что означает термин спрос в рыночной экономике
Спрос в рыночной экономике
Спрос – это экономическая категория, отражающая желание и возможность потребителей купить какое-либо количество товара по определенной цене в определенное время. При этом если величина спроса рассматривается в рамках макроэкономики, то речь идет о совокупном спросе во всей экономической системе государства.
Основу спроса составляет предельная полезность товара (прирост полезности блага с потреблением его каждой последующей единицы до уровня насыщения), скорректированная на покупательную способность потребителя, иначе говоря, доход.
На величину спроса оказывает влияние два вида факторов:
– неценовые факторы: потребительские предпочтения, инфляционные ожидания, покупательная способность потребителей, цены на товары-заменители и прочие товары и услуги.
При этом важно учитывать, что при изменении цены происходит изменение величины спроса. В случае же корректировки неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, которая, в свою очередь, определяет динамику величины спроса.
Кривая спроса показывает, какое количество товара потребители могут приобрести при различных значениях цены, и демонстрирует действие закона спроса, согласно которому чем выше будет установлена цена, тем ниже будет величина спроса на товар, и наоборот.
Существенное значение при анализе динамики спроса на тот или иной товар либо услугу имеет показатель эластичности, который выражает колебания величины спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги, и определяет степень чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам.
Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объем продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.
Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объем продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающим этот же товар дешевле.
Спрос в рыночной экономике
Спрос в рыночной экономике – это категория, отражающая общественные потребности в определённой продукции (товарах, услугах) и возможность их приобрести (получить) в конкретное время по определённой цене.
Основой спроса является полезность продукции, наложенная на покупательную способность (уровень доходов потребителей). На величину спроса оказывает влияние несколько факторов:
При изменении этих факторов происходит изменение величины спроса и её динамики. Кривая спроса в зависимости от цены показывает, какое количество продукции потребители могут приобрести на том или ином ценовом уровне, и отражает действие закона спроса: чем выше цена, тем ниже спрос.
При анализе динамики спроса на тот или иной товар (услугу) важным является показатель так называемой эластичности, который отражает степень чувствительности потребительской аудитории к изменениям цены. Математически это производная функции зависимости величины спроса от цены. Эластичность спроса связана с изменением не только цены, но и уровня доходов потребителей, поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам.
Знание показателя эластичности спроса имеет практическую ценность: продавцы товара с высокой эластичностью могут пойти на снижение цены с целью значительно нарастить объём продаж и в конечном итоге получить больше дохода, чем если бы цена была установлена на более высоком уровне.
Для продукции с низкой эластичностью спроса такой подход не будет эффективным, поскольку при снижении цены продажи вырастут незначительно и не смогут компенсировать упущенные доходы.
На высоко конкурентном рынке спрос на товары (услуги) будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из продавцов будет стимулировать потребителей обращаться за продукцией к конкурентам, предлагающим этот же товар (услугу) за меньшую стоимость.
Спрос и предложение: основы понятий
Какой бы сложной ни была структура рынка, нужно помнить, что он основывается на конкретных принципах, правилах и величинах. Базовые понятия, на которых строится вся эта многогранная система, – спрос и предложение.
Я расскажу о том, что такое спрос и предложение, как они формируются и какие факторы сильнее всего влияют на них.
Определение спроса и предложения
Спрос и предложение имеют свои определения, которые можно сформулировать следующим образом.
Спрос – это когда люди намереваются купить за установленную цену какой-то товар или услугу, удовлетворяющую их определенную потребность. При этом существует такое понятие, как совокупный спрос. Он представляет собой сумму всей продукции, которую участники экономической системы готовы приобрести. В зависимости от разных характеристик и факторов, данный параметр можно разделить на несколько видов:
А вот предложение – это возможность различных производителей и продавцов в конкретное время предоставить этот самый товар или услугу за некоторую плату, которую человек согласится отдать взамен.
Если эти две эти величины сойдутся по цене и объему, на рынке могут возникнуть два итога – участники процесса придут к соглашению и заключат сделку купли-продажи либо не сойдутся, а их пожелания останутся неудовлетворенными.
Величина (объем) спроса и предложения
Оба параметра имеют определенную объем или величину. Например, величина спроса – это конкретное количество товаров, которые люди готовы купить в данный момент по установленным ценам.
Весь объем спроса, в зависимости от характеристик покупателей, можно разделить на три большие категории:
А вот объем предложения – это количество товаров, которое продавцы хотят продать по какой-то цене в тот же момент времени.
При этом главная особенность предложения – это удовлетворение спроса по той цене, которая превышает суммарные затраты продавца на производство и реализацию.
Факторы спроса и предложения
На формирование спроса и предложения влияет огромное количество факторов. Сначала поговорим о том, что способно изменить первый параметр – спрос. Существуют ценовые и неценовые факторы, способные повлиять на желание людей приобрести товары или услуги. К первому виду относится установленная продавцом цена, и она больше всего влияет на выбор, который произведут потребители.
К неценовым факторам относятся экономическая ситуация в стране, население, налоги и дотации, величина дохода покупателя и его ожидания от покупки, также мода, уровень полезности и доступности, стоимость взаимозаменяемых продуктов.
Закон спроса
Если стоимость товара или услуги будет расти, но при этом другие параметры останутся неизменными, то спрос начнет уменьшаться. Теоретическое обоснование этого явления основывается за счет трех параметров – уровня дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.
Эффект дохода показывает – когда стоимость продукта растет, покупательская способность потребителя снижается. За счет этого реальный доход сокращается, поэтому величина спроса на этот товар тоже падает.
Эффект замещения же демонстрирует, что при подорожании продукта люди пытаются найти более дешевый аналогичный продукт, что тоже приводит к сокращению величины спроса.
А закон убывающей предельной полезности подразумевает, что чем больше человек пользуется тем или иным продуктом, тем больше он ему «приедается». В результате удовлетворение от процесса пользования становится все ниже, человек теряет интерес и захочет вновь покупать его только в случае снижения ценника.
Есть четкая разница между изменениями спроса и его величины. В первом случае перемены происходят при воздействии неценовых факторов и сохранении стоимости на определенный товар. А его объем меняется в случае изменения цены и сохранении остальных, неценовых параметров.
Закон предложения
Данный закон демонстрирует, насколько цена продукта зависит от объема предложения. Соответственно, чем выше стоимость, тем больше величина предложения. Чем ниже стоимость, тем ниже этот объем.
И в таком случае не стоит путать изменение предложения с изменениями его величины. В первом случае большое влияние оказывают именно неценовые факторы, например: уровень дохода, тренды, ожидания и так далее. А вот объем предлагаемых товаров меняется именно из-за повышения или понижения стоимости на товар или услугу.
Вывод из вышесказанного – продавцам выгодно устанавливать высокую цену, так как это увеличит их доход. Поэтому, когда ценовые показатели на рынке растут, продавцы стараются продать как можно больше товаров.
Кривая спроса
Кривая спроса – это графическое отображение того, как зависит стоимость от количества продукции, которую люди хотят приобрести за установленную на рынке цену. На графике есть система координат, где горизонтальная ось Q отражает количество товара (от англ. – quantity), а вертикальная ось P показывает его цену (от англ. – price). Спрос характеризует кривая D с отрицательным наклоном.
При снижении величины спроса кривая D сдвигается влево, а при увеличении, наоборот, двигается вправо. Эта кривая сдвигается под воздействием внешних факторов, а цена при этом не меняется.
Кривая предложения
Кривая предложения – график, отражающий изменение величины предложения в зависимости цены. Система координат та же, что и в прошлом случае – горизонтальная прямая Q так же, как и в предыдущем случае, означает объем продукции, а вертикальная P показывает ее стоимость. Предложение на данной схеме выражается в виде кривой линии, обозначенной буквой S.
График показывает, что при повышении стоимости товаров и услуг продавец пытается реализовать больше продуктов, поэтому линия получает положительный наклон. Если предложение понижается, тогда кривая сдвигается влево, а при увеличении – вправо.
Равновесие спроса и предложения
Равновесие спроса и предложения представляет собой оптимальную цену, при которой величина спроса равна величине предложения. На графике это точка пересечения двух кривых, и называется она равновесной ценой. При возникновении такой ситуации на рынке практически отсутствуют дефицит и избыток, а это значит, что тенденций к росту или снижению цен не наблюдается.
На этом у меня все! Надеюсь, вы разобрались в основах спроса и предложения.
Что такое спрос: определение, виды
Узнайте больше о законе спроса и предложения, а также о факторах, которые влияют на спрос
Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое потребители могут и хотят купить по строго определенной стоимости в конкретный промежуток времени.
Чтобы узнать, как спрос зависит от стоимости товаров и что влияет на его рост, посмотрите это видео.
Содержание
Закон спроса и предложения
Прежде чем установить цену на товар или услугу, сначала рассчитывают себестоимость и делают наценку. Однако, слишком высокая стоимость будет отпугивать потенциальных клиентов. Поэтому, цену чаще всего устанавливают в точке равновесия спроса и предложения.
Отсюда и выплывает закон спроса и предложения. Он гласит, чем ниже цена, тем выше спрос и наоборот. Исключение составляет товар Гиффена. Для него при повышении цены растет и спрос. К товарам Гиффена можно отнести хлеб, гречку, рис, чай и некоторые другие продукты. Это малоценные товары, которые в потребительском бюджете занимают значительное место, при этом их практически невозможно заменить.
Далее вы узнаете, какие факторы влияют на спрос и как им можно управлять.
Факторы спроса
На спрос в первую очередь влияет цена. Однако, есть и неценовые факторы. Ниже мы разберем именно их.
Конечно, каждый фактор может в одной нише оказывать более сильное влияние, чем в другой. Поэтому, важно тщательно изучать свою целевую аудиторию, привлекать новых покупателей, вести базу данных в CRM-системе и регулярно анализировать эффективность своих маркетинговых действий. Читайте дальше, чтобы больше узнать о спросе.
Виды спроса в маркетинге
Существует несколько видов спроса. Давайте познакомимся с ними ближе.
Как видите, спрос бывает разным и зависит от множества факторов. Однако, им можно управлять с помощью разных маркетинговых подходов и инструментов. Например, вы можете повышать продажи с помощью email рассылок, чат-ботов в мессенджерах, BTL-рекламы и так далее. Зарегистрируйтесь в SendPulse, чтобы начать использовать эти и другие инструменты уже сегодня.
Спрос и предложение
Спрос – это намерение приобрести товар (услугу или другой актив) обеспеченное способностью уплатить за него установленную цену. Потребность, превышающая платежеспособность спросом, не является.
Предложение – готовность предоставить в собственность (пользование) объект спроса за определенную плату.
Оба понятия могут совпадать между собой по объему и цене, что приводит к заключению сделки купли-продажи или остаться неудовлетворенными.
Что такое спрос и предложение интуитивно понятно любому взрослому человеку. В то же время для экономиста эти термины представляются сложной системой множества элементов со своими взаимосвязями и зависимостями.
Спрос как обозначение единичной потребности на товар или услугу обычно интересен только потенциальным участникам сделки, но сумма отдельных случаев представляет собой уже совокупный спрос – одну из важнейших характеристик экономической системы.
Рассматривая взаимосвязь спроса и предложения, следует признать первичность именно спроса. Случаи, когда вновь появившееся предложение чего-то приводит к появлению нового вида спроса можно объяснить тем, что новинка оказывается способной удовлетворить уже существующую, хотя, возможно, еще не заявленную потребность (так называемый скрытый спрос). На понимании первичности спроса основывается рыночная экономика. Непонимание – приводит к затовариванию складов.
Отдельные составляющие совокупного спроса можно классифицировать исходя из разных критериев в зависимости от целей исследования. В повседневном же обиходе часто используются такие понятия как:
Суть перечисленных понятий довольно точно определена в их названиях. Кроме того, можно выделить еще негативный спрос – такое определение применяют к товарам отвергаемым большинством потребителей при любом уровне цены и качества этих продуктов (пример – иголки для патефонов)
Весь объем спроса можно разделить на три большие категории исходя из характеристик покупателя:
Две последние категории проще для прогноза и моделирования т.к. более основываются на экономических факторах. В потребительском спросе сравнительно большую роль играют спонтанные, эмоциональные мотивы.
Поскольку главной функцией предложения является удовлетворение спроса, классификация этих понятий во многом совпадает. Разумеется, при сходстве названий предложение имеет собственные внутренние закономерности. Главным правилом формирования предложения можно назвать способность удовлетворять спрос по цене превышающей затраты продавца на производство и реализацию товара/услуги.
Закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения – это существующая на практике и теоретически обоснованная зависимость величины совокупного спроса и совокупного предложения от уровня цен на соответствующий продукт установившихся на рынке. Если не принимать во внимание прочие факторы то: снижение цены вызывает рост объема спроса и уменьшение соответствующего предложения; повышение цены становится причиной обратных процессов. Такое утверждение принято называть эластичностью спроса/предложения по цене.
Очевидно, что интересы покупателя и продавца (потребителя и производителя) в отношении уровня цен прямо противоположны. Это можно наглядно показать на графике, где изменения спроса и предложения изображены в виде разнонаправленных кривых. Любая из точек каждой кривой обозначает определенный уровень продаж при соответствующем уровне цен. Место, где кривые пересекаются, является точкой равновесия, т.е. означает равенство спроса и предложения при определенном уровне цен.
Кроме описанной закономерности на изменение величины спроса и предложения оказывает влияние множество других факторов, в том числе неценовых, действие которых может быть прямо не связано с деньгами, но иметь последствия поддающиеся учету в денежных единицах.







