что означает свободы предпринимательства

Бизнес-омбудсмен увидел в антикартельных поправках риски для свободы предпринимательства

Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов направил премьеру Михаилу Мишустину письмо (копия есть у «Ведомостей») с просьбой дать поручение о дополнительной проработке подготовленных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) антикартельных законопроектов, которые «несут существенные риски ограничения прав и свобод предпринимательской деятельности».

Титов обращает внимание премьера на то, что предложенные ФАС поправки резко, но не вполне определенно расширяют зону уголовной ответственности бизнеса за сговоры на рынке. В частности, предлагается усилить ответственность за картели, исключив обязательный признак «ограничение конкуренции» (ответственность должна наступать уже за сам факт участия в картеле). Это может привести к росту числа уголовных дел и снижению требований к качеству их рассмотрения, предупреждает бизнес-омбудсмен. Не ясно также, по его мнению, что следует понимать под участием в картеле и кто может стать субъектом такого преступления. А при определении размера преступного дохода ФАС предлагает учитывать выручку без вычета расходов, а не доход, как это принято сейчас.

Еще один повод для беспокойства – дополнительные процессуальные полномочия, которыми предлагается наделить ФАС и которые свойственны скорее правоохранительным органам. Речь идет о праве изымать документы и вскрывать помещения, где они могут находиться, получать материалы оперативно-розыскной деятельности (ОРД) и сведения об абонентских услугах связи. При этом не предусмотрен механизм обеспечения гарантий прав лиц, в отношении которых реализуются такие полномочия, отмечает омбудсмен.

Пакет законопроектов был внесен в Госдуму правительством в ноябре 2019 г. и включен в примерный план на весеннюю сессию. Ранее с его резкой критикой выступили РСПП и «Деловая Россия», приславшие в Думу свои замечания.

Никто не спорит, что бороться с картелями нужно, объясняет замруководителя юридической службы аппарата бизнес-омбудсмена Наталья Рябова. Расчет на то, что ФАС учтет замечания и сама скорректирует законопроект с учетом поступивших замечаний. Это можно будет сделать, например, при его подготовке ко второму чтению.

7 лет

таков максимальный срок лишения свободы по ст. 178 УК (ограничение конкуренции)

Замечания к поправкам есть и у депутатов. Так, в заключении комитета по безопасности отмечается, что наделение сотрудников ФАС правом изымать документы и получать результаты ОРД означает, что контрольно-надзорный орган будет обладать полномочиями правоохранительных органов. Это приведет к серьезному ограничению прав и свобод граждан и юрлиц, говорится в заключении комитета по энергетике. Даже в УПК, отмечают депутаты, вскрытие помещений при выемке документов не предусмотрено – это может быть сделано только в рамках обыска на основании постановления следователя. По закону ФАС и сейчас имеет достаточно полномочий, говорится в заключении, в частности, право доступа на территорию проверяемого лица, право получать по мотивированному требованию в установленный срок документы, объяснения и информацию, установлена также административная ответственность за их непредставление. Зато в российском законодательстве отсутствуют точные критерии отнесения соглашения к картелю и это «дает возможности широкого и неограниченного применения положений законопроекта», подчеркивается в заключении.

Предложенные изменения не содержат положений, подразумевающих давление на бизнес, и не влекут нарушения прав предпринимателей, возражает пресс-служба ФАС. Напротив, «вероятность привлечения к уголовной ответственности участников малых и средних картелей при предлагаемых нормах существенно снижена за счет увеличения порога дохода и ущерба», говорится в ответе службы на запрос «Ведомостей». А право на изъятие документов предусматривает «целый ряд процессуальных гарантий для проверяемых лиц», уверяют в ФАС. Что же касается исключения признака «ограничение конкуренции», то это приводит статью УК в соответствие с антимонопольным законодательством, согласно которому «заключение ограничивающих конкуренцию соглашений запрещено независимо от того, ограничивают ли такие соглашения конкуренцию или нет», отмечается в документе. Внесенные в Думу законопроекты «прошли широкое обсуждение с бизнес-сообществом, в том числе с РСПП и Торгово-промышленной палатой», в ходе которого «были достигнуты определенные компромиссы», а по результатам рассмотрения в профильных комитетах Думы «ФАС проведет работу по подготовке поправок», резюмирует пресс-служба.

По данным ФАС, в 2019 г. ее подразделения направили в правоохранительные органы 89 заявлений об ограничении конкуренции (в 2017 г. – 30), возбуждено 19 дел (в 2017 г. – восемь), девять из которых направлены в суд.

Источник

Что означает свободы предпринимательства

4.2. Свобода предпринимательства и права потребителей

Поддержание баланса между различными конституционными ценностями в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности зависит от того, насколько успешно разрешаются возникающие при этом коллизии. Такова, не в последнюю очередь, коллизия между свободой предпринимательства и правами лиц, приобретающих товары, работы, услуги (потребителей), на преодоление которой направлены многие решения Конституционного Суда.

См. также: определения от 28 марта 2017 года N 464-О, от 18 июля 2017 года N 1636-О, от 28 сентября 2017 года N 1968-О.

См. также: определения от 25 мая 2017 года N 1146-О, от 18 июля 2017 года N 1704-О.

См. также: Определение от 28 сентября 2017 года N 1893-О.

См.: определения от 17 октября 2006 года N 460-О, от 16 декабря 2010 года N 1721-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1836-О, от 22 апреля 2014 года N 981-О, от 23 апреля 2015 года N 996-О.

Положение закона, устанавливающее, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, действуя, как отмечает Конституционный Суд, с учетом содержащегося в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указания, согласно которому при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере), направлено на реализацию принципа состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия, выступает процессуальной гарантией правильного рассмотрения и разрешения подведомственных судам общей юрисдикции дел (Определение от 17 июля 2018 года N 1880-О).

См. также: Определение от 4 октября 2012 года N 1813-О.

См.: постановления от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 27 октября 2015 года N 28-П.

С учетом этого в рамках конституционного нормоконтроля устанавливается, в частности, баланс между свободой предпринимательства и правами потребителей, в том числе банковских услуг, т.е. вкладчиков.

Постановление от 23 февраля 1999 года N 4-П.

См.: постановления от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 3 июля 2001 года N 10-П, от 24 февраля 2004 года N 3-П.

Постановление от 27 октября 2015 года N 28-П.

В судебных решениях, вынесенных впоследствии в отношении отдельных заявителей по делу, рассмотрение которого завершилось принятием вышеназванного Постановления, правоотношения, вытекающие из договора, заключенного между кредитной организацией (банком) и гражданином-вкладчиком и устанавливающего обязательство одной стороны (банка), принявшей поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), возвратить данную сумму с выплатой соответствующих процентов на условиях и в порядке, предусмотренных договором, были квалифицированы как отношения, вытекающие из договора займа, в котором заемщиком является кредитная организация (банк). В этойсвязи Конституционный Суд указал на невозможность применения положений закона в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, т.е. без учета правовых позиций Конституционного Суда, а также на недопустимость таких действий правоприменителей, которые осуществлялись бы в обход данных правовых позиций посредством новой правовой квалификации спорных правоотношений, отличающейся от данной судами (в том числе Верховным Судом РФ) до рассмотрения дела Конституционным Судом, в результате чего выраженные им правовые позиции фактически игнорировались бы. Как было подчеркнуто в этой связи, ранее выраженные правовые позиции не требуют дополнительного подтверждения и подлежат безусловному исполнению (Определение от 20 сентября 2018 года N 2055-О).

См.: Постановление от 22 июля 2002 года N 14-П; Определение от 9 ноября 2017 года N 2515-О.

Определение от 23 апреля 2015 года N 981-О.

Источник

Свобода предпринимательства в рыночной экономике. Частное предпринимательство

Свобода предпринимательства ассоциируется с частным сектором в экономике. Так сложилось, что работа в российском (затем временно советском) государстве всегда делилась на частное и общественное (казенное и государственное).

что означает свободы предпринимательства

Краткосрочный, но трудный период плановой советской экономики внес свой значимый вклад в процесс частного производства работ, товаров и услуг тем, что отсеял слабое и не способное к адаптации.

Общее представление о свободе в экономике

Право на свободный труд практически невозможно «закрыть» ни законом, ни дубинкой, но противостоять воле государства порой очень трудно. Советский период в отечественной экономике показал, как общество может подавлять стремление людей производить работы, товары и услуги, но он также стал примером того, как частное лицо может добиться значимого экономического эффекта в максимально закомплексованных условиях.

что означает свободы предпринимательства

Считается что именно цель получения прибыли является мотивом взять на себя тяготы частного бизнеса, принимать обязательства, финансовые и моральные риски.

Понятие свободы и независимости через получение личного дохода начинается в семье и заканчивается в обществе. В первом случае ребенок может иметь цель избавиться от денежной зависимости, чтобы следовать собственным целям, а не воле родителей. Во втором случае человек создает компанию, управляет по своему усмотрению материальными и интеллектуальными ресурсами для достижения независимости от монополии общественного сознания на то, что делать и как это делать. Здесь цель не только иметь прибыль, но и показать свою значимость.

Частное представление о предпринимательстве

В настоящее время мир бизнеса очень изменился. Государственные предприятия и организации мирно существуют с частными банками, крупными частными компаниями. Работают общественные организации, объединенные фонды и т. д.

Если возможно человеку подняться с нуля, значит, свобода есть. Но если государство этому содействует, значит, свобода предпринимательства имеет поддержку, то есть частный бизнес не только узаконен, но и поддерживается.

что означает свободы предпринимательства

С точки зрения действующего законодательства так и есть. С точки зрения объективной реальности все весьма призрачно. Без денег, без начального капитала и ресурсов (включая связи) поднять свое дело практически невозможно.

Законное сопровождение частной свободы

Возможен только один вариант, когда частное предпринимательство может быть свободно, и то в ограниченной реализации «без регистрации». Можно выращивать помидоры или огурцы, разводить пчел, делать бочки и продавать продукцию знакомым или через знакомых.

Какое-то время можно удержать желаемое положение вещей, но это не бизнес как таковой.

Даже если фактически деятельность не идет, все процедуры, предусмотренные законодательством, должны быть исполнены.

Конкуренция, монополисты и выживание

Здесь обитают стабильные предприятия, которые держатся на плаву или уверенно идут вверх. Есть те, которые с большей уверенностью движутся вниз, к краху, есть государственные монополисты и частные монополисты, которые уверены в неоспоримости собственной значимости и правильности выбранного пути.

что означает свободы предпринимательства

Никакой помощи ни от кого не будет. Ну разве что какая оказия, случайная деловая связь или непредвиденный заказ. Но в любом случае исполнение одиночных заказов всегда вынуждает делать цену товара или услуги нерентабельной, чтобы перехватить заказ у конкурента, находящегося в таком же положении дел.

Считать монополистов и уверенно работающие предприятия конкурентами начинающееся частное предпринимательство не может. Стабильные предприятия отличаются от начинающих свою работу как капиталом, так и определенным запасом прочности. Они могут выждать время, могут дать шанс, а могут и купить слишком назойливую молодую компанию, ее директора или скупить всех сотрудников.

Мифы и реальности частного бизнеса

Свобода предпринимательства сегодня реально есть, но она определяется всецело головой и руками создателя. Редко когда кто-то один решается создать компанию. Даже становясь ИП, гражданин согласовывает свои действия и строит планы с партнерами, друзьями, будущими сотрудниками.

Таким образом, уже самое начало увязывает начинающую компанию пучком договорных обязательств помимо предусмотренных законом. Это реальность. Далее следует реальный процесс организации производства товаров и услуг, поиска заказчиков. Возможна смена ориентации, метание между различными сферами деятельности. Начало всегда будет тяжелым и энергоемким.

что означает свободы предпринимательства

Стремление к новому

Источник

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности

Статья 34 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.».

Экономическая система Российской Федерации выстраивается на основе ряда конституционных принципов, характеризующих соответствующую систему в качестве рыночной. Важным элементом рыночной экономической системы является свобода экономической деятельности, предполагающая право граждан свободно заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью. Принцип свободы предпринимательства означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления экономической деятельности. Например, он может стать наемным работником, предоставляя в пользование предпринимателю свою рабочую силу и не принимая на себя риска и ответственности за экономические результаты своего труда. Гражданин может также осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя или через участие в коммерческой организации. В этом случае на нем лежит позитивная ответственность, т.е. он должен понимать, что будет осуществлять указанную деятельность на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий.

Итак, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Гражданинсвободен в выборе сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может также специализироваться по любому виду деятельности, включая банковскую, страховую, биржевую деятельность, производство определенного вида продукции и т.д. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е. объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпринимательства. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида бизнеса и достижения целей учредителей.

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст. 55, 74 Конституции РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

Что же касается правоспособности юридических лиц, то в соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ она возникает в момент создания юридического лица и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вопросами государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей занимается Федеральная налоговая служба. Для государственной регистрации физическим лицом в регистрирующий орган по общему правилу предоставляются: заявление о государственной регистрации, копия паспорта гражданина, документ об уплате государственной пошлины. Подробнее о документах можно узнать на сайте регионального управления федеральной налоговой службы. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

С момента государственной регистрации каждый индивидуальный предприниматель приобретает соответствующие права и обязанности.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Одновременно с заявлением о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица подается заявление о постановке на учет в налоговый орган. Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Для того чтобы субъект предпринимательского права получил легитимную возможность заниматься предпринимательской деятельностью, ему в некоторых случаях, в зависимости от деятельности, которую он собирается осуществлять, необходимо пройти процедуру лицензирования.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия, в свою очередь, представляет собой разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.

Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Смотреть что такое «СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» в других словарях:

Свобода предпринимательства — одна из конституционных экономических свобод человека: право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной деятельности; право создавать предприятия, владеть средствами производства; … Финансовый словарь

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА — (хозяйственной инициативы) одна из основных конституционных экономических свобод человека. Включает право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной деятельности, право создавать… … Юридический словарь

Свобода Предпринимательства — англ. freedom of enterprise право частных компаний использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА — в конституционном праве одна из основных конституционных экономических свобод человека в демократическом обществе. Включает в себя право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной … Юридическая энциклопедия

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА — в конституционном праве одна из основных конституционных экономических свобод человека в демократическом обществе. Включает в себя право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной … Энциклопедический словарь экономики и права

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА — одна из основных конституционных экономических свобод человека в демократическом обществе. Включает право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной деятельности, право создавать… … Энциклопедия юриста

свобода предпринимательства — (хозяйственной инициативы) одна из основных конституционных экономических свобод человека. Включает право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной деятельности, право создавать… … Большой юридический словарь

Свобода предпринимательства — – свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по своему собственному выбору, а также для их продажи на свободно и самостоятельно избранных рынках … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА — свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам … Большой экономический словарь

свобода предпринимательства — право фирм и компаний использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать товары на выбранных рынках … Словарь экономических терминов

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *