что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Органическая неполноценность.

что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Дети, страдающие каким-либо заболеванием с раннего возраста, заняты в основном преодолением органических страданий, поэтому в них сложно пробудить социальный интерес, ощущение своего вклада в жизнь. Следствием этого будет более ярко выраженное ощущение своей неполноценности.

К органическим недостаткам могут относиться:

·слабость, болезненность;

·неуклюжесть, косолапость, другие признаки моторного недоразвития;

·инфантильные дефекты вроде косоглазия, глазных тиков и пр.;

·уродства и признаки внешней дегенерации;

·леворукость;

·недостатки конституции: малый или слишком большой рост, кривые или иксообразные ноги;

·недостатки органов чувств: близорукость, тугоухость и др.;

·заикание и другие речевые дефекты;

· рвота, ночное недержание мочи, ненормальности стула и т.д.

К этой же области могут быть отнесены любые недомогания или признаки, за которые ребенок подвергался отвержению, обидам, насмешкам или наказаниям.

2. Отвергнутые дети.

Избалованные дети.

Три неблагоприятные ситуации детства могут привести к формированию ошибочного, патологического стиля жизни. Кроме того, они способствуют превращению нормального чувства недостаточности в комплекс недостаточности.

По мнению А. Адлера, для такого превращения необходимы три составляющие:

1. Возникновение проблемной ситуации.

2. Неподготовленность человека к ее разрешению.

3. Уверенность в собственной неспособности решить проблему.

Тема 5. Социальный интерес, определение, этапы развития. Определение социального интереса как процесса и по объектной направленности.

Социальный интерес.

что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Следуя за развитием взглядов А. Адлера, можно заметить, что идея социального интереса постепенно начинает занимать доминирующее положение по сравнению со стремлением к саморазвитию.

В настоящее время, последователь А. Адлера Х. Ансбачер, предлагает рассматривать социальный интерес с двух позиций:

— как направленность на объект.

С точки зрения направленности на объект социальный интерес может использовать три вида объектов.

1. Субсоциальные объекты. Это могут быть неодушевленные предметы, виды деятельности, это могут быть профессии или хобби. Интерес человека к этому виду объектов не связан с его собственным Я, скорее это можно назвать познавательным интересом, который формирует у человека базу: знания и опыт, для последующего развития социального интереса и его направленности на второй вид объектов.

2. Социальные объекты. К ним относится все живое. Интерес к ним формируется позднее и проявляется посредством умения принять позицию другого, ценить жизнь во всех ее проявлениях.

3. Супрасоциальные объекты. Интерес к ним позволяет выйти за пределы собственной личности, идентифицируясь со всем живым, миром, Вселенной в целом. А. Адлер назвал это «тесным союзом с жизнью как целым».

Тема 6. Семья и порядок рождения. Психологическая характеристика детей в связи с порядком рождения.

Источник

Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.

1. Субсоциальные объекты — неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным «Я» индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.

2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.

3. Супрасоциальные объекты — это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это «космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас», «тесный союз с жизнью как целым».

Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса (по Kaplan H. В. A Guide to Explain, Social, Interest to Laypersons // Individual Psychology. — 1991. — Vol. 47. — № 1. — P. 82-85) [В специальном номере журнала Individual Psychology: The Journal of Adlerian Theory, Research and Practice (№ 1, 1991 г.) приводится перечень чувств, мыслей и характеристик поведения человека, отражающих развитость у него социального интереса.]

Принадлежности (ощущение принадлежности к группе или группам).

Я — человек, и мои общественные права и обязанности равны правам и обязанностям других людей.

Помощь (готовность использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другим людям).

«Ты здесь дома» (ощущение легкости и комфорта при взаимодействии с другими людьми).

Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом.

Щедрость (готовность поделиться тем, что тебе принадлежит).

Общности (ощущение многих связей, объединяющих с другими людьми и делающих тебя во многом похожим на них).

Процветание и выживание общества зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом.

Участие (присоединение к групповой деятельности, готовность участвовать в ней).

Вера в других (чувство, что в каждом человеке есть нечто хорошее).

Я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне.

Уважение (готовность признавать чужие права, знания и опыт).

Мужество быть несовершенным (ощущение того, что делать ошибки естественно и что не надо стараться всегда быть «первым», «лучшим», «самым известным» во всех своих начинаниях).

Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способствовал благополучию общества.

Сотрудничество (стремление работать или играть вместе ради достижения общей цели или общей пользы).

Ощущение себя человеком (ощущение себя частью всего человечества).

Компромисс или гибкость (готовность идти на уступки для достижения взаимно приемлемых решений проблем и конфликтов).

Оптимизм (ощущение, что мир можно улучшить).

Эмпатия (умение показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства).

Ободрение (способность мотивировать других людей).

Преобразование (улучшение социальных условий для общей пользы).

Источник

Социальный интерес. Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес.Концепция социального интереса отражает стойкое

что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес.Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, — социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более, чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение «социальный интерес» происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl — термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности». Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди — прежде всего мать, а затем остальные члены семьи — способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений — качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес как показатель психического здоровья.Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на «барометр нормальности» — показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение — они поглощены своими интересами и самозащитой.

Источник

Стремление к превосходству и его формы.

Осмысливая процесс развития ребенка, Адлер первоначально ввел термин «мужской протест» и считал его одной из форм борьбы с собственной слабостью.

что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Неврозы в связи с «психическим гермафродитизмом» имеют следующие признаки:

ü чувство собственной неполноценности, подрывающее независимость ребенка и усиливающее потребность в поддержке. Это чувство сохраняется на протяжении всей жизни. Особенно ярко оно выражено по отношению к отцу;

что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Рисунок Компоненты в структуре невроза по А.Адлеру

Впоследствии не очень удачный термин «психический гермафродитизм» А.Адлер поменял на термин «стремление к превосходству» (совершенству). Достижение совершенства понималось не как выражение потенциальных возможностей, а как достижение завершенности.

А.Адлер разработал дополнительные идеи о природе и действии стремления к превосходству:

Ø великое стремление вперед и вверх по своей природе универсально: оно является общим для всех, в норме и патологии

Ø превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. Деструктивно он у людей со слабой способностью к адаптации, они эгоистичны, озабочены достижением личной славы за счет других. Адаптированные люди проявляют стремление к превосходству в позитивном направлении, оно сочетается с благополучием других людей.

Ø стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими тратами и усилиями. В результате влияния этой силы, сообщающей жизни энергию, уровень напряжения у индивидуума скорее растет, чем снижается

Ø стремление к превосходству на уровне общества проявляется в стремлении совершенствовать культуру.

Комплекс превосходства.

Гиперкомпенсация чувства неполноценности называется комплексом превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда принижает других.

Стремление к цели.

«В уме каждого человека существует концепция цели или идеала, к которым следует стремиться из настоящего состояния [неполноценности], преодолевая существующие недостатки и трудности с помощью постановки конкретных целей на будущее. Без ощущения цели всякая деятельность индивида лишается смысла» (А.Адлер).

Люди – это целеустремленные существа.

Цели устанавливаются в первые годы жизни и становятся организующим началом функционирования личности, при движении вперед.

Жизненные задачи.

Перед каждым человеком в жизни стоят три задачи: любовь, работа, дружба. Каждая из этих задач социальна по своей природе, требует для успешного решения сотрудничества с другими людьми. Ни одна из этих задач не стоит особняком – они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от стиля жизни: «Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы – необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть» (А.Адлер).

Стиль жизни

Понятие «стиль жизни» появилось в индивидуальной психологии в 1926 году. Стиль жизни – это система характеристик, определяемая чувством неполноценности и попытками его компенсации.

Стиль жизни основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Стиль жизни прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, впоследствии почти не поддается серьезным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это только развитие основной структуры, заложенной в раннем детстве. От стиля жизни зависит то, каким сторонам жизни и окружения человек уделяет внимание. Все психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте стиля жизни. Стиль жизни это инструмент, который позволяет человеку ассимилировать новый опыт, позволяет избежать хаоса жизни, делая ее более предсказуемой. Он в значительной степени является бессознательным. Используя эту своеобразную «когнитивную карту», человек облегчает свои действия на протяжении жизни. Она позволяет ему оценивать и понимать опыт, предсказывать и контролировать его.

что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Стиль жизни заключает в себе скорее когнитивную, а не поведенческую организацию. Например, человек убежден, что нуждается в сильных переживаниях. Это убеждение становится основанием выбора профессии актера, автогонщика, исследователя или приводит к «поведенческому отреагированию». Такое убеждение может в дальнейшем привести как к попаданию в затруднительные или волнующие положения, к участию в творческих мероприятиях или к научным открытиям. Иными словами при одном и том же стиле жизни человек может выбирать полезное или бесполезное поведение. Адлерианцы выделяют четыре типа стиля жизни: активно конструктивный, пассивно конструктивный, активно деструктивный и пассивно деструктивный.

что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты
В зависимости от степени трансформации стиля жизни адлерианцы разделяют психотерапию и психологическое консультирование. Психотерапия направлена на изменение стиля жизни; а психологическое консультирование на изменение поведения при существующем стиле жизни.

Фикционный финализм

Термин фикционный финализм подчеркивает мотивационный характер явлений или признаков, составляющих стили жизни. Слово «финализм» обозначает достижение цели или целевого состояния и тенденцию двигаться в этом направлении. Так как выбранные направления случайны и субъективны, их считают фикциями. Слово «фикционный» является ключевым, оно показывает, что то, чего человек стремится достичь, – это идеал или фикция, потому что это не потенциальные возможности, основанные на генетическом проекте. Наиболее абстрактный и обобщенный идеал – это совершенство.

Какое из утверждений лучше всего передает понятие «фикционный финализм»

а) Полное отождествление «реального» и «идеального Я»

б) Диссимуляция клиентом сохраняющихся проблем

в) Убежденность терапевта в завершенности терапевтического процесса

г) Воображаемая главная цель, руководящая поведением

Ответ: правильный ответ г) Воображаемая главная цель, руководящая поведением

Существуют четыре вида фикционных финализмов, или целей. К ним относятся:

Ø получение внимания и помощи

Ø требование оставить в покое

Фикционные финализмы «цели»Стили жизни
АктивныеПассивные
Конструктивные цели
Получение внимания и помощиЧестолюбиеОбаяние
Деструктивные цели
Получение внимания и помощиНадоедливостьЛень
ВластиНепокорностьУпрямство
ОтмщенияЗлобаПассивная агрессивность
Требование оставить в покоеКлеветаОтчаяние
что означает социальный интерес направленный на супрасоциальные объекты

Классификация личностей

А. Адлер писал о том, что стиль жизни всегда индивидуален и присущ только данному конкретному человеку. Выделение личностных типов возможно только в результате грубого обобщения.

Классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое – «степенью активности». В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие «степень активности» совпадает по значению с современными понятиями «возбуждение», или «уровень энергии». Как считал А.Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом. Адлер напоминает, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и цельности.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы – два примера людей, относящихся к управляющему типу.

Получающий (Берущий) тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них не выражен социальный интерес. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

Психологически здоровый или нормальный индивидуум – это тот, который развил у себя социальный интерес, кто хочет посвятить себя жизни и решению жизненных задач. Он использует свою энергию на то, чтобы быть членом общества с уверенностью и оптимизмом справляющегося с жизненными проблемами. У него есть свое место в мире, у него адекватная самооценка. Он ощущает чувство принадлежности и сотрудничества и обладает «мужеством быть несовершенным». У него твердое знание того, что, несмотря на его несовершенство, он может быть востребован другими. Прежде всего, он отказывается от ложных ценностей, которые проецируются и навязываются ему культурой и пытается заменить их ценностями, соответствующими «железной логике социальной жизни». А.Адлер считает, что такой личности не существует, это некий идеал, к которому следует стремиться.

Социальный интерес

В упрощенном виде социальный интерес означает «умение видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого человека». Более сложное определение социального интереса гласит, что он «означает, в частности, интерес к сообществу в целом или ощущение своей причастности к сообществу sub specie aeternitatis (согласно определению, приведенному в Словаре Вебстера: в аспекте вечности; в своей существенной или универсальной форме или природе). Социальный интерес подразумевает эмпатию, идентификацию, сближение с другими. Социальный интерес является критерием психического здоровья. Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Каждый человек обладает социальным интересом в некоторой степени, так как он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитывается и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса, и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Правильное воспитание превращает инстинктивные потребности в близости в сознательный интерес и заботу о благополучии сначала родных, а затем и всех других людей. В подростковом возрасте к этому добавляется потребность приносить пользу и вносить свой вклад в будущее благополучие человечества.

Переживания человека в раннем детстве влияют на превращение инстинктивного чувства в сознательный интерес к здоровью и благополучию людей Земли, а также всего космоса (Urich M. F., 1990). Основа социального интереса – ценностное отношение к жизни. Социальный интерес рассматривается одновременно как процесс, и как направленность на объект (Ansbacher H. L, 1968).

Социальный интерес направлен на субсоциальные, социальные и супрасоциальные объекты.

2. Социальные объекты — все живое. Интерес к таким объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса.

Вопрос для самопроверки

Ребенок, играя с котенком, причиняет ему боль. На какой стадии развития социального интереса он находится?

Ответ: б) субсоциальной. Находясь на субсоциальной стадии развития социального интереса, ребенок может с интересом играть с котенком и при этом мучить его. На социальной стадии развития социального интереса ребенок более уважительно и трепетно относится к жизни.

В структуру социального интереса входят чувства, мысли и поведение.

Чувства

Мысли

Ø Я — человек, и мои общественные права и обязанности равны правам и обязанностям других людей.

Ø Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с общественным благом.

Ø Процветание и выживание общества зависит от решимости и способности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом.

Ø Я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне.

Ø Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способствовал благополучию общества.

Поведение

Ø Помощь — готовность использовать свои возможности, знания или способности для оказания поддержки другим людям.

Ø Щедрость — готовность поделиться тем, что тебе принадлежит.

Ø Участие — присоединение к групповой деятельности, готовность участвовать в ней.

Ø Уважение — готовность признавать чужие права, знания и опыт.

Ø Сотрудничество — стремление работать или играть вместе ради достижения общей цели или общей пользы.

Ø Эмпатия — умение показать другим, что ты понимаешь и ценишь их мысли и чувства.

Ø Ободрение — способность воодушевить, мотивировать других людей.

Ø Преобразование — улучшение социальных условий к общей пользе

Задание для самопроверки.

Измерьте свой социальный интерес с помощью шкалы «социального интереса» Инструкция: В каждой паре личностных черт, представленных в строках таблицы, выберите качество, которое вы цените более высоко. Совершая выбор, спросите себя, каким из двух качеств вы предпочитаете обладать. Некоторые из качеств будут встречаться дважды, но в разных сочетаниях: на самом деле ни одна пара не повторится.

Шкала социального интереса

№ п/пЯ предпочел бы быть
Одаренным воображениемРациональным
ПолезнымСообразительным
УмелымСопереживающим другим
УравновешеннымПродуктивным
ИнтеллектуальнымДеликатным
НадежнымЧестолюбивым
Уважающим другихОригинальным
ТворческимЗдравомыслящим
ВеликодушнымОсобенным
ОтветственнымОригинальным
СпособнымПринимающим других
Заслуживающим доверияУмудренным опытом
УмелымЛогически мыслящим
Прощающим другихУтонченным
ПродуктивнымУважающим других
ПрактичнымУверенным в своих силах
СпособнымНезависимым
ЭнергичнымСпособным сотрудничать
Одаренным воображениемПолезным
РеалистичнымВысоконравственным
ДеликатнымУмудренным опытом
Сопереживающим другимОсобенным
ЧестолюбивымТерпеливым
ТрезвомыслящимСообразительным

Показатель социального интереса определяется по сумме ключевых ответов:

в парах 2, 7, 9, 12, 14, 21 и 22 — по одному баллу начисляется за первую по порядку черту пары;

В парах 3, 5, 11, 15, 18, 19, 20 и 23 — за вторую.

Пары 1, 4, 6, 8, 10, 13, 16, 17 и 24 являются буферными, и ответы на них не начисляются.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *