что означает суббота для человека а не человек для субботы
Толкование на От Марка 2:27
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Марка 2:27 / Мк 2:27
Свщисп. Василий Кинешемский
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы
Ни в одном из этих случаев Господь не встал на точку зрения фарисеев и не поддержал их негодование. Ясно, что в оценке фактов религиозной жизни и в понимании ее сущности они резко расходились. Строго говоря, высказывания фарисеев имели под собой формальные основания, особенно в вопросах о посте и субботе. Здесь они стояли на почве буквального понимания закона, но этот закон в их понимании являлся чем-то мертвым, закостенелым, не допускавшим решительно никаких изменений или приспособлений к живой душе человека, и потому он потерял дух жизни, подобно сухому дереву, которое уже не может расти и развиваться, а может только гнить.
Источник: Беседы на Евангелие от Марка.
Григорий (Лебедев)
И сказал (Господь) им (ученикам): суббота для человека
Не ставьте человеческих обычаев выше Божиих требований. Человеческий обычай зовет в сторону от храма, к семейной и домашней жизни, он идет вразрез с Божиим законом. Откиньте его деспотизм… Пусть обычай подчинится человеку ради Бога, а не господствует над человеком, отдаляя его от Христа.
Источник: Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Максим Исповедник (580−662)
Ст. 27−28 Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы
Те вещи, которые сотворены во времени и соответственно времени, становятся совершенными, когда прекращают свой естественный рост. А те вещи, которые созидает, сообразно добродетели, знание Божие, продолжают возрастать и став совершенными. Ибо конец одних становится [здесь] началом других. Ведь тот, кто посредством деятельного осуществления добродетелей прекращает существование тлетворного в себе, кладет начало образованию другого — более божественного. А Бог никогда не прекращает [существование] благих вещей, которые не имеют начала, ибо как свету свойственно светить, так и Богу свойственно благотворить. Поэтому Суббота чтится как день отдыха в законе, который управляет устроением вещей, существующих во времени и подверженных возникновению и уничтожению. А в Евангелии, которым вводится устроение вещей духовных, Суббота украшается деланием благих дел. И пусть это не возмущает тех, которые еще не знают, что суббота для человека, а не человек для субботы и что Сын Человеческий есть господин и субботы.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мк. 2:27
Свщисп. Василий Кинешемский
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы
Ни в одном из этих случаев Господь не встал на точку зрения фарисеев и не поддержал их негодование. Ясно, что в оценке фактов религиозной жизни и в понимании ее сущности они резко расходились. Строго говоря, высказывания фарисеев имели под собой формальные основания, особенно в вопросах о посте и субботе. Здесь они стояли на почве буквального понимания закона, но этот закон в их понимании являлся чем-то мертвым, закостенелым, не допускавшим решительно никаких изменений или приспособлений к живой душе человека, и потому он потерял дух жизни, подобно сухому дереву, которое уже не может расти и развиваться, а может только гнить.
Беседы на Евангелие от Марка.
Сщмч. Григорий (Лебедев)
И сказал (Господь) им (ученикам): суббота для человека
Не ставьте человеческих обычаев выше Божиих требований. Человеческий обычай зовет в сторону от храма, к семейной и домашней жизни, он идет вразрез с Божиим законом. Откиньте его деспотизм… Пусть обычай подчинится человеку ради Бога, а не господствует над человеком, отдаляя его от Христа.
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Прп. Максим Исповедник
Ст. 27-28 Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы
Те вещи, которые сотворены во времени и соответственно времени, становятся совершенными, когда прекращают свой естественный рост. А те вещи, которые созидает, сообразно добродетели, знание Божие, продолжают возрастать и став совершенными. Ибо конец одних становится [здесь] началом других. Ведь тот, кто посредством деятельного осуществления добродетелей прекращает существование тлетворного в себе, кладет начало образованию другого — более божественного. А Бог никогда не прекращает [существование] благих вещей, которые не имеют начала, ибо как свету свойственно светить, так и Богу свойственно благотворить. Поэтому Суббота чтится как день отдыха в законе, который управляет устроением вещей, существующих во времени и подверженных возникновению и уничтожению. А в Евангелии, которым вводится устроение вещей духовных, Суббота украшается деланием благих дел. И пусть это не возмущает тех, которые еще не знают, что суббота для человека, а не человек для субботы и что Сын Человеческий есть господин и субботы.
Главы о богословии.
Блж. Феофилакт Болгарский
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы
Лопухин А.П.
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы
Суббота для человека, а не человек для субботы
Сегодня мы разберем очень важные слова Иисуса Христа, где Господь говорит, что суббота дана для человека, а не человек для субботы. Нам, как народу Библии, следует ответить на вопрос, по какой причине и кому адресованы эти слова?
Дорогие друзья, слава нашему Господу за прекрасную возможность вновь приветствовать вас из студии конец времени на программе субботняя интернет кафедра! Сегодня мы разберем очень важные слова, которые сказал Сам Господь Иисус Христос. А для этого откроем Евангелие от Марка, где Господь говорит: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы (Марка 2:27,28)». Нам, как народу Библии следует ответить на вопрос, по какой причине и кому адресованы эти слова? Сначала мы обозначим общий библейский контекст, чтобы нам понять суть этих слов, которые сказал Господь народу завета. «И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать? (Марка 2:23,24)».
Но что отвечает Иисус Христос книжникам и фарисеям, которые создали проблемы в отношении празднования субботнего дня? Они ограничили этот праздник собственными преданиями. У них были собственные установления. Даже читая книгу Деяния Святых Апостолов, мы видим, что у них есть такое понятие, как субботний путь. То есть саддукеи, книжники и фарисеи изобрели ограничения, чтобы человек в субботу был ограничен в передвижении. Поэтому Иисус Христос приходит и корректирует истину о субботе. В Евангелие фарисеи и книжники постоянно выдвигали претензии к Иисусу, говоря, что в субботу то, что делает Иисус, делать не позволено. Поэтому Иисус говорит им: не человек для субботы, а суббота для человека. И чтобы нам с вами не впадать в крайность, давайте определим истинное значение этих слов. На что ссылается Иисус Христос, когда сказал эти слова.
«Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? (Марка 2:25,26)». Другими словами история Давида поставлена нам в пример. Мы должны посмотреть, как Давид праздновал субботу, раз Сам Господь Иисус Христос использует историю Давида как пример, что можно делать в субботу, а чего делать не должно. В книге Деяний Святых Апостолов мы читаем, что Сам Господь говорит о Давиде. «Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деяния13:22)».
Все последующие цари, которые описываются нам в книге Царств, сравниваются с верным Давидом, который исполнит все хотения Бога. «И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его (3Царств 11:6)». Читая историю царей, мы находим, что все цари сравниваются с верным Давидом. Поэтому возникает вопрос. Когда Давид был, гоним Саулом и его одержимой администрацией, как он продавал субботний день в это время? А для этого откроем первую книгу Царств, чтобы нам вместе с вами на основании вернейшего пророческого слова ответить на вопрос, что означают слова, что суббота для человека, а не человек для субботы? И так смотрим, что делал Давид, когда его гнала одержимая администрация Саула во главе с самим одержимым царём Саулом.
«И сказал Давид Анхусу: если я приобрел благоволение в глазах твоих, то пусть дано будет мне место в одном из малых городов, и я буду жить там; для чего рабу твоему жить в царском городе вместе с тобою? Тогда дал ему Анхус Секелаг, посему Секелаг и остался за царями Иудейскими доныне (1Царств 27:5,6)». Далее обозначено время, сколько времени прожил Давид в Секелаге. «Всего времени, какое прожил Давид в стране Филистимской, было год и четыре месяца (1Царств 27:7)». Нам, как народу Библии, следует ответить на вопрос, а как Давид праздновал субботу, когда он был в изгнании и жил один год и четыре месяца у филистимлян в городе Секелаге. Для этого нужно открыть 118 псалом, где Давид говорит.
«Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего. Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю (Псалтирь 118:161-166)». Давайте отметим то, что Давид уповает на спасение Господне, а не на спасение человеческое. А также Давид говорит: и заповеди Твои исполняю. То есть и заповеди, которые Господь написал Своей рукой. Значит, Давид в Секелаге праздновал субботу независимо от местонахождения. Иисус Христос указывает на эту историю, говоря, посмотрите на историю Давида, почему вы предъявляете претензии Моим ученикам, которые по вашим доктринам, якобы не чтут субботу. Но эти ограничения сделали люди, а не Бог.
Иисус сказал, что можно в субботу делать то, что делали апостолы и что делал Давид. Давид не был привязан к церковной лавке, как сегодня это наблюдается в протестантских деноминациях. Давид прославлял Бога на всяком месте. Если вас гонят в одном месте, идите в другое. Но это не говорит о том, что в другом месте мы не можем прославлять Господа. Поэтому история Давида поставлена нам в пример и служит утешением для тех, кого изгнан сегодня из религиозных деноминаций за настоящую истину. Нас же не выгнали дорогие друзья за грех прелюбодеяния, за воровство, за нарушение заповедей или какой-либо другой грех? Мы предъявили претензии религиозным руководителям. Они за это нас возненавидели, подобно тому, как одержимый царь Саул возненавидел Давида за правду и изгнал его. Но Давид праздновал день субботний в Секелаге у филистимлян. Он жил отдельно и прославлял Господа в день субботний по заповеди.
Давид говорит, что я заповеди Твои люблю, в то время как князья безвинно гонят меня. Поэтому история Давида должна лечь в основу веры тех людей, которые изгнаны одержимой администрацией отступившего протестантизма из своих религиозных деноминаций. Мы не привязаны к тому или иному месту. Мы прославляем Господа на всяком месте. Но есть конкретный библейский принцип, в духе и в истине. Мы прославляем Бога в Святом Духе, опираясь на настоящую истину. Меня всегда мучает один и тот же вопрос. Я спрашиваю Господа и самого себя. Если бы сегодня был бы жив хотя бы один библейский пророк, в какой бы деноминации он сегодня праздновал субботу? Праздновал ли он субботу вместе с корпорацией адвентистов седьмого дня, которые прикрываются названием церковь. Но они не являются церковью. Прочитаете официальные документы.
Они являются религиозной корпорацией адвентистов седьмого дня, но при этом прикрываются церковью. Когда люди начинают понимать и задавать вопросы, они подобно одержимому царю Саулу и его отступившей администрации, попытались избавиться от голоса правды, который провозглашался в их уши через Давида, который был, гоним за правду. Поэтому Господь Иисус Христос, используя эту историю, желает подкрепить веру тех, кто изгнан за правду. Мы же не изгнаны с вами из этих деноминаций за грех. Нас выгнали за правду. Нас изгнали за библейскую истину, понося нас как еретиков, отступников и возмутителей спокойствия. Но давайте посмотрим, что говорит наш Господь в утешение каждого из нас. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Матфея 11:28-30)».
Давайте подчеркнём ключевое выражение: «и найдете покой душам вашим». О каком покое говорит наш Господь и спаситель Иисус Христос? Евреи искали покоя. Но нашли ли они покой в храме, который построил Соломон? Павел предупреждает: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, о котором сказал Иисус, не оказался кто из вас опоздавшим (Послание к Евреям 4:1-3)». Далее Павел призывает: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность (Послание к Евреям 4:9-11)». Для народа Божьего, для народа завета, который заключил завет с Господом благодаря пролитой крови Иисуса Христа, а не заместительных жертв, которые указывают на Иисуса Христа, для этого народа завета еще остается субботство.
Если читать буквально, остается празднование субботы. Израильский народ, который отринул Иисуса Христа не вошел в покой Его. Но народ нового завета, подобно царю Давиду, нашел покой в слове Божьем. Давид, который был гоним одержимой администрацией Саула, нашел покой не в Иерусалиме, а нашёл покой в Секелаге. Он говорит, когда гонят меня князья безвинно, но при этом я соблюдаю заповеди Твои. Давид соблюдал все заповеди на чужбине. Он не был привязан к месту поклонения. Его история поставлена нам сегодня в пример, всем страждущим и всем обремененным. Только в Иисусе покой. Мы можем праздновать субботу на всяком месте, где двое и трое, там Иисус. Мы говорили на предыдущей встрече в отношении четвертой заповеди, что суббота священное собрание. Поэтому где собрались двое и трое во имя Иисуса, Бог воспринимает нас как священное собрание, на условии, если у нас есть святое чтение.
Это не собрание по интересам, дорогие друзья. Это не клуб по интересам. Это священное собрание, чтобы читать святое слово Божье. «Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность (Евреям 4:10,11)». И так дорогие друзья, можем ли мы сегодня на основании Священного Писания ответить честно на вопрос без спекуляций, определяет ли новый завет сегодня народу место для празднования субботы? Давайте посмотрим, к чему призывает Павел христиан, которые вышли из иудаизма. До этого момента они были привязаны к храму, который находился в Иерусалиме. Сегодня этого храма нет. «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов (Евреям 12:22)». Павел говорит, что мы приступили к небесному Иерусалиму.
Выражение «гора Сион», напоминает нам откровение, где 144 тысячи стоят с Агнцем на горе Сионе. Мы можем приступить к этому собору. Мы приступили не к религиозным организациям, в том числе и к не религиозной организации адвентистов седьмого дня. Бог призывает нас сегодня приступить верою к небесному Иерусалиму, который находится на небесах. Здесь мы читаем очень важные слова. «К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евреям 12:23)». Давайте внимательно, сравним эти слова с книгой Откровение, где 144 тысячи названы первенцами, искупленными от земли. «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах (Откр.14:1)».
«Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу (Откр.14:4)». Вновь вернемся в послание к Евреям, чтобы сравнить выше изложенный текст с книгой Откровение. «К торжествующему собору и церкви первенцев (Евреям 12:23)». Я хотел бы отметить дорогие друзья. Не к церкви адвентистов седьмого дня мы приступили, а к церкви первенцев написанных на небесах. Не в церковных книгах, а на небесах. «И к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евреям 12:23)». Это еще раз говорит о том, что книга Откровения, которая описывает нам сто сорок четыре тысячи, никак не может указывать нам на религиозную организацию адвентистов седьмого дня. По словам апостола Павла, мы приступили к торжествующему собору, к церкви первенцев.
Мы можем сегодня приступить к этим первенцам и усилить голос трёхангельской вести. Способствовать продвижению трёхангельской вести. Мы можем приступить сегодня к этому торжествующему собору и к духам праведников, которые, по словам апостола Павла, достигли совершенства. Эти люди достигли совершенства, чтобы исполнилось пророчество, которое представлено нашему вниманию в книге Откровение при пятой печати, где души праведников вопиют к Богу. «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр.6:9-11)».
В послании к Евреям Павел описывая героев веры объясняет что означают эти слова, пока и сотрудники ваши как и вы дополнят число. «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евреям 11:38-40)». Хотелось бы отметить, что все герои веры умерли не получив обещанного. И Павел отвечает на вопрос, почему? Потому что Бог желает, чтобы они не без нас достигли совершенства. Поэтому при пятой печати, людям, которые достигли совершенства, им Господь сказал: подождите еще малое время пока и ваши братья и сотрудники ваши, как и вы, дополнят число. Хотелось бы отметить дорогие друзья, что ни один пророк, ни один герой веры, не был привязан к иерусалимскому храму, чтобы чтить день субботний.
Все пророки были гонимы. Но мы увидели, что Давид и все остальные пророки прославляли Господа с разных мест в духе и в истине. Смотрим, что говорит Павел в пользу такого вывода. Пожалуйста. «Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евреям 11:16)». Конечно, у нас, как у народа Библии, возникает вопрос. Хорошо, все пророки были гонимы за истину и прославляли Бога в духе и в истине с разных мест на чужбине, но, тем не менее, есть же Моисей, который построил скинию и дал заповедь о субботе, как быть с ним? Давайте откроем историю, которая записана в книге Исход, где израильский народ поклонялся золотому тельцу. Что сделал Моисей после того, когда народ отступил от настоящей истины?
«Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана (Исход 33:7)». Будем запоминать ключевые моменты. Моисей поставил скинию вне стана. И что делает народ, который ищет настоящую истину? «И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию (Исход 33:8)». Заметьте, пока он не входил в скинию. Каждый человек вставал у входа в свой шатер и наблюдал за Моисеем до тех пор, пока он не входил в скинию. Каждый поклонялся со своего места. Мы живем, когда отступивший протестантизм Америки отступил от настоящей истины. Нас раньше призывали что мы должны поклоняться Богу с того или другого места определенного грешными людьми.
Но читая Священное Писание, мы видим, что эти организации, подобно древнему Израилю, отступили от истины. Поэтому Бог сегодня забрал святилище. У Него святилище на небесах и каждый, как и во время Моисея, может поклоняться Богу, наблюдая за Агнцем из своего дома. Более того, если быть честным и говорить по-христиански, не приспосабливаясь к той или иной деноминации, я скажу с уверенностью, что религиозная организация адвентистов седьмого дня изменила своей доктрине о субботе. Я повторю, своей, а не библейской доктрине о субботе. У них своя доктрина, которая предписывает, чтобы каждый член этой организации в день субботний находился на том месте, которое изберет эта организация. Но если бы два года назад мы задали вопрос руководителям этой организации, могут ли они себе представить, что через два года они будут собираться по субботам в квартирах?
Они, конечно, сказали бы нет. Суббота должна быть праздноваться только на лавке церкви адвентистов седьмого дня. Вне церкви нет спасения. Вне церкви вы не можете праздновать субботу. Вы становитесь нарушителями субботы. Но Бог допустил стечения обстоятельств. Пандемия. И адвентисты седьмого дня, которые кричали во весь мир, что суббота должна продаваться только в корпорации адвентистов седьмого дня, сегодня сами сидят по домам. Разве это не должно напрягать нас как думающий народ. Может ли пандемия повлиять на четвертую заповедь? У адвентистов оказывается, может. Поэтому мы, как народ, узнавший настоящую истину, вышедший из этой корпорации прославляя Бога в духе и в истине, мы не грешим, когда празднуем субботу в том или ином месте.
Мы верою приступаем к собору святых первенцев имена, которых написаны не в церковных книгах религиозной организации адвентистов седьмого дня, а в небесных книгах и следуем за Агнцем, Который призывает всех выйти из этих корпораций и взойти на гору Сион. Пусть добрый Господь благословит нас, чтобы мы думали о настоящей истине! Чтобы настоящая истина была для нас связующим звеном с нашим Творцом, Который имеет небесный храм! И все кто преступает верою в этот храм, Бок рассматривает таковых как собрание святых, которые следуют за Агнцем. Библия не привязывает нас к тому или иному месту. Вы сами подумайте о героях веры и о всех пророках, которые были гонимы за настоящую истину. Они праздновали субботу по Библии на всяком месте, где желали прославить Бога и Бог благословлял всех этих людей. Мы находим историю Моисея.
Когда Израиль был послушен Богу, тогда суббота праздновалась и центром поклонения была скиния. Когда же они сделали себе ложного Бога золотого быка, Моисей забирает скинию и выносит её за стан. И все кто жаждал настоящей истины, не поклонялись в скинии, но они наблюдали за Моисеем и поклонялись Богу каждый из своего шатра. В заключении просто напомню. Сегодня по причине преступления и беззакония мы не имеем земного храма. Мы имеем храм на небе, в котором находится Иисус Христос как великий первосвященник и 144 тысячи следуют за Агнцем. Они не привязаны к земному месту поклонения. Потому что они следуют за Агнцем, Который находится в небесном святилище и идет закрывать дверь благодати. 144 тысячи предупреждают отступивший протестантизм, который подобно древнему Израилю поклоняются золотому тельцу.
Только современный протестантизм поклоняется зверю и его образу. Они подобно времен Моисея говорят: мы не знаем, что произошло с Иисусом, он уже очень долгое время подобно Моисею не сходит с горы. Но 144 тысячи верою следуют за Агнцем, понимая, что Иисус Христос, Который долго не сходит с горы, идет закрывать двери благодати. Слава нашему Господу за искупленный народ и за Его истину, которая делает нас свободными от религиозных организаций! Пусть добрый и любящий Господь благословит Своих детей, которые изгнаны из всех религиозных деноминаций за настоящую истину! А Ему слава и сегодня и в день вечный! Аминь
Беседа № 7.
7. Споры о субботе (Мк.2:23–3:6)
a) Срывание колосьев в субботу (Мк.2,23–28) (Мф 12,1–8; Лк 6,1–5).
23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья. 24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]? 25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? 26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? 27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; 28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
Мотивы, которые подвигали Иисуса Христа вопреки протесту благочестивых людей Израиля разделять трапезу с грешниками нам понятны: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мк.2,17 ). Но каков смысл споров о субботе, которые Иисус вёл с фарисеями, и которые чаще всего провоцировал Он Сам. Так в случае исцеления в синагоге сухорукого ( Мк 3,3 ), согбенной женщины ( Лк 13,12 ), при купальне Вифезда неподвижного человека ( Ин 5,6 ). Все это происходило в субботу. Чтобы понять смысл возникавших при этом споров, следует обратиться к истории Израиля.
Каков смысл субботы в Писании – на этот вопрос есть два разных ответа. Один находится в книге Исход:
Другой ответ о субботе в книге Второзакония:
Между этими двумя обоснованиями соблюдения субботы существует принципиальное различие. Согласно Исходу Бог освятил (то есть взял Себе) субботу в конце творения, после того как сотворил человека. И человек сотворен для того, чтобы быть участником субботы, как бы входит после своего создания в субботу. Помня об этом, Израиль должен участвовать в покое Божием, должен святить субботу (то есть предоставить этот день не себе, а Богу). Во втором случае суббота – следствие исхода Израиля из Египта. Поскольку Израиль на самом себе испытал, что Бог желает своему творению свободы от рабского труда, сам Израиль отныне должен до конца своих дней хотя бы раз в неделю давать и людям и животным отдых и свободу от труда. Иначе говоря, книга Исхода говорит о том, что человек для субботы, а книга Второзакония – о том, что суббота для человека и даже для животных.
После возвращения из Вавилонского плена понимание субботы все более и более склонялось к книге Исхода. Человек для субботы! Ясное свидетельство об этом дает нам Книга Юбилеев из II века до Р.Х. Ангел говорит Моисею:
«Он дал нам (ангелам) великое знамение – день субботний. И сказал Он, чтобы мы хранили с Ним субботу на небе и на земле. И Он сказал нам: «Вот Я выделю Себе народ из среды всех народов, чтобы и он праздновал субботу; и Я освящу его Себе в Свой народ и благословлю его, как Я освятил субботу и посвятил Себе. И Я возвещу им о субботнем дне, чтобы они хранили его ото всех дел своих». И Он установил, чтобы Его повеления возносились пред Него, как благовоние, которое было бы приятно Ему, во все дни. » («Юбил.», 2, 18–22).
Мы видим, что в субботу Израиль полностью посвящен Богу. Поэтому все человеческие нужды и потребности должны быть отодвинуты. Все просьбы о земных благах, как бы важны они ни были, в субботу должны умолкнуть. Если Бог шесть дней для человека, то пусть человек хотя бы один день будет полностью для Бога. Как минимум один раз в неделю человек обязан предоставить место Богу во всем. Ибо для человека нет ничего более великого и благословенного, чем полное общение с Богом.
Но поскольку мы, люди, склонны и в субботу думать о себе и о нашем благе, со временем суббота была ограждена тысячами норм и правил: была запрещена всякая работа. Вся работа была разделена на тридцать девять видов и среди них были четыре: жать, веять, молотить и приготавливать муку. Своими действиями срывания колосьев ученики нарушили практически все эти четыре правила и должны были считаться нарушившими закон. Нам это может показаться чудовищным, но в глазах раввинов это был смертный грех.
Согласно Иисусу, человек не был сотворен для того, чтобы стать рабом норм и правил, которые были созданы для того, чтобы сделать жизнь человека лучше и полнее. Человек не должен стать рабом субботы, но суббота существует для того, чтобы сделать его жизнь еще лучше.
Урок и для нас: Религия не является сводом норм и правом. Взять вопрос о воскресении и вообще множество канонов и правил церкви. Как только люди начинают забывать о любви, прощении, служении и милосердии, которые являются сутью религии, и заменяют их соблюдением норм и правил, религии грозит упадок. Решающее значение во всех наших поступках имеет любовь, а не буква закона или канона.
б) Исцеление сухорукого в субботу (Мк.3,1–6) (Мф 12,9–14;Лк 6,6–11)
1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. 2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. 3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. 4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. 5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. 6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.
Это критический эпизод в жизни Иисуса. Теперь, после всех обвинений в нарушении правил «благочестивого» поведения, Ему надо было обладать мужеством уже только для того, чтобы вообще решиться еще раз пойти в синагогу. Представители синедриона следили за смутьяном. Меньше всего они намеревались сейчас молиться во время синагогального богослужения: они должны были следить за каждым действием Иисуса. Их поведение понятно в связи с их пониманием субботы, о котором мы уже подробно говорили. После случая с учениками, срывающими колосья в субботу, у них не оставалось сомнения в том, что Иисус не признает святости субботы.
В синагоге в это время находился человек с парализованной рукой. Была суббота и всякая работа была запрещена, а исцеление тоже было работой. В иудейском законе об этом сказано точно и определенно. Медицинскую помощь можно было оказать лишь в том случае, если жизнь человека была в опасности. Так, например, в субботу можно было оказать помощь роженице. А перелом нельзя было лечить; нельзя было даже намочить холодной водой растяжение связок на руке или ноге. На порезанный палец можно было наложить простую повязку, но не с мазью. Другими словами, в лучшем случае можно было предотвратить ухудшение состояния, но не улучшать. Нам очень трудно понять все это. Лучше всего отношение строго ортодоксального иудея к субботе можно видеть из эпизода Маккавейских войн. Некоторые восставшие иудеи укрылись в пещерах, в то время как сирийские солдаты преследовали их. Иосиф Флавий рассказывает, что сирийцы предоставили им возможность сдаться в плен, но иудеи отказывались сдаваться и тогда, «сирийцы вели бой против иудеев и в субботу и сжигали их (живыми), когда они находились в пещерах, не оказывая никакого сопротивления и даже не закладывая вход в пещеры. Они отказывались защищаться в этот день, потому что не хотели осквернить покой субботы даже в несчастье и страдании; потому что наши законы требуют, чтобы мы отдыхали в этот день». Таких примеров множество. Отношение ортодоксальных иудеев к субботе было жестоким и непреклонным. Так что если и теперь, – в субботу, в синагоге! – Иисус ставит человека и его благо в центр внимания, то он опровергает, с их точки зрения, духовный смысл субботы.
Здесь нам следует вспомнить принципиальную связь понятий «спасение» и «исцеление». Эта связь явственно ощущается во многих языках мира. Не только в древнегреческом, на котором написаны Евангелия ( σῶς – σωτηρία ), но и в латинском (sanus – sanctus), в немецком (heilen – Heil), в английском (to heal – holy) и так далее.