даммарный лак для чего используют
Свойства даммарного лака, для чего он предназначен в живописи
Все люди знакомые с процессом создания живописи знают, что картины маслом нуждаются в применении четырех групп лаков. Среди них покрывные жидкости, ими обрабатывают поверхность после рисования картины. Связующие составы нужны для укрепления слоя, разжижающие, также часто применяются в этом ремесле, чтобы разбавить массу определенного оттенка. Нельзя не упомянуть об универсальных растворах, ведь они многофункциональные и используются при разных подходах к созданию шедевра. Самым распространенным лаком является даммарный, он востребован намного чаще других типов покрывного состава. Со всеми особенностями вспомогательного материала нужно разбираться последовательно, интересующимся живописью новичкам будет полезно узнать прямое назначение средства.
Влияние солнца на краски
Одним из минусов лакокрасочных поверхностей смело можно назвать слабую устойчивость к прямому попаданию на поверхность солнечных лучей. Без соответствующей работы по защите картины она быстро выгорит, подобные эксцессы многие наблюдают на одежде. Через определенное время после покупки вещи, особенно летних вариантов моделей, получится заметить, как оттенок немного потускнеет, это происходит из-за температурного режима. Хорошими наглядными примерами будут также:
Подобные проблемы происходят и с картинами, написанными маслом на холсте, если создатель шедевра не позаботился о защите поверхности. Уже довольно давно люди используют даммарный лак для предотвращения выгорания готовых экземпляров, поэтому многие художники знакомы с жидкостью очень хорошо.
Особенности нанесения
Популярность состава достаточно большая, это обусловлено легкостью нанесения и демократичной ценой по сравнению с дорогостоящими видами. Помимо защитных функций, жидкость способна придать пейзажу большую яркость и глубину прорисовки. Тонкий слой даммарного лака способен оградить от пагубного влияния ультрафиолетовых лучей солнечного спектра. После нанесения работа автора обретает четкость и фактуру, глядя на мелкие детали, получится их рассмотреть более точно, что буквально завораживает взгляд ценителей живописи.
Средство, помимо всего прочего, защищает готовое полотно от влаги, которая в больших объемах способна размыть краски и испортить внешний вид. Такие ситуации можно заметить даже без прямого попадания воды на картину, достаточно держать незащищенный экземпляр в помещении, где есть перепады температур, например:
Если не уделить этим важным моментам должное внимание, то изображение со временем потрескается и потеряет презентабельный вид. Когда это дорогой экземпляр, то расстройства владельца понять не составит труда, поэтому нанесением даммарного лака не стоит пренебрегать.
Собственноручное изготовление раствора
Хотя жидкость довольно доступная, ее получится приобрести в каждом специализированном магазине для творчества, но все большее число любителей живописи хотят сами создавать раствор. Процесс нельзя назвать сложным, но прежде чем приступать к реализации задуманного необходимо подробно ознакомиться с алгоритмом действий. Смола даммара, которая является главным ингредиентом, поставляется в РФ из Сингапура, выглядят гранулы как небольшой кусочек прозрачного оттенка, приближенного к соломенному цвету. Снаружи сырье притрушено мелкой субстанцией.
Для приготовления закупается основная составляющая, затем она помещается в мешок, ненужный чулок отлично подойдет для процесса. Далее необходимо подготовить емкость с художественным скипидаром и погрузить в него ткань. Если придерживаться норм, то для работы нужно 300 грамм смолы и 600 мл скипидара, после оседания твердых частиц их получится без проблем устранить вместе с мешком и пользоваться чистым составом.
Процесс покрытия поверхности
При нанесении даммарного лака нужно быть максимально внимательным, этот момент довольно важен, есть даже конкретная инструкция профессионалов. Быстрые движения кистью лучше не делать, в противном случае возникнут мутноватые полосы, это обусловлено попаданием воздуха в структуру жидкости. Помимо этих эксцессов, будут неизбежно проявляться маленькие пузырьки, они также способны после застывания внести нежелательные коррективы в картину.
Как только все манипуляции будут завершены, изделие ложится на ровную поверхность, 10-15 минут будет достаточно для того, чтобы покрытие самостоятельно равномерно растеклось. Вывешивать пейзаж для полного застывания защитного материала нужно исключительно в сухое и хорошо проветриваемое помещение на 12 часов, за это время покрытие нельзя трогать руками.
Срок годности
На этот показатель важно смотреть тем людям, кто отказались от самостоятельного создания раствора. Ведь если пузырек был произведен более 3 лет назад, то защитные свойства даммарного лака существенно снижаются. Свойства полностью не исчезают, но после нанесения можно заметить тусклость, все мелкие детали изображения не будут подчеркнуты, а глубина прорисовки и текстура оставят желать лучшего. Случались ситуации, когда жидкость полностью не высыхала даже после того, как она была выдержана в отлично проветриваемой комнате 12 часов.
Войдите в ОК
Небольшая шпаргалка по лакам и разбавителям для живописи.
Живописные лаки представляют собой 30% раствор смол в пинене за исключением копалового лака (копаловая смола растворена в льняном масле).
Выпускаются следующие виды лаков:
— даммарный;
— фисташковый;
— акрил-фисташковый;
— ретушный.
Даммарный лак используется:
— как добавка к краске;
— как покрывной.
При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак.
Фисташковый лак:
— почти полностью бесцветен;
— скорость высыхания значительно ниже, чем у других лаков.
Данный лак появился ранее, чем акрил-фисташковый, и представляет собой 23-процентный раствор фисташковой смолы в пинене с добавлением уайт-спирита и бутилового спирта. По своим свойствам практически аналогичен акрил-фисташковому лаку, и на данный момент, так же редко встречается в магазинах.
Акрил-фисташковый лак:
— пленка почти бесцветна, обладает большой эластичностью;
— по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного;
— высыхает медленнее мастичного.
Практически прозрачная жидкость представляющая собой раствор синтетической полибутилметакриловой и фисташковой смолы в пинене с добавлением бутилового спирта.
Наиболее излюбленный лак у художников, пишущих светлые и холодные по тональности работы. Главный плюс акрил-фисташкового лака в прозрачности и эластичности лаковой пленки после высыхания. Еще недавно этот лак можно было встретить практически во всех крупных художественных салонах, но в последнее время достать акрил-фисташковый лак представляется довольно затруднительной задачей.
Даммарный покрывной лак:
— гигроскопичен, не защищает от влажности;
— в условиях повышенной влажности мутнеет.
Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно. Он встречается практически во всех художественных магазинах, и его вполне можно назвать традиционным. Густой глянцевый лак, слегка желтоватого тона, представляет собой 30-процентный раствор смолы даммары в пинене с добавлением этилового спирта. Улучшая оптические свойства красок, он придаст глубины вашим работам, рекомендуется он в первую очередь для картин теплого тона, поскольку с годами немного желтеет, но менее чем мастичный.
Однако это не лучший вариант для хорошей живописи, так как в условиях повышенной влажности он мутнеет, при этом, не обеспечивая ей необходимой защиты.
Зато к плюсам стоит отнести появление в последнее время даммарного лака с UV-фильтром.
Пихтовый лак:
аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо «тройник» (смесь разбавителя, лака и льняного масла).
Акриловый лак:
Акриловый лак может использоваться не только для финишного покрытия поверхности, но и в качестве грунтовки или для разбавления акриловых красок.
Лак акриловый для масляной живописи на основе скипидара представляет собой прозрачную жидкость с небольшим желтоватым оттенком. Высыхает в течение 24 часов и образует прочную, эластичную, прозрачную пленку, нерастворимую в воде и большинстве растворителей. Лак универсален: он используется для разбавления масляных красок, а также является покрывным. Придает живописи яркость и блестящий вид. Применяется также для покрытия матовых красок с целью придания им шелковистого глянца и глубины. Акриловый лак на основе скипидара является прекрасной альтернативой используемым в масляной живописи классическим лакам, таким как даммарный или акрил-фисташковый.
Акрил-стирольный лак:
Лак акрил-стирольный для художественно-живописных работ
применяется для финишного покрытия законченных произведений живописи. Может применяться для живописи масляными, акриловыми и темперными красками. После высыхания дает обратимую пленку, стойкую к воде. Лак и его пленка почти бесцветны. Время высыхания не более 24 часов. Образует прозрачную глянцевую пленку. Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным, так как не меняет цвет и не желтеет, обладает хорошими водостойкими свойствами.
Лаки для масляной живописи
Лаки для живописи маслом состоят из 30% раствора смол в пинене за исключением копалового лака (копаловая смола растворена в льняном масле).
Существуют следующие виды лаков:
Даммарный лак используется как добавка к краске, либо как покрывной. При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак.
Мастичный лак используется для протирки промежуточных слоев в живописи маслом, в качестве добавки к краскам или же как покрывной в масляной и покровной живописи.
Копаловый лак – это лак темного цвета, который применяется как добавка к краскам. Полученная высохшая пленка устойчива к органическим растворителям.
Покрывные лаки
1. Фисташковый лак почти полностью бесцветен и его скорость высыхания значительно ниже, чем у других лаков.
2. Акрил-фисташковый лак почти бесцветной пленкой и обладает большой эластичностью. Этот лак по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного, но высыхает гораздо медленнее мастичного.
3. Даммарный покрывной лак гигроскопичен, но при этом не защищает картину от влажности, а в условиях повышенной влажности может даже мутнеть.
4. Ретушный лак применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи и для усиления сцепления красочных слоев. Наносить его лучше кистью или тампоном.
Разбавители масляных красок.
Разбавитель № 1 — применяется для разбавления эскизных масляных красок, рельефных паст и в различных вспомогательных целях.
Разбавитель № 2 — применяется как разбавитель красок для мытья кистей и палитр.
Для разведения лаков разбавитель № 2 не пригоден из-за низкой растворяющей способности и большей проницаемости, чем у пинена.
Разбавитель № 4 (он же пинен) — окисляется значительно меньше, чем скипидар, но склонен к пожелтению и осмолению. Его лучше применяется как разбавитель красок и лаков в масляной живописи, потому что при разбавлении красок пиненом понижается блеск картин.
Разбавитель № 1 и разбавитель № 4 склонны при соприкосновении с воздухом быстро окисляться, мутнеть с выпадением осадка и желтеть.
Основные правила применения масляных разбавителей:
Покрытие картин лаком
Покрытие картин лаком довольно важно. Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе.
Покрывают картину лаком стоит не ранее, чем через пол года после окончания работы. В течение всего этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и прямых солнечных лучей.
Для покрытия картины лаком используют акрил-фисташковый, мастичный или даммарный лак. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем. Лак должен быть свежим, не более 3 месяцев с момента выпуска.
Перед нанесением лака картину обязательно очистите вашу картину от пыли и дайте ей просушиться. Для нанесения лака применяют широкие флейцевые кисти, ширина которых зависит от размера картины либо стоительные. Кисть должна быть с короткой, но не стриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она не «затянула» лак, т.е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме фланцевой кисти лак иногда еще наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.
Для лучшей располировки лака, его следует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды 40°С. Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем №4) в соотношении 1:1. Окончив нанесение лака, работу через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить полотно от пыли. При этом, картину, покрытую лаком, следует защищать от влажного воздуха и низких температур.
Надеемся, что наша статья была полезна для вас и вы сможете отметить это внизу в комментариях. Удачи в вашем творчестве!
Даммарный лак для чего используют
Разбавители масляных красок.
Масло льняное. Применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок. Подготовка и обработка масла проводится очень тщательно: его сушат, отбеливают, фильтруют. Преимущества: отличная разносимость разбавленной льняным маслом краски, прозрачность, замедление высыхания красочной пленки.
Разбавитель слабопахнущий. Изготовлен на основе очищенного уайт-спирита. Используется для разбавления масляных красок при межслойной обработке живописи. Можно работать как в классической, так и в любой современной технике живописи. Разбавитель хорошо высыхает и не дает жухлости.
Разбавитель масляный. Применение: разведение масляных красок. Состав: раствор рафинированного отбеленного льняного масла в уайт-спирите с добавлением сиккатива.
Разбавитель “Тройник”. Применение: разведение масляных красок и в качестве промежуточного слоя для усиления адгезии красочных слоев. Состав: смесь даммарного или другого лака, льняного масла и скипидара в соотношении 1:1:1.
Автор статьи София Филимонова.
Теперь как покрывать: 1. Быстро )) Это действительно очень важно. Чем быстрее Вы сможете покрыть Вашу живопись, тем равномернее и тоньше будет слой лака.
2. Даммарный лак перед покрытием нужно разбавить пиненом в пропорции 1 часть лака +1 часть пинена. Можно и 2 части пинена взять. Тогда покрытие будет еще равномернее, и меньше блеска.
3. Покрывать широким флейцем в одну сторону, потом, снимая бумагой (не тряпочкой!!) излишки лака, пройти флейцем перпендикулярно первому покрытию. На боковой свет проверяйте, не оставили ли Вы непокрытые лаком островки живописи.
4. И очень важно, перед покрытием живопись обеспылить, покрывать лаком в чистом помещении, без сквозняка, и картина должна быть в горизонтальном положении!!
Это — соединения свинца, кобальта, марганца и цинка, которые, будучи добавлены в высыхающие масла, ускоряют их высыхание43. Давно известно, что льняное масло, варенное в течение нескольких часов со свинцовыми и марганцовыми солями, высыхает значительно быстрее, нежели натуральное масло. Наиболее часто льняное масло варили в течение нескольких часов со свинцовым глетом, свинцовым суриком, умброй и бурым железняком при температуре 250—300°С. В настоящее время этот выбор значительно увеличился за счет следующих веществ:
уксуснокислый свинец, окись марганца,
борнокислый свинец, закись марганца,
борнокислый марганец, окись кобальта,
уксуснокислый марганец, гидроокись кобальта,
хлористый марганец, закись кобальта,
гидроксид марганца, гидрат закиси кобальта.
Все перечисленные вещества растворяются в масле только при температуре 250—270°С, так что масла, варенные с ними, так называемые олифы, обладают все темно-коричневым цветом.
В настоящее время эти нелегко реагирующие соединения заменяются резинатами, линолеатами и нафтенатами, которые значительно легче растворяются в масле. Резинаты получаются сплавлением канифоли с окисями перечисленных металлов; линолеаты — соединением кислот льняного масла с солями и окисями этих же металлов и, наконец, нафталаты —сплавлением окисей и солей металлов с нафтеновыми кислотами, получаемыми при перегонке нефти. Это — темнокоричиевые, разбавленные скипидаром жидкости, растворяющиеся в высыхающих маслах уже при температуре 100—150°С. Олифы, получаемые с помощью этих новейших сиккативов, значительно светлее олиф, получаемых более старым способом.
Льняное масло, в которое добавлены каталитически действующие металлы, высыхает в течение различного времени:
с кобальтом — 5 часов,
с марганцем — 12 часов,
со свинцом — 20 часов,
с цинком — 90 часов.
На прилагаемой диаграмме показано влияние кобальта, марганца, железа и свинца на высыхание льняного масла.
Видим, как повышается способность к высыханию масла с увеличением (в процентах) добавки металла, растворенного в масле.
Высыхание можно максимально ускорить добавлением 0,04—0,08% Со или 0,12—0,15% Мn, между тем как свинца требуется значительно больше. По достижении этого максимума дальнейшее добавление сиккатива не имеет смысла; высыхание этим не ускорим, а лишь ухудшим качество пленки 44.
Эффективность отдельных сиккативов зависит в первую очередь от количества содержащегося в них чистого металла;
резинат кобальта содержит 2,3% Со,
линолеат кобальта 6,7% Со,
резинат марганца 7,0% Мn,
линолеат марганца 8,5%Мn,
резинат свинца 18,0% Рb,
линолеат свинца 26,0% Рb.
Путем сравнения этих величин с вышеприведенной диаграммой можно рассчитать количество того или иного сиккатива, необходимое для высыхания масла в определенное количество часов. В практике мы руководствуемся правилом, что для 50 мл (что составляет приблизительный объем небольшой бутылочки) масляного связующего или разжижителя красок достаточно одной капли линолеата кобальта, чтобы краски, разбавленные этим связующим, высохли на следующий день. Если мы хотим добавить сиккатив непосредственно в краску, то одной капли кобальтового сиккатива достаточно для такого количества краски, которое соответствует содержанию тубы № 3 или № 4 в зависимости от того, имеется ли в виду быстро или медленно высыхающая краска.
Все виды сиккативов вызывают потемнение красок, масляная пленка теряет из-за них эластичность, и живопись быстрее стареет (Курсив мой. — Ред.). Поэтому мы употребляем их только в самых необходимых случаях в качестве добавок в краски, известные своим медленным высыханием (черни, краплак и асфальт), и в подмалевок, если не остается достаточно времени для его высыхания. В медленно высыхающие краски сиккатив добавляют уже на заводах при растирании, так что дальнейшее добавление является излишним.
В пастозные слои красок следует добавлять только небольшие количества сиккативов, чтобы они не вызвали максимально быстрого высыхания, так как впоследствии в результате слишком быстрого высыхания на поверхности слоя образовалась бы тоненькая пленка, которая препятствовала окислению нижних слоев, и они оставались бы полужидкими в течение недель и месяцев. Живописная поверхность сморщилась бы и растрескалась. В этом отношении свинцовые сиккативы дают лучшие результаты, чем кобальтовые, так как они способствуют просыханию всего слоя. Это, понятно, не означает, что кобальтовый сиккатив является менее ценным; для нормального, не слишком толстого слоя красок он, наоборот, наиболее пригоден45.
Для технических олиф и лаков употребляют комбинированные сиккативы двух металлов, например кобальта и марганца или кобальта и свинца, для достижения интенсивнейшего высыхания, но для живописи такие комбинации не рекомендуются.
Сиккатив светлый Renesans 100 мл
Сиккатив темный Renesans 100 мл
Сиккатив темный, 100мл, Renesans – как и все новое поколение современных сиккативов, отличается высоким качеством и быстрым действием. Но в отличии от своих конкурентов, его действие рассчитано на масляные краски средних и темных тонов! Смешиваясь с их составом, в пропорции : 1 капля сиккатива/ 1 чайная ложка краски, он способствует равномерному высыханию всех слоев наложения краски в одновременном порядке. Это очень экономит время и силы художника. Состоит из смеси марганца, солей свинца и жировых кислот в пинене( терпентин). Сиккатив темный, 100мл, Renesans – индивидуальный подход с хорошей «производительностью» качества!
Сиккатив универсальный Renesans 100 мл
Сиккатив универсальный, 100мл, Renesans – отличный «ускоритель» высыхания масляных красок всей цветовой гаммы! Идеален как для светлых, так и темных тонов. Используется в стандартной пропорции: 1 капля сиккатива – к 1 чайной ложке масляной краски. Гарантирует быстрый процесс высыхания каждого слоя масляной краски равномерно и качественно. Универсальный сиккатив, 100 мл, ТМ Ренесанс- новаторское средство для создания качественной масляной живописи!
ЛАК МАСТИЧНЫЙ.
30-процентный раствор смолы мастики в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи. Имеет свойство немного желтеть со временем. Придает работе глянцевую отделку. Очень эластичный.
Лак мастичный покрывной Ferrario (глянцевый) 250 мл — очень ценный натуральный лак на основе мастичной смолы. Эластичный и упругий он придает картине дополнительную яркость. Мастичный лак легко обратимый. Натуральный мастичный лак рекомендуется для реставрационных работ. Мастичный лак выпускается в разной фасовке: 75 мл, 250 мл, 500 мл.
Мастичный лак Maimeri №682. Очень ценный природный лак на основе старинных традиций. Эластичный и упругий он придает картине дополнительную яркость. Лак обратим. Натуральный мастичный лак рекомендуется для реставрационных работ. Мастичный лак выпускается в разной фасовке: 75 мл, 250 мл, 500 мл.
Состав: природные смолы мастики (31%), скипидар
Концентрированный мастичный лак Maimeri для реставрации — традиционный, желтоватый, покровный глянцевый лак для маслянной живописи. Свойства после высыхания: образует весьма эластичную пленку с превосходными оптическими характеристиками, однако, обладает сравнительно низкой стойкостью к воздействию влаги и света. Обратимый.
Состав: натуральная мастичная смола (40%), ректифицированный терпентин.
МАСТИХА ХИОСА — СЛЕЗА СВЯТОГО.
Лаки для живописи
Выбор лака для живописи может обернуться настоящей головной болью для начинающего художника, в то время, как опытный мастер уже точно знает, какой именно продукт ему нужен.
Придя в магазин, начинающий живописец рискует приобрести вовсе не то,что хотел, поэтому сначала необходимо четко определиться с назначением лака.
Для чего нужны лаки?
Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические материалы, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.
Вопрос о том, применять синтетический или натуральный лак зависит от личных предпочтений художника, но следует помнить, что людям с аллергией не желательно вдыхать пары синтетических материалов (например, акрила).
Интересно: некоторые профессионалы не доверяют производителям и изготавливают лаки сами, но для этого необходимо иметь все необходимые материалы и определенный уровень мастерства, чтобы лак не навредил картине.
Тонкий слой лака создает защитную пленку, которая не только предотвратит неблагоприятное влияние внешних факторов, но и сделает цвета глубже, ярче, а мелкие детали четче и фактурнее.
Например, каждый из нас видел выцвевшие под воздействием лучей солнца (если быть более точными-ультрафиолетового излучения) краски на различных носителях (уличные баннеры, бумага, картон, ткань). Это же может случиться и с рисунком. Большую роль играет так же влажность: при ее повышенном уровне краска может просто отваливаться от холста, а при пониженном — трескаться и крошиться. Особенно это характерно для масляных красок, нанесенных толстым, густым слоем.
Произведения живописного искусства так же подвержены влиянию перепадов температур, оседанию пыли, воздействию жидкостей и газов.
При добалении в краску лаки повышают ее прочность и эластичность, способны увеличить глубину и интенсивность цвета,придать покрытию прозрачность и эффект стеклянного покрытия.
Виды лаков для живописи
Среди современных лаков выделяют : даммарный, акрил-фисташковый, фисташковый и акрил-стирольный. Есть также лак ретушный, лак фиксатив и пихтовый.
Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно.
Для них идеально подойдет акрил-фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже и не так распространен.
Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингридиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже еще реже.
Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.
Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находится под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину инасыщенность цвета.
Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности.
Ретушные лаки нельзя путать с покрывными, так как принцип действия у них противоположный: они используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Он наносится перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший срой краски, усиливает сцепления нового слоя. Таким образом получается «защита» от пожухания.
Лак фиксатив используется для закрепления рисунков карандашом, углем, пастелью, и пр. После высыхания образует пленочку, которая позволяет убирать пыль с картины. Помимо физической «защиты» данный лак позволяет сохранить сочность цвета.
Пихтовый лак аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо «тройник» (смесь разбавителя, лака и льняного масла).
Производители лаков
Среди производителей лаков наиболее известным является фирма СОНЕТ. Лаки этого производителя не дорогие, но при этом обладают неплохим функционалом, но плохо наносятся, поэтому идеально подойдут уже опытным художникам.
Для новичков больше подойдет лак REVEES. По цене он идентичен СОНЕТу, но наносится гораздо легче и создает ровное покрытие.
Более дорогой и долговечный вариант- продукт французкого производителя Lefranc Bourgeous. Он действительно сохранит красоту ваших работ на многие годы.








