что означает термин принимаемые обязательства

Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

что означает термин принимаемые обязательства

с изменениями от 28.09.2018

что означает термин принимаемые обязательстваСмотрите статьи:

что означает термин принимаемые обязательства

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).

что означает термин принимаемые обязательства

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

что означает термин принимаемые обязательства

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

что означает термин принимаемые обязательства

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Источник

Принимаемые обязательства в учете бюджетных учреждений

Минфин России в письме от 15.04.2016 № 02-07-10/21917 разъяснил порядок применения бюджетными учреждениями счета 502 07 «Принимаемые обязательства» при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются:

— конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);

— аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений о закупках с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Положения, определяющие принимаемые обязательства как объект учета, установлены пунктами 308 – 331 Инструкции № 157н, но не содержат прямых указаний на применение счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В ряде случаев (они перечислены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) контракт с единственным поставщиком заключается в результате признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимся.

В таких ситуациях контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки.

p>Минфин России полагает, что субъект учета вправе в рамках формирования учетной политики распространить положения Инструкции № 157н в части принимаемых обязательств на применение счета 0 502 07 000 при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в т.ч. согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Особенности отражения в учете операций с принимаемыми и отложенными обязательствами разъяснены в письме Минфина России от 07.04.2015 № 02-07-07/19450.

О том, как в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» осуществляется перенос показателей по обязательствам прошлого года, принятым на плановый период, в первый рабочий день текущего года см. здесь.

Источник

Порядок и учет санкционирования расходов

В 2016 году Министерство финансов внесло ряд изменений в собственные распоряжения относительно применения Единого плана счетов бухучета, используемого в бюджетных организациях РФ. Некоторые новшества коснулись учета денежных и авансовых обязательств по санкционированным расходам.

Рассмотрим понятие санкционирования расходов, порядок его проведения, особенности учета по нормативным требованиям, установленным последними принятыми актами Минфина РФ.

Что такое санкционирование

Санкционирование – это утверждение расходных статей бюджетных структур государством как высшей инстанцией. В эту процедуру входят:

К СВЕДЕНИЮ! Санкционирование необходимо для того, чтобы организация не брала на себя обязательств, не обеспеченных государственным финансированием, а также не рассчитывала на это финансирование по непрофильным обязательствам.

Принимаемые, отложенные и авансовые обязательства

Принимаемые обязательства – это необходимость предоставить средства из госбюджета определенному физическому или юридическому лицу на каком-либо законном основании, например, заработная плата преподавателя в государственной школе или вузе, деньги, выделенные победителю тендера госзакупок, отчисления в бюджет и т.п.

Они возникают в момент, когда:

Отложенные обязательства – те необходимые платежи, величина которых на момент принятия не может быть установлена точно, либо не известно точное время их исполнения. Такие обязательства могут приниматься, если для их оплаты в бюджетном учреждении существует специальный резерв.

Авансовые обязательства – обязанность бюджетной структуры выплатить организации или физлицу средства из бюджета предварительно, до того как будут выполнены требования заключенного с ними гражданско-правового договора.

Порядок санкционирования

Основные этапы процесса санкционирования прописываются государственными нормативными актами, в частности, Бюджетным Кодексом РФ, отраслевыми нормами. Для санкционирования нужно последовательно выполнить 4 пункта:

Бюджетная роспись

В этом документе средства из бюджета распределяются по назначениям, определяются их получатели и распорядители. Ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ говорит, что составлять ее должен тот орган, который на своем уровне отвечает за формирование проекта бюджета, затем ее утверждает глава соответствующей финансовой структуры:

Средства в ней разбиваются по кварталам. После утверждения сводная смета направляется в казначейство.

Сводную смету составляют на основе росписей, которые делают главные распорядители бюджетных средств отдельно по каждому виду назначений, разбитых по статьям бюджета (существуют определенные коды).

ВНИМАНИЕ! В данную смету могут вноситься исправления, если принято законодательное требование об экономии средств бюджета, суммы по доходным статьям завышены в сопоставлении с принятыми ранее решениями либо главным распорядителем изменены получатели ассигнований.

Особенности использования расходно-доходных смет

Распорядитель бюджетных средств доводит до ведома бюджетной организации все нюансы принятых ассигнований. На основании данного уведомления формируется расходно-доходная смета, в которой необходимо отразить:

Только после утверждения данного документа учреждение может использовать выделенные из бюджета финансовые средства.

Лимиты принимаемых обязательств

Лимиты – основания для предоставления средств по покрытию принятых обязательств, отражающие возможный максимум их принятия. Их устанавливает госказначейство. В банковской системе, в отличие от бюджетного финансирования, такого понятия нет. Основанием для их установления служат данные сводной росписи.

Казначейство предоставляет сведения о лимитах главным распорядителям бюджетных средств, а они – получателям. После утверждения на уровне получателей лимиты учитываются специальным органом казначейства, которым контролируется их исполнение.

Подтверждение обязательств

После того как обстоятельства приняты (заключен договор с учетом установленных лимитов), они должны быть подтверждены. Подтверждение обязательств – проверка совпадения средств сметы и платежных документов по заключенным договорам. Подтверждение происходит перед списанием средств с бюджетных счетов. Проводит проверку орган, уполномоченный на нее госказначейством.

ИТАК, процедура санкционирования призвана исключить возможность выделения бюджетных ассигнований на нецелевое назначение либо не обеспеченных доходной частью бюджета.

Бухгалтерский учет операций по санкционированию

Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:

При этом делаются такие бухгалтерские проводки:

Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:

Источник

Санкционирование расходов: обязательства

Какие документы представляются в ОФК для подтверждения возникновения денежного обязательства? Какими бухгалтерскими записями следует отражать операции с принимаемыми и отложенными обязательствами?

Согласно ст. 219 БК РФ получатель средств федерального бюджета принимает бюджетные обязательства и осуществляет оплату денежных обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. В статье приведем разъяснения Минфина о документальном оформлении возникновения денежного обязательства, а также об учете принимаемых и отложенных обязательств.

Подтверждение возникновения денежного обязательства

Денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения (ст. 6 БК РФ, п. 308 Инструкции № 157н [1]).

В Письме Минфина РФ № 02-03-09/17449, Федерального казначейства № 07-04-05/05-196 от 30.03.2015 разъяснялось, что казенные учреждения для подтверждения возникновения денежного обязательства представляют в ОФК:

Здесь же специалисты указанных ведомств уточняют, что так как не установлена унифицированная форма первичного учетного документа для оформления фактов хозяйственной жизни, связанных с осуществлением организациями государственного сектора закупок товаров, работ услуг, то может быть представлен в ОФК в качестве документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства получателя бюджетных средств:

Учет принимаемых и отложенных обязательств

Напомним, что в Инструкцию № 157н введены новые счета:

В проекте внесений изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), указано следующее. Счет 502 07 000 «Принимаемые обязательства» предназначен для учета получателем бюджетных средств сумм бюджетных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств, принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений).

На счете 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» получатели бюджетных средств будут учитывать суммы отложенных бюджетных обязательств, возникающих вследствие принятия других обязательств (например, оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсации за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т. д.), расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек)).

В Инструкции № 157н нет проводок с применением указанных счетов, а изменения Инструкции № 162н находятся все еще на стадии проекта, в связи с этим Минфин в Письме от 07.04.2015 № 02-07-07/19450 привел порядок отражения в учете принимаемых и отложенных обязательств.

Прежде всего, в данном письме сказано, что детализация счетов 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства», 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» должна осуществляться учреждением в рамках формирования его учетной политики. Пример детализации плана счетов приведен в приложении к письму:

«Принимаемые обязательства на текущий финансовый год»

Источник

За что оштрафуют при проверке принятых бюджетных обязательств?

что означает термин принимаемые обязательстваПринятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Как видим, на момент заключения контракта у казенного учреждения должно быть достаточно ЛБО. Достаточно – это значит, что средств хватает по разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов. А если речь идет о расходах прошлых лет, то и по КОСГУ. Напомним, что при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»). Не выполните данное требование – ревизоры оштрафуют по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Никакие письма вышестоящих ведомств, которые настаивают на заключении контракта и обещают дать деньги позже, не помогут! Крайняя необходимость – тоже не оправдание (Решение Суда Еврейской автономной области от 11 февраля 2016 г. по делу № 71-10/2016).

В зоне особого риска находятся те закупки, которые не вносятся в реестр, предусмотренный ст. 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Например, закупки через подотчетных лиц путем наличных расчетов. Поэтому принимая к учету авансовые отчеты, и особенно отчеты «перерасходом», проверяйте наличие «свободных» ЛБО. И не забывайте, что под часть ЛБО у вас уже могут быть размещены извещения. По сути, эти ЛБО уже «заблокированы» (в бухучете эта блокировка отражается по кредиту счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»).

Извещение о закупке может быть размещено на официальном сайте (в ЕИС) до доведения ЛБО. Пока такое еще возможно, в то время как с 1 января 2017 года Федеральное казначейство будет сопоставлять информацию об объеме ЛБО в Извещениях и в Планах-графиках (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Штрафовать за подобные действия по ст. 15.15.10 КоАП РФ ревизоры не имеют права. О нарушении можно будет вести речь только после заключения контракта, конечно, если к тому времени не поступят ЛБО. Вывод: если уж размещаете извещение, не обеспеченное «свободными» ЛБО, не пропускайте срок отмены процедуры закупки (Письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 6 октября 2015 г. №№ 02-04-04/56937, 28329-ЕЕ/Д28и).

Случается, что в бухгалтерию поступают первичные документы (накладные, акты), по которым фактически приняты обязательства, а ЛБО не хватает. Некоторые бухгалтеры наивно полагают, что решить проблему поможет «частичное» отражение этих документов в учете. Это мнение ошибочно.

Срок представления в Федеральное казначейство сведений о бюджетном обязательстве установлен приказом Минфина от 30 декабря 2015 г. № 221н. Кстати, в 2017 году придется представлять и сведения о денежных обязательствах, а за нарушение сроков их представления – отвечать по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Принятие обязательств на следующий год при отсутствии ЛБО на очередной год – это тоже нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ (Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 9-12/2016, Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 января 2016 г. по делу № 12-12/2016).

Абсурдный на первый взгляд вопрос: могут ли оштрафовать по ст. 15.15.10 КоАП РФ при формальном наличии на момент принятия обязательств «свободных» ЛБО? Ответ неожиданный: в прошлые годы такое случалось. Дело в том, что раньше ЛБО могли быть доведены до учреждения по группам (статьям) КОСГУ без детализации по статьям, подстатьям (220 «Оплата работ, услуг», 300 «Поступление нефинансовых активов»). Те, кто на день заключения контракта не утверждал соответствующую детализацию в Бюджетной смете, получали протоколы об административных правонарушениях (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016, Решение Пермского краевого суда от 14 марта 2016 г. по делу № 21-264/2016).

Бывает, что бюджетные обязательства с превышением ЛБО текущего года приняты «помимо воли» учреждения. Например, речь может идти об обязательствах:

по командировочным расходам (сотрудник вернулся из командировки и представил авансовый отчет с перерасходом);

по зарплате (не было никаких дополнительных премий – только обязательные начисления, предусмотренные трудовым договором);

по оплате коммуналки (в конце года в связи с сильными морозами существенно возросли расходы на отопление).

По первым двум позициям обязательство может возникнуть «автоматически», в силу требований ТК РФ. В третьем примере учреждение вынуждено принять обязательства, чтобы успешно выполнить возложенные на него задачи. Однако формальный состав нарушения налицо – ревизоры могут выписать штраф (решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2016 г. по делу № 21-257/2016). К тому же они могут указать на некачественное планирование расходов в учреждении. Выход из затруднительной ситуации есть: оформляйте принятие обязательств в пределах ЛБО на следующий год. Правда, если бюджет «однолетний», воспользоваться этим советом не получится. Впрочем, уже следующий федеральный бюджет, вероятно, будет «трехлетним».

Станислав Бычков,
заместитель Директора Департамента бюджетной методологии Минфина России.

24 августа 2016 года

Развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

А еще старайтесь работать на опережение: инструктируйте подотчетных лиц о предельно возможных объемах расходов, проводите мероприятия по энергосбережению, анализируйте отложенные обязательства по оплате труда и т.п.

Бывает, что обязательства сверх доведенных лимитов принимает обособленное подразделение, которому открыт лицевой счет ПБС. Иногда в таких ситуациях звучит оправдание: в целом по казенному учреждению ЛБО хватало, их просто не довели до филиала. Однако эти оправдания могут не сработать: проверяющие по формальным признакам квалифицируют нарушение по ст. 15.15.10 КоАП.

Могут ли оштрафовать по каждому случаю превышения прав на принятие обязательств? Да, могут. Именно так и происходит в большинстве случаев (Решение Ростовского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу № 11-732/2015, Решение Ростовского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу № 11-734/2015, решение Ульяновского областного суда № 7-128/2015 от 2 апреля 2015 г., решение Курганского областного суда от 28 января 2015 г. по делу № 21-30/2015, решение Велижского районного суда Смоленской области от 29 января 2015 г. № 12-2/2015, решение Велижского районного суда Смоленской области от 29 января 2015 г. 12-3/2015). Один штраф по нескольким эпизодам – скорее исключение, чем правило. Впрочем, в последнее время становится все больше решений, в которых за несколько случаев нарушения порядка принятия бюджетных обязательств штрафуют один раз (Определение ВС Республики Татарстан от 13 апреля 2016 г. по делу № 77-922/2016, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 7 августа 2014 г. по делу № 12-496/2014, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 1 сентября 2014 г. по делу № 12-566/2014, решение ВС Республики Хакасия от 26 апреля 2016 г. по делу № 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 3 февраля 2016 г. по делу № 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

Есть хорошие новости! Система внутреннего финконтроля постепенно переориентируется на предотвращение нарушений. Очень может быть, что через несколько лет по ст. 15.15.10 КоАП РФ будут штрафовать только в редких случаях – нарушений просто не станет.

Как это будет работать? И сейчас Федеральное казначейство в большинстве случаев в режиме реального времени видит случаи превышения прав на принятие обязательств. Но пока оно просто уведомляет об этом нарушителя и его вышестоящую организацию. В следующем году ситуация изменится: запланировать и осуществить многие закупки можно будет только при наличии соответствующих ЛБО (п. 13 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367).

Кто платит штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ?

Конечно, чаще всего это руководители учреждения и бухгалтеры. Конкретное виновное лицо ревизоры и судьи определяют по содержанию должностных инструкций (решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26.04.2016 по делу N 7Р-88/2016, решение Волгоградского областного суда от 03.02.2016 по делу N 07-66/2016, решение Челябинского областного суда от 06.04.2016 по делу N 7-516/2016, решение Астраханского областного суда от 12 февраля 2016 г. по делу № 21-87/2016). Так что есть повод перечитать эти инструкции. Во всяком случае у вас появится понимание, кто именно отвечает «рублем» за такое важное направление работы.

Как правило, по статье 15.15.10 КоАП РФ отвечают лица, уполномоченные принимать бюджетные обязательства, в том числе заключать контракты. Кроме того, к ответственности могут привлечь сотрудника, действия или бездействия которого повлекли нарушения порядка принятия бюджетных обязательств.

Когда дело доходит до уплаты штрафа зачастую наступает «момент истины» в отношениях руководителя и главбуха. Бывает, что руководитель начинает утверждать, что он к контрактам никакого отношения не имеет. Мол, контракты заключает бухгалтерия (Решение Челябинского областного суда от 6 апреля 2016 г. по делу № 7-516/2016).

Учтет ли суд принципиальную позицию главбуха, который не завизировал договор в связи с отсутствием ЛБО? Да, такие прецеденты есть – к ответственности могут привлечь руководителя, который принял незаконное решение (Решение Архангельского областного суда от 24 декабря 2015 г. по делу № 7р-1105/2015). Кстати, проверьте ваше Положение о внутреннем финансовом контроле. Предусмотрена ли в нем процедура санкционирования операций, визирования документов? Сегодня повышение эффективности внутреннего контроля в учреждениях – это актуальная тема.

Что и как проверяют ревизоры?

Прежде всего, сверке подлежат показатели Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и раздела 3 Сведений о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503175). Эту сверку, принимая отчетность, проведет распорядитель бюджетных средств, а затем и ревизоры. В ходе ревизии будьте готовы «расшифровать» кредиторку, числящуюся на счетах 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» и 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты». Проверяющие сверят показатели этих счетов с отраженными в форме 0503128 бюджетными и денежными обязательствами, а также сопоставят эту информацию с объемом доведенных ЛБО на отчетный год и плановый период. Кстати, делать такую сверку стало проще – в форме 0503128 теперь есть отдельный раздел по плановому периоду. Правда в разделе 3 формы 0503175 пока только данные за отчетный год.

Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)

Нет ли у учреждения фактически принятых, но не отраженных в учете бюджетных обязательств? Ревизоры постараются найти ответ и на этот вопрос. Например, они могут проверить дебиторку по расходам в части перечисления авансов и задолженности подотчетных лиц. Может быть сроки отчета по этим перечислениям давно прошли, у учреждения есть документы, а оно просто не отразило их в отчетности?

Штрафа не будет.

А есть ли такие случаи, когда можно принимать обязательства без ЛБО? Да, есть. Они прямо предусмотрены Бюджетным кодексом РФ (см., например, п. 3 ст. 72).

Кроме того, о применении ст. 15.15.10 КоАП РФ речь не может идти, если дополнительные обязательства возникли на основании судебного акта или решения налоговой инспекции о взыскании долга по налогам.

При составлении раздела 3 формы 0503175 надо обособленно отражать принятые сверх бюджетных назначений бюджетные обязательства:

Это не случайно. Если такие обязательства обоснованы, то есть приняты в силу закона и в пределах полномочий организации, протоколы обычно не оформляются.

Часто бухгалтеры казенных учреждений задают вопрос: можно ли в конце года перечислить в бюджет налоги и взносы авансом?

По сути, речь идет об оплате обязательств следующего года в пределах ЛБО года текущего. Некоторые специалисты Минфина ничего предосудительного в этом не видят (Письмо Минфина России от 23 августа 2013 г. № 02-03-09/34753). Правда проверяющие могут придерживаться другого мнения. Если вы все-таки решили перечислить такого рода платеж, обоснуйте его. Перечисляйте в бюджет суммы в пределах задолженности по налогам и взносам, которая будет показана в годовых декларациях (расчетах) и подлежит перечислению в первые месяцы следующего года. В конце-концов всегда можно сказать, что в январе к сроку платежа просто могло не оказаться ЛБО и пришлось бы платить пени (штрафы).

Если ЛБО были доведены позднее, оснований для освобождения от административной ответственности нет. Тем более, если они были доведены в следующем году (Решение ВС Республики Хакасия от 10 февраля 2016 г. по делу № 7р-29/2016). Впрочем, по мнению специалистов Минфина, в этом случае нет вредных последствий для публично-правового образования (Письмо Минфина России от 13 апреля 2016 г. № 02-10-06/21200). А значит, штраф могут отменить в связи с малозначительностью нарушения согласно ст. 2.9 КоАП РФ. Главное, не пропускайте срок обжалования – он составляет 10 суток (ст. 30.3 КоАП РФ).

Но! Малозначительность все-таки является оценочной категорией и в каждом конкретном случае суд будет определять ее с учетом всех обстоятельств (Решение ВС Чувашской Республики – Чувашии от 29 мая 2015 г. по делу № 21-295/2015). Минфин регулярно формулирует свою позицию по вопросам применения КоАП РФ в части бюджетных нарушений. Однако его письма нормативными актами не являются. Так что далеко не факт, что суд обязательно согласится с критериями определения малозначительности, предложенными Минфином (Решение ВС Республики Калмыкия от 18 марта 2016 г. по делу № 21-18/2016).

Показатели Бюджетной сметы должны соответствовать доведенным объемам ЛБО (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому вносите изменения в смету одновременно с получением ЛБО. За нарушение порядка ведения бюджетной сметы могут оштрафовать дополнительно (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Непременное условие привлечения к административной ответственности – вина должностного лица (ст. 1.5 КоАП РФ). Нет вины – нет и ответственности.

Например, вас не оштрафуют, если обязательство принято в пределах ЛБО, а затем деньги отозвали. В таких ситуациях важно своевременно предпринять все действия по защите интересов государства. Надо свести к минимуму ущерб, непроизводительные расходы. Например, согласно п. 6 ст. 161 БК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ надо согласовать новые условия контракта. А фактически понесенный в связи с этим ущерб компенсировать только по требованию контрагента.

Владимир Пименов, руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *