десять колен израилевых что это
Куда исчезли десять колен Израилевых?
С тех пор как ассирийцы в VIII столетии до н.э. изгнали десять еврейских племен с их земли, дальнейшая судьба этих людей неизвестна. Куда они направились? Что случилось с изгнанниками потом? Историки не получили однозначного ответа на эти вопросы до сих пор.
Совершим небольшой экскурс в библейскую историю и начнем с патриарха Авраама или, еще лучше, с его внука Якова. Бог явился последнему во сне по пути в Месопотамию и благословил его стать основателем еврейского народа. Яков родил 12 сыновей: Рувима, Симона, Левия, Иуду, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иссахара, Завулона, Иосифа, Вениамина, каждый из которых впоследствии стал отцом одного из племен израилевых.
В стране Ханаан племена поселились на берегах реки Иордан. Позднее была установлена монархия, и потомки сыновей Якова имели единого правителя, но после смерти царя Соломона государство разделилось на два. От племен Иуды и Вениамина, живших на юге, отделились десять остальных племен, освоивших северные районы. Этими коленами стали управлять монархи, передававшие престол по наследству. Народы Иуды и Вениамина, как принято считать, являются предками современных евреев. А что же случилось с десятью северными коленами? Где их потомки?
В 722—721 г. до н.э. царь Ассирии Салманасар V захватил Самарию и изгнал десять народов северного царства. Люди снялись с насиженных мест и вместе с малыми детьми и стариками, со скарбом, который могли унести, на телегах и пешком отправились и Месопотамию и города индийские (современные Сирию и Ирак). Плач и стенания поднимались над толпами изгнанников. Многие не смогли вынести лишений и умерли в пути. Что сталось с выжившими, никто не знает.
Пророк Иезекииль предсказал будущее объединение всех евреев на Земле Обетованной. Во многих районах земного шара живут люди, возможно, являющиеся потомками исчезнувших племен: в Крыму, на Кавказе, в Кении, Нигерии, Армении, Иране, Центральной Азии и на севере Сибири, в Африке, Южной Америке, Австралии и Ирландии. Бесспорных доказательств нет, но иудейские элементы культур некоторых народов, живущих в вышеперечисленных регионах, указывают на возможную связь с пропавшими племенами.
Одним из первых известных исследователей данной загадки был Вениамин из Туделы, живший в Испании в XII в. Большую часть своей жизни он потратил, путешествуя в поисках потомков людей, принадлежавших к десяти упомянутым племенам, и, посещая еврейские общины, записывал впечатления в дневнике. Посетив Персию и Аравийский полуостров, Вениамин столкнулся с иудеями, которые, по его убеждению, являлись прямыми потомками изгнанных израильтян.
Их самодостаточность и свирепость глубоко поразили исследователя. Вениамин писал: «В Персии живут потомки племен Дана, Завулона, Асира и Неффалима. Ими руководит правитель Иосиф. Среди этих людей есть ученые мужи, сведущие в различных науках. Они сеют злаки, снимая богатый урожай, состоят в военном союзе с язычниками, поклоняющимися ветру и живущими в дикости».
Во время путешествия по Аравии Вениамин также посетил большие еврейские города, окруженные мощными оборонительными сооружениями. Местные жители отличались воинственностью и в альянсе с арабами совершали набеги на мирные племена Аравии. Горожане сообщили Вениамину, что их прародителями являются Рувим и Гад.
Когда в 1492 г. Христофор Колумб предпринял путешествие и открыл новые земли, никто не предполагал, что его появление изменит судьбу аборигенов. Но, возможно, Колумб был не первым жителем Старого Света, приплывшим в Америку. Миссионер Бартоломео де Лас Касас в начале XVI в. встретил в Перу и Гватемале индейские племена, предания которых гласили, что их предки прибыли с Востока, переплыв океан. Кроме того, индейцы соблюдали многие иудейские ритуалы.
Через 120 лет аналогичный отчет португальского путешественника Антонио Монтесиноса вызвал сенсацию среди ученых Европы. Монтесинос встретил в Андах индейцев, читавших наизусть выдержки из Торы. Их одежду, гончарные изделия и другие предметы обихода украшала звезда Давида. Манассия бен Израиль, голландский ученый, уважаемый как в христианских, так и в иудейских кругах, укрепил представление об американских индейцах как о потомках еврейских племен.
Под впечатлением отчета Монтесиноса и вдохновленный собственными мистическими взглядами, ученый написал книгу «Надежда Израиля», в которой призывал евреев, рассеянных по миру, объединиться. В 1655 г. Манассия встретился в Вестминстере с Оливером Кромвелем и представил петицию о возврате в Англию всех евреев, изгнанных из страны. По его мнению, туманный Альбион — и есть Земля Обетованная.
Фантастический манифест 1665 г. встряхнул иудеев. Раввин Натан Газский объявил мессией, призванным объединить всех евреев, Саббетая Зеви из Измира. В манифесте утверждалось, что последний явился на землю верхом на драконе о семи головах. По пути мессию атаковали Гог и Магог, враги Израиля, возглавлявшие огромную армию.
Однако Саббетай с помощью огня, вырывавшегося из его ноздрей, смог разбить врагов. Натан возвещал, что спаситель находится на пути в Иерусалим, и когда прибудет туда, Бог воздвигнет храм из золота, украшенный драгоценными камнями, и весь город наполнится блеском. В тот день, когда это случится, мертвые встанут из могил.
Новость пронеслась из страны в страну. Многие евреи начали продавать имущество и готовиться к путешествию в Святую Землю. Кем же был на самом деле новоявленный мессия? Саббетай Зеви родился в Смирне в Малой Азии в 1626 г. и был посвящен в сан раввина в возрасте 18 лет. Под влиянием мистического учения Каббалы он объявил страдающим евреям, что час искупления пробил.
Такие идеи распространились в Марокко, Тунисе, Египте и Италии. Прошел слух, что огромная армия потомков десяти племен движется через Африку в сторону Мекки. Встревоженные власти Турции в 1666 г. арестовали Зеви и обратили его в ислам. Вслед за этим тысячи евреев также стали мусульманами.
Возможными потомками исчезнувших племен является большая группа народов, называющая себя патанами (пуштуны). Они живут на границе Афганистана, Пакистана и Кашмира. Патаны считают, что ведут происхождение от Киша, предка библейского царя Саула. Они носят одежду, схожую с иудейской, соблюдают еврейские табу, касающиеся пищи, и отмечают иудейскую пасху. В Южной Африке десятки тысяч чернокожих, принадлежащих к племени лемба, заявляют, что сотни лет назад были отрезаны от своих собратьев евреев.
Но, пожалуй, самым экзотическим местом, где могли поселиться изгнанные еврейские племена, являются Японские острова. Существуют тысячи слов и географических названий в японском языке, этимологические корни которых невозможно проследить. Все они имеют иудейское звучание. Императора Японии Оси, правившего около 730 г. до н.э., ряд историков ассоциирует с последним царем Израиля Осией, который жил во времена, когда ассирийцы изгнали евреев.
Синтоистские храмы того периода напоминают древние израильские. Среди артефактов, найденных в Японии, некоторые имеют явно ассирийское или иудейское происхождение. К ним можно отнести, например, колодец в Кориуги с начертанными на нем словами «Колодец Израиля». Сохранившиеся части древних телег резко отличаются от японских и схожи с описанными в Ветхом Завете. Может быть, древние израильтяне на этих телегах совершили путешествие через всю Азию?
Не случайно самураи считают, что пришли в Японию из Западной Азии около 660 г. до н.э. Само слово «самурай» звучит сходно со словом «Самария». Но какое же из десяти племен поселилось в Японии? Некоторые историки выдвигают гипотезу, что микадо, японский император, является потомком племени Гада. Само слово «микадо» звучит похоже на иудейский термин, означающий «его величество царь».
12 колен Израиля
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
12 Колен Израиля [↑]
12 колен Израилевых — 12 ветвей еврейского народа, ведущих свою родословную от 12-ти сыновей праотца Яакова, которому сам Б-г дал имя «Израиль», и, таким образом, еврейский народ называется Израиль и включает в себя 12 колен Израилевых. Деление на 12 колен сохранялось во время Исхода из Египта и странствий по пустыне: у каждого израильского колена было свое место в израильском стане и своя очередь в порядке движения, свой флаг и герб. В земле Израиля каждое из 12-ти Израильских колен получило свой надел. Колено Леви (левиты) — колено священников — как правило, считалось отдельно, и левиты проживали во всех наделах. Десять северных колен Израильских в XIII в. до н. э. были захвачены Ассирией, угнаны в плен и рассеяны среди народов. Тайна исчезнувших 10-ти колен Израилевых и сегодня не дает покоя многим исследователям, которые в разных уголках мира пытаются найти следы пропавших колен Израиля.
Ниже мы подробнее ответим на вопросы, откуда ведут происхождение колена Израиля, сколько колен осталось сегодня и где, все-таки, остальные колена?
Разделение Израиля на колена [↑]
Колен Израиля было 12 — по числу сыновей Яакова.
Но при распределении наделов в земле Израиля первенец получал двойную долю. Так как Реувен, первый сын Леи, утратил статус первенца именно в этом смысле, это право перешло к первому сыну Рахели — Йосефу. Поэтому его сыновья — Эфраим и Менаше — стали родоначальниками двух колен.
Получилась интересная вещь: в тех случаях, когда колено Леви «принимается в расчёт», колено Йосефа считается за одно, как, например, на нагруднике Первосвященника. Однако в Земле Израиля, где левиты не имели собственного надела, колена Эфраима и Менаше получили два надела.
То же самое произошло и при построении сынов Израиля в пустыне: так как коэны и левиты шли отдельным лагерем, возле Мишкана, то лагерь исраэлитов был представлен опять-таки 12 коленами — Эфраим и Менаше отдельно.
Каждое колено — под своим флагом [↑]
Как было сказано выше, в стане исраэлитов шло 12 колен. Был определен строгий порядок в построении колен: каждому колену отведено свое место в стане Израиля, а также определено, когда каждое колено начинает двигаться. Кроме того, был определен порядок а также Каждое колено шло под под своим флагом («дегелем»), и таким образом, был определен порядок в построении весь лагерь Израэля был разделен, в соответсвии с количеством колен.
Глава каждого колена имел свой опознавательный знак: собственное знамя, цвет которого совпадал с цветом соответствующего этому колену драгоценного камня, вставленного в нагрудник первосвященника Аарона. Именно отсюда и позаимствовали различные царства обычай обзаводиться знаменем собственной расцветки.
Таким образом, каждое колено шло под своим флагом («дегелем»).
Колену Реувена соответствовал рубин, камень красного цвета. Красным было и его знамя, на котором были изображены корни мандрагоры.
Колену Шимона соответствовал топаз, камень зеленого цвета. На зеленом знамени Шимона был изображен город Шхем.
Колену Леви соответствовал изумруд. Знамя Леви было трехцветным — на треть белым, на треть черным и на треть красным. На нем были изображены урим и тумим (нагрудник первосвященника с вставленными в него драгоценными камнями, позволявшими узнать волю Всевышнего).
Колену Йегуды соответствовал карбункул. Его знамя было небесного цвета, и на нем был изображен лев.
Колену Иссахара соответствовал сапфир. Его знамя было темносиним. На нем были изображены солнце и луна в память о словах Писания: «И из сыновей Иссахара, умеющих понимать времена» (Диврей га-ямим I, 12,32).
Колену Зевулуна соответствовал алмаз. Его знамя было белого цвета, и на нем был изображен корабль.
Колену Дана соответствовал опал. Цвет его знамени походил на цвет сапфира, и на нем была изображена змея.
Колену Гада соответствовал агат. Цвет его знамени был смесью белого и черного цветов. На нем был изображен лагерь Израиля.
Колену Нафтали соответствовал аметист. Цвет его походил на цвет прозрачного красного неяркого вина. На нем была изображена лань.
Колену Ашера соответствовал хризолит. Цвет его знамени напоминал цвет драгоценного камня, которым любят украшать себя женщины. На нем было изображено оливковое дерево.
Колену Йосефа соответствовал оникс. Цвет его знамени был абсолютно черным. Этот цвет принадлежал сразу двум коленам потомков сыновей Йосефа — Эфраима и Менаше, родившихся в Египте.
На знамени Эфраима был изображен бык, на знамени Менаше — антилопа.
Колену Биньямина соответствовала яшма. Цвет его знамени был смесью двенадцати цветов. На нем был изображен волк.
Сколько колен Израиля сохранилось сегодня [↑]
Нам неизвестно на сегодняшний день местонахождение изгнанных Санхеривом десяти колен. Правда, Гмара сообщает, что пророк Ирмияу ходил возвращать изгнанников, и, возможно, какая-то часть их перебежала в Иудею перед вторичным изгнанием. Но это лишь догадки. Основное же население Иудеи состояло из потомков Йеуды и Биньямина.
На сегодняшний день, в основном, идентифицированы лишь коэны и левиты, скорее всего, потому, что их происхождение дает им особый статус в Еврейском Законе, как то — получение трумот и десятин, вызов к чтению Торы на первом месте (для коэна, а за ним сразу вызывается левит) и т.п. Это естественным образом заставляло семью помнить о происхождении отца и передавать традицию детям.
Из потомков остальных колен, пожалуй, никто не знает точно, к какому кто из них принадлежит, за исключением тех редких семей, которые точно знают, что их отец происходит по мужской линии от царя Давида. По понятным причинам эта информация тоже передавалась от отца к сыну, соответственно, эти люди знают, что происходят из колена Йеуды.
Отметим, что на протяжении истории появлялись отдельные люди и даже целые общины, утверждавшие, что являются потомками одного из десяти колен, и ссылавшиеся на непрерывную традицию. На сегодняшний день существует немало таких групп, но по большей части у них нет какой-либо существенной связи с еврейской традицией. Каждая такая претензия рассматривается отдельно, и иногда группа принимается в лоно Израиля, пройдя Гиюр [принятие иудаизма] для полной уверенности.
В поисках пропавших Десяти колен Израиля
Исчезновение и поиски десяти израильских колен – один из самых загадочных и трагических эпизодов еврейской истории. Он нашел отражение в самых разных источниках – от Талмуда до народных сказок и легенд. Где же его исторические истоки?
Как исчезли 10 колен
В 733-721 гг. до н. э. вторгшиеся в Израильское царство ассирийские цари Тиглатпаласар III, Салманасар V и Саргон II пленили и увели в Ассирию практически все население Самарии. Опустевшие территории Израильского царства ассирийцы заселили представителями других покоренных народов. С этого момента достоверных исторических сведений о судьбе десяти колен, уведенных в ассирийский плен нет.
Предание о реке Самбатион
Где же их следует искать? В талмудическом трактате Санхедрин есть рассказ о чудесной реке Самбатион, за которой живут потомки десяти плененных колен. Оставаясь правоверными евреями, они не могут перейти реку в Субботу – единственный день недели, когда она затихает, а по будням течение Самбатиона настолько бурное, что переплыть его невозможно (Санх. 65б). Того же мнения придерживается и Иерусалимский Талмуд (трактат Йевамот, 17а).
В «Естественной истории» Плиния Старшего (середина I в.) описание реки согласуется с талмудическими источниками (XXXi 18).
Однако Иосиф Флавий придерживается противоположного мнения: по его словам, перебраться через чудесную реку невозможно именно по Субботам. В начале пятой главы седьмой книги «Иудейской войны» Флавий сообщает, что будущий император Тит, разрушив Иерусалим, отправляется в поездку по Сирии. Во время нее Тит осматривает «весьма замечательную по своей природе реку, протекающую посредине между Аркеей и Рафанеей и обладающую удивительным свойством. Водообильная и довольно быстро несущаяся во время течения река ровно шесть дней в неделю иссякает от самого источника и представляет глазам зрителя сухое русло; в каждый же седьмой день воды ее снова текут, точно не было никакого перерыва. Такой порядок течения река сохраняет в точности, вследствие чего она и названа Субботней рекой по имени священного седьмого дня, празднуемого иудеями».
В еврейском фольклоре разных стран существует множество вариантов истории, в которых сбежавшее животное (обычно коза) тайными ходами приводит хозяина из страны Рассеяния в Эрец Исраэль, Эдемский сад и другие чудесные места. Такова история о бедном польском еврее, попавшем вслед за своей козой в чудесную страну, населенную потомками десяти исчезнувших колен.
Однажды вечером накануне Субботы его коза, обычно гулявшая целый день на вольном выпасе, не вернулась домой. Хозяин отправляется ее искать. Следуя за козой, он попадает незнакомое место: пейзаж разительно отличается от привычного, а в небе горят огромные звезды. Неожиданно навстречу ему попадается великан, огромный, «как Голиаф», и одетый в доспехи. Великан оказывается потомком евреев из десяти пропавших колен, а диковинное место – страной, расположенной за рекой Самбатион. Хозяин сбежавшей козы проводит Субботу среди других потомков десяти колен. Все они такого же гигантского роста, как его новый знакомый, и истово соблюдают законы Торы. На исходе Субботы великан подбрасывает своего гостя в воздух, и тот оказывается дома, в польском местечке.
Легенды о потомках десяти колен, счастливо живущих за чудесной рекой Самбатион, вдохновляли не только народных сказителей, но и многочисленных авантюристов. Хотя достоверно известно, что все современные евреи являются потомками населявших Иудейское царство колен Йехуды, Биньямина и Леви, периодически появлялись люди, называвшие себя посланцами таинственного царства, расположенного за рекой Самбатьон. Двое самых известных из них – Эльдад Данит (Эльдад А-Дани) и Давид Реувени.
Посланники таинственного царства
Давид Реувени
После визита в Испанию следы загадочного Данита исчезают, но память о его чудесных историях будет жить еще долго. Уже в середине следующего века, в 959 году могущественный приближенный кордовского халифа Хасдай Ибн-Шапрут, узнав о существовании «еврейского царства» в Хазарии, напишет хазарскому царю Иосифу письмо, в котором среди прочего интересуется, не происходит ли народ Иосифа от одного из пропавших колен. В своем письме он ссылается на рассказы Эльдада Данита: «Во дни наших предков попал к нам один иудей, умный в речах, который говорил, что происходит из колена Дана, и доводил свою родословную до Дана, сына Яакова».
Корабль Колумба
В качестве переводчика с ним едет знаток иврита, марран (крещеный сефард) Луис Торрес. Не было ли это очередной попыткой отыскать пропавшие десять колен и вступить с ними в контакт?
Поиски 10 колен сегодня
Поиски потомков десяти пропавших колен продолжаются и в наши дни. На их роль неоднократно выдвигались народы, в культуре которых можно проследить отдаленное сходство с еврейской традицией. Среди кандидатов были даже японцы.
Японские горные отшельники ямабуси с «тфилином» на лбу и «шофаром»
Энтузиасты приводят в защиту этой экстравагантной теории множество доказательств: во время одного из синтоистских праздников священник разыгрывает сцену, похожую на принесение в жертву Ицхака, японские горные отшельники ямабуси носят на лбу черную коробочку, очень похожую на тфилин, и трубят в рог из морской раковины, как в шофар, а некоторые обряды напоминают Йом-Киппур.
Японские горные отшельники ямабуси с «тфилином» на лбу и «шофаром»
Потомки десяти пропавших колен, живущие за чудесной рекой Самбатьон, так и не найдены, а попытки энтузиастов найти их среди представителей самых разных культур пока не увенчались успехом. Однако в народ Израиля вливаются все новые и новые «колена» – прозелиты со всех концов земли.
В 2005 году члены общины Бней-Менаше из северо-восточной Индии благодаря решению главного сефардского раввина Шломо Амара смогли въехать в Израиль, пройдя ортодоксальный гиюр (процедура переход в иудаизм). Несмотря на то, что анализ ДНК не подтвердил веру Бней-Менаше в происхождение от одноименного колена, они ощущают себя полноценными евреями и успешно осваиваются на Обетованной земле.
Хотя Колумб приплыл в итоге вовсе не в Индию, а местные аборигены, благодаря этой ошибке ставшие индейцами, на иврите не говорили, идея отыскать среди них потомков самарийских изгнанников жила еще долго. В 1650 амстердамский раввин сефардского происхождения Менаше бен-Исраэль издает книгу «Эсперанса де Исраэль» – «Надежда Израиля», в которой излагает свою теорию, согласно которой индейцы Южной Америки – не кто иные, как потомки пропавших десяти колен. В наше время мечта рабби Менаше воплотилась в реальность, хотя и не совсем так, как он предполагал. Сегодня во многих поселениях Самарии действительно живут «инкские евреи» из Перу – бывшие протестанты, принявшие иудаизм целыми общинами.
Рамбам пишет: когда придет Машиах, к нему соберется весь еврейский народ, и он сообщит каждому его происхождение. Тогда-то мы и узнаем судьбу исчезнувших Десяти колен. Будем верить и надеяться, что это произойдет вскоре, в наши дни!
Кто такие 10 потерянных колен Израиля?
от





