даршан что это такое
Значение слова «даршан»
Да́ршан, да́ршана (санскр. दर्शन, darśana IAST, «лицезрение») — термин в философии индуизма, обозначающий лицезрение, ви́дение Бога (или его проявления), объекта религиозного поклонения (например, мурти), гуру или святого. Считается, что можно «получить даршан» божества в храме или от великого святого.
«Даршан» имеет несколько значений на санскрите. Духовное значение этого слова — «узреть реальность», «получить внутреннее озарение», «прозреть». На мирском уровне слово даршан означает «видеть (физически)» учителя. В индуизме при получении даршана особое значение обычно придаётся прикосновениям (паранама) поклоняющегося к стопам объекта поклонения (святого или мурти) в храмах. Также даршан можно расценивать как упайю (изобретательный подарок, уловку) от святого, необходимую, чтобы вывести человека из круговорота самсары, то есть помочь ему достичь мокши. Получение даршана святого, мурти или гуру является основной целью индуиста, посещающего храм или совершающего паломничество.
В западной философии в смысле религиозного поклонения термин «даршана» может переводиться как «иерофания».
даршан
1. термин в философии индуизма, обозначающий лицезрение, ви́дение Бога (или его проявления), объекта религиозного поклонения (например, мурти), гуру или святого ◆ Одна женщина, которая была очень преданной, выполняла традиционный ритуал для почитания мудрецов каждый раз, когда приходила к Бхагавану на даршан. Дэвид Годман, «Сила присутствия»
Делаем Карту слов лучше вместе

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова нарождаться (глагол), нарождается:
Словарь йоги. Даршана
«О чём мы думаем, тем мы и становимся» — ключевой принцип работы нашего сознания. От того, куда направлено наше внимание, зависит то, в каком направлении будут происходить перемены в нашей жизни. Реальность, окружающая нас, изменчива и непостоянна, но в каждый момент она обусловлена состоянием нашего ума. Именно поэтому часто можно заметить, что два человека, которые находятся в одной и той же пространственно-временной точке, могут видеть разную реальность. Дело в том, что воспринимаемое зависит от нашего умонастроения. А наше умонастроение — от тех объектов, мыслей, образов, на которых мы концентрируемся. По этому принципу построены все медитативные практики: концентрируясь на чём-либо возвышенном, человек обменивается энергией с объектом своей концентрации и таким образом эволюционирует.
«Даршана» — одно из ключевых понятий в ведической философии. В переводе с санскрита это слово означает ‘лицезрение’ или просто ‘зрение’. Объектами даршаны могут быть образы богов, святых, учителей, а также просто святых мест, таких, как горы Гималаи и река Ганга. Созерцание этих объектов в правильном умонастроении позволяет сонастроиться с тем или иным проводником высших сил и тем самым обменяться с ним энергией.
Также практикующие Даршану верят, что в момент созерцания образа происходит двусторонний контакт: не только практик связывается с тем или иным божеством или учителем, но и объект созерцания также устанавливает связь с практиком. На данной идее основано множество практик традиции бхакти-йоги.
К примеру, такая широко распространённая в традиции индуизма практика, как Абхишека — омовение образов божеств или учителей — у непосвящённых может вызвать недоумение: образы божеств омываются мёдом, молоком, йогуртом, сахаром и маслом гхи. То, что на первый взгляд выглядит как нерациональный перевод продуктов, имеет глубокий сакральный смысл. Абхишека — это своего рода разновидность Даршаны: во время омовения образов все присутствующие, а особенно выполняющие ритуал, концентрируются на образе божества и обмениваются энергией с высшими силами. По окончанию практики собирают чаранамриту — священный напиток, который образуется в процессе омовения.
Объектом Даршаны является так называемая «мурти» — статуя учителя или божества. В переводе с санскрита это слово означает ‘проявление’. Практики поклонения и созерцания мурти наиболее распространены в традиции индуизма, впрочем, существуют и некоторые буддийские школы, которые также устанавливают мурти просветлённых учителей, будд и бодхисаттв. Наиболее распространены мурти индуистской традиции — Шива, Кришна, Вишну и Ганеша.
Изготовление мурти чаще всего осуществляется с использованием металла, а также камня или дерева. Таковы предписания шастр, а именно, «Шилпа-шастры».
Образ Даршаны может быть как антропоморфным, так и теориоморфным, как в случае с Ганешей, где образ человека совмещён с образом слона. Создание образов Даршаны — это чёткое следование инструкции, здесь нет места художественному вымыслу мастера: образ должен быть именно таким, каким его представляют в той или иной традиции.
Также Даршана может осуществляться в качестве визуализации. То есть практик представляет в своём сознании некий аспект божества или учителя, концентрируясь на нём. Подобные практики наиболее распространены в буддизме традиции Махаяны и Ваджраяны. Большая часть практик Ваджраяны основана именно на Даршане в отношении визуализируемого объекта и на процессах обмена энергией с объектом визуализации.
К примеру, в традиции школы Карма Кагью объектом Даршаны является Кармапа шестнадцатый, и практика Даршаны предусматривает визуализацию образа этого учителя, а также обмен энергией на трёх уровнях. Это осуществляется путём визуализации белого, красного и синего света, исходящего изо лба, горла и сердца учителя соответственно.
По этому же принципу построена и такая йогическая практика, как тратака: в этом случае объект может быть как реальным, так и визуализируемым. Наиболее распространённым является вариант созерцания свечи, но вместо свечи практик может созерцать любой вдохновляющий его образ — Будды, Кришны, Христа, Шивы и так далее. И, концентрируясь на этом образе, приобретать соответствующие благие качества.
Стоит отметить, что принцип Даршаны — приобретение качеств объекта созерцания — работает и в негативном аспекте. Когда мы концентрируемся на чём-то негативном, осуждаем кого-либо или гневаемся, мы точно так же, словно губка, впитываем негативные качества того, кого осуждаем. Собственно, принцип остаётся тем же, просто объект нашей «медитации» меняется на негативный. Так устроен наш ум: он отождествляет себя со всем, на чём концентрируется.
Важно понимать, что принцип Даршаны постоянно присутствует в нашей жизни. В широком смысле Даршана — это всё, на чем мы сосредотачиваем наше внимание. Поэтому нужно следить за тем, на чём мы концентрируемся.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.
Даршан
«Даршан» имеет несколько значений на санскрите. Духовное значение этого слова — «узреть реальность», «получить внутреннее озарение», «прозреть». На мирском уровне слово даршан означает «видеть (физически)» учителя. В индуизме при получении даршана особое значение обычно придаётся прикосновениям (паранама) поклоняющегося к стопам объекта поклонения (святого или мурти) в храмах. Также даршан можно расценивать как упайю (изобретательный подарок, уловку) от святого, необходимую, чтобы вывести человека из круговорота самсары, то есть помочь ему достичь мокши. Получение даршана святого, мурти или гуру является основной целью индуиста, посещающего храм или совершающего паломничество.
В западной философии в смысле религиозного поклонения термин «даршана» может переводится как «иерофания».
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Даршан» в других словарях:
даршан — сущ., кол во синонимов: 1 • явление (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Даршан — (также Даршана ) в идение, смотреть на; восприятие; взгляд, доктрина, философская система. В этом контексте всегда употребляется для выражения благоговейного или благочестивого в идения и пристального взгляда (как благословения) Учителя … Словарь восточных терминов
ДАРШАН — (видение) гл. цель индуиста, приходящего в храм или совершившего паломничество: лицезрение образа бога или святого. Важно увидеть также связанные с богами священные места: Гималаи, Канъякумари, Ганга, святые города и т. п. Получение Д.… … Словарь индуизма
Бецалель бен-Соломон из Кобрина, Даршан — проповедник в Слуцке, Минской губ., и позднее в Босковице (Моравия); ум. ранее 1659 г. Б. написал следующие сочинения: 1) «Amude ha Schibeah», проповеди на библейские темы, в 7 частях (Люблин, 1666). Сочинение было напечатано по… … Большая биографическая энциклопедия
Джаганатх — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия
Джаганатха — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия
Джаганнатх — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия
Джаганнатха — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ … Википедия
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… … Философская энциклопедия
Храм Радха-рамана во Вриндаване — Достопримечательность Храм Радха рамана Страна Индия Город … Википедия
Даршан
Понятие «даршан» имеет несколько санскритских толкований.
1. В духовном понимании это слово означает «узреть реальность», «прозреть». В светском понимании слово «даршан» может трактоваться как возможность видения, то есть понимания слов и действий учителя.
2. Самооткровение божества перед своими приверженцами. Имеется в виду посещение святых мест или жилищ святых людей, а также поклонение божественным предметам. Считается, что паломничества помогают адепту ощутить блаженство единения с сущим.
3. В индуизме и буддизме понятие «даршан» означает ритуал получения сокровенных знаний от просветленного мудреца (это может быть краткое изложение основ учения или просто появление просветленного перед людьми). В данном случае суть даршана заключается в передаче благодати от того, кто ею владеет, тем, кто ее еще не приобрел. Иногда даршан в указанной коннотации сопровождается массовым посвящением верующих (такие даршаны проводил XIV Далай-лама в период вторжения китайцев в Тибет).
4. Близко к этому понятию и трактование даршана в качестве главной цели индуиста, приходящего в храм. Имеется в виду лицезрение образа бога или святого. Считается, что можно «получить даршан» божества в храме или от великого святого.
5. Даршан — это также и взгляд, доктрина, философская система. В этом контексте слово всегда употребляется для выражения благословения учителя. Считается, что с помощью даршана истина может открываться во всей ее целостности. Это своего рода система умозаключения, использующая видение истины как метода познания мира. Понятие даршана с ходом времени становилось все более конкретным и постепенно стало означать точку зрения, а затем — философскую систему.
Даршан как система знаний близко понятию «школа» в античной философии. Существуют шесть даршанов Древней Индии, признанных Ведами:
1) вайшешика (анализ Вселенной);
2) ньяя (законы и принципы логики);
3) санкхья (классификация Вселенной);
4) йога (практика единения);
5) миманса (законы религии);
6) веданта (знание Бога).
Несмотря на то что традиционно выделяют 6 ортодоксальных школ, это число считается достаточно условным. Количество значимых даршанов гораздо больше, например: даршан грамматистов, несколько шиваитских даршанов.
В западной философии термин «даршан» в смысле религиозного поклонения может переводиться как «иерофания». Иерофания, согласно трактовке великого румынского историка религий Мирча Элиаде, означает «проявление священного». Термин «иерофания» является расширением христианского понятия «теофания» («богоявление») на всю сферу священного независимо от конкретной конфессии.
В индуизме при получении даршана особое значение придается прикосновениям искателя истины к стопам объекта поклонения (святого или мурти) в храмах. Также даршан можно расценивать как упайю — подарок от святого. Упайя, согласно философии индуизма, необходима, чтобы вывести человека из круговорота сансары и помочь ему достичь мокши. Получение даршана святого, мурти или гуру является основной целью индуиста, посещающего храм или совершающего паломничество.
ЙОГА. 6 даршан, 8 ступеней, яма и нияма
Не многие считают йогу обязательной для духовного развития, а тем более, помогающей в решении жизненных проблем. Те, кто НЕ занимаются духовным самосовершенствованием всерьёз, обычно и НЕ понимают, что такое йога. Они склонны видеть в ней либо свод упражнений по физическому оздоровлению, либо – нечто экзотическое, и предназначенное лишь для её странных любителей. А ведь без йоги невозможно и магическое развитие. Кроме того, занятия йогой помогают стать серьёзным, чётким, ответственным человеком, контролирующим свои желания и эмоции, умеющим формировать свои цели, и быть непреклонным в их достижении.
Дело в том, что ЙОГА – это система, составными частями которой являются, например, концентрация и медитация. Вырванными из структуры йоги эти понятия не жизнеспособны, хотя порой и считаются таковыми (не специалистами). Йога – это жёсткая пирамида, где каждый более развитый слой может развиваться только на базе предыдущего. Все понятия и принципы в йоге строго определены. Конкретная практика обязательно приведёт к известному желаемому результату. Не достигается или искажается он в том случае, если ученик (последователь, йог, адепт) не выполняет требований практики в необходимом объёме или выполняет не качественно. Йога – это наука, а многим людям научный подход претит. Мало кто способен к научному терпению, а истинный йог по своей сути – учёный.
В переводе с санскрита ЙОГА означает: применение, средство, приём, дело, связь, приобретение, выигрыш, усердие, прилежание, работа, согласование, управление, волшебство, правило, созерцание, упряжка, сложение, созвездие.
Йога – это действительно волшебство. Точнее, это строгие теория и практика волшебства. Ведь, волшебство – это белая магия, как колдовство – чёрная. А белая магия ведёт в конечном итоге к достижению полного освобождения от страданий, как чёрная – к полному подчинению им. Именно из этого и следует, что адептов белой магии «курирует» Бог, а адептов чёрной – понятно кто. Белые маги исцеляют, снимают порчу, невезуху, проклятья и прочую нечисть, а чёрные, разумеется, всё это наносят. Но не только они. Злые и просто завистливые люди вполне могут нанести сглаз (а, бывает, и кое-что посильнее) – даже почти бессознательно. А злыми бываем мы все… И всё это зловоние творится посредством нашего участия, ради подчинения нас же всех эмоциям страдания: унынию, отчаянию, сомнению, враждебности, невоздержанию, страху и прочему. Что ж делать? – Практиковать йогу. Она обучает её последователя бесстрастию. А если вы бесстрастны – вам многое нипочём. Йога учит обуздывать себя, подчинять себе свои слабости, свою болезненно расшатанную эмоциональность.
ЙОГА – от слова ЙУДЖ – впрягать, укреплять, сосредотачивать, поручать, приказывать.
Йог – хозяин своих эмоций, чувств и ума, а значит – и жизни.
Йога – одна из шести даршан – систем ортодоксальной индуистской философии.
1 – НЬЯЯ – система логического реализма, правильной аргументации,
2 – ВАЙШЕШИКА – система достижения освобождения через понимание сути существования природных стихий, пространства, времени, души и ума (ньяя и вайшешика составляют пару),
3 – САНКХЙА – система опоры на категории существования (включая дух, гуны, их проявления и пр.),
4 – ЙОГА – система практического осуществления достижения освобождения (санкхйа и йога составляют пару; на них опираются все остальные системы),
5 – МИМАНСА – система достижения освобождения на основе правильного соблюдения ведических ритуалов (другое название – “ранняя” миманса),
6 – ВЕДАНТА – система достижения освобождения путём осознавания своего единства с Брахманом (другое название – “поздняя” миманса).
Отцом системы йоги является Патанджали, собравший и систематизировавший теорию йоги в трактате “Йога-сутры”. Предполагается, что это случилось в период от второго до четвёртого веков до нашей эры. Считается, что есть разные виды йоги. На самом деле это – давний способ давать имена практикам. Например, КАРМА-ЙОГА – йога действий без привязанности к результатам, БХАКТИ-ЙОГА – йога преданности, поклонения и любви к Богу, ДЖНЯНА-ЙОГА – йога знания, поиск мудрости через интеллектуальное изучение принципов духовного развития. Наряду с РАДЖА-ЙОГОЙ эти 4 её вида являются равнозначными путями движения к освобождению. Действительно, что-то больше может подойти одному, а что-то – другому. Для серьёзного развития нужно стремиться практиковать все эти виды йоги параллельно – хотя бы в небольшой степени (при этом один из видов практикуется по максимуму – как образ жизни).
Но, надо отдавать себе отчёт в том, что раджа-йога (царская йога) представляет из себя наиболее целостную и практическую систему. Её ещё называют АШТАНГА-ЙОГОЙ – йогой восьми этапов развития. Это и есть собственно йога. Она же – йога Патанджали.
ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ/ ЧЛЕНОВ/ ЭТАПОВ РАДЖА-ЙОГИ:
Первые 2 ступени раджа-йоги составляют крама-йогу, а первые 4 ступени – хатха-йогу. Последняя известна повсеместно как оздоровительная система. Хотя, если её практиковать правильно и полно, то результаты её проявятся не только в физическом состоянии…
Хатха-йога – база магии. Крама-йога – база хатха-йоги. Для духовного и магического развития яма и нияма имеют прикладное значение. Кратко разберём их.

