непрошеного гостя. Охотник лег спать в обнимку с карабином. Ближе к утру, когда едва забрезжил рассвет, его разбудил звук падающей заслонки. Кто-то заслонил свет в отдушине, охотник пальнул в темное пятно из ружья. После этого вышел на улицу. На снегу лежал мертвый филин. Оказывается, птица использовала отдушину в качестве теплого места ночевки.
— Убьешь князька — и фарту не видать, — говорит Борис Дицевич, старший научный сотрудник УМЦ «Сибохотнаука». — Один охотник рассказывал, как однажды в лесу среди деревьев он увидел белое пятно. Когда с осторожностью подошел поближе, то разглядел белую кабаргу. Это, конечно, был поразительный зверь. Обычно у кабарги цвет шкурки бурый, в тон темно-хвойному лесу, а этот был альбинос — с белой шкуркой, розовым носом и красноватыми глазами. Такие животные встречаются 1 на 10 тысяч.
Справиться с искушением охотник не смог и подстрелил зверя. После этого охотничья фортуна его покинула, и следующего своего трофея ему пришлось ждать очень долго.
— Я знаю еще одного охотника, который не удержался и подстрелил белую косулю, — говорит наш собеседник, — я уже не помню, что за этим последовало, но хорошо запомнил его слова: «Лучше бы я этого не делал».
Сам Борис Дицевич с подобными аномалиями сталкивался не единожды. Во время экспедиции на речку Калакан (это правый приток Витима) он находил сброшенные лосиные рога с 20-кило- граммовым наростом, череп лося со странной шишкой 15 см в диаметре. Местные охотники рассказывали, что встречали изюбра со странными наростами вместо рогов.
Наличие этих костяных аномалий наш собеседник объясняет травмированием молодых рогов в густых зарослях, в то же время не исключается влияние радиации. Ее процент высок на некоторых естественных солонцах, которые образуются в местах разломов земной коры.
Саха Сирэ|Якутия запись закреплена
Доисторический и дороссийский
Якуты охотники. Конец XIX, начало XX века.
Человек заселил территорию современной Якутии в глубокой древности. Археологами установлено, что древний человек заселил Якутию уже в раннем палеолите. Тогда же появились первые археологические памятники, датируемые в рамках от 300 тысяч до 3 млн лет назад.
Показать полностью. Наиболее известный и хорошо изученный из них, этонижнепалеолитическая стоянка Диринг-Юрях, которая расположена в среднем течении реки Лены. Сенсационные находки якутских археологов под руководством Ю. А. Мочанова на стоянке Диринг-Юрях позволили высказать предположение, что формирование людей современного типа началось здесь 3,2 — 1,8 млн лет назад. Правда такой ранний возраст Диринг-Юряхских каменных орудий ещё не получил убедительного доказательства. Пока наиболее древние археологические находки датируются 300 тыс. лет.
Начиная с середины I тысячелетия н. э. на территории Якутии появились предкиэвенов и эвенков. Продвижению древних тунгусоязычных охотников и оленеводов из Забайкалья и Приамурья на север дали толчок появившиеся в Восточной Сибириплемена тюркоязычных скотоводов. К XIII веку тунгусские племена расселились на Средней Лене, Вилюе, Олёкме. Приход предков якутов в Ленский край заставил их отойти к западу и востоку от Лены. Часть тунгусских родов, оттесненная кОхотскому морю, расселилась по бассейну Колымы, Индигирки и Яны. Смешавшись с юкагирами и коряками, они образовали новый народ — эвенов.
Крупнейший из коренных народов республики, давшей ей название —якуты — (самоназвание саха) занимают весьма своеобразное положение, которое характеризуется особенностями языка, традиционной культуры и физического облика.
Принято считать, что этнос приспосабливается к определённому ландшафту в период своего формирования. С этой точки зрения, якуты как народность сформировались в бассейне Средней Лены, то есть на территории Центральной Якутии. Здесь произошло окончательное формирование народа на основе смешения пришлых тюркоязычных племен с местными палеоазиатскими родами, а также с пришлыми монголоязычнымми хоринцами и тунгусами.
Распространение скотоводства внесло значительные изменения в хозяйственную жизнь региона. Предки якутов сумели сохранить и развить коневодческо-скотоводческую структуру своего хозяйства в экстремальных условиях Севера, привнесли в регион ремесленное производство (кузнечное, ювелирное, гончарное и др.), строительство жилищ постоянного типа. Уже к началу XVII века якутские роды жили в бассейнах Индигирки и Яны, продвинув в арктические районы Якутии культуру разведения крупного рогатого скота и табунного коневодства. Параллельно шло формирование особой этнографической группы северных якутов-оленеводов, перенявших от местных тунгусских и юкагирских племён способы ведения хозяйства в условиях тундры илесотундры.
В якутских преданиях XVII векопределяется эпохой Тыгына и тыгынидов. Академик А. П. Окладников называл его «Якутским царем». «Фигура Тыгына, — писал А. П. Окладников в первом томе „Истории Якутии“, — мудрого старца, владыки и грозного воина, избранника самого Улуу Тойона, каким представляли его сородичи, уже при жизни сливалась на этом фоне с величественными образами эпических богатырей и божеств… Наконец и сама по себе гибель Тыгына связана была с крупнейшим историческим переломом в жизни якутов, появлением русских на севере и обрисована в величественных чертах эпической драмы».
Саха Сирэ|Якутия запись закреплена
Саха Сирэ|Якутия запись закреплена
Саха Сирэ|Якутия запись закреплена
Мин кырдьык буолбут кэпсээммин кэпсиирбин конуллээн итэ5эйэр боллохытынан итэ5эйин сох да сох ол гынан баран илэ харахпынан кулгахпынан корбутум истиьитим чэ кэпсиибин.
Биэс ду алта ду сыл ыннара отоугэр арай биир утуо киэьээ ходуоьабытыгар оттоон бутээт убайбынаан сайылыкпытыгар хоно хаалбыппыт.
Показать полностью. Арай туун ортото ким эрэ киирэн уонна эттэ (ньо браттар тахсын эрэ тахсын кус котор кэмэ да кэллэ) диэтэ убайбынаан тахсан корбуппут ким да суоха аамыт хатаммытын курдук хатанан турар саларбытын ылаат боьуолэккэ куоттубут арай баран исэхпиьинэн атах тыаьа чугаьааттан чугаьаан истэ сык сык сык сык эргиллэн корбуппут хайа эрэ хонуу ата сыддьар эбит онтон дьиэбитигэр тиийэн баран а5абытыгар кэпсээтибит ону а5абыт эттэ (наьаа кульсэн айдаара сыппыккыт буолуо дьиэтэ) крут ол сайылыкка сырыттахтарынан улахан тыал туспут титиит сарайын салгынна оро кото5он а5ам табаарыьын урдугр бырапыт дьн кэпсбитэ а5абыт ч уонна манан буттэ.
Былырыын табарыспар куораттан булуугэ масыына илдьэн иьэн маннык тубэлтэзэ тубэстим, куьун октяб ый этэ куораттан оностон корунэн аьаан сиэн баран киэьээ 10ч сазана арахтым дьиэбиттэн биир буокка ыллым сирбин аьатарга диэн, кутанарым диэн аны олох билбэт масыынам этэ атылаьаат биир да хомокко айанаабытым тохтоотозум аайы сирбин алхаан аьатарым, туун горнай ааьан баран орто суртка дьугаьаан иьэн арай ынырыктык утуктаатым билигин сотору орто сурт кэлиэ диэммин тохтоон утуйбатым айаннаан иьэн арай суол кытыытыга улахан базайы киьи турар масыына тохтото сатыы турар курдук илиитин уунар, оо мин куталбыттан этим тыбыстымныы буолла, муустаах ууну урдубэр куппут курдук хаьан да кутаматахпын кутанным, масыынам гааьын польикпар ылан сыьыаран кээстим, дуьабын олох тииспэр ытыран иьэбин куталбыттан, кэтэстэххэ ыраазыын эчи тиийиэхтээх сирим, орто суртка тиийэн баран ьуу диэтим онно тиийэн баран чайнойга чээйдээн утуйан баран сарсыарда айанаабытым этэн,э тиийиэхтээх сирбэр тиийбитим, тиийэн баран кэпсээтим оннук кордум диэн ону ийэлэр маннык диэтэ ити аата эйигин суол ичитэ сэрэпит диир утуйума диэн базар утуктаан гльук корбутум буолуо.
Дьэ мин кэпсиим эрэ, ким итэ5эйэр ким итэ5эйбэт. О5о сааЬым этэ. 9 кл.бутэрэн баран дойдубар Уус-Алдан районугар Танда диэн беЬуелэккэ эбээлээхпэр оттуу диэн а5абын кытта кэлбитим. Дьоммут оттуу барбыттар, биир кун хонон баран мин а5абн кытта атпытынан 30 кестеех сиргэ оттуур сирбитигэр хомунан имэнэн бардыбыт. Улахан алаас диэн сиргэ тохтоон чээйдээтибит, дьэ чээйдээн бутэн бардыбыт. Таьырдьабыт эмискэ ханаран хаалла, а5ам аткын тургэт диэтэ, тургэттим. дьэ до5оор хаьан да кербетех. туулбэр да баттаппатах абааьыбын кердум. Оо этим сииним тымныйда, хаьан да куттамматахпын куттаннын. Кэннибин хайыьан кербутум абааьыларым 3 миэтэрэ курдук урдуктээхтэр, икки крдк этилэр, атпын ата5ыттан тардар крдк илиитин уунар, оо мин куттанаммын хаьытаатым а5ам хаьытаама диир, дьэ оттуур сирбитигэр чугаьаатыбыт, эмиэ кэннибин хайыстым били абааьыларым, бу ситэн кэлиэх курдуктар. А5ам барахсан хахаха сиппэтигит диэт да. абааьыларбыт сутэн хааллылар.дьэ уоскуйан ьуу диэтим.
Мин кэпсиим, бу тубэлтэ наьаа интэриэьинэй да болбатар мин улаханнык куттаммытым, куьуеру диэки Мэнэ Ханалас Бэдьимэ нэьилиэгэр мин сосед табаарыспынаан уонна бырааппынаан оонньуу сырыттыбыт былыттаах кун этэ, оонньуу сылдьан урэх аттыгар маслазаводка кэлэн туннугун ененнестубут биир улахан туннук кыра ого батар хайагастаах этэ, билигин ейдуурбунэн факел онорон оонньоору испиискэ ыла кэлбит эбиппит, мин бастакы киирэргэ соруннум, киирээри ененнуу турдахпа завод иьигэр утары аантан учуей согустук муус маган халаат кетен таххыбата ээ, сагата турбут, нэлэгэр кендей истээх кетен тахсаат ханас диэки салайан мистэ ону мин этим тымныйан секуундэ курдук муна туран баран блээт куоттубут диэн хаьытаат урэх диэки тэптэрдим уолаттарым эккирэтэн кэлээт ыйаталастылар. Онтон ыла ол заводу одуулаабат буоттум.




