что означает сочти число человеческое
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
(Откр.13:18)
Прежде чем приступить к подробному анализу числа 666, следует заметить, что только исключительно в христианстве шестерка приняла столь зловещий вид, символом которой отцы Церкви назначили ими испеченного Антихриста. (А кто такой Анти-Христ, если образ и миссия Христа до сего дня не раскрыта и не познана полностью?).
Посмотрим, что о числе «6» говорит Каббала, потому, как выяснилось, что с ее помощью написаны не только Тора и Евангелие, но и все остальные Святые учения других религий.
Каббала дает следующую характеристику числу 6:
Еще число «6» является символом Земли и гармонии Природы.
«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею».
«И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга Моя в облаке».
«И будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее, и вспомните завет вечный между Богом и между землею и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле».
Очень примечательно, что эта глава в «Бытии» находится под номером «9», что является перевернутым отражением числа «6». Сочетание слов радуга и облако в главе «9» повторяется рядом (подряд) в 3-х стихах (13, 14, 16), в чем можно предположить скрытое указание на три девятки (3 х 9) или на их зеркальное отражение – три шестерки (3 х 6).
Примечательно еще и то, что Бог сделал знамением Вечного Завета радугу, символом которой является число «6», и явиться она должна в облаке, набор слов которого является анаграммой слова каболе.
О радуге (о 6-ти) сказано три раза, т.е. получается, что скрытые три 666 являются знамением Вечного завета от Бога.
Есть еще «интересные» стихи в этой главе, которые служат причиной «Последнего Завета» Бога Саваофа – Бога Воина или Воюющего Бога.
«Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;.. ибо человек создан по образу Божию».
Ведь на протяжении всего исторического существования числа 666 в Откровении Иоанна, его иначе как «числом зверя», а в простонародье «числом антихриста», не величали. И каждый нормальный, не читавший Апокалипсис, верующий христианин уже уверился в этом наверняка, и с «нетерпением» ждет, когда этот гость объявится, и думает, как бы уберечь свою правую руку от его печати.
Именно так преподносит Церковь его явление в народе. Сама, не очень веря в басню про руку, она уже согласилась, что гипотетическая печать, это всего лишь индивидуальный номер электронной карточки, и развернула «анти»-деятельность против внедрения подобным образом бесовских благ цивилизации в народные массы. Тогда уж стоит отменить все документы, начиная со свидетельства о рождении. (Прим.: книга была написана в 2000 году, но проблема электронного номера еще осталась, хотя и претерпела изменение в оценках.)
Справедливости ради надо сказать, что по этому поводу даже было отдельное постановление синода, которое так и не внесло ясности в этот вопрос.
Резолюция была примерно такова, что «номера» не будут действовать только в руках верующих во Христа, остальные же должны срочным образом присоединяться к первым, чтобы успеть получить противодьявольскую «вакцину» от грядущего зверя.
Но Церковь, заботясь о руках и душах своих подопечных, совсем забыла об их челе, а на него карточку приклеивать уже абсурдно.
«И он сделает то, что всем. положено будет начертание на правую руку их или чело их».
18 = 6+6+6, из которых складывается зеркальное число-дата 1999 и 8 (= 11 августа 1999 г.).
О том, что простая аллегория содержит от 3-х до 5-ти уровней понимания, уже было сказано выше. О том, что человек это зверь, который «ест плоть и кровь», сказала еще Книга Бытия, и это видно из нашей повседневной жизни без всяких пояснений.
Фразой «число человеческое», Иоанн направляет мысль читающего на то, что речь идет о «Сыне человеческом».
«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда.. увидят Сына Человеческого грядущего на облаках. ».
В Писании показывается смысловая зависимость между явлением Сына Божьего и облаком, скрытым символическим значением числа «6», которое было рассмотрено выше.
А вот наличие трех шестерок в другом месте Нового Завета:
«Было же тут (на свадьбе в Кане Галилейской) шесть каменных водоносов. вмещавших по две или три меры». (Ин 2:6). То, что о 2-х шестерках говорится в стихе под тем же номером – 2:6, говорит о неслучайности такого совпадения, которое, в свою очередь, предлагает искать более глубокий смысл в числовой символике Священного Писания.
Тот же номер стиха в пятой книге Моисеевой «Второзаконие» указывает косвенно, но точно, окончательное время, в которое должен быть дан полный (весь) Закон.
«И дал я вам в то время повеление во всем, что надлежит делать».
Примеров числа 666 или 999, из Библии можно приводить великое множество, т.к. все канонические книги и апокрифы сходятся на нем (на этой дате).
Это единственное знаковое число, которое было названо открыто и дополнено приставкой – «здесь мудрость».
Кстати, на фоне всего вышеизложенного о каббале, число 666 можно разложить более подробно.
Один ретивый ее пропагандист, выступающий с публичными лекциями, тиражируемыми на видео, однажды заявил в ответ на вопрос критичного слушателя:
Напомнив в очередной раз, что все стихи являются аллегориями, а «выжигание на теле человека» является из той же области правды, как и «поедание хлебцов вместо тела Иисусова», хочется заметить на явную непохожесть «листа плюща» и «числа 666».
Таким образом, очевидно, что Церковь либо «мудрит», либо «туманит». Но есть еще один интересный момент в этой «печати». Действительно, Церковь хорошо знает «свое» писание и поэтому не указала еще один стих, который должен был обязательно находиться в указанном подстрочнике. Это стих Исайи:
А теперь сложите «персты, правую руку, чело, ложь, неправду», и получится искомая «печать».
Но способы сопоставления и правильного различия всего этого почему-то надо было скрыть под грифом «апокриф» и за явно искаженными и однобоко предлагаемыми верующим трактовками Святых текстов.
Почему в объяснениях здравствующих «святых отцов» нет ничего, что есть в Писании, а только собственные «измышления, которые все равно не избавят их от Истины»? Обыкновенная самонадеянность Церкви на «авось», на «темноту» и «забитость» своей паствы, придавленной «авторитетом» двух тысяч лет собственного непонимания или расчетливой лжи!?
Библейские Писания, по своему историческому положению, находятся между Ведическими и Кораническими.
«Три неба покоятся в нем, три земли, находящиеся ниже, составляющие шестерки».
Опять сочетание неба (облака), земли и шестерок. В Ригведе наравне с другими присутствует мотив подземелий, скрытых в неких холмах, который повторяет сюжет с пещерой из Библии и Корана. В Ригведе, существует свое понятие и герой под именем «Яма», который является аналогом библейских яслей, оказавшихся «секретным» местом или книгой Исайи. (Прим.: аналогия сюжетов рассматривалась в предыдущих главах).
Вот слова из Ригведы, относящиеся к Яме:
Сползай в эту мать-землю!
Необъятную, дружелюбную землю!
Отроковица, нежная, как шерсть,
для того, кто дает вознаграждение,
Да защитит она тебя от небытия!
Очень информативный гимн о, может быть, еще ненаписанных в то время Библейских книгах.
Во-вторых, сочетание в гимне слов «отроковица и шерсть» сразу направляет читателя или исследователя к Откровению Иоанна, хотя в данном случае указан «другой» Иоанн, его тезка, Креститель, который носил накидку из верблюжьей шерсти. А то, что в гимне заключена информация о «шестерке», только упрочивает предположение о том, что речь идет об Апокалипсисе.
Получается, что Откровение Иоанна с его числом 666 является своим Библейским ключом, и недаром в этом стихе стоят слова – «здесь мудрость», о которых «все почему-то забывают».
Интересно будет отметить, что хотя Апокалипсис Иоанна признается более ранним по времени, чем Евангелия, тем не менее, его поставили в самый конец Нового Завета, а споры о его включении в канон длились до 7-го века (почти 600 лет от Р.Х.).
Почему такое отношение Церкви к тексту, где скрывается основная тайна новозаветной эпохи?
Ответ на этот вопрос находится в 17 и 18 главах Откровения, которые повествуют о «тайне жены и зверя». Чтобы представить себе, кто они, достаточно привести некоторые строки:
«Свет светильника уже не появится в тебе, и голоса жениха и невесты не будет уж слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле».
Сура 61. Ряды. 9(9) (6199 = 1999)
Сура 5. Стих 99(99) (9999 = 6666)
«И счел народ твой это ложью, в то время как оно – истина».
Сура 6. Скот (Ск. код). 66(66) (66666)
Сура 6. Стих 66(67) (999.7 = 1999 и 7)
Наглядное подтверждение такой борьбы, на основе разбираемого факта, встречается в пророчествах Премоля.
«Горе! Трижды горе! Ибо сей день приближается, и число Иуды возвещает его вместе с числом Бога».
8(8) «Уверуйте же в Аллаха, и Его посланника, и в свет, который Мы ниспослали, а Аллах сведущ в том, что вы делаете!-
Сура 64. Взаимное обманывание. Стихи 8-10
Независимая группа исследователей древних текстов «Наследие».
2004г.
Толкование на Откровение 13:18
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Откровение 13:18 / Откр 13:18
Андрей Кесарийский (ок. VII в.)
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть
Тщательное испытание числа (печати), а также и всего остального, о нем написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения. Но если б была необходимость знать, какое у него имя, то, как сказали некоторые учители, видевший открыл бы его; Божественная же благодать не соизволила, чтоб в Божественной книге было написано пагубное сие имя. По мнению Ипполита и других, при исследовании слова, можно найти множество имен, соответствующих этому числу, и собственных и нарицательных. Собственные, напр.: Лампетис, Титан, Латинник, равно — Венедикт, что означает благословенный, быть может, в подражание воистину благословенному Христу, Богу нашему; нарицательные же: «худой руководитель», «древний завистник», «истинно вредный», «неправедный агнец». Таковыми именами противоставшие обольщению назовут того, который полагает славу свою в стыде.
Источник: Толкование на Апокалипсис.
Викторин Петавийский († 303/4)
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть
И хотя он придет под другим именем, Святой Дух говорит: число его шестьсот шестьдесят шесть. Это число нужно понимать в соответствии с греческими буквами.
Источник: Толкование на Апокалипсис.
Ириней Лионский († кон. II в.)
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть
Потому в грядущем звере будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную. И кстати, его имя будет иметь число 666, потому что он восстанавливает в себе самом все смешение зла, бывшее пред потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы истребить восстание земли за нечестивое поколение, бывшее во время Ноя. И он (антихрист) восстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков, и сожжение праведных. Ибо, воздвигнутое Навуходоносором изображение имело в вышину 60 локтей, а в ширину шесть локтей, и из-за него Анания, Азария и Мисаил, не поклонявшиеся ему, были брошены в огненную печь, чрез свое приключение пророчески показывая грядущее в конце сожжение праведных. Ибо все то изображение было предзнаменованием пришествия [антихриста] и указывало, что ему одному должны поклоняться все люди.
Итак, 600 лет Ноя, при котором был потоп по причине богоотступничества, и число локтей изображения, из-за которого праведные были брошены в горящую печь, означают число имени того, в кого восстанавливается все шеститысячелетнее отступничество, неправда, нечестие и лжепророчество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный.
Вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным. Ибо если оказывается много имен, заключающих в себе это число, то, спрашивается, какое же из них будет носить имеющий прийти антихрист? Это я говорю не по недостатку имен, содержащих число имени его, но по страху Божию и ревности к истине, ибо имя «Еванфас» (Ευανθας) содержит искомое число, но я о нем ничего не утверждаю. И имя «Латинос» (Λατεινος) имеет число 666, и весьма вероятно, что последнее царство носит это название, ибо ныне латиняне царствуют, но я не хочу этим хвалиться. Но из всех нами находимых имен «Титан» (Τειταν), если написать первый слог посредством двух греческих гласных (ε и ι), наиболее вероятно, ибо оно содержит вышеозначенное число и состоит из шести букв, в каждом слоге по три буквы; оно древнее и неупотребительно, потому что никто из наших царей не назывался Титаном и ни один из идолов, открыто почитаемых у греков и варваров, не имеет такого имени; но у многих оно почитается за божественное, так что и солнце называется у нынешних властителей Титаном. И оно содержит некоторый намек на мщение и мстителя, так как он (антихрист) представляется так, будто бы он мстит за угнетенных. Кроме того, оно имя древнее, достойное доверия, с царским достоинством, принадлежащее тирану. Посему, если имя «Титан» имеет в свою пользу так много оснований, то очень много вероятности заключать, что грядущий антихрист, может быть, будет называться Титаном. Я, однако, не решусь утвердительно объявлять это за имя антихриста, зная, что, если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещенным его имени, оно было бы объявлено тем самым, кто и видел откровение. Ибо откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Домициана.
Источник: Против ересей.
Беда Достопочтенный (672−735)
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть
Еще одно истолкование: кому неизвестно, что число шесть означает совершенство творения, ибо за шесть дней был сотворен мир? Или что это число — простое или же умноженное на десять или на сто — означает шестикратный и стократный плод этого совершенства. В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых (3 Цар 10:14). Приношений, которые по праву должны приноситься царю истинному, будет требовать для себя этот тиран и соблазнитель.
Источник: Изложение Откровения.
Примасий
Сказано: здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Поэтому исчислим число, которое следует понять, так чтобы в числе познать имя и указание. Он говорит: число его шестьсот шестьдесят шесть. Его мы вычислим по-гречески, учитывая то, что автор, когда писал в Азию, выразился в соответствии с особенностями из языка: Я есмь Альфа и Омега (Откр 1:8; 1:10; 21:6; 22:13). Предварив это, насколько смог, описанием ухищрений враждебной стороны, с помощью которых дьявол стремится завладеть незаслуженной честью Божества, для чего представляет антихриста, противящегося божественной чести, он обращает внимание на свойства зверя, которые надлежит постигнуть через знак или через число его имени, то есть анализируя замыслы и деяния лукавейшего зверя.
Есть имя «Антемос» (Αντεμος), каковое, если исчислить его по буквам, которыми греки обозначают числа, даст, разумеется, 666: α (=1), ν (=50), τ (=300), ε (=5), μ (=40), ο (=70), ς (=200). Его можно перевести как противник чести, и если он называется противником той чести, которая подобает одному Богу, то по этой причине именуется негодным, беспорядочным и неприличным: ибо ему подобает не честь, а анафема. Итак, имя — через число, и из имени высчитывается число, а с помощью толкования его имени познается характер его заслуг.
Есть другое имя, буквы которого при сложении дают тоже число, и которое может быть разумно предложено. Речь идет об имени «Арнуме» (Αρνουμε), которое также дает 666: α (=1), ρ (=100), ν (=50), ο (=70), υ (=400), μ (=40), ε (=5). Перевод этого: я отрицаю. Неудивительно, что антихрист достоин этого имени, то есть имени отрицание, если Христу соответствует имя доверие, как Он Сам указывает, когда говорит: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин 6:29), а также: веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин 14:1).
Итак, скажешь ли ты Αντεμος, то есть противник чести, или Αρνουμε, то есть отрицаю, — и то и другое справедливо можно будет отнести к антихристу, чтобы через две части речи, а именно через существительное и глагол, понять и характер личности, и жестокость действия.
Источник: Комментарий на Откровение.
Экумений († X в.)
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть
Здесь мудрость. Пускай кто-либо внимательно исследует имя зверя и с помощью вычисления найдет его. Апостол ведь не говорит, что вычисление странно и необычно или что именование таинственно и неоднозначно, но что способ образования числа, с помощью которого получилось шестьсот шестьдесят шесть, часто используется и известен людям.
Это число, конечно, означает много других имен — и личных имен, и прозвищ, но оно обозначает также и вот что. К личным именам относятся «Лампеций», «Бенедикт», «Титан».
«Титан» пишется через йоту (Τιταν), но может быть написан и через дифтонг (Τειταν). Если Τειταν происходит от слова τεισις (натяжение), глагола τεινω (натягиваю), с будущим временем τενω, то правильно писать его с дифтонгом. Схожие примеры: φθειρω (уничтожаю) от φθερω и σπειρω (сею) от σπερω.
К подходящим прозвищам относится «победитель» (ο νικητης). Ибо, может быть, он сам себя так назвал, когда сражаясь против трех рогов или царей, исторгнул их с корнем. Смотри, что говорит о них Даниил в восьмом своем видении: Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно (Дан 7:8).
Есть и другие прозвища: «буйный» (ο επισαλος), «злой вождь» (κακος οδεγος), «истинный губитель» (αληθης βλαβερος), «порочный агнец» (αμνος αδικος). Возможно, он был назван этими именами из-за тех, кто противоположен ему. Он не только не устыдится от того, что так именуется, но и возрадуется этим прозвищам, поскольку и сам себя не совестится называть так. Упрекая столь порочные и богомерзкие наклонности, мудрый Апостол говорит: Слава их — в сраме (Флп 3:19). Следовательно, поскольку найдено множество имен, желающему предоставляется свобода использовать по отношению к проклятому наиболее подходящее.
Источник: Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть
Это и трудно и легко. Трудно потому, что требуется нравственное совершенство, легко же потому, что, с одной стороны, сами обстоятельства того времени [Ebrard, Hoffman] будут способствовать этому, с другой стороны, и число зверя, которое нужно счесть, есть число человека, т.е. число [Hengstenberg], составляющее имя человека, в обычном употреблении и значении человеческого имени. Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666. — Не иным чем, как всевозможными натяжками, были все же мнения, которые в антихристе думали видеть напр. Магомета, патр. Никона, Наполеона и других исторических личностей. История в ее прошлом еще не дала нам антихриста-зверя, и потому не может быть указано в прошлом и его имя или число его имени. Но нельзя числу 666 придавать и исключительно символическое значение. При решении вопроса о числе зверя нужно обратить особенное внимание на то, что в тексте нарочито повторено число зверя равносильно числу его имени. А если так, то нет никакого основания обращать исключительное внимание только на число, а не число и имя. Нужно, отожествляя имя зверя и число его имени, относить их к антихристу, как его личное имя. Во всяком случае то истинное имя антихриста, которое дает сумму 666, вместе с другими признаками будет принадлежать его исторической личности, как она изображена по пророчеству ев. Иоанна, Ап. Павла и прор. Даниила. Иоанн не назвал этого имени теперь, но не потому, что хотел чрез то создать загадку, но потому, что знание этого имени теперь и ненужно, ибо бесполезно. Оно будет нужно и полезно только лишь в последнее время, когда появится тот человек, который и будет носить это имя. Сообразно с словами Иисуса Христа: «иной придет во имя свое» (Ин 5:43) антихрист будет известною человеческою личностью и подобно ему будет носить собственное личное имя [Св. Ипполит, Андрей Кес., Св. Ириней]. Личное имя антихриста намеренно скрыто по воле Божией с особенными премудрыми целями, и только будущие времена откроют имя этого чрезвычайного противника Иисуса Христа и св. Церкви. В исполнении желания узнать имя антихриста нужно начинать не с его имени, но с других его признаков, указанных в Свящ. Писании, и имя антихриста, дающее число 666, нужно придать только тому (антихристу) лицу, к которому будут приложимы все другие признаки.
Печать антихриста и число зверя. Самые загадочные пророчества Библии
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…
Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неверующим людям, — это пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. На руки и лбы людям будут наносить специальные «начертания», после чего человек уже не сможет призвать имя Господа и спастись. Вместо имени Божия человек будет нести на себе имя зверя — таинственные и пугающие три шестерки:
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18
Как это понимать?
Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Но некоторые символы расшифровываются сравнительно легко. Например, образ апокалиптического зверя с семью головами — это явно символ антихриста, который будет управлять народами малое время (сорок два месяца, то есть три с половиной года). А другой зверь с рогами, подобными агнчим, символизирует лжепророка или, как говорит святой Андрей Кесарийский, предтечу антихриста, задачей которого будет подкреплять претензии антихриста на всемирное господство разными внешними эффектами и чудесами, на которые так падки люди. Внешне он будет подобен Христу (Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Ин 1:29), но в реальности окажется полной Его противоположностью.
А вот число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророчество Иоанна Богослова, а где наши домыслы.
Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если следовать такому пониманию, то нужно сказать, что антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные «печати», пишет священномученик Ипполит Римский.
Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев, предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам, принести им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать и в конце концов умерщвлять.
Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но предшественником — вполне можно.
Впоследствии римские императоры заставляли христиан под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он символизировал отказ от Христа.
Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский старец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опасности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху».
«Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех православных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам церковным».
Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа».
Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмировал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.
Чем важно это пророчество?
Подобно многим другим пророчествам Библии, оно призвано вовсе не вселить в нас ужас перед грядущими бедствиями, а напомнить нам о необходимости быть более бдительными и внимательными, прежде всего — к самим себе. Как это хорошо выразил в Первом послании к Коринфянам апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно (1 Кор 6:12). Неполезно — и, более того, очень опасно — всё то, что уводит наше внимание в сторону от Христа, что подталкивает к отказу от евангельской правды, что делает человека всё менее и менее человечным. И это могут быть очень разные вещи. Возможно, поэтому автор Откровения и не стал уточнять, что представляют собой эти три шестерки. Мы должны сами следовать призыву Христа: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).
Где еще звучит это пророчество?
Книга Откровение Иоанна Богослова — единственная в Библии, которая не читается за богослужением. Однозначного ответа на вопрос о том, почему это так, не существует; есть лишь предположение (одно из многих), что, учитывая сложность истолкования многих образов этой книги, Церковь предпочла не вводить свою паству в лишние соблазны.
Итак, услышать это пророчество из книги Откровение во время службы в храме нам не удастся. Но в ряду апостольских чтений, звучащих во время Божественной литургии (перед чтением Евангелия), есть среди прочего фрагмент из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится, пусть и несколько другими словами, о том же: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес 2:3–4, 7–12).
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.