что означает термин коррекция в специальном образовании

КОРРЕКЦИЯ в специальной педагогике

Расстановка ударений: КОРРЕ`КЦИЯ в специальной педагогике

Для детей с нарушенным слухом, помимо коррекц. мероприятий общего характера, особое значение имеет К. недостатков речевого развития. Важное место занимают мероприятия, направленные на развитие и использование слухового восприятия у слабослышащих и глухих с остатками слуха, а также на формирование и развитие навыков комплексного, слухо-зрительного восприятия речи. К коррекц. мероприятиям при этих нарушениях относится также применение индивидуальной и коллективной звукоусиливающей аппаратуры. При К. недостатков физич. развития глухих детей особое внимание обращается на преодоление тех изменений в характере движений и действий, к-рые связаны с отсутствием слухового контроля (шумное дыхание и походка, стук при действии с предметами и др.).

В умственном воспитании слепых большое внимание уделяется К. недостатков чувственного опыта, связанных с отсутствием зрительного восприятия, преодолению вербализма. Много места уделяется мероприятиям по развитию самостоятельности слепых детей. В системе К. недостатков физич. развития слепых детей важнейшую роль играют разностороннее развитие мышечной системы, формирование движений, выработка правильной осанки, развитие ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы и т. д.

В работе со слабовидящими детьми используются обычные (очки) и спец. (лупы и др. спец. приспособления) офтальмологич. средства К. зрения, повышенная освещённость рабочего места, особый режим занятий и др. Исправляются нарушения осанки, связанные с дефектом зрения (вследствие того, что дети слишком низко наклоняются над партой), недостатки зрительного восприятия (напр., ложное зрительное узнавание на основе недостаточного количества признаков и т. д.).

Чрезвычайно важную роль играет коррекц. работа при обучении и воспитании слепоглухонемых детей, где К. начинается в ходе выработки таких элементарных навыков, как умывание, одевание, приём пищи, ходьба, правильная поза при сидении и стоянии и т. и. Особые трудности связаны при этом с тем, что на первоначальном этапе обучения слепоглухонемых детей возможности общения с ними крайне ограничены. В дальнейшем важное место занимают развитие их движений и познавательной деятельности, исправление ошибочных представлений о внешнем мире и т. д.

В К. недостатков речи (устной, чтения и письма) большое место занимает работа по анализу звукового состава слов и исправлению нарушений произношения, к-рые могут оказывать вторичное влияние и на остальные виды речевой деятельности. К. речи проводится не только у детей, но и у взрослых, включая исправление и незначительных недостатков речи, сказывающихся лишь в спец. видах деятельности (напр., в артистич. деятельности).

К. дефектов двигательной сферы является основной задачей при обучении и воспитании детей с нарушениями движений (в результате детского церебрального паралича, полиомиелита и др.). В коррекц. работе применяются обучение детей правильным движениям, специально разработанная лечебная гимнастика, К. недостатков в работе речедвигательного аппарата и др. мероприятия, разрабатываемые на основе изучения индивидуальных особенностей нарушений моторики.

Огромное место занимают коррекц. мероприятия при обучении и воспитании умственно отсталых детей, нарушения развития к-рых охватывают все стороны личности. Большое внимание в коррекц. работе с ними уделяется мероприятиям по развитию чувственного опыта этих детей, развитию их речи, исправлению дефектов произношения, недостатков двигательной сферы. Выделяемый на нач. этапе обучения умственно отсталых детей пропедевтич. период целиком заполнен коррекц. мероприятиями. На всех этапах обучения этих детей главной задачей является К. недостатков познавательной деятельности (развитие восприятия, способов наблюдения, приёмов сравнения и анализа, запоминания и т. д.).

Лит.: Крачковская Н. Г., Обучение слабовидящих детей, Л., 1952; Книга для учителя вспомогательной школы Под ред. Г. М. Дульнева, 2 изд., М., 1959; Хватцев М. Е., Логопедия, 5 изд., М., 1959; Левина Р. Е., Нарушение письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961; Рау Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И., Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих уч-ся, М., 1961; Боскис Р. М., Глухие и слабослышащие дети, М., 1963; Книга для учителя школы слепых. Под ред. М. И. Земцовой, М., 1962.

В. И. Лубовский. Москва.

Источник

Статья по разграничению понятий «коррекционное обучение», «коррекционное развитие», «коррекционное воспитание»

Понятия «коррекционное развитие», «коррекционное обучение»,

В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.)

коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы

необходимо увязать коррекцию со всеми основными

компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно- педагогическую роль.

Сам термин «образование» и сущность этого процесса во многих исследованиях трактуются неоднозначно. Но наиболее полное определение понятию «образование» дал В.С.Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование-это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе, характеризующемся содержанием, формами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие.

Таким образом, образование включает в себя три основные части: обучение, воспитание и развитие.

Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике, коррекцию, как правило,

связывают чаще всего с развитием ребенка. Это

обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей.

Но когда говорят о коррекционно – педагогической

работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет

присутствовать в этой деятельности.

Следовательно, специальное, так же как и общее,

образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике

деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции,

формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою

деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Цель коррекционно – воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

2. Воспитание глубоко отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.

3. Физическое воспитание. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий:

> Более раннее начало коррекционной работы;

> Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьёй;

> Применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям аномальных детей и целям их воспитания.

Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна.

Работа с умственно отсталыми детьми в дошкольном возрасте должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности.

Коррекционное обучение отсталых детей в раннем возрасте

нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу. Ранняя коррекция имеет значение не только как эффективное средство развития ребёнка, но и как надёжное средство диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности каждого ребёнка, дополнительные и вторичные нарушения, в результате чего к началу школьного обучения может быть безошибочно определён тот тип школы, в котором он должен обучаться.

Второе условие для благоприятного развития ребёнка –

правильная организация его семейного воспитания.

Роль родителей глубоко отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом.

Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать

благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности.

Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых

детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.

Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

У глубоко умственно отсталых необходимо воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки

коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение.

Необходимо работать над пробуждением у глубоко отсталых детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.

В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем

социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо

обновление содержания, форм и методов обучения. Основной направленностью

специальной школы должна стать практическая подготовка к жизни наиболее

социально развитой группы детей.

В последние годы наметились и осуществляются значительные изменения в

народном образовании с целью создания гибкой, модифицированной системы

дошкольного и школьного обучения (воспитания) детей и подростков с

нарушениями интеллекта. Более чем 60-летний опыт, накопленный специальной

школой, свидетельствует о том, что, как и здоровая часть общества, лица с

нарушениями интеллекта обладают возможностями и потребностями в

приобщении их к разнообразным формам образования, труда, культуры.

Происходят постоянные изменения в политической, экономической, социальной

жизни и встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой

личности (в том числе и аномальной), обеспечить её право быть защищенной

государством и всеми его институтами.

В настоящее время важно определить принципиальные направления в

разработке подходов, учитывающих как накопленный опыт, так и новые

тенденции в развитии специальной педагогики. При этом надо обратить

внимание на те тревожные явления, которые вызывают серьёзную озабоченность

специалистов, занимающихся проблемами умственной отсталости. Это:

V Отсутствие сколько-нибудь достоверных статистических сведений

относительно числа лиц с умственной отсталостью (в возрасте от 2

V Увеличение притока детей с интеллектуальной недостаточностью

Из множества проблем, первоочередными в их решении являются следующие:

Необходимо признать, что дефектологии есть на что опираться с точки

зрения методологических подходов к феноменологии интеллектуального дефекта

(Л.С.Выготский, Ж.И.Жиф, А.Р.Лурия, Г.М.Дульнев, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова

и др.). Вместе с тем есть необходимость пересмотра некоторых положений,

касающихся условий, форм, содержания коррекционной помощи умственно

отсталым лицам, с учетом развития общественного сознания, роста

интеграционных связей с развитыми государствами. В связи с этим возникает

задача разработать концепцию коррекционной и реабилитационной помощи лицам

с умственной отсталостью. Необходимость создания концепции коррекционной

помощи умственно отсталым определяется тем, что данная проблема ранее

решалась только в одной ее части – в обучении. Несмотря на специфические

требования олигофренопедагогики, на практике принципы, методы обучения и

воспитания умственно отсталых детей зачастую копировали массовую школу,

препятствуя осуществлению комплекса специфических (коррекционных) задач

учебно-воспитательного процесса. Подобная постановка проблемы образования и

воспитания почти полностью исключила в сфере народного образования

коррекционную поддержку детей с выраженным дефектом интеллектуального

развития, оказавшихся на инвалидности и в изоляции с раннего возраста.

Изолированность системы дошкольных детских домов от общей системы

образования привела к тому, что социально депривированные дети-сироты без

органической патологии, с сохранными интеллектуальными предпосылками в

психике стали массово направляться психолого-медико-педагогической

комиссией во вспомогательные учреждения с ошибочным диагнозом «олигофрения

неясного генеза», «олигофрения сложной этиологии». И сегодня судьба этих

детей не находит правильного решения, между тем как ранняя младенческая

госпитализация, дефицит семейных и социальных связей приводит к

необратимому снижению интеллектуальных возможностей и искажению личности

В разработке современной концепции образовательной и реабилитационной

помощи умственно отсталым, необходимо вернуться к анализу тех документов,

которые по прежнему продолжают регламентировать диагностику, отбор и

комплектование специальных учреждений. В эти документы необходимо внести

конкретные дополнения и изменения с учетом имеющихся рекомендаций ЮНЕСКО,

Международной Ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Закона

об образовании. Кроме того необходима координация усилий научных

коллективов, которые уже сегодня с разных позиций подошли к решению

Лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с

нарушениями интеллекта НИИ коррекционной педагогики РАО начала

разрабатывать основные положения концепции, смысл которой определяется

запросами современного общества в системе социум-личность. В проекте

содержания концепции особое внимание будет уделено проблемам гуманного

отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом,

исключающей какие бы то ни было формы его социальной изоляции.

Чрезвычайно важна реализация подлинно научных критериев в области

клинической диагностики и психолого-педагогического заключения не только в

отношении умственной отсталости, но, прежде всего тех состояний, которые

сегодня определяются как смежные с нею: ЗПР, ДЦП, тяжелая речевая

патология, нарушения адаптивной и эмоциональной сферы.

Необходимо изменить условия и педагогическое содержание работы с

детьми дошкольного возраста в детских домах, а так же с глубоко умственно

отсталыми, поддающимися разнообразным формам коррекционного воздействия с

целью правильного решения вопросов их социальной адаптации.

Наряду с разработкой концепции лаборатория содержания и методов

обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта приступила к

проектированию моделей, типов, структуры образовательно-коррекционных и

реабилитационных учреждений для детей и подростков с умственной

В качестве рабочих вариантов предлагаются следующие типы специальных

1. Для глубоко отсталых лиц, неспособных к адаптации и обучению –

лечебные учреждения, гарантирующие как государственные, так и частные

формы обеспечения, социальную и правовую защиту.

2. Для лиц, способных к обучению и усвоению трудовых навыков и социально-

развития и поддержки.

дошкольная коррекция детей в возрасте от 3 до 7 лет. На этой

ступени очень важным представляется психолого-педагогическое

изучение динамики развития ребенка, включающее следующие

этапы: предварительное (от 3 до 4 лет), повторное (4-6 лет),

контрольное (7-8 лет), что потребует для каждого этапа

разработки и подбора групповых и индивидуальных развивающих

программ. Названная ступень важна и с точки зрения оказания

практической помощи семье, если ребенок находится в учреждении

до 11 лет (1-4 класс). Основные направления этого этапа

обучения: оздоровительная, психическая и физическая коррекция,

гигиеническое образование и воспитание, основы нравственно-

этического поведения, занимательный (ручной) и

самообслуживающий труд, эстетическое образование и воспитание,

начальное обучение грамоте, счету; знакомство с живым миром,

развитие связной коммуникативной речи, логопедическая

предполагает расширение цикла образовательных знаний из

области родного языка и литературного чтения, природоведения и

естествознания, географии и экологии, истории с элементами

этнокультуры, физической культуры, гигиены подростка. Особое

место должна занимать программа трудовой подготовки,

ориентированная на ведение домашнего хозяйства с элементами

практической химии и физики, формирование индивидуальных

прикладных умений на основе профессионально-трудовых знаний.

Программа коррекционного воспитания должна преемственно

продолжать программу предыдущей с учетом возрастной динамики,

включать спортивную подготовку, развитие творческой

деятельности, практическое приобщение подростков к более

высоким нормам и правилам этики и социального поведения.

знаний о правовых, экономических, социальных, семейных

отношениях, охране здоровья. Основным же содержанием должен

стать производительный и индивидуальный труд, с реальным

материальным результатом. Особенно важно, чтобы трудовая

подготовка была ориентирована на региональную специфику с

учетом индивидуальных возможностей учащихся, носила

универсально – прикладной характер. После окончания школы

(центра) выпускники должны получать соответствующий аттестат с

сертификатом труда, в последнем должен содержаться перечень

тех видов деятельности, которые они выполняют самостоятельно.

В тех случаях, когда выпускник школы не может овладеть

навыками производительного труда, вопросы его обеспечения

должны решаться органами специальной защиты и опеки.

Данный проект типа школы более приемлем для региональных и

промышленных городов, тогда как в маленьких городах, поселках, вероятно,

целесообразнее создавать классы педагогической поддержки. На основе

программ для основного типа школы, но обучение должно вестись дефектологом.

Кроме перечисленных моделей имеет смысл открывать в структуре базовой

школы или при психолого–диагностических центрах наряду с государственными

коммерческие группы с занятиями по адаптированным программам.

Привлекательна и модель школы с семейной формой обучения и

Работа в области коррекционного обучения и поддержки лиц с

интеллектуальной недостаточностью требует взвешенных подходов,

заинтересованного участия многих специалистов.

3. Анализ прочитанной литературы.

Книга «Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе» / Под

редакцией Г.М.Дульнева – М., Педагогика, 1971/ сборник статей, в которых

рассматриваются вопросы коррекции недостатков развития учащихся

вспомогательных школ в конкретных видах учебной деятельности (трудовое

обучение, география). Так же содержатся материалы о формировании личностных

качеств учеников в связи с трудовым обучением. В работах Г.М.Дульнева и

М.И.Кузьмицкой сделана одна из первых попыток определения подходов к

проблеме формирования личностных качеств у умственно отсталых учеников.

В статье Г.М.Дульнева показано, что по мере возрастающего влияния

обучения на умственное развитие учащихся происходят значительные сдвиги в

соотношении между интеллектуальными и аффективными компонентами личности.

Коррекционной задачей воспитания и обучения в отношении формирования

личностных качеств учащегося является повышение регулирующей роли,

интеллекта в поведении ученика в разных ситуациях, в разных видах его

В этом направлении рассматривает М.И.Кузьмицкая проблему формирования

у учащихся вспомогательных школ отношения к своей будущей трудовой

специальности. Хорошо известно, что умственно отсталые ученики длительное

время не могут правильно оценить своих возможностей в овладении той или

иной специальностью. Даже у учащихся выпускного класса, если с ними не

велась должная работа, сохраняется уровень притязаний, не соответствующий

их возможностям. Подобные притязания у старшеклассников нередко мешают

формирования должного отношения к простым, доступным им видам труда.

Возникает конфликтная ситуация между реальной действительностью и

нереальными притязаниями. Как показывает Кузьмицкая М.И., при правильном,

тактичном отношении к ученикам можно переключить их усилия и намерения на

то, чтобы лучшее овладеть доступной им специальностью. В переключении

усилии ученика особое значение приобретает осознание им социальной

значимости тех простых видов труда, которые ему посильны. Таким образом,

формирование у учащихся правильного понимания своих возможностей и должного

отношения к доступным видам труда становится средством воспитания

нравственных качеств учащихся.

«Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания

умственно отсталых детей» (1983 г.) – сборник научных трудов, посвящённый

совершенствованию коррекционно – развивающей работы на уроках русского

языка и чтения, наглядной геометрии, естествознания, а также вопросам

психологического обоснования приёмов коррекции мышления, внимания и

мотивирующей деятельности умственно отсталых детей.

В сборнике «Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе» под редакцией Ж.И.Шиф (1972 г.) содержатся исследования отражающие попытки психологов глубже изучить потенциальные

возможности развития групп учеников, выявить некоторые особенности личности

умственно отсталых подростков, а также обучаемости олигофренов дошкольного

В статье В.П.Петровой рассматривается, как учащиеся вспомогательной

школы пользуются своим словарным запасом при написании сочинений. Автор

показывает, что для корректирования недостатков нужно повышать и усиливать

мотивационную сторону речи. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся

стремились сделать своё письменное сообщение понятным читателю, а для этого

их надо обучать умению совмещать позицию и читающего, встать на его

позицию, что трудно для олигофренов.

В статье Т.Н.Головиной рассматривается трудно – преодолимый дефект

детей-олигофренов – нарушения их пространственной ориентации и

пространственных представлений. Внимание автора привлекается к

использованию увлекающих детей приёмов обучения рисованию, которые служат

коррекции недостатков осмысления пространственных свойств предметов и их

В статье Б.И.Пинского рассматриваются трудности перехода от

практических действий к «умственным», облегчающим трудовую деятельность в

новых условиях. Даётся анализ путей их формирования, подчёркивается роль

социальных мотивов в повышении уровня выполнения трудовых заданий.

В работе Г.В.Цикото показаны особенности познавательной деятельности

при группировке цветовых оттенков и выявлены затруднения дошкольников –

олигофренов при организации ими своей деятельности. Обучаемость отсталых

детей, воспитывающихся в специальном детском саду, доказывается их

значительным развитием к старшему дошкольному возрасту. Разница в уровне

выполнения задания разными детьми одного возраста оказалась очень

значительной, что говорит о необходимости варьирования работы внутри каждой

группы детского сада.

Исследования подтверждают значение общеобразовательного и трудового

обучения в коррекции недостатков умственно отсталого ребёнка, ведущую роль

коррекции в обеспечении развития умственно отсталых детей и подготовки их к

Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях

коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного

содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности

использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания

практических и словесных средств обучения. Конкретные методические пути

коррекционно – развивающей работы избираются с учётом особенностей

интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы учащихся на том или ином

Вместе с разнообразием конкретных методических путей в коррекционно –

развивающей работе есть психолого-педагогические принципы:

V введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают

восполнение пробелов предшествующего развития, формирование

готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

V использование методов и приёмов обучения с ориентацией на «зону

ближайшего развития» ребёнка, создание оптимальных условий для

реализации его потенциальных возможностей;

V коррекционная направленность учебно – воспитательного процесса,

обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции

познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление

индивидуальных недостатков развития;

V определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в

соответствии с поставленными задачами.

Список использованной литературы

1. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в

организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей

2. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. –

Москва, Просвещение, 1967г.

4. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва,

5. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно –

развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. –

Москва, Просвещение, 1988, с.39-140.

7. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно –

8. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно

9. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией

Г.М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г.

10. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных

дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.

11. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания

умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени

12. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение,

13. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка

детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988,

14. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания

15. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии

отечественной системы специального образования и государственной помощи

16. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и

воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19

17. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы

18. Положение о специальных общеобразовательных школах – интернатах

(школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном

19. Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для

психического развития. – Москва, Педагогика, 1985г.

20. Плахова Н.С. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе

21. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе.

22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – Москва,

23. Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе

образования детей с нарушениями умственного и физического развития. //

24. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно –

педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос,

[1] Демор Ж. Ненормальные дети. Воспитание дома и в школе. – Москва, 1909.

1 Леднёв В.С. Содержание образования. – Москва, 1989, с. 47

1 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах – Москва, 1983, Т. 5, с.

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *