что означает тигр как символ
Что означает тигр как символ
Все тигрицы преданно заботятся о потомстве. Мать растит тигрят и учит их охотиться. Взрослые тигры предпочитают уединение и объединяются в пары ненадолго, лишь в брачный период. Каждый тигр держит под контролем огромную территорию. Самым великолепным из тигров многие считают уссурийского, и большинство ученых сходятся во мнении, что уссурийский тигр — уроженец северных районов Дальнего Востока. Позднее он мигрировал и расселился в областях с более теплым климатом.
Уссурийский тигр — неутомимый путешественник. Он способен за один день преодолеть огромное расстояние. Уссурийские тигры охотятся на всех животных, но излюбленная их добыча дикий кабан. Бенгальский тигр обитает в Южной Азии. Его основная добыча — олень. Обычно бенгальский тигр живет попеременно в нескольких логовах, в одном из которых растит тигрят. В возрасте восьми недель от роду тигрята начинают охотиться вместе с матерью. Полугодовалый тигр уже умеет убивать жертву, но самостоятельно прокормиться он способен лишь с возраста около шестнадцать месяцев.
Большинство тигров охотятся неторопливо и бесшумно, и эту тактику желательно усвоить всем, кто связан с данным тотемом, — какую бы цель себе они ни наметили. Тигр может убивать добычу впрок. Он способен оттащить тушу весом в несколько сотен фунтов на расстояние до полукилометра лишь для того, чтобы спрятать ее про запас. Тигры охотятся ночыо. Люди, связанные с этим тотемом, эффективнее всего работают именно в ночные часы. Характерный чёрно-оранжевые полоски тигра связаны с символикой новолуний и полнолуний.
Мощные гибкие мускулы и мягкая плотная шкура тигра ассоциируются с чувственностью. Все кошки любят томно потягиваться и тереться друг о друга и о различные предметы. У того, чьим тотемом стал тигр, пробудится особая чувствительность к осязательным ощущениям.
Если тигр стал вашим тотемом, готовьтесь к новым приключениям. Этот тотем пробудит в вас страсти и вдохнёт в вас новые силы. Перемены начнутся через 6-8 недель после первой встречи с тигром и продлятся, как минимум, полтора года. Задумайтесь о том, что происходит в вашей жизни. Не стоит ли вам пробудить в себе больше страсти к жизни? Может быть, ваша жажда жизни не находит адекватного выражения? Не чувствуете ли вы себя обессиленным и вялым? Если тигр стал вашим тотемом, вы снова почувствуете жажду жизни и приключений.
Что означает тигр как символ
← «тигрис» от иран. «тигра» — острый, колкий.
красота и скорость;
амбивалентен и лунный, и солнечный;
творец и разрушитель;
звериный и божественный;
зло и победу добра;
борющийся со змеей — небесная солнечная сила;
в битве со львом или восточным драконом — лунный, хтонический и злобный;
может быть олицетворением Матери-Земли;
Зверь, происходящий из Азии и некогда из древней Гиркании (область Персии). Стал известен на Западе благодаря походу Александра Великого.
Древний символ сокрушительной мощи бога, которого сопровождал (Естественно, характерный лишь для Азии); запряженный в его колесницу — означал разрушение, предшествующее возрождению и ускоряющее его.
В культурах Азии и Индии часто заменяет льва в качестве основной эмблемы величия и дикости.
Некоторые боги передвигаются на тиграх, демонстрируя свое могущество, например, индуистский Дурга.
Боги и герои носили тигровые шкуры, и прежде всего — свирепые боги-охранители куль…
У ацтеков — западное заходящее Солнце Земли, движущегося ночью навстречу заре,
— хтонические силы и силы земли.
Это весь комплекс инстинктивных порывов,— подавленных, а значит опасных,— готовых заполонить подсознание, очаг стремлений, ставших совершенно свободными и всегда готовыми внезапно нас одолеть и разорвать на части.
Согласно бестиариям, это животное, давшее реке Тигр свое название.
«Бестиарий» славит «материнскую любовь» тигриц и сообщает, что охотники используют это ее качество. Они бросают круглое зеркало на землю, и, когда она заглядывает в него, ей видится там детеныш, которого она пытается кормить грудью. Люди, преследуемые тигрицей, могли спастись посредством этой хитрости.
Иногда везут колесницу Бахуса (Гораций «Оды» кн. 3. 3; 13-15).
Атрибут: Диониса (Имеет также сходные символические черты с богом ветра Зефиром и малоазийской богивея-матерью Кибелой) наряду с пантерой и рысью;
В Риме тигр появился впервые как подарок индийского посланника императору Августу.
Неясно, имело ли отношение античное название «мантигора» к тигру. (как, например, у Павсания.)
Атрибут Сета в его тифоническом аспекте, как убийца Озириса.
Тигр или тигрица — символ ярости и силы.
Известен только по мифам, но используется как символ мужества и атрибут воинов-героев.
Сверхчеловеческие силы; посланец лесных богов; верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.
Уильям Блейк в поэме «Тигр» (1794) использует символику двуединства этого животного, связывая его с опасными силами природных инстинктов.
В США «тигр» — жаргонное обозначение самой низкой покерной взятки.
Страсть, сила, могущество; отвага, смелость, героизм и воинская доблесть.
Также — разрушение и свирепость.
Царь земных зверей, повелитель всех обитающих на суше животных.
Его положительное значение определялось тем, что он изгонял и пожирал диких свиней, которые опустошали поля.
Его жизненная сила и энергия делали его зверем-ян (мужское начало), аналогом льва на Западе. При этом он олицетворяет власть, мужество, военную силу и ярость, которая нужна ему как защитнику.
Белый тигр-альбинос (по-хоу) ассоциируется с инь (женским началом), а также с осенью (сезоном бурь и опустошительных ветров) и западом. Он соответствует Венере, холоду, металлу и малому инъ. Служит символом женщины, Земли, материи, противящейся действию духовных сил.
В сочетании с Зеленым Драконом (мужчиной) он обозначает в магической и алхимической литературе сексуальные связи между мужчиной и женщиной и их соответствующие возможности.
Когда тигр изображается сражающимся с небесным драконом (животное-ян), он становится земным олицетворением инь; изображенные вместе, они символизируют противоположные силы духа и материи.
Тигр подземного мира — символ богатства, хранитель сокровищ.
В Южном Китае господствовали представления о «кто-тигр», то есть представления о возможном превращении людей в тигра.
Третье символическое животное Двенадцати Земных Ветвей (приблизительно соответствует Близнецам).
Год Тигра взрывоопасен, труден для дипломатии, отмечен громкими событиями, чреват войнами, разногласиями и катастрофами. Благоприятный период для важных перемен или воплощения новаторских идей.
Эмблема офицера четвертого класса и азартных игроков. Тигр с бамбуковыми палками — символ героя.
Боги-защитники изображались скачущими верхом на тиграх.
Бог богатства ездит верхом на тигре, символизирующем азарт и риск и охраняющем сундуки с монетами.
Богиня ветра также ездит верхом на тигре.
Защитная роль прослеживается в символических изображениях тигра на могилах и дверных косяках, которые должны отпугивать и изгонять демонов и злых духов, а также в древней традиции надевать на детей тигровые шапки.
Как существо, способное видеть в темноте, тигр хтоничен, связан с символикой Луны, подземного мира и западных областей, имеющих отношение к смерти. Олицетворяет нарастающую силу новой Луны, изображаемой в облике ребенка, бегущего от зубов тигра. Ребенок этот «предок всех людей», то есть человечества, а тигр — символ силы тьмы, от которых новая Луна спасается.
Пять легендарных тигров охраняют стороны света и Центр:
Белый Тигр металл запад осень
(он всегда должен быть обращен головой на юг, а хвостом на север).
Голубой Тигр дерево восток весна.
Красный Тигр огонь юг лето.
Черный Тигр вода север зима.
Желтый тигр центр Солнце, Правитель.
«Белый тигр» — это ругательное прозвище скандальных женщин.
«Оседлать тигра» — выступить против или вступить в конфликт с опасными и стихийными силами.
Из почтения, его имя произносилось не иначе как в сочетании сэпитетами «царь горы», «большое пресмыкающееся».
Одно из Трех Бесчувственных Существ китайского буддизма, олицетворяющее злость (гнев) (Наряду с обезьяной — символом стяжающей алчности, и оленем — олицетворением ненасытной похоти).
В китайской алхимии символизирует свинец и телесную силу.
Шива как разрушитель и его воинственная супруга Кали часто предстают в тигровых шкурах.
Дурга-разрушительница ездит верхом на тигре.
Символ кшатриев, касты правителей и воинов.
В западном изобразительном искусстве тигры большая редкостью — иногда заменяют леопардов в колеснице Диониса (Бахуса).
Обычная родовая фигура, а сказки о свирепом народе людей-тигров известны от Индии до Сибири.
Женщина-тигр как сирена, подстерегающая купающихся мужчин. Бомбей, ок. 1750 г.
Э. Топселл. История четвероногих животных, 1658 г.
В мифопоэтических представлениях (прежде всего в ареале от Средней Азии на северо-западе до Китая и Индокитая на юго-востоке) Т. часто выступает как царь зверей и хозяин леса. В Юго-Восточной Азии Т. известен и как дух гор и пещер (ср. Хо-син в корейской мифологии, часто ассоциируемый с духом гор сансин). В Китае Т. почитался не только как царь зверей, но и как гроза демонов, в частности приносящих болезни. Великие маги, выступающие как устрашители демонов, как правило, изображаются восседающими на Т. Особые обряды связывались с представлением об огромной жизненной силе Т. Каракалпакские женщины считали, что избавление от бесплодия может быть достигнуто вкушением кусочка мяса Т., поклонением его следам, прыганьем через шкуру Т.; узбекские женщины окружали особым почтением охотника, убившего Т., и т. п. Представления о Т., известные из подобных ритуалов, находят дополнительные аргументы в архаичных мифо-ритуальных традициях, когда речь идёт о сфере плодородия, особой жизненной силе, страсти. В этой связи приобретает особое значение образ малоазийской богини плодородия с двумя леопардами или с леопардом и львом в хатто-хеттской мифологической традиции; дальнейшей трансформацией этой темы, возможно, является и образ героя в шкуре леопарда, льва или Т. (ср. тигровую шкуру как атрибут Диониса, Вакха, буддийского Дхармапалы и др.). Связь Т. с женским божеством можно видеть в том, что в более позднем индуистском пантеоне тигрица соотносится с ездовым животным (вахана) шакти Махадевы. С Т. связана и богиня Иштар, а владычица Запада Си-ван-му на основании архаичных китайских источников восстанавливается как зооморфное существо с тигриными чертами.
Лит.: Соколова З. П., Культ животных в религиях, М., 1972; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt. 2, N. Y., 1962, p. 1572-73.
В. Н. Топоров [Мифы народов мира. Энциклопедия: Тигр, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 7528 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 513 Словарь)]
Символ тигра по фен-шуй
Привет, меня зовут Андрей. С 2007 года увлекаюсь фен-шуй. Активно внедряю и применяю полученные знания на практике. С Удовольствием отвечу на все ваши вопросы.
В этой статье вы узнаете:
В философии фен-шуй существует несколько животных, олицетворяющих наиболее сильную энергию. Их только 4. К этим животным относится тигр – символ мощи и защиты в фен-шуй.
Значение талисмана по фен-шуй
Зеленый тигр символизирует Инь. Хотя это женское начало, олицетворяющее слабость и подчинение, тигр, как хищное животное, обладает силой и храбростью. Он призван защищать владельца от неудач и несчастий, ограждать от недобрых людей.
В древних китайских источниках это животное представлено защитником дома. Он охраняет жилище от пожаров и грабежа, отгоняет злых демонов, которые несут разлад и несчастья в семью.
Сила талисмана
Тигр – талисман мощный. Он подходит к своим задачам с большой жизненной силой и интересом. У него много идей и энтузиазма, он не пасует перед трудностями. Эти качества амулет передает человеку. Также зверь наделяет своего владельца храбростью и внутренней силой, помогающей ему бороться с врагами.
Зверь может быть представлен в виде фигурки, статуэтки или украшения.
Выполнен талисман может быть из любых материалов, однако наиболее сильными считаются:
Положительной энергией наделены и другие предметы в виде этого животного, даже плюшевые игрушки. Фигурку может заменить изображение хищного зверя. Китайцы любят вешать в доме картины или панно с изображением зверя. Подойдут также предметы интерьера: покрывало, подушки, коврик, вазочка, шкатулка и т.п.
Мы подобрали для васинтересные статьи:
Самые сильные ставы из рун для привлечения безусловной любви
Значение оберега Валькирия – древнего символа воинов
Чтобы раскрыть энергию тигра, статуэтку или изображение с ним помещают справа от входной двери. Так раскрываются его защитные силы. Подходит для амулета и западная сторона дома или комнаты, однако хищника нельзя помещать рядом с огнем. Это огненный знак, поэтому рядом с источником огня его энергия усилится и станет разрушительной. Если поместить фигурку на кухне, то лучше выбрать место возле холодильника, раковины или цветочной вазы с водой.
Меры предосторожности
Так как зеленый деревянный тигр является мощным талисманом, то не стоит держать в доме слишком много символики. Да и с талисманами из других материалов нужно быть осторожным. Если при появлении зверя в доме обстановка стала напряженной, то стоит разместить в доме фигурку дракона. Дракон символизирует энергию Янь и уравновешивает хищника. Вместе они приносят в дом гармонию и силу. Только фигурка дракона должна располагаться выше тигра, чтобы мужское начало преобладало над женским.
Особенности оберегов в виде тигра
Защита дома от бед, несчастий и действия темных сил с помощью магических предметов распространена у разных народов. Из Китая пришел обычай хранить в жилище оберег тигр. Фигурка этого грозного хищника избавляет от нежданных опасностей, злых людей, темных магических воздействий.
Происхождение, особенности амулета
Китайская мифология представляет тигра как воплощение силы, доблести, смелости. Значение оберега Тигр объясняется семантикой этого слова в китайском языке, на нем слово «тигр» совпадает со словом «защита». Согласно древним легендам, именно этот зверь может съесть духов тьмы. Поэтому еще с древности образ полосатого хищника широко используется для защиты от бед. К тому же такой зверь хорошо видит в темноте. Поэтому может оберегать дом даже по ночам. Установленная дома фигурка хищника будет хорошо защищать от 3-х бед:
Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний
5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко
Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей
Однако надо знать, что тигр – очень мощный талисман, поэтому не каждый человек может им воспользоваться. В частности, если человеку по гороскопу покровительствует животное, входящее в рацион тигра, то ему будет тяжело находиться в одном помещении с оберегом — хищником. Тигр будет угнетающе действовать на энергетику человека. Так что если, например, Кабану сильно хочется обзавестись подобным амулетом, то надо купить фигурку, где зверь спит или это еще маленький тигренок.
Существует несколько вариантов амулета.
Тигриные части тела как лекарства и амулет
Из тела полосатого хищника сейчас готовят различные амулеты:
Как правильно применять Руны
Книга для новичков в Таро
Запишись и получи подарок!
Правила использования
Поскольку Тигр – восточный амулет, устанавливать его лучше по правилам Востока. Во-первых, оптимальным местом место возле входа с запада. Фэн-Шуй указывает на то, что амулет следует изготавливать из металла. Также хорошо подходят камни. Разумеется, стекло, дерево, плюш тоже подойдут, однако от хищника из такого материала не приходится ждать большой мощи.
Фигурка может быть следующих цветов
Красный и оранжевый нежелательны, потому что могут наполнить пространство агрессивной энергетикой.
Тигр как амулет больше подходит мужчинам, народам Азии известно, что если такой оберег начинают носить женщины, то они становятся слишком самостоятельными и даже агрессивными.
Тигр в Фэн-шуй
Белый тигр в искусстве Фэн-шуй занимает особое место. Он является одним из 4-х животных, которые окружают человеческое жилище, в соответствии с их особенностями мастера Фэн-шуй ведут строительство дома. Они считают, что этот хищник выступает основным хранителем дома, приносит удачу. Его изображение размещают в зоне над дверью. Оттуда он будет следить за тем, как обстоят дела и проводить удачу в дом. Именно тигр как охранник дома изображается китайскими живописцами.
Правила активации
Чтобы такой оберег приносил только пользу, надо соблюдать основные правила его использования. Обычно магический предмет надо активировать, однако тигр самодостаточен, поэтому дополнительных действий по его активации не проводят, только надо правильно его расположить.
Талисман должен устанавливаться по определенным правилам. Чтобы нейтрализовать агрессию, идущую от него, следует рядом поставить фигурку зеленого дракона. Это связано с тем, что полосатый зверь несет энергию Инь (мужскую), а для того, чтобы ее уравновесить и добиться гармонии, нужен мощный источник Янь (женской энергетики). Чтобы Дракон справился с негативом, который излучает полосатый зверь, Дракон устанавливается выше по уровню.
Камень тигровый глаз
Тигровый глаз — благополучие в сфере финансов
Камни под название тигровый глаз известны с древности. Они отличаются красивым цветом с переходами от янтарного и золотого до бурого и коричневого. Такие камни широко используются как оберег. Амулет тигровый глаз носят, чтобы добиться следующих целей:
Данный оберег в прежние времена был широко распространен среди воинов, которые оформляли камни специальными символами, чтобы усилить их действие. Индейцы были уверены, что эти камни защитят от врагов и свирепых хищников. Они заметили, что при приближении опасности такие камни становятся более тяжелыми.
Заключение
Это очень сильный талисман. Его можно использовать для защиты дома от зла в мире людей и в мире духов. Только для получения исключительно положительного результат надо соблюдать правила использования. Тогда талисман будет приносить только радость.
Символика тигра
Тигр! О тигр! Пылает пламя
В чащах черными ночами,
Чей прозрел бессмертный взор
Соразмерный твой узор?
Средь каких пещер, небес
Огнь пылал твоих очес?
Кто дерзнул, взмахнув крылами,
Грозное похитить пламя?
Чьим искусством, чьей рукой
Узел сердца свит тугой?
Кто заставил сердце биться,
Чья великая десница?
Молот чей? В каком горниле
Ярость страсти раскалили?
Кто ужасной хваткой смог
Грозный мозг сдавить в комок?
А когда, сверкнув стрелами,
Звезды изошли слезами,
Рад ли Он творенью был?
Он ли Агнца сотворил?
Тигр! О тигр! Пылает пламя
В чащах черными ночами?
Чей прозрел бессмертный взор
Соразмерный твой узор?
Содержание
Вступление

Архангел Михаил говорит о спирали, как о «естественном» движении сознания в Космосе. Но если вы читали последнюю книгу Солары «Как жить большой жизнью на маленькой планете», то должны были обратить внимание на изображение спирали, которое названо «Картой Незримого». Спираль эта чёрного цвета, но между её витками просматривается скрытая спираль белого цвета. Они как бы создают друг друга. Спираль показывает путь дуальности, приводящий нас в Центр, т. е. в Единство. В центре все крайности сливаются.
Полосатая шкура тигра символически говорит о том же самом. Это ДАО, объединённое в одном существе – тигре. Дуальность – это материя, т. е. внешняя сторона – шкура тигра. Внутренняя часть – это могущество, воля, олицетворяющая Дух, поэтому шкура тигра всегда была знаком отличия Воинов Духа, героев мифов и Богов.
Наши «встречи» с тигром

Прежде чем говорить о значении этого сна и о его расшифровке, следует объяснить что же такое Чернево. Недалеко от Великого Устюга находится небольшой посёлок, который называется Чернево. Нашей группе было указано активировать это место. В своё время была проведена работа с Великим Устюгом, и этот город стал Родиной Деда Мороза (см. книги Л. В. Семёновой «Знаки и знамения» и «От Озириса до Деда Мороза»; материалы о Прокопии Праведном). Эти места исконно русские, их называют реликтовая Русь. Здесь никогда не было крепостного права. В Чернево есть обелиск, который указывает границу, дальше которой не продвинулись татары. Именно здесь проходила граница Гипербореи.
Мы приобрели небольшой участок земли и построили дом на том самом месте, где стоял когда-то Троицкий монастырь. Можно сказать, что это место рубка корабля – дом расположен на мысу, а внизу необозримая даль, и потрясающий вид на заливные луга и реку Юг. Под горой источник, чуть дальше, за деревней – солёный источник с целебной водой, рядом – уникальная Орловская роща, откуда Пётр I брал сосны для мачт кораблей, потому что нигде в России больше нет сосен с таким прямым стволом. Это связано с сильнейшим энергетическим вихрем, благодаря которому сосны имеют идеально ровные стволы.
На семинаре Стива Ротера в Москве, в декабре 2005 года был проведён прямой ченнелинг «Группы», в котором было сказано, что в России открывается самый большой Духовный Портал на Земле (см. работу «Стив Ротер и Группа впервые в Москве»). 21 июня 2005 года в день Летнего Солнцестояния началось открытие Портала. На личном ченнелинге Л. Семёновой, Группа, через С. Ротера, подтвердила, что в Великом Устюге одна из точек этого Портала. В месте, которое было указано Л. Семёновой, глубоко под землёй находится древнейший гиперборейский лабиринт, который необходимо восстановить. Много людей будет приходить туда для активации своего сознания.
Для нас информация С. Ротера была только подтверждением того, что было давно нам известно. Уже несколько лет мы собираем камни из разных святых мест планеты для того, чтобы построить лабиринт. Информация о Звёздных координатах Великого Устюга была получена от автора многих интересных книг Курляндского. Программа НАСА по расчётам звёздных координат, которой владеет Курляндский, показала уникальность данной точки на планете Земля. Каждый год в день Летнего Солнцестояния Великий Устюг находится точно под Центром Галактики.
Разворачивающиеся спирали Галактики отражены на Земле сложными ходами разных лабиринтов. Первый лабиринт находится на небе – это галактика Млечный Путь. Все остальные лабиринты это отражение звёздного лабиринта.
Тигровая шкура = 183 = Отражение – Центр
Рассмотрим, как раскручивается «спираль» через число во фразе: Центр галактики Млечный путь.
Центр галактики = 166 = Отражение 66
Млечный путь = 199 = Отражение 99
Центр галактики Млечный путь = 365 = 66 идеальное отражение 99 = 69 идеальное отражение 96
Знак ДАО представляет собой шестёрку и девятку соединённые вместе, а также он похож на астрономический знак Рака.
Тигр = 52 = Оберег
Что такое «тигр»? = 168 = Богозвезда Сириус = Знак могущества = План Б – бессмертие = Это Узкие Врата
Знак могущества – тигр = 220 = Приручить тигра = Вселенский баланс сведён = Награда за всё, что сделано = Началось обновление = Хранители нашего дома
Хранитель нашего дома – тигр = 290 = Слияние полярностей
К нашему дому приходит тигр = 322 = Тайна равновесия света и тьмы
К нашему дому в Чернево приходит тигр = 414 = Мы пребываем в состоянии вечности = Что такое «понимать язык символов»?
Белые и чёрные = 166 = Дуальность = Центр Галактики = Нулевая точка = Свет сознания
Свет и тьма – это белое и чёрное. Уникальный бенгальский тигр имеет чёрные и белые полосы на своей шкуре. О белом тигре мы поговорим ниже в отдельной главе. Но обычный тигр несёт на своей шкуре ту же двойственность: огненный цвет символизирует Солнце – свет, а чёрный – тайну – ночь.

Задают вопрос: «Что это такое»? Я говорю: «Подсолнух». Слышу: «точнее». Повторяю: «Подсолнухи». Отвечают: «угадали». Тигр отходит в сторону, и мы выходим из лабиринта.
Тигриный лабиринт = 206 = Балансировка энергий = Вести людей к свету = Временной контур = Вселенское сознание = Я Есмь Первообраз
Лабиринт с тиграми = 185 = Отражение – мысли = Акцент на переход = Группа Семёновой = Двери в точку Альва = Знак галактики – Грааль = Победа в круге первом = Победить страх = Энергия Дракона = Это игра мысли
В последней книге Барбары Марсиньяк, принимающей послание с Плеяд, «Путь силы» говорится, что подсолнух является символом 10-й чакры. Но 10-я чакра связывает человека с солнечной системой и называется Солнечной чакрой, а тигр животное солнечной энергетики не только по своему цвету.
Прошел почти год с момента первого сна о тигре 5-го августа 2006-го года и вот сон, наконец, исполнился. Мы приехали в Чернево на 21 июня, чтобы встретить Солнцестояние во всеоружии: соединиться с центром галактики в момент открытия «Дверей Людей». После одной из прогулок по лесу мы возвращаемся и столбенеем: на высоком крыльце нашего дома нас ждёт «тигр». На пороге стоит большой целлофановый пакет с ярким изображением тигра – всё-таки «тигр пришел к нашему дому»! Кто-то может посмеяться, но для нас это знак из знаков. На символическом языке тонкий план показал нам, что галактические энергии, наконец, прошли в эту точку Земли и заякорены в данном месте. Большего подарка от Высших водителей мы даже не могли получить!
Когда я уже заканчивала эту работу, из Германии раздался звонок и одна из наших «учениц» Школы Звёздных Врат рассказала свой сон, который увидела в ночь на 13 июля: «Два высотных здания соединены буквой «П» через переходной мостик, по которому гуляют тигры под охраной (в сопровождении) индусов. Я со своим внуком Майком в третьей высотке присоединённой к первым двум буквой «Г». Опасаюсь тигров, боюсь, что они спрыгнут вниз. Вдруг один из тигров, белый, пробивает стекло и прыгает туда, где нахожусь я с внуком. Я боюсь за себя и внука, но он начинает ласкаться к нам, как кошка».

Тигры под охраной индусов = 308 = Заякоривание Восьмых Врат = Небо опустилось на Землю = Новые инструменты жизни = Третья Земля – мысли Бога = Школа Звёздных Врат Сириуса
Тигры в сопровождении индусов = 332 = Галактические энергии уже на Земле = Активация Портала Вознесения = Восстановление звёздной памяти = Вострубили огненные энергии = Грандиозный русский проект = Дойти до точки – центр галактики = Межпространственная школа = Портал Вознесения открыт = Пророчество свершилось
Белый тигр прыгает к нам через стекло = 400 = Великая Реальность здесь и сейчас = Дверь в царство света открыта – войдите = Ключ к Вратам пояса Ориона – Сириус = Посвящение в Голубой Ложе на Сириусе = Присоединиться к бессмертным = Энергия, идущая из центра галактики
Белый тигр прыгает через стекло = 358 = Отражение – белый тигр рядом с нами = Великие перемены и трудные времена = Знак Пламени Вознесения получен = Открытие межвременного Портала = Энергия следует за мыслью
Белый тигр пробивает стекло = 292 = Знак для Посвящённых = Ключ от Восьмых Врат = Ключ от Врат Вознесения = Одеть шкуру тигра в Египте = Соединение белого с чёрным = Энергии Сириуса прошли
Тигр ласкается как кошка = 268 = Альнилам + Альнитак + Минтака (пояс Ориона) = Двадцать седьмой ключ (27, возлюбленный из-за пределов звёзд) = Звёздная система Сириус = Пояс Ориона – Эль – Ан – Ра = Провести энергии умом = Состояние вечности
Белый ласковый тигр = 217 = Чистое белое Пламя = Космический Разум = Открытие Портала = Подарок Сераписа Бея (Учитель Вознесения) = Точечное попадание
Итак, наши «встречи» с тиграми продолжаются.
Немного о тигре

Тигр, это хищный зверь, который стал известен на Западе лишь благодаря походу Александра Великого. Название его «тигрис» образовалось от иранского слова «тигра» (острый, колкий). В Риме тигр появился впервые как подарок индийского посланника императору Августу.
Загадочный, храбрый, свирепый – так можно описать тигра, самую крупную из всех кошек. В различных областях Азии обитают 7 их видов. Длина самого крупного – сибирского – может превышать 3 метра, а весит он иногда больше 300 килограммов. Родом эта огромная полосатая кошка из лесов Сибири, из северного Китая и Кореи.
Тигр, когда он голоден, готов съесть чуть ли не все, что оказывается на его пути. Изучение одной бенгальской популяции выявило меню из трех видов оленя, диких быков, домашних коров, буйволов, обезьян, кабанов, медведей, рысей, барсуков, волков, ящериц, змей, лягушек, крабов, рыбы, саранчи, падали, травы, а в редких случаях и почвы. Известны случаи нападения тигра на крокодилов, питонов, леопардов и даже – если он долго голодал – на других тигров. Встречаются среди них и людоеды.

В зоопарке или в цирке великолепная оранжево-черная шкура не только привлекает к тигру все взгляды. Маскировочный полосатый узор отлично скрывает его средь высокой травы и в лесах, там, где лучи солнца, проникают сквозь густую листву. У тигров, живущих севернее, шерсть светлее – им нужно быть незаметными среди снегов. Человека выдают отпечатки пальцев, а тигра – полоски. У каждого тигра они образуют неповторимый узор. Красивые и свирепые морды у всех тигров тоже разные. Взглянув им в «лицо», можно отличить одного тигра от другого.

Тигрята рождаются слепыми и беспомощными, по два, три или четыре в помете и на одиннадцатом месяце жизни уже умеют в одиночку выслеживать и убивать небольшую добычу. Однако они остаются с матерью до двух лет. Вот почему иногда можно увидеть у добычи трех, а то и четырех тигров.
Тигр на востоке

В Древнем Китае тигр был символическим зверем третьего знака зодиака, который соответствовал приблизительно Близнецам, а также Востоку, Зиме, Дереву. Он символизирует страсть, могущество и отвагу, но также разрушение и свирепость. Его положительное значение определялось тем, что он изгонял и пожирал диких свиней, которые опустошали поля. Его жизненная сила и энергия делали его зверем ян (мужское начало), тогда как белый тигр ассоциировался с инь (женским началом), а также с осенью и западом. Сами демоны должны были испытывать перед тигром ужас. Защитная сила тигра прослеживается в символических каменных изображениях на могилах и дверях, а также в древней традиции надевать на детей тигровые шапки. В Южном Китае господствовали представления о «кто-тигр», т. е. представления о возможном превращении людей в тигра.


Пять легендарных тигров охраняют стороны света и центр против сил хаоса. Белый Тигр – это запад, осень, стихия металла; он всегда должен быть обращён головой на юг, а хвостом на север. Синий (Голубой) Тигр – это восток, весна, растительная жизнь. Красный Тигр – это юг, лето, огонь. Чёрный Тигр – это север, зима, вода. Жёлтый Тигр – это центр, Солнце, правитель. В китайской алхимии тигр символизирует свинец и телесную силу.

Образ этот одновременно и лунный, и солнечный. Он творец и разрушитель. Тигр, борющийся со змеей, символизирует небесную солнечную силу. В битве со львом или восточным драконом, тигр становится символом лунным, хтоническим и злобным. Он символизирует также королевское достоинство, жестокость, силу. Может быть олицетворением Матери-Земли.
Являясь лунным символом, олицетворяющим нарастающую силу новой Луны, которая изображается в облике ребёнка, бегущего от зубов тигра. Ребёнок этот – «предок всех людей», то есть человечества, а тигр символизирует силы тьмы, от которых, от которых новая Луна спасается.
Тигр связан не только с символикой Луны (потому что видит ночью), но и с символикой подземного мира и западных областей, имеющих отношение к смерти (а соответственно к возрождению). Тигр подземного мира – символ богатства, хранитель сокровищ. Его изображение на дверях домов защищает их обитателей от демонов. Тигр с бамбуковыми палками – символ героя.
Год Тигра взрывоопасен, труден для дипломатии, отмечен громкими событиями, чреват войнами, разногласиями и катастрофами. Но это благоприятный период для важных перемен или воплощения новаторских идей.
В Корее почитался, как один из стражей четырёх сторон света. Ему приписывали способность приносить счастье, изгонять болезни и горе. Первый лунный месяц в Корее носит название «месяца Тигра». Тигр почитается, как посланник Горного духа и в новогодних обрядах связан с сороками, птицами, приносящими добрые вести.
Тигра обычно связывают с воинской доблестью, в Индии его изображение — воинская эмблема. У индийцев символ кшатриев, касты правителей и воинов. Дурга-разрушительница ездит верхом на тигре. Индусский бог Шива и его воинственная супруга Кали часто предстают в тигровых шкурах или оседлавшими тигра.
Хотя в Японии тигр известен только по мифам, он используется как символ мужества и является атрибутом воинов-героев. В шаманизме олицетворяет сверхчеловеческие силы; это посланец лесных богов, и верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.
Тигр на западе
Средневековая книга о животных («Бестиарий») славит «материнскую любовь» тигриц и сообщает, что охотники используют это ее качество. Они бросают круглое зеркало на землю, и, когда она заглядывает в него, ей кажется, что в нем виден детеныш, которого она пытается кормить. Люди, преследуемые тигрицей, тоже могли спастись посредством этой хитрости. Неясно, имело ли отношение античное название «мантигора», которым обозначали некое экзотическое смешанное существо, к тигру (об этом можно прочесть, например, у Павсания).

Древнегреческий бог виноградарства и виноделия Дионис-Вакх распространил своё искусство на всю Ойкумену. Он добрался и до Индии. Через спокойный Евфрат он перебрался, соорудив мост из виноградной лозы и плюща, а стремительную Реку Тигр помог ему преодолеть необыкновенный тигр, посланный Зевсом. Своим искусством виноградарства и ароматным вкусным вином Дионис покорил всю Индию. Народам этой страны он завещал законы жизни и построил для них города. Сам Вакх тоже обращался тигром, когда ему пришлось прятаться от ужасного Тифона.

Тигр Рейки – мощная энергия, имеющая подключение с тигром, и его символикой. Тигр занимает важное место в мифологии многих мировых религий и областей. Буддисты, например, полагают, что тигр будет символом духовного просвещения, из-за способности тигра видеть в темноте. Изображение тигра, идущего через лес, представляет человеческую душу, которая усилена верой, по мере её движения через Лес Греха.

«Оседлать тигра» – означает выступить против или вступить в конфликт с опасными и стихийными силами. Но Боги и герои недаром ездят на тиграх, что символизирует подчинение и обуздание хаотических сил природы.
В Европе тигр – символ мощи и кровожадности. В западном изобразительном искусстве тигры – большая редкость; иногда они заменяют леопардов.
Белый тигр


Сейчас в мире насчитывается 130 белых тигров. Все они живут в зоопарках. Сведений о пребывании их в природе нет.
Белый тигр (по-хоу), соответствует Западу, осени, Венере, холоду, металлу и малому инь, служит символом женщины. В сочетании с Зелёным Драконом (мужчиной) он обозначает в магической и алхимической литературе сексуальные связи между мужчиной и женщиной и их соответствующие возможности. Кроме того, это образ Земли, материи, противящейся действию духовных сил, но также и символ запада, а значит трансформации.
P. S. Для создания этой работы потребовалось проработать достаточно много материала и в некоторых справочниках я находила ссылки на стихотворение Уильяма Блейка, приведённое в качестве эпиграфа. Я нашла это стихотворение в Интернете на одном из сайтов, где давалась его разборка и приводились различные переводы. Было необыкновенно интересно читать один и тот же текст в совершенно разной интерпретации. Так явно видно, на этом примере, насколько мы все разные по восприятию даже такого простого понятия, как «тигр».
Написано, что это стихотворение полно такой энергетики, что во многих странах брались за его перевод, а в нашей стране его переводили неоднократно разные поэты. На сайте приведено 8 различных вариантов переводов. Мне захотелось познакомить вас с ними, а в завершении привести целиком разборку, т. к. в ней даётся сравнение переводов с оригиналом, что тоже очень интересно. Смотрите Приложение ниже.
Приложение
Тигр (перевод Л. В. Топорова)
Тигр, о тигр! кровавый сполох,
Быстрый блеск в полночных долах,
Устрашительная стать,
Кто посмел тебя создать?
В преисподней иль в эдеме
Некто в царской диадеме
Огнь в очах твоих зажег?
Как он вытерпел ожог?
Кто качнул рукою властной
Сердца маятник ужасный
И, услышав грозный стук,
Не убрал смятенных рук?
Кто хребет крепил и прочил?
В кузне кто тебя ворочал?
В чьих клещах твой мозг пылал?
Чьею злобой закипал?
А когда ты в ночь умчался,
Неужели улыбался
Твой создатель – возлюбя
И ягненка, и – тебя?
Тигр, о тигр! кровавый сполох,
Быстрый блеск в полночных долах,
Устрашительная стать, –
Кто велел тебе восстать?
Тигр (перевод М. Калинина)
Тигр, о тигр, ночной кошмар,
Затаенный в чаще жар!
Кто дерзнул тебе придать
Ужасающую стать?
Кто раздул в полночный час
Уголья бездумных глаз?
Кто, спокойствие храня,
Вынимал их из огня?
Кто распутал вен клубок,
Направляя крови ток?
Кто взлелеял сердца стук
В колыбели грубых рук?
Кто сжимал, презревши страх,
Гневный мозг в стальных клещах?
Кто из горна вынимал
Плоти яростный металл?
А когда блеснул рассвет,
Улыбнулся или нет
Он творенью своему,
Прежде чем уйти во тьму?
Кто он, пастырь тайных сил?
Неужели агнец был
Порожденьем тех же чар?
Тигр, о тигр, ночной кошмар?!
Тигр (перевод Т. Стамовой)
Тигр! О, тигр! Пылает пламя
В чащах черными ночами,
Чей прозрел бессмертный взор
Соразмерный твой узор?
Средь каких пещер, небес
Огнь пылал твоих очес?
Кто дерзнул, взмахнув крылами,
Грозное похитить пламя?
Чьим искусством, чьей рукой
Узел сердца свит тугой?
Кто заставил сердце биться,
Чья великая десница?
Кто твой мозг надменный плавил?
Кто восстать тебя заставил?
Кто, неведомый уму,
Отпустил тебя во тьму?
И в ответ на твой оскал
Чей бессмертный взор сиял?
Светлый, словно херувим,
Агнец тоже создан им?
Тигр, горящий в кущах ночи,
Чьи тебя прозрели очи?
Кто явил на свет черты
Этой страшной красоты?
Тигр (перевод перевод Яна Пробштейна)
Тигр! О, тигр! Пылает пламя
В чащах черными ночами,
Чей прозрел бессмертный взор
Соразмерный твой узор?
Средь каких пещер, небес
Огнь пылал твоих очес?
Кто дерзнул, взмахнув крылами,
Грозное похитить пламя?
Чьим искусством, чьей рукой
Узел сердца свит тугой?
Кто заставил сердце биться,
Чья великая десница?
Молот чей? В каком горниле
Ярость страсти раскалили?
Кто ужасной хваткой смог
Грозный мозг сдавить в комок?
А когда, сверкнув стрелами,
Звезды изошли слезами,
Рад ли Он творенью был?
Он ли Агнца сотворил?
Тигр! О, тигр! Пылает пламя
В чащах черными ночами?
Чей прозрел бессмертный взор
Соразмерный твой узор?
Тигр (перевод А. Кудрявицкого)
Тигр, о, тигр, багровый свет,
В чащах ночи жаркий след,
Кто, исполнен грозных сил,
Злую плоть твою слепил?
Чья бестрепетная длань
Мышц свила тугую ткань?
Кто прыжкам придал размах?
Как огонь зажжен в глазах?
Кем отмерен сердца стук?
Кто, не покладая рук,
В кузне ладил твою стать,
Тяжкий молот тщась подъять?
Что за цепью был обвит
Мозг, где пламень темный спит?
Кто с улыбкой в мир послал
Мощи адской идеал?
Кто был рад своей волшбе,
Ужасаясь сам себе?
Кем был агнец сотворен,
И творцу милей ли он?
Тигр, о, тигр, багровый свет,
В чащах ночи жаркий след,
Кто, исполнен грозных сил,
Злую плоть твою слепил?
Тигр (перевод С. Степанова)
Тигр, о, Тигр, в кромешный мрак
Огненный вперивший зрак!
Кто сумел тебя создать?
Кто сумел от тьмы отъять?
Из пучины иль с небес
Вырван огнь твоих очес?
Кто к огню простер крыла?
Чья десница унесла?
Кто ужасный млат вздымал?
Кто в клещах твой мозг сжимал?
А когда сошел на нет
Предрассветный звездный свет –
Неужели был он рад,
Встретив твой зловещий взгляд?
Неужели это был
Тот, кто Агнца сотворил?
Тигр, о Тигр, в кромешный мрак
Огненный вперивший зрак!
Кто посмел тебя создать?
Кто посмел от тьмы отъять?
Тигр (перевод С. Маршака)
Тигр, о, тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи,
Кем задуман огневой
Соразмерный образ твой?
В небесах или глубинах
Тлел огонь очей звериных?
Где таился он века?
Чья нашла его рука?
Что за мастер, полный силы,
Свил твои тугие жилы
И почувствовал меж рук
Сердца первый тяжкий звук?
Что за горн пред ним пылал?
Что за млат тебя ковал?
Кто впервые сжал клещами
Гневный мозг, метавший пламя?
А когда весь купол звездный
Оросился влагой слезной, –
Улыбнулся ль наконец
Делу рук своих творец?
Неужели та же сила,
Та же мощная ладонь
И ягненка сотворила,
И тебя, ночной огонь?
Тигр, о, тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи!
Чьей бессмертною рукой
Создан грозный образ твой?
Тигр (перевод К. Бальмонта)
Тигр, тигр, жгучий страх,
Ты горишь в ночных лесах,
Чей бессмертный взор, любя,
Создал страшного тебя?
В небесах иль средь зыбей
Вспыхнул блеск твоих очей?
Как дерзал он так парить?
Кто посмел огонь схватить?
Кто скрутил и для чего
Нервы сердца твоего?
Чьею страшною рукой
Ты был выкован – такой?
Он, создание любя,
Улыбнулся ль на тебя?
Тот же ль он тебя создал,
Кто рожденье агнцу дал?
Тигр, о, тигр светло страшащий…
Старая добрая Англия, страсти бушуют в рамках глубоко укоренившихся традиций, знать с громадными сворами собак гоняется за лисами-одиночками, а потом не может найти даже шкурки от загнанного зверя. Волков уже давно никто не видел, как и медведей, их можно встретить только в зверинце.
А тут – тигр, да еще в джунглях, с которыми британская армия более-менее познакомится только лет через тридцать-сорок, во время боевых действий в Индии. Фантастика. Символ неведомой разрушительной мощи, мощи, расчищающей пространство для нового созидания.
Английский текст «Тигра» сбивчив, как будто правила грамматики не выдерживают напора видения автора, он должен записать все, как есть, и пусть читающий разбирается сам, что тут к чему.
Однако образ получился мощный, и соблазн перевести его в свою литературу очень велик. Давайте посмотрим, что получилось у тех, кто поддался этому искушению.
Сначала рассмотрим общую композицию стихотворения. В нем только шесть четверостиший, при этом первое и последнее из них почти полностью совпадают – они отличаются только модальностью последних двух строк (в первом четверостишии подчеркивается физическая способность создать зверя, а в последнем – нравственная смелость). В стихотворениях такого размера особое значение приобретает соотношение объемов смысловых частей. Более подробно об этом будет сказано при сравнении текстов оригинала и перевода.
Итак, стихотворение «Тигр» состоит из шести четверостиший. Первое четверостишие вводит предмет разговора – тигра – и задает вопрос о том, кто и как его создал (смог создать).
Во втором четверостишии в форме крайне эмоциональных риторических вопросов говориться о том, где мог находиться огонь глаз тигра, и о том, какими крыльями и руками должен обладать тот, кто этот огонь схватил и принес.
Третье и четвертое четверостишия содержат картину создания тигра в мастерской его создателя, очень напоминающей кузницу средних веков.
Пятое четверостишие говорит о реакции на появление тигра окружающего мира (звезд небесных) и его создателя (улыбнулся ли он, он ли создал и тигра, и агнца?).
Шестое и последнее четверостишие замыкает тему, повторяя первое, чуть изменив его модальность (в первом четверостишии – кто смог тебя создать, во втором – кто посмел тебя создать).
Исторически первым переводом стихотворения «Тигр» стал перевод Константина Бальмонта. Формально он выдержан в том же размере, что и оригинал (четырехстопный хорей с мужскими рифмами). По-русски это звучит по-детски наивно, но весьма возможно, что Блейк для современных англичан звучит так же, как бы нам ни хотелось придать хорошему поэту величия и значимости – с нашей точки зрения. Поэтому здесь лучше будет опустить возможные коннотации метрики перевода.
Сравним буквальный перевод первого четверостишия с переводом Бальмонта:
Оригинал
Тигр! (написано на древний манер, через у) Тигр! ярко горящий
В лесах ночи,
Какая (какие) бессмертная рука и глаз
Смог создать твою страшную симметрию?
Перевод Бальмонта
Тигр, тигр, жгучий страх,
Ты горишь в ночных лесах,
Чей бессмертный взор, любя,
Создал страшного тебя?
У Бальмонта тигр не просто горит ярко в ночных лесах, он сразу получает имя «жгучего страха», а в вопросе о том, кто тигра создал, уже предполагается любовь создателя к страшному зверю. Таким образом, в переводе усиливается «страшность» тигра и опускается симметрия (совершенство) его образа.
Оригинал
В каких далеких глубинах иль небесах
Горел огонь твоих глаз?
На каких крыльях посмел он вознестись?
Что за рука посмела схватить огонь?
Перевод Бальмонта
В небесах иль средь зыбей
Вспыхнул блеск твоих очей?
Как дерзал он так парить?
Кто посмел огонь схватить?
В этом четверостишии с семантической точки зрения серьезных разночтений с оригиналом нет. Только в последней строке вместо конкретного слова «рука» стоит местоимение «кто», иными словами, акцент переносится с руки создателя на него самого.
Оригинал
Что за плечо, что за искусство
Смогло согнуть мышцы твоего сердца?
А когда твое сердце забилось,
Что за ужасная рука? Что за ужасные ноги?
Перевод Бальмонта
Кто скрутил и для чего
Нервы сердца твоего?
Чьею страшною рукой
Ты был выкован – такой?
Здесь переводчик тоже строго придерживается семантического ряда оригинала. Он заменил мышцы на нервы, модальность заменил на энергичное сказуемое (скрутил), только смесь восхищения и ужаса, которые должен был испытать творец, переданы несколько иначе. Автор оригинала сразу переводит акцент с процесса создания на создателя, а переводчик торопится, он уже при первом ударе сердца говорит о тигре как о готовом звере, чье назначение очевидно.
Оригинал
Что за молот? Что за цепь?
В каком горниле был твой мозг?
Что за наковальня? Что за ужасные клещи
Посмели схватить его смертоносные ужасы?
Перевод Бальмонта
Первая строка оригинала и перевода совпадает полностью. Однако далее волна эмоций уводит переводчика в сторону. Мозг превращается в мечты, цепи и молот, упоминавшиеся ранее, уже не столько инструмент кузнеца, сколько крепление, соединяющее воедино мечты, наковальня, клещи исчезают, появляется несуразная третья строка (правда, несуразность сама по себе характерна многим строкам оригинала), после которой акт поимки (схватывания) смертельных ужасов уже нельзя назвать частью ремесленного процесса создания живого существа, напоминающего работу создателя Франкенштейна.
Оригинал
Когда звезды побросали свои копья,
И оросили небеса своими слезами,
Улыбнулся ли он, увидев свою работу?
Тот ли создал Агнца, кто создал тебя?
Перевод Бальмонта
Пятое четверостишие перевода по своему семантическому наполнению совпадает с первыми двумя строками пятого четверостишия оригинала, однако смысл его вряд ли близок к смыслу двух строк оригинала. У Блейка звезды в горе бросают копья и рыдают. У Бальмонта появляется упоминание некоего великого часа, когда звезды взывают к друг другу непонятно по какому поводу, а небо загорается влажным блеском их слез, словно они только что пережили кульминацию трагедии и испытали катарсис. У Блейка в том же четверостишии в виде риторического вопроса приводится реакция создателя на облик своего творения и тут же возникает страшный вопрос: «Мог ли Бог, создавший Спасителя (Агнца), создать тигра, это орудие разрушения?»
Оригинал
Тигр! Тигр! ярко горящий
В лесах ночи
Чья бессмертная рука или глаз
Посмел сформировать твою страшную симметрию?
Перевод Бальмонта
Он, создание любя,
Улыбнулся ль на тебя?
Тот же ль он тебя создал,
Кто рожденье агнцу дал?
В переводе Бальмонта последнее четверостишие семантически соответствует последним двум строкам предыдущего четверостишия оригинала. Отличие только одно – Бальмонт выражает в явной форме любовь создателя к своему творению, в то время как у Блейка она подразумевается улыбкой создателя при виде своего творения. Как поэт Бальмонт понимал, что увеличение длины стихотворения на целое четверостишие может ослабить его энергию, поэтому он решил не повторять то, что уже было сказано в начале. Однако повтор обращения автора стихотворения делает его симметричным и относит его к тому же миру, в котором существует симметрия тигра. Отсутствие повтора подчеркивает разницу между мироощущением эмоционального символиста Бальмонта и картины мира визионера Уильяма Блейка.
(Маршак, 1) Перевод Маршака начинается более гладко, чем перевод Бальмонта, может быть, даже глаже, чем текст самого Блейка. В первом четверостишии переводчик сохраняет все основные смысловые единицы оригинала, кроме рук и глаз творца, однако эпитет «огневой» придает образу хищника некоторую декоративность.
(Маршак, 2) В следующем четверостишии сохраняется та же тенденция. Место, где находился огонь глаз тигра, рука, которая его схватила, – все на месте, только чище и красивее, чем в оригинале.
(Маршак, 3) Здесь то же самое.
(Маршак, 4) То же самое.
(Маршак, 5) Казалось бы, то же самое, по крайней мере, если говорить о первых трех строках четверостишия, но красота, блеск и сентиментальность реакции звездного неба на появление тигра меняют восприятие его образа – страх перед необъяснимой мощью разрушения тает перед декоративностью картины мира. У переводчика не получилось уместить необходимые образы в три строки, а опустить сравнение творца тигра и творца Агнца было недопустимо, поэтому пришлось развернуть одну строку на целое четверостишие. Это нарушило ритм композиции, но одновременно усилило декоративность всей системы образов. Тигр Маршака слишком красив, чтобы быть страшным, слишком красиво и многословно вспоминается Иисус Христос, поэтому даже бессмертие творца и эпитет «грозный» по отношению к тигру не могут исправить положение.
Следующий перевод выполнен Владимиром Топоровым (здесь он стоит первым). Если сопоставить его с предшествующими переводами, напрашивается мысль о том, что переводчик, прежде всего, старался передать в своем переводе опущенные предшественниками детали и добавлял свои, чтобы сохранить метрику оригинала. Тигр уже не просто ярко горит в ночном лесу, он превратился в кровавый всполох, быстрый блеск, и не где-нибудь, а в полночных долах. Он обрел устрашительную стать, такую, что осталось только спросить творца, как провинившегося школьника: «Да как ты смеешь такое творить?»
Глубины и небеса превращаются в преисподнюю и эдем, ремесленник Блейка одевает царскую диадему, не берет готовый огонь звериных глаз, а зажигает его сам, обжигая руки. Дальше – больше. Сердце тигра становится маятником, который достаточно качнуть разок, и он будет мерно ходить вправо-влево, вправо-влево, непонятно только, чего тут пугаться творцу?
Хребет тигра оказывается можно крепить и прочить, как мир во всем мире, ворочая его в кузне, а мозг тигра злобу свою позаимствовал у того, кто держал его клещами в пылающем горне.
А когда процесс закончился, тигр убежал прочь, как и полагается представителю семейства кошачьих, а его создатель, хотите – верьте, хотите – нет, проводил его влюбленной улыбкой, как и невинного ягненка.
Перевод замыкается повтором первого четверостишия, в котором изменена модальность (посмел – велел) отношения создателя к творению.
Однако издеваться легко. Если соединить воедино то, что внешне делает перевод непохожим на оригинал, неожиданно начинаешь понимать, что переводчик позволил себе это для того, чтобы более ясно выразить сходство между мифологией масонства и видением Блейка. Такова его точка зрения. Спорить будем? Как-нибудь в другой раз.



















