что означает телли хасеки

Хасеки

что означает телли хасеки

Хасеки Султан (осман. خاصكي سلطان‎, тур. Haseki Sultan) — титул жён и наложниц османских султанов.

Это второй по значимости титул в гареме после Валиде. Введён в 1521 году султаном Сулейманом для своей любимой наложницы Хюррем, ставшей позднее его законной женой. У султана могла быть как одна хасеки, так и несколько.

Содержание

Получение

Титул Хасеки получали любимые жены и наложницы османских султанов. По своему положению Хасеки, не имевшие кровного родства с султаном, были выше, чем султанские сёстры и тётки. Такое положение определялось тем фактом, что фаворитка правителя имела бо́льшую вероятность стать матерью следующего султана, нежели остальные наложницы. Хасеки получали лучшие ткани, меха и драгоценности, а их покои чаще всего находились рядом с покоями Валиде Султан; также они имели большой штат прислуги и получали большое жалование: так, хасеки Мурада III Сафие получала жалование в размере 1000 акче в день, в то время как сёстры султана Эсмахан Султан и Гевхерхан Султан получали только 300 и 250 акче в день соответственно, а их тётка Михримах Султан — 600 акче в день. Кроме того, в случае смерти султана Хасеки продолжали получать выплаты из казны; так было и с фаворитками, не ставшими Валиде или вовсе не имевшие сыновей, а также теми, кто стал Валиде через много лет после смерти мужа.

В сериале

«Великолепный век»

В сериале «Великолепный век» мы встречаем двух женщин, носящих этот титул:

что означает телли хасеки

что означает телли хасеки

Хюррем Султан

Сложно уследить за стремительными шагами, которыми славянская наложница Александра шла к власти. Сначала — наложница и фаворитка, после — мать наследника, затем — свободная женщина, не ровня никому во всем гареме. Специально для неё был введен титул Хасеки — главной наложницы. Хюррем не только добилась славы и богатства, а еще и стала законной супругой падишаха и управляющей его гаремом.

Нурбану Султан

Нурбану Султан — вторая Хюррем. Представительница двух венецианских родов, попав в гарем, она решила вознестись на самую вершину иерархической лестницы. И это ей удалось в полной мере — Нурбану стала единственной наложницей шехзаде Селима и матерью его сына Мурада. А после смерти своего супруга султанша стала Валиде — добилась большего, чем её предшественница Роксолана.

Империя Кёсем

В сериале «Великолепный век: Империя Кёсем» титулом Хасеки обладают несколько персонажей:

что означает телли хасеки

что означает телли хасеки

что означает телли хасеки

что означает телли хасеки

что означает телли хасеки

что означает телли хасеки

что означает телли хасеки

Кёсем Султан

Своенравная гречанка Анастасия, попавшая в гарем, даже не подозревала о том, каких высот вскоре добьется. Став возлюбленной султана Ахмеда, она бросила вызов самой Сафие Султан, а вскоре, победив всех своих врагов и родив наследников, смогла добиться титулов Валиде и Хасеки. Более того, Кёсем, как её стали называть после проявленной храбрости и самоотверженности в день бунта, стала первой женщиной Османской Империи, получившей титул Регента Султаната и занимавшей это положение на протяжении 20 лет.

Махфирузе Султан

Будучи обычной наложницей султана Ахмеда, Раша Хатун (названная Хандан Султан Махфирузе) родила ему наследника и добилась титула Хасеки Султан. Однако титул этот не принес девушке ни власти, ни могущества, как её предшественницам. В сердце падишаха по-прежнему оставалась лишь одна женщина, её заклятый враг, — Кёсем.

Айше Султан

Айше Султан — фаворитка султана Мурада Кровавого, Хасеки Султан, мать шехзаде Ахмеда, Ханзаде Султан и Исмихан Каи Султан. Айше Султан в раннем возрасте попала в гарем Мурада IV, является одной из достоверно известных его фавориток.

Турхан Султан

Жена Ибрагима I Была славянкой Надеждой Из простой рабыни стала госпожой( Султанша ) Смогла стать Регент была любимой женщиной Султана Ибрагим I

Дилашуб Султан

О происхождении Салихи Дилашуб данных нет. В конце 1630-х годов она попала в султанский гарем, где прошла соответствующую подготовку. В 1640 году султаном стал Ибрагим I, сменивший на троне брата Мурада IV. Мать султана валиде Кёсем-султан, озабоченная судьбой династии, стала подыскивать сразу нескольких наложниц для сына; в 1641 году Салиха стала третьей хасеки Ибрагима I.

Муаззез Султан

Достоверных данных о происхождении Хатидже Муаззез нет. В конце 1630-х годов девочка попала в султанский гарем, где прошла соответствующую подготовку. В 1640 году султаном стал Ибрагим I, сменивший на троне брата Мурада IV. Мать султана валиде Кёсем-султан, озабоченная судьбой династии, стала подыскивать сразу нескольких наложниц для сына и в 1641 году Хатидже Муаззез стала второй хасеки султана.

Телли Хюмашах Султан

Телли Хюмашах родилась в 1634 году и была черкесского происхождения. Около 1647 года Хюмашах попала в гарем султана Ибрагима I, у которого на тот момент было уже 7 фавориток. Однако падишах влюбился в девушку, и она сразу же обрела в гареме большую власть. В том же году Ибрагим сделал её своей законной женой. В качестве подарка к свадьбе Ибрагим подарил Телли Хасеки сокровищницу Египта и дворец Ибрагима Паши, стены в котором он велел покрыть соболиным мехом.

Главная Хасеки

Из истории

Самыми известными носительницами титула являлись Хюррем Султан, Нурбану Султан и Кёсем Султан.

Источник

Османская Империя

История Османской Империи тут

Глава книги Недждета Сакаоглу “Султанши — владычицы Османских земель”, рассказывающая о Хасеки Султана Ибрагима. Хасеки этого Султана интересны, как никто другой: спасительница рода Османов Турхан Валиде Султан, малоизвестная Валиде Диляшуб Султан, законная жена Телли Хасеки Хюмашах и многие-многие другие.

Хасеки Ибрагима

Валиде Хатидже Турхан Султан

(Россия, 1627 (?) — Эдирне, 5 июля 1683)

Башхасеки Ибрагима, мать Мехмеда IV, Валиде Султан. Также упоминается как Турхан Хасеки, Хатидже Турхан Султан и Турхан Валиде Султан. На фонтане Бешикташе её имя написано как Хатидже Султан. Дата рождения указана предположительно, опираясь на то, что, когда она в 1642 году родила Мехмеда, ей не могло быть меньше 15.

Тавернье, возвращаясь из путешествия по Востоку в 1668 году, заезжал в Стамбул и в своих воспоминаниях написал, что “Сейчас у власти находится Мехмед IV, сын Ибрагима и черкесской женщины”, таким образом он утверждал, что Турхан Султан черкесских кровей. Р. Экрем Кочу в романе “Кёсем Султан” рассказывает под видом гаремных сплетен, что Турхан Султан была украинкой селянкой, украденной татарами и проданной одному из санджакбеев у берегов Дуная (Кёр) Сулейману Паше, а тот подарил эту 13-летнюю девчушку во дворец Кёсем Султан в ответ на письмо об услуге. Называть Турхан Султан украинкой, румынкой, улашкой, венгеркой или черкесской и однажды узнать её настоящее происхождение нисколько не важнее той личности, которой она была в Османском дворце: 8 лет Башхасеки и 35 лет Валиде Султан. В истории Османской династии ей удалось заблистать на сцене всецело благодаря удаче — на трон взошёл единственный оставшийся в живых потомок Османов Ибрагим, и она первая, кто 1 января 1642 года преодолел финишную линию в забеге на рождение первого Шехзаде. Её как и остальных наложниц к этому забегу принудила Кёсем Султан, которая в беспокойстве из-за отсутствия шехзаде приказывала писать разнообразные обереги, готовить лекарства и снадобья, что в той ситуации было вполне понятным.

Турхан была одной из дюжины наложниц, отправленных к Ибрагиму, она была тонкой, светловолосой, белокожей и голубоглазой. Ахмет Рефик в “Соболиной эпохе” говорит, что она была “россиянкой-шатенкой. Её белая кожа и голубые глаза были чрезвычайно привлекательными. Больше всех покорила Ибрагима именно она.” Это описание основываются на её портретах, написанных значительно позднее. Родив будущего Падишаха, она получила должность Башхасеки, но при этом не имела статуса, который заслуживала Башхасеки. С одной стороны по причине чрезмерной падкости Ибрагима на женщин, а с другой — из-за неограниченной власти в гареме Валиде Кёсем Султан. Можно даже сказать, что Ибрагим её не любил. Происшествие, доказывающее это, вошли в работы историков того времени, содержание его таково:

Султан Ибрагим влюбился в женщину, которая приходила в гарем со своим ребёнком, чтобы кормить молоком Шехзаде Мехмеда. Однажды, когда они любовно болтали в Мермерлике (4-ом дворе Топкапы), Турхан застала их. Она напомнила Падишаху, который приласкал сына той женщины, что ему нужно бы с лаской относиться к своему собственному Шехзаде. Падишах, разозлившись на Турхан, бросил Мехмеда в мраморный бассейн. В ситуацию вмешалась Кёсем Султан и выгнала кормилицу из дворца.

Когда Султана Ибрагима сбросили с престола и казнили через 10 дней, а потом провели джюлус его семилетнему сыну Мехмеду IV, имя Хасеки Турхан нигде не фигурировало. Значит, все эти события происходили по инициативе Великой Валиде Кёсем Султан. Более того, имя Турхан Султан не всплывает на поверхность даже в течение первых трёх лет правления сына.

В ночь 2 сентября 1651 года дворцовый рейд, завершившийся убийством самой могущественной Султанши всех времён Кёсем Султан, судьба во второй раз улыбнулась Турхан Валиде, её правление, которое продлится 32 года, по-настоящему началось именно в эту дату. На следующий день она официально стала регентом малолетнего Султана и официально получила слово в управлении государством приказами, на которых ставила печать с надписью “Благословлённая Аллахом Валиде Султана Мехмеда”. Гюрджю Мехмед Паша, который был назначен Великим Визирем после убийства Кёсем Султан, на одной из встреч с Турхан Султан повторил свою любимую фразу: “Да из-за дел Имперских у меня борода поседела!”, на что Турхан Султан поставила Визиря на место: “Седая борода ума не добавляет, Паша! Отныне не смей ослушаться казаскера!”. Несомненно, Турхан Султан одобрила в 1653 году казнь Тархунджу Ахмеда Паши,который пытался руководить государством и, в особенности, казной, не советуясь с Валиде Султан, а также пытался сократить расходы на гарем и приостановить растраты. Занявший его место каптаныдерья Дервиш Мехмед Паша был известен близостью к Валиде Султан. Вопреки попыткам предыдущего Великого Визиря уравновесить бюджет, Дервиш Мехмед Паша слушал директивы молодой и неопытной Валиде Султан и не смог предотвратить голод, бедность, дороговизну и инфляцию. По этой причине надвигался неизбежный мятеж.

В это время в Стамбул из Диярбекира пожаловал безумец, которого называли Сачлы Шейх. Его окружало много людей, веривших в его паранормальные способности. Сачлы Шейх попал на к накибюльешрафу (должность человека, занимавшегося делами потомков пророка Мухаммеда) Зекерьязаде и сказал, что женщины, вмешивающиеся в государственное управление, становятся причиной смуты и раздора, поэтому вдовствующую Валиде Султан нужно выдать замуж за подходящего кандидата и отправить подальше от дворца. Дервиш Паша и накибюльешраф решили, что Сачлы Шейх сумасшедший и заперли его в больнице Сулеймание. Но таким образом они не смогли остановить народные визиты к Шейху и молву, поэтому отправили его на малую родину.

Хатидже Турхан до страшного события “Чинара” в 1656 году во время первых пяти лет своего правления в качестве Валиде Султан она управляла гаремными агами, одалисками, также дворцовой олигархией, тесно связанной с некоторыми силами вне дворца. Она была единственным центром принятия решений в том числе и в вопросе назначения Великого Визиря. Аги личных покоев Падишахи и ичогланы-одногодки приучали маленького Падишаха Мехмеда IV к охоте, гоняя его за дичью в главном дворцовом саду. Главными соратниками Турхан Султан был Дарюссааде Ага Узун Сулейман Ага, которого она назначила своим советником, позже на его место был назначен Бехрам Ага, хазинедар ага, личный Ага Валиде, кормилица Падишаха Мелеки Калфа и её муж Шабан Ага, который был кахведжибаши Валиде Султан (глава дворцовых кофеваров). Следуя этим советом она кое-как управляла государством. Она издавала приказы от имени сына, которого называла “Мой лев”, вписывая их в уже готовые листы с начерченной султанской тугрой, а государственные должности были отданы на милость советам, которые раздавали эти заносчивые невежи.

Такая ситуация, общая незащищённость, экономические проблемы и проблема с выплатой улуфе 18 февраля 1656 года подготовили почву для события “Чинара”. 24 февраля 1656 года, когда уже бушевали события, из-за которых Стамбул и дворец погрузились в ужас, ещё всего лишь 14-летний Мехмед IV в страхе спустился к особняку для церемоний и выслушал требования собравшихся там военных и торговцев. Несомненно, его мать тоже была там. Среди главных причин события “Чинара”, подробно описанного в историях Абди, Силяхдара, Каразчелебизаде и Наима, указывается уменьшение каратности сикке, дороговизна и слухи о коррупции Турхан Султан, Мелеки Калфы, личного аги Валиде и гаремных евнухов.

Эремья Челеби Комюрджюян, являвшийс свидетелем этого продолжительного мятежа, в своём труде под названием “Рузнаме” описывает встречу Падишаха с бунтарями следующим образом:

Эремья Челеби пишет, что предводители мятежников, осаждающих дворец, утром 25 февраля получили аудиенцию у Султана и предъявили ему список до сих пор не претворённых в жизнь требований. Также он сообщает, что в тот день из верных людей Турхан Султан был казнён кетхюда Валиде Султан “Джорджо” Ибрагим Ага, Хазинедар Юсуф и хранитель Султанских покоев. 27 февраля была казнена советница Валиде Султан, кормилица Падишаха Мелеки Калфа.

Эремья Челеби тут переходит к описанию Турхан Султан и сообщает интересные сведения:

Находящяяся у власти в наши дни Валиде (Турхан) Султан во время правления Великой Валиде Султан славилась тем, что была грамотной и вела затворнический образ жизни. И это правда. Но она всегда боялась своей свекрови. Наконец-то, благодаря союзу с Мюльки ей удалось добиться убийства Великой Валиде. После этого они совместно и тайно совершили много убийств. Дальше они наслаждались жизнью, строя в различных местах хамамы и вычурные особняки. Но как только поднялась буря, она смела их. Только Валиде Султан повезло спастись благодаря мольбам Падишаха “Ради Аллах, помилуйте мою мать!”

Эти описания, вопреки сведениям в других источниках, создают впечатление о Турхан Султан как о матери Падишаха, падкой на деньги и роскошь и ступающей следами Кёсем Султан, посему становится понятно, что она чудом избежала участи ещё более ужасной, чем была уготована Кёсем Султан.

Валиде Султан, боявшаяся нового мятежа, после “Чинары” отстранила Сулеймана Пашу и с марта по сентябрь 1656 года пробовала на должности Великого Визиря по очереди Дели Хюсейина, Зурназен Мехмеда, Сиявуша, Бойнуэгри Мехмеда Пашу. Согласно повествованию “Тарих-и Гыльмани” (“История Гыльмани”) Падишах и Валиде Султан отдали приказ Мехмеду Паше готовиться к походу. Бойнуэгри был снят с поста после фразы: “Я требую 20.000 кесе акче. Иначе выход в поход невозможен!”. В это время Кёпрюлю Мехмед Паша, получивший назначение в Триполи (Ливан), ожидал в Стамбуле отбытия в страну назначения. С помощью архитектора Касыма Аги и других ему удалось настоять на своих условиях, и 15 сентября 1656 года он стал Великим Визирем. Это решение спасло Турхан Султан и её сына Мехмеда IV от занятий политикой, которую они просто не могли больше претворять в жизнь, и привело к власти династию Кёпрюлю.

Кёпрюлю, который взвалил на свои плечи такие задачи, как снятие Венецианской осады, реформирование оджаков капыкулу, выход в поход и прекращение анархии в Анатолии, решил, что, пока Валиде Султан и молодой Падишах остаются в столице, их вмешательства в его действия неизбежны, поэтому он постарался отстранить их от стольного града. Поэтому он убедил Мехмеда IV выехать на охоту в горы Странджа на Балканаха, а для этого — переехать в Эдирне, столицу предков, выполняющую роль военной базы. А занятие Турхан Султан политикой при диктаторстве Кёпрюлю и подавно было невозможно. В этот новый исторический период она направила состояние, получаемое от личных земельных уделов, на благотворительность. После зимы 1659-60 годов, весны и лета, которые мать, сын и гарем провели в Эдирне, было решено оставить их ещё на некоторое время в Эдирне под предлогом пожара Аязма, бушевавшего в Стамбуле. Однако Мехмед Халифе в “Истории Гыльмани” пишет, что Падших, Валиде и многие жительницы гарема подхватили малярию во дворце в Эдирне. По этой причине после сентября месяца Мехмед IV переехал охотиться в округе Кыркларэли и Визе, а Валиде Султан и гарем направлись на каретах в Стамбул. Падишах и Валиде Султан, приехавшие в октябре во дворец Давутпаша, уже отсюда отправились во дворец Топкапы.

Весной 1661 года Падишах и Валиде Султан переехали в Ускюдар, проведя тут Рамазан, в мае они отправились в Бурсу и остановились там на некоторое время. После этого добрались до Чанаккале и оттуда на галере, пришедшей из Стамбула, ознакомились с фортификационными сооружениям по оба берега пролива — крепостями Седдюльбахир и Кумкале. Падишаху понравилось построенные по приказу матери стены Богазхисары, поэтому он сделал пожертвования устам и калфам, задействованным в строительстве. Историк Абди написал на памятной табличке, датированной 1072 годом по Хиджре (1661), касиде (стихотворный размер, используемый для написания хвалебных од, имеющий строго определённый размер и состоящий не менее, чем из 15 строк), заканчивающуюся следующими строками:
Эй Абди, вот дата для этих обоих крепостей
Стен Великого Султана в Чанаккале

Ахмер Рефик в статье “Турхан Султан и Чанаккале” в издании “Новый журнал” после слов о том, что “Кёсем и Турхан сделали многое для Османского отечества”, обращает внимание на выражения “матушка” Падишаха и “Валиде Султан” в тексте обрамлённой позолоченной рамкой стихотворной таблички-китабе со стен крепости Седдюльбахир и соббщает, что обе крепости были построены на личные средства Турхан Султан. Стихотворная китабе Седдюльбахир сейчас находится в Военном музее в Стамбуле. Ещё до постройки по оба берега пролива Чанаккале (Дарданеллы), который играет ключевую роль в обороне Стамбула, “Новых крепостей” (имеются в виду крепости Седдюльбахир и Кумкале — прим.пер.), включающих в себя мечеть, школу, хамам, военную казарму и торговые лавки, в 1656 году Венецианский флот подплыл к крепостным стенам Стамбула и посеял панику среди населения. Л. Тыс-Шеноджак в статье “Седдюльбахир и Кумкале под протекторатом Валиде Султан” делает одно очень важное замечание: женщины Османского дворца никогда ранее не проявляли интереса к военным постройкам, изучая причины, подтолкнувшие Турхан Султан к такому шагу, исследователь утверждает, что Турхан Султан была единственной дворцовой женщиной, решившей вложить свои средства таким образом. Когда по желанию Валиде Султан началась постройка мечети в крепости Султанийе, она с сыном отправились из Гелиболу (Галиполи) в Эдирне, чтобы перезимовать там. Султан Мехмед IV после смерти Великого Визиря Кёпрюлю Мехмед Паша 10 октября 1661 года, следуя его завещанию, назначил на его должность его сына Фазыл Ахмеда Пашу. Мехмед IV, его мать, население гарема и Фазыл Ахмед Паша вернулись в Стамбул весной 1622 года.

В то время, как подготовка к походу на Австрию продолжалась, на повестке дня Турхан Султан был Египетский рынок и Кюллие Валиде Султан (совеременная Новая мечеть Йени джами на Эминёню — прим.пер.), чей фундамент заложила ещё Сафие Султан в 1598 году, но которая, несмотря на попытку Кёсем Султан её завершить в 1640 году, так и осталась недостроенной. Согласно описанному в “Истории Силяхдара” Валиде Султан сначала намеревалась закончить строительство мечети Джерраха Мехмеда Паши на Авретпазары, но её переубедил главный дворцовый зодчий Мустафа Эфенди. Он убедил Султаншу взяться за завершение благотворительной постройки, которую начала Сафие Султан в Бахчекапысы напротив Таможни, однако, после смерти ей сына Мехмеда III её сослали в Старый дворец, в результате чего ей пришлось “отойти от дел и оставить недостроенным” здание, возведённое до уровня нижних окон и превратившееся в свалку посреди еврейский районов. 23 июля 1661 года началось “строительство Султанского особняка с видом на море, который окружал парный рынок, тюрбе, дарюлькура (школа или место для чтения Корана), школа, у обоих ворот фонтаны с питьевой водой”. Для претворения в жизнь этого проекта еврейские районы, раскинувшиеся вплоть до Ходжапаша, были национализированы, и их сравняли с землёй. Евреи хотели дать взятку в размере тысячи кесе акче из своих знаменитых “сундуков на чёрный день”, Кёпрюлю Мехмед Паша эти деньги не взял, более того, отправил глашатого, который сообщал евреям, что те, кто не продаст свои дома или лавки, будут казнены.

Пока продвигалось строительство Кюллие Валиде, Турхан Султан осенью 1662 года поехала в Эдирне проводить сына Мехмеда IV, выдвигавшегося в поход вместе с Фазыл Ахмедом Пашой. Падишах жил в Эдирне, чтобы наблюдать за фронтовыми сражениями, кроме того, его охотничьи вылазки длились по несколько месяцев, поэтому и Турхан Валиде большую часть времени жила во дворце в Эдирне. Во время её поездок по маршруту Стамбул-Эдирне, её сопровождал загон охраны и один визирь. Осенью 1664 года Фазыл Ахмед Паша с невестками, внуками, наложницами и другими гаремными жителями встретился с Падишахом в Багдаде и оставался там вплоть до их возвращения. Когда в 1665 году дворцовый гарем был сожжён одной из наложницы, Турхан Султан со своей невесткой Рабией Гульнуш была в Эдирне. Сначала Турхан Валиде и хасеки, а затем Мехмед IV вернулись в Стамбул в начале августа 1665 года. В “Истории Рашида” написано, что они вернулись двадцатого дня месяца Мехаррем (2 августа):

Было принято решение, что Великодержавная Валиде Султан Хазретлери отправится в путь в направлении Стамбула, и, как традиционно было заведено, для подготовки перевозки и транспортировки всего необходимого, а также для обеспечения охраны ответственным (был назначен) один из визирей, губернатор Сиваса Чавушзаде Мехмед Паша.

Пока новый гарем не был построен, Турхан Султан и ве хасеки жили в Старом дворце в Беязиде.

31 октября 16665 года в пятницу Новая Мечеть Валиде была торжественно открыта для совершения молитв в присутствии Падишаха, Валиде Султан, Хасеки Гюльнуш Султан и государственных чиновников. В “Истории Силяхдара” церемония открытия описывается следующим образом:

Падишах Хазретлери, Валиде Султан и Хасеки Султан торжественным шествием пожаловали в благословенную мечеть, и, совершив пятничный намаз, прежде всего Валиде Султан Хазретлери в честь открытия мечети и в благодарность за почтение своим присутствием вручила государственным мужам по золотому кинжалу с рукояткой, изготовленной из цельного изумруда, поясу, украшенному чистейшими алмазами, украшенному алмазами ветеранскому соргучу и десятку снаряжённых арабских скакунов.

Также она жаловала награды, меха и акче Фазыл Ахмеду Паше, каптаныдерья Мерзифонлу Кара Мустафа Паше, визирям, богословам, ваизу (проповеднику) мечети Вани Эфенди и многим другим, архитекторам, иным работникам, собственному кетхюде Мустафе Эфенди и главному аге Аббасу Аге. После этого Падишах вернулся во дворец тем же великолепным торжественным шествием. Визири опять пришли в мечеть и, прославляя и возвеличивая их, отвели Валиде Султан и Хасеки Султан во дворец. В тот день в дворике мечети было рассыпано несметное количество акче. Согласно подсчётам, на мечеть, тюрбе, питьевые фонтанчики, каменные лавки, подарки и меха было потрачено “все до единой монеты из 3080 кесе (мешочков) акче.”

В эти же дни началась постройка нового дворцового гарема вместо сгоревшего. В новом гареме, строительство которого завершилось за три года, были запланированы помимо роскошных Султанских покоев также шикарные апартаменты, которые будут пожалованы Валиде Султан и хасеки, в соседнем и противоположном крыле ташлыка покои служанок-калф, общие комнаты для наложниц в мощёных зданиях с внутренним двориком, кладовыми и хамамами.

В начале лета 1668 года Мехмед IV планировал поход на Крит, а его мать и семья, находившиеся тогда в Эдирне, вернулись в Стамбул. В “Истории Рашида” под заголовком “Выезд Валиде Султан и Хасеки Султан в Стамбул” говорится, что Валиде Турхан и Хасеки Гульнуш Султан отправились в путь под охраной советника Мустафы Паши.

Во время поездок Турхан Султан в Эдирне и обратно не забывали также о Шествиях Валиде Султан, которые с интересом наблюдал народ обоих городов. Вместе с “очень высокопоставленными” французами
французский путешественник Тавернье 2 июля 1668 года наблюдал въезд в Стамбул возвращавшейся из Эдирне Турхан Султан. Рассказывая увиденное, он описывает шествующие в кортеже роты конной пехоты, традиционную одежду военных, платья визирей, сипахов в броне, кафтанах, с копьями и вышитыми колчанами на сёдлах, агу янычар, пехоту, капыджи, бостанджи, студентов медресе, сейидов, шерифов, шествующих перед каретой Валиде Султан гаремных евнухов и так далее. Карету Валиде он описывает так:

Вокруг кареты, которую везла шестёрка лошадей, шли 6 капыджи, державшие в руках копья с повязанными на них красными лошадиными хвостами. Эти знамёна символизировали то, что Валиде Султан сопровождали некоторые Паши. Во второй карете, запряжённой шестёркой белых лошадей, вместе с Валиде Султан ехала хасеки (должно быть, Гульнуш), эту карету сопровождали некоторые Паши. Чтобы Султанши могли выглядывать наружу из небольшого зарешёченного окна в дверях кареты, не будучи замеченными, у дверей кареты шагало по одному чёрному евнуху. Вдобавок к этому, народ стоявший на обочине по обе стороны дороги, предупреждали, чтобы они не поднимали глаз не смотрели на Султанш. В ещё 12 каретах, запряжённых четвёрками лошадей, ехали наложницы.Немного позади следовало множество паланкинов и четыре кареты, перевозившие формы для льда, в который нуждались Султанши. Эта группа всадников, состоявшая из 5-6 тысяч человек, пересекла Стамбул и добралась до дворца за приблизительно 3 часа.

Сары Мехмед Паша в “Зюбде-и Векайиате” (Кратком пересказе событий) указывает, что, когда Валиде Султан 15 апреля 1677 года возвращалась из Эдирне в Стамбул, в Кючюкчекмедже её встретили Падишах Великий Визирь и Шейхульислам, и она жаловала встречающим соболиные меха.

Иногда Турхан Султан, хасеки и Шехзаде участвовали в охотничьих вылазках Мехмеда IV на Балканах, в Фессалии и Румынии или же в походах на Австро-Венгрию, которые он совершал вместе с Фазыл Ахмедом Пашой. Для многолюдной семьи Падишаха устанавливали специальный гаремные шатры или иногда даже строили деревянные дворцы. Халиме Догру в работе “Османский Султан в Речи Посполитой”, опираясь на архивные документы, рассказывает, что во время похода на Бабадаг в 1672 году помимо Султанского шатра были сооружены отдельные шатры для Турхан Валиде и Хасеки Гюльнуш, а в следующем году во время приезда в Бабадаг такие шатры были установлены не только для них, но и для сестёр Падишаха, Гульнуш Султан, которая вот-вот должна была рожать, отвезли в Хаджиоглупазары, и именно там на свет появился Шехзаде Ахмед (III), в Султанском особняке Каср-ы Падишахи, построенном в Акпынаре, были приготовлены покои для Валиде Султан, Хасеки Султан, Бейхан Султан и Гевхерхан Султан, также она утверждает, что во время похода 1673 года Турхан Султан посетила родные земли Украины, вдохнула воздух Родины и, возможно, даже встретилась с семьёй.

Несомненно, самые счастливые дни своей жизни Валиде Султан провела в мае-июне 1675 года на многодневном дворцовом празднестве. Это празднество, устроенное по случаю сюннета (обрезания) одного из её внуков Шехзаде Мустафы и свадьбы Хатидже Султан, осталось в истории под названием “Гуляния в Эдирне” и было не менее ярким, чем подобные праздники, устраиваемые в Стамбуле. Во время приёмов, которые давались на этом празднестве, Валиде Султан представлял её кетхюда, для сюннета Шехзаде Мустафу провели под руки этот же кетхюда Валиде Султан и Дарюссааде ага.

Рабы Султана получили письмо от каймакама Эдирне, четвёртого визиря Фазыл Мустафа Паши о том, что во вторник, десятого дня упомянутого месяца по велению Аллаха Валиде Султан Хазретлери скончалась, после намаза её тело погрузили в карету и быстро с почтением повезли в Стамбул, в который прибыли в четверг, она пожелала быть захороненной в благословенной мечети, которую она возвела на долгие века. Их и весь народ охватила боль и печаль, они льстили ей, говоря: “Как жаль, нас покинул основоположный столп государства!” Сразу после этого вещи покойной были конфискованы, а обращённый к кетхюде гарема традиционный Султанский ферман относительно обеспечения порядка в гареме и охраны шехзаде приказывал хазинедару Али Аге явиться в Эдирне.

Известно также, что, помимо Мехмеда IV, у неё была дочь Атике Султан. А. Рефик в “Жизнь Стамбула в 12-ом веке” и цитирующий его Алдерсон упоминают, что Турхан Султан была мусульманкой и у неё был брат Юсуф Ага (умер в 1689 году). Самое большое наследство, оставленное Турхан Султан, известной своими благими делами, несомненно, Новая Мечеть Валиде и ей Кюллие. Эвлия Челеби пишет, что за основу для постройки мечети была взята конструкция гаремных клеток для певчих птиц. Китабе на двери кибле следующая:

Мечеть Валиде Султан обрела свой закоченный вид,
Каждый её уголок словно тщательно выбран для Шаха.
Я желал узнать дату её завершения,
И кто-то встал и сказал, что сохранил Каабу
Год 1084.

Помимо Кюллие мечети Валиде по приказу Турхан Султан были также построены крепости в проливе Чанаккале, особняки Гульхане и Шикяр во дворце в Эдирне, мечети в Чанаккале, Ресмо (Ретимноне) и Кандийе (Ираклионе), колодцы по дороге в Хиджаз, библиотеки в Чанаккале и Стамбуле, фонтан в Бешикташе. Её тюрбе стало последним пристанищем для 6 Османских Падишахов, многих Шехзаде, Султанэфенди и Кадынэфенди. Падишахи, погребённые в этом тюрбе: её сын Мехмед IV, внуки Мустафа II, Ахмед III, Махмуд I, Осман III и Мурад V.

Валиде Салиха Диляшуб Султан

(дата смерти: Эдирне, 3 января 1690)

Хасеки Ибрагима, Валиде Султан, мать Сулеймана II. Также упоминается как Ашуб Султан, Ашубе, Салиха Диляшуб. Когда она была Валиде Султан, в дворцовом документе, датированном 1690 годом, указываются серьги, застёжка которых инкрустирована алмазами, подвески украшены жемчугом, а в центре находится алмаз, и в нём же упоминается Ашубе Султан. В “Истории Силяхдара” утверждается, что она умерла в возрасте 90 лет. Алдерсон же говорит, для того, чтобы признать эти сведения истинными, когда Диляшуб была предложена Ибрагиму в 1640 году, ей должно было быть 40, однако это полностью противоречит традициям гарема.

Неизвестно, когда она попала во дворец или какой она национальности. Диляшуб — одна из первых хасеки Султана Ибрагима. В источниках описывается как “женщина в возрасте, безумная, жёсткая и наивная”, что довольно странно в виду гаремных традиций. Она родила своего второго шехзаде Султана Ибрагима Шехзаде Сулеймана 15 апреля 1642 года — через 105 дней после того, как Турхан Хасеки привела на свет первого Шехзаде Мехмеда (IV). Этот поворот судьбы заставил Диляшуб с сыном после свержения Султана Ибрагима провести 40 долгих и мучительных лет в заточении. Пока правил её пасынок Мехмед IV в 1648-1687 годах Диляшуб жила затворнической жизнью и старилась в Старом дворце, а её сын Сулейман был изолирован от внешнего мира в клетке-кафесе, в которую был заперт ребёнком.

Великая Валиде Кёсем планировала свергнуть с престола своего внука Мехмеда IV и отправить Турхан Султан в Старый дворец, другого же внука Сулеймана она хотела посадить на трон, а простушку Диляшуб прибрать к рукам, однако ценой за попытку претворения этого плана она заплатила собственной жизнью. После этого Хатидже Турхан стала Валиде Султан, которой оставалась на протяжение 32 лет, Сулейман вместе с другими шехзаде оказался заперт в гаремной клетке, жизнь Диляшуб и остальных матерей шехзаде, содержащихся под стражей в Старом дворце, не изменилась. Диляшуб, влачившая тихое, набожное, болезненное существования в неизвестных условиях Старого дворца, скорее всего, виделась с сыном дважды в год — на праздники.

В тот долгий и тёмный период, когда в Стамбуле бушевал бунт янычар и ремесленников в июле 1656 года, в “Истории Силяхдара” рассказывается о начале этих событий и следующими строками повествуется об их окончании:

Кара Али Ага, кетхюда Ашуб Султан матери первого Шехзаде Султана Сулеймана, ещё один Али Ага, кетхюда одного из спиахов Карачелебизаде Махмуда Эфенди были признаны виновными в союзе высшими военными чинами и попытке посадить на престол вышеупомянутого Шехзаде, за что были казнены.

Это предложение — единственное известие о Диляшуб из Старого дворца за все 40 лет.

8 ноября 1687 гоа Мехмед IV был свергнут. Когда Сулеман II стал Падишахом, Диляшуб получила награду за своё терпеливое ожидание и вернулась в гарем дворца Топкапы роскошным “Шествием Валиде”. Её сын Сулейман II выглядел пожилым, несмотря на то, что ему было всего 45, по сравнению с ним мать была настоящей старухой. Эти странные мать и сын, чья звезда удачи, казалось бы, запылала после столь долгого забытья, были не в курсе происходящего и полностью беспомощны. В “Истории Силяхдара” говорится, что первым приказом Сулеймана II после джюлуса было закрыть брата Мехмеда IV в Шимширлике (Кафесе), в котором он сам провёл долгие годы, и привезти мать, находящуюся в Старом дворце, “В тот день Валиде нового Падишаха пришли в радостной вестью и получили бесчисленные благодарности”.

2 года и 2 месяца Диляшуб тихо и без забот пробыла Валиде Султан. Сулейман II, который больше ни на что не был способен, кроме как переносить приступы ярости и менять Великих Визирей как перчатки. Ни мать, ни сын не способны были осознать границы государства, раскинувшегося на трёх континентах, и его проблемы. Падишах в июне 1688 года для выхода в поход выдвинулся в путь из Стамбула в Эдирне, мать и гарем были с ним. Мать и сын ещё не знали, что они больше не вернуться в Стамбул. Весной 1689 года в походе на Мадьяристан был сооружён шатёр у дворца Эдирне. Сулейман II ферманом сообщил, что Валиде Султан останется во дворце в Эдирне, а сам он вышел в Софию, хотя, получив известие о поражении, вернулся в Эдирне.

Кончина Валиде Султан: Валиде Падишаха Хазретлери Ашуб Султан была больной старухой 90 лет, уже год она не вставала с постели. 22-го дня указанного месяца в воскресенье она отошла в мир иной, были приглашены все визири и богословы и высшие государственные чины и перед гаремом совершив намаз, имамом которому служил Шейхульислам Эфенди, погрузили тело в карету и отправили в Стамбул в сопровождении низшего Мирахура Ширин Ибрагима Аги для погребения в тюрбе предыдущего Падишаха Султана Сулейман Хана.

Муаззез Ханым

(дата смерти: Стамбул, 12 сентября 1687)

“Хасеки-и сани” (вторая Хасеки) Султана Ибрагима, мать Ахмеда II. Известная как Хатидже Муаззез и Хатидже Султан. Самый старый документ, упоминающий её имя, — приказ Ибрагима, повелевающий привезти вещи из Ялы в Терсхане для убранства её покоев в гареме, датированный 9 августа 1642 года. Можно предположить, что, когда вторая Хасеки Хатидже Муаззез родила Ибрагиму третьего Шехзаде Ахмеда, ей было 18-20 лет. В “Истории Наима” от 6 Зильхидже 1052 года по Хиджре (25 февраля 1643) в следующем предложении говорится о том, что Муаззез была второй Хасеки:

От Хасеки-и сани Муаззез Ханым появился на свет Шехзаде, которого назвали Султан Ахмед — плоть и кровь Султана Ибрагима Хазретлери

Телли Хасеки Хюмашах

(дата смерти: после 1671)

Восьмая Хасеки, которую Ибрагим горячо любил и на которой женился, в гареме называли “Хасеки Султан” или “Телли Хасеки”. Хюмашах в каком-то смысле была примадонной в крещендо гаремных безумств Ибрагима. Скорее всего, Падишах нашёл в Хюмашах, попавшей в гарем в 1647 году, ту кокетливость, которую искал, и влюбился. Не выдержав напора этой игривой и умной наложницы,он решил совершить церемонию бракосочетания по шариату и устроить свадьбу. Как рассказывает историк Наима, среди традиций Династии таких обычаев не было, но, следуя предписаниям священного Корана и суннам (!) Пророка и совершил то, что Султан Сулейман совершил для Хюррем Султан, — для начала он выдал Хюмашах вольную. Он переселил её во дворец Ибрагима Паши на Айтмейданы. За срочное меблирование дворца ответственным был назначен дефтердар. Якобы Ибрагим планировал ездить в тот дворец, чтобы придаваться любовным утехам после законного брака с Хюмашах. Но денег в казне не осталось, поэтому обставить весь огромный дворец не получилось, ограничились лишь обустройством просторного купольного зала с видом на площадь. Далее, устраивая невиданные доселе в истории Османов поборы, “ночью открывали рынки, склады и ханы, если хозяин был согласен, отлично, если нет — в лавки или другие помещения врывались, весь лучший товар, всё то, что может пригодиться Падишаху”, забирали силой, обещая возместить его стоимость, а потом всё награбленное было использовано на свадьбе! Эти поборы были одной из причин, приведших впоследствии к трагической кончине Ибрагима.

Когда во дворце совершался никях (бракосочетание по шариату), Хюмашах представлял Дарюссааде Ага, а Ибрагима — Великий Визирь Салих Паша. В качестве калыма была указана “Одна Египетская казна” (годовой доход, оплачиваемый Египтом в государственную казну). На свадьбу в долине Давутпаша прибыли визири, богословы и другие приглашённые. Уважаемые визири и улема, отправившиеся за Хюмашах, ехали перед каретой невесты с церемониальными кавуками на головах. Хюмашах, вернувшаяся во дворец в фате, украшенной нитями (тель), с тех пор стала известна как “Телли Хасеки”.

Интересно отметить, что Султан Ибрагим решил выстлать покои Хюмашах соболиным мехом, на что его сподвигла сказка, услышанная им как-то от придворной сказочницы. В казне не было денег на покупку мехов, поэтому зюлюфлю бостанджи приказывалось по ночам заходить на базары и в ханы, ломать двери в лавках торговцев мехами и выносить оттуда меха и шелка, из-за чего торговцы открыто высказывали своё недовольство.

Ибрагим в последний год своего правления не замечал никого, кроме Телли Хасеки. В гаремной атмосфере постоянной зависти и ревности даже Кёсем Султан не смогла справиться с Телли, хотя с лёгкостью проглотила всех остальных хасеки. Ибрагим выслать мать из дворца. Хюмашах от жаловал больше прибыльных земель, чем всем другим хасеки. Своим собственным сёстрам он приказывал прислуживать Хюмашах за столом, а дочь Мурада IV Кайю Султан вынуждал поливать руки Хюмашах водой. Ханымэфенди, посчитавших это оскорблением, он сослал во дворец в Эдирне.

После рождения Шехзаде, названного Орханом, Стамбульская кокетка Телли распустилась вкрай и превратила и так ненормальную эмоциональность Ибрагима в полное сумасшествие, и откуда ей было знать, как долго это будет продолжаться? После того, как Падишаха свергли и убили, её саму отправили в Старый дворец. Когда умер её сын Орхан, она стала вести жизнь отшельника и, поговаривают, умерла от тоски. Улучай, опираясь на документ, в котором указано, что “Хюмашах Султан Хазретлери, хасеки покойного Султана Ибрагима, в 1672 году было выплачено жалование из государственной казны”, считает, что умерла она после этой даты.

Роман Искендера Фахреттина “Телли Хасеки”, который вышел в 1932 году в латинице, — довольно интересный роман, предлагающий читателю историю жизни Хюмашах, основанную на различных источниках и народных сказаниях. В романах Ахмета Рефика “Женский Султанат” и “Эпоха соболей” рассказываются истории не только Хюмашах, но и других хасеки.

Шекерпаре

Алдерсон путает её с Шивекяр. Есть источники, в которых Шекерпаре значится как Шехсувар Уста. Наима говорит о ней, как об “одной из советниц”. В таком случае можно полагать, что она одна из прислужниц, которую отправили на пенсию, но, несмотря на уход из дворца, её связь с гаремом не оборвалась. Эта хитроумная женщина была одной из тех, кто покорил и ум, и сердце Ибрагима, что писал Великому визирю и другим визирям несуразные приказы, повелевающие искать приятных женщин и красивых наложниц, в стиле: “После приветствия, ты на днях нашёл женщину, отправь её нам!”, а в полночь вызывал Великого визиря и спрашивал, почему тот ему женщину не отправил. Поскольку государственные дела разладились, а порядки в гареме были попраны, она стала одной из фавориток-гёзде Падишаха. Шекерпаре сотрудничала с посредниками, помогающими решить вопросы во дворце — Хубьяр и евреем Харуном. За два месяца до низложения Ибрагима, её отправили в ссылку в Египет, конфисковав всё имущество. Эвлия Челеби пишет, что там она вышла замуж за Кара Муса Пашу.

Рассказываемое о Шекерпаре стало источником вдохновения для многих романов. В Тарих-и Гыльмани, описывая факторы, ставшие причиной трагического конца Ибрагима, также указывается:

Ещё появилась женщина, которую звали Шекерпаре. Она имела влияние на Падишаха такое же сильное, как и Джинджи Эфенди. Более того, поговаривали, что в 1646 году советник Юсуф Паша был казнён по её прошению. Султан Ибрагим не занимался государственными делами. Джинджи Ходжа и Шекерпаре Кадын были слишком близки к Падишаху и были причиной всех разладов. Они получали огромные взятки благодаря Падишаху и использовали в своих целях кетхюда, прислугу и других придворных. Все, кто пострадал от них, решили сплотиться.

Наима вкратце рассказывает следующее:

Известно, что одна из гёзде Ибрагима Шекерпаре собирала взятки. Ходили слухи, что, когда между ней и Валиде (Кёсем) Султан пробежала кошка, она была сильно избита. В итоге, ситуацию доложили Падишаху, и Шекерпаре 26 мая 1648 года схватили в её доме, посадили на лодку и выслали на остров Сакыз (Хиос). Жена бывшего губернатора Алеппо Хасана Паши Хамиде Хатун была хорошей подругой Шекерпаре. На большинстве бесед с Ибрагимом она присутствовала, поэтому её тоже должны были сослать. Но одна из наложниц бросилась вперёд и крикнула: “Это я — Хамиде!” Собственность Шекерпаре была конфискована. Имущество, оставленное у её посредников — зеленщика и Сулеймана Деде — тоже конфисковали. Ей удалось сколотить невиданно состояние, которое она прятала в одной из комнат хана, построенного Валиде Султан (Хан Великой Валиде). Ключ от этой комнаты был у Сулеймана, ящики были опечатаны. 16 сундуков были забиты драгоценностями, золотом и серебром. Когда всё это высыпали к ногам Султана Ибрагима, он воскликнул: “Вот гявурка! А мне говорила, что у неё нет денег вечером хлеб купить, прямо клялась!” Среди конфискованного были меха, жемчуга, ткани и 250 мешочков серебряных акче (монет). Кетхюда Шекерпаре, которого называли Зеленщик, был Ибрагимом Челеби, зятем Ыспанакчибаши. Ему тоже отрубили голову и повесили на рынке в Аксарае. Сулеймана Деде убили ночью и избавились от тела. Судебный исполнитель Пехливан Ахмед Ага, сын Коч Бега, отвёз Шекерпаре в место ссылки — в Египет. Судя по его словам, Шекерпаре расположила его к себе и попросила в долг денег, потому что, якобы, не смогла взять с собой в дорогу никаких средств.

Шивекяр

Седьмая хасеки Султана Ибрагима, известная своими пышными формами, о которой Наима писал:

Седьмой Хасеки в качестве пашмаклыка (земли, присонящие ежегодную прибыль) был жалован Дамасский эялет. Наместником туда был назначен и отправлен Кёпрюлю Мехмед Паша.

Алдерсон спутал её с Шекерпаре. Шивекяр попала в гарем благодаря поиску Ибрагимом новых ощущений, когда она попала в гарем, она была огромной, 150-килограммовой бабой. История её вкратце такова: Женщины-сказочницы рассказали Ибрагиму, что, чем женщина толще, тем слаще с ней занятия любовью. Однажды прогуливаясь по Ускюдару инкогнито, все толстые женщины в абаях его возбудили. Он приказал найти самую толстую красавицу Стамбула. Придворные бросились на поиски и нашли эту притягательную армянку. Р. Экрем Кочу в романе “Кёсем Султан” восхитительно описал образ Шивекяр. Женщину, которую предложили Ибрагиму вопреки всем гаремным правилам, он назвал Шивекяр и пожаловал сан Хасеки, она стала шестой или седьмой хасеки. Толстушка словно приворожила Падишаха и была бесстрашной настолько, что написала письмо напрямую “Многоуважаемому господину Великому Визирю” с просьбой взять на государственную службу Балтаджи Хасана, который ей прислуживал.

Когда Ибрагима свергли с престола, Шивекяр, как и других хасеки, отправили в Старый дворец. После этого она прожила ещё 45 лет. Но, возможно, это другая Шивекяр. Улучай в двух документах из архива Топкапы, датированных январём 1782 года, нашёл информацию о том, что Шивекяр Хасеки создала вакыф для чтения частей Корана в определённые месяцы года для ичогланов во дворцовых казармах Сеферли. Это важные документальные сведения того, что вакыф, созданный Шивекяр, действовал и через 100 лет после его основания. Сказания о Шивекяр стоит делить на 10 так же, как преувеличенные истории о Султане Ибрагиме и его безумствах.

Зафире

Историю этой грузинской наложницы, которую можно назвать первой любовью Ибрагима, мир узнал из отчёта Венецианского посла, и она вызвала интерес. История вкратце такова: пока Мурад IV ещё был жив, наложница, находившаяся с Шехзаде Ибрагимом, которого Кёсем Султан правдами и неправдами скрывала от Мурада IV, забеременела. Когда Мурад умер, а Ибрагим взошёл на престол, Зафире уже была на сносях. Кёсем Султан хотела, чтобы на престол взошёл наследник, рождённый от хасеки, а не от этой грузинской наложницы шехзаде, поэтому приказала Казлар аге Сунбюлю Аге от неё избавиться. А он, вместо того, чтобы выбросить беременную наложницу в море, отвёз в свой особняк в Джанкуртаран, признал ребёнка и нарёк его Османом. Но все знали, что Сюмбюль, как и все аги в гареме, был евнухом, а ребёнок на самом деле от Ибрагима. Острые на язык Стамбульцы прозвали ребёнка “ублюдком Кызлар аги”. Не выдержавшие ходивших сплетен, Сюнбюль, Зафифе и Осман в 1645 году отправились в изгнание. Галера, на которой они плыли, был захвачен Мальтийскими пиратами. Сюнбюля Агу убили, а Зафире и Осман попали в мальтийский плен.

Интересно, что Венецианский посол, описавший всё это в своём отчёте, советует своему правительству отобрать Османа и его алчную мать Зафире у Мальтийский рыцарей, чтобы в будущем использовать против Османов. Существуют источники, хотя и сомнительные, которые связывают трещину в отношениях Османов и Венецианцев и Критские войны с событиями вокруг Османа и Зафире. Судьба Зафире не известна, а вот названный “ублюдком Кызлар аги” Осман был на Мальте провозглашён лже-Шехзаде. Позже он обратился в Христиансво и даже постригся в монахи. Французский король оказывал ему почести как якобы “принцу”. История Зафире и Османа каким-то образом напоминает историю Джем Султана. Эти интересные события использовал для своего романа “Кызлар ага” Ахмет Рефик.

Хубьяр

В “Реестре Османов” не значится. Алдерсон отметил, что после смерти Ибрагима она вышла замуж за сына Мустафы Чавуша Ибрагима Пашу. Улучай пишет, что она была советчицей и помощницей в гареме. Однако в “Истории Наима” указано, что Хубьяр была женой Ибрагима Аги — брата Великого Визиря Ахмеда Паши.Хубьяр с одной стороны находила Ибрагиму новых наложниц, а с другой вместе с Шекерпаре были посредницами для взяток, рукой текущих во дворец. Посему, женой Падишаха она являться не должна.

Айше

Улучай доказал, что она стала одной из Хасеки Ибрагима в январе 1645 году благодаря ферману, написанному Дарюссааде аге, включающем предложение “… убранство покоев новой Хасеки Айше Султан Хазретлери”. В “Реестре Османов” и у Алдерсона не значится.

Махиэнвер

Наима, не указывая имени, писал о ней: “Пятой Хасеки был жаловал санджак Хамид (современные районы Эгирдир и Ыспарты)”. То, что это была Махиэнвер, мы узнаём из фермана Султана Ибрагима об отделке покоев хасеки в гареме от 2 мая 1646 года (16 Ребиюльэввель 1056), в котором Султан приказывает “для отделки покоев пятой Хасеки Махиэнвер Султан безиргянбаши (придворный служащий, обеспечивающий потребности Султана в сукне, муслине, тканях и т.д.) Юсуфу” сделать некоторые покупки. Это Хасеки тоже не упоминается в “Реестре Османов” и у Алдерсона в таблице касательно семьи Ибрагима.

Сачбаглы

В “Реестре Османов” не указана, зато присутствует у Алдерсона. Улучай предполагает, что она была “советчицей и наставницей”.

Сакызула

У Алдерсона указана среди женшин Ибрагима.

Полие

Алдерсон указывает её среди хасеки Ибрагима.

Алдерсон предполагает, что она одна из хасеки, чьё имя нам не известно. Р. Э. Кочу в романе “Кёсем Султан” говорит о ней как о Бинназ Хатун:

Одной из гаремных льстецов была сказочница Бинназ Хатун, дочь воеводы. Одна из тех женщин, которых их соседи называют базарная баба. Она знала несметное количество сказок, а Султан Ибрагим любил слушать на ночь сказки. Её привели во дворец, когда Султан остался доволен, она практически переехала в гарем, но продолжала жить на два дома, не покидая свою обитель в своём районе. Она рассказывала Падишаху сказки.

Дочь воеводы Бинназ не была хасеки или гёзде. Она рассказывала Падишаху персидские сказки и сказки 1001 ночи, была своего рода драматургом-рассказчицей, которая показывала импровизированные мизансцены во время повествования. Ибрагим, впечатлившись одной из её сказок, выслал Кёсем Султан из дворца.

Дочь Ханзаде (?)

Эту Хасеки, которую Алдерсон называет дочерью Ханзаде, была женой Хезарпаре Ахмеда Паши. Потом она стала гёзде Ибрагима. Взамен Ахмеду Паши была отдана одна из Султанских дочерей (Бейхан).

Дочь Муид Ахмеда (?)

Алдерсон, ссылаясь на Э. Л. Кастеллана пишет, что эту дочь Муид Ахмеда Эфенди, который был Шейхульисламом в 1646-1647 годах, захотел себе Ибрагим, однако отец согласия не дал, поэтому её украли из хамама, но потом вернули обратно в отчий дом. Но невозможно документально подтвердить, что дочь муфтия была хасеки или гёзде Ибрагима.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *