что означает скоростной велосипед
Зачем велосипеду столько скоростей?!
— Зачем столько скоростей?! Мы в детстве на одной ездили!
Ответы на все вопросы тут.
На современных велосипедах (особенно — горных) редко можно встретить всего одну скорость, как на моделях, выпускаемых 20-30 лет назад. На первый взгляд может показаться, что новая характеристика — лишь веяние моды или рекламный ход, которые абсолютно не влияют на качество катания. Но почему же тогда самые опытные и знающие велосипедисты гоняются за моделями с большим количеством скоростей и не экономят на этом? Давайте разберемся.

Скорости на велосипеде, их важность, правильное использование и переключение вызывают массу вопросов у новичков в седле — будь то молодежь или поклонники двухколесных коней с двадцатилетним опытом, вновь севшие за руль. В этой статьей мы ответим на основные вопросы.
Зачем на велосипеде скорости?
Если вы катаетесь исключительно по дорожкам в парке или тротуару, скорости на велосипеде вам, действительно, не нужны. А вот поклонники езды по пересеченной местности, долгих путешествий с чередованием подъемов, спусков и ровных участков, настоящие спортсмены оценят этот параметр по достоинству.
Говоря техническим языком, переключение скорости на велосипеде меняет каденс. Каденс — это частота вращения педалей и необходимая сила давления на них, достигаемая за счет варьирования передаточного числа между колесом и педалями. Переключать скорости нужно, чтобы более равномерно распределять затрачиваемую на вращение педалей энергию.
К примеру, когда вы едете в гору или по неровной местности, нужно прилагать массу усилий для кручения педалей, что при большой продолжительности грозит артритом. Включив низкую скорость, вы облегчите себе кручение педалей, уменьшите нагрузку на мышцы и суставы, но велосипед будет ехать медленнее. На ровной трассе или при спуске с горы необходимо включать высокую скорость, тогда для кручения педалей потребуется большее усилие (по сравнению с моделями без скоростей или другой передачей), но двухколесный конь станет быстрее, устойчивее, будет двигаться ровнее и стабильнее. При катании по городу обычно включают среднюю скорость.
Итак, на велосипеде скорости нужны, чтобы обеспечить равномерное натяжение цепи, сбалансировать мышечные усилия спортсмена при катании на разных участках пути.
Сколько скоростей бывает у велосипеда?
На современных велосипедах число скоростей, как правило, колеблется между 10 и 30. При этом передач обычно две-три. В чем же тогда разница между моделями с 10 и 30 скоростями? Начнем с того, что количество скоростей велосипеда — результат умножения числа передних звездочек (их две или три) на число задних (их от 5 до 10), вспомогательных, делающих переключение передач более плавным и комфортным.

Соответственно, велосипед с 15 скоростями имеет 3 передние передачи и 5 задних звездочек, а модель с 30 скоростями — 10 задних звездочек. А разница — в технологических издержках и количестве вариаций крутящего момента.
Как правильно переключать скорости на велосипеде?
Переключение скоростей осуществляется при помощи переключателей на руле, которые перебрасывают цепь по звездам системы шатунов и звездам на втулке заднего колеса. Передний переключатель во время обычного катания должен стоять на средней скорости, также нельзя забывать возвращать его в это положение после участков трассы, преодолеваемых на низкой или высокой скорости. Так можно избежать излишнего натяжения и быстрого износа цепи.
Передние и задние передачи переключаются по одной и в момент обычного кручения педалей, т.е. до сложного участка дороги, подъема или спуска. Изменение скорости без вращения педалей или в середине подъема дает очень сильную нагрузку на трансмиссию, может спровоцировать разрыв цепи или поломку переключателей. Кроме того, не рекомендуется переключать скорости на неподвижном байке.
При выборе положения переднего и заднего переключателей следует избегать вариантов с сильным перекосом цепи, т.е., к примеру, максимумом и на передней, и на задней звездочках. Лучший вариант на низкой скорости — 4-5 задняя передача, на средней — 2-7 (а лучше — 3-6) передача, на высокой — 5-8/9 передача.
Скорости на велосипеде — очень нужная и полезная вещь для всех любителей долгих велопутешествий и катания по пересеченной местности. С ними вы сможете легко въезжать на любой подъем, максимально разгоняться на спусках и ровных трассах. Не пренебрегайте такой возможностью — купите себе велосипед с несколькими скоростями и наслаждайтесь жизнью!
Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать.
В этой статье мы поговорим о переключении скоростей (передачах) на велосипеде. Для чего они нужны, как правильно выбрать передачу и как правильно переключать.
В нашем магазине продаются велосипеды с одной, 6-ю (у них одна передняя звезда и 6-ть задних звезд) и 21 передачей (3 передние звезды и 7 задних звезд).
Для чего вообще нужны передачи?
Передачи нужны для комфорта велосипедиста. Они позволяют экономить силы и подобрать наиболее удобный режим езды исходя из:
При правильном использовании передач можно:
Что значит «переключить передачу»
Фактически переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие на передних шестеренках и задней кассете или трещотке. Что это такое и где они располагаются на велосипеде можно посмотреть на схеме. В чем разница между кассетой и трещоткой более подробно описано в статье » В чем разница между трещотками и кассетами «
Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.
Как нумеруются звездочки в системе и кассете (трещотке) трансмиссии
Принята следующая нумерация звезд: все звезды имеют нумерацию от рамы. Только передние три звезды (в системе) идут на увеличение – 1-я самая маленькая, 2-я средняя и 3-я самая большая, а в задней кассете звезды расположены наоборот: 1-я самая большая, а последняя самая маленькая.
Здесь важно понять, что при выборе передачи цепь не должна быть сильно перекошена. Иначе она и звезды трансмиссии будут сильно тереться друг об друга и быстро изнашиваться.
На этом рисунке показаны те варианты включения передач, которые не рекомендуется использовать как раз из-за перекоса цепи.
![]() | ![]() |
Чем переключают передачи.
Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки или рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.
У вращательных манеток (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.
У рычажковых переключателей имеются небольшие рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.
У нас можно купить велосипеды и с вращательными и с рычажковыми манетками известных японских производителей Shimano и Sypo.
Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.
Теперь важно понять, как подбирать передачи и правила их переключения.
Какие передачи и когда использовать
Самая маленькая передняя звезда (номер 1) используется при крутых подъемах, поездках по вязкому грунту или песку, густой траве, при сильном встречном ветре на грунтовке. То есть когда есть сильное сопротивление движению велосипеда. При этом на задней кассете используются самые большие звезды с номерами от 1 до 3 в зависимости от их количества в кассете.
Средняя передняя звезда (номер 2) это основная рабочая шестеренка. Используется чаще всего при езде по асфальту, грунтовым дорогам, при сильном встречном ветре, плотному песку и грунту, на небольших горках. При этом используются задние звезды с номерами от 2 до 5-6 в зависимости от звезд в кассетах – главное, чтобы не было сильного перекоса цепи, как показано на рисунке.
Самая большая звезда спереди (номер 3) используется при езде по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, когда нет сильного встречного ветра, при спуске, для поддержания скорости при небольших физических нагрузках. При этом используются маленькие задние звезды на 6-7 звездных кассетах это 5,6,7 звезда. На 8-9 звездных кассетах это 5-8,9.
Начинать езду рекомендуется со средней передней шестеренки. Задним переключателем подбирайте себе самую удобную нагрузку на ноги. Если дорога пошла под гору, и Вы чувствуете, что задних звезд уже не хватает, чтобы прибавить – переходите на большую звезду спереди. Как только темп вернется к обычному – вернитесь на среднюю переднюю шестеренку.
Аналогично и с нижними передачами. Поехали в гору и чувствуете, что задних звезд не хватает – переходите на переднюю малую звезду (номер 1), и потом возвращайтесь на среднюю, когда дорога станет ровной.
Считается, что на второй звезде спереди нужно ездить до 20-25 км/ч., а после этого переходить на третью звезду.
На первой звезде ездя до 10 км/ч, на очень крутых подъемах, по песку, грязи и т.п.
Трогаясь с места можно использовать передачи: 2-4, 2-5.
Что нужно еще понимать при выборе передачи. Есть у велосипедистов такое понятие – «каденс». Это частота вращения педалей в минуту. Оптимальная частота должна быть 80-110 оборотов с минуту. Это связано с физиологией коленного сустава. С выделением «смазки» в суставе для уменьшения трения костей. При слишком низком каденсе (менее 80) «смазка» более вязкая, а более 110 идет слишком сильная нагрузка на колено. Поэтому Ваша задача при выборе передачи как раз и заключается в том, чтобы держать этот оптимальный каденс (80-110 оборотов в минуту).
Правила переключения скоростей
Придерживайтесь этих простых принципов и правил, держите цепь смазанной, переключатели чистыми и путешествуйте на велосипеде в свое удовольствие.
И в заключении, хочется сказать вот еще что.
Существует всего два типа систем для переключения передач. Систему, основанную на звездах мы рассмотрели в этой статье.
Видео по переключению скоростей
Сколько скоростей на велосипеде нужно и как их переключать?
Распространенное, но все уменьшающееся заблуждение о том, что чем больше скоростей тем лучше.
Нужно задаться вопросом чем лучше? Или кому лучше?
Что значит «переключить передачу»?
Переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие. Таким образом изменяется передаточное соотношение и усилие «на педалях».
Зачем велосипеду скорости?
В первую очередь для комфорта. Передачи дают возможность экономить силы и выбирать удобный режим педалирования исходя из:
При правильно подобранных передачах:
А также быстрее ехать с горки, взбираться в подъемы затратив меньше усилий или ехать с удобной постоянной скоростью.
Сколько скоростные трансмиссии бывают?
Сзади на кассете, если велосипед многоскоростной обычно от 5-11 звездочек. Так и трансмиссии бывают 7/8/9/10/11 скоростные.
Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10-11 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.
Спереди обычно бывает от 1 до 3 звезд.
Почему раньше все хотели сделать скоростей побольше?
Считалось, небезосновательно, что чем большее передаточное соотношение будет на конкретном велосипеде, тем более точную передачу можно подобрать под конкретный рельеф. Это действительно так.
Однако сегодня все таки пришли к тому, что можно обходиться и меньшим количество звездочек на велосипеде. Тем самым сильно экономя вес, так как убираются лишние звезды спереди и передний переключатель.
Почему цепь не спадает с одной звезды спереди?
Сколько все это стоит?
Чем больше звезд в кассете, тем они становятся ближе друг к другу и цепь будет тоньше. От этого цена такого изделия будет выше, а долговечность ниже.
На фото 10 и 11 скоростная кассета.
Что значат цифры в описании трансмисии 48х36х26Т?
Они означают количество зубьев на звездочках. Если вы новичок, то информация для вас почти бесполезна так как не с чем сравнить. А вот если вы уже опытный велолюбитель, то сможете выбрать новую трансмиссию или велосипед согласно своим предпочтениям на опыте предыдущих велосипедов.
Как правильно переключать скорости на велосипеде
Также старайтесь переключаться заранее и не допускать чрезмерного перекоса цепи.
Поломки переключения передач.
Через какое-то время катания, смазываете ли вы цепь или нет, может потребоваться внимание к трансмиссии. Цепь может перестать идеально переключаться как в самом начале. Проблемы могут быть в следующем:
Какие виды переключателей на руле бывают?
Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают:
Специальные рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.
Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.
Если говорить более профессионально, то смена скоростей меняет каденс. Каденс — это частота вращения педалей и необходимая сила давления на них, достигаемая за счет изменения передаточного числа между колесом и педалями. Каденс важен с точки зрения сил и пользы для здоровья, чтобы равномерно распределять затрачиваемую на вращение педалей энергию.
Оптимальным считается каденс в районе 60-100 вращений в минуту.
Если вы едете в гору или по неровной местности, нужно прилагать массу усилий для кручения педалей, что при большой продолжительности грозит артритом. Включив низкую скорость, вы облегчите себе кручение педалей, уменьшите нагрузку на мышцы и суставы, но велосипед будет ехать медленнее.
На ровной трассе или при спуске с горы необходимо включать высокую скорость, тогда для кручения педалей потребуется бОльшее усилие (по сравнению с моделями без скоростей или другой передачей), но двухколесный конь станет быстрее, устойчивее, будет двигаться ровнее и стабильнее.
Так сколько же нужно скоростей для счастья?
Ответим на этот вопрос так. Как и в статье сколько стоит хороший велосипед мы отметим, что все зависит от применения велосипеда и места катания.
Если вы катаетесь исключительно по дорожкам в парке или тротуару, скорости на велосипеде вам, действительно, не нужны. А вот поклонники езды по пересеченной местности, долгих путешествий с чередованием подъемов, спусков и ровных участков, настоящие спортсмены оценят этот параметр по достоинству.
Для городских и складных велосипедов нет необходимости в количестве скоростей более 7-9. Для них тезис «чем больше, тем лучше» не работает.
Для горных велосипедов среднего и высокого уровня уже сегодня предлагаются решения 1×10, 1×11 (Одна звезда спереди и 10-11 сзади). При этом «всего» 10-11 скоростей хватает даже для гористой местности. На более доступных велосипедах чаще встречаются варианты вроде 2×10, 3×9.
Для любительского катания, достаточно уже 18 скоростей. Катание в городе, парке или лесных массивах менее требовательно к передаточным соотношениям.
Зачем нужны скорости на велосипеде и какие бывают переключатели
Меняя передачи на своем двухколесном транспорте, можно сберечь силы и сэкономить время, получать удовольствие от езды по бездорожью или городским улицам с интенсивным движением. Но даже если вы купили многоскоростной хардтейл, однако не имеете при этом понятия, что такое передачи, для чего они нужны и как ими пользоваться, то дорогостоящая покупка не будет использована в полной мере.
В нашей статье мы расскажем основные моменты, которые помогут эффективно использовать потенциал «железного друга».
Для чего нужны передачи
Механизм переключения скоростей делает поездку комфортнее, а педалирование — эффективнее. Сменяя скорости, можно подобрать оптимальный режим в зависимости от:
Правильно подобранные и вовремя включенные передачи продлевают срок службы велотранспорта, создают меньшую нагрузку на коленные суставы.
Система переключения скоростей — это трансмиссия. В нее входят разные детали и узлы: каретка, цепи, звездочки или кассета, шатуны, передний и задний переключатели скоростей — шифтеры. Они должны передать мускульную энергию райдера, преобразовав ее во вращательное движение заднего колеса.
Есть два типа переключения передач:
Первый тип используется на многих современных многоскоростных байках. Переключатель срабатывает, перебрасывая цепь между звездами.
Во втором случае задействуется достаточно сложный механизм, помещенный вовнутрь планетарной втулки. У таких велосипедов может быть всего по одной передней и задней звезды, от трех до семи передач. Такие механизмы сложные, что автоматически делает велосипед с планетарной втулкой дороже. Однако для райдеров, которые покупают велосипед для катания в свое удовольствие по городским улицам и паркам, планетарная втулка станет хорошим решением. Благодаря тому, что механизм переключения скрыт внутри втулки, нет риска залипания грязью, забивания пылью. У планетарной втулки плохая ремонтопригодность, но поводов для необходимости ремонта при правильной эксплуатации не возникает. Планетарной втулкой чаще оснащаются круизеры. Много таких моделей в линейке круизеров Schwinn – старейшей американской компании по производству велосипедов.
Что происходит при переключении передачи
Процесс переключения начинается в момент нажатия велосипедистом на рычаг манетки – шифтера. Задние передачи переключаются шифтером, расположенным справа на руле, передние – слева. При нажатии происходит перетаскивание цепи с одной звезды на другую.
Основы правильного переключения и выбора скоростей на велосипеде
Какие скорости оптимальны в зависимости от дорожных условий можно увидеть на рисунке.
Строгих указаний на этот счет не существует, и райдер сам со временем начинает понимать, что для него удобно. Мы дадим несколько советов, чтобы процесс переключения передач был эффективным и безопасным для трансмиссии байка. Переключать скорости на велосипеде нужно:
Подбирайте передачи правильно, наслаждайтесь динамичной ездой и свободой передвижения! Те, кто не видит смысла в постоянном «клацаньи», могут отдать предпочтение зачастую более бюджетным, но точно не менее комфортным синглспидам. Опцией изменения темпа езды за счет перебрасывания цепи по звездам оснащаются все байки серии MTB. В других случаях в линейке производителей можно подобрать байк на 1, 3, 7 и более скоростей.
Правильное переключение скоростей (для новичков)
Еще в лихие 90-е не было такого понимания как переключение скоростей на велосипеде. Наши железные кони обладали одной скоростью и были похожи друг на друга, тормозили мы при помощи педалей и не задумывались над тем, что вскоре появиться крутая новинка. Велосипеды со скоростями закрепились на рынке, наверное, навсегда. Но умеют ли ими правильно пользоваться их владельцы, обсудим чуть ниже.
Было бы странно иметь байк с различными передачами, но не уметь ими пользоваться. Даже современные дети, когда получают в подарок долгожданного двухколесного друга, первым делом задают вопрос о количестве его скоростей. Их радости нет предела, когда они слышат какую-то большую цифру (якобы, чем больше, тем круче). Профессионалы велосипедного спорта всегда надеяться на свои силы, а не на ту или иную передачу, но грамотное переключение скоростей лишь умножат способности велосипедиста.
Если раньше водитель байка надеялся только на самого себя и подстраивался под проезжаемую местность, то теперь у него есть свой помощник.
Сейчас байки оснащены двумя блоками звезд: передние и задние. Передний блок звезд ведущий, а задний ведомый.
Большое значение имеет правильный подбор передачи для того или иного вида езды. Существует целый блок правил, как нужно переключать скорости на велосипеде:
Переключение передач и все нюансы
У самого простого байка в наличии есть до трех звездочек на переднем колесе и до десяти на заднем.
Для наглядности можно рассмотреть стандартный привод 3х8:
Каденс
Каденс – это количество оборотов педалей, которое велосипедист осуществляет за одну минуту. Для каждого велосипедиста существует свой каденс, который нужно правильно подобрать, чтобы не получить травму, а скорость вращения педалей была комфортной.
Не нужно крутить педали слишком медленно или слишком быстро, в первом случае это трата сил впустую, а во втором вы быстро устанете. Только личные ощущения помогут вам подобрать идеальный каденс. На это влияет физическая подготовка водителя и направление ветра.
Двигаться нужно не меняя ритм при любой передаче. Это сохранит вам силы на длительное время, что в свою очередь поможет проехать больше пути.
Говорят, что заведомо невозможно подобрать скорость к дорожным условиям. Существуют всяческие вычисления и расчеты по этому поводу, но они предназначены для идеальных условий езды, где дорога гладкая как стеклышко, а ветер вовсе не сопротивляется. Как только меняется одно условие, все расчеты превращаются в полный ноль. Перед тем как выбрать скорость, учитывается много влияющих на нее факторов: качество дороги, подъемы и спуски, температура, давление в шинах, спортивная подготовка и самочувствие велосипедиста, уровень адреналина и сахара в крови и т.д.
Большую роль играет каденс:
Средняя цифра кручения педалей колеблется от 95 до 115 оборотов в минуту (при условии езды по ровной поверхности);
Средняя цифра прокрутки педалей колеблется от 70 до 90 оборотов в минуту.
Но это цифры только для профессионалов. Новичкам же нужно начинать постепенно улучшать свои показатели, с каждой передачи нужно выжимать максимум и лишь тогда переключать на следующую, спешка ни к чему.
Не стоит так же забывать о своем здоровье, например высокая передача в сочетании с медленным темпом негативно скажется на суставах колен.
В плохую погоду и при плохой дороге нужно понижать передачу для запаса крутящегося момента. То же самое касается и езды против ветра или крутого подъема.
19 сентября 2018 года, Американка, Денис Мюллер-Коренек (Denise Mueller-Korenek), установила мировой рекорд скорости на велосипеде, 295,6 км/ч.
Переключение скоростей во время подъема
Чтобы ваш железный конь прослужил вам долго и счастливо не стоит переключать скорости во время движения (педалирования). Это способствует износу элементов.
Чаще всего допускается такая ошибка: велосипедисты не пользуются передними переключателями, не понимая насколько это удобно и эффективно. Скорость набирается быстрее, а задний переключатель поможет лучше скорректировать передачу.
Первым делом нужно выбрать скорость, и только после этого регулировать ее при помощи заднего переключателя.
Советы по уходу за системой переключения передач
Велосипедисты всегда очень трепетно относятся к своим байкам. Некоторые с ними даже разговаривают и просят не подвести на очередной гонке. Многие относятся к своим любимчикам как к живым, поэтому нужно за ними часто и хорошо ухаживать. Бывают ситуации, когда передача меняется сама собой или не переключается когда вам это нужно. В большинстве случаев это свидетельствует об изношенности деталей, но часто бывают случаи, когда в механизм попадает трава, грязь и мусор или деталь нужно смазать. При периодичном и правильном техосмотре вашего двухколесного друга, он вам прослужит долго и верно.
Всегда прислушивайтесь к своему велосипеду. Если с ним что-то не так он обязательно даст знать. Звуки не присущие нормальной работе байка это уже знак, что нужно присмотреться к деталям.
Всегда проверяйте цепь на загрязнение, достаточное количество смазки и растянутость. Осуществляйте замену каждый сезон.
Профессиональный велосипедист (как было сказано выше) хорошо чувствует свой байк, и на уровне интуиции понимает, когда и как нужно сменить скорость. Все происходит настолько рефлекторно, что когда нужно переключить скорость, то вы об этом не задумываетесь, а просто делаете.
Выводы!
В статье мы разобрали, как правильно переключать передачи на велосипеде, узнали, что такое каденс и как важно определить для себя оптимальный ритм педалирования. Дали советы по уходу за системой переключения скоростей и узнали абсолютного рекордсмена велосипедного спорта.










.jpg)












