что означает тюбетейка у мусульман
Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, кто ты
Представителям других религий тюбетейка говорит о том, что перед ними мусульманин. Самим же мусульманам этот головной убор рассказывает, откуда родом его владелец. Тюбетейка – непростой предмет гардероба. Слово возникло от тюркского «тюбе», что означает – вершина. В этом есть философский смысл, символ и защита. Ведь островерхая форма тюбетейки похожа на купол мечети. Раньше мусульмане, выходя из дома, обязательно надевали этот головной убор, сейчас тюбетейку носить в повседневности не обязательно, но на праздники ее надевают все верующие. Четыре сегмента тюбетейки означают четыре периода человеческой жизни – детский, юношеский, взрослый и старость.
Виды тюбетеек
У разных народов формы тюбетеек разные, есть квадратные, есть конусообразные, есть похожие на таблетку. Иногда детали на тюбетейке, ее цвета и узоры могут многое рассказать. Считалось, что символы этого головного убора служат защитой (от сглаза, от врагов, от злых духов) или привлекают богатство и жизненную энергию. Существуют даже древние поверья, что тюбетейка может уберечь человека от колдовства, порчи, зависти. Поэтому носить чужую тюбетейку считалось невозможным по причине того, что с головным убором к другому человеку переходят болезни и судьба. Особенно запрещалось надевать тюбетейки умерших людей.
По тюбетейке, как и по халату мусульманина, можно было прочитать, из какого он региона, каково его происхождение, социальное или семейное положение, возраст, род занятий. До революции имамы обращали на это большое внимание и запрещали носить головной убор, не соответствующий достоверной личной информации.
Национальные обычаи каждой страны диктуют свои условия ношения тюбетейки
Некоторые богословы говорят о её принадлежности к религии и утверждают, что совершать намаз без тюбетейки – это макрух (нежелательно). В доказательство приводят хадисы, в которых говорится о том, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) всегда носил головной убор. Действительно, в хадисах многих сподвижников описывается чёрная чалма Посланника. Другие учёные уверяют, что тюбетейка – это элемент восточной культуры, изначально связанный с жаркими климатическими условиями и защитой от солнца. Постепенно этот головной убор прижился и перешёл к более прохладным восточным странам.
В современной жизни иногда между поколениями возникают споры по поводу ношения тюбетейки, тем более, что в шариате напрямую не отражено решение этого вопроса. Старшее поколение в некоторых странах считает недопустимым находиться среди чужих людей с непокрытой голой. Молодежь, соблюдающая традиции ислама, не хочет носить тюбетейки даже во время намаза. По этому поводу в мечети может вспыхнуть конфликт, что недопустимо.
В суре «Аль-Араф» Аллах говорит:
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» [7:31].
Споры
Многие говорят о том, что это относится и к покрытию головы. Но несколько учёных разведали, что аят был написан для мусульман, которые обходили Каабу обнажёнными и под украшением имелась ввиду просто одежда. Другие спорят с ними, что если речь идёт об одежде, то к покрытию головы это тоже относится. Известный мухаддис шейх аль-Албани выдвигает такую точку зрения: «Мусульманину желательно приступать к молитве в наилучшем виде, который соответствует предписаниям Ислама, ибо как гласит хадис:
«Воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались» («Тамам аль-Минна»).
Учёный также обратил внимание на то, что, если паломнику запрещается во время хаджа покрывать голову, значит, во всех остальных случаях он должен это делать.
В любом случае, мусульмане, которые стараются поддерживать свою национальную самоидентичность, примут лучшее решение, носить им тюбетейку или нет.
Чалма, феска, куфия, тюбетейка…
Твоя шапка расскажет о тебе многое

Чалма
Взять хотя бы чалму (тюрбан) – кусок ткани, обмотанный вокруг головы или головного убора и имеющий длину от 2,5 до 8 метров. Чалма получила распространение среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии, Средней Азии. В России этот головной убор можно увидеть на представителях мусульманского духовенства. Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. В современных арабских странах форма, цвет, манеры ношения чалмы весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т. д.
Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы. В мусульманском мире чалме уделяется особое значение. Объясняется это тем, что её носил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), рекомендуя своим сподвижникам делать то же самое. В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, надевал чёрную чалму, и её конец спускался на плечи.
Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы Пророка (мир ему и благословение) составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5–3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк (мир ему и благословение) подарил ближайшему сподвижнику – зятю и двоюродному брату Али (да будет доволен им Аллах). Кстати, волнистые линии на наших, дагестанских тюбетейках также имеют непосредственное отношение к чалме. Эта линия, являясь неким подобием ткани, которая обвязывается вокруг головы, уподобляет тюбетейку чалме.
Куфия
Следующим головным убором, распространённым среди мусульман, является куфия. В русскоязычных странах куфия получила название «арафатка» в честь лидера палестинцев Ясира Арафата, неотъемлемой частью имиджа которого была куфия. Арафат укладывал её на голове таким образом, чтобы находящаяся на плече часть ткани по форме напоминала очертания исторической Палестины. Куфия представляет собой мужской головной платок, обычно придерживаемый чёрным обручем. В зависимости от региона происхождения человека, носящего куфию, могут различаться орнамент, расцветка, а также способ завязывания головного убора. Например, в Саудовской Аравии эта манера совсем простая – однотонный или с красным орнаментом головной платок, наброшенный на голову – иногда даже без поддерживающего обруча.
В Омане куфию повязывают гораздо более сложным образом и совсем иначе, чем саудовцы, на манер чалмы. Оманцы не используют поддерживающий куфию обруч, что повсеместно принято в Иордании и Палестине. А что касается различных расцветок куфии, то она почти всегда состоит из белой хлопковой ткани, а некоторые имеют пестрый орнамент в красном или чёрном цвете. Куфия с красным орнаментом является самой популярной в странах Персидского залива. А чёрно-белая – в Палестине и Ливане. Красно-белые куфии носят всюду в этих областях, но наиболее тесно они связаны с Иорданией.
Тюбетейка
Переходим к тюбетейке – головному убору, наиболее распространённому среди мусульман России и среднеазиатской части бывшего СССР. Тюбетейку определяют как круглую или квадратную, островерхую или плоскую, лёгкую шапку, надеваемую прямо на голову. Её другое название – «такия».
В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Их форма, особенности узора, цвет, предназначение отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.
На Северном Кавказе с тюбетейками дело обстоит проще. В большинстве своём их многообразие составляют головные уборы со свисающей с верхушки кисточкой, характерные для мусульман Чечни, и тюбетейки конусообразной формы с волнистой или прямой полосой сбоку, получившие распространение в Дагестане. Или это могут быть тюбетейки со всякого рода вышивкой и привычной надписью «made in…», которые в качестве подарка своим близким привозят с собой из хаджа паломники.
На Востоке тюбетейка выполняет функцию не только головного убора. Её также используют как основу для завязывания чалмы.
Феска
Некоторые мусульмане Турции и Северной Африки надевают феску. Форма фески – усечённый конус, в середину верхушки которого вставлена кисточка. Своё имя она получила от города Фес – одного из больших городов Марокко, который прежде имел монополию на изготовление этого головного убора. В Турции повсеместно используется традиционный известный нам тип фески – красного цвета с чёрной кисточкой. А в Тунисе, Ливии и Марокко она в два или три раза длиннее и имеет синюю шёлковую кисть.
Феска, как и тюбетейка, идеально подходит для повязывания чалмы. В 1826 году османский султан Махмуд II провозгласил феску официальным головным убором военных и чиновников, после чего она стремительно распространилась по территории Империи. Однако уже через 100 лет, в 1925, президент новой Турции Кемаль Ататюрк запретил красную шапку, и сегодня немногие турки носят классическую феску.
Оставшиеся головные уборы – те, которые можно встретить повсеместно, не только в мусульманских странах. А именно: кепки, бейсболки, шляпы, шапки. Многие мусульмане надевают их как в мечети, так и в общественных местах. Ношение вышеперечисленного никаким образом не противоречит религиозным правилам. Напротив, прикрытие головы является сунной Пророка (мир ему и благословение).
Важным моментом также является этика ношения головного убора. Это значит, что человеку, надевшему тюбетейку, ещё более непозволительно совершать поступки, порицаемые нашей религией.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Секреты тюбетейки: как жители Таджикистана по головному убору определяют возраст
Древние традиции и элементы культуры хранит в себе национальный головной убор Таджикистана – тюбетейка. По ней определяют, откуда человек родом, каков его достаток и возраст. Обо всем этом рассказывают узоры на шапочке. Почему сейчас тюбетейка так популярна, узнавала корреспондент «МИР 24» Зарина Абдуназарова.
Сегодня по тюбетейке можно определить не только место проживания и достаток, а еще определить настроение и место работы. С тюбетейкой таджикистанцы не расстаются всю жизнь. Надевают и в праздники, и в будни. В гардеробе одного человека их может быть до четырех. Белая – для молитвы, черная – для похорон, золотая – для свадьбы и еще одна на каждый день.
«Например, в Горно-Бадахшанской автономной области носят в основном зеленые и красные тюбетейки круглой формы. Они отличаются от других регионов. Красные и зеленые могут носить и мужчины и женщины. А в Согдийской области другая форма. Например, квадратная. Их носят и на похороны, и на свадьбу. И дети носят, добавляют элементы, чтобы было понятно, что это детские», – сказала председатель ОО «Креативное развитие» Таджикистана Нигина Икроми.
В Музее этнографии хранят лучшие образцы тюбетеек. С национальным узором чакан носят на юге страны, в Хатлонской области. Чем ярче, тем лучше. Жители севера республики предпочитают неброский орнамент. На тюбетейках у южан в центре знак солнца, у северян – по окружности миндаль или перец.
«Этот перчик является признаком оберега, он оберегал человека орт злых сил, когда он выходил в вечернее время из дома, оберегал от сглаза», – сказала ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Академии наук Таджикистана Мумина Шовалиева.
Гранаты, розы, след змеи, зигзаги, вьюнки названий рисунков сотни. Их придумали вышивальщицы много веков назад. Природа – основная тема. Во времена Советского Союза встречались и необычные экземпляры. На тесьме, которой обшивался головной убор, вышивали поезд, патефон или аэроплан. Кстати, чем старше человек, тем темнее тюбетейка. Яркие, для молодых.
Тюбетейку принято носить с гордостью, ведь это часть национального костюма. Есть и свои приметы. Например, ее нельзя вертеть в руках – голова будет болеть. Нельзя и переворачивать, а то все пойдет кувырком. С тюбетейкой связано и много пословиц. Например, была бы голова цела, а тюбетейка найдется. А если спросить старца, зачем носить тюбетейку, то он ответит: чтобы шайтан в голову не залез.
В начале 1920-х годов прошлого столетия тюбетейка была мерой веса при покупки сахара или риса.
Самый популярный головной убор на Востоке. А что вы знаете про тюбетейку?
Сейчас предназначение тюбетейки изменилось. Во-первых она защищает голову от жгучего азиатского солнца, а во-вторых по священному писанию мусульманам запрещено появляться в общественных местах без тюбетейки, так что она стала еще и частью религиозного костюма.
Форма мужской, детской и женской тюбетеек практически не отличается, а вот элементы украшения различны, в зависимости от пола и возраста тех, кто их носит.
Например детская тюбетейка имеет форму купола с острым верхом и украшена тесемкой с кисточкой.
Женские тюбетейки могли быть украшены не только вышивкой, но и камнями, перьями, жемчугом.
А в недавнем прошлом тюбетейка была еще и показателем социального статуса ее владельца, например, расшитые золотом, носили только аристократы.
Отличался и узор, украшающий этот головной убор, тюбетейки из разных районов отличались друга от друга и по внешнему виду всегда можно было определить откуда приехал их владелец.
Каракалпакская тюбетейка украшена по околышу вышивкой красным, желтым и зеленым цветом. Женский вариант отличается от мужского большим пышным помпоном, а сама вышивка имеет более округлые линии.
Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом. Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.
В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения.
Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить из какой местности человек, его статус, а также приблизительный возраст мужчины (тюбетейка молодого человека более ярких оттенков).
В Средней Азии часто встречается узор вышивки на тюбетейке под названием «Чусти». Это традиционный восточный узор, который сочетает в себе оттенки черного и белого, что делает головной убор универсальным для ношения на праздник и в повседневной жизни. Такая тюбетейка имеет квадратную форму, по верхней части которой, вышиты четыре Калампура (стручковый перец). Нижняя часть чусти обрамлена шелковой тесьмой, над которой вышиты волнистые узоры. Этот орнамент символизирует защиту от злых духов с четырех сторон света, а также сулит богатство и жизнеспособность.
В Таджикистане традиционным узором, вышитым на тюбетейке, является белый миндаль на черном фоне. Без такого головного убора мужчина не может прийти в мечеть, на похороны или на свадьбу.
В Туркмении шьют национальную тюбетейку, которая называется тахья. Узор вышивки выглядит в виде геометрического орнамента в сочетании ярких оттенков желтого, черного, белого и красного. Отличительной особенностью этой местности является то, что Туркменские девушки также носят тюбетейку. Наличие на головном уборе узора в виде перьев означает, что девушка свободна, а их отсутствие – сосватана.
Понравился материал? Пожалуйста, репост!




