деревня жостово чем славится
Деревня Жостово, жостовская фабрика подносов: музей и магазин
Деревня Жостово от нас совсем недалеко, но, как часто бывает, то, что близко, мы посещаем в последнюю очередь.
И вот в один из выходных, раздумывая, что бы посмотреть в округе, мы обнаружили на карте ещё не изведанное нами Жостово. В этой деревне находится фабрика по изготовлению знаменитых жостовских подносов, а при фабрике есть музей и магазин. А стоит Жостово на берегу большого Жостовского карьера. Поэтому сразу возник план интересной поездки: посмотреть музей и оценить карьер с точки зрения живописности и пригодности для купания.
Как добраться до Жостово
Деревня Жостово находится в 20 минутах езды от города Мытищи, сразу за поселком Пироговский.
От Мытищ до Жостово ходит автобус 26, ехать около 40 минут. Из Москвы можно доехать на автобусе 438, который отправляется от метро Медведково. В обоих случаях надо ехать в направлении Чиверёво (это конечная), а выходить на остановке «Деревня Жостово».
Мы поехали на машине.
Навигатор привел нас к фабрике – панельному уродливому зданию.
Около фабрики – две стоянки для машин: на углу здания (около входа в магазин и музей) и напротив входа в фабрику.
Пройдя в первую открытую дверь, мы попали в магазин. Посетителей было немного. На кассе нам продали билеты в музей (один билет стоит 100 рублей). Магазин сообщается с музеем, но после приобретения билета посетитель должен выйти на улицу и войти в следующую дверь и уж там, пройдя музейную экспозицию, в итоге выйти в магазин.
Музей подносов в Жостово
Музейная экспозиция Жостовской фабрики состоит из 4 залов. Есть еще кинозал, в котором демонстрируется процесс изготовления знаменитых жостовских подносов.
Сначала мы рассматривали подносы в одиночестве, потом прибавилась еще одна пара. Но вот, на наше счастье, на фабрику подъехала группа с экскурсоводом, и мы немного послушали экскурсию. Вроде, думаешь, с этими подносами все понятно, смотри себе на рисунки, об истории и особенностях производства можно и в интернете почитать. Но экскурсовод обратила внимание на несколько деталей, мимо которых мы прошли, не заметив, рассказала об этапах развития производства, о вдохновителях, темах, процессе изготовления. Было интересно послушать.
Основатель производства Петр Вишняков некоторое время работал на соседней фабрике в Федоскино, где производились лакированные шкатулки, узнал секреты производства и решил с братьями основать подобную мануфактуру в своей деревне Жостово. Фабрика братьев Вишняковых появилась в 1825 году. Сначала делали шкатулки и подносы из папье-маше, пока на какой-то ярмарке Вишняковы не увидели подносы из жести, которые, конечно, были более долговечны.
Первые подносы имели рисунки незамысловатые, но с каждым годом мастерство росло, появился собственный стиль. Художники в частности вдохновлялись натюрмортами голландских живописцев, а также рисунками китайских и японских мастеров.
Традиционные жостовские подносы – с букетом ярких цветов на черном фоне. Внутри – самые крупные и яркие цветы (обычно их три), чем ближе к краю – тем цветы мельче и бледней. Причем детали рисунка могут подсвечиваться с самых разных сторон, как если бы было несколько источников света, что на обычной картине выглядело бы неправдоподобно. Некоторые краски могут менять цвет при определенных ракурсах, например, подсвечиваться, вспыхивать.
Фон подноса может быть не только черным, но и зеленым, синим и даже бежевым.
При создании некоторых подносов используется такая техника как «коптешка», когда рисунок создается с помощью коптящей свечи.
Темой рисунков могут быть не только цветы, но и птицы, зверюшки, сказочные мотивы, пейзажи.
В советское время выпускались подносы с советской символикой, портретами вождей.
А есть и подносы, покрытые сложными геометрическими рисунками.
В последнее время стали экспериментировать и с разными материалами для изготовления подносов. Так, на выставке был очень эффектный поднос серебристого цвета с объемным рисунком: оказалось, он сделан из пластмассы.
Преобладают рисунки очень жизнерадостные, яркие.
Сувенирный магазин
Пройдя залы жостовского музея, мы вышли в сувенирный магазин. Изделия очень красивые: подносы, подарочные наборы подстаканников, елочных шаров, настенные часы, шкатулки, картины. И даже расписная детская лошадка-качалка там стояла.
Но цены в магазине немилосердные. Я бы, пожалуй, без ощутимой бреши в финансах могла бы позволить себе приобрести только небольшой подносик (конфет на пять) – такой малюсенький стоил около 800 рублей.
Как вам такой поднос за 180 тыс рублей?
Тем не менее, музей хороший, картины приятны для глаз, а некоторые просто восхитительны.
Покинув Жостовскую фабрику подносов, мы приступили ко второй части нашей программы – пошли искать Жостовский карьер. Нашли, обошли, искупались. Но об этом – в следующей статье.
Жостово
Жостовские подносы, Московская область anutkak43
Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами, а точнее той великолепной росписью, которая эти самые подносы покрывает. Причудливые яркие цвета, лаковый блеск и затейливые узоры — всё это непреложные элементы жостовской росписи. Эти цветочные орнаменты, на ряду с хохломой и гжелью, стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.
Промысел по росписи подносов появился в этих краях под влиянием уральской цветочной росписи. И так прижился здесь, что в начале 19 века сразу в нескольких окрестных деревнях — Осташкове, Троицком, Хлебникове и Сорокине, и в самом Жостове, возникли мастерские по производству расписных изделий из папье-маше.
После того, как к власти пришли большевики, изменения затронули и жостовские мастерские. После объединения нескольких артелей в 1928 году было создано единое предприятие под очень «поэтичным» названием «Металлоподнос». 20-е и 30-е годы были тяжелым временем для жостовского мастерства росписи. Новая власть, кроме гремящих названий, пыталась поменять и искусство, принудительно внедряя в народный промысел элементы социалистического реализма, совершенно чужеродные для всего русского искусства, а особенно для жостовских орнаментов.
Основной мотив жостовской росписи — это цветочный букет, в котором чередуются садовые и полевые цветы. Роспись, как правило, выполняется на черном фоне, хотя встречаются и красные, и зеленые, и белые, и серебряные. Подносы в основном бывают двух видов — непосредственно для подачи еды, и для украшения. Различаются они и по форме, некоторые имеют свои особые названия.
Экскурсии на жостовскую фабрику
Экскурсия на жостовскую фабрику занимает примерно 6 часов, за это время гости, кроме осмотра фабрики, смогут поучаствовать в мастер-классах. Особенно интересно посетить фабрику в предпраздничные или праздничные дни, когда желающим предоставляется возможность расписать что-нибудь и увезти с собой в качестве сувенира. Такая вот интересная альтернатива стандартным магнитикам на холодильник. При фабрике работает магазинчик, где продается все что душе угодно — обязательно подносы (всех возможных цветов и с разнообразными орнаментами), перед Рождеством и Новым годом здесь можно купить елочные игрушки, вазы и другие изделия. Кроме фабричного магазина, в деревне много художников, работающих на дому. Над каждой такой мастерской есть соответствующая вывеска, так что найти их не составит труда.
Координаты
Расстояние от Москвы до Жостово (Мытищинский район Московской области) составляет около 50 километров, время в пути, из-за петляющей дороги (Осташковское шоссе) может занять до 1,5 часов или больше, все зависит от вездесущих московских и подмосковных пробок.
Во избежание пробок, можно воспользоваться железнодорожным транспортом: c Ярославского вокзала поезда регулярно отправляются в сторону Мытищ, время в пути займет около 25 минут. От Мытищ на автобусе или маршрутке номер 26 или на такси (еще около получаса). Еще один вариант проезда: от метро Медведково на прямом автобусе номер 438 до Жостово, время в пути около получаса, но это без учета пробок.
Народные промыслы Подмосковья: Жостово
Жостовская живопись, характерные яркие цветы на черном фоне, известна далеко за пределами нашей страны. В небольшом подмосковном поселке Жостово, где население всего 500 человек, продолжают эту замечательную традицию – там до сих пор существует Жостовская фабрика, где можно приобрести замечательные изделия, а также посетить интересный музей.
Посещение Жостово можно и нужно объединить в один день с посещением Федоскино. Находятся они в ближайшем Подмосковье, имеют общие корни и хранят у себя секреты народных промыслов, славящиеся на весь мир.
Наша экскурсия так и была спланирована. После Музея Народных Художественных Промыслов в Федоскино мы отправились в музей при Жостовской фабрике декоративной росписи. Когда-то Федоскино и Жостово были практически в шаговой доступности друг от друга, но, к сожалению, после строительства канала имени Москвы, добраться из одного пункта в другой стало сложно. Приходиться делать крюк: возвращаться по Дмитровскому шоссе на МКАД, чтобы потом свернуть на Алтуфьевское шоссе. Учитывая транспортную ситуацию, время в пути рассчитать сложно. Мы стояли в пробках на Дмитровке и в ту и в другую сторону, и в результате, очень сильно опоздали в жостовский музей. Ситуацию спасло только то, что следующая за нами группа также застряла в пути и нам не пришлось сильно урезать экскурсию.
Знаменитые подносы можно увидеть ещё до захода в музей: из окна автобуса видны деревенские дома, номера которых изображены именно на жостовских изделиях.
Музей при Жостовской фабрике
При входе в музей стоят коробки с бахилами, по надписям на которых можно сделать вывод, что основными посетителями являются детские группы.
Обычно экскурсия начинается с показа небольшого фильма про историю производства, но, поскольку мы опоздали, время на просмотр решено было не тратить. Наша экскурсия началась с демонстрации процесса росписи подносов. Кстати, при желании заранее можно заказать мастер-класс, где дадут расписать свой собственный поднос, который после двух недель просушки привезут в фирменный магазин в ГУМе, откуда можно будет забрать своё творение. В нашей группе не нашлось достаточно желающих, поэтому мастер-класс не состоялся.
Затем нас провели по залам, где на стенах висят уникальные подносы, сделанные не для продажи, а, для выставок и подарков, каждый из которых имеет свою историю, а вместе они отражают историю промысла.
История возникновения жостовкого расписного подноса
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Именно представители этой фамилии, зная процесс производства изделий из папье-маше в Федоскино, задумали в первой четверти 19 века производить по этой технологии подносы, которые должны были конкурировать с железными сибирскими. Однако, в отличие от шкатулок и табакерок, подносы из папье-маше были не прочными и конкуренцию сибирским составить не смогли. Тогда жостовские мастера начали работать в другом направлении. Им удалось разработать технику росписи, при которой краска не «слезала» с железного изделия, что значительно повысило качество изделий по сравнению с сибирскими подносами, у которых рисунок не держался долго при использовании.
Подносы 19 века. Небольшой оранжевый поднос – первое жостовское изделие.
Постепенно выработался и фирменный стиль росписи: цветочный букет на чёрном фоне.
В советское время жостовский промысел переживал тяжёлые времена. Помимо попыток поставить производство на поток и сменить тематику росписи, все художники мужчины были призваны на войну, а самой фабрике было уже не до подносов, поскольку первостепенной задачей была помощь фронту. Чтобы не утратить традиции, оставшиеся в тылу женщины и старики, расписывали банки из-под американских консервов. Именно с этого времени мастерами на фабрике стали в основном женщины. До этого роспись была мужским занятием.
К счастью, именитые художники вернулись живыми и взялись за восстановление производства, его развитие и обучение молодых. Подносы стали одной из визитных карточек советской России и имели уже не прикладное, а декоративное назначение. Авторские работы выполняются не только на чёрном фоне и композиции у них не только цветочные. Есть и портреты, и пейзажи, и птицы. Вот, например, на этом подносе автор изобразил себя, свою возлюбленную, тоже художника по росписи, и коллектив мастеров фабрики, в виде птиц.
Это поднос – шутка. Для тех, кто боится ставить чашки с горячим чаем на рисунок на подносе.
А этот уникальный, единственный такой жостовский поднос не в жостовском стиле, пытаются купить на каждой выставке за невероятные деньги. Его автор – нынешний директор фабрики и он уже не даёт разрешение на вывоз подноса за пределы музея.
В настоящее время фабрика находится в частных руках, но производство не перепрофилируют. Работают и фабрика и музей. Недавно открылся магазин в Москве и не где-нибудь, а в ГУМе. Современный процесс производства мало чем отличается от того, что был в 19 веке: форма подноса выковывается вручную, а затем отдаётся художнику для росписи. Поскольку почти вся работа выполняется только руками, мастера могут работать на дому.
Двух одинаковых подносов не бывает. Любой орнамент нельзя повторить точь-в-точь. В этом можно убедиться в магазине при фабрике.
Магазин, где можно купить подносы Жостово
Жостовские подносы можно приобрести в магазине при Жостовской фабрике или в Москве в фирменном магажине Жостово, Который находится в ГУМе.
Цены тут достаточно большие. Поскольку меня просили привезти домой жостовский поднос, я купила самый маленький, на котором можно переносить разве что ручки и карандаши, но и он обошёлся в 600 рублей. Это самая низкая цена за местное изделие.
Всем, купившим что-либо, давали большой подарочный пакет. Так что по прибытии в Москву мы долго могли видеть «своих» в метро, опознавая всех по этим пакетам.
Как добраться в Жостово
Адрес: д. Жостово, Мытищинский район, Московская область
Добраться в Жостово можно автобусом номер 438 от м. Медведково
Электричка: С Ярославского вокзала Москвы ехать до станции Мытищи. Оттуда автобусом или маршруткой №26 до остановки Жостово.
Добраться можно также и на автомобиле по Яровлавскому шоссе.
Как под умелой рукой мастера рождается жостовский поднос. #жостово #жостовскиеподносы #народныепромыслы #подмосковье #нашеподмосковье #путешествияпороссии
Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Апр 8 2017 в 7:16 PDT
История
Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров.
История жостовской росписи
Жостовская роспись является народным художественным промыслом, развитым в деревне Жостово Мытицинского района Московской области. Промысел этот возник в начале 19 века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие жостовской росписи стилистичести взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. Жостовская роспись – это живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклевки) и масляного лака, обычно черного. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого (“долгого”) мазка. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким “золотым” орнаментом (т.н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.
Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — “Металлоподнос” в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. С 1938 года мастеров по росписи подносв готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов. Ведущие художники жостовского промысла — А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, Н.П.Антипов, Е.П.Лапшин, Н.Н.Гончарова, Н.Н.Мажаев, Б.В.Графов и др.
Жостовская роспись
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых.
В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие. Ведущие художники жостовского промысла — А.И. Лезнов, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, Н.П. Антипов, Е.П. Лапшин.
В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.
Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков.
В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства.
Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.
К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.
Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.
Художественные мастерские в истории жостово
К сожалению на сегодняшний день жостовский промысел мало исследован, его истоки раскрыты не полностью. По сей день мы не знаем, в какой именно деревне возникла первая мастерская. Советские исследователи пытались разобраться в этом вопросе, но безуспешно. В этой работе я сделал попытку начала самостоятельного исследования истоков этого промысла.
Но в первую очередь необходимо знать, что нас не должен интересовать вопрос о конкретном человеке, начавшем промысел. Возможно мы его и не узнаем. (Изучая церковные документы, свидетельствующие о людях и их занятиях, возможно это удастся проследить. Имена мастеров упоминаются.). Дело в том, что неизбежно изначально речь идёт о целом промысловом районе, а не о какой-либо мастерской. Это моё предположение. Речь идёт скорее о мироощущении русского крестьянина. Подчёркиваю, не мировоззрение, а именно художественное мироощущение себя, быта вокруг себя, людей, природы. Но не власти и не общества. Здесь можно провести вольную ассоциацию с идеями ранних славянофилов, для того, чтобы стало ясно, о чём идёт речь.
Жостово и Федоскино похожи не случайно. Лучшие произведения и того, и другого промыслов творились скорее непосредственно из воображения, нежели с натуры. Натура, то есть окружающая природа лишь способствовала процессу. Житель современного мегаполиса живёт принципиально в иной среде, и искусство его иное. Не хуже, не лучше, а просто иное. Как известно, Жостово творили его люди крестьянского сословия, люди схожего мировоззрения, а бывало и одни и те же мастера. Арсенал русских промыслов представлял и представляет собой особое и уникальное культурное пространство со своими традициями.
Бакушинский в 1930-х годах писал, что русская лаковая миниатюра является высшей стадией развития русских народных промыслов. Я же считаю, что высшая стадия развития оных ещё впереди. Это – создание виртуального пространства в стиле федоскинской живописи. Во-первых для изучения крестьянского мироощущения, для представления о нём, во-вторых, для изучения краеведения северного Подмосковья.
Идея есть. Осталось лишь воплотить.
Чтобы не запутаться в сферах современного искусства и не потерять критерий художественности, полезно хотя бы иногда возвращаться к истокам.
Жостовский, как и другие промыслы, формировался в русле художественной культуры центральной России XVIII-XIX вв. вместе с вышивкой бисером, росписью по фарфору подмосковных фабрик, ивановскими ситцами, павловскими платками, курскими коврами. В сознании мастеров отшлифовывались приобретённые навыки, совершенствовалось мастерство. И в традицию входило и оставалось лишь самое лучшее. Так постепенно складывался признанный облик художественного мастерства.
Интересен вопрос о том, кто именно и когда основал жостовский промысел. И ковали ли в Троицком уезде подносы в начале XIX века. Вопрос этот чисто теоретический, так как до нас дошли только изделия 70-х – 80-х гг.XIX века. Порой даже в современной литературе можно встретить кочующую по монографиям и статьям мысль о том, что Федоскино и Жостово возникли почти одновременно. Эта мысль принадлежит первому исследователю подмосковных промыслов Исаеву А.А. высказанную им в работе 1877 года «Промыслы Московской губернии»(т.2.М.,1877) Исследователи середины XXв. заимствуют эту мысль не задумываясь. А он между тем жаловался на «крайнюю скудость исторических сведений о лаковых металлических промыслах».
Однако с тех пор кое-что о начале промысла стало известно. Известно, что Коробов (основатель федоскинского промысла) основал свою мастерскую лишь в 1795 году. Но первые шкатулки его производства были не расписными, а с гравюрой, наклеивавшейся на крышку шкатулки. Когда же возникла идея расписывать изделия, первые из них выпускались на основе трафаретов, предлагаемых Коробовым – очевидно это были реалистичные виды Москвы, Петербурга и, возможно, пейзажи русских равнин. Поэтому первоначальный стиль Жостова идёт явно не от времён хозяйствования Коробова.
Это «Указатель третьей в Москве выставки российских мануфактурных изделий 1843 г».(М.,1843г. с.314). В нём говорится, что «фабрика существует 36 лет».
Из чего авторы путём арифметического вычитания сделали вывод:
«Ф.Н. Вишняков открыл её в 1807г.»
Коромыслов же относит деятельность Филиппа Вишнякова к началу 20-х гг. XIXв. То есть ко времени, когда федоскинский промысел переходит по наследству от Коробова к Лукутину. Он расширил производство, а потому и нуждался в мелких скупщиках товара. Одним из них и был Филипп Никитич Вишняков – мелкий лавочник, крестьянин села Жостово. Он большими партиями закупал товар, в силу чего мог наблюдать и изучать процесс производства.
В любом случае мы можем уверенно сказать, что своё производство было уже у Филиппа Вишнякова. Перейдём к вопросу о существовании других мастерских в Троицком уезде.
И.Богуславская,Б. Графов. «Искусство Жостова».М. 1979г.
«. из разных источников следует, что мастерская О.Ф. Вишнякова не была первой и единственной в это время. Его отец Филипп Никитич открыл производство ещё в начале XIX века. После переезда Филиппа в Москву брат его Тарас продолжил дело в Жостове»
Мастерская у Тараса в селе Жостове действительно была, правда уверенно сказать о её существовании мы можем лишь на основании известного упоминания её в событии 1825г.
А вот весть о переезде в Москву, то есть в свой собственный магазин, весьма сомнительна. Дело в том, что информация о наличии у Филиппа Вишнякова собственного магазина в Москве на Цветном Бульваре взята у В.Боруцкого. Его труд 1913г. «Кустарное производство лакированных вещей из папье-маше». (Сб: «Кустарная промышленность России(Разные промыслы)»СПб.,1913г.)грешит неточностями из-за неимения источников сведения о начале промысла носят предположительный характер : он относит время открытия мастерской Ф.Вишнякова к 1880 году, когда ни Коробовской, ни Лукутинской мастерской ещё не было (Уханова И.Н. смело включает эти сведения в монографию, доверяя источнику: «В 1780-х гг. в 25 км. От Москвы, в селе Жостово Троицкой волости, крестьянин Филипп Никитин Вишняков начал производство лакированных изделий.»стр.14). При этом говорится, что Вишняков работал именно у Лукутина, а не у Коробова. Вот этот факт как раз и стоит взять на вооружение. Это может являться доказательством того, что деятельность Ф.Вишнякова относится не ранее начала 20-х гг.XIX в.
К вопросу был ли у Филиппа Вишнякова магазин или нет, мы ещё вернёмся.
Этот же источник упоминает о неком Кириле Панском и Василии Вишнякове из того же села Осташкова, о чём исследователи забыли. Логично предположить, что Егор работал вместе со своим братом. Однако стоит помнить, что это могут быть и однофамильцы.
За неимением лошади – пишет Боруцкий – Осип Вишняков носил товар в Москву на плечах и продавал его в торговых рядах. Эта информация имеет следущее обоснование: в начале XX века при утверждении эмблемы своих изделий Вишняковы отнесли условную дату возникновения промысла в Жостове 1825г. – время приезда Осипа Вишнякова к своему дяде Тарасу.
Живопись шкатулок было принято делить минимум на два сорта.: «высшие сорта», к которым относились копии реалистичных картин, часто с видами Москвы, Петербурга, классическая европейская миниатюра.
К «низшим сортам» относилась народная миниатюра, выкристаллизовавшаяся из русского лубка, книжной графики, продававшейся на рынках. Этот стиль отражает народное мироощущение той эпохи и, по мнению, Бакушинского и других исследователей, является высшей стадией развития народного искусства. Это и есть яркие сюжетные росписи на чёрном фоне, отличающиеся более широкой, свободной манерой письма. Относилось к этому стилю и Жостово.
В настоящий момент принято считать, что жостовская мастерская отпочковалась от федоскинской «фабрики» не раньше 20-х гг.XIX века. То есть в то самое время, когда в некоторых деревнях Троицкого уезда вслед за вишняковской возникали мелкие частные крестьянские мастерские. Логичнее заключить отсутствие какого-либо одного основателя одной жостовской мастерской, на опыт которой опирались бы остальные. Прежде всего потому, что такой мастерской уже давно была лукутинская. А все остальные мелкие мастерские и по лаку, и по металлу, основывались на изучении лукутинского производства. Кроме того исследователи склонны относить мастерские, открытые по инициативе крестьян после их освобождения в 1861г. к более раннему времени.
Д.С. Айзенштадт в статье «Русский лак»(журнал «Среди коллекционеров» 1921г. №5) упоминает, что в 1831г. в мастерской Вишнякова работало 8 мастеров, из которых 6 были наёмными.
А всего в 1-й трети XIXв. В Троицком уезде насчитывалось 6 мастерских. К 1830г. их насчитывалось восемь. Известны и имена мастеров. Это Гаврила Иванов, Иван Митрофанов (его мастерская развивалась и наследники вскоре переняли дело), Тимофей Беляев (кстати его мастерская занималась перекрасом тагильских подносов, что было довольно популярным делом) и Василий Леонтьев в Жостове, Кузьма Благоев в селе Осташково, Захар Петров в деревне Сорокино, Степан Филиппов в Новосильцеве, Андрей Зайцев в селе Троицкое и другие.
Позже в Троицкой волости возникла группа деревень, где умельцы вырабатывали свой художественный стиль – Хлебниково, Троицкое, Новосильцево, Чивирёво. Таким образом возникает целый промысловый район: в ближайших деревнях обязательно находилось хотя бы по одному или двум людям, заинтересовавшимися этим делом и втягивавшим в него других.
Известно, что 1850г. насчитывалось 12 «фабрик»;
С тех пор Жостово и окрестные деревни стали своего рода заповедником этого уникального искусства.
Известной была мастерская С. Цыганова в деревне Новосильцево. Её основал в 1855г. Ефим Фёдорович Цыганов. В 1876г. ему и его сыновьям Степану, Никите и Ивану принадлежали уже две мастерские, на которых работали 49 человек. Изделий производили на одиннадцать тысяч рублей в год. Производили они и подносы, и лаковую миниатюру.
А.В. Жданов. Кустарные промыслы (отдельный павильон) на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в г. Харькове. 1887, с.30.
Жданов говорит о подносах Цыганова как отмеченных похвальным листом.
В 1870-х – 1880-х гг. число мастерских доходило до 20-ти. Число работников в них достигало 246 человек. В Жостово работали 59 человек, из которых 53 были вольнонаёмными. Изделий производилось на двенадцать тысяч рублей в год.
51 человек работал в мастерской Е.Ф. Беляева. Товар производили на двадцать тысяч руб.
Такие крупные организации возникали взасчёт поглощения мелких производств. Они отличались более высокой производительностью труда.
Исаев А. А. «Промыслы Московской губернии».М.1876,ч 2(таблицы к главе 1 «металлические промыслы»).
Для существования мастерской был необходим труд хотя бы трёх человек – коваля, шпатлёвщика и живописца. Открытие её обходилось в 30 рублей на покупку сушильного шкафа и 10 руб. на кузнечные инструменты: молотки, набойки, клещи, ножницы, дорожники, наковальни, давилки. Оборотный капитал такой мастерской не превышал 50 рублей в год.
Исаев считал нормальным заведение минимум из девяти человек: двух ковалей, двух шпатлёвщиков, двух живописцев, двух лакировщиков и одного полировщика. Называл он их «мелкими мастерскими с наёмными рабочими силами». Оборотный капитал такой мастерской составлял 280 рублей в год.
Организация производства требовала постройки сруба размером 12 на 12 аршин стоимостью в 500 рублей.
Мастерские эти располагались в полуподвальных помещениях. Оборудование было простым и состояло из ножниц, деревянного молотка и кистей с красками. В нескольких мастерских стояли «боевые машины» для штамповки подносов. Рабочий день в таких мастерских доходил до 14 часов. На подсобных работах применялся труд подростков и детей.Сохранился договор 1871г. между О.Ф.Вишняковым и кретьянином Угаровым:
Изначально промыслы были связаны между собой теснейшим образом. Мастера в силу неурядиц на своём рабочем месте могли перебегать из одной мастерской в другую, привнося свой опыт, свои ремесленные тонкости и сюжеты Сюжеты часто заимствовали у соседей. В Жостово изображали сцены народной жизни, гуляний, быт пахаря, популярный сюжет мчащейся тройки коней – то есть идеи, подсмотренные у федоскинцев.
Вишняков был горячо предан своему делу и нередко не спал целые ночи напролёт, придумывая какое-либо изобретение. Старые мастера вспоминали, как однажды он приехал с уральской ярмарки и привёз металлические подносы. В Нижнем Новгороде он увидел, как бойко торгуют подносами с Урала. Они были украшены растительным орнаментом, типичным для предметов уральской народной расписной утвари. Тогда О. Вишняков подумал о замене папье-маше на более прочный металлический материал. К тому же как раз удачно совпало время большого спроса на декоративно украшенные подносы – ими пользовались в трактирах, ресторанах, такие вещи нравились купечеству, ими могли украсить стену или просто использовать в быту. Также в уезде было легко достать подходящий металл – его использовали как кровлю для генеральских дач.
Орнаментальные росписи и цветовые композиции изделий из Урала были взяты на вооружение и со временем стали ведущей темой. Однако уральские подносы и без того были хорошо известны. В деревнях существовали мастерские, переписывавшие сибирские подносы на местный лад («перекрас»). Возможно, что местная мастерская И.М.Митрофанова занималась подобной деятельностью.
На усовершенствование форм подносов оказывало влияние бытовавшее в волости кузнечное дело. Так появились подносы крылатые, готические, гитарные, фестончатые.
Первые из дошедших до нас изделий датируются 1870-ми – 1880-ми годами. К этому времени сложилось несколько относительно крупных заведений: мастерские Осипа Филипповича Вишнякова, Егора Фёдоровича Беляева и Ефима Фёдоровича Цыганова. (возникли взасчёт поглощения мелких, не выдерживавших конкуренции с такими предприятиями).
Вишняков в 1860-х гг.построил два кирпичных здания, в одном из которых размещалась кузница и печь для сушки изделий, в другом работали живописцы. Характерно, что до этого и кузнецы,и шпатлёвщики, и живописцы работали в одной избе. Чад от горящего масла из сушильных шкфов ел мастерам глаза, им было сложно расписывать поднос в таких условиях, о чём сетовал Исаев.
Работали они по 13-15 часов в день, у мелких хозяйчиков – по 16-17 часов.
Сбывались подносы в Москве, лучшие сорта шли в Петербург.
Нам известно имя одного мастера, писавшего в это время. Это Осип Ефимович Бурбышев (1867-1919).Он был ведущим художником и мог выполнять заказы любой сложности. Сохранились два его произведения. Они выделяются артистизмом исполнения, виртуозным владением всеми особенностями местного искусства.
Букеты написаны свободно, цветы раскинуты вольно, но в то же время их стебли изогнуты и повернуты для равномерного заполнения фона. Форма цветов и листьев близки к природным, но созданы условными приемами декоративной живописи. Объем цветов передан активными бликами, ближе к фону – орнаментальным характером лепестков. Тонкие, словно тающие усики травки создают впечатление воздушности фона. На его золоте выделяются сдержанные цветовые пятна. По борту нанесен характерный для Бурбышева узор из плоских заштрихованных листьев.
От идей второго направления конца XIX века сохранились два подноса из мастерской Е.Ф. и Л.Ф. Вишнякова.
На рубеже XIX-XXвв. Жостово, как и другие промыслы, переживает кризис (спрос на подносы падает). Начинается дробление мастерских. В Троицкой и Марфинской волостях кустарей становится вдвое меньше. В некоторых деревнях промысел исчез. Мастера уходили от дела в сельское хозяйство, в отхожие промыслы.Опытные жостовские мастера метались из мастерской в мастерскую в поисках живой струи.
В 1900-х гг. в селе Хлебниково начал дело предприниматель Н.Н. Сорокин. Лучшие мастера промысла перешли к нему – И.А. Левин, А.И. Лёзнов и И.С. Леонтьев. Но вскоре они вернулись обратно в свои мастерские, чтобы организовать свою артель в 1912г. на базе закрывшейся мастерской Цыганова в деревне Новосильцево. Однако артель быстро закрылась, не найдя рынков сбыта.
После развала лукутинского дела некоторые федоскинские мастера перешли к Вишняковым. Тогда же мастера сбывали свои готовые работы вишняковцам. Федоскинцы предреволюционного поколения их не любили, и в начале XX века считали их копиистами. Такое отношение друг к другу сломалось только после развала лукутинского дела, когда мастера наконец-то начали работать бок о бок. Однако ещё в старые времена отдельные мастера иногда перебегали из одной мастерской в другую в силу своих личных неурядиц на рабочем месте. В то же время сохранились и свидетельства о взаимоуважении мастеров.
Один из недоучившихся мастеров рассказывал М.С. Чижову историю о встрече своего отца с Василием Осиповым Вишняковым. Его отец (Семён) – мастер Федоскино поругался с управляющим Калининым и решил уйти в Осташково к Василию Осипову Вишнякову. Всем было известно, что хозяин Жостова был простоват, но с хитринкой. Когда Семён приехал к зданию мастерской в первый раз – он увидел батрака в дырявых штанах, длинной старой рубахе, босого и лохматого. Он обратился к этому батраку с вопросом о работе и встрече с хозяином, тот ушёл и вернулся через несколько минут как степенный человек в тёмном суконном костюме, на котором блестел золотой брелок.
Поступив к Вишняковым, лукутинские мастера лучше осваивают декоративные приёмы крестьянского искусства, но условия работы становятся более тяжёлыми (11 – 12 часовой рабочий день).
По уровню художественного мастерства вишняковские миниатюры уступали лукутинским, но зато в них сильнее проявлялись черты крестьянского искусства. Особенное развитие получил крестьянский жанр и пейзаж. Если мастерская Лукутиных опиралась на профессиональное искусство, то жостовцы – на народное искусство и на лубок. Жостовцы отличались от лукутинцев творческим методом: броская декоративность первоплановых, узловых объектов и постепенное затухание, дымкой второстепенных, неосновных. Свободная импровизация, бесконечное варьирование любимых мотивов, введение всякий раз собственных находок. Ни один сюжет не повторялся. В Жостово народное мироощущение выразилось чётче, чем в Федоскино.
Однако художники были связаны между собой единым мировосприятием, а потому в их творчестве прослеживаются черты сходства в разработке мотивов орнаментального и сюжетного порядка. Общинная основа их искусства способствовала выработке стилевой близости при наличии отличительных особенностей. (Бакушинский. «Федоскино и Жостово»)
В десятые годы промысел переживает упадок. Исключением здесь были заказные подносы с росписью в виде цветных букетов, которые писали профессиональные художники – выпускники Строгановского училища на фабрике В.О. Вишнякова.
Дробление мастерских привело к тому, что к 1917 году в деревне было 14 мелких кустарных заведений, продолжавших загибаться. Мастера занимались сельским хозяйством и отхожими промыслами.
В XX веке декоративный букет становится главным направлением.
В годы после революции на фоне общего подъёма народного искусства промысел переживал своё второе рождение. В это время творили такие мастера как И.С.Леонтьев, К.В.Грибков, А.И.Лёзнов, П.С.Курзин, Д.Д.Кузнецов, А.П. Гогин, Н.С. Клёдов, М.Р. Митрофанов и другие.
В 1924г. открываются «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь».
В 1925г. возникает артель «Лакировщик». В селе Троицком «Свой труд».
В 1928г. все мелкие артели объединились в “Металлподнос” с центром в деревне Жостово.
В тридцатые годы кустарный музей, ведавший промыслом, пытался изменить оригинальный яркий народный стиль Жостова путём подачи образцов, содержащих орнаментальные и реалистические станковые композиции. Привлекались живописцы П.П. Кончаловский, П. А. Спасский, Б.Н. Ланге,П.П. Соколов-Скаля. Цель была – создать новый стиль подносной живописи. Этот эксперимент был чужд самой природе промысла. Ведущие мастера (и в первую очередь Клёдов, Лёзнов) понимали чуждость таких тенденций и сумели успешно противостоять этому: они вплели всё, что знали, всю народную яркость и обаяние цветка в предлагавшийся им станковый натюрморт. Самый яркий пример тому – поднос, расписанный П.С. Курзиным.
А.И. Лёзнову приходилось работать по эскизам художника П.П. Кончаловского. Последний пытался создать натюрморт, соответствующий жостовскому стилю, но у него плохо получалось. Лёзнов долго ломал голову и у него получались вольные копии, не похожие на образец. Как утверждал автор: «стал видеть шире и чувствовать цвет лучше». Но борьба с П.П. Кончаловским закончилась для него уходом из промысла. Он стал писать лишь небольшие миниатюрные работы.
Попытки навязывания своих решений лишь способствовали дальнейшему развитию самобытности Жостова. Это как раз является живым примером тому, что народное искусство способно переварить и включить в себя многое. По выражению Грабаря народное искусство захватывает каждого, кто входит с ним в соприкосновение. А значит, способно оно на это и сейчас.
В вышеописанные тридцатые годы промысел насчитывал семьдесят человек, большинство из которых были простыми мастерами. Но среди них работали и выдающиеся художники.
А.И. Савельева – дочь старого мастера стала первой женщиной на производстве.
1938 г. Создание школы бригадного ученичества. В ущерб основному делу увеличивают выпуск детских игрушек (ведёрок, лопаток, подносиков) в ущерб основному делу. В это время характерно отсутствием единого подхода со стороны администрации. Бытовало освоение образцов и даже трафаретов.
Во время Великой Отечественной войны большинство мастеров ушли на фронт. Остались только девушки и старики. На них и держалось всё дело. С производства подносов перешли на работу по помощи фронту, что и стало основной деятельностью. В свободное время, чтобы не утратить навык, расписывали детские вёдрышки, изготовлявшиеся из американских жестяных консервных банок.
После войны промысел восстанавливается и приходит новая плеяда живописцев в том числе и из жостовского отделения профтехшколы в Федоскине. Ведущими мастерами становятся В.И. Дюжаев, П.И. Плахов. Начинается новая эпоха промысла.
1949г. Запрещён приём копчения. Однако в соседнем Федоскине тот же приём в 1946г. стараниями М.С. Чижова был восстановлен. Жостовские пейзажи объявлены неумелыми и антихудожественными.
Это время характерно избавлением от станковизма, участием на многих выствавках, работой с НИИХП. Становится актуальной роспись по потали, металлическим порошкам и перламутровой инкрустации. Композиция букета изменилась.
70-е – 80-е гг. Жостово переживает расцвет.
В 1975г. отмечалось стопятидесятилетие промысла. Фабрика награждена орденом «знак почёта».
В 90-е гг. предприятие обанкротилось и его выкупил некий московский банкир. Перепрофилирования не произошло. Сегодня на производстве работает около тридцати человек. Подносы реализуются через сеть торговых центров.
В наше время жостовские подносы находятся во многих музеях мира.
В самой деревне Жостово многие местные жители занимаются промыслом, чем и увеличивают своё благосостояние. Одни в сараях своих жилищ изготовляют сами подносы, другие же их расписывают.В основном для туристов как отечественных, так и иностранцев. Многие художники, ранее работавшие на фабрике, перешли на кустарное производство, объёмы которого превышают выпуск продукции фабрикой.
Тагильские подносы
Появились они вначале XVIII века на металлургических заводах Демидовых в Невьянске и в Нижнем Тагиле, выпускавших листовое железо. Изначально сформировались два направления – с сюжетной живописью профессиональных художников и с обобщённой цветочной росписью, близкой народной росписи по дереву и бересте. Расцвет относится к середине XIX века.
Развитию подносного промысла способствовало наличие лака высокого качества. В шестидесятых годах XVIII века крепостной мастер А.С. Худояров изобрёл прочный прозрачный лак, названный хрустальным. Подносы кузнецы делали вручную. Роспись кистью выполнялась специальными приёмами, при которых одним мазком получают несколько градаций тона от насыщенного к светлому. Краску основных крупных пятен могли наносить прямо пальцами, а затем уточнять мазками белил и штрихами чёрной краски. Заканчивали привязкой (стеблями, усиками, травами) и обрамляющим узором. В 1930-х традиция живописи была утрачена из-за подражания Жостову. Но во второй половине ХХ века многое было сделано для возрождения искусства.
Как мы видим, Жостово представляет собой поле для отдельного большого исследования.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов



























