что означает страшный суд согласно учению ислама
Киямат: чем Страшный суд в исламе отличается от христианского
В исламской эсхатологии, иными словами в его системе религиозных представлений о конце света, жизни после смерти и дальнейшей судьбе вселенной, одно из центральных мест занимает киямат — Судный день. Учение о последнем дне является неотъемлемым элементом не только ислама, но и христианства, однако Божий суд в каждом из этих вероисповеданий имеет свои особенности.
Киямат
На нём Аллах определяет дальнейшую судьбу людей: праведники за свои благие земные деяния обретут вечное блаженство в раю — Джаннате, а грешники будут осуждены на мучения в аду — Джаханнаме.
Признаки киямата
Между тем мусульманам известно более 10 признаков, возвещающих о приближении киямата. Среди первых знамений небес сунна пророка Мухаммеда называет восход солнца на западе и его затмение на востоке, сорокадневное сошествие тумана — духана, частые землетрясения. В 82-м аяте суры ан-Намль говорится, что предвестником киямата будет выход из-под земли вьючного животного – даббат аль-арда.
О приближении конца света можно будет догадаться по пришествию справедливого имама Махди, лжемессии Даджжаля и Пророка Исы, а также по нашествию представителей племён Яджудж и Маджудж, по исламской эсхатологии живущих на крайнем севере и наводящих на землю порчу.
Ещё одним предвестником скорого киямата будет битва двух огромных армий одного вероисповедания, в результате которой погибнет масса воинов и обычных граждан.
Одним из признаков грядущего конца света является распространение невежества, злоупотребление алкоголем, исчезновение справедливости, учащение убийств, рост числа небоскрёбов, вероотступничество и разрушение Каабы.
Между тем, киямат, согласно Корану, наступит в мгновение ока, поскольку Аллаху подвластно всё.
Страшный суд
О начале Страшного суда возвестят два трубных гласа ангела Исрафила: первый будет свидетельствовать об уничтожении Аллахом всех его творений, а второй — о чудесном воскрешении человечества.
Страшный суд в христианстве
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Киямат: чем Страшный суд в исламе отличается от христианского
В исламской эсхатологии, иными словами в его системе религиозных представлений о конце света, жизни после смерти и дальнейшей судьбе вселенной, одно из центральных мест занимает киямат — Судный день. Учение о последнем дне является неотъемлемым элементом не только ислама, но и христианства, однако Божий суд в каждом из этих вероисповеданий имеет свои особенности.
Киямат
На нём Аллах определяет дальнейшую судьбу людей: праведники за свои благие земные деяния обретут вечное блаженство в раю — Джаннате, а грешники будут осуждены на мучения в аду — Джаханнаме.
Признаки киямата
Между тем мусульманам известно более 10 признаков, возвещающих о приближении киямата. Среди первых знамений небес сунна пророка Мухаммеда называет восход солнца на западе и его затмение на востоке, сорокадневное сошествие тумана — духана, частые землетрясения. В 82-м аяте суры ан-Намль говорится, что предвестником киямата будет выход из-под земли вьючного животного – даббат аль-арда.
О приближении конца света можно будет догадаться по пришествию справедливого имама Махди, лжемессии Даджжаля и Пророка Исы, а также по нашествию представителей племён Яджудж и Маджудж, по исламской эсхатологии живущих на крайнем севере и наводящих на землю порчу.
Ещё одним предвестником скорого киямата будет битва двух огромных армий одного вероисповедания, в результате которой погибнет масса воинов и обычных граждан.
Одним из признаков грядущего конца света является распространение невежества, злоупотребление алкоголем, исчезновение справедливости, учащение убийств, рост числа небоскрёбов, вероотступничество и разрушение Каабы.
Между тем, киямат, согласно Корану, наступит в мгновение ока, поскольку Аллаху подвластно всё.
Страшный суд
О начале Страшного суда возвестят два трубных гласа ангела Исрафила: первый будет свидетельствовать об уничтожении Аллахом всех его творений, а второй — о чудесном воскрешении человечества.
Страшный суд в христианстве
В христианской традиции догмат о всеобщем воскрешении и последующем за этим событием Судном дне принадлежат к числу основополагающих, и значится даже в древнем Апостольском Символе веры.
Исходя из Евангелия, суд над всеми народами будет производить после своего второго пришествия Иисус Христос: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну… и дал ему власть производить суд, потому что он есть Сын человеческий» (Ин. 5: 22, Ин. 5: 27.).
Христос в свою очередь делегирует часть своих судебных полномочий праведникам в лице 12 апостолов. Согласно Новому Завету, Бог через Иисуса Христа будет судить язычников и иудеев, а также всех неверующих. Что же касается верующих христиан — для них уготован другой суд — суд Божий.
На христианском Страшном суде судимы будут не только дела, но слова и помыслы людей. Также как и в исламе, христианские источники не дают точной даты наступления конца света, о чем свидетельствуют слова Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один».
Зато в этих двух религиях разнятся предвестники конца света. Христианские теологи, в их числе блаженный и Иероним Стридонский, писали, что Страшному суду будут предшествовать 15 дней. В первый день поднимутся выше гор все земные моря, во второй — все воды погрузятся в пучину, в третий — они восстановятся своем прежнем виде. В четвёртый день восстанут все морские обитатели, на пятый — завопят собравшиеся все вместе птицы, на шестой — к небу поднимутся огненные реки, в седьмой — все небесные светила выбросят огненные хвосты, на восьмой — случится землетрясение. На девятый день будут обгрызены все растения, на десятый — разделятся на четыре части все камни, на одиннадцатый — сотрутся в прах все холмы и горы, на двенадцатый — из лесу выйдут и зарычат все животные. На тринадцатый день — с востока на запад откроются все могилы, чтобы мёртвые могли воскреснуть, на четырнадцатый — все люди, впав в безумие, покинут свои жилища, а на пятнадцатый — все умрут и воскреснут вместе с теми, кто усоп задолго до них. На суде Иисус будет делить людей на «овец» и «козлов»: первым будет уготован рай, а вторым — ад.
Глава II. Загробная участь человека по учению ислама
Как уже упоминалось выше, когда человеку приходит время умирать, к нему является ангел смерти, Израил, который отнимает у тела душу и передает ее Аллаху. Душа проходит испытания. Которые дают ей ангелы Мункар и Накир, после чего отправляется в Джанну или в Джаханнам, то есть в рай или ад, где она обречена пребывать до Судного дня.[20]
Вера в Судный день подразумевает собой веру во всё то, на что в связи с этим указывают Коран и сунна, а именно: во все то, что связано со смертью и тем, что за ней последует, Вера в то, что касается смерти, включает в себя нижеследующее:
2. Вера в то, что срок каждого точно определён, и никто не в силах ни оттянуть, ни опередить его. Срок этот известен Аллаху, который не только установил его, но и определил причину смерти каждого.
3. Вера в то, что о сроке этом знает только Аллах.
4. Вера в то, что перед смертью случается то, о чем говорил Аллах. «Когда дух кого-либо из вас подступает к горлу и вы воочию видите это, то Мы ближе к нему (имеется в виду умирающий.), чем вы, хотя вы этого и не видите. » («Воскресение», 83-85.)
Когда умирает грешный и несправедливый человек, он жалеет обо всём, что делал, и хочет вернуться обратно в мир этот. Что же касается извлечения из тела духа неверного, то об этом Аллах сказал так: «О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки и говорят: «Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня воздается вам унизительным наказанием за то, что вы возводили ложь на Аллаха и пренебрегали Его знамениями!»» («Скот», 93.)
Это значит, что ангелы протягивают к грешнику руки, нанося ему удары и мучают его.
Итак, после смерти происходят великие и важные события, часть которых имеет место в могиле, а часть произойдёт после воскресения из мёртвых.[21]
После того как покойного укладывают в могилу, он подвергается испытанию, так как к нему являются двое ангелов, которые спрашивают его:
«Кто Господь твой? Какова твоя религия? Кто тот человек, который был послан к вам?»
Что касается верующего, то он ответит: «Мой Господь – Аллах, а моя религия – ислам», – в ответ же на третий вопрос скажет: «Он – раб Аллаха и посланник Его».
Что касается неверного, то он на все вопросы будет отвечать:
«Не знаю», – а лицемер или сомневающийся скажет так: «Не знаю, я только слышал, как люди говорили нечто, и повторял то же самое».
Особенностью догматики ислама является учение о мучениях или блаженстве могилы. После испытания, которому покойный подвергается в могиле, он останется там до самого дня воскресения, испытывая блаженство или подвергаясь мучениям, что касается как тела, так и духа, или же одного только духа. Об испытании, которое ждет каждого в могиле, говорится во многих аятах и хадисах, где сообщается также о блаженстве или мучениях.[22]
Рай и ад. Картины рая и ада, изложенные в Коране, очень чувственны и во многом отражают представления древних арабов. Мусульманский рай «обширен как небо и земля». Это чудесный оазис с прохладной, чистой водой, с цветущими садами, место, в котором: «реки из воды непортящейся и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного».
Праведники, вошедшие в эти райские сады, будут облачены в роскошные одежды. Тридцать шестая сура Корана говорит о том, что «обитатели рая сегодня поистине своим делом наслаждаются. Они и супруги их в тени возлежат на ложах. Для них там фрукты и все, чего они потребуют».[23]
В раю правоверных мусульман ожидают всяческие наслаждения, включая любовные. По одной версии, каждый правоверный в раю будет рядом со своей супругой, по другой – он будет наслаждаться обществом прекрасных гурий.[24]
Ад представляет из себя место страха и ужаса. Грешники там будут «мучиться в самуме и кипятке, и тени черного дыма, не прохладной и не благой. Ад состоит из семи кругов, наполненных всевозможнейшими орудиями пыток, от кипящего огня до ядовитых скорпионов, змей и страшных чудовищ, которые терзают грешников.
Через ад переброшен мост Сират, тонкий как волос и острый как меч. Праведники без труда могут перейти через него, грешники же упадут в геенну огненную. По видимому, образ этого моста заимствован исламом из маздаизма, так как там есть учение о мосте Цинват (Синват), по которому души умерших шли в загробный мир.[25]
Исрафил – в исламе ангел, вестник Страшного суда. Его имя восходит к библейским серафимам. Он один из четырех, наряду с Джибраилом (Гавриилом), Микалом и Израилом архангелов. Исрафил представляется огромных размеров, у него четыре крыла, тело покрыто волосами, ртами, зубами. Исрафил передает решения Аллаха другим ангелам. Исрафил трижды в день и один раз ночью плачет над мучениями грешников в аду.[26]
Глава ΙΙI. Конец мира и Страшный суд согласно учению ислама
После смерти душа уходит в рай или ад, где она обречена пребывать до Судного дня. Этот день – своего рода «повторное творение», когда мертвые воскреснут и предстанут перед Аллахом на окончательном, Божественном суде.[27]
«О люди! Если вы в сомнении о воскрешении, то ведь Мы создали вас из праха, потом из капли, потом из сгустка крови, потом из куска мяса, сформованного или бесформенного, чтобы разъяснить вам (это). И помещаем и в утробах, насколько захотим, до определенного срока. Потом выводим вас младенцем, потом – чтобы вы достигли вашей зрелости. Среди вас есть тот, кто упокояется, и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего. И видишь ты землю бесплодной, а когда Мы низводим на нее воду, она приходит в движение и разбухает и выращивает всякие прекрасные пары. Это потому, что Аллах есть истина, и что Он живит мертвых, и что Он над всякой вещью мощен, и что час наступит, – нет сомнения в том! — и что Аллах воздвигнет тех, кто в могилах» (22:5–6).[28]
Судному дню будет предшествовать «лихое время», когда среди людей воцарится искуситель Даджжал. В Коране о нем не упоминается, зато описаниями пришествия Даджжала изобилуют мусульманские «сказания о грядущих бедствиях» (малахим). Этот чудовищный слуга Иблиса прикован в скале посреди океана, его стерегут верные Аллаху джинны, но перед концом света, когда народы йаджудж и маджудж (библейские Гог и Магог) прорвут стену, отделяющую их от цивилизованного мира.
Эту стену, согласно преданию, возвел Александр Македонский (Искандер Зул-Карнайн).[29]
Вот что сообщает об этом Коран: «Они спрашивают о Зул-Карнайне. Скажи: «Я прочитаю вам о нем воспоминание». А когда он дошел до заката солнца, то увидел, что оно закатывается в источник зловонный, и нашел около него людей. Мы сказали: «О Зул-Карнайн, либо ты накажешь, либо устроишь для них милость». Он сказал: «Того, кто несправедлив, мы накажем, а потом он будет возвращен к своему Господу, и накажет Он его наказанием тяжелым. А кто уверовал и творил благое, для него в награду — милость, и скажем мы ему из нашего повеления легкое». Потом он следовал по пути. А когда дошел он до восхода солнца, то нашел, что оно восходит над людьми, для которых Мы не сделали от него никакой завесы. Так! Мы объяли знанием все, что у него. Потом он следовал по пути. А когда достиг до места между двумя преградами, то нашел перед ними народ, который едва мог понимать речь. Они сказали: «О Зул-Карнайн, ведь Йаджудж и Маджудж распространяют нечестие по земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ними плотину?» Он сказал: «То, в чем укрепил меня мой Господь, лучше; помогите же мне силой, я устрою между вами и ними преграду. Принесите мне кусков железа». А когда он сравнял между двумя склонами, сказал: «Раздувайте!» А когда он превратил его в огонь, сказал: «Принесите мне, я вылью на это расплавленный металл». И не могли они взобраться на это, и не могли там продырявить» (18:82–96).[30] Мы укрепили его на земле и дали ему ко всему путь, и пошел он по одному пути. Даджжал освободится. Он разрушит все мечети и примется убивать правоверных, землю заволокут клубы дыма, из земных недр появится говорящее чудовище, а солнце взойдет на западе. Но Махди (он же – «скрытый пророк» шиитов) убьет Даджжала, а в Дамаске произойдет второе пришествие пророка Исы. Царствование Исы, время мира и справедливости, продлится сорок лет, а затем наступит срок Страшного суда. Ангел Исрафил затрубит в трубу, небосвод расколется, звезды упадут наземь, моря выйдут из берегов, горы сдвинутся со своих мест, а все люди умрут. Второй зов трубы поднимет умерших и созовет их на Суд.[31] Пророк Иса объявит, что никогда не называл себя сыном Божьим и что его учение извращено христианами. Здесь можно провести сравнение со словами Корана: «И сказали христиане: «Мессия – сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!» (Коран, 9:30).[32]
Исламские богословы приводят также другой текст: «А когда был приведен сын Мариам в пример, – вот твой народ от этого отворачивается, и говорят они: «Боги наши лучше или он?» Они приводят его тебе только для спора. Они ведь – народ препирающийся! Он – только раб, которому Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исраила» (43:57-59).[33]
Потом начнется сам Суд, и Аллах станет расспрашивать каждого о его делах, сверяться с записями, которые вели ангелы-хранители, и взвешивать людские поступки на весах справедливости: «В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его» (99:6–8).[34]
Итак, после воскресения верные пойдут направо, а неверные – налево и настанет день суда. Небесные весы приведутся в действие, сюда же перенесутся рай и ад вместе с адским мостом (сират). Затем добрые и злые поступки взвешиваются на весах, и что окажется тяжелее, соответственно тому и произносится Божий приговор. Если добрые деяния перевесят хотя бы на самую малость, то человек безвредно переходит через адский мост и входит в рай, если же перевесит зло, то это для него становится невозможным, и он достается в жертву адским мучениям. Для неверных тогда уже нет никакого спасения, верные же могут еще рассчитывать на Божию милость и на ходатайство пророка. Пророк Мухаммад встретит осужденных грешников у большого водоема и заступится перед Аллахом за некоторых из них.
Пророкам и мученикам не приходится испытывать всего этого – они немедленно после смерти идут в рай.[35]
Заключение
По теме нашей работы мы можем сделать следующие выводы:
Учение ислама о возникновении мира и человека в очень значительной степени заимствовано из Библии. Так рассказ о грехопадении очень похож на библейский рассказ об этом событии. Однако, есть одно принципиальное отличие: в исламе отсутствует учение о первородном грехе. Также в исламе наличествует учение о предсуществовании душ. На наш взгляд, это указывает на примитивизм, упрощенчество догматики ислама, исказившего библейское учение.
Учение о загробной участи человека также в очень значительной степени заимствовано из Христианства. Вместе с тем, учение о райском блаженстве имеет принципиальное отличие от Христианства. В исламе считается, что в раю праведники будут наслаждаться в том числе и грубыми чувственными удовольствиями, что вновь является свидетельством примитивизма этой ложной религии.
Эсхатология ислама почти полностью заимствована из Библии, но имеются есть и существенные изменения и дополнения. Важную роль в эсхатологии ислама будет играть пророк Иса. Он придет на землю в конце времен, победит чудовищного Даджала и установит среди людей справедливость. Он будет править людьми до Страшного суда, на котором во всеуслышание объявит о том, что непричастен христианской «ереси» и никогда не притязал на божественное происхождение.
Мусульмане уверены в том, что в момент Страшного суда очень важную роль будет играть Мухаммед, посланник Аллаха, будет играть их великий пророк Мухаммед, который сможет, заступаясь за грешника перед Аллахом, не только смягчить его участь, но и побудить Аллаха простить грехи и направить прощенного в рай.
Источники
1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод.
2. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. М., 1990.
Литература
3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2002.
4. Ислам классический. Составитель А. Лактионов. М., 1998.
5. Климович Л.И. Книга о коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.
6. Лобазова О.Е. Религиоведение. М., 2002.
7. Максимов Ю.В. Курс лекций по истории религий. М., 2010.
8. Мифы народов мира. Энциклопедия. Тт. I-II. Редактор Токарев С.А., М., 1982.
9. Шантепи де ла Соссей. Иллюстрированная история религий. М., 2008.
10. Элиаде Мирча. «История веры и религиозных идей» Тт. I-III. М., 2009.
[1] Максимов Ю.В. Курс лекций по истории религий. М., 2010. С. 242.
[2] Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2002. С. 354.
[3] Элиаде Мирча. «История веры и религиозных идей» Тт. I-III. М., 2009. Том III. С. 314.
[4] Ислам классический. Составитель А. Лактионов. М., 1998. С. 22.
[5] Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. М., 1990. С. 217.
[6] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 245.
[7] Ислам классический… С. 26.
[8] Климович Л.И. Книга о коране, его происхождении и мифологии. М., 1986. С. 52.
[10] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 248.
[11] Коран… С.-с. 341-142.
[12] Ислам классический… С. 30.
[16] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 252.
[17] Ислам классический… С. 31.
[18] Климович Л.И. С. 92.
[19] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С.-с. 253-254.
[20] Ислам классический… С. 31.
[21] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С.-с. 255-256.
[22] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С.-с. 256-257.
[23] Лобазова О.Е. Религиоведение. М., 2002. С. 122.
[24] Васильев Л.С. Указ. Соч. С. 348.
[25] Лобазова О.Е. Указ. Соч. С. 125.
[26] Мифы народов мира. Энциклопедия. Тт. I-II. Редактор Токарев С.А., М., 1982. Том I. С. 571.
[27] Ислам классический… С. 35.
[28] Коран. С.-с. 274-275.
[29] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 259.
[30] Коран… С.-с. 249-250.
[31] Климович Л.И. С. 104.
[32] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 262; Коран… С. 164.
[33] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 263; Коран… С. 403.
[35] Шантепи де ла Соссей. Иллюстрированная история религий. М., 2008. С. 173.
Журнал «XXIвек»
Argumentum ad hominem — «аргумент к человеку»общедоступное доказательство
Страшный суд.Христианство,Ислам,Иудаизм. Sapere aude — «решись быть мудрым»
Страшный суд, Судный день в эсхатологических религиях и верованиях— последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.
Христианская версия
Согласно Евангелие: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий»(Ин.5:22) (Ин.5:27). По этой причине христиане верят, что Иисус Христос произведет суд над всеми народами, когда «приидет во славе Своей и все святые ангелы с Ним»(Мф;25:31-32).Кроме того, часть своих судебных полномочий Христос поручит праведникам, в частности,апостолам, которых обещал посадить на 12 престолов судить 12 колен Израилевых.
Иисус говорит в Евангелии: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые положил Отец во власти Своей»,- но Сам же и добавляет: «Смотрите, чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному». Опасения Иисуса понятны, так как Библия не позволяет предсказать времена и сроки наступления царства Антихриста. Восполнить этот пробел в христианской эсхатологии дано Откровению Иоанна. Любимый ученик Иисуса Св. Апостол Иоанн Богослов был заточен на острове Патмос в гонение при императоре Домициане в 96 году, где получил Откровение о судьбах мира и о конце мировой истории.
По содержанию и своему стилю «Апокалипсис» резко отличается от других текстов Нового Завета, там излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Иисуса Христа, конец света и Страшный суд. В «Апокалипсисе» упомянуто Число зверя — 666, в ходе истории многократно предлагались различные расшифровки значения этого числа.Откровение начинается с Посланий семи церквам. Из некоторых толкований становится ясно, что эти Послания означают семь периодов или эпох в истории Церкви от ее основания до «кончины века», а мы в настоящее время находимся на последнем «лаодикийском» этапе.В Откровении говорится о двух пророках Апокалипсиса. Их роль заключается в том, чтобы предупредить человечество о наступлении царства Антихриста и о скором Втором пришествии Господа Иисуса Христа. Проповедь двух свидетелей приведет в исполнение предсказание Апостола Павла об обращении евреев в христианскую веру в конце мировой истории. Проповедь двух свидетелей завершится их смертью и воскресением «на улицах великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят». Свидетельством для всего мира исполнения пророчеств Апокалипсиса явится разрушение этого «великого города», который в 18-ой главе Откровения иносказательно именуется «Вавилон».
«Четыре всадника Апокалипсиса» — термин, описывающий четырех персонажей из шестой главы Откровения.Ученые до сих пор расходятся во мнениях,что именно олицетворяет каждый из всадников,однако их часто именуют Завоеватель (Чума, Болезнь,Мор),Война,Голод и Смерть(Мор).Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире.Всадники появляются строго друг за другом,каждый с открытием очередной из первых четырех из семи печатей книги Откровения.
Исполнение предсказания Апостола Павла об обращении евреев в христианскую веру в конце мировой истории противопоставит Израиль всемирному царству Антихриста и его мировому правительству.Начнется третья мировая война,которая является третьим горем Апокалипсиса и носит в Библии название «Армагеддон».Ар-Магеддон, «город Мегиддо», или просто Мегиддо несколько раз упоминается в Библии. Полководец Сисара погиб от Барака «у вод Мегиддонских» (Суд. 4; 5: 19), здесь же погиб царь Охозия от Ииуя (4-я Цар. 9: 27), и царь Иосия от фараона Нехао (4-я Цар. 23: 29). Таким образом, в Библии Армагеддон означает место, где погибают цари. Этот город был расположен на севере Палестины недалеко от Генисаретского озера на юго-западе от Назарета.
На 1492 год был назначен «конец света». Пасхалия была рассчитана только до этого года, о чём в конце делалась приписка: «Сие лето на конце явися, в оньже чаем всемирное торжество пришествие Твое». Считалось, что это 7000 год от Сотворения, а 7000 лет – это срок существования мира. В 1491 году многие не засеяли свои поля, из-за чего наступил голод. Виновниками несостоявшегося «светопреставления» были объявлены «жидовствующие», которые с самого начала отнеслись к этой дате скептически.
С тех пор православные подобными расчётами не занимаются,а Пасхалия по решению Московского церковного собора была продлена новгородскими учёными, во избежание соблазнов, на 1000 лет вперёд – до 2492 года.
Мусульманская версия
Посланник Аллаха также сказал:»Судный час не наступит до тех пор,пока не сразятся две огромные армии,которые понесут большие потери и при этом будут исповедовать одну и ту же веру;пока не появятся около тридцати лжецов,каждый из которых будет называть себя посланником Аллаха;пока не исчезнет религиозное знание;пока не участятся землетрясения;пока не ускорится время;пока не появится смута;пока не участятся убийства;пока вы не станете купаться в роскоши,потому что вашего богатства будет настолько много,что хозяин имущества будет беспокоиться от того,что никто не принимает его пожертвований,а когда он попытается раздать милостыню,то ему ответят:»Я не нуждаюсь в этом»;пока люди не станут состязаться в строительстве высоких домов;пока проходящий мимо могилы человек не скажет:»Лучше бы я оказался на его месте».
Наступление конца света будет таким же неожиданным, как и наступление его признаков.Пророк сказал: «Наступление его будет таким неожиданным,что вы не успеете съесть кусок хлеба,совершить торг,сделку или выпить подоенное верблюжье молоко».
Конец света столь страшен,что Аллах к тому времени приберет к себе всех верующих и они не увидят его.О конце света много сказано в сурах Корана,также во многих Хадисах (изречениях)Пророка,например:Пророк сказал: «Великий Аллах в Судный день разрушит вселенную,как разрушается минарет. «,»Земля начнет трястись,со всем что на ней»,»Будет высокая температура и все,даже вода будет гореть,солнце приблизится к земле»,»Все во вселенной перемешается,все планеты тоже».»По приказу Аллаха Исрафил начнет дуть и все живое помрет,кроме Единого Аллаха».
После этого сколько пройдет времени знает только Аллах.Затем по Его приказу,оживший Ангел Исрафил дунет в трубу вторично, и каждое тело обретет свою душу. Затем по приказу Аллаха земля выкинет все,что в ней захоронено.Многие спрашивают:»Души обретут именно те тела,в которых они были живыми,ведь эти тела уже потеряли свой вид?»Аллах в Коране говорит, что каждое тело при¬обретет свое,даже если при жизни с него было что-то взято. Возможно имеется ввиду,что даже сожженные или разрубленные по частям тела,соберутся в первоначальном виде.
Ангелы соберут в день Ахирата всех на махшаре,т.е.месте сбора.Люди будут находиться в таких мучениях,что будут желать смерти, плакать, кричать, бежать и т.д.,но при этом будут люди,которые будут находится в тени Гарша.Пророк разделил их на 7 категорий: справедливый руководитель,имам;верующий с детства и до смерти; человек,постоянно поклоняющийся в мечети; двое людей,любящих друг друга ради Аллаха;человек,раздающий милостыню, так что левая рука не видит,как дает правая;человек, которого соблазняет красивая женщина,но он откажется ради Аллаха;человек,находящийся в уединении,и от боязни перед Аллахом проливающий слезы.Есть Хадис:»Не увидят огонь ада люди,сторожившие мусульман от врагов».Хадис Пророка: «И в Судный день ты увидишь справа все свои хорошие деяния, слева все плохие,и впереди огонь ада».
Затем установят мост через Ад.На краю его будут крючки из огня которые будут ловить неверующих,грешников.Все и даже Пророки должны будут пройти по этому мосту.Скорость прохождения будет зависеть от вознаграждения.
В Коране сказано:»Каждый пройдет через этот мост и почувствует Ад настолько,насколько у него хороший гамал». Хорошие деяния будут светить нам на этом мосту,а грешникам и неверным будет темно.Тот,кто его пройдет, попадет в Рай,а другие упадут в Ад.
Иудейская версия
Конец света у евреев–это «дни Мессии».О приходе Мессии говорится и в Библии,и в Талмуде,и в комментариях мудрецов.Веру в пришествие Мессии назвал Рамбам одним из 13 элементов Символа Веры. Что будет при Мессии – на этот счет нет единодушия.Шмуэль(один из мудрецов Талмуда)считал,что все будет то же,что и сейчас, только иго гоев исчезнет.Но другие мудрецы считали, что сбудутся все пророчества пророков:лев возляжет с ягненком,гои принесут свое серебро и золото,и т.д.Рамбам считал(вслед за Шмуэлем),что времена Мессии – обычные,не сказочные дни.
Мудрецы говорили, что есть рай, иначе – Царствие Небесное, иначе – грядущий мир, а есть и ад – Тофет или Шеол. Не каждый удостаивается Грядущего Мира, но только достойные. Главная плата праведнику – его доля в Грядущем мире. После смерти праведники попадают в рай, к столу Господа, где они едят Левиафана, в ожидании пришествия Мессии.
По одной версии, Мессия придет, когда евреи будут достойны. Это – вполне ортодоксальная позиция. По другой – когда не останется ни одного праведника, и «лик поколения будет подобен собачьей морде». Мишна дает грозное описание этого времени – сыновья восстанут на отцов, добродетель презираема, и т.д. Эта концепция была особо популярна в кругах последователей Саббатая Цеви, которые считали, что грешить надо, ибо это приближает избавление. Еще по одной концепции, Мессий будет два – страдающий мессия, сын Иосифа, и победоносный мессия, сын Давида. Сын Иосифа будет пронзен копьем и погибнет.
Спасение – только коллективное, для всего Израиля. Воскресение мертвых произойдет только в Святой Земле.
Сценарий наступления конца света:
Страшные кровопролития, война Гога и Магога, в ходе которой от Израиля отпадут все (неискренние) обращенные гои. Когда прольется много еврейской крови, пробудится Ярость Господа, и он смоет еврейскую пролитую кровь – кровью гоев. Приход Мессии, возвращение Израиля в Страну Израиля, строительство Храма в Иерусалиме, порабощение гоев и истребление непокорных. Исполнение всех законов Торы. Иудеи живут Торой, а прочие (уцелевшие) народы служат им. Поскольку все гои созданы лишь для того, чтобы служить Израилю, исчезает смысл существования непокорных и не служащих.А поскольку иудеи созданы, чтобы «делать» Тору, то необратившиеся сгинут, доказав свое чуждое происхождение.
Много раз предсказывали, и рассчитывали даты конца света по книге Даниила и другим. Талмуд полон несбывшихся предсказаний. Один сказал: Мир простоит шесть тысяч лет, из них две тысячи лет хаоса, две тысячи лет Торы, и две тысячи лет Мессии. Потом же наступит тысяча лет разорения и опустошения. Каждый век знал свои наиболее любимые даты. Одна из самых известных – 1666. Впрочем, сказано: приход Мессии неожидан, как укус скорпиона.
«Дни Мессии» для иудеев – это Конец света для гоев. Уничтожение христиан – одно из пророчеств. Израиль заслужил «уничтожить семя Эдома» (Песахим 5а). Под Эдомом понимается христианский мир, Европа. Есть спор, все ли гои будут убиты, но большинство считает, что уцелеют покорные. Обращение в иудаизм не произойдет – наоборот, неискренние обращенные отойдут. А покорные гои примут на себя Семь Заповедей Ноя, и откажутся от своих праздников, поверий, религий. Они не будут читать Библию – по страхом смертной казни. Их религиозность будет выражаться в служении Израилю и в поклонении Имени Господа.
