что означает системный человек
Мыслить системно: что это значит и как научиться?
Все в этом мире подчинено системам. Это упорядоченные структуры, состоящие из различных элементов: природа, общество, быт, работа. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, нужно развивать системное мышление.
Мышление — одна из базовых функций головного мозга, оно позволяет нам обретать опыт, обучаться навыкам, применять их в деятельности, решать задачи. Системное мышление (СМ) — это способность понимать связи между объектами, предметами, явлениями, а также целостно их рассматривать. Логика направлена на упрощение любой системы, ведь она позволяет как раз разделить ее на составные элементы. А выявить глобальные закономерности можно лишь при помощи системного подхода. Таким образом, для развития СМ необходимо обладать развитым логическим мышлением.
Зачем нужно
Системное мышление полезно людям абсолютно разных профессий — творческих, аналитических, прикладных. Оно позволяет проследить процессы развития тех или иных явлений, разрушить стереотипы, рассматривать ситуации объективно — т.е. со стороны. Если говорить простыми словами, то такой мыслительный процесс позволяет здраво оценивать мир вокруг и допускать меньше ошибок. Это пригодится для управления в любом виде — от руководства компанией до воспитания детей, создания комфортных условий для жизни, аналитики, прогнозирования. Вместе с критическим мышлением, СМ позволяет объективно оценивать поступающую информацию и правильно ее применять.
Где познакомиться
Поскольку понятие СМ появилось относительно недавно, сейчас многие ученые активно изучают его принципы, а также формулируют основы развития. Дети самостоятельно создают почву для развития этого склада ума. Пример — сборка конструктора. Для взрослых же разрабатываются инструкции, упражнения, игры, книги.
Например, в книге «Технология системного мышления», которая создана целым коллективом авторов, разобрана пошаговая инструкция:
Авторы Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт в своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» также дают несколько полезных рекомендаций:
Как развить
Системное мышление не развивается вместе с остальными когнитивными функциями, его необходимо тренировать дополнительно. Этот навык формируется в процессе обучения следующими методами:
Креативное решение проблем. Фундаментальная стратегия развития СМ основана на всемирно признанной Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это методика направленного поиска ответа, которая позволяет выявить закономерности развития любой системы и применить их в качестве рабочего инструмента. Подробно эта методика разобрана в нашем курсе «Творческое мышление».
О системном мышлении

Системное мышление — это практический подход к восприятию мира, который значительно ускоряет способности анализировать, принимать решения и учиться. Практический потому, что сформирован практикой, а не вырос из абстрактных математических теорий.
Если вам знакома аббревиатура ТРИЗ, то я бы сказал, что методы ТРИЗ — это набор частных случаев применения системного мышления в физическом производстве.
Системы
Система — это абстрактное понятие, позволяющее нам структурировать окружающий мир в удобном для анализа виде.
Система — это совокупность связанных между собой штук сущностей.
Связанных — в смысле хоть как-то влияющих друг на друга: передающих информацию, скреплённых сваркой, дёргающих друг дружку за верёвочки, etc.
Важно понимать: только человек решает что назвать системой, природа не различает систем. По сути, любой набор любых сущностей можно обозвать системой, но это недейственный метод. Система должна быть концептуально целостной, только тогда её использование будет полезным.
Если представить граф, вершинами которого будут все сущности в анализируемой нами области, а рёбрами — связи между ними, то хорошими кандидатами в системы станут кластера сильно связанных вершин.
Выглядеть это может примерно вот так.
Любая система может состоять из подсистем и быть частью одной или нескольких метасистем.
Системное мышление
Понятие системы выглядит не сложным и думать в таком стиле вряд ли адский труд, но зачем?
Системное мышление — это порождение практики. Как оказалось, многие свойства систем слабо зависят от области в которой их выделяют (физика, педагогика, логистика, etc.), но сильно — от топологии системы — структуры и видов связей между её компонентами. Оказывается, мир не такой разнообразный, каким кажется, достаточно правильно абстрагироваться.
Характерными общими свойствами систем можно назвать, например: жизненный цикл, обратную связь и ортогональность. Эти концепции неплохо живут и без отсылок к системной инженерии, но именно она даёт удобный способ распространить их на окружающий мир.
Поэтому, как только мы начинаем мыслить системно, то получаем ряд важных преимуществ.
Возможность обобщать и распространять свой опыт, полученный в одной области, на окружающий мир.
Допустим, вы всю жизнь проработали со станками и прочими механизмами и наверняка знаете много хитрых закономерностей и особенностей их функционирования. Будьте уверены, существенная часть этих закономерностей может быть перенесена на другие системы, например, информационные или, чего уж там, человеческие.
Главное правильно заменить в этих закономерностях детали и связи между ними, на человечков и связи между ними (такая вот тавтология). Сделать это напрямую сложно, однако системный подход даёт нам общий язык представления подобных знаний в виде систем. Поэтому, если мы научимся смотреть на нашу работу со станками и с людьми как на работу с системами, то многие наши знания естественным образом можно будет применять сразу к этим двум областям (а заодно и к остальным).
Универсальный «инструментарий» для анализа, прогнозирования и разработки новых систем.
Инженерами выявлено множество свойств, характерных для всех систем, так и для их групп. Используя эти свойства в своей работе можно не только значительно упростить и ускорить решение задач, но и получить общий язык для общения с коллегами, в том числе, из других областей деятельности.
Для IT-шников это особенно полезно, поскольку сегодня разрабатываешь банковское ПО, завтра медицинское, а послезавтра мобильную игрушку, CMS или любую другую загадочную вещь. Вникать заново в каждую область нет времени, к счастью, это и не требуется — достаточно мыслить системно. Однако это не избавляет от необходимости изучать базовые принципы соответствующей области, поскольку именно они позволяют выбирать правильные абстракции.
Что дальше…
Если вас заинтересовали системное мышление и системная инженерия, рекомендую прочитать книгу: «Путешествие по системному ландшафту» Гарольда Лоусона — это хороший учебник для тех, кто начинает знакомиться с системной инженерией.
Также в комментариях принимаю предложения по темам новых статей. Конечно, если они вам интересны 🙂
Системное мышление – что это такое. Особенности формирования
Современный, постоянно изменяющийся мир ежедневно ставит перед человеком десятки проблем, которые требуют быстрого и эффективного решения. Без этого невозможно стать успешным, да и просто благополучным человеком. Для того чтобы соответствовать требованиям реальности, нужно обладать системным мышлением, позволяющим оценивать любую ситуацию целостно, видеть и использовать все взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений действительности.
Что значит мыслить системно
Системный подход к решению сложных задач сформировался давно, но в течение длительного времени о нем знали и рассуждали только ученые, и использовался он в научных исследованиях. Но в конце XX века стало понятно: окружающий нас мир настолько усложнился, что не только обыденного, но и строгого логического мышления недостаточно. Оно со времен Античности считалось высшей формой мыслительной деятельности, но оказалось не в состоянии справиться с теми задачами, которые ставит перед человеком современная, в прямом смысле слова многомерная реальность. Чтобы разобраться во всем и эффективно с ней взаимодействовать, нужно системное мышление.
Что такое система
Есть такое высказывание, которое приписывается Аристотелю: «Целое больше суммы своих частей». Эта на первый взгляд парадоксальная мысль хорошо отражает сущность системного подхода.
Любой объект, в том числе мы сами, наша психика, организация нашей жизни, имеет свойства системы. То есть не просто состоит из отдельных элементов, а представляет собой системную организацию их связей. Взаимодействие структурных элементов делает систему жизнеспособной, а характер связей определяет ее свойства, качества, особенности, функции и возможности. Причем этими особенностями и функциями обладает именно целое, их нет у отдельных частей, даже если их просто сложить вместе.
Можно привести простой, хоть и несколько утрированный пример. Вот человек. Он сложный объект, состоящий из множества частей или элементов. Но будет ли сумма его частей (голова, две ноги, две руки, туловище, пищевод, сердце, печень, мозг и т. д.) живым, мыслящим, действующим индивидом? Нет. Это будет расчлененный труп, а не живой человек, потому что все его элементы должны быть связаны в единое целое. И связи эти настолько сложны, разнообразны и многоплановы, что наука и сегодня еще далека от полного их понимания.
Взаимозависимость всех частей системы называется корреляцией и означает, что изменения в одном из элементов неизбежно влекут изменения и в других, а также в системе в целом. Принцип корреляции объясняет, например, неэффективность несистемного подхода в медицине. Он заключается в следующем: если у человека болит голова, то лечат голову, если желудок, то, соответственно, желудок. А ведь наш организм – целостная система, и лечить нужно с учетом системных связей.
Есть и еще один важный момент. Любая система состоит из подсистем, которые до бесконечности дробятся на все более мелкие части. Но изменения даже в самом, казалось бы, малозначимом элементе влияют на состояние системы в целом. С другой стороны, любой объект — часть более крупного структурного образования: человек – частичка семьи, семья входит в этнос, этносы объединяются в государство, а то, в свою очередь, элемент человечества, которое является частью живой природы планеты Земля и т. д.
Отдельные объекты могут одновременно входить во множество систем. Так, человек не только член семьи, он входит в группу друзей, профессиональный коллектив, спортивный клуб, сообщество в социальных сетях и т. д. Учитывая это, становится понятно, насколько сложно бывает разобраться в происходящих с нами процессах, а тем более управлять ими. Для этого и необходимо системное мышление.
Особенности системного мышления
Мы привыкли считать, что логическое мышление самое лучшее и эффективное, а сейчас все чаще говорят о системном. Чем же оно отличается от логического?
Принцип логического мышления – совершение умственных операций анализа и синтеза. Объект расчленяется на отдельные элементы, которые анализируются, изучаются, выявляются их особенности, возможности других комбинаций, а затем они соединяются вновь, возможно, в новом сочетании, или используются для конструирования других объектов. Логическое мышление связано с принципом алгоритма, то есть последовательных операций, каждая из которых является своеобразной ступенькой для перехода к следующей.
Но это не всегда эффективно для решения сложных проблем, имеющих системный характер и связанных с разными аспектами нашей жизни. Понять, как можно изменить ситуацию к лучшему или не сделать ее еще хуже, можно только взглянув на нее со всех сторон и увидев все внутренние и внешние связи и зависимости. Логический анализ здесь нужен, но он недостаточен. Попытки решить проблему без учета системных связей могут привести к серьезным ошибкам. Вот, например, одна из таких ситуаций.
В середине XX века стала популярной идея мелиорации, то есть осушения болот. Если рассуждать логически, то эти залитые зловонной жижей и даже опасные участки совсем не нужны. Если их осушить, то освободятся плодородные, покрытые торфом и другими органическими отложениями земли, так необходимые сельскому хозяйству. А сами болота перестанут быть источником комарья, змей, повышенной влажности и опасности для грибников. Все логично? Да.
Но на деле получилось не так. Осушение болот привело к исчезновению мелких ручейков и речушек, которые они питали. Из-за этого обмелели крупные реки, а уменьшение весеннего паводка привело к исчезновению заливных лугов, которые были источником пропитания больших стад скота. Уменьшилось количество подпочвенных вод, родников, ключей, и это привело к засолению почв и снижению урожаев даже там, где до мелиорации они были высокими. С исчезновением болот исчезают некоторые виды растений, насекомых, животных, которые тоже играли важную роль в единой системе жизни.
Вот вам реальный пример действий людей, не использующих системное мышление, не учитывающих все сложные взаимозависимости экосистемы.
Сообщество людей – не менее сложное структурное образование, и отсутствие системного подхода, например, при решении конфликтов может привести к обратному результату, когда этот конфликт будет распространяться вглубь и вширь, выйдет за пределы одной системы и будет неуправляемым. Ведь мы все являемся системами и живем в системном мире.
Способности людей с системным мышлением
Люди, обладающие системным мышлением, могут добиться успехов в разных видах деятельности, потому что их решения будут наиболее эффективными и лучшими. Это связано с целым комплексом индивидуальных качеств, к которым можно отнести следующие:
Для людей с системным мышлением характерен высокий творческий потенциал. Их креативность поддерживается способностью устанавливать связи-ассоциации между явлениями и событиями, на первый взгляд, ничем не связанными друг с другом. Но это креативность в широком понимании, дающая возможность для самореализации не только в науке и искусстве, но и в других сферах жизни: бизнесе, менеджменте, образовании, политике и т. д.
Системное мышление позволяет увидеть перспективы развития, отличить правду от лжи. Поэтому личности, обладающие этим типом мышления, реже становятся жертвами обмана и манипуляций.
Формирование системного мышления
Есть люди, обладающие врожденной способностью к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но и эту способность нужно развивать, делать ее более осознанной и организованной. Тем более стоит подумать о формировании системного мышления тем, кто таким даром не обладает. Это вполне реально. Системному мышлению, так же как и логическому, можно научиться, но подходить к этому процессу тоже надо системно.
Психика человека – очень сложная система, все элементы которой находятся в тесной взаимозависимости. Мышление как высшая форма познания связано в первую очередь с познавательными процессами, и его развитие зависит от того, насколько они «прокачаны». Системный подход к развитию мышления включает следующее процессы:
Так как вся наша действительность имеет системный характер, то любое ее познание, не просто принятие, а именно творческое познание будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны. Творческое мышление специализируется на нестандартном решении задач, а это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, пусть даже простое незамысловатое рукоделие – это повышение уровня системности вашего мышления. Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинирование различных идей, материалов, техник. И самое главное. Любое творчество – это создание упорядоченной системы из хаоса.
Кроме очевидной пользы для развития мышления, воображение и творчество – это источник позитивных эмоций. А ничто так не стимулирует развитие, как получение удовольствия.
Упражнение по развитию системного мышления
Мы с вами уже знаем, что каждый объект представляет собой систему. Найдите в своем окружении любой случайный предмет, например, пусть это будет книга:
Выполняя это упражнение, вы поймете, что можно легко выйти за пределы несистемного мышления, ограниченного жесткими рамками стандартов.
Такие занятия интересно проводить в группе, устраивая своеобразное соревнование, выбирая каждый раз новые предметы. Можно усложнить задание и подумать, как изменится предмет, если внести изменения в какой-то элемент его структуры.
Что такое системное мышление и для чего оно нужно?
Мир, в котором мы живём, является сложным. Он намного сложнее нас самих. И мы сами — намного сложнее того, что мы о себе знаем. Соответственно, чтобы хотя бы отчасти разобраться в жизни и научиться в ней эффективно действовать, надо уметь думать, учитывая всю эту сложность. Для этого и нужно уметь мыслить системно. В этой статье я объясню, что это означает.
Что такое система? Система — это такая точка зрения на всё что угодно. С точки зрения понятия «система», всё на свете есть взаимосвязанные между собой элементы. То есть стол, например, это связанные между собой определённым образом ножки и столешница. Причём если мы возьмём отдельно ножку и отдельно столешницу — воспользоваться ими по отдельности как столом не удастся. Они могут быть столом, только будучи определённым (не каким угодно, а определённым!) образом связаны между собой.
То есть создание системы — это соединение различных вещей в новую вещь, имеющую такие свойства, которые не имел ни один из этих элементов по отдельности. На ножку нельзя поставить чашку чая — свалится. На столешницу можно поставить чашку чая, но она будет очень низко, практически на уровне пола. А вот на целый стол чашку чая поставить можно, и она будет устойчиво находиться достаточно высоко.
При этом стол является частью более сложной системы под названием, например, «комната». А ножка стола тоже может состоять из дерева и нанесённого на него лака. И так — до бесконечности.
Хорошо, что такое система, мы поняли. А что такое системное мышление?
А системное мышление — это умение видеть во всём систему и умение придумывать новые системы. Умение понимать, что с чем как связано и умение придумывать, как связать между собой известные нам вещи, чтобы получить нечто новое.
Пример системного мышления — это создание бизнеса. Потому что бизнес есть система, состоящая из людей, которые работают. Причём по отдельности каждый из этих работников много не заработает, а вот будучи организованными вместе, они создают сложный продукт, который можно задорого продать. При том, что ни один из этих работников в одиночку этот продукт сделать не сможет, потому что не умеет делать всего на свете. А если и умеет, то будет делать его намного дольше, чем это сделала бы организация.
То есть человек, умеющий думать системно — это человек, умеющий видеть в мире связи и умеющий создавать в нём новые связи. Он умеет комбинировать.
При этом для системного мышления важно не только создавать новые связи, но и видеть уже существующие. Потому что всё в конечном счёте связано со всем. Вопрос лишь в том — каким образом.
То есть несистемно мыслящий человек видит в лучшем случае только что-то одно без связи со всем остальным. Например, видит только одно своё желание — и не видит других своих желаний и связей между ними. Видит для себя только одну возможность — и не видит других возможностей и связей между ними. Видит только одно решение для задачи — и не видит других решений и связей между ними.
Несистемно мыслящий человек видит всё только однобоко. Например, в работе он может видеть только деньги. И не видеть там ещё и общение, и развлечение, и карьерный рост, и какие-нибудь другие вещи. А также не видеть связей между всеми этими процессами.
Системно же мыслящий человек старается никогда не ограничивать своё мышление рассмотрением только одного фактора. Он старается видеть всё, объёмно. Видеть много различных процессов, нюансов, точек зрения. Видеть, как они связаны. И видеть, как он сам может их по-своему, по-новому связать.
Поэтому учитесь думать системно. Никогда не ограничивайтесь в своем мышлении чем-то одним. Во всём учитесь видеть множество явлений с ещё большим множеством связей между ними. И учитесь создавать свои связи.
И тогда мир, наконец, станет для вас понятен. И доступен для изменений. Для сложных, для системных изменений.
Как и зачем учиться системному мышлению?
Мы живем в мире систем – начиная от человеческого организма и заканчивая социально-экономическим устройством общества. Все, что существует в форме процесса, является системой, потому что ни один процесс не может происходить хаотично, он должен подчиняться определенным закономерностям, сохраняя баланс соотношения производительности и отдачи внутренних элементов.
Если мы подумаем, что такое системность, то на ум придут следующие синонимы: «дисциплинированность», «планирование», «продуманность», «слаженность» и т.д. Данное понятие не стоит путать с систематичностью, которая предполагает повторение какого-то действия с определенным промежутком времени. Но что же получится, если мы обратимся к более комплексному понятию «системное мышление»? Для этого введем еще один термин – «мышление».
Мышление – понятие, неразрывно связанное с сознанием, которое функционирует с целью познания окружающего мира, выявления образов и построения связей между ними, представления, обозначения, определения их возможностей, их измерения и применения [В. Кемеров, В. Мацкевич]. Указанный термин подвергается классификации по множеству критериев, многие из которых вы можете увидеть в нашей статье «Мышление: что это такое и каким оно бывает». Одной из важнейших разновидностей мышления является как раз-таки системное мышление.
В своем выступлении перед аудиторией менеджеров руководитель «Сбера» Герман Греф высказывал мнение о том, что отсутствие системного мышления (лично для него) является «катастрофой по жизни». При этом, руководитель крупнейшего банка России указывает на две ключевые составляющие данного понятия: способность к анализу (погружение в детали, структурирование изучаемой проблемы) и способность к синтезу (абстрагирование от мелочей, переключение на более крупный масштаб) [Г. Греф, 2018].
Конечно, трудно не согласиться с тем, что системное мышление – действительно важный навык, желательно присутствующий в сознании человека, выученный им и применяемый в повседневной практике. Однако не стоит печалиться, если вы им не обладаете, ведь этому можно научиться. Один из отличнейших способов это сделать – пройти нашу онлайн-программу «Когнитивистика», уделяя которой около 15-25 минут в день, вы за два месяца разовьете свои когнитивные способности, прокачаете различные виды мышления (в том числе и системное) при помощи нескучных тренировок для мозга.
Возвращаясь к определению, указанному Г. Грефом, сделаем небольшую поправку – конечно, системное мышление гораздо шире и объемнее и включает в себя не только две указанные компоненты. Ниже мы раскроем этот термин более широко, расскажем, как тренировать данный вид мышления и стоит ли вообще этим заниматься.
Что значит мыслить системно?
Первоначально необходимо указать, что системное мышление – это навык, который понадобится в абсолютно любой ситуации, и вот почему:
Теперь остановимся на сущности системного мышления, в частности на его первой части – определении «системное».
Некорректно будет проигнорировать пионера в области системного мышления, уже упомянутого Барри Ричмонда, предложившего следующее определение: «Искусство и наука формирования надежных связей в поведении с помощью глубокого погружения в понимание внутренних структур явления». В дополнение автор приводит также выражение «умение видеть как отдельное дерево, так и лес, сохраняя визуальный контакт с обеими частями одновременно» [B. Richmond, 1994].
И действительно, самое главное, что мы можем выделить в системном мышлении – это умение разглядывать как подробности, детали, мелочи объекта или явления (метод индукции), так и сохранять целостную его картину, не терять ощущение масштабности (метод дедукции).
В научной работе американских ученых из частного Технологического института Стивенса анализируется ряд определений с целью достижения наиболее правильного и полного. Авторы приходят к следующему терминологическому объяснению системного мышления: «это набор синергетических аналитических навыков, используемых для улучшения возможности идентификации и понимания систем, предсказания их поведения, а также возможности их изменений с целью достижения желаемых результатов. Все данные навыки работают, как система».
Авторы также указывают на три обязательные составляющие любой системы:
Теперь давайте рассмотрим любую систему, к примеру, палисадник:
Еще раз глядя на второй пункт, мы можем сделать вывод, что системное мышление действенно как раз из-за того, что оно учит видеть те связи, которые раньше вы, казалось, не замечали, но значимость которых не менее важна, чем тех, что очевидны и явны. Конечно, влияние на существующие и возникающие системы – ключевое свойство для человека. Но чтобы правильно (т.е. в рамках поставленной цели) повлиять, недостаточно просто взять и изучить структуру, нужно понимать, какой реальный синергетический эффект возникает при отношениях между элементами системы [Ц. Церенов].
Тематике системного мышления посвящена довольно обширная литература. Перечислим наиболее яркие и популярные из них:
Возможно, вы уже знакомы с какой-либо из данных книг либо читали что-то другое по системному мышлению. Будем рады увидеть ваши отзывы в комментариях.
Заострить же ваше внимание нам хотелось в большей степени на последней книге. Остановимся на ней чуть более подробно, т.к. именно она считается классикой в освоении рассматриваемого навыка.
Что подскажет Джозеф О’Коннор?
Коротко опишем основы системного мышления, изложенные в книге О’Коннора и Макдермотта.
Любую систему можно представить, как составную из ее дробных частей (анализ), что позволит познать ее несколько проще, а воссоединение их вновь (синтез) даст понимание того, как они между собой взаимодействуют. При этом размер для каждой системы должен быть свой – «больше, не значит лучше». Это особенно полезно понимать при построении организационной системы, выбирая оптимальное количество участников коллектива.
Сложность системы – один из ее важных показателей. Сложность бывает детальная (когда слишком много компонентов; пример – мозаика) либо динамическая (когда слишком много связей между компонентами; пример – шахматы). При этом, последние системы чаще всего более стабильны в силу сложности взаимозависимости между элементами, однако и они подвергаются изменениям за счет эффекта рычага.
Эффект заключается в том, что необходимо найти самый слабый элемент системы, точку ее развития и направить изменения конкретно на нее, что приведет к усовершенствованию всей системы. Так, наблюдая неэффективность какого-сотрудника, руководитель стремится к повышению его квалификации, дополнительному отпуску либо замене.
Какие же изменения системы могут претерпевать? О’Коннор приводит такое понятие как «петли обратной связи» (при воздействии на систему, мы возвращаемся в исходную точку, но уже в модифицированном виде) или, иначе, способы воздействия на систему:
Все указанные виды изменений не могут признаваться эффективными, если делать акцент на одном из компонентов системы. Всегда нужно помнить об их устойчивом соотношении, о балансе, приводящем к эффективности.
Вторая часть книги посвящается ментальным моделям – убеждениям, ценностям, идеалам (они в совокупности также являются системой), в которые верит тот или иной человек и которые определяют ориентацию системного мышления. Сначала автор рассматривает способы их образования, в частности:
Если вы хотите достичь рациональности системного мышления, помните об указанных способах построения ментальных моделей, старайтесь быть объективными и нивелировать те из них, что искажают реальность, запоминайте и анализируйте все исходы событий без привязки к конкретным эмоциональным реакциям.
В книге рассматривается также проблема причинно-следственных связей, где автор указывает, что нужно в большей мере оперировать не причинами, а факторами. На данном пути тоже выделяется три ошибочных суждения системного мышления в контексте причинно-следственных связей, в частности:
Эти и многие другие темы, аспекты и навыки системного мышления (к примеру, эффект бабочки, формальная логика, рекурсия, ограничивающие ментальные модели и т.д.) раскрыты далее в «Искусстве системного мышления…» Советуем вам обратиться к книге, чтобы узнать побольше нового и интересного. А мы бы хотели поделиться тем, как все-таки развивать системное мышление, если вы чувствуете, что вам не его не хватает.
Развитие системного мышления
Перед тем как приступить к тренировке системного мышления, советуем пройти тест, который покажет, стоит ли вообще это делать – возможно, ваше системное мышление и так развито отлично (хотя дополнительная, так сказать, профилактическая тренировка лишней не будет). Среди рекомендаций предлагаем вам тест от платформы «Россия – страна возможностей», где вы можете авторизоваться с помощью социальной сети или регистрации, и от другой платформы по трудоустройству TestOnJob, где прохождение теста свободно.
Итак, существует несколько способов раскрытия потенциала и формирования системного мышления:
Расширение кругозора и эрудиции
Не случайно данный метод мы поставили на первое место. Чем больше образовательного, коммуникативного, эмпирического опыта вы получаете, тем шире вы раздвигаете рамки своего сознания. Знакомьтесь с интересными людьми, путешествуйте, читайте правильную качественную литературу, приобретайте новые навыки, увлекайтесь дополнительным хобби, учите языки – совершайте больше нового!
Зачем? Ответ прост: это все опыт, позволяющий вам понять многообразие мира, закономерности его функционирования. Системное мышление сродни междисциплинарности, смежности предметных областей, и чем больше профильных и непрофильных компетенций вы наберете, тем легче вам будет ориентироваться в мире систем.
Крушение стереотипов
Об этом также пишут Дж. О’Коннор и И. Макдермотт. Все мы, так или иначе, окутаны совокупностью стереотипов, мешающих нам жить. Стереотип представляет собой устоявшееся убеждение относительно какого-то явления, выработанное на основе предыдущего опыта.
Проблема со стереотипами заключается в том, что они не позволят вам быть эффективными в трудных ситуациях, порой требующих риска, потому что стереотипы – это форма ригидного и консервативного мышления. Новаторство, креативность даются людям со стереотипным мышлением с трудом, что и становится препятствием на пути формирования системного мышления.
Изучение успешных кейсов
Наверняка вам в голову приходила мысль посмотреть фильм о какой-то личности или прочитать биографическую книгу. Вряд ли эта идея была связана с неудачником или проблемным проектом с печальным результатом, и это совершенно правильно.
Обращая внимание на показательные случаи из практики, вы волей-неволей учитесь хорошему опыту, запоминаете, как правильно, изучаете положительные факторы, приведшие к успеху, и сопоставляете их с негативными, которые могли повлиять отрицательно и привести к плачевным последствиям. Поэтому учитесь на хороших примерах, читайте истории успеха – как отдельных людей, так и их совместной работы.
Развитие креативности
Незаменимое средство для развития системного мышления – это умение мыслить нестандартно, искать разные подходы к разбору объекта на составные части и последующему синтезу. О том, как развивать креативное мышление, указано в нашей статье «Приемы развития креативности». Рекомендуем ознакомиться с техниками и приступить к интересной и увлекательной тренировке головного мозга [Е. Зиброва, 2020].
Вводя в свою ежедневную практику указанные рекомендации, вы безоговорочно придете к развитому системному мышлению. Также помните, что вы можете знать очень много приемов повышения эффективности, таких как SWOT-анализ, AGILE-подход, матрица Эйзенхауэра, бизнес-модель Остервальдера и т.д., но бесконечно метаться от одного к другому далеко не выход и уж тем более не показатель развитого системного мышления. Главное – это уметь выбирать нужный инструмент в конкретной ситуации, распознав проблемные факторы, как симптомы, требующие правильного подхода в лечении.
Однако не все ученые соглашаются с неоспоримой эффективностью системного подхода. Посмотрим, какие минусы можно увидеть в данном виде мышления.
Критика системного мышления
Действительно ли системное мышление настолько универсально и неоспоримо полезно? Как правило, да, ведь в структурировании и приведении к порядку и системности нет ничего плохого. Тем не менее китайский экономист Вей-Бин Занг в своей монографии о синергетической экономике размышляет на тему системного анализа и приходит к выводу, что данный тип анализа «заведомо предполагает устойчивость. В этом отношении он все еще находится в рамках традиционной экономики» [W.-B. Zhang, 1999].
Данные слова можно трактовать следующим образом: чтобы анализировать какое-то явление с точки зрения системного мышления (системного анализа), оно должно быть относительно стабильным и устойчивым. И действительно, сложно подвергать разбору на части постоянно меняющуюся структуру и уж тем более делать выводы о том, какие факторы на нее влияют. Однако все дело в том, что в жизни нет ничего устойчивого, и в еще большей степени это доказывает современный мир.
Что же делать? Ответ на поверхности – подстраиваться. Не в наших силах остановить поток перемен, происходящих буквально каждую секунду. И даже в таких условиях системное мышление может быть отличным методом по проведению качественного анализа с правильными выводами. Согласны?
И перед тем, как перейти к заключению, предлагаем пройти проверочный тест, чтобы закрепить знания:
Теперь же давайте подведем итог.
Заключение
Надеемся, нам удалось погрузить вас в тематику системного мышления, и вы поняли его ценность или даже приступили к его развитию. Помните, что, безусловно, обретение данного навыка поможет вам при трудоустройстве, в ежедневной рутине, но самое главное – вы обретете системность, попрощаетесь с деструктивным влиянием хаоса и познаете прелесть взвешенного и рационального подхода к процессам своей жизни.



