депутатская неприкосновенность что это такое простыми словами

Статья 15. Неприкосновенность депутата.

Статья 15. Неприкосновенность депутата.

1. Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. На территории муниципального образования он не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора области. Органы, должностные лица, осуществившие задержание, арест или обыск депутата представительного органа местного самоуправления, информируют об этом соответствующий представительный орган местного самоуправления.

2. Указанные в пункте первом настоящей статьи ограничения не распространяются на случаи привлечения депутата к ответственности за деяния, имевшие место до приобретения депутатом его депутатских полномочий или после истечения срока указанных полномочий.

3. Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы.

4. Депутаты представительного органа местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

5. О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата, орган дознания, следователь либо суд сообщают представительному органу местного самоуправления.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

Смотреть что такое «ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ» в других словарях:

Депутатская неприкосновенность — см. Неприкосновенность депутата … Энциклопедия права

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — см. Иммунитет парламентский … Юридический словарь

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — ИММУНИТЕТ … Юридическая энциклопедия

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в… … Энциклопедия юриста

депутатская неприкосновенность — см. иммунитет парламентский. * * * см. Неприкосновенность депутата … Большой юридический словарь

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ — см. ИММУНИТЕТ … Энциклопедический словарь экономики и права

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТСКАЯ — см.: Депутатская неприкосновенность … Энциклопедический словарь конституционного права

Неприкосновенность — I ж. отвлеч. сущ. по прил. неприкосновенный II ж. Демократический принцип, согласно которому депутат представительного органа государственной власти не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующего органа;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

неприкосновенность — см. неприкосновенный; и; ж. Неприкоснове/нность жилища. Депутатская неприкоснове/нность … Словарь многих выражений

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТСКАЯ — см. ИММУНИТЕТ … Энциклопедический словарь экономики и права

Источник

Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

1.1. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, для осуществления своих полномочий гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Источник

Что такое неприкосновенность депутата и в каких двух случаях ее можно лишиться

Для того чтобы депутаты разных уровней могли полноценно исполнять свои обязанности, которые на них были возложены на основании положений действующих норм законодательства, им даются определенные права. Одним из таких прав, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, является право на неприкосновенность.

✋ Что такое депутатская неприкосновенность

Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Результатом этого становится достаточно сложная процедура проведения различных процессуальных мероприятий, которые нацелены на вынесение наказания за совершенные правонарушения или преступления.

💡 Правовые нормы

Правовое регулирование вопросов, связанных с присвоением и – в случае необходимости – лишения депутатской неприкосновенности, регулируется следующими нормативными актами:

👇 На кого распространяется

Депутатская неприкосновенность распространяется на следующих лиц:

⏰ Срок действия

Депутатская неприкосновенность, установленная указанными выше федеральными нормативными актами, устанавливается на весь срок действия их полномочий.

В рамках такого срока ее действия она распространяется не только на самого депутата, но и на его жилье, на те служебные помещения, которые он занимает, а также на транспорт (как личный, так и служебный) и те средства связи, которые он использует.

Кроме того, досмотру не может подвергаться корреспонденция этого человека и его багаж, а также документы, которыми пользуется лицо, обладающее такой неприкосновенностью.

❗ Что дает депутатам статус

Присвоение депутату или сенатору неприкосновенности делает невозможным:

❌ Лишение неприкосновенности

Лишение депутатской неприкосновенности – мера, которая применяется в тех случаях, когда было зафиксировано нарушение действующего законодательства.

В каких случаях возможно

Лишение неприкосновенности происходит в порядке, предусмотренном частями 4-5 статьи 19 Федерального закона №3-ФЗ от 8 мая 1994 года.

Лишить неприкосновенности могут только в двух следующих случаях:

В этих случаях может рассматриваться вопрос о том, чтобы лишить такого человека имеющейся у него гарантии.

Как происходит

Лишение неприкосновенности происходит следующим образом:

Если палата Федерального собрания отказала в лишении неприкосновенности ее члена, то всякое преследование должно быть приостановлено.

Источник

Глава 24¹. Порядок рассмотрения вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности

(глава 241 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964)

В соответствии со статьей 98 Конституции Российской Федерации вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается Государственной Думой по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. О внесенном Генеральным прокурором Российской Федерации представлении Председатель Государственной Думы извещает депутатов Государственной Думы (статья 1851 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964).

1. Представления Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, а также на привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности в связи с направлением уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд рассматриваются Государственной Думой на ближайшем пленарном заседании по истечении семи дней со дня внесения соответствующего представления в Государственную Думу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

2. Представления Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, рассматриваются Государственной Думой на ближайшем пленарном заседании по истечении семи дней со дня внесения соответствующего представления в Государственную Думу (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

3. Если представления Генерального прокурора Российской Федерации, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, внесены в палату в период между сессиями Государственной Думы, данные представления рассматриваются Государственной Думой в течение семи дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы или после дня окончания работы депутатов с избирателями (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 января 2013 года № 1672–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 331).

(Статья 185 2 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

1. Представления Генерального прокурора Российской Федерации, указанные в частях первой и второй статьи 185 2 настоящего Регламента, предварительно рассматриваются Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Решением Государственной Думы от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 февраля 2004 года № 66-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 612; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

2. По результатам рассмотрения представлений Генерального прокурора Российской Федерации Комиссия Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики готовит проект постановления Государственной Думы и в соответствии с частью второй статьи 93 и со статьей 94 настоящего Регламента вносит его на рассмотрение палаты (часть вторая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 185 3 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

1. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается на заседании Государственной Думы с участием Генерального прокурора Российской Федерации и депутата Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации. Отсутствие на заседании палаты без уважительной причины любого из указанных лиц или их обоих не является препятствием для рассмотрения данного вопроса Государственной Думой.

2. Рассмотрение вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности начинается с выступления Генерального прокурора Российской Федерации. Затем слово для выступления предоставляется представителю Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, который докладывает о решении комиссии по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, после чего выступает депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

3. Депутаты Государственной Думы вправе задавать вопросы Генеральному прокурору Российской Федерации, представителю Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, депутату Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

4. По окончании ответов на вопросы депутатов Государственной Думы перед голосованием выступают депутаты Государственной Думы. Процедура рассмотрения вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комиссии Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 185 4 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

1. Решения Государственной Думы о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, принимаются по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с использованием электронной системы подсчета голосов либо открытым голосованием, если соответствующее решение будет принято большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

2. Согласие Государственной Думы на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, считается полученным, если за дачу согласия проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Решение Государственной Думы по представлениям Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос депутата Государственной Думы, проведение в отношении его обыска, привлечение депутата Государственной Думы к административной или уголовной ответственности, возбуждение в отношении депутата Государственной Думы уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу депутата Государственной Думы, оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы, проект которого вносится на рассмотрение Государственной Думы Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики в соответствии со статьей 1853 настоящего Регламента (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 3040–6 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5485; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

(Статья 185 5 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964.)

В случае поступления в Государственную Думу сообщения о прекращении уголовного дела или о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы, на лишение неприкосновенности которого было дано согласие Государственной Думы, Государственная Дума на своем ближайшем заседании принимает постановление о признании постановления Государственной Думы, указанного в части третьей статьи 185 5 настоящего Регламента, утратившим силу. Проект соответствующего постановления вносится на рассмотрение Государственной Думы Комиссией Государственной Думы по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Принятое постановление в трехдневный срок направляется Генеральному прокурору Российской Федерации или в соответствующий суд (статья 1856 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 декабря 2001 года № 2224-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4964; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 февраля 2004 года № 66-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 612; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 5220–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7243).

Источник


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *